Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Образцы документов к аттестации педагогических работников - файл Аналитическая справка (образец).doc


Образцы документов к аттестации педагогических работников
скачать (64.4 kb.)

Доступные файлы (4):

Аналитическая справка (образец).doc158kb.06.06.2009 13:10скачать
Аттестационный лист.doc29kb.06.06.2009 12:35скачать
Заявление.doc29kb.06.06.2009 12:33скачать
Экспертное заключение.doc43kb.06.06.2009 12:36скачать

содержание
Загрузка...

Аналитическая справка (образец).doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(за 2003-2007 гг.)

 

Кадушкина Татьяна Анатольевна – работает учителем – логопедом в МОУ «Лицей № 31» 16 лет. Образование высшее, закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева в 1988 г. Педагогический стаж работы составляет 19 лет. Имеет высшую квалификационную категорию. Путь Татьяны Анатольевны от молодого специалиста до учителя высшей категории наполнен упорной работой над собой, любовью к детям и своей профессии. Логопед творчески подходит к процессу коррекционно – развивающего обучения детей, применяя в своей работе технологии личностно-ориентированного подхода к детям, имеющим нарушения устной и письменной речи.

         О результативности работы логопеда можно судить по диагностической таблице.

Диагностика умений и навыков учащихся, посещающих логопункт.

 

Учебный год

Принято на логопункт

Выпущено

Эффективность

Выбыл


Обучен-ность (качество знаний),%

Норма


Значи-тельное улучше

ние

Незначи-тельное улучшение

2004-2005

35

15

12

3

-

1

100

2005-2006

41

24

15

6

3

1

87,5

2006-2007

41

13

11

2

-

4

100

 

 



Каждое занятие логопеда построено методически грамотно с постепенным усложнением речевого материала, учитываются индивидуально-психологические особенности детей (есть учащиеся с нарушением эмоционально-волевой сферы). Постоянно проводится работа над развитием психических процессов учащихся с использованием музыкального и цветового сопровождения. Логопед широко использует самостоятельно разработанный наглядный материал и логопедическую тетрадь на печатной основе «Звук, слог, слово», автором которой она и является (Тетрадь утверждена на заседании экспертного совета при МО РМ  от 7.02.03 с рекомендацией к использованию в практике школьных логопедов).

Свою коррекционную работу логопед осуществляет в тесной связи психологом лицея и с учителями начальных классов -  это взаимопосещение занятий, взаимопомощь, привлечение учителей к контролю речевой деятельности детей, выступление на методических объединениях учителей начальных классов и педагогических советах. Ежегодно логопед принимает участие в работе психолого-педагогической комиссии по тестированию будущих первоклассников.

Большую работу логопед проводит и с родителями учащихся, посещающих логопункт лицея. Это посещение родительских собраний (см. приложение), индивидуальные консультации, помощь в создании специального речевого режима в семье, знакомство с методами и приемами коррекционной работы, которые могут использовать родители в своей работе с детьми.

 

Ниже приведенные таблицы отражают эффективности работы логопеда с детьми, у которых есть проблемы с устной и письменной речью.

 

Эффективность работы с первоклассниками, имеющими нарушения устной и письменной речи

Учебный год

Среднее количество логопедических ошибок на человека в декабре

Среднее количество логопедических ошибок на человека в мае

2004 – 2005

11,6

6,4

2005 - 2006

13,7

5,1

2006 - 2007

10,4

5,7

 

 

 

 

 

 

Эффективность работы с учащимися, которые  имели нарушения устной и письменной речи, выпущенными с логопункта.

 


Учебный год

Среднее количество логопедических ошибок на человека в начале обучения

Среднее количество логопедических ошибок на человека в конце обучения

2004 – 2005

9,7

0,9

2005 - 2006

10,9

2,3

2006 - 2007

7,8

1,1
 

 

Кадушкина Татьяна Анатольевна активно пропагандирует свой педагогический опыт на уровне лицея, города, республики.

 

^ С результатами своей работы Татьяна Анатольевна выступала:

 

1.     на совещании завучей по начальной школе: «Презентация наглядного пособия для логопедов логопедической тетради «Звук, слог, слово»  и программы по валеологическому образованию детей младшего и среднего школьного возраста» (26.08.03г.);

 

2.     на Всероссийской научно-практической конференции: «Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии» «Музыкальное сопровождение логопедических занятий с младшими учащимися общеобразовательной школы» (30-31.10.03г.);

 

3.     на 40-х Евсевьевских чтениях: «Музыкальное сопровождение логопедических занятий с учащимися первой ступени обучения»      (26-28.11.03.г.);

 

4.      на методическом объединении учителей начальных классов:  «Формирование восприятия речи как условие, обеспечивающее социальную интеграцию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья» (декабрь 2005.г.);

 

5.     на 3-й республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в региональной системе образования»: «Школьный курс валеологии – как средство профилактики злоупотребления психоактивных веществ» (22.12.05.г.);

 

6.     на итоговом заседании подведения итогов республиканского конкурса «Новое в образовании» (16.05.06.г.);

 

7.     на 6-й республиканской научно-практической конференции по инновационной работе: «Музыкально-цветовое сопровождение логопедических занятий как средство повышения эффективности коррекционной работы» (29.05.06.г.).

 

8.     на педагогическом совете лицея № 31 «Здоровье  учителя» (09.01.07.)

 

9.     на городском семинаре логопедов в Ялгинском лицее «О новой модификации Речевой карты – основного документа учителя - логопеда» 18.04.07

 

10.  на Республиканском научном семинаре «Современная логопедия: проблемы теории и практики, перспективы» (28.11.07.).

 

 

Использование современных педагогических технологий

 в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

 

Кадушкина Т.А. использует современные педагогические технологии в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, занимаясь групповой, индивидуальными формами работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Кроме того, она  постоянно занимается совершенствованием коррекционно-педагогического процесса обучения детей с нарушением речи, помогая справиться детям со своими проблемами.

 

Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся.

 

        Как показывают многолетние исследования, проведенные в лабораториях логопедии НИИ дефектологии АНП РФ, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

 

 Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только по причине своего аномального речевого развития.

 

     Значит, основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

 

     Поэтому вопросы совершенствования коррекционно-образовательного процесса в обучении детей с нарушениями речи являются актуальными. Совершенствование обучения предполагает поиск путей повышения эффективности коррекционного воздействия на учащихся с нарушениями речи в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе.

 

Логопедия — серьезная и строгая наука со своими отработанными принципами, традиционными подходами и методами воздействия, с устоявшимися приемами общения с детьми. Но она никогда не стала бы такой, если бы среди логопедов не было большого числа людей ищущих, не останавливающихся на достигнутом, подлинных новаторов.

Поиск путей повышения эффективности содержания и организационных форм обучения всегда был актуален для педагогической науки и определял ее развития. Частные методики, питая педагогику своими достижениями, получали от нее в свою очередь, импульс к решению общих задач обучения, развития, коррекции на материале конкретных предметов с учетом их специфических особенностей.

 

Так, на научно-практической конференции прошедшей в Москве (1998г.) Ястребова А.В. в своем докладе наметила подходы к совершенствованию коррекционно-развивающего процесса за счет целенаправленного формирования различных форм мышления, прежде всего словесно-логического, а также интенсивной работы по формированию произвольных форм деятельности, произвольности в общении, адаптационных механизмов в начальном и среднем звеньях. Особое внимание она уделяла проблемам формирования саморегуляции, в частности речевой и поведенческой.

Бессонова Т.П. одним из принципиальных положений совершенствования коррекционно-развивающего обучения, выделила владение учителем логопедом современными методами дифференциальной диагностики, определяющей правильность комплектования подгрупп и выбора адекватной стратегии и техники коррекции речевого недоразвития на индивидуальных занятиях. Выделяя индивидуальные логопедические занятия как основное звено в пропедевтике школьной неуспеваемости, которое позволяет повысить эффективность образовательного процесса в школе и максимально полно раскрыть творческие возможности учащихся.

 

Вальчук А.В. с целью оптимизации прогресса развития познавательной деятельности и развития речи детей занятия с использованием компьютера. Компьютер дает реальную возможность для качественной индивидуализации обучения детей, позволяет повысить мотивацию, заинтересованность детей в занятиях.  Вальчук, вместе со своими единомышленниками разработали программу для работы над звуко-слоговым анализом слов.     

 Мы решили применить компьютерную обучающую программу «Звуковой анализ слов», чтобы выполнение заданий по анализу звукослогового состава слов превратилось для детей в интересную деятельность. Т.к. возможность использовать компьютер на логопедических занятиях мы получим еще не скоро, а  предложенные Вальчук компьютерные игры очень интересны, логопед постаралась воспроизвести ее идеи с применением элементов безмашинного программирования, используя видоизмененные перфокарты. 

    

В настоящее время существует много методик обучения детей с нарушениями письменной речи (Ястребовой А.В., Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н., Иваненко С.Ф., Мазанова Е.В., Кобзарева П.Г. и др.)

 

     Но все они сходятся в том, что для обеспечения достаточно эффективного коррекционного воздействия на учащихся в условиях логопункта, необходимо:

1) возможно раньше выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение (не позднее 15 сентября) с целью предупредить прямые и отсроченные последствия дефекта и нарастания педагогической запущенности;

2) предусмотреть такое содержание и такую направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи;

3) И, что комплексные методики являются наиболее результативными. Суть комплексного метода состоит в создании такой методики, которая была бы фиксирована на решении задач развития речи и психофизических функций детей с речевыми нарушениями.

 

^ Шаги логопеда по совершенствованию обучения, коррекции детей

с нарушениями речи

 

На своих занятиях Кадушкина Т.А. опирается на методику Ястребовой А.В., но в своей работе применяет комплексные методики, а также имеет свои оригинальные разработки.

    

     На занятиях помимо речевых заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнение на релаксацию,  психогимнастика, игры на развитие мелкой артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.

 

     Татьяна Анатольевна применяет в своей работе индивидуальные логопедические тетради «Звук, слог, слово» (см. приложение).  Ученики выполняют упражнения тетради на групповых логопедических занятиях, а затем в индивидуальном порядке прорабатывают их дома самостоятельно или с помощью  родителей. Многочисленные иллюстрации, упражнения помогают поддержать интерес к выполняемым заданиям.

 

Она применяет элементы безмашинного программирования — это разнообразные перфокарты, тесты, которые дают логопеду «сиюминутные» показатели результатов обучения (см. приложение).

 

     Так же, чтобы повысить эффективность своей работы используются новые методы обучения. Например: применение методики обучения грамоте Зайцева в условиях логопункта, Которая помогает при рассмотрении таких тем, как: «Слогоделение, твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные».

 

    Логопед старается не превратить логопедические занятия в бесконечный процесс написания или переписывания, а обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.

 

     Поэтому она применяет и элементы методики Садовниковой И.Н., которая предлагает оригинальную систему работы по преодолению нарушений письменной речи «без ручки и тетради», предлагая достаточный объем разнообразных упражнений, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом, со хлопками и т.д.)

 

     Занимательный речевой материал также способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, и создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

 

Занимаясь проблемой музыкально-цветового сопровождения логопедических занятий,   логопед решает задачи коррекции устной и письменной речи детей; положительно влияет на личностное развитие каждого ребенка на каждом логопедическом занятии; воздействует на подсознание ребенка с целью оказания помощи в правильной организации своей работы, в активизации мыслительных процессов и стабилизации психического состояния ребенка.

Тесно сотрудничает Татьяна Анатольевна и со своими коллегами - школьными логопедами. В сотрудничестве  с учителем-логопедом МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» Ипкаевой Е.А. ею была модифицирована речевая карта, которая является основным документом школьного логопеда. Данная речевая карта была утверждена на заседании экспертного совета МО РМ от 21.03.07г. и рекомендована к практическому использованию в образовательных учреждениях Республики Мордовия.

 

Самообразовательная работа учителя

 

Кадушкина Т.А. постоянно занимается самообразованием. Она  посещает городские семинары логопедов, открытые логопедические занятия и мероприятия. Сама проводит городские и республиканские семинары (№ Семинар – практикум «Современные средства и методы повышения коррекционной работы» 02.05.07.) Выступает на республиканских и городских конференциях. Знакомится с новинками методической и научной  литературы. Умеет работать с Internet и использует на своих уроках и выступлениях Internet - технологии.

 

Педагогический опыт логопеда распространяется в республике, оформлен и хранится: в методическом кабинете лицея, в республиканском банке педагогической информации на сайтах  «ГУО» и «МРИО».

С 2000-2001уч.г. Татьяна Анатольевна работает методической проблемой: «^ Музыкальное и цветовое сопровождение логопедических занятий как средство повышения эффективности коррекционной работы с учащимися первой ступени обучения».

 

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 этап предварительный

 

2 этап теоретический



3 этап практический



4 этап выводы

Исходя из проделанной работы, Кадушкина Т.А. отметила, что наряду с традиционными способами в помощь логопеду предлагаются и новые нетрадиционные подходы к исправлению и коррекции речевых нарушений, цель которых преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания материала, снятие психического напряжения и создание возможностей для самовыражения.

^ Работая  над проблемой музыкального и цветового сопровождения логопедических занятий, были сделаны  следующие выводы:

 

1. Проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература по вопросам музыкального и цветового сопровождения процесса обучения.

2.  Разработана методическая модель работы учителя - логопеда в рамках данной педагогической концепции.

3. Предложенная методика реализована в ходе констатирующего, формирующего и контролирующего педагогического эксперимента в процессе обучения детей с нарушением речевого развития.

4. Проведенный мониторинг эффективности данной системы работы показывает, что целенаправленная работа в этом направлении, несомненно, дает положительные результаты и будет обязательно продолжена в будущем.

5.  Данная модель может быть предложена для использования в практике работы учителей  - логопедов, учителей начального звена и особенно учителей коррекционных классов образовательных учреждений как один из альтернативных вариантов работы.

 

Музыка и цвет, воздействуя на ребенка, помогает скорректировать те или иные отклонения в развитии, а также носят профилактическую направленность и могут широко применяться в работе со здоровыми детьми, так как принципы музыкального и цветового сопровождения теснейшим образом связаны с биологическими закономерностями развивающегося ребенка, его двигательной активностью и жизнедеятельностью.

 

^ Таким образом, с помощью музыкально-цветового сопровождения логопедических занятий,  решаются следующие задачи:

1. Коррекция устной и письменной речи детей;

2. Влияние на личностное развитие каждого ребенка на каждом логопедическом занятии;

3. Воздействие на подсознание ребенка с целью оказания помощи в правильной организации своей работы;

4. Активизация мыслительных процессов;

5. Стабилизация психического состояния ребенка.

 

Татьяна Анатольевна в своей работе продолжает использовать музыкальное сопровождение и элементы цветового сопровождения. В новом учебном году ей предстоит заняться оформлением своего кабинета в соответствии с данной методической проблемой, т.к. ранее она не имела этой возможности, поскольку кабинет, в котором работает Татьяна Анатольевна, она делила с психологом лицея.

 

Об итогах своей работы она сообщала на научно-методическом совете лицея, городской, республиканской и всероссийской конференциях (см. выше и приложение).

 

Опубликованные работы учителя

 

Год

 

Название

Цель работы

Рецензент

Место хранения

2003

Программа «Валеологическое образование детей младшего и среднего школьного возраста»,  (Утверждена ЭС МО РМ от 30.11.2001 г.).

Сохранение и укрепление здоровья детей младшего и среднего школьного возраста и повышение резервных возможностей детского организма;

формирование основ здоровья, здорового образа жизни у  учащихся  младшего и среднего школьного возраста;

воспитание в сознании школьников разумного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей как к важнейшей ценности,  данной им природой.

ВакаеваИ.А., педагог-психолог Ялгинского детского дома-школы. Морозова Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. Евсевьева. Черняев И.И., кандидат медицинских наук, доцент, зав. Кафедры валеологии и основ медицинских знаний МГУ им. Огарева. Жидкин В.И., кандидат биологических наук, доцент СКИ МУПК.

 

Методический кабинет лицея № 31, Сайт ГОУ «МРИО».

2003

Логопедическая тетрадь «Звук, слог, слово»

(Утверждена ЭС МО РМ от 07.02.03.)

Создание тетради на печатной основе для работы на групповых и индивидуальных занятиях с учащимися первых классов, имеющими фонематическое или общее недоразвитие речи.

Лаврентьева М.А., КПН, доцент кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии МГПИ им. Евсевьева.

Ипкаева Е.А. учитель логопед высшей квалификационной категории СШ № 18 г.Саранска.

Методический кабинет лицея № 31, Сайт ГОУ «МРИО».

2003

Музыкальное и цветовое сопровождение логопедических занятий

Знакомство с методической моделью системы работы

Журнал МОРМ «Народное образование»

Методический кабинет лицея № 31,

2004

Результаты Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к изучению и воспитанию детей с проблемами в развитии»

Материалы о работе Кадушкиной Т.А.

Журнал «Дефектология» № 4

Библиотека лицея № 31

2005

Школьный курс валеологии – как средство профилактики злоупотребления психоактивных веществ

Пропаганда необходимости данного курса в общеобразовательной школе.

Итоги 3-й республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в региональной системе образования».

^ ГОУ «МРИО»

2006

Музыкально-цветовое сопровождение логопедических занятий как средство повышения эффективности коррекционной работы с учащимися первой ступени обучения

Итоги инновацион-

ной работы логопеда

Итоги 6-й республиканской научно-практической конференции по инновационной работе «Управление качеством образования в условиях его модернизации»

Методический кабинет лицея № 31, ГОУ «МРИО».

2007

В сотрудничестве  с учителем-логопедом МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 18» Ипкаевой Е.А.  утверждена модифицированная речевая карта (ЭС МО РМ от 21.03.07г.)

Более точное определение уровня речевого развития детей; определение превалирующего нарушения в картине речевого дефекта; визуальное видение отклонений в речевом развитии ребенка; осуществление единого подхода логопедов школ к постановке речевого заключения; оценивание эффективности результатов коррекционной работы с учащимися.

Дмуховская Н.И., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования МРИО; Пятаева Е.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №30» г. Саранска

 

Методический кабинет лицея № 31, Сайт ГОУ «МРИО».

 


Скачать файл (64.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru