Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры - по курсу Основы психологической помощи для студентов заочного отделения факультета психологии - файл 1.docx


Шпоры - по курсу Основы психологической помощи для студентов заочного отделения факультета психологии
скачать (133.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx134kb.20.11.2011 22:04скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопросы к экзамену по предмету «Основы психологической помощи»

для студентов заочного отделения факультета психологии

  1. Виды психологической помощи: определение, структура.

  2. Подготовка психолога. Личностные качества психолога.

  3. Понятие конфиденциальности.Позиции психолога в процессе психолог-кой помощи.

  4. Позиции психолога в процессе психологической помощи. Способы решения психологических проблем.

  5. Эффективность психологической сессии. Условия эффективности психологической сессии.

  6. Правила ведения психологической сессии.

  7. Взаимосвязь понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психопрофилактика». Специфика, цели и уровни психопрофилактики.

  8. Факторы риска нарушения психического здоровья.

  9. Личностные характеристики психической устойчивости. Психолого-педагогические условия становления психически здоровой личности

  10. Специфика, цели, значение психологической коррекции.

  11. Этапы психокоррекцонной работы. Понятия «психологический анамнез», «психологический диагноз».

  12. Психологический анамнез, методы сбора психологического анамнеза.

  13. Психолог-ский диагноз и психолог-ский прогноз.Уровни психолог-кого диагноза.

  14. Алгоритм составления психокоррекционных программ.

  15. Специфика индивидуальной работы с клиентами в психокоррекционной практике. Цели и задачи психологической коррекции.

  16. Эффективность и результаты индивидуальной психологической коррекции. Методы воздействия в рамках индивидуальной психологической коррекции.

  17. Стадии индивидуальной психологической коррекции.

  18. Групповые формы психокоррекции: понятие групповой динамики. Принципы и правила работы в группе.

  19. Психокоррекция семейных отношений. Психокоррекция супружеских отношений.

  20. Семейная психокоррекция: основные понятия, жизненный цикл семьи.

  21. Отличие психолог-кого консультирования от других видов психолог-кой помощи.

  22. Виды психологического консультирования. Ситуации обращения клиентов за психологической помощью.

  23. Задачи психолога в процессе психологического консультирования. Факторы, снижающие результативность консультационного процесса.

  24. Психодинамическое направление. Основные положения. Примеры приемов воздействия.

  25. Когнитивно-поведенческое направление. Основные положения. Примеры приемов воздействия.

  26. Гуманистическое направ-ние.Осн-ные положения.Примеры приемов воздействия.

  27. Творческая активность и девиантное поведение. Соотношение понятий «норма», «креативность», «девиации».

  28. Специфика оценки и основные причины девиантного поведения.

  29. Структура девиации.

  30. Виды поведенческих отклонений.

  31. Социокультурные виды девиаций.

  32. Детские виды девиаций.

  33. Девиации подросткового и юношеского возраста.



Материал взят из УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ" И "ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ"

Автор: ФИЛОЛОГ, ПСИХОЛОГ, Д.Ф.Н. ГАЛИНА ИВАНОВНА КОЛЕСНИКОВА

1.Виды психологической помощи: определение, структура. Психолгич.помощь-это область и способ деят-ти предназначенной для содействия чел-ку и обществу в решении широкого круга проблем, порождаемых жизнью чел-ка в социуме. Понимание проблем психолог. помощи связано с пониманием психики как такого пространства чел-кого бытия, многогранность и многообразие которого и опред. деят-ть специалистов:1)межличностные отношения; 2)эмоциональные внутриличностные конфликты и переживания; 3)проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи);4)проблемы персонализации (возрастные, экзистенциональные).Содержание психологич. помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциональной поддержки чел-ку или сообществу в трудных сит-циях, возникающих в ходе их личностного или соц-ного бытия. Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи: 1)психопрофилактику; 2) психокоррекцию;3) консультирование; 4) психотерапию. Психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций». Психологическая коррекция — «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» .

Психологическое консультирование — «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного Изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».Психотерапия — «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических» .




2.Подготовка психолога.Личностные качества психолога.Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. Теоретические компоненты проф. подготовки психолога: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Специалист должен обладать и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Специалист должен быть личностью. Личные качества: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность, самосознание и рефлексия. Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека». Эмоциональная теплота-предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно.Однако всегда существует риск встретить человека, который воспримет это как проявление слабости. Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, — «безусловное позитивное отношение». Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом. Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность — это, прежде всего, чистота намерения. Чувство юмора- оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенным. Конкретность. Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека) не интерпретируя ска-эанное, а проясняя его. Самосознание и рефлексия. Самосознание — «переживание единства и специфичности Я как существа» наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия — «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». Именно благодаря соединению данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств.



3. Понятие конфиденциальности. Позиции психолога в процессе психолог-кой помощи. Конфиденциальность нельзя возводить в абсолютный принцип, поскольку данное понятие относительно и имеет ряд исключений. Исключение составляют конкретные ситуации, о которых специалист предупреждает заранее. К таким ситуациям относятся: 1) клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью; 2) клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других Людей; 3) информация о противоправных действиях клиента в прошлом. Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, весь полученный материал в научной и исследовательской деятельности. Выделяют три позиции, которые может занимать специалист в процессе психологической сессии:1) позиция «сверху» — авторитарная;2) позиция «снизу» — либеральная;3) позиция «на равных» — демократическая или партнерская. Психолог должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от специфики ситуации (особенности клиента; стадии сессии; техники, которую он применят).




4. Позиции психолога в процессе психологической помощи. Способы решения психологических проблем. Выделяют три позиции, которые может занимать специалист в процессе психологической сессии:1) позиция «сверху» — авторитарная;2) позиция «снизу» — либеральная;3) позиция «на равных» — демократическая или партнерская. Психолог должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от специфики ситуации (особенности клиента; стадии сессии; применяемой техники).

^ Существует три основных способа решения проблемы клиента:

1) изменить отношение к цели;2) изменить цель (в процессе сессии клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином);

3) дать клиенту то, что он хочет (найти способ достижения цели). В некоторых ситуациях первый способ — изменение отношения к цели — может стать переходным моментом ко второму — изменение цели.



5. Эффективность психологической сессии. Условия эффективности психологической сессии. Психолог-кая сессия имеет свое логическое завершение, которое заключается в достижении результата. Эффективность психологической помощи — его конечный итог — определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях. Результат может быть успешным, неуспешным и средним и проявл-ся через опред-ный временной промежуток. Однако уже в конце сессии специалист может наблюдать положит-ные изменения в эмоциональном состоянии клиента. Оценка результативности психолог-кой помощи опред-тся не только наличием объективных показателей (тесты), и субъективной оценкой, которая зависит от того, кто оценивает эффективность: сам специалист, клиент или вовлеченные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник). К признакам результативности, по Р.С.Немову можно отнести:1) субъективное совместное чувство удовлетворения после сессии как у психолога, так и у клиента;2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);3) наличием положит-ных изменений, которые и были целью психологической помощи;4)влияние на один аспект изменило другой (положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения). На успешность процесса влияют субъективные и объективные факторы. Субъективные факторы:

кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные лица);

позиция оценивающего (понимание сути проблемы, ее скрытых механизмов; желание решить данную проблему или признание возможности ее решения);

наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;

присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;

ощущение клиентом безопасности во время сессии. Объективные факторы:

профессионализм специалиста (образование, опыт, адекватность психологического диагноза методам психологического воздействия);

следование специалистом правилам ведения психологической сессии.



6. Правила ведения психологической сессии. Правила ведения психологической сессии: 1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации. Только обладая полной информацией о проблеме, специалист может поставить правильный психологический диагноз, выявить источник проблемы, подобрать адекватные меры психологического воздействия.2. Перед тем как исследовать способы решения проблемы, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни. 3. Специалист должен помнить: никогда в процессе психологической помощи перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Он должен только помочь человеку познать себя и мощь своего духа: 4. Психолог должен встретиться с клиентом в его, а не в своем мире. Цель психолога заключается не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное. Постигнув мир клиента, специалист найдет и разумные способы помощи ему. Если этого не произойдет, то специалист будет решать не проблемы клиента, а свои.5. Предложение клиенту истолкования его исповеди специалистом должно происходить в предположительной, а не безапелляпионно-утвердительной форме. 6.Возражения клиента на высказывания специалиста о сути его проблемы, способы ее решения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если специалист прав, а также попыткой проверки клиентом своих сомнений. 7. Разделение личных и профессиональных отношений.



7. Взаимосвязь понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психопрофилактика». Специфика, цели и уровни психопрофилактики. Психологич-кая культура включает в себя заботу о своем психич-ком здоровье, умение выходить из психологических кризисов самостоятельно и помогать справляться близким людям. Основа психол.культуры: самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей;умение управлять своим поведением и эмоциями в процессе общения. Психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию деят-ти и поведения. Условием психич-кого здоровья явл-ются благополучии, ощущаемое чел-ком на всех уровнях (физическом,духовном,психич-ком,соц-ном).Противоположным явл-ся психич.болезнь, между ними пограничное состояние. Критерии психич-кого здоровья:1)саморегуляция поведения в соотв.с выбранными целями;2)адекватность поведения силе внешних раздражителей;3)соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту;4)соц-ная адаптивность(умение подстраиваться к ситуациям);5)наличие здоровой рефлексии-здоровая самооценка.

^ Уровни психич. здоровья:1)креативный-стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действ-ти,осознанность и целенапрвленность; 2)адаптивный-адаптированность к соц-ному с индивид.чувством тревожности;3)дезадаптивный-внутренние проблемы не решаются,нарушенный баланс между внутр-ним и внешним миром пытаются восстановить при помощи ассимилятивного стиля поведения(в ущерб своим интересам).

^ Психологическое здоровье-динамичная совокупность психических св-в индивида.обеспеч-щих гармонию между потребностями индивида и общества,явл-щихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.

Психопрофилактика-область мед-кой психологии,осн-ная задача которой закл-ся в предоставлении специализированной помощи практически здоровым людям.для предотвращения нервно-психич. и психо-соматических и обеспечения острых психотравматических реакций.

^ Уровни психопрофилактики:1)первичный-цель: предупреждение, методы -информирование населения (статьи, брошюры); 2)Вторичный-цель:профилактика неблагополучной динамики уже имеющихся расстройств;методы-массовое обслед-ние населения для выявл-ниягрупп и работа с ними;3)Третичный-цель:предупреждение рецидивов;методы-психол-кая поддержка,тел-ны доверия,консультативные центры.



^ 8. Факторы риска нарушения психического здоровья. Существуют факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие индивида, всю совокупность которых можно разделить на две большие группы:1) объективные (не зависящие от воли индивида факторы среды);2) субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Объективные Субъективные

-соц-но-эконом.сит-ция в стране - темперамент

(войны и др.) -личностные хар-ки субъекта, из

-стрессовые факторы,обус-ные которых складывается специфика

проф-ной деят-тью(МЧС,военные, его взаимоотношений с окружающ.

ненормиров.рабочий день) средой и способы реагирования на

-профессии,связ-ные с выполнением проявления данной среды,

проф.риска как в общих, так и частных

-специфика взаимоотношений в применимых к данному субъекту,

родительской среде , случаях.

Виды нарушений внутрисемейных взаимоотношений: 1)дисфункциональное отношение матери к ребенку (дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение); 2)Отсутствие одного из родителей(нету образа поведения); 3)Конфликтное отношение между родителями (открытые и скрытые ссоры, темперамент), вызывают внутренний конфликт у ребенка, который может привести к нарушениям половой идентификации или обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей – привести к изменениям в поведении: боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию; 4) взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями. 1)встреча в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем; 2) в дет.саду у ребенка может появиться внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа.впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении.


^ 9. Личностные характеристики психической устойчивости. Психолого-педагогические условия становления психически здоровой личности. Cв-ва психически-устойчивой личности: оптимизм, контроль, самооценка, неустойчивое равновесие.

Психолого-педагогические условия становления психически здоровой личности



Психолого-педагогическис условия

Характеристика и обоснование значимости

1.

Наличие положительного эмоционального фона

Развитие ребенка в среде исполненной радости, формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым.

2.

Личность значимого взрослого

Биофильная ориентация (Э.Фромм) у взрослых, окружающих ребенка, способствует формированию и у него ориентации на жизнь. «Лучшее, что могут сделать родители для своих детей — быть счастливыми» (пословица).

3.

Предъявление требований к воспитаннику с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Несоответствующие возрастным и индивидуальным особенностям требования значимых взрослых «погружают» ребенка в ситуацию неуспеха, которая при длительном сохранении приводит к деформации личности.

4.

Равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением

Ситуации «напряжения» побуждают к преодолению, действию, формируя активную жизненную позицию, веру в собственные силы, накоплению успешных стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации «расслабления» создают возможности для отдыха, анализа достижений, постановки новых целей.

5.

Строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний

Прогнозируемость ситуации — отсутствие почвы для возникновения неврозов. Кроме того, соблюдение воспитателями системы наказаний формирует у воспитанника адаптивные формы поведения, а поощрений — мотивацию достижения.


^ 10. Специфика, цели, значение психологической коррекции. Психокоррекция- это с-ма мероприятий, направл-нных на исправление недостатков в психологии поведения чел-ка с помощью спец. ср-в психологич-кого воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые кач-ва, которые формир-ются рано и в дальнейшем практически не изменяются. Задачи психокоррекции связаны с понятием норма, что определяет осн.цель психокоррекции как «возврат или подтягивание» клиента, исходя из его возрастных индивид-ных особенностей. Норма- это явление группового сознания в виде представлений и наиболее частых суждений членов группы. Нормы: правовые (док-но зафиксированные), нравственные (на языковом и слуховом уровне), этические. Отклонение от нормы – девиантное поведение.

1)Клиент сам обращается; 2)Кто-то из родственников обратился.

^ Методы психокоррекции зав-т от пристрастий психолога (от психологич. школ-Фрейд, Маслоу). По кол-ву участников психокоррекция бывает: индивидуальная, семейная, групповая.




^ 11. Этапы психокоррекцонной работы. Понятия «психологический анамнез», «психологический диагноз».

Этапы психокоррекционной работы:1)сбор психологич-кого анамнеза, который осущ-ся с помощью беседы; 2)установ-ние психологического диагноза и психологич-го прогноза с учетом возрастных и социо-культурных особен-стей; 3)планирование психокоррекционных мероприятий; 4)установ-ние вероятностного или условно-вероятностного прогноза; 5)осущ-ние психокоррекционных мероприятий;6)оценка результ-ти психокоррекционных мероприятий; 7)психопрофилактика рецидива психокоррекционной работы.

^ Психологический анамнез. для получения всесторонней инф-ции психологического анамнеза необходимо след-щее: 1)развитие ведущей деят-ти в соответствии с нормами; 2)специфика соц-ной ит-ции; 3)наличие объективных психотравмирующих обытий(смены сада,школы, работы) и их интерпретация клиентам; 4)наличие соматических в т.ч. хронических заболеваний. При анализе получ. анамнеза необходимо уделять внимание: 1)установление присутствия стрессовых факторов в процессе развития; 2)индивид-ная реакция на данные факторы; 3)частота соматических заболеваний, а также хронических забол-ний; 4)отношения внутри семьи; 5)Тип воспитания в семье по отношению к клиенту; 6)Отношение к значимым близким и родителям. Психологический диагноз- это конечный рез-т деят-ти психолога,напр-ный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологич-ких особен-стей личности с целью оценки актуальности прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций.

1)симптоматический:констатация симптомов;

2)этиологический:определение симптомов и причин их возникновения.

3)Типологический:определение места и значения симптомов в развитии личности.



^ 12. Психологический анамнез, методы сбора психологического анамнеза. Для получения всесторонней информации при сборе психол-кого анамнеза установить для каждого возрастного периода:1) развитие ведущей познавательной деят-ти в соотнесении с нормой и индивидуальными особенностями;2) специфику социальной ситуации;3) наличие объективных психотравмирующих событий (смена места жительства; изменения в составе семьи) и их интерпретацию клиентом;4) наличие соматических (в т. ч. хронических) заболеваний. При анализе анамнеза уделять внимание:1) установлению присутствия стрессовых факторов в процессе развития и формирования личности;2) индивидуальным реакциям на данные стресс-факторы;3) частоте соматических заболеваний;4) наличию хронических заболеваний;5) отношениям внутри семьи;6) типу воспитания в семье по отношению к клиенту;7) взаимоотношениям клиента со значимыми близкими;8) уровню развития на каждом возрастном этапе и данного уровня понятию «норма». Психол. анамнез собирается в процессе беседы, интервью, наблюдения, при помощи методов психодиагностики. Беседа, целенаправленно организованная, является основным методом ведения и оказания Психол.помощи. В ходе беседы выявляют интересующие связи на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения «клиент-специалист». Интервью—способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. 2 вида интервью: свободное и стандартизированное. Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы, сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. Достоинство: большой диапазон непосредственных поведенческих реакций клиента, которые может наблюдать специалист, что способствует полному получению информации о личности клиента и сути его проблемы. Недостатки: большой временной отрезок. Стандартизированное интервью — близко по форме к анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Полученные данные уточняются и используются для выдвижения новых гипотез. Дост-во: информативность, экономия времени, количественная выраженность результата. Недост: вероятность потери эмоционального контакта с клиентом, снижение непосредственных поведенческих реакции вследствие активизации механизмов защиты. Наблюдение—эмпирический метод психол-го исследования, заключ-ся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет собрать информацию о клиенте, выявить значимые события, отследить изменение его состояния на разных этапах процесса.Недост:субъективизм специалиста, выражающийся в фиксации внимания на факте, значимом с позиции психолога, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не прояснении, а также контрпереносе. Психодиагностика—измерение индивидуально-психологических свойств личности на основе специальных методов. Методы диагностики: тестирование и опрос.



^ 13. Психолог-ский диагноз и психолог-ский прогноз.Уровни психолог-кого диагноза.Психологический диагноз—конечный рез-т деят-сти психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза— установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии». Важной составляющей психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий. Постановка психологического диагноза возможна на трех уровнях. Уровни психологического диагноза




Названия уровней

Глубина психологической диагностики

Недостатки

1

Симптоматический, или эмпирический (не является, как отмечал Выготский, собственно научным, поскольку установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу)

Констатация

симптомов

Невозможность определения причин возникновения и вероятных последствий

2

Этиологический

Определение симптомов и причин их возникновения

Отсутствие целостной картины в структуре личности

3

Типологический

Определение места и значения симптомов в целостной, динамической структуре личности, а именно: предпосылки возникновения симптомов и возможные последствия в случае их дальнейшего сохранения





Диагноз связан с прогнозом. По Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но, прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.


^ 14. Алгоритм составления психокоррекционных программ. 1)На основе данных психо-го анамнеза уст-ть психол-кий диагноз.

2)Из психол.диагноза определить прогноз.

3)Определить цели и задачи психокоррекции.

4)Выбрать методологическое направление в рамках которого будет строиться психокоррекционная работа.

5)Опред-ть формы психокоррекц-ной работы.

6)Опред-ть частоту и длительность встреч.

7)Разделить процесс психокоррекции на этапы и на каждом этапе проводить срезы.

8)Оценка результативности психокоррекц-ных мероприятий.

9)Планирование психопрофилактических мер с учетом инвид-ных особенностей.

Психопрофилактические меры рецидива выбираются в зависимости от специфики проблемы клиента, его индивидуальных особенностей, социальной ситуации, количества вовлеченных лиц в данную проблему и степени их близости с клиентом. Наиболее уместны: контрольные визиты к специалисту, переписка со специалистом, домашние задания (ведение дневников, посещение спортивных секций или иные виды неформальной социально одобряемой деятельности), библиотекотерапия.


^ 15. Специфика индивидуальной работы с клиентами в психокоррекционной практике. Цели и задачи психологической коррекции.Индивидуальная психокоррекция -обоснованное воздействие психолога на дискретные хар-ки внутреннего мира чел-ка. Осн.цель психокоррекции-активизация ресурсов и приведение личности в состояние соответствующее норме, которое определяется исходя из возрастных и культурных особенностей клиента и субъективной реальности. Основной инструмент психокоррекционного воздействия – психолог. Объект-клиент. Запросы:1)Изменение сит-ции;2)Изменение себя для изменения какой-то ситуации;3)Выход из сут-ции;4)Нахождение новых способов жизни в данной сит-ции. Психокоррекция воздействует на 3 сферы:когнитивную, эмоциональную, поведенческую.При работе в каждой из сфер имеются свои задачи. Условия проведения индивидуальной психокоррекции: добровольное согласие клиента, доверие клиента к специалисту, активность клиента в процессе реализации психокоррекционных задач. Показания индивд-ной психокоррекции: желание клиента; проблемы личного хар-ра; отказ клиента; высокий уровень заторможенности; острое состояние горя. Противопоказания индивидуальной психокоррекции: возбудимость; недостаточный уровень интеллектуального развития; низкие моральные нормы. Эффективность индивид-ной психокоррекции обуславливается: личностными кач-вами психолога,сложившимися отношениями между психологом и клиентом; адекватность выбранной позиции спихолога по отношению к клиенту; способами конструирования сообщений специалиста; апелляция. Осн.стадии психокоррекции: заключение контракта; исследование проблем клиента; поиск способов решения проблемы; формирование психокоррекционной программы; реализация программы; оценка эффективности программы.




^ 16.Эффективность и результаты индивидуальной психологической коррекции. Методы воздействия в рамках индивидуальной психологической коррекции. Психол. коррекция - деятельность специалиста, направленная на «исправление» особенностей психического развития клиента, не соответствующих норме. По Г.С.Абрамовой индивидуальная психологическая коррекция—обоснованное воздействие психолога на дискретные хар-ки внутреннего мира человека. Основная цель психокоррекции — активизация ресурсов и привидение личности в состояние нормы, кот. определяется исходя из возрастных и культуральных особенностей клиента, и его субъективной реальности. Основным инструментом психокоррекционного воздействия выступает психолог, а коррекционный процесс протекает в паре психолог—клиент. Все запросы клиентов могут быть сведены к 4 основным стратегиям их отношения к сложившейся ситуации:1) изменение сит-ции;2)изменение себя для изменения сит-ции;3)выход из сит-ции;4)нахождение новых способов жизни в данной сит-ции. Индивидуальная психокоррекция может проводиться при соблюдении ряда условий: добровольное согласие клиента на получение психол. помощи; доверие клиента специалисту; активность клиента в процессе исследования проблемы, формирования и реализации коррекционной программы. Эффективность индивидуальной психокоррекции определяется: 1)личностными качествами психолога (соц. статус,обаяние,интеллектуальное развитие,воля, характер);2) сложившимися отношениями между психологом и клиентом (доверие, авторитарность специалиста, зависимость клиента от специалиста);3) адекватностью выбранной позиции психологом по отношению к клиенту;4) способами конструирования сообщений специалистом (уровень аргументированности, логика, апелляция к чувствам). Возможные результаты коррекционной работы: усиление внимания клиента к собственным потребностям, переживаниям, мыслям; повышение самооценки и чувства значимости; «разрешение себе быть» (приобретение или развитие самопонимания, самопринятия); развитие стремления к самосовершенствованию; изменение отношения к себе и миру; повышение адаптивного уровня. При индивидуальной психокоррекции выбор техник осуществляется в зависимости от предпочтений специалиста, специфики личности клиента и его проблемы. Осн. методы вербального воздействия в индивидуальной психокоррекции: Убеждение — метод воздействия на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению. Основа метода - отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно цели воздействия. Убеждение явл-ся составной частью любого вида психол. помощи. Переубеждение—процесс изменения, трансформации ранее сформулированного убеждения, предполагает целенаправленное, последовательное формирование убеждений, изменяющих представление клиента о сути проблемы и способах ее 

разрешения. Внушение — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу клиента. Основным средством внушения является речь консультанта. Невербальные факторы (жесты, мимика, действия)являются дополняющими. Внушение применяется при различных состояниях клиента: бодрствующем, состоянии естественного сна, при гипнотическом сне. В психокоррекционной практике внушение присутствует в каждой встречи специалиста с клиентом.


^ 17. Стадии индивидуальной психологической коррекции. Основные стадии индивидуальной психокоррекции:1) заключение контракта;2) исследование проблемы клиента;3) поиск способов решения проблемы;4) формирование психокоррекционной программы;5) реализация программы;6) оценка эффективности.1. Заключение контракта-включает в себя предоставление клиенту специалистом информации: о целях коррекции; уровне своей квалификации; оплате; приблизительной продолжительности психокоррекции; целесообразности психокоррекции в данном конкретном случае; о существующем риске временного ухудшения в процессе психокоррекции; об условиях соблюдения конфиденциальности.2. Исследование проблемы клиента происходит в результате применения специалистом следующих методов: беседа, интервью, наблюдение, психологические тесты. На всем протяжении сессии специалист должен осуществлять по отношению к клиенту психологическую поддержку, которая является важным элементом всего процесса психологической помощи и заключается в выражении специалистом эмпатии клиенту на вербальном и невербальном уровнях.3.При осуществлении поиска способов решения проблемы необходимо выделить цепочку событий (структуру), которые привели к возникновению данной проблемы:1) чувства, переживания;2) цели, потребности;3) поступки;4) реакции других.4. В процессе формирования психокоррекционной программы необходимо прояснить для клиента как степень его ответственности при формировании, так и при осуществлении психокоррекционной программы, а также определить ресурсы клиента. Определение ресурсов клиента возможно при помощи таких методов как диалог и слушание.В основе воздействия на клиента лежат теоретические представления о норме осуществляемых действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов и целеполагания в том или ином конкретно-возрастном периоде. А коррекционная программа составляется на основе сопоставления диагностической информации с теоретическими данными о закономерностях индивидуального и возрастного развития и осуществляется с ориентацией на резервы клиента.5. Реализация программы происходит в соответствии с заключенным контрактом. На данной стадии уточняется план реализации решений и осуществляется последовательное его выполнение. В случае необходимости вносятся изменения и дополнения.6. Оценка эффективности осуществляется на основе сопоставления реально достигнутых целей с теми, которые намечены в программе.


18.^ Групповые формы психокоррекции: понятие групповой динамики. Принципы и правила работы в группе. Группа - ограниченная размером общность людей выделяемая из соц-ного целого по опред. признакам: по характеру деят-ти, соц-ной и классовой принадлежности, структуре, композиции и уровню развития (формальные, неформальные; малые. большие). Психокоррекционная группа- искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения,самораскрытия. Групповая динамика -совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы – образование, функционирование, развитие, стагнация(объединение), регресс, распад. Принципы работы в группе: принцип ответственности; принцип близости(доверие,сочуствие); принцип поддержки. Правила работы в группе: -каждый участник принадлежит к группе;

- каждый имеет право думать и чувствовать, что хочет;

- конфеденциальность;

- здесь и сейчас;

- говорить от 1-го лица;

- нельзя обобщать;

- каждый в любое время может сказать нет.




^ 19.Психокоррекция семейных отношений.Психокоррекция супружеских отношений. Психокоррекция семейных отношений-особая форма психол-го воздействия, ориентированная на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление семейных конфликтов, построение функциональных отношений, в основе которых лежит правильно организованная иерархическая система. Различают психокоррекцию супружеских отношений и семейную психокоррекцию. Супружеская психокоррекция может проводиться и как самостоятельный вид психологической помощи и как один из этапов психокоррекции семейной.Наиболее частыми причинами проблем в супружеских отношениях являются:1)различное представление супругов о распределении ролей в данном виде отношений;2)различное представление супругов о способе выражения чувств;3)неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере;4) неоправданные ожидания на бытовом уровне (материальное благосостояние, социальный статус, жилищные условия).Главное, что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе коррекции, — это:

1) «увидеть» себя;2) принять себя;3) «увидеть» друг друга;4) принять друг друга;5) научиться разговаривать друг с другом, выражая свои мысли и чувства партнеру понятным для него образом.


^ 20.Семейная психокоррекция: основные понятия, жизненный цикл семьи. В семейной психокоррекции объектом психол-го воздействия выступает семья, как единое целое, включающее в себя не только супругов и их родственников, но всех значимых близких. Семейное консультирование –разновидность семейной психотерапии. Отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни и акценте на анализе ситуации, способов родительского взаимодействия, поиске личностных ресурсов и способов решения проблемы. Основные понятия семейной психокоррекции: «семья», «семейный миф», «семейный гомеостаз», «выделенный пациент», «иерархия», «жизненный цикл семьи». Семья — меняющаяся группа людей, включающая в себя родителей, детей, родственников, значимых близких; имеющая иерархическую систему, определенный цикл развития, стереотипные паттерны поведения. Значимые близкие — люди, не имеющие кровного родства с представителями семьи, но в силу своих эмоциональных отношений со всеми или отдельными членами данной семьи, влияющие на развитие и характер взаимоотношений внутри семьи. Семейный миф — «определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях». Джексон ввел термин семейный гомеостаз. Согласно концепции семья действует так, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие. Члены семьи способствуют сохранению равновесия скрытыми и неосознаваемыми для себя способами. Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье. Когда гомеостаз оказывается под угрозой вследствие стремления к изменению существующего положения вещей страдающим членом данного гомеостаза, остальные его участники прилагают усилия к его сохранению. Выделенный пациент — «это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании». Симптоматическое поведение выделенного пациента служит сообщением об искажении собственного развития в целях облегчения существующих трудностей во взаимоотношениях родителей. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза, а гомеостаз родительской семьи каждого из супругов влияет на их супружеские взаимоотношения. брачные отношения — это соединение двух семей в ситуации явного и скрытого взаимовлияния, в результате которого формируется, функционирует и развивается сложная сеть подсистем. При анализе ситуации необходимо учитывать жизненный цикл семьи —этапы развития семейных отношений от начала до стабилизации или распада. Этапы развития семейных отношений: период ухаживания; вступление в брак; рождение и воспитание детей; выход детей из семьи (обретение ими самостоятельности и/или создание собственной семьи);выход обоих супругов на пенсию.



^ 21.Отличие психологического консультирования от других видов психол.помощи. Психологическое консультирование — область практической психологии, цель которой заключается в оказании специалистом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения. Можно выделить основные особен-сти этого процесса: психологическое консультирование явл-тся одним из видов психологической помощи; данная помощь носит практический процессуальный характер; оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию; для ее реализации необходимо наличие клиента; присутствие в жизни клиента какой-то проблемы; желание клиента решить данную проблему; целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения; при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы; консультация проводится в конфиденциальной обстановке. Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за результат несет психолог, то при консультирований основная психокоррекционная работа проводится клиентом самостоятельно. Ответственность за конечный результат лежит на клиенте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы. Специфика психологического консультирования определяется рядом параметров: 1) кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна — три); 2) эпизодичность данных контактов; 3) практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом-консультантом; 4) активность клиента в процессе консультирования;5) самостоятельность действий клиента по решению своей проблемы после консультации в соответствии' с рекомендациями специалиста. В некоторых случаях психологическое консультирование может продолжаться более чем три встречи, однако, это следует рассматривать как исключение.



^ 22. Виды психологического консультирования.Ситуации обращения клиентов за психологической помощью.В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования: индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений);супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода); семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми); профконсулътирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности); оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнерами).Выделение видов консультирования возможно также на основе количества присутствующих клиентов: индивидуальное; групповое виды консультирования. В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования: консультирование по телефону; переписка. Любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета.На основе видов проблем возможно выделить ситуации, в которых люди обращаются за помощью к психологу-консультанту. Наиболее частые ситуации обращения клиентов за психологическое помощью:1) Кризисная ситуация-клиенты не знают, как поступить в данной ситуации,знают, как решить проблему, но ищут поддержки;2) Хронический» тяжелый период-клиенты не знают, как поступить в данной ситуации,знают, как решить проблему, но ищут поддержки,исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения проблемы;3) Состояние эмоционального срыва («последняя капля»)-клиенты не знают, как поступить в данной ситуации;4) Психологическое одиночество -у клиентов- стремление к общению, любопытство, желание «бросить вызов» Независимо от того, какие истинные цели преследует клиент и каким образом он себя ведет, исходя из профессиональной этики консультант обязан оказывать помощь всем нуждающимся.



^ 23.Задачи психолога в процессе психологического консультирования. Факторы, снижающие результативность консультационного процесса. В процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:1) изучить личность клиента;2)выявить суть проблемы;3)определить наличие ресурсов у клиента для решения проблемы;4)сформулировать цель (как клиент поймет, что проблема решена);5)создать совместно с клиентом алгоритм достижения цели;6)добиться осознания клиентам причин возникновения данной проблемы;7)обучить клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;8) предоставить информацию клиенту, в случае необходимости, о его личностных особенностях и сути проблемы. Факторы, снижающие результативность консультативного процесса. В основе психологического консультирования лежит добровольное общение двух свободных личностей — консультанта и клиента. Наиболее существенными факторами, влияющим на низкую результативность консультирования, будут являться: личностный, временной, пространственный, экономический. I. Личностный фактор. Когда люди «не совпадают», когда мелодии их душ не звучат в унисон, им не только можно, но и должно обходиться друг без друга. II. Фактор времени. Клиент в силу объективных причин может не располагать достаточным временем для решения проблемы (несовпадение свободного времени клиента с режимом работы центра, ненормированный рабочий день клиента, состояние его здоровья). III. Пространственный фактор (удаленное место проживания клиента от консультации, смена места жительства). IV. Экономический фактор. В том случае, если консультация, в которую обратился клиент, частная, а его финансовое положение оставляет желать лучшего, то отсутствие свободных денежных средств может стать реальным препятствием для решения существующих психологических проблем.


^ 24.Психодинамическое направление. Основные положения. Примеры приемов воздействия. Выд. три основных теоретических направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое. 1. Психодинамическое направление. К этому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (Фрейд), индивидуальную псих-ю Адлера, аналитическую псих-ю Юнга, активную аналитическую терапию Штекеля, характерологический анализ Хорни, гуманистический психоанализ (Фромм) и др. В основе данного направления — работы 3. Фрейда. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Суть психодинамического направления — рассмотрение личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее. Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным,он обусловлен бессознательными психическими процессами. В нем подчеркивается важность для разрешения проблемы клиента осознания им интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Основные положения:главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление; развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами. Конечная цель в осознании бессознательного. Примеры приемов воздействия на личность клиента: Метод свободных ассоциаций. Показание: наличие у клиента неосознаваемой им проблемы. Цель:осознание проблемы. Алгоритм:1)клиент в свободном порядке высказывает возникающие у него мысли по поводу его переживаний;2) анализ последовательности и содержания высказываний;3) анализ блоков;4) осознание неосознанной проблемы. Анализ сновидений (Фрейд). Показание: прояснение скрытых от сознания переживаний. Цель: интерпретация подавленных переживаний в приемлемой для сознания форме. Алгоритм:1) рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;2)инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;3) раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;4)осознание клиентом событий, спровоцировавших сновидение и раскрытие их подлинного значения. Анализ сновидений (по Адлеру).Показание:поиск ошибки в картине мира клиента.Цель:коррекция картины миры клиента.Алгоритм:1) рассказ клиентом важного с его точки зрения сновидения;2) выделение символики сна, значимой с позиции клиента;3) выяснение значения данной символики для сновидца;4) соотнесение смысла символов с жизнью клиента;5) осознание «ошибки» и ее коррекция.



^ 25.Когнитивно-поведенческое направление. Основные положения. Примеры приемов воздействия.Исторически данное направление восходит к работам Д. Уотсона, Б. Скиннера. Проблемы клиентов рассматриваются как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Вывод, что при помощи целенаправленного воздействия возможно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную (Мейхенбаум, Бандура, Эллис).Основные положения: большинство поведенческих проблем — следствие проблем в обучении и воспитании; поведенческие реакции — реакция организма на воздействие среды и являются результатом взаимодействия «организм—среда»; моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.Объектом воздействия является поведение. Причина проблемы видится в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. Основной метод воздействия - формирование навыков, а основная задача специалиста заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведения. При этом акцент делается не на рефлексии клиента по поводу действий, а на самих конкретных действиях. Далее— выявление стимула, запускающего нежелательную поведенческую реакцию; конкретизация цели; выработка конкретного поведенческого алгоритма в будущем. Важно, чтобы цель определялась позитивно, через «я хочу», а не «я хотел бы». В процессе консультации затрагиваются три уровня клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В рамках направления применяются: самоконтроль (обучение релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектом тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений; моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение);самонаблюдение (ведение дневников); составление контрактов (клиент-специалист; клиент — значимые близкие; клиент с самим собой); домашние задания (предписания). Примеры приемов воздействия: «Правило жизни»: Показание: наличие у клиента заложенных родителями программ, которые в настоящий момент его самореализации. Цель: выработка новой адаптивной программы поведения.Алгоритм:1) прояснение, под руководством специалиста, родительских посланий клиенту;2) осознание и вербализация данных посланий;3) их запись;4) прояснение чувств клиента к ним;5) выявление поведения, вызывающего негативную реакцию;6) переформулирование родительских посланий, вызывающих негативные реакции, на положительные.



26.Гуманистическое направление.Основные положения.Примеры приемов воздействия.Основа данного направления — философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссерль, П. Рикер). Главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Спецификой круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром — решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствие ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуальность рассматривается как интегративное целое. Человек воспринимается как изначально доброе или, в крайнем случае, нейтральное существо, предназначение которого быть свободным. В психологии направление представлено такими именами как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл. Основные принципы гуманистического направления: встреча специалиста и клиента есть встреча двух равных людей; разрешение проблемы у клиента наступает «само по себе» в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств; клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения и жизни. Примеры приемов воздействия на личность клиента в экзистенциально-гуманистическом направлении. Метод парадоксальной интенции (В. Франкл). Показание: стремление к избеганию конкретных ситуаций, действий, состояний. Цель: снятие или нивелирование данного чувства. Алгоритм1) выявление нежелательного для клиента действия или состояния;2) побуждение специалистом клиента к проявлению или совершению данного поступка;3) совершение данного действия клиентом в гипербали-зированных размерах;4) обретение клиентом уверенности в своих силах, веры в себя. Персональное осмысление жизни (В. Франкл). Показание: потеря смысла жизни. Цель: обретение смысла жизни. Алгоритм:1) выяснение в результате какого конкретного события произошла потеря смысла жизни у клиента;2) прояснение, какие именно жизненные ценности и критерии клиента вследствие этого оказались депривированы;3) поиск эквивалента в жизни клиента;4) осознание и восстановление депривированных ценностей при помощи найденного эквивалента.




^ 27.Творческая активность и девиантное поведение.Соотношение понятий «норма», «креативность». «девиации». Термин «девиантное поведение» представляет собой в буквальном переводе «отклоняющийся от дороги». Психология девиантного поведения— «междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии».Изучение девиантного поведения до недавнего времени происходило только в рамках подросткового периода. В настоящее время в рамках девиантологии рассматриваются все возрастные категории. Предметом изучения девиантологии являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные поведенческие реакции, психические состояния, а также нарушения в развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Как видно из данного определения, девиантное поведение тесно связано с такими понятиями как «норма», «девиация», «патология».Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют. Девиантным считается такое поведение, при котором наблюдается отклонение, хотя бы от одной из данных общественных норм. Патология— болезнь, страдание. Существует мнение, что девиантное поведение — это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. Понятия «норма», «креативность», «девиация» близки по своей сути, поскольку описывают в иных аспектах один феномен — человеческое поведение — на разных уровнях его проявления. Данные уровни различаются оценочной нюансированностью, которая определяется приемлемостью каждого из видов поведения в отдельности с позиции общества, к которому принадлежит индивид, т.е. «норма», «креативность», «девиации» являются социокультурными образованиями, определяющими человеческое поведение, с одной стороны, с позиции адаптированности индивида в общество, с другой, приемлемости данного вида поведения для общества как единой структуры. Нормальным признано поведение человека, при котором он соблюдает всю совокупность социально-культурологических установок, признаваемых большинством на социальном, правовом и моральном уровнях. Идеальная поведенческая норма предполагает на внешнем уровне — соответствие поведения индивида всем принятым видам норм; внутреннем — гармоническое согласие индивида с самим собой в сочетание с творческой реализацией своего потенциала.


^ 28.Специфика оценки и основные причины девиантного поведения. Существуют следующие виды подходов к оценке поведенческой нормы: социальный; психологический; психиатрический; этнокультуральный; возрастной; тендерный; профессиональный.Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности-безопасности, акцент делается на внешних способах адаптации. В этнокультуральном — понятие «норма» рассматривается сквозь призму традиций общества, в котором находится индивид. При возрастном — анализируется соответствие поведения представлениям о норме в какой-либо возрастной группе. В основе гендерного подхода лежат традиции поло-ролевого поведения в данной культуре. В основе профессионального — идея о существовании в рамках каждой профессии определенного стиля поведения. При определении поведенческого акта такого как девиантного необходимо учитывать как личностные, национальные, профессиональные, возрастные особенности данного индивида, так и специфику социальной ситуации, в контексте которой происходило данное явление. Также как и позиции, в оценке девиаций разнообразны и подходы, объясняющие причины их возникновения. Относительно причин возникновения девиантного поведения существует три вида теорий. В основе каждой из них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиаций.К первому относят теории физических типов (Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер). Их общая предпосылка: люди, имеющие определенный тип физической конституции, имеют склонность к антисоциальным поступкам.Второй вид: психоаналитические теории. В их основе — работы 3. Фрейда. Основная идея — возникновение девиаций является результатом нарушения защитного механизма между бессознательным и сознанием. Нарушение защиты обусловлено внутриличностными конфликтами, происходящими в сознании индивида между Я и бессознательным или между сверх-Я и бессознательным.Третий: социологические (или культурологические) теории. Проблемы в адаптации возникают из-за нарушения в процессе социализации индивида. Если социализация прошла успешно, то нормы общества становятся нормами индивида.



^ 29.Структура девиации.Структура девиации — специфика сочетания параметров отклоняющегося от нормы и гармонии поведения человека. К основным параметрам анализа структуры девиантного поведения, относят: протяженность во времени, уровень мотивации, сформированность цели, моно-полифеноменологичность, количество участников, ситуативность, степень осознанности, наличие философского обоснования.1. Протяженность девиантного поведения во времени: краткосрочное или пролонгированное. Краткосрочные девиации совершаются под влиянием «извне» (друг, знакомый), пролонгированные — являются симптомами деформаций личности разного уровня.2.Уровень мотивации при совершении девиантного поступка определяется по степени его спланированности. Спонтанные, совершенные «под влиянием минуты» имеют низкий уровень мотивации и достаточно легко поддаются коррекции.3.Под сформированностью цели понимается: стремился ли девиант к конкретному результату или его привлекал сам процесс. Например, участвуя в групповой краже, подросток хотел получить материальную выгоду или его привлекали риск, чувство опасности.4.Монофеноменологичностъ-одна девиация. Полифеноменологичность — несколько, поочередно сменяющих друг друга, например, алкоголизм сменяется нарушением пищевого поведения.5. Количество участников: индивидуальные — совершаются в одиночестве, субъект действует независимо от других людей (аутизм, нарциссизм, аутоагрессия, нарушения пищевого поведения); групповые — совершаются под влиянием группы (реакции группирования со сверстниками, проявления фанатизма, паранойя здоровья).6.Ситуативность: девиантное поведение совершается при совпадении ряда условий. Например: чтобы клиент X, алкоголик, «ушел в запой», «сорвался», необходимо стечение ряда обстоятельств, совокупность которых является механизмом, запускающим процесс: проблемы на работе, «плохое» настроение супруги, «друг зашел на огонек».7. Степень осознанности — осознание/не осознание самим девиантом своего поведения как отклоняющегося. При наличии осознанности может присутствовать и желание измениться.8. У девиантов может существовать «философская концепция», при помощи которой он оправдывает свое поведение, например, суицид «во имя» (чести, любви, светлого будущего).



^ 30.Виды поведенческих девиаций.

Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях уголовно наказуемое. Асоциальное поведение — уклонение от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях. Аутодеструктивное поведение — поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни (суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей).При анализе девиаций необходимо помнить о существовании тесной связи отклонений в психическом и личностном развитии. Причем данная взаимосвязь определяется теоретической позицией, с которой рассматривается девиантное поведение. Например, биологическая — поведение человека по своей структуре совпадает со структурой поведения животных; генетическая — различия между полами как проявления различий в наборе хромосом; психоаналитическая — девиации есть результат внутрилич-ностного конфликта между Я, Оно, сверх-Я; в рамках стратегической семейной психотерапии — девиации одного из членов семьи есть результат нарушения в структуре семейных взаимоотношений.


^ 31.Социокультурные виды девиаций. социокультурные параметры: этнос, возраст, пол, профессия. Этнокулътуралъные девиации. В основе квалификации поведения индивида как адаптивного, независимо от национальности, вероисповедания и места проживания, лежат понятия «психологическая культура» и «психическое здоровье». Этнокультуральные поведенческие девиации подробно рассматриваются в этнопсихологии.

^ Этнос — «исторически сложившаяся этническая общность — племя, народ, нация». Этническая общность — «совокупность, единство, целостность на основе исторически сложившейся этнической общности». Предполагает общность и специфичность культуры и быта и факт сознательного самовыделения себя в качестве самостоятельной общественной группы. Единство особенностей психического склада. Этническая идентичность — осознание и переживание личностью своей принадлежности к какой-либо этнической общности с одновременным принятием ее норм, критериев, ценностей на морально-этическом уровнях.

При анализе девиаций необходимо учитывать совокупность факторов, кот. проявляется в субъекте в виде индивидуально-психологических особенностей на нескольких уровнях:• коммуникативном;• мотивационном (работоспособность, целеустремленность);• волевом (устойчивость и длительность целенаправленных усилий);• интеллектуальном (характер организации, скорость и гибкость мыслительной деятельности);• познавательном (особенности внимания, восприятия, воображения);• эмоциональном (динамика и способ выражения чувств и эмоций).

Девиации возможно разделить на две большие группы: универсальные девиации (депрессия, которая, имея межкультуральные различия в способах проявления, встречается у представителей любой культуры) и культурно-специфические девиации, которые возможно интерпретировать только в рамках конкретной культуры. Деление на универсальное и культурно-специфическое возможно применить практически к любому уровню, на котором человек проявляет себя: эмоции, чувства, деятельность. Девиантное поведение в возрастных группах. девиантным признается индивидуальное поведение, не совпадающее с ожиданиями того общества, к которому принадлежит индивид. В каждом социуме к индивиду предъявляются требования на правовом, моральном и этическом уровнях. Для того чтобы индивид был признан полноценным членом общества, он должен соблюдать эти правила, варьирующиеся в зависимости от возрастной категории. Выделяют возрастные группы: детская, подростковая, взрослая. Причинами девиантного поведения во всех возрастных группах являются социальные и психологические факторы. К психологическим относят процессы формирования личности в процессе индивидуальной эволюции каждого отдельно взятого субъекта. К социальным — специфику среды, с которой взаимодействует субъект в процессе своего развития и становления.



32.Детские виды девиаций.Детский возраст является одним из благодатных периодов для раскрытия и последующего развития талантов, заложенных в человеке.Правила, при соблюдении которых взрослые могут создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка (правила воспитания), исследуются в рамках многих дисциплин: педагогики, психологии, социологии, медицины.Детская возрастная группа делится на подгруппы: от 0 до 3 лет, от 3 до 5, от 5 до начала младшего подросткового возраста. В процессе роста и перехода из одной возрастной подгруппы в другую у ребенка меняется фокус внимания внутри группы взрослых, занимающихся его воспитанием. То есть каждой возрастной группе свойственна своя фигура значимого взрослого, специфика взаимоотношений с которым определяет весь процесс воспитания и развития ребенка, а также и возникновение девиации, и возможные психологические проблемы в подростковом и взрослом периодах.Подгруппа до 3 лет. Основная фигура для ребенка в данном возрасте — фигура матери. Соответственно, именно нарушения в общении с ней и будут являться тем инициирующим фактором, в результате которого могут возникнуть поведенческие девиации.Основными видами девиаций являются различного вида страхи: страх темноты, одиночества, собак, а также ночные кошмары, фантазии, энурез. В возрасте примерно 2-3 лет ребенок «обнаруживает» фигуру отца. Для него Он становится главным человеком, символизирующим внешний мир и связь с данным миром. Отношения с отцом становятся определяющими в дальнейшем развитии ребенка, а именно: как он будет ощущать себя во внешнем мире, социуме, насколько успешно он сможет построить свои взаимоотношения с ним в подростковом и взрослом периодах. К видам дисфункциональных отношений с отцом относятся те же дисфункции, что в паре «мать-ребенок»: дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение. Соответственно к проблемам, провоцирующим дисфункциональное отношение отца к ребенку, могут быть отнесены следующие: психологический инфантилизм отца; проблемы личностного роста; трудное детство; проблемные отношения с собственной матерью; проблемные взаимоотношения с матерью ребенка.Примерно с 5 лет ребенок начинает воспринимать родителей как некое неделимое целое. Понятие «семья» становится определяющим и формирующим. Девиации данного возраста: частные соматические заболевания, фобии, поведенческие проблемы (например, агрессия — аутоагресия), проблемы адаптации, низкая успеваемость.Таким образом, решающая роль в формировании личности и характера ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит именно семейному воспитанию, поскольку именно семья, приобщая ребенка к человеческой культуре, предстает перед ним как некий прообраз большого мира.


33.Девиации подросткового и юношеского возраста.В подростковом возрасте на первый план выходят отношения со сверстниками, но то, какой статус займет подросток в группе, во многом определяется отношениями внутри семьи и стилем воспитания. Молодой человек начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Значимое место занимают:1) эмоциональный тон семейных взаимоотношений; 2)преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Демократический стиль семейного воспитания наиболее предпочтительный, он основан на взаимоуважении и доверии, способствует развитию коммуникативных навыков, адаптации личности в обществе.Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения в подростково-юношеский период: социально-экономическое неблагополучие; снижение ответственности учебных заведений за процесс обучения и отсев несовершеннолетних; влияние средств массовой информации (кино, радио), низкопробная литература, насилие, непрочность межличностных отношений, формирующие утилитарные цели. Еникеева выделяет виды подростковых девиаций:1) реакцию отказа — от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей (когда родители запрещают общаться им с подругой/другом или компанией сверстников);2)реакцию протеста—возникает в ситуациях: конфликтные отношения между родителями, наказание, воспринимаемое как унизительное или несправедливое, повышенные требования дома и в школе;3) реакцию имитации — стремление подражать во всем кому-либо;4) реакция группирования со сверстниками — участие подростка в спонтанно созданной группе или уже существовавшей (асоциальные группы и социально одобряемые);5)делинквентное поведение —проступки, провинности, прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, но не влечет уголовного наказания;6)реакция эмансипации—борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение;7)побеги из дома, совершаются как протест против несправедливости, из желания «наказать» виновного;8)дромомания — склонность к бродяжничеству — рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями, но истинная дромомания встречается редко;9)реакции увлечения — хобби, может принимать форму патологии;10) реакции компенсации и гиперкомпенсации — подросток стремится скрыть, замаскировать свои слабые места;11)реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, —онанизм, включая групповой, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи;12)малолетняя проституция—на фоне психического заболевания, не испытывают ни удовольствия, ни отвращения, ни стыда от сексуальных контактов; внешняя взрослость сочетается с психической инфантильностью, став взрослыми, в большинстве случаев, выходят замуж, имеют детей.

Материал взят из УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ" И "ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ"
Автор: ФИЛОЛОГ, ПСИХОЛОГ, Д.Ф.Н. ГАЛИНА ИВАНОВНА КОЛЕСНИКОВА



Скачать файл (133.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru