Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Экономика машиностроения - файл 1.doc


Лекции - Экономика машиностроения
скачать (1708 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1708kb.16.11.2011 01:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Экономика отрасли

Содержание


Отраслевая и общеэкономическая структура народнохозяйственного комплекса страны. 3

Размещение отраслей промышленности 4

Принципы организации отраслевой экономики 5

Концентрация производства и размеры предприятий в промышленности 5

Специализация и кооперирование в промышленности. 9

Стандартизация, унификация и типизация 11

Комбинирование в промышленности 11

Доминирующая фирма 12

Структура рынка. 13

Барьеры входа на рынок 15

Конкуренция 18

Показатели монопольной власти 22

Поведение фирм на различных рынках 25

Совершенная конкуренция 25

Несовершенная конкуренция 31



^

Отраслевая и общеэкономическая структура народнохозяйственного комплекса страны.



Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих близкие товары, использующих однородные ресурсы и схожие технологии.

Структура единого народнохозяйственного комплекса страны имеет следующий вид:

  • отраслевые (межотраслевые) народнохозяйственные комплексы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.);

  • функциональные народнохозяйственные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический, аграрно-промышленный и др.);

  • региональные комплексы (часть единого комплекса страны на определенной территории);

  • территориально-производственные комплексы (ТПК) с их основной отраслью специализации;

  • промышленные узлы как звено ТПК (промышленные производства на сравнительно ограниченной территории);

  • социально-производственные комплексы (сельский район, город).


Этапы жизненного цикла отрасли:

  1. Формирование новых отраслей.

  2. Переход от этапа быстрого роста к этапу зрелости.

  3. Этап зрелости отрасли.

  4. Этап спада.


Принципы классификации отраслей:

- экономическое назначение производимой продукции;

- характер функционирования продукции в процессе производства;

- однородность применяемого сырья, общность технологических процессов и технологической базы производства;

- характер воздействия на предмет труда.


^ Коэффициент опережения представляет собой отношение темпов роста продукции данной отрасли к темпам роста общего объема промышленной продукции.

Для расчета этого коэффициента используют следующую формулу:





где Котр. – отраслевой коэффициент опережения;

Тотр. – темп развития отрасли в данном периоде;

Тпром. – темп развития промышленности в данном периоде.


^ Темпы развития отрасли или промышленности в целом за какой-либо период времени рассчитываются путем сравнения объемов производства на конец и начало данного периода или объема производства за отчетный период (год) по сравнению с базисным:





где - выпуск продукции (работ, услуг) в отрасли (промышленности) за отчетный период;

- выпуск продукции (работ, услуг) в отрасли (промышленности) за базисный период;

^

Размещение отраслей промышленности



Принципы размещения промышленности:

- приближение промышленного производства к источникам сырья, к районам потребления при условии производства необходимой продукции с минимальными затратами общественного труда.

- равномерное распределение промышленного производства по территории страны на базе специализации промышленности и использования всех природных богатств и трудовых ресурсов.

- рациональное территориальное разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных экономических районов по отраслям промышленности и создание территориально-производственных комплексов.

- международное разделение труда на основе экономической интеграции.


Факторы, влияющих на размещение отраслей промышленности:

  • группа природно-климатических факторов: сырьевой фактор, географическая среда, трудовые ресурсы, плотность потребления.

  • группа технико-экономических факторов: научно-технический прогресс, комплексная механизация и автоматизация, прогресс химизации, концентрация производства, специализация производства, подетальная специализация, технологическая специализация, кооперирование, комбинирование.

  • группа экономико-политических факторов проявляется в выравнивании уровней экономического развития регионов в межрегиональном и международном разделении труда.


Экономическая эффективность размещения новых предприятий определяется на основе народнохозяйственной оценки взаимодействующих факторов, при которой учитываются затраты и экономия труда по всем отраслям, непосредственно сопряженным со строительством и эксплуатацией размещаемого промышленного объекта.

Полная (народнохозяйственная) себестоимость промышленной продукции рассчитывается по формуле:



где Снх – себестоимость продукции у потребителя с учетом реальных особенностей ее производства и транспортировки;

Спост. – «условно-постоянная» часть затрат, не зависящая от района размещения;

Спер. – «условно-переменные» затраты, исчисленные с учетом региональных условий развития сырьевой, топливно-энергетической базы, оценки водных ресурсов, отвода промышленных стоков, территориальных различий стоимости строительства, региональных особенностей трудовых ресурсов и др.

^

Принципы организации отраслевой экономики

Концентрация производства и размеры предприятий в промышленности



Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация).


Концентрация производства осуществляется в трех основных формах:

  1. Концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

  2. Концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

  3. Концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.


В зависимости от того, на коком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию:

^ Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники, производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.

Агрегатная концентрация отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем.

^ Технологическая концентрация – выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники, так и путем увеличения количества однотипного оборудования.

Технологическая концентрация значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и экстенсивных факторов.

^ Заводская концентрация – выражается в увеличении размеров предприятий. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без изменений в технике и организации производства. В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.

^ Организационно-хозяйственная концентрация – выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий – это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.


Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

а) горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

б) вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.


Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:

  • Объем производства продукции за год;

  • Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

  • Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

В отдельных случаях могу быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, мощность основных агрегатов.


Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

  1. объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

  2. удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

  3. удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

  4. удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

  5. удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

  6. удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.



Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей.

Индекс концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:



где Yi — рыночная доля i-той фирмы; k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

qi - объем продаж фирмы, Q- объем рыночных продаж

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k < n, n — число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). При k = n оче­видно Yi = 1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

Недостаточность индекса концентрации для характеристики по­тенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отража­ет распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — между фирмами-аутсайдерами. Дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.


Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

i =1,2,…, n,

где Yi - доля фирмы на рынке

- средняя доля фирмы на рынке равная ;

n - число фирм на рынке

Также используются показатели дисперсии логарифмов рыночных долей

i =1,2,…, n,

Оба этих показателя имеют один и тот же экономический смысл - определения неравномерности распределения долей между участниками рынка. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм: для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова, и равна нулю, но уровень концентрации будет различным. Поэтому показатель дисперсии применяется как вспомогательное средство.


Индекс Херфиндаля—Хиршмана (Herfindal—Hirshman index) опре­деляется как сумма квадратов долей всех фирм. действующих на рынке:



Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля—Хиршмана служит основ­ным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Если доли всех фирм одинаковы, то HHI = 1/n.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана предоставляет информа­цию о сравнительных возможно­стях фирм влиять на рынок в ус­ловиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, со­поставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов - олигополистов. Точно так же в сред­нем каждый из дуополистов, кон­тролирующих рынок, будет обла­дать приблизительно теми же воз­можностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.

Значение индекса Херфиндаля—Хиршмана прямо связано с показателем распределения долей фирм на рынке, так что:



где n— число фирм на рынке;

- показатель дисперсии долей фирмы на рынке.

Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля—Хиршмана числа фирм на рынке и распределе­ния рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель распределения равен нулю и значение индекса Херфиндаля—Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана благодаря чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность кос­венно свидетельствовать о величине экономической прибыли, по­лученной в результате осуществления монопольной власти.


Индекс Джини

Представляет собой статистический показатель, основанный на кривой Лоренца.

 




Кривая Лоренца, отражающая неравномерность рас­пределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.

В использованном нами выше примере отраслевого рынка А кри­вая Лоренца будет иметь вид, как показано на рис.

Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограничен­ной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно рав­номерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кри­вой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и ося­ми абсцисс и ординат.

Индекс Джини представляет статистический показатель вида:



Yi - объем производства i-й фирмы

Yj - объем производства j-й фирмы

n - общее число фирм

Чем выше индекс Джини, тем выше неравно­мерность распределения рыночных долей между продавцами, и следова­тельно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке,

При использовании индекса Джини для характеристики концент­рации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый свя­зан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности рас­пределения рыночных долей- Следовательно, для гипотетического кон­курентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок попо­лам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.

  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (1708 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru