Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Античная философия - файл 1.doc


Античная философия
скачать (59 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc59kb.20.11.2011 22:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Античная философия


Античная философия, сначала древнегреческая, а затем римская, существовала в течение более чем тысячелетие (с 6 в. до н.э. до 5 в. н.э.). Всю историю античной философии можно подразделить на 4 периода:

зарождение и формирование античной философии (6 в. до н.э.);

зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.);

закат античной философии - это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н.э.); период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 вв. н.э.)

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в.до н.э. вплоть до 7 в.н.э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.

Особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрений, относящиеся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение вопросов философских. И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента. Для философии это многообразие гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Так, уже в 5 в.до н.э., после того как элейцы обосновали мысль о вечности истинно-сущего бытия, которое не может ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита, в которых по-разному объяснялось происхождение миров и в которых выдвигались различные догадки о природе и свойствах материальных частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Разнообразие возникших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.

Важным условием последующего развития античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. Философы, действовавшие в 6 в. до н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и притом вещественного начала. Таковы <вода> Фалеса, <воздух> Анаксимена, <огонь> Гераклита, <земля> Ксенофана и т. д.

В дальнейшем развитии древнегреческой философии, уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии могли привести и в ряде случаев действительно привели к возникновению идеализма.

То, что в античной философии 6 в. до н.э. было лишь возможностью, стало действительностью во второй половине 5 и в первой половине 4 в. до н.э. в Афинах. В лице Сократа и особенно Платона здесь складывается учение философского идеализма, который сознательно и непримиримо противопоставляет себя предшествующему и современному материализму, в первую очередь материализму атомистов.

^ РАННЯЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ВОСТОКА И ЗАПАДА

Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных древними греками. Первые материалистические учения на грани 7-6 вв. до н.э. возникли в Милете. С конца 7 до конца 6 в. до н.э. здесь последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Милетские материалисты.

Первым в ряду милетских философов был Фалес (конец 7 - первая половина 6 в. до н.э.). Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или <воды>. Все постоянно рождается из этого единого источника.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. Он полагал, что ближе всего к Земле находится небо неподвижных звезд, а дальше всего - Солнце.

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало не имеет границ и потому есть <беспредельное>.

Анаксимен - последний в ряду милетских философов. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь.

Ксенофан (6 в. до н.э.) - ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Не без его влияния возникло философское учение так называемых элейцев. Вере в существование внизу земли ада от противопоставляет учение о бездонности земли, вере в божественность светил - учение об их естественной природе: составленное из мелких искорок Солнце движется над плоской Землей по прямой, каждый день навсегда покидая данный горизонт. Лун и Солнц столько, сколько горизонтов.

Пифагор - выходец из греческого Востока. Около 532 г. до н.э. переселился в Южную Италию, где он основал в городе Кротоне религиозную общину (союз пифагорейцев). Основными моментами его религии были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения, и учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная.

Учение Пифагора о мире признано мифологическими. По учению Пифагора, мир - живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

^ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Гераклит - философ, родом из города Эфес, живший в 5 в. до н.э., написал трактат <О природе>. Это сочинение состояло из трех частей: о Вселенной, о государстве, о боге.

Если до него начало начал находить в воде (Фалес), в воздухе (Анаксимен), то Гераклит видел начало сущего в огне.

Важной категорией у Гераклита является мера. Мере подчиняется и вселенский огонь. Гераклит исходит из того, что все изменчиво, нет ничего неизменного. Главным законом мироздания, по Гераклиту, является борьба противоположностей: <борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости>. Такого рода борьбу он раскрывает как всеобщую, но скрытую гармонию.

Всеобщий закон борьбы и тождества противоположностей Гераклит называет логосом. Познание мира сводится к познанию логоса.

Гераклита принято называть одним из основоположников диалектики и наивного материализма.

Парменид был современником Гераклита. Если последний утверждал, что все течет и изменяется, то первый настаивал на том, что в сущности все неизменно. Учение Парменида стало основой философии элеатов. Главным сочинением Парменида была философская поэма <О природе>.

В центре творчества Парменида - две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и мышления и вопрос об отношении бытия и небытия.

Парменид стремился доказать, что бытие и небытие нетождественны: <бытие есть, а небытия нет>. Применительно к вопросу о соотношении мышления и бытия он утверждает, что <одно и то же мысль о предмете и предмет мысли>.

Зенон.

Зенон был тоже представителем школы элеатов и учеником Парменида. Всем своим творчеством он стремился доказать тезисы своего учителя. Доказывал он это методом от противного: если допустить, что бытие едино, а не множественного, то мысль заходит в тупик. Такие гносеологические тупики были сформулированы им в виде апорий. Апория, т.о., символизировала собою познавательный тупик, неразрешимую задачу.

Апории Зенона можно рассматривать как логико-философские аргументы в пользу того, что нужно быть очень внимательным, когда с помощью языка хочешь выразить мысль, а с помощью мысли отобразить реальные процессы.

Суть апорий Зенона в том, что она, следуя доказательству от противного, начиная как бы с конца. Вначале признает бытие множественным и движущимся, а затем, применяя доводы-апории, приводит рассуждение к абсурду, логическому тупику, противоречию.

Демокрит.

Считают, что он жил с 460 по 370 г. до н.э. Главной заслугой Демокрита было создание философского учения под названием атомистика. Согласно этому учению, первоосновой мира является атом, мельчайшая, неделимая частичка вещества. Он неделим, вечен, тождественен самому себе.

Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) разъединяет атомы (бытие). Соприкосновение, сплетение атомов образует вещи, тела. Атомы парят в пустоте. Сталкиваясь друг с другом, они изменяют направление движения. Будучи учеником греческого философа Левкиппа, Демокрит доказывал, что атомы совершенно бескачественны, однородны, лишены чувственных свойств.

Философия Демокрита как бы примиряла тезисы Парменида и Гераклита; элементы мира неизменны, а сам мир вещей текуч и изменчив.

Умозрительное выдвижение атома в качестве первоосновы мира дало Демокриту возможность практически впервые объяснить причинность в мире. Она опять же связана с движением атомов, их столкновением, следствиями в изменении движения.

Софисты.
Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Если слово <философия> происходило из двух греческих слов <филос> - любовь и <софос> - мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили себя мудрецами.

Софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное - это не логически доказать, а убедить или переубедить собеседника.

Среди софистов принято выделять старших софистов, и в их числе прежде всего Протагора. Он жил в 5 в. до н.э.

Главным тезисом Протагора был следующий: человек есть мера всех вещей, существующих, с том, что они существуют, и несуществующих, в том, что они не существуют.

Другим известным софистом был Горгий, который жил в 5 в. до н.э. Он в своих трудах доказывал, что бытие и небытие - суть одно и то же. Отсюда делал софистический вывод о том, что вообще ничего не существует, либо существует только небытие

К младшим софистам относятся Алкидам, говоривший о равенстве людей, Трасимах и Критий, скептически относившихся к социальной справедливости. Софисты сыграли важную роль в расшатывании канонов религии. Софист Кратикл - один из первых поборников демократии, выражал сомнение в незыблемости сословного неравенства.

Софист Горгий написал не дошедший до наших дней трактат <О не-сущем, или о природе>. Если верить Диогену Лаэртскому, то речь в нем шла о том, что ничто не существует. А если существует, то оно непостижимо. А если постижимо, то невыразимо; а уж если выразимо, то необъяснимо для другого.

Для софистов не было общих законов, общих понятий, все рассматривалось относительно, субъективно. Софистические аргументы по преимуществу направлены на субъект, а разубедить или переубедить субъекта в его мнении об объекте, сформировать мнение, посеять сомнение, развенчать уверенность. Практически все софистические аргументы выражают в себе критику абсолютизма в его любой форме - онтологической, гносеологической, логической, моральной и т.д. софистические доводы, конечно же являются философскими. Но это особые философские доводы, доводы критики, опровержения, сомнения, доводы парадоксов. С их помощью софисты впервые перевели проблему истины в практическую сферу, т.е. из сферы созерцания и теоретического мудрствования в область языковой практики и практики философского спора.

Сократ

В центре философии Сократа был человек. Познание всего мира было немыслимо без познания человеком самого себя. Познать себя для Сократа означало осмыслить себя как общественное и нравственное существо, как личность, а потом уже как человека вообще.

Особого внимания заслуживает рассмотрение сократического диалога. В сократических диалогах истина и ценность нераздельны. Для Сократа знание (истина) определяет ценность дела, а дело - ценность знания. В отличие от софистического диалога, диалог сократический обусловлен не риторикой, а гносеологией. Возникают специфические диалогические методы. В их числе - мастерство обличения, выявление ошибки, критика и опровержение.

Содействие рождению истины представляется как диалогический метод - оказание помощи собеседнику разрешиться от бремени мыслей и сомнений. В ходе диалога оппонент ставится в такое положение, что он вынужден противоречить сам себе, т.е. рассматривать свой тезис не только с точки зрения доказательства, но и с точки зрения опровержения и критики. Как нельзя более точно это соответствует принципу <познай самого себя>.

Диалектика Сократа - это искусство рассуждения и доказательства. Сократический диалог развился как метод исследования понятий, способ установления точных определений. Для этого Сократ разделяет понятия на роды и виды и устанавливает их соотношение.

Платон

Платон был учеником Сократа. Он родился в 427 г. до н.э. и умер, прожив 80 лет, в 347 г. до н.э.

Платона считают родоначальником философского идеализма. Философия Платона очень мифологична, образна. Платон избегает однозначных ответов на философские вопросы; его выводы расплывчаты, облечены в форму наставлений, поучений литературных образов.

В основе философского идеализма Платона лежит убеждение, что чувственный мир дает лишь мнение. Этому миру должен противостоять мир идей; только он позволяет приблизиться к сущности вещей, а не остаться на уровне видимости.

Мир, данный чувственностью, является обманчивым, постоянно изменяющимся. Мир идей вечен, неизменен. Сущее, по Платону, это то, что есть и никогда не порождается. Чувства могут дать лишь мнение о вещи. На уровень идеи можно выйти лишь с помощью разума.

Идеи в платоновской философии находятся в отношении подчинения и соподчинения. Они могут быть более или менее общими, находиться в соотношении рода и вида. Одна идея может включать в себя другую идею или несколько других идей.

Отношение вещей и идей у Платона имеет три варианта. Это подражание, причастность и присутствие. Подражание - это стремление вещей к идеям, тоска вещей по идеальному, любовь к нему. Причастность означает, что вещь, будучи тенью идеи, стремится отображать ее, быть хотя бы ее частью. Присутствие означает, что вещи в мире становятся сходными со своими идеями, когда идеи приходят к ним, начинают в них присутствовать.

В космологии Платона все рождается вместе с небом, а небо создано богом. Космос - это овеществление бога в материи. Космос имеет душу и тело. Теология - учение о целях. Все в мире имеет цель постольку, поскольку причастно к идее. Души живут в занебесье и вселяются в тела.

Гносеология (теория познания) и логика Платона также идеалистичны. Особенностью является его априорность (доопытность). В разуме, в душе уже есть все. Нужно просто создать условия, чтобы душа припомнила все, что есть в ней, приобщила тело к идее.

Платон различает несколько видов знания:

· знание совершенно достоверное без примеси заблуждений - знание идей;

· близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук;

знание мнимое, чувственное и эмпирическое.

Ряд диалогов Платона посвящены вопросам социальной жизни, этики, политики, теории и истории государства. Здесь Платон выступает защитником рабовладельческого государства, во главе которого должны стоять мудрецы. Он осуждает не только демократию но и тиранию как разновидность извращенного государственного устройства.

Аристотель

Аристотель жил в 384-322 гг. до н.э. Семнадцатилетним юношей он стал слушателем <Академии> Платона. Принадлежа к ученикам Платона, он критически отнесся к его учению.

Аристотель различал <первую философию> и <вторую философию>. И та, и другая касаются человеческого знания. Но предмет <первой> - не природа (она входит в область интереса физики, биологии - <второй философии>), а то, что существует сверх нее.

Вся философия Аристотеля - попытка разобраться в сущем, отличном от изменчивости материальных вещей, открыть структуру сущего, найти в нем главное. А этим главным для него являлись законы мышления. Они же, по его представлению, служили и законами бытия.

Велик вклад Аристотеля в разработку категорий рода и вида. Именно род (всеобщее) касается сущности. Все, что сказано о роде, должно быть сказано и о виде.

В основе онтологии Аристотеля (учении о бытии) лежит понятие формы. Форма - суть бытия вещи. Она же служит первой сущностью. Форма не существует сама по себе; она как бы оформляет вещи и тогда становится сутью бытия.

Материя аморфна и бесформенна; она как бы является неопределенным бытием. Хотя она и источник вещей, но без формы она не творит вещи. Материя дает лишь как бы возможность вещи, а ее действительность возникает из оформленности материи. Поэтому у Аристотеля материя и форма - два первоначала всего сущего.

Третьим первоначалом в философии Аристотеля служит целевая причина как своеобразная программа развития бытия. Если третья первопричина - это цель развития и движения, то четвертая первопричина - источник движения.

Аристотелю принадлежит два открытия.

Переменная - первый шаг формализации, основа всех современных искусственных языков: математики, физики, логики, программирования.

Открытие аксиоматического метода.

Весом вклад Аристотеля в развитие идеи философского спора. Он продолжает линию Сократа, полагая, что философская истина дается лишь в обсуждении противоположных тезисов.

Аристотель по праву является <отцом> логики, именно он впервые разработал и сформулировал основные логические принципы и законы, построил первую логическую систему, называемую силлогистикой.

Через призму его представлений о логике, о способе доказательного философствования, можно рассмотреть и его видение специфики философии. Это прежде всего связано с введением им в философский лексикон понятия философемы - нормы коррективного философического рассуждения.

По определению Аристотеля, философема - это доказывающее умозаключение, причем доказывающее нечто систематически, логическим образом.

Философема - это средство и результат аналитики и посему это в полной мере логический аргумент. Будучи умозаключением, она представляет собой мыслительную операцию, обосновывающую переход от посылок к заключению, который осуществляется дедуктивным способом. А именно, заключение с логической необходимостью выступает следствием посылок. Этот переход знаменует собой новое знание.

Логика изучает рассуждения с точки зрения их формальной и содержательной корректности. Что же касается законов мышления, то логика, конечно же, имеет отношение к их изучению, но рассматривает их не напрямую, а косвенно, через выражение в рассуждениях, умозаключениях, в которых существует принудительная необходимость логической дедукции следования заключения из посылок.

Рассуждения, представляя предмет логики, выступают и ее материалом, и объектом, и методом. Философема - как раз такое рассуждение (философский аргумент - основание доказательства и аргументации), принятие которого обусловлено конкретными условиями корректности.


Скачать файл (59 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru