Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Тест - Вербальный фрустрационный тест - файл 1.doc


Тест - Вербальный фрустрационный тест
скачать (200.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc201kb.20.11.2011 18:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вербальный фрустрационный тест (ВФТ) (Л.Н.Собчик)

Текст методики

1. Мой отец сказал мне:

А. Ну и дурацкая у тебя прическа!

В. Ты совсем не следишь за своим здоровьем!

С. До чего же у тебя противный характер!

D. Неужели нельзя зарабатывать побольше? Бедняга!

Е. Так тебе и не удалось ничего в жизни добиться!

F. Ты ни в чем не разбираешься, поэтому не спорь со старшими!

G. Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!

2. Моя мать сказала мне:

А. Нужно же такое нагородить на голове!

В. Ты питаешься так, чтобы окончательно испортить свое здоровье!

С. С тобой никогда ни о чем нельзя договориться!

D. Опять ты без денег и мать должна тебе помогать!

Е. Мне стыдно людям сказать, кто ты и чем занимаешься!

F. Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!

G. И не стыдно тебе вести себя так безнравственно!

^ 3. Моя жена сказала мне: (для женатого мужчины)

A. У тебя как-то изменилось лицо, раньше ты мне больше нравился.

B. Какой-то ты стал вялый, бледный, и аппетит хуже, чем раньше...

C. До чего же ты тяжелый человек, ни в чем с тобой не нахожу взаимопони­мания!

D. Опять у тебя нет денег! Куда они делись? Транжира!

E. Твой дружок опять пошел на повышение! А ты неудачник!

F. Боже, какое невежество! Ты не читал Набокова!

G. Как ты можешь так оскорблять меня, слабую женщину!

(для замужней женщины)

^ 4. Мой муж сказал мне:

A. Ну и платье ты напялила: оно идет тебе как корове седло!

B. Что-то у тебя плохой цвет лица и бледность нехорошая.

C. Более склочной женщины я в жизни не встречал.

D. Наше жилье выглядит убого, никакого уюта!

E. В конце концов — что ты из себя представляешь, чтобы предъявлять мне какие либо претензии.

F. Боже, какая ты серость!

G. Ты просто бессовестная и корыстная женщина!

^ 5. Моя дочь сказала мне: (если имеется сын или дочь)

A. И прическа, и одежда у тебя старомодные!

B. Опять ты не следишь за свои весом, не придерживаешься диеты!

C. И все-то ты меня мучаешь, и все тебе не так!

D. Опять ты мне не можешь дать необходимую сумму! Мы что — нищие?

E. Мне не хочется знакомить тебя с моим другом, неловко — что ты из себя представляешь?

F. Боже мой, ты даже не знаешь что такое «Высокая мода»!

G. Тебе никого не жалко!

^ 6. Мой сын сказал мне:

A. Ну и вид у тебя! Приведи себя в порядок — мои друзья могут зайти!

B. Ты последнее время все хандришь!

C. Надоело твое постоянное ворчание и недовольство! Сколько можно пилить человека!

D. Вечно тебе для сына жалко лишней сотни!

E. Всю жизнь вкалывать и ничего особенного не добиться — как это тебя угораздило!

F. Это ужасно — ты не знаешь, что такое «Тяжелый металл»!

G. Тебе нет никакого дела до моих проблем!

^ 7. Мой приятель сказал мне:

А. Да тебя разнесло как на дрожжах!

В. Что-то ты плохо выглядишь…

С. А ты, как всегда, со своим особым мнением!

D. Что-то незаметно, чтобы тебе привалило богатство!

Е. А ты все на прежнем месте работаешь…

F. Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? В твоем возрасте каждый образованный человек в этом разбирается!

G. Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!

^ 8. Моя приятельница сказала мне:

А. Такая как у тебя прическа уже давно не в моде.

В. У тебя болезненный вид, сходи к врачу.

С. Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно.

D. А та по-прежнему бедствуешь…

Е. Так тебе и не удалось чего-то в жизни добиться…

F. Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь…

G. Ну, тебе подвести человека – ничего не стоит.

^ 9. Мой сотрудник:

A. Ты в последнее время потерял форму.

B. Смотрю, ты ходишь как-то осторожно, опять болит что-нибудь...

C. Ну, ты и зануда!

D. Что, опять ни на что денег не хватает? Я не смогу ничего дать тебе в долг.

E. А тебя с премией опять обошли!

F. У меня вопрос один назрел, но ты вряд ли сможешь мне на него ответить.

G. Кто бы меня в трудную минуту выручил? Но я от тебя помощи не жду.

^ 10. Моя сотрудница:

A. Ну и вид у тебя, страшнее войны!

B. Я последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.

C. Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.

D. Твоя необеспеченность тебя, как видно, вполне устраивает.

E. Ты так и будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни.

F. Вряд ли ты можешь мне что-нибудь рассказать об импрессионистах, это за пределами твоих интересов.

G. Что за эгоизм с твоей стороны — так подвести весь коллектив!

^ 11. Мой начальник (руководитель, директор):

A. В таком виде на работу ходить не стоит.

B. Вы опять на больничном! А Вашу работу за Вас никто не будет делать!

C. С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне — другое! Трудный у Вас характер!

D. Все сотрудники внесли на мероприятие необходимую сумму, а Вы, конечно, беднее других!

E. Уж Вам-то в ближайшее время повышение по службе не угрожает.

F. Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осве­домленность во многих вопросах.

G. На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести и меня, и весь коллектив!

^ 12. Мой преподаватель, директор: (для студента)

A. В таком виде в школу (в институт) ходить не стоит.

B. Вы опять на больничном? За Вас никто учиться не будет!

C. С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне — другое! Трудный у Вас характер!

D. Все ученики внесли на мероприятие необходимую сумму, а Вы, конечно, беднее других!

E. Уж Вам то закончить нормально обучение вряд ли удастся.

F. Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осве­домленность во многих вопросах.

G. На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести и меня, и весь коллектив!

^ 13. Уличные контакты:

А. Прохожий в мой адрес: «Ну и чучело!»

В. Пассажир в автобусе: «Садитесь, ведь Вы еле на ногах стоите, больны, наверное…»

С. Пассажир в вагоне метро – мне: «Ну и склочная Вы личность, Вам бы только учить других как себя вести!»

D. Продавец в магазине: «Не трогайте товар! Это Вам не по карману!»

Е. В кинозале сидящий сзади: «Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле…»

F. Продавец книжного лотка: «Ну, эта книга не про Вас. Сложновато – не осилите!

G. Прохожий у входа в метро: «Пропустите немедленно! Не видите – я тороплюсь!»

^ Бланк ответов для методики ВФТ

ФИО________________________________________________________________


Курс_____________Возраст__________
Инструкция: «Вам предлагается 6 ситуаций, каждая из которых состоит из 7 реплик. Напишите, что бы Вы сказали (а) и что бы почувствовали (б) при ответе на каждую реплику.»


^ 1. Мой отец сказал мне:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 2. Моя мать сказала мне:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 3. Моя жена сказала мне:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 4. Мой муж сказал мне:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 5. Моя дочь сказала мне:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 6. Мой сын сказал мне:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 7. Моя приятель:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 8. Моя приятельница:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)






^ 9. Мой сотрудник:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 10. Моя сотрудница:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 11. Мой начальник:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 12. Мой преподаватель, директор:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)







^ 13. Уличные контакты:

Оценка

A

а)







б)




B

а)







б)




C

а)







б)




D

а)







б)




E

а)







б)




F

а)







б)




G

а)







б)





^ Обработка результатов:
Фрустрирующие лица могут быть выбраны произвольно или адекватно заменены, так как независимо от количества «фрустрирующих» лиц количе­ственная оценка агрессивности делится на п (на их общее количество).

Фрустрируемые ценности: А — внешний вид, В — здоровье, С — ха­рактер, D — благополучие, Е — социальный статус, F — кругозор, G — нравственность. Усредненные оценки по каждому пункту опросника от 1 до 6 баллов интерпретируются следующим образом:

6 баллов — выраженная внешнеобвиняющая реакция, избыточная аг­рессивность;

5 баллов — внешнеобвиняющая реакция, повышенная агрессивность;

4 балла — умеренная экстрапунитивная реакция, стеничность и уверен­ность в себе, стремление отстоять свои позиции;

3 балла — импунитивная реакция, сдержанность, высокий самоконт­роль над агрессивными реакциями;

2 балла — интропунитивная реакция, аутоагрессия;

1 балл — выраженная интропунитивная реакция, избыточная аутоаг­рессия.
^ Возможные варианты ответа

Сказал

Почувствовал

Оценка

^ Агрессивные действия в адрес обидчика. Резкие выс­казывания:

«Убью!», «Уничтожу!»,

и т. д.

Ярость, злость, ненависть

6 баллов

^ Ругань, обвинения в адрес обидчика: «Пошел ты...!», «Ах ты дрянь!», «Сам дурак (сама дура)!», «На себя посмотри(те)!», «Не Ваше (не твое) дело!».

Возмущение, гнев

5 баллов

^ Отрицание вины:

«Это не так!»,

«Неправда!!»,

«Ничего подобного!»,

«Не могу с этим согласиться».

Раздражение, обида.

4 балла

^ Стремление оправдаться или ссылка на смягчаю­щие вину обстоятельства:

«Возможно, это так, но иначе не получается»,

«Да, но этому есть причины»,

«Нехорошо, но что поделаешь»,

«Так вышло, но это не моя вина».

Неловкость.

3 балла

^ Признание вины:

«Да, нескладно вышло»,

«Приходится признать, что это — моя вина»,

«Прошу извинить меня»,

«Вы правы (ты прав)».

Стыд, смуще­ние.

2 балла

^ Обвинения в свой адрес, самобичевание, выражен­ное чувство вины:

«Вечно у меня все хуже, чем у всех! Это — мой злой рок!»,

«Так мне и надо»,

«Я виноват, прости (те)».

Недовольство собой.

1 балл


^ Вербальный фрустрационный тест
Вербальный фрустрационный тест – это метод определения степени выраженности и направленности агрессии и выявления наиболее значимых ценностей. Автор методики Л.Н. Собчик. Вербальный фрустрационный тест (ВФТ) является модификацией методики С.Розенцвейга, созданной в 1944 году.

В своей разработке вербального фрустрационного теста автор данного руководства в первую очередь исходит из следующих посылок:

  1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, то есть от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.

  2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима для него та зона интересов, которая при этом оказалась задетой.

  3. Сила этой реакции выражена тем сильнее, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы; напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, и особенно – агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования предполагает не только ответы-высказывания («Что бы я сказал?»), но и описание переживаемых чувств («Что бы я почувствовал?»), которые испытывает человек, пытаясь ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.

Если оценки по суммарным баллам категории «Сказал» меньше, чем по категории «Почувствовал», то агрессивные эмоции контролируются рассудком. Если оценки по ответам обеих категорий одинаково высоки, то контроль над агрессивностью ослаблен. Если оценки ответов категории «Сказал» выше, то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер.

Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются по двум категориям: высказывания и чувства. Таким образом, 5,6 баллов – выраженная экстрапунитивная агрессия. 1,2балла – выраженная интропунитивная реакция – аутоагрессия.

По результатам теста определяются сферы отношений, вызывающих у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволяет выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.

Максимальные баллы по пунктам А, В, С, D, Е, F, G отражают наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию.

Минимальные баллы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6 определяют тех значимых других, присутствии которых повышается самоконтроль.

В целом преобладание ответов, оцениваемых на 3 или 4 балла, характерно для устойчивой нормы, то есть хорошо контролируемой личности, при этом оценка “3” характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормозными чертами. Преобладание оценок “4” более характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Агрессивность экстрапунитивная (5 или 6 баллов) свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя – 2 – особенно 1 балл – характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с тревожно-мнительными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.

Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в той сфере межличностных отношений, которая сверхзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные проявления.

Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные показатели выраженной агрессивности (при среднем балле, равном 5 или 6) у эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, паранояльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индивидуалистичных личностей значимо чаще встречались самообвиняющие реакции (при среднем балле, равном 1 или 2).

Практическое применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.


Скачать файл (200.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru