Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Благотворительность - файл 1.doc


Благотворительность
скачать (90.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc91kb.16.11.2011 01:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

1. Благотворительность как социальное явление………………………………5

Заключение……………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………….20


Счастливы те, кто щедры во все времена.

Псалмы, 106:3

Благотворительность превращает вещество в дух, обращает монету в пламя.

Ребе


Введение


Актуальность темы благотворительности или филантропии в истории культуры России определяется современными социокультурными процессами, в которых после длительного перерыва обозначилась тенденция к возрождению этого социального явления. Вместе с тем, пока данная тема находится на периферии научного познания, сводится преимущественно, к проблемам установления и реконструкции исторических фактов филантропии, и не исследуется как социокультурный феномен.

Во второй половине XX века исследователи стали констатировать тот факт, что духовная культура в России переживает своего рода кризис, в то время как материальная, выражающаяся в достижениях научно-технического прогресса, набирает стремительное ускорение в своем развитии. Исследование феномена благотворительности становится в связи с этим весьма актуальным. С «банкротством» духовности стали связывать колоссальную деформацию историко-культурного сознания, не только захватившую духовную культуру, но и изменившую отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. К тому же, феномен благотворительности элиминирован из учебников по гуманитарным дисциплинам и не включен, таким образом, в образование и воспитание современной личности.

В этих условиях возрастает роль историко-культурологического обоснования благотворительности, которая способствует укреплению отношений между различными социальными слоями общества. Без исследований такого рода проблема оптимизации человеческих отношений теряет своё фундаментальное антропологическое и социальное значение. Выход из сложившейся ситуации многие современные авторы находят в культивировании благотворительности, на которую возлагается надежда на возрождение духовности.

Актуальность исследования проблемы феномена благотворительности определяется и другими социокультурными явлениями. Во-первых, в современной России происходит осознание и активное освоение историко-культурного наследия прошлых столетий, и включение его в современное культурное пространство. Во-вторых, процесс переосмысления идеологических ориентиров, гуманистических принципов сопровождается тем, что общественное сознание освобождается от ряда чуждых нравственным традициям человечества представлений. Среди них отказ от искажённого восприятия благотворительности, господствовавшего в недалеком прошлом. В нашей стране разрыв с традициями филантропии произошёл более восьмидесяти лет назад, когда даже само понятие «благотворительность» практически вышло из официального употребления. Его гуманистическое содержание игнорировалось, и оно обычно ассоциировалось с религиозной деятельностью, которая также подвергалась преследованию.

На современном этапе развития российского общества, стоящего на пути духовного возрождения, всё большее внимание уделяется проблемам, связанным с изучением и сохранением регионального культурного наследия. Поэтому исследование феномена благотворительности может способствовать реализации задачи духовного возрождения и росту национального самосознания.

Отечественная историография благотворительной деятельности в нашей стране насчитывает сотни наименований: от фундаментальных исследований до публицистических выступлений в периодической печати.

^ 1. Благотворительность как социальное явление


Помощь ближнему была характерна для всех европейских народов, в том числе и для славян. Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища – эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. С принятием христианства традиции патронажа над слабыми и уязвимыми группами населения в обществе усилились, и на протяжении столетий организация социальных акций, ориентированных на оказание необходимой поддержки бедствующим людям, стала неотъемлемой частью социального контроля над нуждающимися. Традиционно стали выделяться два ведущих субъекта социальной помощи. Это государство и общественные организации различных форм, которые стремились строить систему общественного контроля в едином идеологическом и экономическом пространстве. Социальная деятельность последнего субъекта и получила название благотворительности1.

Впервые в России данное понятие встречается у Н.М. Карамзина. Однако активное его использование начинается во второй половине Х1Х века, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Изначально под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближним, негосударственную форму помощи нуждающимся. Энциклопедический словарь 1911 года характеризует благотворительность как самый элементарный, непосредственный и добровольный акт помощи, которую оказывают неимущим частные лица и


____________________

1 См. Карташев А. Очерки истории Русской Церкви. М., 1993. – С. 128

общества1. В.И. Даль видел в благотворительности прежде всего «делание добра, добродейство, благодеяние»2. С.И. Ожегов в определении этого понятия выделяет следующие социальные особенности:

1.безвозмездный и направленный на общественную пользу поступок (действие);

2. направленный на оказание материальной помощи неимущим»3.

В советское время, до 90-х годов ХХ века, в отечественной научной литературе данное понятие интерпретировалось как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе. Сегодня в России под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению предоставляемых услуг, по оказанию иной поддержки. Некоторые современные исследователи (например, Е.И. Холостова)4 используют как синоним благотворительности понятие филантропия (от греческого слова «филантропос» – человеколюбие).

Общечеловеческий характер благотворительности как морального принципа подтверждается наличием этого явления в той или иной форме у всех народов во все времена и обсуждением этой проблемы во всех этических системах. В этом качестве благотворительность – моральная норма, связанная с общими для всех условиями человеческого общежития и регулирующая эти условия. В широком смысле слова понятие филантропии, или благотворительности, основано на абсолютизации любви особого рода – немотивированной, корыстно незаинтересованной, не делающей различия


_________________________

1Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат». Т.6. М.,1911. – С 7.

2Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - Т.1. М., 1978. – С. 94.

3Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. – С. 56.

4См. Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1995.

между другом и врагом, находящей ближнего в каждом встречном человеке. Именно жертвенная любовь к людям, выраженная в заповеди любви к ближнему, в христианском моральном учении занимает центральное место, а благотворительность является главным, определяющим принципом поведения истинного христианина.

История человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.

В основе благотворительности лежит не государственное, не официальное, а личностное, неформальное начало. Принципы общественной и личной солидарности, взаимного понимания и взаимной поддержки качественно отличают благотворительность от государственных программ поддержки здравоохранения, науки, искусства, культуры в целом. Можно сказать, что благотворительная деятельность нередко компенсирует недостатки государственного управления, дефициты бюджетов, постоянное стремление «сильных мира сего» отдавать предпочтение расходам государства в ущерб социальным потребностям общества.

В настоящее время в большинстве государств, в том числе и в современной России, благотворительные организации входят в состав так называемого «независимого сектора», который образуется из организаций некоммерческого характера. Некоммерческая организация – это организация, чистый доход которой не подлежит распределению среди ее членов и управляющих ею руководителей. Поэтому благотворительные организации, являясь некоммерческими по своей структуре, все же могут получать прибыль от осуществляемой ими деятельности. Однако обязаны использовать ее на финансирование уставной деятельности, в первую очередь на дальнейшее развитие социальной помощи нуждающимся.


Существует современная классификация этих организаций:

· по источникам дохода различают организации, получающие часть доходов в форме дотаций и пожертвований, и организации, получающие большую часть своих доходов от продажи товаров и услуг;

· по целям деятельности – организации взаимной выгоды (главная цель – защита интересов ее членов) и организации, осуществляющие деятельность, полезную для общества в целом (эти организации в полной мере можно называть благотворительными);

· по способу управления организации бывают взаимные, управляемые собраниями их членов, и те, управление которыми осуществляет группа доверенных лиц или директоров.

Важную роль в развитии благотворительности в последние годы начинают играть так называемые волонтерские, или добровольческие, организации. Свое название они получили от слова «волонтер», то есть человек, делающий что-либо по своей воле, по вольному согласию, а не по принуждению. Таким образом, волонтеры – это люди, бесплатно работающие в государственных или частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, согласно своим нравственным или религиозным убеждениям.

Однако большинство из них являются членами каких-либо добровольческих организаций, т.е. свободных союзов людей, объединенных определенным специальным интересом, отраженным в программе организации. Такие программы, как правило, предусматривают предоставление специальной помощи и услуг и основаны на трех основных принципах: защите общих интересов своих членов, вступлении только по личному желанию каждого, неправительственной, негосударственной сущности организации, хотя и возможно привлечение внимания государства к нуждам и особенностям их клиентов.

Добровольческие объединения (ассоциации) распространены сейчас во всем мире, а в последнее время их становится все больше и в России. К ним относятся: религиозные группы, миссии, объединения, членов которых связывают общие проблемы (Союз солдатских матерей и пр.) или увлечения (Общество защиты животных). Поскольку участие в таких ассоциациях добровольное, лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов объединения, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность руководства. Тем не менее, долговечность существования и эффективность деятельности волонтерских организаций зависят в значительной степени от качества руководства.

В современном мире существует огромное количество волонтерских, или добровольческих, организаций. По подсчетам экспертов, более 75% взрослых американцев входят по крайней мере в одну добровольческую группу. Обычно в таких объединениях отсутствуют твердая структура и система принудительной власти.

Программы деятельности благотворительных организаций направлены на помощь и поддержку своих клиентов. Поэтому способы реализации программ благотворительных организаций можно разделить на три группы:

· материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает;

· взаимопомощь и совместная организация досуга;

· создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебно-реабилитационной, социально-психологической.

В современном мире существуют и коммерческие благотворительные организации. Основная причина их существования носит скорее экономический характер. Как правило, они создаются на средства частных лиц или крупных компаний с целью финансирования тех областей человеческой деятельности, которые определены уставом данной организации. Кроме того, в ряде стран существует льготное налогообложение тех предпринимателей, кто отчисляет средства на благотворительность. Этот факт, возможно, объясняет большое количество фондов и других благотворительных программ в США.

Таким образом, можно выделить следующие сущностные социально- исторические критерии благотворительности:

· это особый вид общественных отношений, важный социальный институт и исторически сложившаяся форма проявления социальной активности, интегрирующая российскую культурно-историческую модель помощи. Основой существования благотворительной деятельности является наличие актуальных социальных проблем и выражение деятельного сочувствия и участия в их решении.

Следовательно, благотворительность обусловлена объективной реальностью и субъективными намерениями человека, имеет свою историю и соответствующую перспективу развития:

· это социально ориентированная, бескорыстная деятельность, вызванная альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним. Она изначально несет в себе качества, преобразующие общество. Представляет важный источник формирования различных инновационных структур, видов и направлений социального жизненного процесса;

· это некоммерческая, общественная деятельность, базирующаяся на принципах добровольности и общественной инициативы, социальным содержанием которой является помощь, защита, содействие объекту благотворительности на основе милосердия, альтруизма, признания прав человека;

· это деятельность, которая опирается на инициативу, творчество и социальную ответственность граждан, представляя собой необходимый элемент совершенствования гражданского общества и способ самореализации личности, а также – один из путей преодоления взаимообособленности и разобщенности в межличностных интересах.

Морально-нравственной основой благотворительности на протяжении веков традиционно выступала система христианских ценностей как общечеловеческий аксиологический концепт поддержки нуждающихся. Заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф.22: 39) становится нравственным императивом, определяющим сущность поступка человека помогающего, его деятельной любви к ближнему. Таким образом, не только нравственная установка на любовь к ближнему, но и поступок являются основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Любовь и деятельность представляют собой неразрывное единство, они понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. «Милость, – говорит св. Тихон Задонский, – есть плод любви неотлучной и всегда с нею сопряженный, как теплота с огнем, и как огонь теплоту, так и любовь милость создает»1.

Помощь отождествляется в христианстве с таким ведущим ценностным ориентиром, как милосердие, которое по отношению к человеку выступает природосообразным качеством и свойством. «Все мы, люди, – говорит св. Иоанн Златоуст, – природою побуждаемся к милосердию; и нет в природе нашей столь доброго свойства, как сие свойство. Милосердие природа вложила во всех, даже в грубого и жестокого»2.

По этой логике, потребность помогать – часть не только «структуры» личности, но и ее духовного начала, в котором заложен «механизм» инстинктивного процесса оказания помощи. Этот «механизм», наряду с разумом, побуждает человека творить дела милосердия. Не случайно в канонических подходах содержание помощи раскрывается через следующий понятийный ряд: помощь = любовь = призрение (которое выражается в

системе функций: питать – напоить – посетить – принять – успокоить – погребать – увещевать – научить – подать – молиться – прощать – не воздавать – врачевать – болезновать – вылечивать).- «Человек, – говорит св.


_________________

1Цит. по: Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878.– С. 3.

2Цит. по: Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878.. - С. 6.


Иоанн Златоуст, – всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком. И чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества»1.

Одним из наиболее сложных вопросов в этом семантическом ряду является вопрос: почему милосердие есть ведущая ценность для личности? Ответ на него можно найти в организационно-практической системе конфессиональной помощи. Именно здесь сформировались ценностные ориентиры духовной практики.

Формы практической помощи менялись с каждой эпохой. Однако уже из древней истории мы знаем о той поддержке, которая оказывалась попавшим в беду соотечественникам храмовыми общинами. Об этом можно прочесть в Новом Завете, где повествуется о законе человеческой солидарности, имевшем место в христианских общинах, верных проповеди братства. Поддержка нуждающихся там рассматривалась как одна из форм выполнения религиозного долга и с первых лет христианства развивалась в двух основных формах: помощь через монастыри и помощь через приходы. Наряду с ними, существует и подаяние нуждающимся, направленное на предоставление материальной помощи из жалости и христианского сострадания к ближнему, которое осмысливается и интерпретируется в контексте христианской морали как милостыня.

Не случайно еще в средневековой Европе именно монастыри стали прибежищем обездоленных, больных и увечных. Первые общедоступные больницы появились при обителях, и в современных словах «медсестра» и

«медбрат» («сестра милосердия» и «брат милосердия») сохраняется память о том, что первыми людьми, посвятившими себя благородной обязанности ухода за больными, были те, кто принял монашеский обет.


___________________

1 Цит. по: Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878. - С. 7.

На Руси монастыри первоначально существовали как закрытые сообщества. Имея высокую культуру жизнеобеспечения, они представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, в которой сформировалась особая технология самопомощи, связанная с организацией жизнедеятельности нуждающихся в важнейших ее сферах: общении, обучении, совместном проживании в общности, лечении, ведении хозяйства. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной, «социальной деятельности»1. Они начинают выполнять три основные функции: лечение, обеспечение неимущих в виде оказания им помощи натуральными продуктами, обучение. Сообразно этим функциям, при монастырях существуют соответствующие институты поддержки.

Отечественные православные монастыри, в отличие от католических западноевропейских, не «специализируются» в каком-то одном виде помощи, а действуют многофункционально.

В меру своего понимания долга милосердия и имеющихся возможностей старались соответствовать образу «доброго христианина» и знатные дворяне в своих владениях, и состоятельные купцы, и все сколько-нибудь зажиточные прихожане христианской общины. Например, общество милосердия, которое появилось во Флоренции XIII века, считало своей главной задачей помочь выживанию страдающего: облегчить боль, накормить, одеть, приютить, при необходимости – похоронить. Любовь к ближнему стала не только призывом, неким абстрактным лозунгом, но и реальным условием выживания бедствующих, спасения их посредством определенных действий. Люди стали понимать, что отсутствие конкретной помощи может привести часть нуждающихся прихожан к немедленной гибели.


____________________

1 См. Карташев А. Очерки истории Русской Церкви. М., 1993. – С. 348

Существует два взгляда на развитие в России призрения и милосердия как ведущих социокультурных ценностей. Первый подход связывает развитие приходской системы помощи с периодом татаро-монгольского нашествия. (Приход – это низшая церковно-административная единица; церковь с причтом и содержащая их церковная община, прихожане). Разорение южных земель приводило к миграции населения на север, в глухие и защищенные природными условиями места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жилища. Так образовывался приход. Но, помимо административных функций, приход, согласно учению церкви, выступал в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих.

Другое мнение связано с тем, что приходская благотворительность – это переходное звено между монастырской и «гражданской» системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой структурной организацией, приходы – открытая система. В общине избирался староста, на котором лежало множество функций, в том числе раздача денег нуждающимся, строительство богаделен и т.д. «При этом приход составлял и административную единицу, и податную, и земскую, и территориальную. В нем соединялись все местные дела, в нем сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Поэтому естественно, что древнерусские приходы сделались также и органами древней русской благотворительности»1.

Приходы не ограничивались только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, но в своей деятельности они сохранили традиции «первых духовных учителей Русской Православной Церкви», практика которых была связана с просвещением. В приходах эта деятельность реализовалась не только в передаче«духовного» знания, но и основ грамотности, воплощая на практике идею организованной поддержки своих членов.

__________________

1Максимов Е. Помощь бедным в Древней Руси // Трудовая помощь. – СПб., 1899.- №2.-С. 37.

Милостыня традиционно рассматривалась как одна из древнейших форм оказания помощи ближним. Она может быть направлена как на представителя своего родового пространства, так и на члена другого рода. Анализируя древнейшие формы помощи, отечественный исследователь В.Герье отмечал: «Милостыня есть самая первобытная форма благотворения. Она подается и у кочевников в пустыне, и в густо населенном городе»1.

В христианстве данная форма благотворительности переосмысливается с учетом его ценностных ориентиров, становится частью социально необходимого поведения для христианина. Субъект помощи в таком поступке не только реализовывал свою религиозно-нравственную потребность в милосердии, но и приближался к очищению души от «скверны». В этом контексте милостыня выступала как некий катарсис, в основе которого лежали жалость и сострадание, а сами такие поступки постепенно становились как бы частью литургии обыденной жизни. По мнению Отцов Церкви, милостыня приносила прощение грехов, которые совершал христианин. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). В дальнейшем ритуал милостыни пронизывает все сферы общества, выражая общепринятые формы массового единения перед определенным законом; становится показателем христианской культуры поведения.

Как видно из вышесказанного, понятие «милосердия», как одной из главных христианских ценностей, было реальным ориентиром, определяющим поступки верующего человека. Милосердие выступает как способность человека к сочувствию и готовность к оказанию помощи, поддержке страдающего. В этом случае благотворительность может являться производным от него понятием, фиксирующим социальное действие по реализации определенных общественных или частных усилий этой помощи,

__________________

1 Герье В. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. СПб., 1897. - С. 2.

поддержки. Таким образом, можно с полной уверенностью определить эти два понятия как социокультурные ценности.

Ценность милосердия исследовалась и в русском философском наследии. Лучшие представители русской философии (Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А.Флоренский) внесли в концепцию высокой духовности, наравне с идеями соборности, всеединства и синтеза культур, идею милосердия. Тем самым она вышла за рамки конфессиональных церковных границ и стала общечеловеческим, общекультурным феноменом истинной морали.

Когда говорят о сочувствии, сопереживании и сострадании, то имеют в виду присущую людям способность со-переживать, со-страдать, со-чувствовать. Потребность всемирного объединения, по выражению Ф.М. Достоевского, была последним «мучением» людей; христианская идея в интерпретации Вл.С.Соловьева выражала именно слияние всего человечества в единую и неразделенную вселенскую церковь. Три кита нравственности – стыд, жалость и благоговение – подразумевают альтруизм, сочувствие, сострадание. Милосердие традиционно ассоциировалось с этим понятийным рядом, вбирая в себя и чувство стыда, которое онтологично человеку: я стыжусь, следовательно, существую.

Здесь предполагается постоянное нравственное беспокойство, постоянный суд над собой. А тяга к другим порождает естественное стремление проникнуть в их внутренний мир. Не только познать сходство, общность с ними, но и понять, прочувствовать, каким видят, чувствуют и воспринимают мир другие люди. Сочувствию и состраданию надо учить и учиться. И здесь опять на ведущие позиции выходит милосердие, порождающее, в более широком понимании, такую позитивную деятельность, как благотворительность. Приходить же на помощь может только тот человек, у которого сформированы соответствующие ценности. Поэтому философия любви В.С. Соловьева, основанная на положении о том, что человечность проявляется в переживании любви и в преодолении эгоизма, рассматривается как аксиологическая концепция помощи и поддержки. Она проповедует необходимость духовно-нравственной составляющей социального здоровья субъекта, за которым стоит общество в целом.

В современном семантическом ряду традиционных ценностей благотворительной деятельности, наряду с милосердием, стоит такое понятие, как эмпатия (сопереживание, сострадание). Оно обозначает искреннее стремление личности к оказанию помощи, поддержке, защите окружающих людей.

Никто сейчас не сможет составить стопроцентный прогноз дальнейшего развития процесса благотворительности. Однако ясно одно: необходимо серьезное воспитание во всем обществе и в каждом человеке в отдельности такого важнейшего качества, как милосердие, и такой потребности, как благотворительность. Они соответствуют не только развитым характеристикам сочувствия и сострадания, но и человечности, любви в высоком философском смысле; способствуют объединению общечеловеческих принципов христианской нравственности: о спасении, духовности, любви к ближнему, представлений о грехе, стыде и совести, – с деятельной помощью нуждающимся людям.

Ни одно даже самое богатое государство в современном мире не в состоянии обеспечить решение всех проблем, которые существуют в обществе. Во всех без исключения развитых странах действуют многочисленные коммерческие и некоммерческие благотворительные организации и фонды, объединения волонтеров, призванные оказывать поддержку и помощь всем, кто реально нуждается в ней. Таким образом, жестко соблюдая принцип приоритетности государственных начал при создании конкретных социальных служб, два ведущих субъекта социальной защиты (государство и благотворительные организации) совместными усилиями обеспечивают прогресс общества в целом.


Заключение


В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в осмыслении этого феномена - его исторических традиций, основных форм, перспектив развития. Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами и т.д. Таким образом, можно заметить, что отсутствуют целостные исследования благотворительности в контексте социологического знания.
Активное развитие корпоративных социальных программ бизнеса и частных фондов в России в последние годы уже привели к увеличению доли исследований, посвященных благотворительности бизнеса. Среди наиболее серьезных работ последних лет можно назвать инициированные Ассоциацией менеджеров России в 2007 году «Доклад о социальных инвестициях в России» и исследовательский проект «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», а также исследование «Крупный российский бизнес: социальная политика и социальная ответственность», осуществленное Национальным инвестиционным советом совместно с Институтом комплексных социальных исследований РАН. Некоторые крупные компании также провели исследования для разработки и обоснования своей благотворительной политики в регионах присутствия. Если тенденция развития корпоративной социальной ответственности сохранится, то можно ожидать и дальнейшее расширение масштабов исследований в этой сфере, причем одним из приоритетных направлений может стать повышение эффективности благотворительных вложений1.

В целом можно сказать, что постепенно спрос на комплексные исследования в сфере благотворительности растет. Появляются и новые субъекты, которые готовы выделять средства на их проведение. Однако состояние исследований благотворительности пока кардинально не изменилось. Наука еще отстает от практики, и остается надеяться, что этот разрыв будет преодолен, в том числе и усилиями программы «Благотворительность в России как социальный институт».


_____________________

1Анна Орлова к.пс.н. Публикации: «Современные социальные исследования благотворительности в России» (2001, в соавторстве), «Общественная активность петербуржцев и их участие в добровольных объединениях» (2004), «Российские грантодающие организации — опыт исследования» (2005).

^ Список литературы

1. Анна Орлова Кандидат психологических наук, директор партнерской программы Санкт-Петербургского центра развития некоммерческих организаций. Публикации: «Современные социальные исследования благотворительности в России» (2001, в соавторстве), «Общественная активность петербуржцев и их участие в добровольных объединениях» (2004), «Российские грантодающие организации — опыт исследования» (2007).

2. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2005–2006; СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006

3. Бадя Л. В. Организация изучения проблем благотворительности и некоммерческого сектора в вузах России: современное состояние и перспективы // Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2004.

4. Грешнова Е. В., Боровых А. Э. Исследование эффективности проектов и программ благотворительных организаций // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2005.

5. Герье В. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. СПб., 1897. - С. 2.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - Т.1. М., 1978. – С. 94.

7. Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878.– С. 3.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.

9. Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1995.

10. Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878

11. Карташев А. Очерки истории Русской Церкви. М., 1993

12. Максимов Е. Помощь бедным в Древней Руси // Трудовая помощь. – СПб., 1899.- №2

13. Ульянова Г. Н. Изучение истории благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989–2002 гг.) // Благотворительность в России: Исторические и социально экономические исследования/Под ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2005

14. Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат». Т.6. М.,1911. – С. 7.







Скачать файл (90.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru