Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Информационная безопасность. Вариант 3 за 1курс - файл 1.doc


Информационная безопасность. Вариант 3 за 1курс
скачать (105 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc105kb.16.11.2011 01:42скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Содержание

1. Общие понятия информационной безопасности:

1.1 Основные понятия информационной безопасности.

2. Меры по поддержанию работоспособности компьютерных систем:

2.1 Поддержание работоспособности.

3. Способы и средства нарушения конфиденциальности информации:

3.1 Основные методы реализации угроз информационной безопасности.

3.2 Типичные приемы атак на локальные и удаленные компьютерные системы.

3.3 Защита информации от компьютерных вирусов.

3.3.1 Определение и классификация вирусов.

3.3.2 По среде обитания вирусов.

3.3.3 По способу заражения среды обитания.

3.3.4 По алгоритмам функционирования.

3.3.5 Способы защиты от вирусов.

3.3.6 Классификация антивирусных средств.

3.3.7 Популярные антивирусные средства.


4. Список использованной литературы.


^ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Персональные компьютеры, системы управления и сети на их основе быстро входят во все области человеческой деятельности. Среди них можно выделить такие сферы применения, как военная, коммерческая, банковская, посредническая, научные исследований по высоким технологиям и др. Очевидно, широко используя компьютеры и сети для обработки и передачи информации, эти отрасли должны быть надежно защищены от возможности доступа к ней посторонних лиц, ее утраты или искажения. Согласно статистическим данным, более 80 % компаний несут финансовые убытки из-за нарушения целостности и конфиденциальности используемых данных.

Кроме информации, составляющей государственную или коммерческую тайну, существует информация, представляющая собой интеллектуальную собственность. К ней можно отнести результаты научных исследований, программы, обеспечивающие функционирование компьютера, игровые программы, оригинальные аудио- и видеоклипы, которые находятся под защитой законов, принятых в большинстве стран мирового сообщества. Стоимость такой информации в мире составляет несколько триллионов долларов в год. Ее несанкционированное копирование снижает доходы компаний и авторов, занятых ее разработкой.

Усложнение методов и средств организации машинной обработки, повсеместное использование глобальной сети Интернет приводит к тому, что информация становится все более уязвимой. Этому способствуют такие факторы, как постоянно возрастающие объемы обрабатываемых данных, накопление и хранение данных в ограниченных местах, постоянное расширение круга пользователей, имеющих доступ к ресурсам, программам и данным, недостаточный уровень защиты аппаратных и программных средств компьютеров и коммуникационных систем и т.п. Учитывая эти факты, защита информации в процессе ее сбора, хранения, обработки и передачи приобретает исключительно важное значение.

Основные понятия информационной безопасности
Введем ряд определений, используемых при описании средств и методов защиты информации в системах автоматизированной обработки, построенных на основе средств вычислительной техники.
^ Компьютерная система (КС) - организационно-техническая система, представляющую совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

 технические средства обработки и передачи данных;

 методы и алгоритмы обработки в виде соответствующего программного обеспечения;

 данные - информация на различных носителях и находящаяся в процессе обработки;

 конечные пользователи - персонал и пользователи, использующие КС с целью удовлетворения информационных потребностей;

 объект доступа, или объект, - любой элемент КС, доступ к которому может быть произвольно ограничен (файлы, устройства, каналы);

 субъект доступа, или субъект, - любая сущность, способная инициировать выполнение операций над объектом (пользователи, процессы).

^ Информационная безопасность - состояние КС, при котором она способна противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних информационных угроз и при этом не создавать таких угроз для элементов самой КС и внешней среды.

^ Конфиденциальность информации - свойство информации быть доступной только ограниченному кругу конечных пользователей и иных субъектов доступа, прошедших соответствующую проверку и допущенных к ее использованию.

^ Целостность информации - свойство сохранять свою структуру и содержание в процессе хранения, использования и передачи.

Достоверность информации - свойство, выражаемое в строгой принадлежности информации субъекту, который является ее источником.

^ Доступ к информации - возможность субъекта осуществлять определенные действия с информацией.

Санкционированный доступ к информации - доступ с выполнением правил разграничения доступа к информации.

^ Несанкционированный доступ (НСД) - доступ с нарушением правил разграничения доступа субъекта к информации, с использованием штатных средств (программного или аппаратного обеспечения), предоставляемых КС.

Идентификация - получение от субъекта доступа к сведениям (имя, учетный номер и т.д.), позволяющим выделить его из множества субъектов.

Аутентификация - получение от субъекта сведений (пароль, биометрические параметры и т.д.), подтверждающих, что идентифицируемый субъект является тем, за кого себя выдает.

^ Угроза информационной безопасности КС - возможность воздействия на информацию, обрабатываемую КС, с целью ее искажения, уничтожения, копирования или блокирования, а также возможность воздействия на компоненты КС, приводящие к сбою их функционирования.

Уязвимость КС - любая характеристика, которая может привести к реализации угрозы.

Атака КС - действия злоумышленника, предпринимаемые с целью обнаружения уязвимости КС и получения несанкционированного доступа к информации.

^ Безопасная, или защищенная, КС - КС, снабженная средствами защиты для противодействия угрозам безопасности.

Комплекс средств защиты - совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих информационную безопасность.

^ Политика безопасности - совокупность норм и правил, регламентирующих работу средств защиты от заданного множества угроз.

Дискреционная модель разграничения доступа - способ разграничения доступа субъектов к объектам, при котором права доступа задаются некоторым перечнем прав доступа субъекта к объекту. При реализации представляет собой матрицу, строками которой являются субъекты, а столбцами - объекты; элементы матрицы характеризуют набор прав доступа.

^ Полномочная (мандатная) модель разграничения доступа - способ разграничения доступа субъектов к объектам, при котором каждому объекту ставится в соответствие уровень секретности, а каждому субъекту уровень доверия к нему. Субъект может получить доступ к объекту, если его уровень доверия не меньше уровня секретности объекта.

^ МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

Наряду с мерами поддержания политики безопасности информации, предоставляемыми стандартным аппаратным и программным обеспечением, любой пользователь, особенно начинающий, должен соблюдать ряд простых правил, которые избавят его от потери важной для него информации при случайных сбоях или авариях аппаратуры, разрушения программ и данных из-за ошибок в работе самого пользователя или администратора. Недооценка фактора безопасности в повседневной работе приводит к тяжелым последствиям, связанным с потерей или нарушением конфиденциальности информации. Правила проведения повседневных мероприятий администратором системы и пользователем для предотвращения случайных сбоев или утраты информации можно сформулировать так:

" администратор должен организовать поддержку пользователей при решении возникающих у них проблем, выявляя при этом общие вопросы, связанные с безопасностью и указывая пользователям способы их решения;

" администратор должен следить за целостностью программного обеспечения, установленного на компьютерной системе, и ограничивать возможности самостоятельной установки пользователями дополнительных программ, которые могут содержать вредоносные коды, следить за изменением файлов программ, для чего периодически запускать утилиты, проверяющие целостность файлов программных кодов;

" пользователь должен иметь возможность проводить резервное копирование своих данных, которые могут понадобиться для восстановления данных после аварии; резервные копии необходимо сохранять на съемных носителях или других внешних носителях с ограниченным правом доступа;

" каждая компьютерная система должна быть в обязательном порядке снабжена источником бесперебойного питания, предотвращающего потерю информации при кратковременных перебоях с энергоснабжением.

Поддержание работоспособности

Рассмотрим теперь рутинные действия, направленные на поддержание работоспособности компьютерных систем и имеющие отношение к информационной безопасности. Как ни странно, именно здесь таится наибольшая опасность. Нечаянные ошибки системных администраторов и пользователей грозят повреждением аппаратуры, разрушением программ и данных, а "в лучшем случае" облегчают реализацию угроз.

Недооценка факторов безопасности в повседневной работе - ахиллесова пята многих организаций. Дорогие средства безопасности теряют смысл, если они плохо документированы, конфликтуют с другим программным обеспечением, а пароль системного администратора не менялся с момента установки.

Можно выделить следующие направления повседневной деятельности:

  • поддержка пользователей;

  • поддержка программного обеспечения;

  • конфигурационное управление;

  • резервное копирование;

  • управление носителями;

  • документирование;

  • регламентные работы.

Поддержка пользователей состоит прежде всего в консультировании и в оказании помощи при решении разного рода проблем. Иногда в организациях создают для этой цели специальный "стол справок", хотя чаще от пользователей отбивается системный администратор. Очень важно в потоке вопросов, существенных и не очень, уметь выявлять проблемы, связанные с информационной безопасностью. Так, многие трудности пользователей, работающих на персональных компьютерах, могут быть следствием заражения вирусами; в больших системах, имеющих выходы в глобальные сети, проблемы нередко проистекают из действий хакеров. Целесообразно записывать вопросы пользователей, чтобы выявлять их типичные ошибки и выпускать памятки с рекомендациями для наиболее распространенных ситуаций.

Поддержка программного обеспечения - одно из важнейших средств обеспечения целостности информации. Прежде всего, необходимо контролировать, какое программное обеспечение выполняется на компьютерах. Если пользователи могут устанавливать программы по своему усмотрению, это чревато заражением вирусами, а также появлением утилит, действующих в обход защитных средств. Например, на любой персональный компьютер, подключенный к сети Ethernet, можно установить программу - сетевой анализатор, позволяющую отслеживать весь сетевой трафик. Обладатель такой программы может довольно быстро "выловить" пароли других пользователей и системных администраторов, получив тем самым по существу неограниченный доступ к сетевым ресурсам. Вполне вероятно также, что самодеятельность пользователей постепенно приведет к хаосу на их компьютерах, а исправлять ситуацию придется системному администратору.

Второй аспект поддержки программного обеспечения - контроль за отсутствием неавторизованного изменения программ и прав доступа к ним. Сюда же можно отнести поддержание эталонных копий программных систем. Обычно контроль достигается комбинированием средств физического и логического управления доступом, а также использованием утилит проверки и поддержания целостности.

Конфигурационное управление позволяет контролировать и фиксировать изменения, вносимые в программную конфигурацию. Прежде всего, необходимо застраховаться от случайных или непродуманных модификаций, уметь как минимум возвращаться к прошлой, работающей версии. Далее, фиксация изменений позволит легко восстановить текущую версию после аварии.

Позволим себе одно замечание. Лучший способ уменьшить количество ошибок в рутинной работе - в максимальной степени автоматизировать ее. Хорошим примером являются развитые средства конфигурационного управления, когда одним нажатием можно вызвать внесение или откат сотен согласованных изменений. При ручной работе сделать подобное без ошибок крайне сложно. Тысячу раз правы "ленивые" программисты и системные администраторы, которые, поглядев на море однообразных задач, говорят: "Я ни за что не буду делать этого; я напишу программу, которая сделает все за меня". Автоматизация и безопасность - родные сестры; тот, кто заботится в первую очередь об облегчении собственного труда, на самом деле оптимальным образом формирует режим информационной безопасности.

Технологию конфигурационного управления необходимо применять и к изменениям в аппаратуре. Что нового появилось в локальной сети за последний месяц? Куда мы подключили внешние коммуникации? На эти и аналогичные вопросы нужно уметь давать немедленные и точные ответы.

Резервное копирование необходимо для восстановления программ и данных после аварий. И здесь целесообразно автоматизировать работу, как минимум, сформировав компьютерное расписание выполнения полных и инкрементальных копий, а как максимум, воспользовавшись безлюдной технологией фирмы Hewlett-Packard [3, с. 20]. Нужно также наладить размещение копий в безопасном месте, защищенном от пожаров и иных угроз. К резервному копированию следует относиться как к осознанной необходимости - оно, конечно, мешает, "уже полгода как ничего не приходилось восстанавливать", но... Стоит хоть на день отступить от расписания, и неприятности не заставят себя ждать.

Время от времени в тестовых целях следует проверять возможность восстановления информации с копий. Управление носителями служит для обеспечения физической защиты и учета дискет, лент, печатных выдач и т.п. Управление носителями должно обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность информации, хранящейся вне компьютерных систем. Под физической защитой здесь понимается не только отражение попыток несанкционированного доступа, но и предохранение от вредных влияний окружающей среды: жары, холода, влаги, магнетизма. Управление носителями должно охватывать весь жизненный цикл дискет и лент - от закупки до выведения из эксплуатации.

К управлению носителями можно отнести и контроль потоков данных, выдаваемых на печать. Здесь поучительно отметить необходимость сочетания различных механизмов информационной безопасности. Программные средства позволяют направить конфиденциальные данные на определенный принтер, но только меры физической защиты способны гарантировать отсутствие посторонних у этого принтера.

Документирование - неотъемлемая часть информационной безопасности. В виде документов оформляется почти все - от политики безопасности до журнала учета дискет. Важно, чтобы документация была актуальной, отражала текущее, а не прошлое состояние дел, причем отражала в непротиворечивом виде. Здесь необходим правильный технологический подход, когда документы печатаются и сшиваются способом, облегчающим внесение изменений.

К хранению некоторых документов, например содержащих анализ системных слабостей и угроз, применимы требования обеспечения конфиденциальности, к другим, в частности плану восстановления после аварий, - требования целостности и доступности (план необходимо найти и прочитать).

Регламентные работы - очень серьезная угроза безопасности. Лицо, осуществляющее регламентные работы, получает исключительный доступ к системе, и на практике очень трудно проконтролировать, какие именно действия совершаются. Здесь на первый план выходит степень доверия к тем, кто выполняет работы. Лет двадцать назад, очевидно, предвидя волну публикаций по сертификации, Кен Томсон, один из создателей ОС UNIX, написал, что нужно верить или не верить не программам, а людям, которые пишут эти программы. Если в общем виде данное утверждение можно оспорить, то применительно к регламентным работам оно абсолютно справедливо.

^ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА НАРУШЕНИЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Основные методы реализации угроз информационной безопасности

К основным направлениям реализации злоумышленником информационных угроз на локальной, изолированной или включенной в сеть КС можно отнести следующие:

1. Непосредственное обращение к объектам доступа. Злоумышленник пытается войти в систему, используя подсмотренный полностью или частично пароль легального пользователя; пытается получить доступ к объектам (файлам, сетевым портам и др.), надеясь на ошибки в политике безопасности.

2. Создание программных и технических средств, выполняющих обращение к объектам доступа. Злоумышленник, получив в свое распоряжение файл паролей с помощью программ, осуществляющих перебор паролей, пытается его расшифровать; использует программы, просматривающие содержимое жестких дисков, с целью получения информации о незащищенных каталогах и файлах, имена таких файлов программа фиксирует; использует в сети со связью по модему программы, выполняющие автодозвон и фиксирующие номера ответивших узлов, а затем программы, прослушивающие сетевые порты для определения открытого порта; в локальной сети применяет программы перехвата и сохранения всего трафика сети.

3. Модификация средств защиты, позволяющая реализовать угрозы информационной безопасности. Злоумышленник, получив права доступа к подсистеме защиты, подменяет некоторые ее файлы с целью изменения реакции подсистемы на права доступа к объектам, расширяя права легальных пользователей или предоставляя права нелегальным пользователям.

4. Внедрение в технические средства программных или технических механизмов, нарушающих структуру и функции КС. Злоумышленник, на этапе разработки или модернизации технических средств КС, внедряет аппаратуру или изменяет программы, содержащиеся в постоянном запоминающем устройстве КС, которые, наряду с полезными функциями, выполняют некоторые функции НСД к информации, например, сбор сведений о паролях или считывание, сохранение и передача данных, оставшихся в оперативной памяти после завершения работы приложения; использует недостатки охраны КС и подключает дополнительные устройства, например, клавиатурные шпионы, которые позволяют перехватывать пароли и конфиденциальную информацию и, в зависимости от сложности устройства, позволяет их сохранять в собственной памяти или передавать по радиоканалу.

Получение доступа к информации обычно осуществляется злоумышленником в несколько этапов. На первом этапе решаются задачи получения тем или иным способом доступа к аппаратным и программным средствам КС. На втором этапе решаются задачи внедрения аппаратных или программных средств с целью хищения программ и данных.
^ Основные методы, применяемые злоумышленником для получения НСД к информации, состоят в определении:

" типов и параметров носителей информации;

" архитектуры, типов и параметров технических средств КС, версии операционной системы, состава прикладного программного обеспечения;

" основных функций, выполняемых КС;

" средств и способов защиты;

" способов представления и кодирования информации.

После решения задач определения параметров системы злоумышленник переходит к этапу получения сведений о режимах доступа, паролях и сведений о пользователях системы. Для этого он пытается получить доступ к использованным расходным материалам и сменным носителям:

" съемные носители информации, содержащие секретную информацию;

" визуальное наблюдение или съемка экранов терминалов, анализ распечаток и отходов работы графопостроителей и т.д.;

" перехват побочных электромагнитных и звуковых излучений и наводок по цепям питания.

Получив доступ к КС или возможность входа в систему, злоумышленник, в зависимости от преследуемых целей, среди которых можно выделить получение секретной информации, искажение секретных данных, нарушение работы системы, предпринимает следующие действия:

" несанкционированный доступ к информации;

" перехват данных по каналам связи;

" изменение архитектуры КС, путем установки дополнительных перехватывающих устройств или замены отдельных узлов на специальные, содержащие возможность проводить несанкционированные действия в КС, например, установка клавиатурных шпионов, перепрограммирование ПЗУ, установка сетевых карт, способных фиксировать и сохранять или искажать проходящие через них пакеты;

" уничтожение машинных носителей информации;

" внесение искажений в программные компоненты КС;

" внедрение дезинформации;

" раскрытие способов представления информации и ключей шифрования;

" изменение доступа к информации.

Типичные приемы атак на локальные и удаленные компьютерные системы

1. Сканирование файловой системы. Злоумышленник пытается просматривать файловую систему и прочесть, скопировать или удалить файлы. Если доступ к файлу закрыт, сканирование продолжается. Если объем файловой системы велик, то рано или поздно обнаружится хотя бы одна ошибка администратора. Такая атака проводится с помощью специальной программы, которая выполняет эти действия в автоматическом режиме.

2. Кража ключевой информации. Пароль может быть подсмотрен по движению рук на клавиатуре или снят видеокамерой. Некоторые программы входа в КС удаленного сервера допускают набор пароля в командной строке, где пароль отображается на экране, а иногда для ввода используются пакетные файлы для упрощения входа в ОС. Кража такого файла компрометирует пароль. Известны случаи, когда для кражи пароля использовался съем отпечатков пальцев пользователя с клавиатуры. Кража внешнего носителя с ключевой информацией: диски или Touch Memory.

3. Сборка мусора. Информация, удаляемая пользователем, не удаляется физически, а только помечается к удалению и помещается в сборщик мусора. Если получить доступ к этой программе, можно получить и доступ к удаляемым файлам. Сборка мусора может осуществляться и из памяти. В этом случае программа, запускаемая злоумышленником, выделяет себе всю допустимо возможную память и читает из нее информацию, выделяя заранее определенные ключевые слова.

4. Превышение полномочий. Используя ошибки в системном программном обеспечении и/или политики безопасности, пользователь пытается получить полномочия, превышающие те, которые были ему выделены. Это воздействие может быть также результатом входа в систему под именем другого пользователя или заменой динамической библиотекой, которая отвечает за выполнение функций идентификации пользователя.

5. Программные закладки. Программы, выполняющие хотя бы одно из следующих действий:

" внесение произвольных искажений в коды программ, находящихся в оперативной памяти (программная закладка первого типа);

" перенос фрагментов информации из одних областей оперативной или внешней памяти в другие (программная закладка второго типа);

" искажение информации, выводимой другими программами на внешние устройства или каналы связи (программная закладка третьего типа).

6. Жадные программы. Программы, преднамеренно захватывающие значительную часть ресурсов КС, в результате чего другие программы работают значительно медленнее или не работают вовсе. Часто запуск такой программы приводит к краху ОС.

7. Атаки на отказ в обслуживании (deny-of-service - DoS). Атаки DoS являются наиболее распространенными в компьютерных сетях и сводятся к выведению из строя объекта, а не к получению несанкционированного доступа. Они классифицируются по объекту воздействия:

" перегрузка пропускной способности сети - автоматическая генерация, возможно, из нескольких узлов, большого сетевого трафика, которое полностью занимает возможности данного узла;

" перегрузка процессора - посылка вычислительных заданий или запросов, обработка которых превосходит вычислительные возможности процессора узла;

" занятие возможных портов - соединяясь с портами сервисов узла, занимает все допустимое число соединений на данный порт.

Такие атаки могут быть обнаружены и устранены администратором путем выдачи запрета на прием пакетов от данного источника. Чтобы лишить администратора узла этой возможности, атака идет с множества узлов, на которые предварительно внедряется вирус. Вирус активизируется в определенное время, производя DoS-атаку Этот тип атаки получил название DDoS (Distributed DoS)

8. Атаки маскировкой. Маскировка - общее название большого класса сетевых атак, в которых атакующий выдает себя за другого пользователя. Если существенные права получают процессы, инициируемые доверенными хостами (т.е. пакеты с адресом доверенного источника пропускаются без применения к ним ограничивающих правил), то достаточно указать доверенный адрес отправителя, и он будет пропущен.

9. Атаки на маршрутизацию. Для достижения узла - жертвы в таких атаках применяется изменение маршрута доставки пакета. Каждый путь может иметь свои права доступа, узел может по-разному реагировать на пакеты, поступившие различными путями. Поэтому интерес злоумышленника распространяется не только на сам атакуемый узел, но и на промежуточные пункты - маршрутизаторы.

10. Прослушивание сети (sniffing). Различают межсегментный и внутрисегментный сниффинг. В первом случае устройство подслушивания должно быть размещено у входа или выхода взаимодействующих узлов или у одного из транзитных узлов. Для защиты от прослушивания, в основном, используются средства шифрования. При внутрисегментном прослушивании в равноранговой сети с общей шиной (Ethernet), в качестве прослушивающего устройства может использоваться одна из КС сети. Для организации прослушивания необходимо, с помощью программы-сниффера, перевести режим Ethernet-карты в "неразборчивый режим", когда карта принимает не только пакеты со своим сетевым адресом, но и все, проходящие по сети пакеты. Для борьбы со снифферами используются сниффер-детектор. Принцип его работы заключается в формировании пакета с некорректным сетевым адресом, который должен быть проигнорирован всеми узлами сети. Та КС, которая примет такой пакет, должна быть проверена на наличие сниффера.

^ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ

Определение и классификация вирусов

Компьютерным вирусом называется программа, способная самостоятельно создавать свои копии и внедряться в другие программы, в системные области дисковой памяти компьютера, распространяться по каналам связи. Целью создания и применения программ-вирусов является нарушение работы программ, порчи файловых систем и компонентов компьютера, нарушение нормальной работы пользователей.
Компьютерным вирусам характерны определенные стадии существования: пассивная стадия, в которой вирус никаких действий не предпринимает; стадия размножения, когда вирус старается создать как можно больше своих копий; активная стадия, в которой вирус переходит к выполнению деструктивных действий в локальной компьютерной системе или компьютерной сети.

В настоящее время существует тысячи различных вирусов.

По среде обитания вирусов

Сетевые вирусы используют для своего распространения команды и протоколы телекоммуникационных сетей.

Файловые вирусы чаще всего внедряются в исполняемые файлы, имеющие расширение .ехе и .com, но могут внедряться и в файлы с компонентами операционных систем, драйверы внешних устройств, объектные файлы и библиотеки, в командные пакетные файлы. При запуске зараженных программ вирус на некоторое время получает управление и в этот момент производит запланированные деструктивные действия и внедрение в другие файлы программ.

Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор дискеты или в главную загрузочную запись жесткого диска. Такой вирус изменяет программу начальной загрузки операционной системы, запуская необходимые для нарушения конфиденциальности программы или подменяя, для этой же цели, системные файлы, в основном это относится к файлам, обеспечивающим доступ пользователей в систему.

Документные вирусы (макровирусы) заражают текстовые файлы редакторов или электронных таблиц, используя макросы, которые сопровождают такие документы. Вирус активизируется, когда документ загружается в соответствующее приложение.

По способу заражения среды обитания

Резидентные вирусы после завершения инфицированной программы остаются в оперативной памяти и продолжают свои деструктивные действия, заражая другие исполняемые программы, вплоть до выключения компьютера.
Нерезидентные вирусы запускаются вместе с зараженной программой и удаляются из памяти вместе с ней.

По алгоритмам функционирования


Паразитирующие - вирусы, изменяющие содержимое зараженных файлов. ЭТИ вирусы легко обнаруживаются и удаляются из файла, так как имеют всегда один и тот же внедряемый программный код.

^ Троянские кони - вирусы, маскируемые под полезные программы, которые очень хочется иметь на своем компьютере. Наряду с полезными функциями, соответствующими устанавливаемой программе, вирус может выполнять функции, нарушающие работу системы, или собирать информацию, обрабатываемую в ней.

Вирусы-невидимки способны прятаться при попытках их обнаружения. Они перехватывают запрос антивирусной программы и либо временно удаляются из зараженного файла, либо подставляют вместо себя незараженные участки программы.
^ Мутирующие вирусы периодически изменяют свой программный код, что делает задачу обнаружения вируса очень сложной.

Для своевременного обнаружения и удаления вирусов необходимо знать основные признаки появления вирусов в компьютере. К таким признакам относятся:

" отказ в работе компьютера или отдельных компонентов;

" отказ в загрузке операционной системы;

" замедление работы компьютера;

" нарушение работы отдельных программ;

" искажение, увеличение размера или исчезновение файлов;

" уменьшение доступной программой оперативной памяти.

Способы защиты от вирусов

Для защиты от проникновения вирусов необходимо проводить мероприятия, исключающие заражение программ и данных компьютерной системы. Основными источниками проникновение вирусов являются коммуникационные сети и съемные носители информации.

Для исключения проникновения вирусов через коммуникационную сеть необходимо осуществлять автоматический входной контроль всех данных, поступающих по сети, который выполняется сетевым экраном (брандмауэром), принимающим пакеты из сети только от надежных источников, рекомендуется проверять всю электронную почту на наличие вирусов, а почту, полученную от неизвестных источников, удалять не читая.
Для исключения проникновения вирусов через съемные носители необходимо ограничить число пользователей, которые могут записывать на жесткий диск файлы и запускать программы со съемных носителей. Обычно это право дается только администратору системы. В обязательном порядке при подключении съемного носителя следует проверять его специальной антивирусной программой.

Классификация антивирусных средств

Для обнаружения и удаления компьютерных вирусов разработано много различных программ, которые можно разделить на детекторы, ревизоры, фильтры, доктора и вакцины.
Детекторы осуществляют поиск компьютерных вирусов в памяти и при обнаружении сообщают об этом пользователю.

Ревизоры выполняют значительно более сложные действия для обнаружения вирусов. Они запоминают исходное состояние программ, каталогов, системных областей и периодически сравнивают их с текущими значениями. При изменении контролируемых параметров ревизоры сообщают об этом пользователю.

Фильтры выполняют выявление подозрительных процедур, например, коррекция исполняемых программ, изменение загрузочных записей диска, изменение атрибутов или размеров файлов и др. При обнаружении подобных процедур фильтры запрашивают пользователя о правомерности их выполнения.

Доктора являются самым распространенным типом антивирусных программ. Эти программы не только обнаруживают, но и удаляют вирусный код из файла "лечат" программы. Доктора способны обнаружить и удалить только известные им вирусы, поэтому их необходимо периодически, обычно раз в месяц, обновлять.

Вакцины - это антивирусные программы, которые так модифицируют файл или диск, что он воспринимается программой-вирусом уже зараженным и поэтому вирус не внедряется.
Современные антивирусные решения обладают всеми означенными механизмами и постоянно добавляют новые средства борьбы с вредоносными программами.

Популярные антивирусные средства

Среди наиболее популярных у российских пользователей антивирусных пакетов назовем программы: Norton Antivirus, Антивирус Касперского и Dr.Web. По различным оценкам, в настоящее время продукты Лаборатории Касперского занимают большую часть российского рынка. Прочие производители, в первую очередь Symantec, "Диалог-Наука", Trend Micro и Panda, делят оставшуюся долю рынка. Рассмотрим коротко эти популярные программы.
^ Symantec Norton AntiVirus - это одно из наиболее популярных в мире антивирусных решений, которое предохраняет компьютер от всех видов вредоносных программ, обеспечивает надежную безопасность и конфиденциальность работы пользователей. Программа автоматически удаляет вирусы различных классов, проверяет и обезвреживает входящие и исходящие сообщения электронной почты, выявляет и блокирует вирусы во вложениях службы передачи мгновенных сообщений. Приложение автоматически загружает обновлений системы антивирусной безопасности для защиты от новых угроз.
^ Антивирус Касперского Personal - разработка "Лаборатории Касперского", воплощающая результаты многолетних исследований ведущих экспертов в области защиты от вредоносных программ. Продукт сочетает уникальную функциональность, удобный пользовательский интерфейс и высокий уровень защиты от вирусов. Программный комплекс позволяет организовать полномасштабную систему антивирусной защиты персонального компьютера. Он охватывает все возможные источники проникновения вирусной угрозы - съемные и постоянные файловые носители, электронную почту и Интернет. Использование "Антивируса Касперского" обеспечивает полное восстановление работоспособности системы при вирусной атаке. В то же время функция антивирусной проверки и лечения электронной почты позволяет очистить от вирусов входящую и исходящую корреспонденцию в режиме реального времени. В случае необходимости пользователю также доступны проверка и лечение почтовых баз различных почтовых систем.

^ Doctor Web для Windows 95/XP представляет собой комбинацию антивирусного сканера Doctor Web и резидентного сторожа Spider Guard, интегрированного в ОС компьютера. Один из самых совершенных в мире эвристических анализаторов Doctor Web, в сочетании с ежедневно обновляющимися вирусными базами, является надежной защитой от вирусов всех классов. Резидентный сторож Spider осуществляет анализ всех опасных действий работающих программ и позволяет блокировать вирусную активность практически всех известных и еще неизвестных вирусов. Он позволяет не допустить заражения компьютера вирусом, даже если этот вирус не будет определен сканером Doctor Web с включенным эвристическим анализатором.


Список использованной литературы.

  1. Соболь Б.В., Галин А.В. и др. Информатика. Ростов н/Д, Феникс, 2007.

  2. Острейковский В.А. Информатика. — М.: Высшая школа, 1999.

  3. Шафрин Ю.А. и др. Основы компьютерной технологии. — М.: ABF, 1998.




Реклама:





Скачать файл (105 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru