Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Семинар для воспитателей Развитие связной речи в дошкольном возрасте - файл 1.doc


Семинар для воспитателей Развитие связной речи в дошкольном возрасте
скачать (47.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc48kb.20.11.2011 18:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тезисы семинара для воспитателей «Связная речь в дошкольном возрасте»

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Значение связной речи:

1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).

3 – воспитывается чувство характера.

4 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.

5 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Показатели связного высказывания:

  1. Смысловая ценность текста:

- высказывание на определённую тему,

- реализуется замысел говорящего,

- автономное законченное высказывание,

- можно подобрать заголовок,

- правильно оформленный текст, имеющий определённую структуру.

2. Связность (членимость). Основа – связь предложений между собой, коммуникативная преемственность предложений.

Формы связного высказывания:

-монолог - диалог

* повествование

* описание

* рассуждение

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи

2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы.

3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении).

4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает.

5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.Р

1 – Активизируется словарь, высказывания более последовательны и развёрнуты.

2 – Структура речи несовершенна, при употреблении сложно - подчинённых предложений упускается главная часть.

3 – Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает.

1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто.

2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания.

3- Используют все типы предложений.

4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми).

5 – Речь более выразительна. Переходи от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.


Линии развития связной речи:

1 – от ситуативной к контекстной (происходит в возрасте 4 -5 лет)

2 – от диалога к монологу

3 - от устной речи к письменной

4 – от звука к слову и предложению
Задачи обучения детей связной речи.

Ранний возраст

Средний возраст

Старшая группа

Подготовительная группа

1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки.

2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок («Мы играем», «Моя группа»).

2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.

А) в индивидуальном общении дети рассказывают на темы из личного опыта (о себе, о игрушках, о семье)

Б) дети пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы.

В) воспитатель подсказывает способы связей в предложениях, задаёт схему высказываний, постепенно усложняет их содержание, увеличивает объём.

1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования.

2 – Учить составлять повествовательные рассказы, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения.

3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.

- Дети пересказывают связно, последовательно сказки, рассказывают по наглядной опоре и без неё.

- Дают более развёрнутые описания игрушек, предметов, картин.

- Составляют рассказы из опыта, творческие рассказы с использованием наглядного материала и без него.

1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи содержания обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

2 – дети сами оценивают и анализируют рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности


Средства развития связной речи:

- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),

- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),

- занятия по обучению рассказыванию,

- пересказ литературных произведений,

- рассказывание по игрушке,

- рассказывание по картине,

- рассказывание их опыта,

- творческое рассказывание,

- рассуждение.
Работа по развитию описательно-повествовательной речи заключается в следующих 3 направлениях:

1.  Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом  сложных конструкций.

2.  Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.

3.  Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

¨  Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;

¨  Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

¨  Последовательность;

¨  Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;

¨  Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

¨  Культура изложения в широком смысле слова:

-   правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,

-   интонационная выразительность речи,

-   достаточная громкость,

-   отчетливость произношения.
^ Средства развития связной речи:

- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),

- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),

- занятия по обучению рассказыванию,

- пересказ литературных произведений,

- рассказывание по игрушке,

- рассказывание по картине,

- рассказывание их опыта,

- творческое рассказывание,

- рассуждение.
Игры для словарной работы:

«Кто как кричит», реб. Вынимает игрушку, называет на ощупь, , называет вместе с действием.

«кто как передвигается», аналогично

«скажи наоборот», бросает мяч, называет действие, ребёнок называет противоположное действие, входит – выходит.

«КАК сказать правильно», взр. Говорит неправ предложение, дети исправляют.

«Чудесный мешочек», ребёнок вынимая предмет, говорит полным предложением. «Я взял…….»

«Сравни и расскажи» - детям раздаются отдельные виды кукольной одежды , сшитых из разной по цвету и материалу тканей, взрослый просит сравнить 2 юбки, чем они отличаются.

«Экскурсия в магазин, ателье» - сшейте мне пожалуйста такую юбку, и объясняют, какую они хотят. В магазине просят продать предмет не называя его, а только описывая.

«Подумай и договори». Взр. Часть предложения, а дети должны закончить его, используя правильные формы.


Скачать файл (47.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru