Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа по методике преподавания литературы. Нестандартные формы уроков литературы - файл 1.doc


Контрольная работа по методике преподавания литературы. Нестандартные формы уроков литературы
скачать (104 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc104kb.20.11.2011 18:14скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Институт филологии и массовых коммуникаций

Факультет русского языка и литературы

Кафедра литературы
Контрольная работа.

Нестандартные формы уроков литературы.

Работу выполнила Кононова Ю. С.

студентка 4 курса ОЗО ФЛФ, 541 гр.


Нижний Тагил

2010


Теоретическая часть.

Путей повышения интереса школьников  к изучению литературы множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти расширяющие кругозор и знания так  называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие  какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы.

Использование нестандартных форм проведения уроков литературы смогут решить многие проблемы, встающие перед учителем при изучении произведений художественной литературы: развивают речь, активизируют мыслительную деятельность, то есть помогают решить многие учебные задачи, которые стоят перед учителем-словесником при обучении.

Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является  развитие инновационных процессов. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.

Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых средств или времени.

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные  формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при  следующих условиях:

  • нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;

  • хорошее  владение  учителем  методикой проведения нетрадиционных уроков;

  • умелое сочетание  нетрадиционных и традиционных форм работы;

  • владение  способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

  • включение нестандартных  уроков в систему своей работы.

Цели  нестандартных  уроков

  • ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и    мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;

  • научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;

  • воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.

Принципы деятельности:

  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • дифференцированный подход к изучению предмета;

  • повышение интереса к изучаемому материалу;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Творческие принципы методики  нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
^ Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
^ 2. СОБСТВЕННО УРОК

(выделяется 3 основных этапа):

Первый этап.

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения  целей урока.

Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется  во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
^ 3. АНАЛИЗ УРОКА

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Ценность  методики заключается в том, что эти уроки:

  • делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;

  • способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;

  • благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;

  • развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;

  • проявляют интерес к предмету, любознательность;

  • организуют связь с другими видами искусства.



Виды и формы нестандартных уроков по литературе

Остановимся подробнее на основных наиболее распространённых в школьной практике видах нестандартных уроков. Уроков такого характера уже столь много, что требуется определённая систематизация их. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.

Можно выделить характерные группы:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

3.2. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Не­стандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мне­ния педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в на­правлении демократизации школы, а другие, наоборот, счита­ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци­пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле­нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру­диться.

Именно поэтому в последние годы в учительской практике особую популяр­ность приобрели нетрадиционные формы уроков. Однако их использование обнару­жил ряд существенных недостатков, сни­жающих педагогическую эффективность учебного процесса. Если говорить о нетра­диционных формах уроков, то можно назвать следующие недостатки:

  • стихийность и бессистемность ис­пользования. Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской сис­темы.

  • отсутствие прогноза положительных изменений — роста качества формируе­мых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся, его развивающие воз­можности;

  • преобладание репродуктивных тех­вивающа обучения. Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его тематическое содержание;

  • перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Особенно это относится к интегрирован­ным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам урока. От­сутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не име­ющим особого образовательного значе­ния. Привлекаемые факты интересны уча­щимся, однако их образовательная и раз­вивающая нагрузка незначительна.

^ Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.

К нетрадиционным отнесены и хоро­шо известные формы урока, педагогичес­кий потенциал которых используется явно недостаточно. Примером могут служить повторительно-обобщающие уроки. Но это преимущественно уроки повторе­ния, а не обобщения. К тому же обобще­ние может быть не только воспроизводя­щим, а и творческим, обеспечивающим расширение и углубление ранее усвоенных знаний.

Нетрадиционные уроки, особенно при­шедшие из средств массовой информации, из телевидения (пресс-конференции, «круглые столы», уроки-состязания, КВН, «Что? Где? Когда?» и др.), привлекли внима­ние необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, со­стязательностью, интересным содержани­ем, они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не деклара­тивно, а действительно становится в центр учебного процесса.

В предлагаемой классификации исполь­зована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными форма­ми. Их число в настоящее время очень ве­лико, поэтому возникает необходимость классификации.

Так, на интегрированных уроках учащие­ся могут усваивать новые знания по раз­ным учебным предметам, их нередко ве­дут два-три учителя. Однако если они про­водятся на известном учащимся материа­ле, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же можно сказать и об уроках-путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются опи­санием территории или компонентов ее природы, то это получение новых знаний, а если учитель распределяет роли учащих­ся по географическим «специальностям», выделяя геоморфологов, климатологов, гидрологов и др. и учит описывать компо­ненты природы, то это скорее уроки фор­мирования новых знаний и умений. Воз­можно включение подобных уроков и в группу комбинированных.

Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые техноло­гии обучения отличаются исключитель­ным разнообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс. Это усили­вает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эф­фект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в систе­ме. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их со­ставлению), от описаний (уроки-путеше­ствия) к объяснениям (уроки-экспедиции, исследования).

Классификация уроков нетрадицион­ной формы позволяет определить их мес­то в реализуемой учителем системе и, сле­довательно, более обоснованно планиро­вать, используя всю их «палитру», добива­ясь поставленных целей.

Согласованная и обоснованная система уроков нетрадиционной фор­мы — существенный фактор усвоения знаний и развития личности учащихся.
^ Классификация уроков нетрадиционной формы

^ Типы уроков


Формы уроков


Уроки формирования новых знаний


Уроки обучения умениям и навыкам


Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений


Уроки проверки и учета знаний и умений


Комби­нирован­ные уроки


уроки лекционной формы,


практикумы практическботских работ сочинения уроки-диалоги


семинары внеклассного чтения ,

повторительно-

обобщающие

зачетные викторины,

конкурсы,
смотр знаний,






уроки- экспедиции, (путешествия),

уроки- исследования,

уроки- инсценировки,

учебные конференции («пресс-конференции») интегрированные


их работ,

сочинения ,

уроки- диалоги,

уроки с ролевой, деловой игрой


диспуты,

игровые – КВН, «Что? Где? Когда'» «Поле чудес», «Счастливый случай»,

интегрированные,

театрализованные (урок-суд),

уроки-консультации,

уроки-конкурсы,

уроки-соревнования


смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты





Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислим наиболее распространен­ные типы нестандартных уроков

1.. Уроки-«погружения»

2. Уроки — деловые игры

3. Уроки — пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Уроки-консультации

8.Компьютерные уроки

9. Уроки с групповыми формами работы

10. Уроки взаимообучения учащихся

11. Уроки творчества

12. Уроки-аукционы

13. Уроки, которые ведут учащиеся

14. Уроки-зачеты

15. Уроки-сомнения

16. Уроки — творческие отчеты

17. Уроки – формулы

18. Уроки-конкурсы

19. Бинарные уроки

20. Уроки-обобщения

21. Уроки-фантазии

22. Уроки-игры

23. Уроки-«суды»

24. Уроки поиска истины

25. Уроки — лекции «Парадоксы»

26. Уроки-концерты

27. Уроки-диалоги

28. Уроки «Следствие ведут знатоки»

29. Уроки — ролевые игры

30. Уроки-конференции

31. Уроки-семинары

32. Интегральные уроки

33. Уроки — «круговая тренировка»

34. Межпредметные уроки

35. Уроки-экскурсии

36. Уроки-игры «Поле чудес»


Практическая часть. Конспект урока литературы.
Тема урока: Основные темы, мотивы лирики А.С.Пушкина (урок-презентация)

Цели урока:

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в которой происходит становление поэта. Повторение ранее пройденного материала и использование полученных знаний в данной теме.

Задачи:

1. Образовательная:

- Обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, и на этой основе углубит их понимание эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина.

2. Развивающая:

- Развить умение творчески мыслить, способность к ассоциациям;

- Умение выступать перед большим классом

3. Воспитывающая:

- Формирование познавательного интереса

Алгоритм методики:

За неделю до урока дать учащимся задание. Довести до учеников важность данного урока, ответственность.

Организовать урок, то есть выделить 3-6 групп учащихся по 2-4 человека, которые подготовят презентации по заранее придуманным темам. Задание: выбрать стихотворение из творчества Пушкина (каждая группа готовит презентацию по стихотворению с отдельной темой – любви, природы, лицейской жизни, ), оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) (Информатика+МХК+музыка).
Этапы урока.

Организационный этап включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Появляется ядро группы, определяются сферы интересов.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и задач (зачем затеваем проект, что узнаем и чему научимся по завершении работы);
Подбор необходимых материалов начинается с составления общего простого плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их задачи и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов (например, подбор исторического, литературного и краеведческого материала – в соответствии с возможностями и интересами каждого участника), определяются планируемые результаты и способы их решения.
Собственно работа над проектом включает тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и позволяет учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя функции консультанта или участника проекта на равных основаниях с другими. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

Подведение итогов состоит в рассказе о проделанной работе, анализе успехов и неудач в работе над проектом.

Ход урока.

1. Учитель подготавливает, если необходимо оборудование для презентации

2. Узнает кто из ребят, что подготовил, чтобы в ходе урока приглашать их выступить

3. По ходу урока учитель останавливается на наиболее значимых проблемах, вопросах. Дополняет учащихся.

4. В конце урока учитель просит учащихся сделать вывод. Или, если в работах учащихся не было представлено достаточно материала, делает вывод сам.

5. Учитель отмечает и хвалит учеников, которые приняли участие в уроке, были оригинальны и говорит об ошибках, делая акцент на то, что это было вводное, первое занятие по ДАННОЙ теме. Говорит о теме следующего урока.
Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся освоят навыки:

- создания и редактирования электронных презентаций;

- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;

- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное   выступление.

^ Учащиеся получат опыт:

- отбора материала для презентации по теме своего проекта;

- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для     решения своих задач;

- создания презентации в программе MS Power Point.


Список использованной литературы:
^

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002

2. Доклад «Урок-презентация по литературе как одна из нестандартных форм активизации мыслительной деятельности учащихся». Забокрицкая Е.В.

http://www.krirpo.ru/etc.htm?id=553


3. Статья «Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы». Дедова Я.И. http://festival.1september.ru/articles/530658/

4. Статья «Нестандартные формы урока». Агапеева Н.А. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=210455
^

5. Кукушкин В.С. Дидактика (теория обучения) :Учебное пособие .- Москва Ростов: Издательский центр «МарТ»,2003

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс : Учебник для студ. пед. вузов :В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 1999.Кн 1 : Общие основы. Процесс обучения






Скачать файл (104 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru