Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты - Финансы и кредит - файл 1.doc


Билеты - Финансы и кредит
скачать (464.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc465kb.21.11.2011 08:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопросы:

  1. Понятие и признаки финансов

  2. Предпосылки возникновения финансов

  3. Функции финансов

  4. Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства

  5. Финансовая система РФ: понятие, состав

  6. Финансовая политика: сущность, звенья, виды

  7. Финансовый контроль

  8. Финансовые органы общей компетенции

  9. Финансовые органы специальной компетенции

  10. Бюджетная система: понятие, состав, значение.

  11. Принципы бюджетного устройства

  12. Структура бюджета: доходы и расходы

  13. Дефицит бюджета, источники его финансирования

  14. Сущность и функции налогов

  15. Основные условия установления налогов

  16. Классификация налогов

  17. Федеральные налоги

  18. Региональные налоги

  19. Местные налоги

  20. Целевые фонды: сущность, значение, виды

  21. Целевые бюджетные фонды

  22. Целевые внебюджетные фонды

  23. Понятие и виды кредита

  24. Функции кредита, отличие кредита от понятия «деньги»

  25. Государственный кредит: сущность, особенности

  26. Классификация государственных займов

  27. Государственный долг: понятие, методы управления

  28. Страхование: сущность, принципы, функции

  29. Виды страхования

  30. Основные понятия страхования

  31. Обязательное страхование

  32. Понятие и особенности финансов предприятий

  33. Функции финансов предприятий

  34. Денежные средства, финансовые ресурсы, денежные фонды предприятия

  35. Финансовые отношения предприятий

  36. Принципы организации финансов предприятий

  37. Особенности финансов предприятий строительства, с/х, торговли

  38. Особенности финансов предприятий транспорта, ЖКХ, промышленности

  39. Анализ ликвидности баланса

  40. Анализ финансовой устойчивости предприятия

  41. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

  42. Финансовое планирование и финансовое прогнозирование

  43. Структура кредитной системы РФ

  44. Роль Центрального банка в банковской системе

  45. Специализированные финансово-кредитные учреждения

  46. Международный валютный фонд

  47. Международный и европейский банки реконструкции развития

  48. Лондонский клуб кредиторов. Парижский клуб кредиторов

  49. Понятие фондового рынка, функции

  50. Виды, функции и классификация ценных бумаг

1) Понятие и признаки финансов

Финансы – историческая категория, которая появилась с возникновением государства.

Термин «finansia» возник в XIII-XV веках в Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

^ Основные признаки финансов:

- наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);

- субъекты обладают разными правами в процессе денежных отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями:

- в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. финансы носят фондовый характер;

- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.

Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также удовлетворения социальных и других потребностей общества.

^ 2) Предпосылки возникновения финансов

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:

1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей

^ 3) Функции финансов

Финансовые отношения охватывают две сферы:

- экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

- экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между субъектами этих отношений (государством, предприятиями, организациями, гражданами и т.п.).

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, который представляет собой вновь созданную стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят обьективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, хотя они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

^ По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых - увеличение национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

- распределительная

- контрольная

^ Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создании так называемых основных, или первичных доходов. Однако первичные доходы еще не образуют денежные фонды, необходимые для развития экономики. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные (производственные) доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Конечная цель распределения национального дохода состоит в развитии производительных сил и создания рыночных структур экономики.

^ Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

^ 4) Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

^ Роль финансов можно свести к 3 основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие всех затрат за счет финансовых ресурсов (собственных средств, заемных или привлеченных источников)

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Изменение темпов роста отдельных структурных подразделение для перестройки производства в соответствии с потребностями общества.

3 вида регулирования экономики:

- саморегулирование, т.е. регулирование экономики рыночным механизмом

- государственное

- регулирование экономики через финансы предприятий (предприятие само определяет пропорции между потреблением и накоплением средств)

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется следующими методами:

- через эффективное вложение финансовых ресурсов

- через создание поощрительных фондов

- через использование бюджетных стимулов

- через использование финансовых санкций

^ 5) Финансовая система РФ: понятие, состав

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1) децентрализованные финансы:

- финансы предприятий

2) централизованные финансы:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- фондовый рынок;
Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.

С одной стороны главным источником государственного бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой стороны процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств, но и с привлечением бюджетных ассигнований и использованием банковского кредита.

Взаимосвязь составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.

^ Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

^ Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

- пенсионный фонд

- фонд социального страхования

- фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии.

Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий.

Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.

^ Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.

Кредитор – юридическое/физическое лицо

Заемщик – государство.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности.

^ Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих распределение ущерба между участниками страхования и возмещении из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей.

^ Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг.

Основная задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем доходности.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Особенность – участники фондового рынка рассчитывают на получении более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

^ 6) Финансовая политика: сущность, звенья, виды

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируется главное направление развития народного хозяйства, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, а также разрабатывается механизм регулирования социально-экономических процессов.

^ Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Звенья финансовой политики:

- выработка научно-обоснованной концепции развития финансов: она формируется на основе изучения требований экономических законов и анализа состояния и развития народного хозяйства.

- определение основных направлений использования финансов, при этом исходят из путей достижения поставленных целей, учитываются международные факторы и возможности роста финансовых ресурсов.

- осуществление практических действий, направленных на достижение целей.

Финансовая политика в зависимости от времени проведения и характера решаемых задач подразделяется:

- финансовая стратегия

- финансовая тактика

^ Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика направлена на решение задач текущего периода времени путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

^ Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества.

В связи с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности.

Для выработки финансовой политики должны быть предусмотрены финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения уровня жизни населения. Также немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдением комплексного подхода, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы.

^ Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

^ Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

- формы финансовых ресурсов;

- методы их формирования;

- система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

- организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

^ Финансовый механизм:

- директивный

- регулирующий

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.

^ 7) Финансовый контроль

Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования с применением специфических форм и методов.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

^ Объект финансового контроля – денежные распределительные процессы при формировании и использовании фондов денежных средств.

Финансовая дисциплина – обязательный для всех организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансов хозяйства, установление норм и правил, а также соблюдение выполнения финансовых обязательств.

Органы финансового управления и контроля:

- органы общей компетенции (президент РФ, правительство РФ, федеральное собрание (счетная палата))

- органы специальной компетенции (ЦБ РФ, министерство по налогам и сборам РФ, министерство финансов РФ (федеральное казначейство)).
^ 8) Финансовые органы общей компетенции

Финансовые органы общей компетенции:

- президент РФ,

- правительство РФ,

-федеральное собрание (счетная палата)
^ Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций — контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
На основании Конституции РФ и Закона "О Совете Министров — Правительстве РФ" Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов (на основании Постановления от 19 августа 1994 г.), Положение о Федеральном казначействе (на основании Постановления от 27 августа 1993 г.). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
^ Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федераций.

Основные задачи:

- рассмотрение и утверждение федерального бюджета России.

- утверждение отчета о его исполнении.

- рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах.

- установление предельного размера внутреннего и внешнего государственного долга.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным Законом РФ от II января 1995 г. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

^ 9) Финансовые органы специальной компетенции

Финансовые органы специальной компетенции:

- ЦБ РФ,

министерство по налогам и сборам РФ,

министерство финансов РФ (федеральное казначейство).
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит ^ Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
Важной составной частью органов финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. В систему органов налоговой службы входят Министерство по налогам и сборам РФ и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Налоговые органы наделены следующими правами:

- требовать от налогоплательщика документы являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;

- проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;

- приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;

- осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;

- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикам при отказе налогоплательщика к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить налоги;

- требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение таких требований;

- взыскивать недоимки по налогам и пени;

- предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;

- требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

- вызывать свидетелей, располагающих информацией о налоговых правонарушениях;

- заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий на право заниматься отдельными видами деятельности;

- предъявлять иски в суды о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица — индивидуального предпринимателя, о ликвидации предприятия, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества, а также о взыскании в доход государства имущества, приобретенного в результате незаконных действий, о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и т.п.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает ^ Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

^ Основные задачи министерства финансов РФ:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

- составление проекта и исполнение федерального бюджета.

- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка.

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.

- разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.

- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

^ Функции Министерства Финансов:

1. Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определя­ет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными вне­бюджетными фондами;

2. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

3. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

4. Разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в определении ценовой политики; принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

5. Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;

6. Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

7. Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

- контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

- контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
^ Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

- организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ;

- управление доходами и расходами бюджета на счетах Федеральной казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

- управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

- представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
^ 10) Бюджетная система: понятие, состав, значение.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как финансовый план бюджет имеет следующие особенности:

- формируется только по территориальному признаку

- бюджету присущ универсальный характер.

^ Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Выделяют 3 уровня бюджетной системы:

- федеральный (государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Региональные бюджеты – в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты – в форме правовых актов органов местного самоуправления.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.

^ Консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Консолидированный бюджет РФ – федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
^ 11) Принципы бюджетного устройства

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

- федеральный (государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

^ Принципы бюджетного устройства:

1) Единство построения бюджетной системы выражается в единстве правовой базой, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также в едином порядке финансирования расходов бюджета и ведения бухгалтерского учета.

^ 2) Принцип разграничения расходов и доходов бюджета – между уровнями бюджетной системы закрепляются соответствующие виды доходов и расходов и полномочия по осуществлению расходов за органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления.

^ 3) Самостоятельность бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право самостоятельно определять источники финансирования дефицита; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней, потерь в доходах и дополнительных расходов.

^ 4) Полнота отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы в обязательном порядке подлежат отражению в бюджете в полном объеме.

5) Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. При составлении утверждения и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

^ 6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств.

^ 7) Совокупное покрытие расходов бюджета означает, что все расходы должны покрываться суммой доходов и источниками финансирования дефицита.

8) Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны быть обязательно опубликованы в СМИ, а также обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия бюджета, в том числе вопросы разногласий.

^ 9) Адресность и целевой характер бюджетных средств заключается в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направлений их расходования.

^ 12) Структура бюджета: доходы и расходы

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

^ Основные источники доходов бюджета:

- налоговые доходы

- неналоговые доходы

- безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы – предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

^ Неналоговые доходы:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации);

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;

- доходы от приватизации;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.);

- иные неналоговые доходы.

В доходы бюджетов зачисляются безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Также доходы бюджета можно классифицировать в зависимости от их закрепления за определенным бюджетом на:

- собственные

- регулирующие.

^ Собственные доходы бюджетов – виды доходов, полностью или частично закрепленных на постоянной основе за соответствующим бюджетом:

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

- неналоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

- безвозмездные перечисления, закрепленные за соответствующим бюджетом.

^ Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и иные доходы, по которым устанавливается нормативные отчисления в процентах в региональные и местные бюджеты на очередной финансовый год.
^ Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их содержания делятся на:

- текущие

- капитальные

^ Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и т.д.

^ Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

^ Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

^ Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету, юридическому лицу, иностранному государству или иностранному юридическому лицу на возмездной основе.

^ Межбюджетные трансферты – денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без целевого назначения.

Субвенции - денежные средства, предоставляемые бюджету другому уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другому уровня, физическому или юридическому лицу на условиях целевого финансирования целевых расходов.

К бюджетным ассигнованиям относят ассигнования на:

- выполнение государственных/муниципальных услуг, в том числе на оплату государственных контрактов на поставку товаров

- социальное обеспечение населения

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам

- предоставление субсидии производителям товаров, работ, услуг

- предоставление межбюджетных трансфертов

- обслуживание государственного долга

- исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям.
^ 13) Дефицит бюджета, источники его финансирования

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над доходами

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на:

- внутренние

- внешние.

^ Внутренние источники:

1) средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

2) бюджетные кредиты;

3) кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

4) иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

- поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- курсовая разница по средствам бюджета;

- прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

^ Внешние источники:

1) средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

2) кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

3) кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

4) прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
^ Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:

- увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;

- продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении объема внешних заимствований.
^ В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

- удержать экономику от спада производства;

- обеспечить финансовую стабилизацию;

- стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;

- сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

- укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

- создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

- усиление контроля за величиной государственного долга.
^ 14) Сущность и функции налогов

Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

^ Основные признаки налога:

- односторонний характер установления

- безвозмездность

- принудительный характер платежей

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства.

Функции:

1) Регулирующая. Государство может регулировать частную собственность только косвенно, через налоги. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

^ 2) Перераспределительная состоит в перераспределении финансовых ресурсов между сферами экономики и отдельными регионами.

3) Фискальная. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.

^ 4) Контрольная. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

5) Стимулирующая. Государство стимулирует развитие отдельных сфер экономики или регионов посредством эффективного использования финансовых ресурсов.
^ 15) Основные условия установления налогов

К основным условиям установления налога относят:

- категории налогоплательщиков

- объект налогообложения

- налоговая база

- налоговый период

- ставка налога

- порядок исчисления налога

- порядок и срок уплаты налога

- налоговые льготы

^ 1) Налогоплательщики – организации и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налог.

Организации:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ

- иностранные юридические лица

- международные организации, их филиалы и представители на территории РФ

^ Физические лица:

- граждане РФ

- иностранные граждане

- лица без гражданства

ИП – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также частные охранники, нотариусы, детективы.

^ 2) Объект налогообложения – это то, что непосредственно облагается налогом:

- доход

- имущество

- прибыль

- стоимость реализованных товаров, услуг

-т.д.

^ 3) Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

4) Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

^ 5) Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

6) Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога (сам налогоплательщик, работодатель, налоговые органы)

^ 7) Порядок уплаты налога – технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет (авансовые платежи. Единовременная уплата)

8) Срок уплаты налога может быть определен календарной датой или периодом времени.

^ 9) Налоговые льготы - это некоторые, предусмотренные законодательством, преимущества по уплате налогов (в том числе, возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере), предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Основаниями для установления налоговых льгот являются различные обстоятельства, в связи с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты допускают возможность их предоставления отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении федеральных налогов, региональных и местных налогов.
Налоговая система строится на определенных принципах:

- однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

- строгий порядок введения и отмены налогов

- четкая классификация налогов

- распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.

- удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной, прежде всего, для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

- экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

16) Классификация налогов
  1   2   3   4



Скачать файл (464.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru