Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Международная торговля №2 [doc] - файл Лекции для студентов Международная торговля №2.doc


Лекции - Международная торговля №2 [doc]
скачать (1654.9 kb.)

Доступные файлы (1):

Лекции для студентов Международная торговля №2.doc2673kb.02.09.2009 18:56скачать

содержание
Загрузка...

Лекции для студентов Международная торговля №2.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Список лекций:
Раздел 2. Международная торговля отдельных стран
Лекция 8. Международная торговля в Африке
8.1. Общие тенденции развития международной торговли в Африке
8.2. Развитие международной торговли в ЮАР
Лекция 9. Международная торговля в Азии
9.1. АСЕАН
9.2. АТЭС
9.3. Сотрудничество России со странами АСЕАН и АТЭС
9.4. Развитие международной торговли в Японии
9.5. Развитие международной торговли в Китае
Лекция 10. Международная торговля в Австралии и Новой Зеландии
10.1. Экономика Австралии. Общая характеристика торговли страны и объемы экспорта и импорта за последние 10 лет
10.2. Экспорт австралийской говядины
10.3. Товарная структура экспорта и импорта. Анализ
10.4. Основные партнеры в международной торговле страны. Анализ
10.5. Торгово-экономические связи России с Австралией
10.6. Торгово-экономические отношения России с Новой Зеландией

Лекция 11. Международная торговля в Западной Европе
11.1. Развитие международной торговли в Великобритании
11.2. Развитие международной торговли в Скандинавских странах
11.2.1. Развитие международной торговли Швеции
11.2.2. Развитие международной торговли Финляндии
11.2.3. Развитие международной торговли Дании
11.3. Россия и Европейский союз
Лекция 12. Международная торговля в Северной Америке
12.1. НАФТА
12.2. Развитие международной торговли США
12.3. Развитие международной торговли Канады

Лекция 13. Международная торговля в Латинской Америке
13.1. Меркосур
13.2. Развитие экспорта стран Латинской Америки
13.3. Развитие международной торговли Бразилии
13.4. Развитие международной торговли Мексики

Лекция 14. Международная торговля в России
14.1. Внешняя торговля России
14.2. Проблема вступления России в ВТО: современное состояние и перспективы

^

Раздел 2. Международная торговля отдельных стран


 

Лекция 8. Международная торговля в Африке


 

8.1. Общие тенденции развития международной торговли в Африке


Интенсивные процессы либерализации экономических связей в последние десятилетия XX в. стимулировали формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в результате все большей открытости экономики большинства стран. В широком комплексе внешнеэкономических отношений развивающихся стран торговый обмен имеет особенно важное значение для обеспечения стабильного характера процесса их воспроизводства, способствуя решению проблем экономического роста. Опережающий рост мировой торговли под влиянием отмеченной ситуации по сравнению с ростом производства представляет одну из важнейших черт глобальной экономики.

В последние 20 лет наблюдался постоянный рост мировой экспортной квоты. Однако высокий уровень показателя для Африки не является свидетельством степени ее открытости, развития и вовлеченности в мировое хозяйство, а подтверждает сырьевую направленность экспорта, доходы от которого — важнейшая статья поступлении в бюджет.

Со второй половины прошлого века развитие либерализации международной торговли проходило в разных формах, в основном по трем направлениям. Во-первых, осуществлялась автономная или односторонняя либерализация правительствами отдельных стран. Африка несколько отстает по темпам в этом отношении от других регионов. Вместе с тем, в соответствии с мировыми тенденциями либерализации внешнеэкономических связей за последние два десятилетия в африканских странах наблюдались существенные изменения в этой сфере. Главными целями этого процесса было сокращение государственного вмешательства, иногда до полного устранения, постепенное снижение уровня таможенно-тарифного обложения, ликвидация различных нетарифных барьеров, количественных ограничений в международном обмене товарами и услугами. При значительных различиях между странами региона системы таможенных платежей, большинства из них отличаются громоздкостью, неоправданной сложностью, а иногда и запутанностью. Эти обстоятельства в определенной степени объясняются ярко выраженной фискальной ориентацией таможенного обложения во многих африканских странах.

Относительно количественных параметров их таможенных тарифов с определенной долей условности можно выделить три основные группы. Для тарифов первой группы — Ангола, Джибути, Кабо-Верде, Мозамбик, Нигер, Сенегал, Сомали, ЦАР, Чад — характерны ставки таможенных пошлин, на превышающие 50% стоимости товара, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. Ко второй группе относятся государства со ставками пошлин от 50 до 100%: Алжир, Бурунди, Ливия, Мадагаскар, Танзания. Наконец, третью группу составляют государства, чьи таможенные тарифы отличаются высокими ставками, в ряде случаев существенно превышающими 100%-ый уровень. Сюда входят Ботсвана, Египет, Кот-Д Ивуар, Марокко, Нигерия, Эфиопия.

Во-вторых, региональная торговая либерализация проводится путем заключения региональных торговых соглашений (РТС), число которых в настоящее время составляет 100. Данное направление либерализации начало развиваться с конца 40-х годов, получив особый импульс в последнее десятилетие XX века, несмотря на формирование многосторонней системы Генерального соглашения о тарифах и торговле, а затем Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО). Подобная ситуация объяснялась необходимостью тщательной подготовки к присоединению к ВТО и выполнения ряда условий будущими членами.

В современных условиях известны четыре основные формы РТС:

1) создание зоны свободной торговли, при которой участники соглашения ослабляют или отменяют ограничения на торговлю внутри зоны при сохранении протекционизма в отношении неучастников; эта форма является преобладающей формой РТС в регионе, зоны свободной торговли созданы во всех пяти субрегиональных экономических объединениях континента;

2) формирование таможенного союза, когда единых тарифах на продукцию, импортируемую из государств, не входящих в союз; к этому типу относится объединение восьми стран Западной Африки — Западноафриканский экономический и валютный союз;

3) организация общего рынка — соглашение, предполагающее свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, а также дополнительно имеющее характеристики таможенного союза; так, в настоящее время сформирован общий рынок государств Восточной и Южной Африки;

4) создание экономического союза, главная отличающая черта которого — скоординированная экономическая политика стран-участниц этой формы РТС; к этой категории относится Союз арабского Магриба, близки к этому уровню Таможенный и экономический союз Центральной Африки и Экономическое сообщество государств Западной Африки.

В целом регион находится на начальных стадиях хозяйственной интеграции, т.е. создания зон свободной торговли ли во всех субрегиональных экономических объединениях, и переходу к этапу формирования таможенных союзов.

В-третьих, многосторонняя торговая либерализация развивается в рамках осуществления договоренностей по линии Генерального соглашения о торговле и тарифах и с 1 января 1995 г. — Всемирной торговой организации. ГАТТ, действующее с 1947 г., к началу 80-х годов в условиях новых мирохозяйственных тенденций, подготовленных развитием экономики постиндустриального типа, уже не отвечало возложенным на него требованиям регулятора международной торговой системы. Вне сферы его контроля оказался ряд новых, направлений регулирования мировой торговли, таких как сфера услуг, роль которой особенно возросла начиная с 80-х годов, объекты интеллектуальной собственности, а также аграрный сектор международной торговли.

Все эти отмеченные выше новые явления в международных торговых отношениях необходимо было включить в Соглашение, что и было сделано после более чем семилетней работы (1986—1994 гг.) в рамках Уругвайского раунда и подписания Соглашения о создании 1 апреля 1994 г. Всемирной торговой организации, к нему были подключены “в пакете” четыре Приложения. В современных условиях ВТО представляет наиболее универсальный и полный институт международной торговли, преимущественная часть которой реализуется ее странами-членами. В 2001 г. ВТО объединило 141 страну, из которых африканских было 41; не вступили в нее Алжир. Ливия, Либерия, Сомали, Зудан, Эритрея, Эфиопия.

С усилением тенденций к экономической глобализации особенно заметным наиболее конфликтным явлением, принявшим ограничительный характер в международной торговле, становится применение антидемпинговых мер, прежде всего, экономически развитыми странами. В период 90-х-годов общее количество антидемпинговых мер и антидемпинговых расследований значительно выросло: так, число начатых расследований составило 200, а иногда и более в год, в то время как в 80-е годы было менее 100. Эта ситуация связана с рядом причин, в том числе с удобством использования в обострившейся конкурентной борьбе отмеченных приемов как выгодного средства защиты. Кроме того, привлекательность антидемпинговых, пошлин объясняется их весьма высоким уровнем, составлявшим в 90-е годы в США — 75%, в странах ЕС — 29%, между тем средний уровень обычных таможенных пошлин на промышленные товары исчислялся в 5—6%. Именно с помощью антидемпинговых мер, зачастую дискриминационного характера, США и страны ЕС стараются защитить своих производителей текстиля, швейных и обувных изделий, электронной техники, химикатов от более дешевой продукции африканских и других развивающихся стран. Сложившаяся ситуация создала высокую напряженность в торговых отношениях между Севером и Югом, богатыми и бедными странами, что наиболее сильно проявлялось на всех форумах ВТО, начиная с конференции этой организации, проходившей в декабре 1999 г. в г. Сиэтле. Развивающиеся страны требуют существенного расширения и активизации их роли на торговых переговорах, обязательности соблюдения экономически развитыми странами ранее взятых, на себя обязательств по открытию рынков, дискуссионному обсуждению и рамках ВТО вопросов, имеющих непосредственное отношение к торговле.

Особенно резкий протест африканских, как и других развивающихся государств, вызывает позиция западных стран по торговле сельскохозяйственной продукцией, услугами, ввозу текстиля и швейных изделий, согласно которой следует отложить отмену ограничений, не снимать их поэтапно на протяжении десяти лет, как было установлено ВТО.

Острой проблемой в течение многих десятилетий остается торговля сельскохозяйственными товарами на мировом рынке. Либерализация международной торговли, начавшаяся после вступления в действие в 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, однако, долгие годы не затрагивала аграрный сектор благодаря политике развитых стран. В результате компромисса между двумя группировками на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров по сельскому хозяйству было достигнуто Соглашение, базирующееся на нормах и правилах, регулирующих торгово-экономическую политику стран-членов в трех основных областях: при доступе на рынки сельскохозяйственных товаров, в о внутренней бюджетной поддержке производителей; при субсидировании экспорта сельскохозяйственной продукции. Помимо этого, важным итогом данного форума явилось принятие странами-членами ВТО ряда обязательств по неотложной либерализации торговли товарами аграрного сектора; были зафиксированы также индивидуальные обязательства в перечнях уступок; при этом в Соглашении в отношении развивающихся стран был предусмотрен меньший объем обязательств, а наименее развитые страны полностью освобождались от них.

Согласно Соглашению страны обязались последовательно снижать тарифы. При этом для развитых стран предусмотрено снижение тарифных ставок в среднем на 36% (минимум на 15%) в течение шести лет с момента вступления в силу этого документа, а для развивающихся стран — на 24% (минимум на 10%) в течение 10 лет. При среднем реальном снижении тарифов на сельскохозяйственный импорт развитых стран на 37% их тарифы на тропическую продукцию снизятся в среднем на 43%.

В условиях ликвидации нетарифных барьеров тарификация способствует определенному выравниванию степеней защиты национальных рынков, однако на практике до реального равенства еще весьма далеко. В Соглашении присутствует ряд положений, дающих странам, осуществляющих “тарификацию”, право на особые меры по защите своего рынка в ряде случаев. В документе содержатся два вида программ национальной поддержки, а именно: программы прямого стимулирования производства и программы, вызывающие минимальный или более того, оказывающие искажающий эффект на развитии производства и торговли. При этом странам было предложено сократить меры, непосредственно влияющие на производство и торговлю. Развитые государства решили сократить с 1995 г, объем финансовой поддержки сельского хозяйства на 18% в течение шести лет со 197 млрд до 162 млрд долл.; однако, согласно данным исследования, проведенного ОЭСР, в настоящее время эти страны тратят на субсидии фермерам более 311 млрд долл. в год, что в два раза превышает общий объем сельскохозяйственного экспорта развивающихся стран. В результате американские фермеры получают за счет государственных субсидий около 1/5 части своих доходов, а их европейские и японские аналоги 31и 59% — соответственно.

В то же время в соответствии с Соглашением Уругвайского раунда развивающиеся страны должны сократить поддержку сельского хозяйства на 13% в течение 10 лет, при этом наименее развитые страны не обязаны снижать собственную поддержку вообще. Из африканских стран меры по сокращению финансовой поддержки сельского хозяйства осуществляют Тунис и Марокко (на 13%), а также ЮАР (20%).

В Соглашении содержится перечень субсидий, подлежащих сокращению в течение переходного периода. Так, необходимо снижение уровня ассигнований на экспортные субсидии и объемы субсидируемого экспорта, при этом документ запрещает использование прямых субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции (исключая случаи, когда подобные субсидии включены в обязательства участников соглашения). Для развивающихся стран с 1995 г. предусмотрен льготный десятилетний период, в течение которого сокращение экспортных субсидий в стоимостном выражении составит 24%, а в натуральном — 14%, т.е. снижение объема дотируемого экспорта. Развитые страны должны были сократить в течение шести лет размер экспортных субсидий в стоимостном выражении на 36%, а в натуральном — на 21%. От сокращения экспортных субсидий освобождены наименее развитые страны, что особенно важно для Африканского континента, а, кроме того, страны, в которых ВВП на душу населения составляет менее 1 тыс. долл., а экспорт ведущих товаров не превышает 3,25% их экспорта в течение двух лет.

В целях защиты национальных рынков от иностранных конкурирующих товаров используются специальные тарифы, которые должны быть согласованы в ходе многосторонних переговоров в рамках ВТО. При этом согласно правилам организации защитные меры могут быть применены к товарам, доля которых от общего сельскохозяйственного производства составляет не более 20%. В настоящее время по защите национального рынка применяется в Марокко 374 специальных тарифа, в Намибии и ЮАР — по 166, Тунисе 32, в таких развитых странах как США — 189, Канада — 150, Норвегия — 580, Швейцария — 960.

В целом, по мнению многих экспертов, несмотря на определенный прогресс в осуществлении либерализации международной торговли сельскохозяйственной продукцией, ее проведение отягчено значительными трудностями, а также становыми противоречиями, ее задачи еще далеки от завершения. Во многих секторах торговли рассматриваемой отрасли “тарификация” не явилась радикальным средством повышения уровня доступа на рынки, продолжается субсидирование сельскохозяйственного экспорта, причем многие развитые страны делают это в значительных размерах, несмотря на завершение переходного периода, сохраняются еще запретительные импортные тарифы на сельхозпродукцию, зачастую мало изменился порядок использования тарифных квот, в некоторых, в основном в развитых, странах сохраняется слишком высокий уровень внутренней поддержки производителей в этой сфере.

Институт Африки РАН, как и группа ученых США и Австралии, занимавшихся изучением влияния и последствий либерализации мировой торговли, проводимой в рамках ВТО, пришли к однозначному выводу о том, что наибольший выигрыш в краткосрочной, а по всей вероятности, и в долгосрочной перспективе получат экономически развитые страны, у которых более высоки как либерализация экономики и торговли, так и производительность труда, в сравнении с развивающимися, особенно наименее развитыми странами. Большинство африканских в числе многих развивающихся стран понесут явные убытки от осуществления Соглашений ВТО, особенно в области сельского хозяйства. Прежде всего из-за сокращения сельскохозяйственных субсидий в ЕС и США, что ухудшит их условия торговли, а именно, удорожит закупаемые ими товары, в первую очередь зерновые и продовольствие. Так, по предварительным оценкам МВФ и МБРР, повышение мировых цен на ранее субсидируемые товары может составить к 2003 г. от 4 до 10 . Вследствие окончания срока действия четвертой Ломейской конференции в феврале 2000 г. развивающиеся ораны Африканского и Карибского бассейнов и Бассейна Тихого океана (АКТ) и ЕС в течении более двух лет вели переговоры о пересмотре системы торговых преференций. В результате этого ЕС решил лишить доступа к этой поддержке 32 страны из 71 со средним уровнем доходов в расчете на душу населении, к этой группе из африканских государств отнесены Кот-Д Ивуар, Ботсвана, Габон, Гана, Зимбабве, Камерун, Маврикий, Намибия, Свазиленд, Сенегал. Остальные 39 стран будут пользоваться преференциями а торговле с ЕС по-прежнему, в том числе Ангола, Лесото, Мадагаскар, Малави, Мозамбик.

В условиях высокой степени зависимости большинства стран континента от сельского хозяйства доля сельскохозяйственного населения к общей его численности составляла к началу XXI в. от 30–40% до 80–90%, исключением являлся Маврикии — 12% и Тунис — 25% их уязвимость на мировых рынках сельскохозяйственных товаров заметно возрастает, что чревато для многих миллионов африканцев самыми тяжелыми последствиями, вплоть до массового голода. Таким образом, результаты переговоров в рамках ВТО по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией чрезвычайно важно для жизненных интересов стран Африки, перспектив их развития.

Многосторонние переговоры по реализации согласованных решений Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ по сельскому хозяйству были продолжены на IV Конференции ВТО в Дохе в ноябре 2001 г.

Далее положение африканских стран, наряду с другими развивающимися странам, ухудшается в результате окончания действия международного соглашения по текстилю и отказу от системы квотирования, что предусмотрено выполнением соглашений в рамках ГАТТ/ ВТО.

Следствием этого обстоятельства явится снижение цен на продукцию, экспортируемую в страны ОЭСР, а потому предприятиям-поставщикам одежды с низкой рентабельностью в развитые страны станут недоступными для рынка сбыта.

Таким образом, несмотря на активную политику либерализации в области неторговой деятельности, африканские страны в целом, особенно страны Тропической Африки, мало выиграли от итогов Уругвайского раунда и деятельности ВТО, направленной, прежде всего, на обеспечение интересов развитых стран, что нашло непосредственное отражение на состоянии и перспективах внешней торговли континента.

Положение африканских стран на мировых рынках в 90-е годы, в сравнении с 80 ми, стабильно ухудшалось. Так, доля экспорта региона в международной торговле снизилась с 4,6% в 1980 г. до 3,2% в 1985 г. и продолжала сокращаться в последующие годы, составив в 1990 г. — 2,2%, 1992 г. — 1,9%, 1993 г. — 1,7%, 1994 г. — 1,6%, 1995 г. — 1,6%, незначительно увеличившись в 1996 г. до 1,7% и вновь упав до 1,4% в 1998 г.; лишь с 1999 г, наметился некоторый рост до 1,5%, в 2000 г. — 1,6%. Аналогичным образом проходило движение африканского импорта: снизившись в 1985 г. до 3% мирового импорта, в сравнении с 3,6% в 1980 г. в 1990 г. составив 2,3%, в1991г. — 2,1%, в1992г. — 2%, в 1993 г. — 1,9%, в 1994 г. — 1,8%, в 1996 г. — 1,7%; некоторое улучшение по положения произошло в 1998-1999гг. при повышении показателя до 1,85% и 1,89% — соответственно, а затем составив в 2000 г. — 1,9%.

Общий объем внешнеторгового оборота региона снизился к началу XXI века в сравнении с 1980 г. почти в 2,5 а, составив 1,7% от общемирового показателя. Создавшаяся ситуация в этой отрасли, которую большинство исследователей оценивали как глубокий кризис, в определяющей степени была вызвана кризисом экспортной стратегии, навязан в 80-е годы африканским странам в рамках программы структурной перестройки экономики, разработанных под руководством МВФ и МБРР. Эта стратегия, ориентированная на форсированный экспорт сырья и энергоносителей, пришла в противоречие с новыми тенденциями в мировом хозяйстве и торговле, обусловленными переходом от индустриальной и постиндустриальной модели развития, в которой главная роль отводится новым информационно-телекоммуникационным технологиям, наукоемкости производства.

В результате ошибочной стратегии развития структура внешней торговли преимущественного большинства африканских стран осталась прежней, как и 30 лет назад: в экспорте — топливные материалы, минеральное и растительное сырье, цены на которое в долгосрочной перспективе постоянно снижаются; повышение доли готовой слабо дифференцированной промышленной продукции (с 4% в 1980 г. до 18% к концу 90-х годов) наблюдалось лишь у узкого круга стран Северной Африки, ЮАР, трех — четырех стран Тропической Африки, а главные статьи импорта — продовольствие, нефть и продукция обрабатывающей промышленности.

По мнению экспертов МВФ, расширение внешней торговли представляет более мощный стимул для экономического развития африканского региона, чем увеличение притока помощи из-за рубежа. Между тем, одной из трудно разрешимых проблем для внешней торговли стран Африки является наличие барьеров на пути их товаров в развитые страны, в особенности сельскохозяйственной продукции. Барьеры, существующие на рынках развитых стран и препятствующие проникновению на них товаров и услуг из развивающихся государств, наносят существенный ущерб экономике последних. Снятие или ослабление этих барьеров увеличило бы доходы развивающихся стран на 130 млрд долл. в год, что в свою очередь сократило бы их потребность в официальной помощи развитию.

Таким образом, либерализация внешнеэкономических отношений при сохранении отсталой экономики, низкой производительности труда африканских стран сопряжена для них с возникновением дополнительных проблем, поскольку свобода торговли сама по себе не может обеспечить ускорение экономического роста. Ухудшение экономического положения региона в современных условиях привело к снижению его роли в мировых интеграционных процессах.
^

8.2. Развитие международной торговли в ЮАР


ЮАР самая развитая страна Африканского континента.

Основные принципы государственной макроэкономической политики ЮАР были изложены в 1996 году в программе GEAR (Growth Employment and Distribution), среднесрочном плане развития страны, основанном на международном опыте экономических реформ. Целью создания данного плана экономического развития послужила необходимость преобразования экономики ЮАР в мировой конкурентоспособный рынок.

^ Основные принципы программы GEAR:

1) поддержка роста инвестиций и внешней торговли ЮАР;

2) обеспечение свободного движения капитала, как внутри страны, так и на международном уровне;

3) поддержка свободной торговли и проведение тарифных реформ;

4) осуществление гибкого контроля рынка труда;

5) увеличение роста инвестиций в реальный сектор экономики;

6) согласование вопросов, связанных с одновременным расширением внешней торговли и развитием внутреннего рынка.

^ Крупнейшие сектора экономики ЮАР, обеспечивающие большую часть национального и экспортного дохода:

1) сельское хозяйство;

2) энергетика;

3) горнодобывающая промышленность;

4) машиностроение;

5) металлургия;

6) телекоммуникации.

АР входит в группу из 25 крупнейших мировых экспортеров. Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта.

Ведущим регионом в географической структуре внешней торговли ЮАР является Европа (42%), с которой сложилось отрицательное сальдо баланса торговли — 3,25 млрд долл. Доля стран Азии и Ближнего Востока в 2003 г. составила 31,3% товарооборота ЮАР, Америки (%) — 14,3, Африки — 9,6, Океании — 2,6. Ведущими торговыми партнерами ЮАР в 2003 г. были Германия (товарооборот — 7,5 млрд долл.), США (7,1 млрд), Великобритания (6,2 млрд), Япония (5,6 млрд) и КНР (3,1 млрд).

ЮАР является мировым лидером в добыче золота, металлов платиновой группы, и занимает ведущие мировые позиции по добыче алмазов и каменного угля. Доля производства предприятий, связанных с непосредственной переработкой полезных ископаемых, в том числе производства металла, составляет приблизительно 14% от ВВП. Удельный вес экспорта полезных ископаемых в совокупном экспорте ЮАР, несмотря на постепенное снижение, в настоящий момент составляет более 33%.

ЮАР — это одно из немногих государств с уникальной двойной системой прав собственности (государственной и частной) на полезные ископаемые. Реструктуризация государственных предприятий, при которой происходит перераспределение прав собственности от государства к частным владельцам предприятий, особенно заметна именно в горнодобывающей отрасли. Другая тенденция, наиболее заметная в данном секторе экономики, — объединение крупнейших компаний и монополизация рынка. Так, более 90% добычи алмазов в ЮАР контролируется отделениями южноафриканской монополии “Де Бирс Консолидэйтед Майнз Лтд”. Среди других горнодобывающих гигантов можно выделить Anlogold, Iscor, Harmony Gold и Gold Fields Limited.

Внешнеторговая политика ЮАР.

Изменение внешнеторгового курса ЮАР происходит в едином русле с мировыми торговыми процессами и имеет направленность от политики протекционизма к либерализации торговых операций. Этот поворот произошел после “Уругвайского круглого стола” и подписания Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT) в 1993 г. В рамках подписанных соглашений, тарифы были снижены повсеместно, что открыло новые рынки и новые возможности для южноафриканских товаров.

В 1995 г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (GATT) было переименовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). ЮАР, будучи одним из основателей GATT в 1947 г., так же привела в действие пункт 26.1 нового соглашения о поэтапном снижении импортных тарифов.

ЮАР является участником многих торговых организаций и объединений, как на региональном уровне, так и на основе двухсторонних соглашений. Среди этих организаций.

1. Южноафриканский таможенный союз (SACU), основанный в 1968 году. Союз предоставляет режим свободной торговли между его членами — Ботсваной, Лесото, Намибией, ЮАР и Свазилендом.

2. В 1994 г. ЮАР стала членом Южноафриканского сообщества развития (SADC). Страны содружества подписали соглашение, вступившее в силу в сентябре 2000 г., согласно которому во взаимной торговле они отменяют все импортные тарифы на несколько лет (параграф 26.3–26.6 Соглашения). Членами содружества являются: ЮАР, Ангола, Ботсвана, Демократическая республика Конго, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Сейшельские Острова, Свазиленд, Танзания, Замбия и Зимбабве.

3. ЮАР имеет так же двусторонний преференциальный договор с Европейским содружеством, вступивший в силу в январе 2000 г. Договор о торговле, развитии и сотрудничестве (TDCA) создает условия для создания зоны свободной торговли, он покрывает 90% торговли между сторонами. Европейский Союз, согласно договору, снимет ограничения на 95% импорта из ЮАР на ближайшие 10 лет, а Южно-Африканская республика снимет ограничения на 86% импорта из стран Европы на 12 летний период.

4. В 2000 г. экспорт в США из ряда африканский стран, в т.ч. из ЮАР, получил статус льготного режима в соответствии с Актом США о росте и возможностях Африки (AGOA). Акт устраняет импортные тарифы и квоты на текстиль и предметы одежды производства стран Африки, а так же распространяет на них общую систему преференций в отношении широкого спектра продукции на односторонней основе. В августе 2002 года были приняты дополнения к Акту, еще более расширяющие список товаров подпадающих под эту схему, происходящих из 36 африканских стран, в том числе из ЮАР.

Рассмотрим ситуацию по снижению импортных тарифов в ЮАР (см. таблицу 9).

Таблица 9. Поэтапное снижение импортных тарифов ЮАР



^ Внешнеторговые потоки и индикаторы.

Внешняя торговля всегда была одним из приоритетов южноафриканской экономики. Этот факт прекрасно иллюстрирует доля вклада экспортно-импортных операций в ВВП, которая является показателем “открытости” экономики. С 1960 по 2001 год доля импорта в ВВП страны составляла в среднем 23,8%, а средняя доля экспорта в ВВП составляла 27%. В годы применения международных санкций (1985 по 1993 г.), доля импорта упала с 22,6% в 1985 г. до 17,3% в 1992 г. В тот же период доля экспорта упала с 31,5% в 1985 г. до 21,3% в 1992 г. Эти цифры говорят о влиянии международной изоляции страны на внешнеторговую политику и о переносе внимания в связи с этим к внутренним вопросам экономики страны. Начиная с 1992 г. доля импорта и экспорта стала неуклонно расти и составляла в 2001 г. 27,1% и 31% соответственно.

С 1994 г. южноафриканский экспорт, кроме золота, неуклонно рос в среднем на 7.6% в год. Этот факт объясняется, прежде всего тем, что реальный обменный курс национальной валюты снижался в среднем на 3,9% в год в период с 1994 по 2001 год, что улучшало конкурентоспособность национальной продукции. Эти факты так же говорят о реинтеграции южноафриканской экономики в мировую систему после 1994 г. Товарный экспорт ЮАР (исключая экспорт золота и услуг) вырос с 65,4% от общего экспорта в 1994 г. до 77% от общего экспорта в 2001 г. Несмотря на эти успехи ЮАР, с середины 90-х годов доля страны в мировой торговле неуклонно падает и за последние 40 лет упала до уровня 0,43% в 2001 г., хотя в 1994 г. она составляла 0,57%. Теперь рассмотри статистические данные по географическому распределение Южно-Африканской торговля товарами (см. таблицу 10).

^ Таблица 10. Географическое распределение Южно-Африканской торговли товарами (в % от общей торговли) [3]





Рис. 2. Структура экспорта по секторам экономики (2001 год) в процентах от общего экспорта



Рис. 3. Структура импорта по секторам экономики (2001 год) в процентах от общего импорта



Рис. 4. Торговый оборот между Россией и ЮАР (Из официального издания “South Africa yearbook 2000/2001)

“Визиты президентов Манделы и Табо Мбеки в Россию в течение последних нескольких лет значительно упрочили политическую и экономическую взаимосвязь между нашими странами. Визит президента Манделы совпал с образованием совместного межправительственного комитета по торговому и экономическому сотрудничеству между Россией и ЮАР (Joint Intergovermental Committee on Trade and Economic Cooperation). Торговый баланс между ЮАР и Россией в 1999 г. составил: R 390 635 — импорт товаров из ЮАР; R 218 526 — экспорт товаров из России.

В последние годы наблюдается постоянное увеличение торгового оборота между Южной Африкой и Украиной. Экспорт товаров из Южной Африки составляет R 9 435, а импорт оценивается в R 28 115. Южная Африка поставляет на Украину в основном металлы, электрическое оборудование, химию, фрукты, вино, овощи, изделия из кожи. 23 ноября 1998 г. между ЮАР и Украиной было подписано торговое соглашение”.

ЮАР вступила в ВТО в 01.01.1995 г.

Объем внешней торговли ЮАР составил в 2003 г. 70,5 млрд долл., в том числе экспорт — 36,5 млрд и импорт — 34 млрд. Сальдо баланса торговли было положительное — 2,4 млрд долл.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (1654.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru