Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы к экзамену УГАТУ 2008 - файл 1.doc


Вопросы к экзамену УГАТУ 2008
скачать (41.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc42kb.20.11.2011 18:43скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопросы к кандидатскому экзамену

«История и философия науки»

(Общая часть)

2008
1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в совокупном знании и о его роли в жизнедеятельности человека и общества.

2. Наука как развивающееся явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания.

3. Структура науки. Проблема субъекта научно-познавательной деятельности.

4. Наука как социальный институт: этапы становления, признаки и место в общественной жизнедеятельности.

5. Научное и философское знание: общее и особенное. Взаимосвязь философского и научного видов знания в истории и современности.

6. Становление объективного знания о мире и человеке в первобытную эпоху. Синкретизм как черта первобытного образа жизни и знания.

7. Античная философия как основа формирования научного познания мира. Становление научного знания в античной натурфилософии (Элейская школа, пифагореизм, Демокрит и др.)

8. Взаимосвязь философских и научных идей в учениях Платона и Аристотеля.

9. Соотношение религии, философии и научного знания в средневековую эпоху. Вера и знание как две формы отношения к действительности. Средневековые университеты как центры организации знания.

10. Специфика онтологического понимания мира и человека в средневековье. Символизм и герменевтичность как гносеологические установки средневекового мышления.

11. Становление опытной науки в Новое время. Математизация и эксперимент как основа научного познания в Новое время. ( Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

12. Механистическая модель мира в новоевропейской науке. Место науки в рамках новоевропейской культуры.

13. Классический тип рациональности как основа новоевропейского научного мышления и его основные характеристики.

14. Понятие научной теории. Теоретические объекты как элементы научной теории. Эмпирическое (содержательность, предметность) и теоретическое (всеобщность, необходимость) обоснование теоретических объектов.

15. Рационализм и эмпиризм об источниках научно-теоретического знания. Скептицизм эмпиризма и учение о предустановленной гармонии рационализма (Д.Юм, Р.Декарт, Г.Лейбниц).

16. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их признаки и взаимосвязь.

17. Понятие научного факта. Проблема объективности научного факта. Фактуализм и теоретизм о соотношении теории и факта.

18. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование.

19. Наблюдение, измерение, эксперимент как эмпирические методы научного познания, их теоретическая обусловленность.

20. Методы построения теоретического объекта: абстрагирование, формализация, идеализация.

21. Методы построения теории: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, единство исторического и логического.

22. Понятие истины. Проблема соотношения объективного и субъективного в истине. Признаки и критерии истины.

23. Корреспондентская, когерентная и прагматическая концепции истины: характеристика и сравнительный анализ.

24. Понятие интуиции, её место и роль в научном познании.

25. Соотношение рационального и иррационального в научном познании. Место гносеологической веры в научном познании.

26. Проблема, гипотеза, теория как компоненты научно-теоретического знания и познания.

27. Неклассический тип рациональности и его признаки. Проблема детерминизма, соотношение объективного и субъективного в научном знании. Принцип дополнительности Н.Бора.

28. Постнеклассический тип рациональности и его признаки. Компьютеризация науки и её последствия.

29. Синергетика: основные понятия, содержание и методологическое значение для познания природных и общественных процессов.

30. Понятие методологии. Взаимосвязь и различие метода и методологии. Философия как методология науки с точки зрения истории и современности.

31. Феноменология как философское учение и методология. Понятие феноменологической редукции.

32. Классический позитивизм как философия науки. О.Конт о стадиях развития человеческого мышления и месте философии в системе наук. 33.Эмпириокритицизм как философия науки: представители и основные идеи.

34. Проблема языка науки и принцип верификации в логическом позитивизме. Проблема языка и взаимосвязь философии и науки в лингвистической философии.

35. Принцип фальсификации и учение о развитии науки К.Поппера. Основные понятия и механизм развития науки в учении Т.Куна.

36. Теория отражения и учение о практике как методологическая основа научного освоения действительности в диалектическом материализме. Единство диалектики, логики и теории познания в марксизме.


Блок №2. Для соискателей и аспирантов, специализирующихся в области естественных и технических наук.
1. Специфика естественнонаучного познания реальности. Физическая картина мира и её роль в построении научной картины мира.

2. Формирование и развитие концепции абсолютного пространства и времени, проблема их онтологического статуса.

3. Кризис классической физики на рубеже Х1Х-ХХ вв.

4. Принцип относительности Галилея как альтернатива понимания соотношения движения и покоя в учении Аристотеля. Понятие ковариантности законов классической механики.

5. Специальная теория относительности. Геометрия Минковского и единый пространственно-временной континуум. Понятие светового конуса и релятивистская причинность.

6. Релятивистские эффекты сокращения длин, замедления времени и увеличения массы в зависимости от скорости движения в инерциальных системах отсчета. Время подлинное и время галилеево-ньютоновское.

7. Общая теория относительности. Кривизна пространства: геометрический и физический смысл. Кривизна положительная, отрицательная и нулевая.

8. Гипотеза существования черных дыр и сингулярностей. Гипотеза информационного коллапса в теории Большого взрыва.

9.Изменение представлений о материи в свете эквивалентности массы и энергии.

10. Изменения в научной картине мира в связи с развитием квантовой механики. Философская альтернатива объективного и субъективного смысла объектов квантового мира.

11. Теория Большого взрыва. Инфляционная модель в объяснении феномена расширяющейся Вселенной.

12.Причинность в макро- и микромире. Релятивистская причинность и детерминизм.

13. Этапы создания единой теории взаимодействия. Классификация типов взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное.

14. Классификация элементарных частиц: кварки, лептоны и переносчики взаимодействия.

15.Феномен квантовой неопределенности. Принцип неопределенности В.Гейзенберга. Варианты проявления неопределенности во взаимосвязи: а) скорости движения и местонахождения частиц; б) энергии и времени существования частиц.

16. Понятие физического вакуума. Феномен спонтанного рождения вещества в вакууме. Квантовые флуктуации вакуума. Планковские масштабы физического мира.

17. Антропный принцип и идея спонтанного генезиса Вселенной в процессе её самоорганизации.

18. Развитие техники: с древнейших времён по эпоху Возрождения.

19. Развитие техники в Новое время. НТР и развитие современной техники.

20. Специфика технических наук. Линейная и эволюционная концепции взаимодействия науки и техники.

21. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.

22. Специфика математического знания. Онтологический статус математических объектов.

--------------------------------------------------------------------------------------


Скачать файл (41.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru