Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Микроэкономика - файл 1.doc


Лекции - Микроэкономика
скачать (763 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc763kb.20.11.2011 20:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Жирным шрифтом выделено самое важное. Это надо заучить на память. Если вы не будете этого знать, то не сможете сдать экзамен.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания - цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
В микроэкономике используются модели двух типов - оптимизационные и равновесные.

При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п. Это явилось основанием для того, чтобы назвать такую методологию экономического анализа маржинализмом, а тех, кто пользуется ею, маржиналистами (от англ. Margin - предел).

Второй тип моделей - модели рыночного равновесия - используется при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса. Модели рыночного равновесия - частный случай более широкого и общего класса моделей экономического взаимодействия рыночных агентов. Они позволяют исследовать не только равновесные, но и неравновесные состояния экономики. Однако анализ неравновесных состояний обычно не включается в стандартные курсы микроэкономики, потому что они более сложные.

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные "фотоснимки" динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы "за кадром".

Реальная экономическая жизнь состоит именно в динамике, в движении от одного состояния к другому, и поэтому имеет мало общего с равновесными моделями. Однако равновесные модели имеют важное значение как «указатели дороги» для повседневной экономической динамики.
^ РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА.

Рыночная экономика формировалась очень долго. Было много других экономических систем, но столетия естественного отбора привели к тому, что во всех развитых странах сегодня господствует рыночная экономика, потому что она самая лучшая, самая эффективная.

В рыночной экономике ресурсы получает тот, кто больше за них платит. Больше заплатит за какой-нибудь конкретный ресурс тот, кому он нужнее, или тот, кто способен извлечь из данного ресурса максимум выгоды. Таким образом, ресурсы попадают тем, кто может ими распорядиться наилучшим образом, что приводит к тому, что общество процветает и богатеет. Другие способы распределения, основанные на обычаях или на насилии приводят к тому, что ресурсы распределяются неэффективно, и общество становится бедным.

Рынок - это общественный механизм распределения благ посредством добровольного, взаимовыгодного обмена. Принципиально важен факт добровольности – сделки, заключаемые под принуждением (чаще всего со стороны государства) – нерыночные и неэффективные. В рыночной системе сделки не только добровольные, но и взаимовыгодные. Предприниматели получают предпринимательскую прибыль, потребители – ренту потребителя. Если какая-нибудь сторона не будет получать выгоду, она просто откажется от сделки.

Рыночная система базируется на принципах приоритета частного интереса и конкуренции. Принцип частного интереса заключается в том, что человек старается ради себя и своей семьи, а не ради кого-то другого или государства. Принцип частного интереса даёт очень сильную мотивацию. При переходе от феодализма к капитализму темпы экономического роста резко увеличились, потому что люди стали работать на себя, а не своих сюзеренов. Принцип конкуренции означает возможность выбора. Человек экономический всегда выбирает самый лучший, самый выгодный вариант.
Субъектами рынка, или экономическими агентами, являются:

индивидуумы, иначе домохозяйства или потребители, покупающие конечные потребительские блага и услуги;

предприятия, осуществляющие преобразование первичных ресурсов в конечные или промежуточные блага и услуги;

собственники первичных производственных ресурсов.

Роли экономических агентов могут, конечно, совмещаться. Так, индивидуумы обычно являются не только покупателями конечных благ, но и собственниками своей рабочей силы, а нередко и других первичных ресурсов, например земли. С другой стороны, домохозяйства являются и предприятиями по производству многих конечных благ и услуг (приготовление пищи, строительство дома, ремонт квартиры, работа в саду). В качестве экономических агентов могут выступать также разнообразные общественные организации и объединения граждан, а также государство.

Обращающиеся на рынке блага (осязаемые и неосязаемые) называют, независимо от их происхождения, товарами. Последние различаются своими физическими свойствами и положением в пространстве-времени. Так, помидоры в Астрахани и в Архангельске - это разные, хотя, быть может, и физически однородные товары, равно как и помидоры ранней весной и поздней осенью. Эти различия объясняются отсутствием совершенной (вне времени и пространства) замещаемости товаров в производстве и потреблении.

Идеально рыночный механизм исключает какое-либо внешнее по отношению к самому рынку, государственное установление цен и объемов продаж, предполагает свободную игру рыночных сил. Государству отводится при этом роль "ночного сторожа", наблюдающего за соблюдением правил поведения на рынке, который рассматривается как самодостаточный инструмент для решения любых экономических проблем.


Плюсы рыночной экономики

Недостатки рыночной экономики


1. Реальная экономическая свобода

2. В результате конкуренции происходит эффектное распределение ресурсов.

  1. Существование безработицы

  2. Банкротство отдельных предприятий

  3. Сам по себе рынок не может обеспечить достаточный платежеспособный спрос, т.е. предотвратить кризис перепроизводства

  4. Рынок не в состоянии реализовать крупные научно-технические продукты

  5. Парадокс: конкуренция, являющаяся неизменным атрибутом рынка, под его воздействием может угасать

  6. Рынок не может решить социальные проблемы.

  7. С помощью рынка невозможно производство общественного блага и регулирование внешних эффектов.


Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий:

  • Экономическая свобода и самостоятельное хозяйствование субъектов

  • Многообразие форм собственности

  • Ликвидация монополизма

  • Обеспечение превосходства потребителя

  • Устойчивые финансовые и денежные системы

  • Открытость экономики: не резидентам данной страны даются те же права, что и резидентам

  • Обеспечение социальной защиты населения и достаточно развитой инфраструктуры: транспорт, энергосистемы и др.


Структура рынка:


    1. Потребительский рынок: рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок коммунальных бытовых и транспортных услуг, рынок жилья …

    2. Рынок средств производства: рынок производственных зданий и сооружений, рынок орудий труда, рынок сырья, материалов и энергии, рынок полезных ископаемых;

    3. Рынок информации и научно-технических разработок: рынок инноваций и изобретений, сфера информационных услуг, рынок продуктов творческого труда.



Рыночный спрос. Факторы спроса. Кривая спроса.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

^ Закон спроса – при увеличении цены спрос уменьшается (товара покупают меньше), а при уменьшении цены спрос увеличивается (товара покупают больше).

Важно различать движение по кривой спроса и изменение спроса (сдвиг кривой спроса). Движение по кривой спроса – это когда мы смотрим, как изменится спрос при изменении цены при прочих равных условиях. Изменение же неценовых факторов, таких как изменение цен на другие товары, изменение доходов покупателей, изменение вкусов покупателей, изменение ожиданий покупателей, введение государством дополнительных налогов или субсидий и т.п. приводит к сдвигу кривой спроса.
Эластичность спроса. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на эластичность спроса.

^ Эластичность спроса по цене показывает то, как изменяется объём продаж в зависимости от увеличения или уменьшения цены.

Если цена увеличивается или уменьшается на один процент и при этом объём продаж соответственно уменьшается или увеличивается ровно на один процент, то это единичная эластичность.

^ Если небольшое изменение цены приводит к большому изменению объёма продаж, то такой спрос называется эластичным.

Если большое изменение цены приводит к небольшому изменению объёма продаж, то такой спрос называется неэластичным.

Но всё это примеры относительно эластичного и неэластичного спроса.

Совершенно неэластичный спрос – это когда сколько бы вы не предлагали за товар, вы всё равно получите определённое количество товара, и ни единицей больше, ни единицей меньше.

Совершенно эластичный спрос – это когда по определенной цене вы можете продать бесконечно много товара, но стоит поднять цену пусть даже на рубль, и объёмы продаж упадут до нуля.
Как рассчитать коэффициент эластичности:

Q1 – величина спроса до её изменения, Q2 - величина спроса после её изменения

Р1 – цена до изменения, Р2 - цена после изменения
Эластичность (Q2 - Q1)/ (Q2 + Q1)

спроса по цене = (Р2 - Р1)/ (Р2 + Р1)
если этот коэффициент равен единице, то это единичная эластичность, если меньше – то спрос неэластичный, а если больше единицы, то спрос эластичный.

Отрицательное значение или положительное – неважно, на степень эластичности влияет лишь размер коэффициента, а знак указывает лишь на положительный или отрицательный наклон кривой.
Знание эластичности очень важно. Если спрос неэластичный, то при повышении цены объемы продаж вырастут незначительно, и вы можете получить дополнительную прибыль. Снижение цены почти не приведёт к увеличению сбыта, и поэтому бессмысленно. И наоборот, если спрос эластичный, то снижая цены вы можете получить дополнительную прибыль за счёт значительного увеличения объёмов продаж.
Надо иметь ввиду, что коэффициент эластичности не совсем точный. Этот коэффициент получается различным в зависимости от того, что вы берёте за базу, какой диапазон изменений вы измеряете и так далее. Точно измерить эластичность невозможно в принципе, потому что она кривая и описывается слишком сложной функцией. Но нам и не нужна исключительная точность – тех данных, что даёт коэффициент эластичности достаточно для принятия решения.
^ Что влияет на размер эластичности по цене.

1. Количество товаров-заменителей (субститутов)

Чем больше субститутов, тем эластичнее спрос

^ 2. Удельный вес товара в доходе потребителя

Чем выше удельный вес, тем эластичнее спрос

3. Предметны роскоши – эластичный спрос,

товары первой необходимости – неэластичный спрос.

^ 4. Фактор времени. В краткосрочной перспективе спрос менее эластичен, а в долгосрочной перспективе более эластичен.
Представления продавцов об эластичности спроса на продаваемые ими товары могут оказаться весьма своеобразными, что скажется и на их ценовой стратегии. Многие из них полагают, что кривая спроса имеет «зубцы», это делает ее похожей на пилу (рис.4.7), так что характер зависимости объема спроса при движении вдоль кривой постоянно меняется. Некоторые из них полагают, что покупателей больше привлекают цены, выраженные нечетными числами. Как видно на рис.4.7,а, объем спроса при цене 197 больше, чем при ценах 196 или 198 руб. Другие считают, что объем спроса при ценах, выраженных круглыми цифрами, меньше, чем при любой другой цене в пределах определенного интервала (рис.4.7,б). Существуют и другие представления о характере функций спроса и его эластичности, которые служат психологической основой для других стратегий ценообразования.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ (income elastisity of demand) - характеризует процентное изменение величины спроса на товар при изменении дохода потребителя на 1%. Если коэффициент эластичности Е<0, то товар является низкокачественным, или относительно худшим, если коэффициент Е>0, то товар называется нормальным. Среди нормальных товаров выделяют товары первой необходимости ( 0<E<1) и предметы роскоши (E>1). Графическую зависимость между величиной спроса и уровнем дохода можно наблюдать на т.н. кривых Энгеля. Кривая Энгеля - кривая, показывающая величину расходов на товары в зависимости от роста дохода. Эта взаимосвязь была впервые проанализирована в XIX в. статистиком К.Л.Э.Энгелем (1821-1896). Закон Энгеля (Engels law) устанавливает, что доля расходов на продовольственные товары по мере роста дохода падает, так как продукты питания относятся к необходимым товарам (necessary good). Кривая Энгеля полезна при определении степени влияния на спрос дохода и изменений в относительных ценах. В XIX в. Э.Энгель на основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.
перекрёстная эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i -тый товар к относительному изменению цены j -того товара. В отличие от коэффициента прямой эластичности e i коэффициент перекрестной эластичности обозначается e ij :

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Если e ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j -того товара ведет к увеличению спроса на i -тый (например, различные виды топлива).

Если e ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j -того товара ведет к падению спроса на i -тый (например, автомашины и бензин).

Если e ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент).

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, и наоборот.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. Так, например, если цена картофеля снизится вдвое, то возрастет потребление не только картофеля, но и других товаров. В этом случае e ij < 0 и эти товары будут классифицироваться как взаимодополняющие, что неверно.


Предложение в отрасли.

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Закон предложения – при увеличении цены товара предложение увеличивается – то есть этот товар начинают производить в больших объёмах, а при уменьшении цены товара предложение уменьшается – то есть товар будет производиться в меньших объёмах.

Пример. Допустим, вы можете сдать свою кровь и получить за это деньги. Чем выше цена, тем больше желающих будет сдать кровь, и тем больше крови поступит в больницы. Чем ниже оплата, тем меньше будет желающих, и тем меньше крови поступит в больницы.

Важно различать движение по кривой предложения и изменение предложения (сдвиг кривой предложения) – аналогично движению по прямой спроса и сдвигу прямой спроса (см. выше).

Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:

а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы;

б) понижение цен на товары, которые являются "конкурентами" данного товара в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);

в) повышение цен на товары, производимые "совместно" с данным товаром. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;

г) улучшение технологии производства данного товара;

д) уменьшение налога на данный товар или введение дотации;

е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
рыночное равновесие.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.5,a DD — линия спроса, SS — линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS).5

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.



Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, ^ P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения — QS1.

В этом случае избыток предложения (QS1 - QD1 ) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 - QS2) будет оказывать повышающее давление на цену P2 В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором — через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене P2 и как продавец того же товара при цене P1.6

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу.7 Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 2.5,6. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q1 PD1 > PS1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q2 PS2 > PD2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения —PS = PD = PE-


Полезность.

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.

Термин "полезность" был введен английским философом И.Бентамом.

Согласно Бентаму, максимизация полезности и является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье.

Приняв утилитаристскую доктрину полезности, экономисты получили возможность создать теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости полезности самых разнообразных благ. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.

Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер. Курящий оценивает полезность сигарет весьма высоко, несмотря на то, что курение вредит его здоровью и он знает об этом.

Очевидно также и то, что, для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый.

^ Количественный (кардиналистский) подход.

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилах (от англ. utility - полезность).

В частности, предполагается: потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок ≈ 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты ≈ 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина ≈ 63 ютила и т.д.

Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого.
Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.


^ Порядковый (ординалистский) подход

Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности".

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (у) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны).

Обратим внимание на то, что символы А и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.

Очевидно, что данная аксиома не является слишком жесткой. Она лишь исключает возможность ответа "не знаю" на вопрос: "Какой из этих двух товарных наборов Вы предпочитаете?". Потребитель может выбрать любой из них либо сказать, что оба представляют для него одинаковую ценность.

2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. Эта

аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А > В, В > С и одновременно С > А.

Аксиома транзитивности содержит и еще одно утверждение, а именно: если А ~ В и В ~ С, то А ~ С. Однако интерпретация ее сопряжена с известными сложностями. Пусть, например, индивидууму безразлично, положить в стакан чая 6 или 7 г сахарного песку, 7 или 8 г и т.д. Но тогда в силу только что высказанного утверждения ему должно быть безразлично, положить ли в него 6 или , скажем, 100 г сахара, что маловероятно. Парадокс объясняется наличием определенного порога восприятия.1 Для устранения его может потребоваться привести единицу измерения в соответствие с порогом восприятия (например, измерять песок не граммами, а чайными ложечками).

3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара - при фиксированных объемах потребления других товаров - улучшает положение потребителя.

В принципе теорию потребительского выбора можно построить и без этой аксиомы. Но она значительно упрощает все последующие рассуждения.

4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

Это прежде всего означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.

В порядковой теории полезности понятие "полезность" означает не более чем порядок предпочтения. Утверждение "Набор А предпочтительнее набора B" эквивалентно утверждению "Набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В". Вопрос о том, на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько раз набор А предпочтительнее (или имеет большую полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.


Закон предельной полезности.

Закон уменьшения предельной полезности – чем больше вы потребляете каго-либо блага (товара), тем меньше дополнительной полезности приносит вам потребление каждой дополнительной единицы этого блага (товара). Есть также мнение, что иногда бывают случаи, когда дополнительная единица товара может принести больше удовлетворения, чем предыдущая, но это бывает редко и недолго – после некоторого уровня насыщения закон уменьшения предельной полезности выполняется всегда и неукоснительно.

^ Правило максимизации полезности – рациональный потребитель всегда выберет тот вариант, при котором он получит больше полезности.


Кривые безразличия и их свойства.


При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия. Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.

На рис. 3.2 товарный набор А включает ХА единиц товара X и YА единиц товара Y, товарный набор В включает ХB единиц товара X и YB единиц товара Y. Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

Б. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон

В. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

Г. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. Говорят еще, что кривая безразличия не имеет "толщины". Это свойство любых линий в Евклидовой геометрии, оно является безусловно определенной идеализацией, абстракцией реального мира. Чтобы сделать его более реалистичным, необходимо при выборе единицы измерения товаров учитывать порог восприятия.

Д. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.


Взаимозаменяемость экономических благ. Предельная норма замещения.

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения (MRS; marginal rate of substitution - англ.).

Предельной нормой замещения благом X блага Y(MRSXY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

Предельная норма замещения может принимать различные значения, она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия. В случае выпуклости к началу координат, как на рис. 3.5, MRS убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего (аналог убывающей предельной полезности).
Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS = const. В этом случае кривые безразличия вырождаются в прямые линии (линия U1U1 на рис. 3.6). Обычно такие товары рассматриваются как один товар.

Возможно, далее, что товары вообще не могут заменять друг друга, как например правый и левый ботинок. Потребитель получит одно и то же удовлетворение, имея один левый и два правых ботинка, как и имея, наоборот, два левых и один правый. Такие товары жестко дополняют друг друга. В этом случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка (U2U2 на рис. 3.6). Наконец, иногда возможно, что, чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше

он хотел бы иметь его. В этом случае кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает (U3U3 на рис. 3.6). Хотя ни один из этих вариантов не может быть исключен, выпуклость кривых безразличия и убывающая норма замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.


Бюджетные ограничения потребителя.

Карта безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя. Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.

Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и Y. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

I = PX + PY

Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем равенство (3.10) к следующему виду:

Y= I/РX +I/ PY

Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. На рис. 3.8 эта линия первоначально занимает положение KL.
Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход / израсходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести I/PX единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна I/PX. Аналогично можно показать, что длина отрезка ОК равна 1/РY. Наклон бюджетной линии равен ≈РX/РY ≈ коэффициенту при X в уравнении (3.11).

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно / руб. и являются потому доступными для нашего потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

Как изменится положение бюджетной линии при изменении дохода потребителя и цен на товары? Допустим сначала, что доход потребителя уменьшается до I` < I, цены на товары при этом остаются неизменными. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен. Следовательно, произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение К'L'. При увеличении дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Предположим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же товара Y понизилась до Р`Y < РY. Очевидно, что в этом случае точка L не изменит своего положения, поскольку оно определяется неизменными I и РX. Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К". Читатель может без труда определить, что случится с бюджетной линией при повышении РY, повышении или понижении РX.
Равновесие в потреблении.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (763 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации