Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ ассортимента товаров - файл 1.doc


Анализ ассортимента товаров
скачать (270.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc271kb.20.11.2011 19:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров»

Анализ ассортимента и качества товаров бытовой химии
Исполнитель
Руководитель

Иркутск, 2010

Содержание:

Введение...........................................................................................................................4

Глава 1. Теоретические основы анализа ассортимента, экспертизы качества и хранения товаров бытовой химии……………………………………………..……7

1.1 Потребительский рынок товаров бытовой химии и тенденции его

развития………………………………………………………………………………7

1.2 Состав и производство товаров бытовой химии………………………………9

1.3 Экологические свойства товаров бытовой химии……………………………13

1.4 Классификация и ассортимент товаров бытовой химии…………………….13

1.5 Стандартизация товаров бытовой химии……………………………………..16

1.6 Контроль качества товаров бытовой химии………………………………….17

1.7 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение товаров бытовой химии………………………………………………………………………………..19

Глава 2. Анализ ассортимента, экспертиза качества и хранение товаров бытовой химии, реализуемых магазином «Мойдодыр»…………………………………...22

2.1 Характеристика магазина «Мойдодыр»………………………………………22

2.2 Поставщики товаров бытовой химии в магазин «Мойдодыр»……………...23

2.3 Анализ ассортимента товаров бытовой химии, реализуемых магазином «Мойдодыр» в период 2007–2009 гг……………………………………………...25

2.4 Организация контроля за качеством товаров бытовой химии в магазине «Мойдодыр»…………………………………………….………………………….28

2.5 Условия хранения и реализации товаров бытовой химии в магазине «Мойдодыр»………………………………………………………………………..29

Глава 3 Направления совершенствования ассортимента и повышения конкурентоспособности магазина «Мойдодыр»…………………………………31

3.1 Управление ассортиментом товаров бытовой химии и формирование ассортиментной политики «Мойдодыр»………………………………………….31

3.2 Формирование системы услуг в магазине «Мойдодыр» и пути повышения торгового обслуживания покупателей……………………………………………32

3.3 Пути повышения конкурентоспособности магазина «Мойдодыр»на потребительском рынке……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………….….…37
Список использованной литературы…………………………………….............39
Введение

Жизнь современного человека невозможно представить без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент товаров бытовой химии постоянно обновляется и расширяется за счёт как отечественной, так и зарубежной продукции. Малофункциональные препараты уступают место более эффективным, опасные – более безопасным для здоровья людей и состояния окружающей среды.

В результате стабильного спроса на бытовую химию многие российские торговые предприятия специализируются на ее продаже. При этом в силу ограниченности отечественного ассортимента коммерческие структуры ориентируются на заключение прямых хозяйственных договоров с зарубежными производителями или их дистрибьюторами в России.

Импортная бытовая химия в последние годы, бесспорно, доминируют на российском рынке благодаря разнообразию ассортимента, современному дизайну упаковки, гибкой политике цен. Вместе с тем ситуация на рынке большинства групп бытовой химии изучена слабо, практически отсутствует информация об ее составе, свойствах, особенностях экспертизы потребительских свойств и качества изготовления, которое может быть полезна не только специалисту – товароведу, но и рядовому потребителю. Данная курсовая работа должна обобщить имеющиеся разрозненные сведения.

В настоящее время в реализации находятся десятки наименований моющих средств малоизвестных и знаменитых фирм различного назначения и стоимости. Проблема выбора встаёт не только перед индивидуальным потребителем, но и перед специалистом, занимающимся коммерческой деятельностью на рынке товаров бытовой химии. Необходимо знание не только потребительских свойств моющих препаратов и факторов, их формирующих, но и основных тенденций развития ассортимента бытовой химии, критериев ее конкурентоспособности.

Всё выше сказанное повлекло за собой необходимость повышения требований к уровню товароведной подготовки специалистов начального звена, работающих в торговле. Это потребовало от них более глубокого знания классификации, ассортимента и качества товаров бытовой химии, подготовки их к продаже, обеспечения качества и сохранности.

Курсовая работа состоит из трёх разделов: обзора литературы; анализа ассортимента, экспертизы качества и хранения товаров бытовой химии, реализуемых магазином «Мойдодыр» и направлений совершенствования ассортимента и повышения конкурентоспособности магазина «Мойдодыр».

В первом разделе рассмотрены:

– Потребительский рынок товаров бытовой химии и тенденции его развития.

– Состав товаров бытовой химии.

– Технология производства товаров бытовой химии.

– Экологические свойства товаров бытовой химии.

– Классификация и ассортимент товаров бытовой химии.

– Стандартизация синтетических моющих средств.

– Контроль качества товаров бытовой химии.

– Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение товаров бытовой химии.

В соответствующих главах второго раздела даны:

– Характеристика магазина «Мойдодыр»

– Поставщики товаров бытовой химии в магазин «Мойдодыр»

– Анализ ассортимента товаров бытовой химии, реализуемых магазином «Мойдодыр» в период 2006–2008 г.

– Организация контроля за качеством товаров бытовой химии в магазине «Мойдодыр»

– Условия хранения и реализации товаров бытовой химии в магазине «Мойдодыр»

– Оценка конкурентоспособности товаров бытовой химии, реализуемых магазином «Мойдодыр»

В разделе Направления совершенствования ассортимента и повышение конкурентоспособности магазина «Мойдодыр» рассмотрены вопросы:

– Управление ассортиментом товаров бытовой химии и формирование ассортиментной политики

– Пути повышения конкурентоспособности магазина «Мойдодыр» на потребительском рынке.

Данная дипломная работа призвана прежде всего вооружить специалиста, работающего на рынке товаров бытовой химии, необходимым минимумом знаний для успешной деятельности в торговом бизнесе, а также раскрыть основы конкурентоспособности товаров бытовой химии, без знания которых невозможно вести торговое дело в сложной рыночной экономике.
1. Теоретические основы анализа ассортимента, экспертизы качества и хранения товаров бытовой химии

^ 1.1 Потребительский рынок товаров бытовой химии и тенденции его развития

К товарам бытовой химии относят товары химической природы, предназначенные для различных хозяйственных нужд. ТБХ – продукция многих отраслей промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, лакокрасочной, масложировой, лесохимической и др.). Их применение оптимизирует процессы, экономит ресурсы, но при этом нужно отметить отрицательные стороны их использования: они токсичны и аллергенны, экологически жестки, химически активны. Также требуют строгого соблюдения правил эксплуатации, упаковки, хранения и сроков реализации.[10, с.380] По назначению ассортимент ТБХ делится на:

1. Клеящие товары.

2. Средства для стирки и мытья (моющие, отбеливающие, подсинивающие, подкрашивающие средства).

3. Лакокрасочные товары.

4. Чистящие средства.

5. Пятновыводящие средства.

6. Полирующие средства.

7. Дезинфицирующие средства.

8. Средства для борьбы с насекомыми и грызунами.

9. Средства для борьбы с вредителями садов и огородов.

10. Минеральные удобрения.

11. Автокосметика.

12. Прочие химические товары.

Современные товары бытовой химии представляют собой многокомпонентные смеси, главный компонент которых – синтетические моющие средства (СМС) – в виде водных растворов снимают с поверхности твёрдых тел (тканей, изделий) загрязнения различной природы.

СМС являются наиболее широко применяемыми препаратами бытовой химии, их используют в домашнем хозяйстве по статистике 99% семей. Первый синтетический моющий порошок «Новость» был выпущен в 1953 г. на основе продуктов, выделенных из кашалотового саломаса.

Российский рынок синтетических моющих средств в 2008 году активно развивался, о чем свидетельствует сохранение тенденции наращивания объемов производства продукции отечественными предприятиями: объемы производства по России за 12 месяцев 2008 года возросли на 11,3% по сравнению с 2007 годом и составили 795413 тонн. А в предыдущем, 2007 году, объемы производства возросли на 12% по сравнению с 2006 годом, а выпуск продукции в натуральном выражении составил 714384 тонн. [6]

Рассмотрим информацию об импортных поставках в Россию моющих средств на примере 2007 года по таможенной позиции 34.02.20 – «поверхностно-активные средства, моющие, чистящие, расфасованные для розничной продажи». [7]

За этот период продукция поступала в Россию более чем из 30 стран, и основными странами-поставщиками в Россию моющих средств являлись: Польша, Турция, Украина, Германия, Соединенные Штаты.

При средней контрактной импортной цене 703 доллара за тонну самая дешевая продукция поставляется в Россию из Израиля, по цене 315 долл. / тонну, а также из Австралии и Турции, по цене 350–360 долларов за тонну. Продукция среднего качества поступает из Украины, Турции, Канады, Швеции, стоимость которой примерно соответствует средним контрактным импортным ценам, а из Ирландии, Финляндии, Франции, Швейцарии поставляется дорогая продукция, которая пользуется в России спросом у определенных категорий покупателей.
^ 1.2 Состав и производство товаров бытовой химии



Рис. 1. Классификация клеев по составу.

Источник: [8, с.120]

Клеи природного животного происхождения: мездровый, костный, рыбий. Мездровый получают путём длительного уваривания подкожножировой клетчатки, обрезков шкур и других отходов при забое скота. Выпускают его в виде плиток, дроблёный, чешуйчатый, галерта. Применяют для склеивания древесины. Цвет от жёлтого до коричневого. Костный клей получают увариванием обезжиренных костей животных. Форма выпуска и применение аналогичны мездровому. Цвет тёмно-коричневый, почти чёрный. Рыбий клей – это жидкость светло-серого цвета, которую получают увариванием плавников и чешуи. Применяют в бумажном, текстильном производстве.

^ Клеи природного растительного происхождения: крахмальный, декстриновый, смоляной, нитроклей. На основе крахмала и декстрина – порошки с добавлением антисептиков и веществ, препятствующих комкованию. У них слабая клеящая способность. Применяют в текстильном производстве, а смоляные – широко применяются в бумажном. Нитроклей – это жидкость, которую получают, растворяя нитроцеллюлозу в ацетоне и добавляя пластификатор. Этот клей используется в мебельном и кожевенном производстве.

^ Клеи природного минерального происхождения – силикатные (канцелярские), характеризуются низкой клеящей способностью.

Клеи синтетические на основе термореактивных смол - эпоксидные, клеи БФ-2,4,6. Практически универсальны в применении, отличаются высокой клеящей способностью и теплостойкостью. На основе термопластичных смол - клеи ПВА, МАРС, МЦ, Ц, клеящие карандаши. На основе синтетических каучуков - резиновые клеи, это растворы каучуков в бензине, БУСТИЛАТ, ГУМИЛАКС,88-Н. Применяют для склеивания обоев, при настилке линолеумов, облицовке плиткой. [8, с.146]

В целом применение природных клеев более ограничено, чем синтетических.

Мыла – натриевые соли высших жирных кислот, водные растворы которых обладают моющим действием. Основным сырьём хозяйственного мыла являются продукты переработки жиров, масел, нефти. Используют технические животные жиры, растительные (подсолнечные, хлопковые масла). Эти масла подвергают гидрогенизации и получают саломас. В мыло добавляют: соапстоки ( отходы при очистке жиров и масел щелочами); фузы (остатки при хранении и переработке масел); смоляные кислоты(канифоль); таловое масло и нефтяные кислоты. Также добавляют неорганические вещества: едкий натр, поваренную соль, силикат натрия. Производство хозяйственного мыла состоит из двух этапов: варки и механической обработки. На первом этапе из жирной смеси и щелочей путём химической реакции получают мыльный клей, если отсутствуют примеси – варят (прямой метод), либо отделяют примеси (косвенный метод). Мыльный клей обрабатывают поваренной солью, отделяют мыльное ядро(60-65% жирных кислот) и подмыльный клей (25-28%). Полученное мыло охлаждают, режут на куски и маркируют.

СМС имеют высокую моющую способность, хорошо растворяются в воде и дозируются. Но при этом они являются мощными аллергенами; экологически жестки (накапливаются в воде, почве и не разлагаются до безвредных веществ); имеют ограниченные сроки годности.

В состав СМС входят:

^ 1. Поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые обладают моющими свойствами. К ним относят: алкилсульфаты, алкилсульфалаты, алкиларилсульфанаты.

2. Вещества, создающие среду при растворении моющего средства. Слабые кислоты добавляют в состав СМС для стирки шерсти и шелка. Слабые щелочи или щелочные соли добавляют для стирки тканей с химическими волокнами.

^ 3. Ресорбенты – вещества, препятствующие обратному осаждению грязевых частиц на поверхность.

4. Стабилизаторы пены.

5. Также могут входить: отбеливающие, подсинивающие, подкрахмаливающие, антистатические вещества; ферменты; энзимы, которые помогают отстирать загрязненную жирами одежду (разложить белки). [10, с.460]

Для сохранения белизны изделий белого цвета, в состав СМС вводят химические и физические (оптические) отбеливатели. Из химических отбеливателей, которые используют в СМС для льняных и хлопчатобумажных тканей, обычно применяют соли перекисных кислот (персоли), например, перборат натрия. При температуре моющего раствора свыше 60 °С это вещество гидролизуется, выделяя атомарный кислород, который и является отбеливающим и дезинфицирующим агентом. Химические отбеливатели – сильные окислители, они разрушают ткани при длительном и многократном воздействии. Для защиты волокон от разрушения, в СМС добавляют силикат натрия. В последнее время найдены способы активации перекисных солей при более низких температурах моющего раствора.

Для тканей из смешанных волокон, синтетических и натуральных белковых тканей – шерсти и шёлка до повышения белизны и устранения жёлтого оттенка белых тканей, применяют оптические отбеливатели – бесцветные флуоресцирующие органические соединения, которые адсорбируются из раствора. Оптические отбеливатели обладают способностью поглощать невидимые ультрафиолетовые лучи солнечного света (300 – 400 нм) и преобразовывать их в видимые лучи голубой части отражённого света с большей длиной волны (400 – 500 нм), предавая тканям голубизну; при искусственном освещении эффект оптического отбеливания не проявляется.

Современные СМС содержат специальные биодобавки для удаления загрязнений жирового происхождения и белковых веществ, содержащих протеин (следы крови, яичного белка, молока) – ферменты (энзимы). Протеолитические ферменты (протеазы) осуществляют ферментативный гидролиз полипептидных групп в крупных белковых молекулах и разрушает их до небольших аминокислотных остатков, которые легко удаляются с волокон при стирке. Моющие средства, содержащие протеазы, нельзя использовать для стирки изделий из натуральных шёлка и шерсти, поскольку они также имеют белковую природу. Амилазы – ферменты, гидролизирующие углеводы, липазы – ферменты, способствующие разрушению жировых загрязнений. Эффективность моющих средств с ферментами зависит от температуры моющего раствора и рН среды.

В состав СМС для стирки синтетических волокон иногда дополнительно вводят антистатики, которые снимают заряды статического электричества. В качестве антистатиков обычно используют неионогенные и катионоактивные ПАВ.

Неприятный запах порошкообразных СМС, особенно содержащих ферменты, устраняется введением отдушек. В качестве дезинфицирующих добавок чаще всего применяют вещества (или ПАВ), обладающие фунгицидным (противогрибковым), бактерицидным или бактериостатическим действием.

Применение красителей в составе СМС основано на оптическом эффекте, поскольку красители адсорбируются на поверхности тканей без химического воздействия на ткань. Для этой цели используют ультрамарин, индиго, синтетические органические пигменты. При этом ткань приобретает большую белизну и яркость за счёт голубого оттенка. [13, с.170]


^ 1.3 Экологические свойства товаров бытовой химии

Для гигиенической характеристики товаров бытовой химии очень важно установить степень биологической разрушаемости ПАВ. Это имеет особенное значение для сохранения чистоты водоемов, так как поступающие в них химические вещества отрицательно влияют на процессы естественного самоочищения воды и водные организмы. В настоящее время считают, что моющие средства могут быть применяемы в быту в том случае, если они разлагаются в водоемах не менее чем на 80%.

Наиболее быстро и полно разрушаются в водоемах алкилсульфаты и сульфаты эфиров, медленнее – сульфонол НП 1. Сульфонол НП 1 распадается только на 38%; сульфонол НП 3 – на 76%. Фосфаты легко подвергаются биологическому разрушению. Однако содержание их в составе СМС и их накопление в сточных водах приводит к усиленному росту водорослей. Поэтому в ряде стран (Канада, США) уменьшено производство СМС, содержащих фосфаты. Перспективного заменителя для них еще не найдено и, поскольку причиной усиленного роста водорослей являются не только фосфаты, а и другие соединения, фосфаты еще не выведены из состава моющих.

Биологическое разрушение протекает летом быстрее, чем зимой. ПАВ при температуре 0–5° С биологически не разрушаются, а при 35° С быстро утилизируются микроорганизмами.

Срок биологического разрушения значительно удлиняется и скорость реакции замедляется при повышенной концентрации моющего вещества.

^ 1.4 Классификация и ассортимент товаров бытовой химии

Ассортимент клеев подразделяют по следующим признакам:

По происхождению клеящего вещества: природные и синтетические.

По консистенции: твердые, жидкие, самоклеящиеся плёнки.

^ По назначению: для склеивания бумаги и картона, кожи, ткани, металлов, универсальные.

По отношению к нагреванию: термопластичные и термореактивные.

По водостойкости: высоководоупорные, водоупорные, неводоупорные.

Ассортимент мыла подразделят по следующим признакам:

^ По консистенции: твёрдое и жидкое.

По содержанию жирных кислот: мыло 60%, 70%, 72%.

По химическому составу: натриевое, калиевое.

Жидкие мыла применяют для хозяйственных и технических нужд. Недостатками производства и употребления являются: пищевые затраты сырья, моющие свойства проявляются только в щелочной среде и при температуре 60-70°С, негативное влияние на качество обрабатываемых тканей.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции средства моющие синтетические относятся к подгруппе 238110 и подразделяются на пять видов:

– для стирки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей;

– для замачивания белья и хозяйственно – бытовых нужд;

– специального назначения.

СМС классифицируются по консистенции, составу, назначению и способу применения.

Порошкообразные СМС удовлетворяют практически всем требованиям современной обработки белья, охватывают все типы изделий, эффективны во всех бытовых стиральных машинах.

СМС для стирки изделий их хлопчатобумажных и льняных тканей содержат до 25% ПАВ, до 20% щелочных электролитов, до 35% полифосфатов, алкилоламиды, КМЦ, иногда отбеливатели. Число рН моющих растворов от 10 до 11,5 выпускаются с пере…сными солями для стирки и отбеливания – «Сарма», «обычный порошок», без перекисных солей с ненормируемым пенообразованием для ручной и машинной стирки – «Эра», «Лоск», «Дени – экстра», «Дося».

В продаже появились порошки отечественного и импортного производства для стирки детского белья – «Малышам», «Карапуз», «Аистёнок», «Ушастый нянь». Большинство этих препаратов изготовлены на основе натурального жирового мыла и не содержат синтетических ПАВ, ферментов, красителей и отдушек.

СМС для стирки изделий из шерстяных, шелковых и синтетических тканей не содержат перборат натрия и создают более мягкую среду (рН составляет 8,0 – 9,5). Это препараты «Ласка», «Кашемир», «Ворсинка», жидкое СМС «Мишутка».

Универсальные СМС пригодны для стирки изделий из волокон самой разной природы. Универсальность их обеспечивается составом дифференцированными условиями стирки. Наличие щелочных солей в составе универсальных СМС (рН равно 9 – 10) не оказывает отрицательного действия на изделия из белковых и синтетических волокон, так как при температуре 30 – 40 °С активность щелочного вещества невелика.

Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирает с использованием универсальных СМС при более высокой температуре (60 – 80 °С). Выпускаются универсальные СМС с биодобавками для замачивания и стирки, без биодобавок и перекисных солей для стирки, с перекисными солями для стирки и отбеливания.

Ассортимент СМС этой группы наиболее разнообразен. Это серии порошков «Аист» – «Аист – универсал», «Аист – био», «Аист – идеал»; «Henko» – «Henko – автомат», «Henko – био», «Эра» и «Эра – автомат», «Кристалл», а также «Миф» и «Миф – универсал», который можно применять не только как моющие, но и как чистящее средство.

К СМС комплексного действия относятся средства для стирки и одновременного подкрахмаливания, дезинфекции, антистатической обработки изделий.

Жидкие моющие средства подразделяются на СМС для стирки изделий из шерстяных, шелковых, синтетических и искусственных тканей в холодной и тёплой воде и универсальные моющие средства. Ассортимент их ограничен. Можно назвать «Минутку для шерстяных и шелковых тканей», и «Si dou» без энзимов (фирма «Yplon»), «Perla с лецитином», «Akalde luxe – автомат».

Пастообразные моющие средства предназначены для стирки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей, для стирки изделий из шерсти и тонких тканей в холодной и теплой воде, для стирки и подкрашивания изделий из всех видов тканей, для стирки сильно загрязненных изделий из хлопчатобумажных, льняных и смешанных тканей (с пониженным пенообразованием), для стирки сильнозагрязненных мест одежды.

^ 1.5 Стандартизация товаров бытовой химии

Повышение качества товаров бытовой химии, совершенствование их ассортимента осуществляются на базе стандартизации Основные направления развития стандартизации бытовой химии – это унификация ассортимента: ужесточение требований к качеству, отражение в стандартах показателей безопасности и других потребительских свойств; замена органолептической оценки качества инструментальными методами; комплексный подход к оценке качества; повышение требований к художественному оформлению изделий.

Совершенствование стандартов осуществляется в связи с введением новых законодательных актов Российской Федерации. Этого требует также предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию. Процесс идет в рамках Программы по стандартизации химической и нефтехимической промышленности на 1999–2005 гг. с учетом перспектив развития химической отрасли. Основное достижение – введение ГОСТ 25644 – 96 на типовые порошкообразные моющие средства взамен ранее существовавших технических условий. В ГОСТ регламентированы показатели качества и показатели безопасности. К показателям качества отнесены внешний вид, цвет, запах. Как показатели безопасности рассматриваются массовая доля пыли, массовая доля фосфорнокислых солей, концентрация водородных ионов, пенообразующая, моющая, отбеливающая способность. [4, с.70]

Качество жидких и пастообразных СМС регламентировано отраслевыми стандартами. Кроме того, изготовители разрабатывают и утверждают в установленном порядке технические условия на отдельные наименования препаратов. Имеется также ряд государственных стандартов на методы испытания моющих средств. В частности, ГОСТ 22567.1–10. В нем регламентируются правила определения пенообразующей способности, гранулометрического состава, стабильности паст, насыпной плотности порошков, концентрации водородных ионов, содержания ПАВ, триполифосфата натрия, силиката, карбоната и бикарбоната натрия, пербората натрия.

Нормативно-технические документы включают требования к составу, внешнему виду, качественным показателям моющего раствора. Товары бытовой химии должны иметь определенный цвет и запах, однородную консистенцию, не слеживаться, хорошо растворяться в воде и проявлять определенную кислотность (рН) раствора. Порошкообразные средства должны быть однородными, рассыпающимися, не содержать повышенного количества влаги. Пастообразные и жидкие должны быть без посторонних примесей и без неприятного запаха.

Нормативные документы используются при контроле качества товаров бытовой химии и сертификации. При приемке по качеству оценивают полноту и четкость маркировки, тщательность упаковки, цвет и однородность консистенции, посторонние включения, пятна, налеты, наличие не характерного для средства запаха.

Товары бытовой химии подлежат обязательной сертификации. В 2002 г. введены в действие ГОСТ Р 51696–2000 «Товары бытовой химии. Общие технические требования» и ГОСТ Р 51697–2000 «Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Общие технические условия». Эти нормативные документы разработаны с учетом международного опыта по нормированию химических компонентов в составах бытовых средств. Основной целью стандартизации является ограничение количества потенциально опасных химических веществ в рецептурах и обеспечение определенного уровня потребительских свойств товаров бытовой химии. [7]

^ 1.6 Контроль качества товаров бытовой химии

Основные показатели качества: состав, клеящая способность, вязкость, упаковка, маркировка. В торговой практике при приёмке проверяют качество и целостность упаковки, четкость и полноту маркировки; для жидких товаров в прозрачной таре – отсутствие расслоения и осадка.

По органолептическим показателям мыло должно быть твёрдое, не липкое; без большого блеска, пятен и маслянистых выделений (признак прогоркания), без гнилостного запаха, трещин и деформаций; однородное по цвету, с чёткой маркировкой. Лабораторными методами определяют: содержание жирных кислот и свободных щелочей, пенообразование.

Технические требования к порошкообразным СМС устанавливают по ГОСТ 25644 – 96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования».

Показатели качества СМС оценивают только по внешнему виду:

порошкообразные СМС должны представлять собой гранулированный порошок от белого до светло – жёлтого цвета или окрашенный. Цвет или белизна порошка (по шкале белых цветов) должна быть не ниже 60%. Для окрашенных порошков и порошков с биодобавками показатель цвета не определяют. На каждое конкретное наименование порошка, отличающегося от других составом, разрабатывают отдельные технические условия.

Качество жидких и пастообразных СМС регламентировано отраслевыми стандартами. Пастообразные и жидкие средства должны быть без посторонних примесей и без неприятного запаха.

Определение моющей способности СМС обычно проводят путём стирки предварительно загрязнённых стандартным загрязнителям образцов ткани стандартной бытовой машине (ГОСТ 22567.15–95 «Средства моющие синтетические. Метод определения моющей способности»). Показатель моющей (отстирывающей) способности СМС рассчитывают по формуле.



Где Rc – коэффициент отражения выстиранной ткани;

Ro – коэффициент отражения исходной белой ткани от загрязнения;

– коэффициент отражения ткани, загрязненной стандартным загрязнителем.

Срок годности порошков с химическими отбеливателями и (или) биодобавками ограничен и составляет от 9 до 12 месяцев. Для остальных порошкообразных СМС срок годности не ограничен. Устойчивость свойств СМС обеспечивает хранение упакованного товара при температуре не выше 35 °С, влажности не более 70% в условиях зашиты от прямых солнечных лучей.

^ 1.7 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение товаров бытовой химии

Упаковывают клеи в бумажные, п\э пакеты, банки, бутылки, металлические тубы. Маркировка наносится на каждое упаковочное место, на бумажной этикетке либо фотопечатью. Указывают товарный знак, наименование предприятия-изготовителя, наименование и марку клея, массу, № стандарта, дату изготовления, способ употребления, гарантийный срок, штрихкод.

При упаковке мыла, на каждом куске должен присутствовать штамп с указанием: наименования и вида мыла (60, 70, 72%), наименования предприятия-изготовителя, товарного знака, № стандарта, цены, качественного числа. Качественное число – гарантированное количество жирных кислот в граммах.

Таблица 1.

Показатели соотношения % жирных кислот, качественного числа и массы мыла

% жирных кислот

Качественное число

Масса мыла

60

240 гр

400 гр

70

240 гр

340 гр

72

180 гр

250 гр


Источник: [12, с.279]

Упаковывают в дощатые ящики по 50 кг, картонные - 20кг и бумагу. На упаковке указывают: № партии, количество кусков, массу упаковки и НТД. При хранении мыло необходимо защищать от влаги и деформаций.

Упаковывают порошкообразные СМС в пачки с четырьмя клапанами, которые тщательно заклеивают. Дополнительные вкладыши не требуются, поскольку картон покрыт специальным материалом, защищающим порошок от влаги. Стандартные пачки – вместимостью 450, 600, 1000, 1350 г. экономная упаковка – полиэтиленовые пакеты.

Вместимость в этом случае может быть увеличена до 1,5; 3; 4,5; 6,9; 15 кг.

Таблетированные формы СМС, которые имеют определённое преимущество при дозировании, упаковывают в стрипы и блистеры.

Жидкие и пастообразные СМС фасуют в полимерную тару – банки, флаконы, трубы. Жидкие средства снабжены дозирующими колпачками (типа «Пуш – пул» – толкай – тяни и «Флип – топ» – крышка с защёлкой).

Маркировка товаров бытовой химии должна производиться по ГОСТ Р 51121 – 97 «Товары непродовольственные». Информация для потребителя. Общие сведения.

На потребительской таре должна быть нанесена маркировка, содержащая:

– наименование и назначение продукции;

– способ применения в соответствии с требованиями нормативной документации;

– массу нетто или объём;

– обозначение нормативной документации;

– срок годности, если он ограничен, и дата изготовления (месяц, год);

– наименование предприятия – изготовителя, его товарный знак и юридический адрес;

– предупредительные надписи и меры предосторожности;

– условия хранения;

– штриховой код.

СМС порошкообразные хранят в сухих помещениях при влажности не выше 70% вдали от отопительных приборов и прямых солнечных лучей. Температура хранения не ниже минус 10 °С и не выше плюс 35 °С. Гарантийный срок хранения от 9 до 12 месяцев. На упаковке должен быть поставлен знак соответствия при обязательной сертификации. [12, с.289]

При хранении товаров высота штабеля для групповых упаковок, товаров в полимерных бутылках, упакованных в картонные ящики, не должна превышать 1,6 м.

Товары бытовой химии перевозятся всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

При многорядном упаковывании в транспортную тару каждый ряд должен быть разделён прокладками из картона или плотной бумаги в несколько слоёв. При многорядном укладывании в картонных пачках прокладки не применяются.

Предупредительные надписи и меры предосторожности в соответствии с разделом «Требования безопасности», например, на транспортной таре СМС указывается манипуляционный знак «Беречь от влаги».
^ 2. Анализ ассортимента, экспертиза качества и хранение синтетических моющих средств, реализуемых магазином «Мойдодыр»

2.1 Характеристика магазина «Мойдодыр»

Магазин «Мойдодыр» осуществляет свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства (ИП). В индивидуальном предпринимательстве бизнесмен действует самостоятельно и фирмы организации устанавливаются им самим.

Юридический адрес предпринимателя: г. Иркутск, пер. Лесной, д. 137, кв. 69. Магазин «Мойдодыр» располагается по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, д. 96.

Режим работы магазина: с 8–00 до 20–00, пер. с 13–00 до 14–00, без выходных.

Магазином осуществляется розничная торговля непродовольственными товарами (косметика, парфюмерия, бытовая химия, средства гигиены).

Общая площадь магазина составляет – 63,9 м2, торговая площадь – 39,6 м2. Планировка магазина соответствует следующим требованиям:

  1. Торговый зал технологически связан с помещениями для торговли товаров с продаж

  2. Помещение для подготовки товаров к продаже не являются проходными.

  3. Планировка магазина создаёт для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; площади магазина оптимально используются, создаются необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.

  4. Планировка магазина обеспечивает лёгкость и простату совершения покупок, создаёт максимальную видимость выложенных товаров и обеспечивает обозримость ассортимента, стимулирует совершение импульсивных покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

В магазине осуществляется индивидуальное обслуживание покупателей, т.е. продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаров, упаковывает и отпускает товар.

Штат магазина составляют два продавца – консультанта, работающих посменно (через неделю) и товаровед, работающий в будние дни.

^ 2.2 Поставщики товаров бытовой химии в магазин «Мойдодыр»

Имеется два основных критерия выбора поставщика: стоимость приобретения продукции или услуг; качество обслуживания.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции и надёжность обслуживания. Последняя оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки предпринимателя.

Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:

– удалённость поставщика;

– сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

– организация управления качеством продукции у поставщика;

– кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.

При оценке нескольких поставщиков в магазине «Мойдодыр» используется матричный метод.

Для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Например, надёжность поставок, время на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для магазина. Сумма показателей значимости должна быть равна 1. После этого каждый поставщик оценивается по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (матрица), в которой указываются оценённые значения и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.

Наиболее выгодно для магазина делать закупки у того поставщика, у которого высокая надёжность поставок и приемлемые цены.

В закупочной деятельности магазина важны не только экономические параметры, но и юридические моменты, от которых в конечном счёте зависят экономические показатели магазина.

Основной формат связи между магазином и поставщиком является договор поставки товаров (контракт).

Содержание контракта:

Описание компетентности сторон (руководителей или уполномоченных агентов);

Описание законного предмета или цели контракта;

Предложение и его принятие;

Описание условий.

На основании контракта поставщик – продавец обязуется в обусловленный срок товары покупателю.

Договор поставки заключается после того, как принято решение о выборе конкретного поставщика и определены взаимоприемлемые условия поставки требуемых товаров путём выполнения определённой процедуры. Договор поставки обычно составляется в письменной форме в виде документа, подписанного обеими сторонами. Такой договор считается заключённым и становиться обязательным для сторон – участников с того момента, как только между его участниками достигнуто согласие по всем существенным условиям сделки. Эта дата фиксируется в тексте договора.

Обязательные сведения в договоре:

  1. дата заключения договора;

  2. полное наименование участников, заключивших договор;

  3. объём и ассортимент продукции, подлежащей поставки;

  4. сроки исполнения поставок;

  5. порядок поставки товаров;

  6. качество, комплектность, упаковка и маркировка товара;

  7. цены и порядок проведения расчётов;

  8. имущественная ответственность участвующих сторон.

В настоящее время ИП заключены договоры поставок со следующими поставщиками товаров бытовой хими:

– ООО «Градиент – юг»

– ООО «Таис»

– ИП Нем В.А

– ИП Фрухтбейн Г.А

Объём поставок синтетических моющих средств, осуществляемых данными поставщиками, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Поставщики синтетических моющих средств в магазин «Мойдодыр»

Поставщики

Объём поставок, %

2007 год

2008 год

2009 год

ООО «Градиент – юг»

68

70

70

ООО «Таис»

10

9

5

ИП Нем В.А

12

8

5

ИП Фрухтбейн Г.А

10

13

20

Условия, предлагаемые данными поставщиками, наиболее полно удовлетворяют интересы ИП.

^ 2.3 Анализ ассортимента СМС, реализуемых магазином «Мойдодыр» в период 2007–2009 гг.

Формирование ассортимента товаров бытовой химии в магазине в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения и, кроме того, обеспечению прибыльной работы магазина.

Реализации в магазине подлежат товары надлежащего качества.

Стабильность ассортимента товаров бытовой химии поддерживается благодаря регулярному снабжению товарами из надёжных источников.

Фактором формирования ассортимента бытовой химии выступает его устойчивость, в связи с чем, номенклатуру товаров можно условно разделить на две части – постоянную и переменную.

Постоянный ассортимент находится в максимально полном ассортименте, соответствуют наличию твёрдого сформированного спроса.

Отсутствие каких-либо видов товаров может привести к неудовлетворённому спросу.

Переменный ассортимент связан с альтернативным и импульсивным спросом, что способствует разнообразию ассортимента, его систематическому обновлению.

Ассортимент товаров бытовой химии содержит в себе переменные величины, отвечающие меняющемуся спросу, но в то же время ассортимент имеет постоянные величины, ибо он может заменяться и пересматриваться непрерывно. Частый пересмотр противоречил бы стабильности магазина.

При формировании ассортимента товаров бытовой химии учитывается также наличие сети магазинов – конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.

В таблице 3 представлен ассортимент товаров бытовой химии реализуемых магазином «Мойдодыр».

Таблица 3.

Классификация товаров бытовой химии реализуемых магазином «Мойдодыр»

Классификация товаров бытовой химии

Ассортимент

Стиральные порошки

По назначению:

Для стирки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей

«Сарма», «Лоск», «Дени – экстра», «Дося», «5 + Arctic Ice», «Тикс»

Для стирки изделий из шёлка, шерсти

«Ворсинка», «Кашемир», «Ласка», «Дрефт», «Дали Бальзам», «Фени», «5 + Soft Idea»

Универсальные СМС

«Тайд», «Ариэль», «Персил», «Миф», «Фрош», «Дали», «Пемос», «Е», «Аист».

По агрегатному состоянию:

Твёрдые

«Персил табс»

Порошкообразные

«Сарма», «Лоск», «Дени», «Дося», «5 +», «Тикс», «Аистёнок» «Ушастый нянь», «Багги», «Дрефт», «Дали», «Ворсинка», «Кашемир», «Ласка», «Дреко», «Тайд», «Ариэль», «Персил», «Миф», «Фрош», «Пемос», «Е», «Аист».

Жидкие

«Ушастый нянь», «Дрефт», «Дали», «Ласка», «Дреко», «Персил», «Фрош», «ОРО», «Фенилл».

По составу:

Для стирки детского белья

«Аистёнок» «Ушастый нянь», «Тайд детский», «Багги Ideal baby», «Дрефт детский», «Дали med», «5 + Baby Small»

С биодобавками

«Миф», «Тайд», «Персил», «Багги», «Фрош», «Дрефт», «Дали», «Аистёнок», «Аист», «Е», «Лоск».

Без биодобавок

«Дени – экстра», «Пемос».

Для цветных тканей

«Лоск колор», «Дени колор», «Дося колор», «Аистёнок колор», «Багги колор», «Дрефт деликат», «Дали колор», «Ласка магия цвета», «Дени колор», «Тайд колор», «Ариэль колор», «Персил колор», «Миф свежесть цвета», «Фрош колор», «Е колор», «Аист колор».

По способу применения:

Для ручной стирки и машин активаторного типа

«Сарма», «Лоск», «Дени экстра», «Тикс», «Тайд», «Ариэль», «Персил», «Миф», «Пемос Авторитет», «Е», «Дося».

Для стирки в машинках-автоматах

«Сарма автомат», «Лоск автомат», «Дени автомат», «Дося автомат», «5+», «Тикс автомат», «Аистёнок», «Ворсинка», «Кашемир», «Ласка», «Ушастый нянь», «Багги», «Тайд автомат», «Ариэль автомат», «Персил автомат», «Миф автомат», «Пемос автомат», «Е автомат», «Фрош», «Аист», «Дрефт», «Дали».

Средства для мытья посуды

По агрегатному состоянию:

Кремы

«Cif», «Пемо-Лкс»

Гели

«Fairy», «Yplon», «Comet», «AOC», «Аннушка», «Пемо-Люкс», «Капля», «Крошка Сорти»

Средства для посудомоечных машин

«Yplon»

Средства для туалетов

«Yplon», «Domestos», «Mr Мускул», «Утенок»

Средства для сантехники

«Yplon», «Cif», «Shumanit», «Пемо-Люкс», «Comet»

Средства для мытья стекол

«Yplon», «Mr Мускул», Clin»

Специальные очистители

«Yplon», «Cif», «Shumanit»

Мыла

По агрегатному состоянию:

Жидкие

«Красная линия», «Абсолют», «Dove», «Timitey».

Твердые

«Camay», «Safeguard», «Duru», «Palmolive», «Dove», «Nivea», «Timitey», «Детское мыло», «Чистая линия», «Красная линия», «Банное мыло», «Хвойное мыло», «Хозяйственное мыло», «Абсолют», «Fa».

Клеящие средства

«Момент», «Poxypol», «Krass».

Таким образом, в магазине «Мойдодыр» обеспеченна достаточная полнота ассортимента товаров бытовой химии хорошо известных населению и комплектность их предложения.

Кроме того, ассортимент магазина начиная с 2007 года расширен за счёт предложения товаров бытовой химии зарубежного производства: «Баги» Израиль; «Фрош» Германия; «Дали» Германия; «Дреко» Германия; «Фенни» Швейцария.

^ 2.4 Организация контроля за качеством в магазине «Мойдодыр»

Контроль качества осуществляется в магазине при приёмке товара. При этом руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, стандартами, договорами поставки и т.д.

Все товары, поступающие в магазин от поставщиков, проверяются работниками, на которых возложена ответственность за сохранность товаров. При приёмке проверяется соответствие количества, качества, ассортимента товаров бытовой химии данным сопроводительных документов, состояние тары, упаковки, маркировка товаров и тары.

В первую очередь работник проверяет наличие сопроводительных документов: накладной, в которой указаны наименование товара, количество, цена, общая сумма; счета – фактуры, в нём кроме перечисленных данных приведены торговые скидки и стоимость тары: транспортной накладной; упакованных ярлыков.

Приёмка товаров по количеству заключается в сопоставлении числа мест, единиц товара с данными сопроводительных документов и маркировке на товаре и таре. При приёмке достоверно устанавливается по чьей вине произошла недостача или образовались излишки, и определенны их размеры.

Приёмка товаров по качеству и комплектности проводится органолептическими методами (запах, внешний вид, консистенция и т.д.). При обнаружении недоброкачественности и не комплектности товара приёмка приостанавливается. Акт о ненадлежащем качестве товара составляется с участием представителя поставщика.

Приёмка товаров бытовой химии проводится партиями. Партией считается количество продукции, однородной по составу, поступившей в таре одного типа и размера по одному сопроводительному документу.

Каждая партия должна сопровождаться документом о качестве, включающем: наименование продукции, наименование предприятия изготовителя, дату изготовления, номер партии, обозначение нормативно – технической документации, результаты проведённых испытаний, подтверждающих нормативно – технического документа.

Анализируя контроль качества при приёмке в магазине «Мойдодыр» можно сделать вывод о соблюдении работниками правил приёмки. Это достигается за счёт знания работниками нормативных актов и руководствования ими.

^ 2.5 Условия хранения и реализации товаров бытовой химии в магазине «Мойдодыр»

В магазине «Мойдодыр» товары бытовой химии хранятся в сухом вентилируемом помещении на расстоянии не менее 1 метра от нагревательных приборов, не подвергаясь воздействию влаги и прямых солнечных лучей. Температура хранения составляет 18 – 20 °С.

Высота штабеля при хранении товаров бытовой химии не превышает 1,6 м.

Товары бытовой химии до подачи их в торговый зал проходят предпродажную подготовку, которая заключается в освобождении от транспортной тары, сортировки, проверке целостности упаковки и качества (по внешним признакам), наличие необходимой информации о товаре и его производителе. Инструкции по применению, правильности цен.

Предлагаемые для продажи товары бытовой химии группируются по видам и назначению с тем, чтобы обеспечить удобство их выбора.

При продаже бытовой химии продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении их соответствия, установленного путём маркировки товаров знаком соответствия, и знакомит покупателя (по его требованию) с одним из документов:

– сертификатом или декларацией соответствия;

– копией сертификата, заверенной держателем подлинника, сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

– товаросопроводительными документами, оформленными производителем или поставщиком и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его адреса и телефона.
^ 3. Направления совершенствования ассортимента и повышения конкурентоспособности магазина «Мойдодыр».

3.1 Управление ассортиментом товаров бытовой химии и формирование ассортиментной политики «Мойдодыр».

Под управлением ассортиментом понижается разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров бытовой химии, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу. Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его оптимизацией.

При анализе структуры ассортимента оценивают относительную долю товаров, сравнивают заказанный и поступающий в продажу, формулируют соответствующие выводы, принимают необходимые меры.

Результаты подробного систематического анализа ассортимента служат обоснованием для составления заявок и заказов магазина «Мойдодыр», представляемых поставщикам.

Ассортиментная концепция представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного предложения. За основу принимаются:

– потребительский спрос;

– обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических, трудовых ресурсов.

Рациональному формированию ассортимента товаров бытовой химии способствует и ассортиментная политика магазина.

Для выработки ассортиментной политики исследуется так называемый «жизненный цикл товара», основанный на том, что товар последовательно проходит ряд этапов. В зависимости от особенностей каждого этапа жизненного цикла товара ведётся подбор товаров и планирование ассортимента, устанавливаются уровни и соотношение цен, оценивается прибыль, используются соответствующие формы и методы активизации продажи.

Ассортиментная политика представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению ассортиментом синтетических моющих средств.

Ассортиментная политика не является чем-то постоянным, а изменяется по мере развития магазина, роста производства, повышения социально – экономического уровня потребителей товаров бытовой химии.

Формирование ассортимента в магазине в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. обеспечивается достаточная полнота ассортимента товаров бытовой химии, хорошо известных населению. [12, с.109]

Следует учитывать, что ассортимент постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно – технического прогресса, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому в магазине «Мойдодыр» постоянно проводится работа по формированию спроса путём активного включения новых товаров бытовой химии в предлагаемый ассортимент.

Инструментом регулирования ассортимента в магазине служит обязательный ассортиментный перечень товаров. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. При этом под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью – постоянное наличие бытовой химии соответствующего вида в продаже.

Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров бытовой химии во многом зависят от квалификации работников магазина, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

^ 3.2 Формирование системы услуг в магазине «Мойдодыр» и пути повышения торгового обслуживания покупателей

Эффективность работы магазина, качества обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина осуществляется с учётом следующих основных требований:

– предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок;

– создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

– предоставление покупателям необходимой информации;

– обеспечение сохранности материальных ценностей;

– организации рациональных товарных потоков и расчётных операций с покупателями.

В магазине «Мойдодыр» осуществляется продажа товаров через прилавок обслуживания, и включает выполнение следующих операций:

– встреча покупателя и выявление его намерения;

– предложение и показ товаров;

– помощь в выборе товаров и консультация;

– предложение сопутствующих и новых товаров;

– расчётные операции;

– упаковка и выдача покупок.

Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к различным признакам товаров.

Эта операция должна выполнятся торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т.д. консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.

Завершается продажа товаров расчётом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции выполняются на рабочем месте продавца.

Работники магазина должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли непродовольственными товарами и других документах.

^ 3.3 Пути повышения конкурентоспособности магазина «Мойдодыр» на потребительском рынке

Конкурентоспособность магазина является результатом взаимодействия комплектом факторов. Факторы представляют собой силы которые воздействуют на состояние какого-либо объекта. Все они могут быть разделены на внешние и внутренние.

В состав внешних факторов конкурентоспособности могут быть включены:

1) политические (социально – политическая обстановка в стране);

2) государственные (налоговая политика, таможенные пошлины, импортные пошлины, система страхования, разработки национальной программы по конкурентоспособности, обязательные требования госстандартов, правовая защита интересов потребителей)

3) Экономические (конкуренты на рынке и их характеристика, тип и ёмкость рынка, обеспечение состава и структуры трудовых ресурсов) и другие факторы.

В состав внутренних факторов конкурентоспособности магазина можно включить уровень материально-технического обеспечения, финансово-экономический потенциал, эффективность рекламы, кадровый потенциал (это структура, профессионализм, квалификация кадров), уровень обеспечения надёжной упаковки и условий хранения.

Конкурентоспособность магазина может быть повышена за счет различных резервов. Под резервами понимают неиспользованные возможности повышения конкурентоспособности магазина, заключённые во всей совокупности факторов, и сокращения на этой основе затрат живого и общественного труда на единицу реализуемости потребительской стоимости. Все резервы повышения конкурентоспособности можно объединить в следующие группы. [5, с.67]

Использование рыночной ситуации. Данная группа охватывает все резервы, связанные с тем, насколько ИП эффективно и полно использует правила деятельности, устанавливаемые государством (использование различных налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; про граммы повышения конкурентоспособности предприятий и т.п.)

Повышение эффективности рекламы. В рыночных условиях существует высокая конкуренция на рынке рекламы. Реклама-это форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя. С помощью рекламной деятельности до потребителя доводятся такие преимущества товара, как наличие сертификата качества, доступная цена, удобное место продажи и др.

Использование финансово-экономического потенциала предприятия. Конкурентоспособность может быть повышена за счёт повышения финансовой устойчивости.

Использование кадрового потенциала. Актуальность резервов данной группы определяется растущей популярностью человеческого фактора в управлении. В кадровом потенциале имеются значительные возможности улучшения его использования качественного развития. Создание необходимой социально-психологической поддержки всей системы управления деятельностью является важным условием и использования этой группы резервов.

Реализация резервов конкурентоспособности позволяет повышать её в краткосрочном и долгосрочном периодах, что приводит к постоянному развитию магазина «Мойдодыр» и победе в конкурентной борьбе.

Заключение

На основании исследования можно сделать следующие выводы:

1) В процессе реализации СМС магазином «Любимый» изучается спрос населения и рынок сбыта товаров, определяется потребность в них, выявляются источники поступления и поставщики товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи.

2) ИП стремится оптимизировать ассортимент синтетических моющих средств путём его расширения и увеличения глубины, сколь бы малым спросом ни пользовались некоторые из них. Доминирующей чертой образа магазина делается представление о чрезвычайно широком и глубоком, почти исчерпывающем ассортименте.

3) Все товары, поступающие в магазин от поставщиков, проверяются работниками, на которых возложена ответственность за сохранность товаров. При приёмке проверяется соответствие количества, качества, ассортимента товаров бытовой химии данным сопроводительных документов, состояние тары, упаковки, маркировка товаров и тары.

4) Синтетические моющие средства хранят в сухих помещениях магазина при влажность не выше 70% вдали от отопительных приборов и прямых солнечных лучей. Температура хранения составляет 18–20 °С.

5) Конкурентоспособность магазина зависит от таких факторов, как коммерческие условия (возможности магазина предоставлять покупателям потребительские кредиты, скидки с прейскурантной цены); доступность магазина широкому кругу покупателей; представление потребителей о магазине, его авторитете и репутации, ассортименте реализуемых им товаров, уровне торгового обслуживания покупателей и т.д.

Для дальнейшего повышения уровня реализации и развития магазина товароведы, эксперты должны активно участвовать в формировании рационального ассортимента и предотвращении поставки не пользующихся спросом товаров. Основные направления этой работы:

– изучение структуры ассортимента товаров бытовой химии (по группам и внутри группы);

– оптимизация и обновление ассортимента с учётом требований потребителей к качеству товаров, а также спроса;

– принятие решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. В некоторых случаях необходимость исключения определённого синтетического моющего средства из ассортимента совершенно очевидно.

– разработка научных принципов классификации товаров (группировки и систематизации, научной терминологии).

Список используемой литературы

  1. В чистых одеждах. Рубрика: Химия в быту, Спрос  2008 г. – №6 – с. 14–17.

  2. Горощенко Л. Синтетические моющие средства – конъюнктура товарных рынков. – 2002 г.

  3. Коммерция и технология торговли. – Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. – учебник для студентов высших учебных заведений. – 6 е изд., перераб. И доп. – М.: «Дашков и К°», 2005 г.,

  4. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. – М.: ТОО Люкс – Арт», 1994 г.

  5. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учебное пособие для ВУЗов – М.: ИТК «Дашков и К°», 2003 г.

  6. Мировой химический рынок: тенденции развития – химия и рынок – 2009 г.- электронный ресурс.

  7. Общероссийский классификатор продукции ОК – 005 – 93. Т.1. – М.: Госстандарт РФ, 1995 г.- электронный ресурс.

  8. Паронян В.Х., Гринв В.Т. Технология синтетических моющих средств. – М.: «Химия», 1984 г.

  9. Паршикова В.Н. Товароведение и экспертиза бытовых химических товаров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – издательский центр «Академия», 2005 г.

  10. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: учебник, 2 – е изд. испр. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2006 г. – 510 с.

  11. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов – 3 е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2002 г. – 1012 с.

  12. Справочник товароведа: Непродовольственные товары: В ЗТ. Т.З. – М.: Экономика, 1990 г.

  13. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник для нач. проф. Образования: учебное пособие для сред. проф. образования под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – 5 е изд. стер. – М.: издательский центр «Академия», 2007 г. – 446 с.

  14. Экономика и организация торгового предприятия: учебник / Под. общ. ред. А.Н. Саламатина – 2 е изд., перераб. и доп., – М.: ИНФРА – М, 2002 г. – 292 с.

  15. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / кол. авторов; под. ред. Т.И. Николаевой и Н.О. Егоровой 3 е издание, М.: КНОРУС, 2009 г. – 400 с.

  16. Эмирдманов А.Р. Стандартизация и сертификация – путь к повышению качества и безопасности товаров бытовой химии. – Бытовая химия. – 2001 г.



Скачать файл (270.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации