Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Изучение подростковой тревожности по тесту Тейлора и Спилбергера - файл 1.doc


Изучение подростковой тревожности по тесту Тейлора и Спилбергера
скачать (230.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc231kb.20.11.2011 18:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»


Факультет психологии

Психодиагностика

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Для студентов высших учебных заведений заочной формы обучения по специальностям 031000 «Педагогика и психология» и 020400 «Психология»


Автор-составитель Е.Н.Левшунова
Новосибирск

2008

ББК

М

Печатается по решению учебно-методического совета

факультета психологии НГПУ

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор В.Г. Леонтьев,

кандидат психологических наук, доцент И.С. Вотчин

^ М Психодиагностика: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ: Для студентов высших учебных заведений заочной формы обучения по специальностям 031000 «Педагогика и психология» и 020400 «Психология» /Автор-составитель Е.Н.Левшунова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - с.


В настоящем руководстве представлены варианты контрольных заданий и примерная тематика курсовых и дипломных работ для студентов высших учебных заведений заочной формы обучения по специальностям 031000 «Педагогика и психология» и 020400 «Психология».


ББК
© Новосибирский государственный

педагогический университет, 2007

ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Психодиагностика» является одной из ведущих дисциплин в системе профессиональной подготовки психологов. Общий психологический практикум дает фундаментальные основы профессиональной подготовки студентов, вне зависимости от их дальнейшей специализации за счет выделения базовых практических знаний, умений и навыков, инвариантных конкретной специализации. Курс является составной частью блока фундаментальных психологических дисциплин, имеющих методологическую направленность: «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Математические методы в психологии».

Цель изучения курса "Психодиагностика" состоит в том, чтобы, на основе полученных знаний, умений и навыков, студенты могли хорошо ориентироваться в методах психодиагностики и грамотного использовать их в своей профессиональной работе. Для достижения этой цели студент должен хорошо разбираться в методологических, теоретических и конкретно-методических принципах построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений.

В учебном процессе перед студентами ставятся следующие задачи:

- знать методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких, как черты личности, мотивы, способности, межличностные отношения, сознание и самосознание;

- получить объективное представление о принципах и методах разработки психодиагностических средств с учетом различных парадигмальных подходов отечественных и зарубежных авторов;

- знать основы дифференциальной психометрики, а также нормативные требования к методикам их разработчикам и пользователям.

- умение четко ориентироваться в психодиагностических средствах, возможностях их использования в практике психологической работы.

- сформировать устойчивые практические навыки организации и проведения диагностических обследований, интерпретации полученных статистических данных и решения психодиагностических задач.
^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 031000 – Педагогика и психология

Квалификация – педагог-психолог

Утверждено – 14.04. 2000 г. № регистрации – 399

ДПП. Ф. 13

Специальность 02400 – «Психология»

Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии

Утверждено – 17.03. 2000 г. № регистрации – 235 гум /СП

ОПД. Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент
ОПД.Ф.04 Общий психологический практикум

Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(краткий обзор тематики программы)

Раздел 1. Предмет, задачи и область применения психодиагностики

Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики.

Понятие психодиагностики. Понятие психологического диагноза. Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, психометрикой, тестологией, практической психологией, распознаванием образов. Различение задач исследования и обследования. Тестовые (измерительные) и экспертные (клинические) методы в психодиагностике. Научные и прикладные функции психодиагностики.
Тема 2. Основные принципы научной психодиагностики. Область применения психологического тестирования.

Соотношение психодиагностики и медицинской, педагогической, профессиональной диагностики.
Тема 3. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

Ситуация клиента и ситуация экспертизы. Рекомендации по формулированию психодиагностической информации для испытуемых. Принцип «Не повреди». Профессиональная тайна, правила распространения и опубликования методик. Конфиденциальность психодиагностической информации. Стандартизованные и экспертные методики: подготовка и квалификационная аттестация пользователей. Взаимодействие пользователей и методических центров по психодиагностике. Банки данных. Картотеки и банки методик. Типовое описание методики в картотеке. Экономическая эффективность психодиагностических программ.
Тема 4. Классификация методов психодиагностики.

Классификационные подходы в психодиагностике; описательные методы (история возникновения и характеристика): наблюдение (типы и виды), опросные методы; требования, характеристика, область применения; оценочно-измерительные методы: тесты (классификации, достоинства и недостатки, область применения), качественно-количественный анализ; объяснительные методы: эксперимент (типы, виды, требования), статистический анализ; требования к объяснительным методам.
^ Раздел 2.Психометрические основы психодиагностики.

Тема 5. Нормы тестовых показателей и стандартизация.

Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Статистическое обоснование тестовых норм: мера статистической достоверности отнесения испытуемых к диагностической категории. Норма как критическая точка на шкале тестовых баллов. Стандартизация.
Тема 6. Надежность тестов.

Надежность теста. Надежность как устойчивость к побочным факторам. Точность измерительной процедуры. Дисперсионное определение надежности. Формула Рюлона. Корреляционный подход к измерению надежности. Виды надежности: ретестовая и синхронная надежность (гомогенность, консистентность). Измерение методом расщепления теста. Надежность целого составного теста и его отдельных пунктов.
Тема 7. Валидность тестов.

Валидность как соответствие результатов диагносцируемому свойству. Виды валидности: внешняя, эмпирическая, конструктная. Валидность по содержанию. Соотношение валидности и надежности: основное неравенство психометрики. Способы эмпирического измерения валидности: метод контрастных (известных) групп, согласованность с экспертной оценкой. Валидность критериальных тестов. Проспективная (прогностическая) и ретроспективная валидность. Отличие процедуры прогностической валидизации теста от метода контрастных групп.
^ Раздел 3.Типы диагностических методик.

Тема 8. Строгоформализованные методики

Психологическое тестирование. Тесты. История применения тестирования за рубежом и в России.

Классификация, построение, первичный анализ. Тесты (успешности, интеллекта, профпригодности, проективные, психомоторные испытания). Проверка надежности, стандартизации теста и валидности. Среднеквадратичное отклонение. Типы задач в психологических исследованиях и способы их решения.

Проективные методы. Общая характеристика проективных методов. Проблемы их надежности и валидности. Условия проведения проективных методик, способы анализа результатов. Знакомство с конкретными проективными методиками. Навыки проективного анализа.

Применение проективных методик для изучения разных аспектов личности (потребностей, установок, мотивов и т. д.). Понятие о полупроективных методах.
Тема 9. Малоформализованные методики. Батарея тестов. Комплексное тестирование

Основное назначение и область применения наблюдения. Объект и предмет наблюдения. Категории и программа наблюдения. Планирование и организация наблюдений в зависимости от задач исследования, особенностей выборки, используемого вида наблюдения. Виды наблюдения в психологии. Различные классификации видов наблюдения.

Беседа (интервью) и анкетирование как методы психологического исследования. Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная.

Методы анализа продуктов деятельности: интроспекция, рефлексивные сочинения, самоотчет (дневники, автобиография, письма и т.д.), анализ художественных произведений, изобразительного творчества, психографология и т.д.

Контент-анализ. Биографический метод. Экспертное оценивание. Достоинства и недостатки.
^ Раздел 4. Психодиагностика некоторых параметров личности.

Тема 10.Тестирование интеллекта и способностей.

Методики исследования личности: Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), Диагностика структуры интеллектуальных особенностей. Батарея Стэнфорд-Бине. Батареи Векслера, Амтхауэра. Тесты КОТ Вандерлика, Айзенка, Равенна, Слоссона. Состав субшкал и субтестов. Ограничения применения. Относительность диагностических норм. Зависимость от уровня развития вербального интеллекта. Возможности компьютеризации. Тесты на сложность и скорость.
Тема 11.Тестирование психических функций, состояний и личности.

Тестирование психических функций, состояний и личности. Диагностические признаки и категории. Виды функциональных состояний человека. Специфика психологической диагностики в исследованиях функциональных состояний. Методы тестирования функциональных состояний.
Тема 12. Методы клинической психодиагностики.

Методы психодиагностики применяемые в клинической психологии, психологическом консультировании.
Тема 13. Диагностика профессиональной пригодности.

Управленческая диагностика. Профотбор. Диагностика и прогноз эффективности руководителя. Диагностика и прогноз эффективности производственного коллектива и управленческого персонала компании. Конфликтологическая диагностика. Психодиагностика в центрах занятости. Базы данных и кадровый менеджмент. Рейтинг-аттестация и системы принятия решений.
Тема 14. Диагностика межличностных отношений.

Объект и методы. Совместный тест Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. Методика Рисунок семьи. Диагностическая процедура. Интерпретация методики. Рисунок семьи. Тест Т.Лири (методика ДМО). Описание методики.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1.Выбор темы и выполнение работы.

Номер варианта контрольной работы определяется по последней

цифре номера зачетной книжки.

Последняя цифра номера зачетной книжки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Каждый вариант контрольной работы представлен основной темой обзорных заданий по курсу (серией вопросов, обязательных для рассмотрения).

Для выполнения контрольного задания достаточно литературы, указанной в списке. Возможно использование дополнительной литературы, позволяющей полнее осветить представляемую тему. В частности, приветствуется обращение к периодической научной литературе – журналам «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Прикладная психология» и др.

Работа сдается в письменном виде не позднее двух недель до экзамена.
Титульный лист контрольной работы оформляется следующим образом:

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Специальность: 031000

Курс:_____

На базе________образования

№ зачетной книжки:_______
^

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу «Психодиагностика»

Вариант 1.

Психодиагностика

Выполнил: Иванов В.К.

Проверил: к. психол. наук,

доцент Петров В.Н.


Работа представлена _____________

Оценка_________________________
НОВОСИБИРСК

2008
Список литературы представляет собой перечень использованных источников. Все источники фиксируются под общей нумерацией и в строгом алфавитном порядке по фамилии авторов. Если речь идет о сборнике или коллективной монографии, имеющей редактора, то в списке литературы книга занимает место по алфавиту в соответствии с первой буквой ее названия. Обязательно указывается год и место издания, название издательства и количество страниц в книге или диапазон размера статьи. Выполнение этих требований не только обеспечивает грамотное оформление работы, но и дает возможность признать цитирование корректным. Список литературы должен содержать не менее 15 научных (не популярных и не научно-популярных!) источников.
Варианты контрольных заданий по курсу «Психодиагностика»
1. Обзорные контрольные задания по курсу
Вариант 1.

  1. В чем состоит методологическая особенность психодиагностики.

  2. Охарактеризуйте основные методы психологического исследования.

  3. Определите область применения психологического тестирования.



Вариант 2.

  1. Охарактеризуйте понятия надежности, валидности и стандартизации в психологических исследованиях.

  2. Раскройте основные принципы научной психодиагностики.

  3. Дайте определение понятиям «контент-анализ» и «корреляционный анализ» в психологических исследованиях.



Вариант 3.

  1. Классификация малоформализованных методов. Охарактеризуйте основные достоинства и недостатки данных методов.

  2. Дайте краткую характеристику метода беседы (интервью) в психологии.

  3. Дайте краткую характеристику метода анализа продуктов деятельности в психологии.

  4. Дайте краткую характеристику метода наблюдения в психологии.



Вариант 4.

  1. Классификация строгоформализованных методов. Охарактеризуйте основные достоинства и недостатки данных методов.

  2. Дайте краткую характеристику метода беседы (интервью) в психологии.

  3. Дайте краткую характеристику метода анализа продуктов деятельности в психологии.

  4. Дайте краткую характеристику метода наблюдения в психологии.


Вариант 5.

  1. Охарактеризуйте предмет и задачи психодиагностики.

  2. Дайте краткую характеристику комплексных методов тестирования.

  3. Проанализируйте историческое развитие психодиагностики как отрасли психологической науки.



Вариант 6.

  1. Раскройте содержание понятия стандартизация.

  2. Охарактеризуйте психометрику, как методологическую основу психодиагностики.

  3. Дайте краткую характеристику методик диагностики межличностных отношений.


Вариант 7.

  1. Раскройте содержание понятия «надежность» и его видов.

  2. Охарактеризуйте основные профессионально-этические принципы в психодиагностике.

  3. Дайте краткую характеристику методик диагностики профессиональной пригодности.


Вариант 8.

  1. Раскройте содержание понятия «валидность» и его разновидностей.

  2. Охарактеризуйте основные методы психологического тестирования.

  3. Дайте краткую характеристику методов клинической психодиагностики.

Вариант 9.


  1. Проанализируйте особенности группового тестирования: основные проблемы и пути их решения.

  2. Дайте объяснение и характеристику условий становления психодиагностики.

  3. Дайте краткую характеристику тестирования психических функций, состояний личности.

.

Вариант 10.
  1. ^

    Охарактеризуйте основные нормы тестовых показателей.

  2. Раскройте сущность понятия «нормы».

  3. Дайте краткую характеристику тестирования интеллекта и способностей.



Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование /А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

  2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. – СПб.: Питер, 2004. – 528 с.

  3. Гусев А.Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А.Н.Гусев., Ч.А Измайлов., М.Б. Михалевская - М.: Смысл, 1997. -287 с.

  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие/ В.Н. Дружинин - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

  5. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие / А.Ф. Корниенко - Казанский пед. университет: Казань, 2000. -258 с.

  6. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин и пед. ин-тов / В.М.Мельников, Л.Т. Ямпольский - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  7. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 2000.

  8. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.

  9. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990, 272 с.

  10. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд-во "Бахрах", 1998 - 672 с.

  11. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики / Г.С. Прыгин - Н. Челны: Изд-во Института управления, 1999. - 134 с.

  12. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.

  13. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин - М.: "ВЛАДОС", 1998. - 512 с.


^ 2. Контрольно-обучающий тестовый материал
1. Метод – это …

  1. способ получения фактов о проявлении психики, отвечающий методологическим принципам;

  2. совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности;

  3. способ, признанный научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования;

  4. система и последовательность действий исследования, средств, позволяющая решить исследовательскую задачу.


2. Свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности называется:

а) достоверность;

б) репрезентативность;

в) внутренняя согласованность;

г) все ответы неверны.
3. Статистический показатель, характеризующий степень точности измерений называется

а) ошибка измерения;

б) стандартное отклонение;

в) дискриминативность;

г) ретестовая надежность.
4. Установите соответствие между классификационной группой методов и ее содержательной характеристикой:


Группа методов

Характеристика

  1. Описательные.

  2. Оценочно-измерительные.

  3. Объяснительные.




    1. Позволяют на основе объективных, статистически выверенных данных выявить психологические явления и аргументировать причинно-следственные связи между явлениями.

    2. Методы, основанные на идеографическом представлении данных. Позволяют зафиксировать феноменальные явления человеческой психики.

    3. Методы, представляющие собой теоретически и эмпирически обоснованную систему заданий. Позволяют получать относительно точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств.



5. Валидность – это

а) устойчивость процедуры относительно объектов исследования;

б) устойчивость теста относительно измеряемых свойств объекта;

в) устойчивость результатов отдельных совокупностей тестовых заданий;

г) все ответы неверны.
6. Вычисления корреляции двух переменных позволяет:

а) установить причинную зависимость между двумя переменными;

б) выявить роль третьей переменной;

в) разъяснить используемые термины;

г) неверны все ответы.
7. К какой характеристике психологического измерения относится следующее суждение: "Это мера соответствия тестовых оценок представлениям о сущности свойств или их роли в той или иной деятельности человека"?

а) надежность теста;

б) трудность теста;

в) валидность теста;

г) прогностичность теста.

8. Основная цель стандартизации тестовых данных – это:

а) снижение вероятности ошибки психологического измерения;

б) сопоставление тестовых показателей;

в) приведение тестовых показателей в соответствие с распределением Гаусса;

г) повышение достоверности психологической информации.
9. В какой ситуации возникает более высокий риск фальсификации результатов со стороны испытуемых:

а) в ситуации индивидуального профориентационного консультирования;

б) в ситуации группового обследования психологического климата на предприятии;

в) в ситуации профотбора на высокооплачиваемую должность;

г) в ситуации индивидуального консультирования по проблемам межличностных отношений.
10. Беседа - это …

  1. диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы;

  2. целенаправленный опрос «лицо к лицу»;

  3. один из методов опроса;

  4. все ответы верны;

  5. все ответы неверны;


11. Тестирование – это …

  1. стандартизированное испытание, предназначенное для установления индивидуально-психологических различий;

  2. диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы

  3. анализ дневников записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности

  4. метод исследования, направленный на выявление причинно-следственных связей


12. Установите соответствие между типом теста-опросника и его содержательной характеристикой:


Тип теста-опросника

Содержательная характеристика

  1. Открытые опросники.

  2. Тесты-опросники.

  3. Объективные тесты.

    1. Методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.

    2. Не предусматривает стандартизированного ответа испытуемого. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

    3. Предполагают набор пунктов, относительно которых испытуемый выносит суждение.


13. Набор специально разработанных приборов, тестовых бланков, средств фикса­ции результатов и т.д., служащих средством решения задач иссле­дования – это…

  1. план исследования;

  2. инструментарий;

  3. батарея тестов;

  4. категории анализа;


14.. Продемонстрировать объем долговременной памяти можно с помощью метода …

  1. метода парных ассоциаций;

  2. метода подсказок;

  3. метода узнавания.


15. Метод таблиц Шульте применяется для определения…

  1. объема внимания;

  2. концентрации внимания;

  3. устойчивости внимания;

  4. непроизвольности внимания.


16. Подберите определение к понятию «методика»:

    1. способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования;

    2. система и последовательность действий исследования, средств, позволяющая решить исследовательскую задачу;

    3. метод пассивного и непосредственного исследования реальности.


17. Выберите из нижеприведенных наиболее содержательное определение к понятию «надежность»:

  1. это качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

  2. устойчивость результатов, получаемых с помощью определенной методики, во времени, и по отношению к различным помехам (различных переменных).

  3. характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

  4. согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий.


18. Проанализируйте, с точки зрения правомерности, следующие утверждения и обозначьте те, с которыми полностью согласны:

  1. достоверность тестовой процедуры представляет собой характеристику методики, отражающую точность психодиагностических измерений;

  2. валидность теста соотносится с истинностью через принцип предметности знания, указывающего на степень его соотнесенности к познаваемому;

  3. адаптация теста предполагает способность теста дифференцировать респондентов по изучаемому признаку;

  4. репрезентативность является главным свойством выборочной совокупности, которое состоит в близости ее характеристик соот­ветствующим характеристикам генеральной совокупности, представля­емую ею.


19. Из предложенных вариантов обозначьте три основных толкования смысла показателя надежности методики.

  1. сопоставимость между собой показателей, полученных разными респондентами;

  2. надёжность самого измерительного инструмента;

  3. репрезентативность диагностической процедуры;

  4. стабильность изучаемого признака;

  5. константность, устойчивость результатов к действию посторонних, случайных факторов;

  6. выработка единых требований к процедуре тестирования.

20. Установите соответствие между психометрическим требованием к методике и его определением:

Требование

Определение

  1. Валидность.

  2. Достоверность.

  3. Надежность.

  4. Точность.




    1. Характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

    2. Способность методики чутко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, качества, происходящие в процессе обследования.

    3. Психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемых) или непреднамеренных мотивационных искажений.

    4. Характеристика психодиагностической методики, свидетельствующая о ее соответствии и пригод­ности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена по замыслу.


21. К числу основных требований, предъявляемых к психодиагностическому инструментарию, относят (отметьте верный (один или несколько) вариант):

  1. соответствие методики психометрическим требованиям;

  2. наличие картотеки методических материалов;

  3. простота формулировок и однозначность тестовых заданий;

  4. привлекательность стимульного материала;

  5. возможность поливозрастного применения;

  6. наличие сертификата о профессиональном контроле качества.



22. К личностным опросникам относятся (отметьте правильный (один или несколько) вариант):

  1. Тест приспособляемости Г.Белла.

  2. Тест «EPI» Г.Айзенка.

  3. Методика «Оценочная шкала реактивности» Я.Стреляу.

  4. Тест социальной желательности А.Эдвардса.

  5. Тест «ТАТ» Х.Морган-Г.Мюррея.

  6. Методика «Кубики» К.Коса.

  7. Тест «16-PF» Р.Кэттелла.

23. К стандартизированным проективным методикам относятся (отметьте верный (один или несколько) вариант):

  1. Методика «Деловые ситуации» Н.Г.Хитровой.

  2. Тест «Пятна» Г.Роршаха.

  3. Тест «Выбор цвета» М.Люшера.

  4. Методика «Hand-тест» Э.Вагнера.

  5. Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж.Бука.

  6. Тест «Деревня» Р.Мукиелли.

  7. Методика «Пиктограмма» А.Р.Лурия.

24. Какие из ниже перечисленных методик, позволяют измерить личностные характеристики человека (отметьте верный (один или несколько) вариант):

а) опросник мотивации А.Мехрабяна;

б) тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга;

в) тест ММPI;

г) тест «Социальный интеллект» Дж.Гилфорда.
25. К тестам ин­теллекта относятся (отметьте верный (один или несколько) вариант):

  1. тест Дж.Равена;

  2. тест Р.Амтхауэра;

  3. тест Дж.Бука;

  4. тест Я.Стреляу;

  5. тест Д.Векслера;

  6. тест С.Розенцвейга.

26. Для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов используется тест …

  1. АСТУР

  2. ГИТ

  3. ШТУР

  4. все ответы верны

  5. все ответы не верны


27. Отметьте (один или несколько) этически целесообразные для психодиагноста варианты предоставления и использования диагностических данных:

  1. данные передаются самому обследуемому (или его законному представителю) и используются им в целях саморазвития, самопознания и пр.

  2. данные передаются администрации для принятия решения.

  3. данные остаются у психолога и используются им, например, для организации психокоррекционной, развивающей или психотерапевтической работы.

  4. данные передаются специалистам-смежникам по их требованию для определе­ния дальнейших направлений работы с индивидом.

  5. данные передаются любому заинтересованному лицу.

  6. данные передаются заказчику (в случае, когда запрос исходит не от самого клиента или его законного представителя) и используются по усмотрению.


27. Какую, из ниже перечисленной, информацию о субъекте невозможно получить с помощью тестов (отметьте верный (один или несколько) вариант):

  1. процессуальные характеристики деятельности человека в конкретный момент времени;

  2. каузальные характеристики деятельности и ее результата;

  3. способности культурно депривированного субъекта;

  4. актуальные возможности человека.


28. Интерпретация полученных результатов должна (отметьте верный (один или несколько) вариант):

  1. исходить из того, что определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности;

  2. обозначать смысл и занимаемое мес­то в структуре деятельности субъекта;

  3. быть объективной и однозначной;

  4. иметь преимущественно количественные характеристики;

  5. учитывать определенные нормы выполнения заданий в выборке стандартизации


29. Какие из ниже перечисленных задач решаются в процессе психодиагностики (отметьте правильный (один или несколько) ответ):

  1. изучение динамики возрастного психологического развития;

  2. устранение поведенческих и т.п. отклонений в развитии;

  3. выявление индивидуальных особенностей психического и пове­денческого развития индивида;

  4. психологическое обслуживание специалистов других областей науки;

  5. изучение закономерностей нарушения психической деятельнос­ти и свойств личности;

  6. получение разносторонней информации о наличном психологи­ческом состоянии субъекта;

  7. причинно-следственное изучение душевной жизни людей.

30. Подберите к понятию «психологический диагноз» наиболее содержательное определение:

  1. способ описания анализируемых объектов, понятий с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развернутых высказываний.

  2. конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

  3. психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.

  4. акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности.


^ 3. Вопросы к экзамену по курсу «Психодиагностика»


  1. Предмет и задачи психодиагностики.

  2. Основные принципы научной психодиагностики.

  3. Область применения психологического тестирования.

  4. Физиологические методы тестирования.

  5. Психологические методы тестирования.

  6. Комплексные методы тестирования.

  7. Дифференциальная психометрика.

  8. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

  9. Классификация методов психодиагностики

  10. Технические и методологические принципы психодиагностики.

  11. Нормы тестовых показателей и стандартизация.

  12. Надежность.

  13. Валидность.

  14. Строго формализованные методики.

  15. Опросники.

  16. Малоформализованные методики.

  17. Метод наблюдения.

  18. Беседа, интервью.

  19. Контент – анализ.

  20. Комплексное тестирование.

  21. Батарея тестов.

  22. Тестирование интеллекта и способностей.

  23. Тестирование психических функций, состояний личности.

  24. Методы клинической психодиагностики.

  25. Диагностика профессиональной пригодности.

  26. Диагностика межличностных отношений.



^ 4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Предмет и задачи психодиагностики: разные точки зрения и подходы.

  2. Критический анализ исторического развития психодиагностики как отрасли психологической науки.

  3. Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностики.

  4. Анализ профессионально-этических проблем психодиагностики.

  5. Анализ различных подходов в системе классификации методов психодиагностики.

  6. Анализ требований, предъявляемых к психодиагностическим процедурам (требования к методикам и требования к пользователям).

  7. Анализ проблемы влияния на процесс психодиагностики общественной среды (культуры).

  8. Проблема влияния личности экспериментатора и ситуационных переменных на процесс психодиагностики.

  9. Проблема влияния личности испытуемого на процесс психодиагностики.

  10. Проблема использования вычислительной техники для обработки и интерпретации результатов тестирования.

  11. Проблемы тестирования специальных популяций (тестирование младенцев, лиц с психическими и физическими недостатками; тестирование межкультурных различий).

  12. Особенности группового тестирования: основные проблемы и пути их решения.

  13. Психологические проблемы тестирования интеллекта (исторический и современный аспекты).

  14. Критериально-ориентированные тесты: их достоинства и недостатки.

  15. Критический анализ объективных и проективных методов психодиагностики.

  16. Анализ психологических аспектов клинического тестирования.

  17. Критический анализ использования психологических тестов в образовании.

  18. Психометрика, как методологическая основа психодиагностики.

  19. Анализ психометрических проблем психодиагностики. Проблема репрезентативности.

  20. Анализ психометрических проблем психодиагностики. Проблема соотношения надежности и валидности.

  21. Анализ психометрических проблем психодиагностики. Проблема достоверности.

  22. Понятие "нормы"; "ипсативные нормы"

  23. Понятие «социокультурного норматива» и его применение в психодиагностике.

  24. Научная психодиагностика: ее отличия паранаучной психодиагностики (популярных тестов, магии, гороскопов, колдовства).

  25. Анализ роли математической статистики в развитии психодиагностики как отрасти научного знания.

  26. Сравнительный анализ объективных методов исследования и тест-опросников.

  27. Критический анализ экспертного метода. Его возможности и ограничения.

  28. Критический анализ обучающего эксперимента как диагностического метода. Его возможности и ограничения.

  29. Критический анализ метода наблюдения как метода психодиагностики. Его возможности и ограничения.

  30. Проблема стандартизации в психодиагностике и различные пути ее решения.

  31. Продукты деятельности как диагностические тесты: их достоинства и недостатки.

  32. Производные показатели. Их типы и возможности применения.

  33. Факторный анализ и его роль в становлении и развитии психодиагностики.

  34. Особенности применения психодиагностики в различных областях практики (медицина, производство, образование).

  35. Особенности развития отечественной психодиагностики в Советский период.

  36. Диагностика интеллекта с помощью теста Амтхауэра.

  37. Изучение умственного развития у старшеклассников.

  38. Влияние темперамента на акцентуацию черт характера.

  39. Диагностика личностной проекции на профессию с помощью методики Т. Лири.

  40. Изучение уровня эмоционального выгорания.

  41. Исследование вербально логического и образного мышления.

  42. Изучение связи мотивации учения и успешности художественного творчества.

  43. Диагностика самооценки в ранней юности.

  44. Исследование взаимосвязи математических и технических способностей.

  45. Исследование зависимости уровня тревожности от типа темперамента.

  46. Изучение связи нейротизма с индивидуально-типологическими особенностями личности подростков.

  47. Исследование эмоционального состояние спортсменов подросткового возраста.

  48. Исследование зависимости профессионального самоопределения субъекта от социальной направленности личности.

  49. Изучение различных видов памяти школьника.

  50. Изучение зависимости силы процессов возбуждения и торможения от уровня нейротизма.

  51. Исследование надежности и валидности теста КОТ.

  52. Психодиагностика акцентуированных черт характера у подростков.

  53. Диагностика показателя экстраверсии по методикам К. Юнга и А.Г. Шмелева.

  54. Исследование взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у школьников.

  55. Диагностика и прогнозирование способностей младших школьников.

  56. Исследование взаимосвязи между типом родительского отношения и трудностями, возникающими в процессе воспитания подростков.

  57. Диагностика уровня тревожности младших школьников.

  58. Изучение возможности использования «Теста руки» для изучения агрессивности.

  59. Изучение эмоционального поведения личности в напряженных условиях на основе теста «Деловые ситуации».

  60. Исследование взаимосвязи направленности личности и типа характера.

  61. Определение надежности и валидности теста «Дом-Дерево-Человек».

  62. Определение возможности использования проективной методики «Нарисуй человека» для исследования тревожности.

  63. Изучение взаимосвязи между самооценкой личности и мотивацией одобрения.

  64. Изучение подростковой тревожности по тесту Тейлора и Спилбергера.

  65. Исследование меж половых различий в агрессивности подростков 12-14 лет.

  66. Изучение взаимосвязи эмоциональной лабильности и автономности.

  67. Исследование (с помощью ТЮФа) доминирующих мотивов у "автономных" и "зависимых" испытуемых.

  68. Изучение склонности к риску у "автономных" и "зависимых" испытуемых.

  69. Исследование феномена "автономности-зависимости" с помощью метода репертуарных решеток.

  70. Исследование феномена "автономности-зависимости" в контексте универсальных факторов конституциональных диспозиций.

  71. Изучение проявления феномена "автономности-зависимости" в различных средах (в средах сильных и слабых воздействий).

  72. Исследование феномена "автономности-зависимости" в контексте стремления достижения к успеху, склонности к риску и уровня тревожности.

  73. Исследование доминирующих мотивов у испытуемых "автономного" и "зависимого" типа с помощью методики ТАТ.

  74. Исследование феномена "автономности-зависимости" с помощью методики Т. Лири (в частности изучение самооценки и рефлексии).

  75. Взаимосвязь когнитивной дифференцированности (когнитивной сложности) и феномена "автономности-зависимости" (с помощью метода репертуарных решеток).

  76. Исследование взаимосвязи системы самооценок личности, с проявлением феномена "автономности-зависимости".

  77. Исследование феномена локуса контроля с помощью метода репертуарных решеток.

  78. Исследование взаимосвязи волевой регуляции (по методике Куля) и типологических особенностей осознанной саморегуляции.

  79. Исследование взаимосвязи локуса контроля и типологических особенностей осознанной саморегуляции.

  80. Исследование взаимосвязи готовности к риску и типологических особенностей осознанной саморегуляции.


Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

  2. Анастази, А. Психологическое тестирование /А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

  3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. – М.: Изд-во «Ось-89», 2006. – 192 с.

  4. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. – СПб.: Питер, 2004. – 528 с.

  5. Миллер, С. Психология развития: методы исследования /С.Миллер. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

  6. Романова, Е.С. Психодиагностика /Е.С.Романова.  СПб.: Питер, 2005.  400 с.


Дополнительная

  1. Белый, Б.И. Тест Роршаха: практика и теория /Б.И.Белый. – СПб.: Дорваль, 1992. – 200 с.

  2. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. – М.: Роспедагентство, 1994. – 68 с.

  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты /А.Л.Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.

  4. Венгер, Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников /Л.А.Венгер, В.В.Холмовская. – М.: Педагогика, 1978. – 290 с.

  5. Венгер, А.Л. Схема педагогического обследования младших школьников /А.Л.Венгер, Н.К.Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 69 с.

  6. Вотчин, И.С. Психология личности /И.С.Вотчин. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 116 с.

  7. Выготский, Л.С. Основы педологии /Л.С.Выготский. – М.: ЭКО, 2000. – 520 с.

  8. Ганзен, В.А. Теория и методология психологического исследования /В.А.Ганзен, В.Д.Балин. – СПб.: РИО, СПб ГУ, 1991. – 75 с.

  9. Детская практическая психология /под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

  10. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей /С.Д.Забрамная. – М.: Просвещение, 1995. – 134 с.

  11. Забродин, Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике: В 2 кн. /Ю.М.Забродин. – М.: МГУ, 1994.

  12. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка /Р.Кайл. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.

  13. Кроз, М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагостики /М.В.Кроз. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 55 с.

  14. Крэйн, У. Теории развития. Секреты формирования личности /У.Крэйн. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

  15. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков /П.Лафренье. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с.

  16. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие /В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов и др. – М.: Просвещение, 1984. – 191с.

  17. Пишо, П. Психологическое тестирование /П.Пишо.  СПб.: Питер, 2004.  160 с.

  18. Практическая психодиагностика: методики и тесты /ред.-составитель Д.Я.Райгородский. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2003. – 672 с.

  19. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика /И.Ю.Беляева и др. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 116 с.

  20. Проективная психология /научн. ред. Р.Римская, И.Кириллов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с.

  21. Психокоррекция. Теория и практика /под ред. Ю.С.Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н.Усановой.  М.: «Вита-Пресс», 1995.  224 с.

  22. Психология /под общей ред. В.Н.Дружинина.  СПб.: Питер, 2006.  656 с.

  23. Психологическая диагностика /под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича.  СПб.: Питер, 2005.  652 с.

  24. Развитие и диагностика способностей /отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. – М.: Наука,1992. – 179 с.

  25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.

  26. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии /Е.С. Романова. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с.

  27. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста /С.С.Степанов. – М.: Магистр, 1994. – 62 с.

  28. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психология внутреннего конфликта /Е.Б.Фанталова. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2001. – 128 с.

  29. Черепанова, Н.С. Графологическая диагностика: методическое пособие /Н.С.Черепанова, Ю.П.Дорожкин. – М.: НМПИО «МАГ», 1992. – 32 с.



Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….

Выписка из государственного образовательного стандарта………………………………….

Содержание программы учебной дисциплины………………………………………………..

Методические указания по выполнению контрольных работ………………………………..

Тематика и варианты контрольных работ……………………………………………………..

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)……………………………………………………

Примерная тематика для написания рефератов и курсовых работ………………………….

Литература………………………………………………………………………………………


^ ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК


Скачать файл (230.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации