Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты и ответы для экзамена по курсу Педагогика и методика преподавания - файл 1.doc


Билеты и ответы для экзамена по курсу Педагогика и методика преподавания
скачать (339.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc340kb.20.11.2011 22:31скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 1

Педагогическая культура преподавателя. Самообразование преподавателя. Требования к ему профессионализму. Методическая работа в школе.

Педагогическая культура - это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность деятельности педагога. Качества учителя, необходимые для формирования его педагогической культуры:
1. Ценностные ориентации личности учителя. 2. Нравственные качества неотделимы от гуманистической направленности личности учителя, определения познания другого человека. 3. Педагогическая культура неотделима от культуры внешнего вида, культуры речи, эстетической культуры. 4 стремление к постоянному самосовершенствованию является одним из основных качеств личности педагога высокой педагогической культуры.

Не менее важным компонентом педагогической культы, являются профессиональные знания.
Самообразование - приобретение ЗНАНИЙ путем самостоятельных занятий ВНЕ ШКОЛЫ, без помощи преподавателя. В современном самообразовании проступают такие векторы - развитие человеческих качеств (потребностей, способностей, мировоззрения); - глобализация образовательной среды (возросшая мобильность населения и Интернет раздвигают местные рамки жизнедеятельности и самообразования); - самообразование на протяжении жизни для непрерывной адаптация к меняющемуся миру; - самообразование "в объеме жизни" (профессиональное образование дополняется семейным, гражданским и другими); - самообразование в сетевых сообществах, которые учащийся находит (или создает) для развития в сотрудничестве с носителями полезных инноваций (неравнодушными соучащимися). Методическая работа   часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

^ Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

^ Урок изучения нового материала и выбор методов и приемов обучения.

Одним из типов уроков является урок изучения нового материала на котором проводится накопление нового фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Метод (от греческого metodos – путь к чему либо)

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
^ Билет 2

Содержание воспитательной деятельности в современной школе.

Содержание воспитания составл. науч факты, понятия, теории о природе, быте, общ-ве на которых базир-ся обществ-ый рпят, идеалы, нормы, привычки повеления и многое др. Все пед. работники школы выполняют воспитательные функции.

^ Классный рук-ль (КР) непосредственный основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Функции КР: воспитательная формирование личности и колл-ва; организаторская-проведение работы по всем пед аспектам; координирующая - установление взаимод-ия между всеми уч-ками вос-го процесса; административная-ведение личных дел учащихся. Вос-ие и изучение учащихся, оказания им помощи в учении, решение проблем проф самоопределения относится к функциональным обяз-тям кл рук-ля. Он должен уметь формулировать вос-ые задачи для класса, отдельных учеников или отдельных групп класса. Должен уметь планировать вос-ую работу-составлять планы работы с учениками и родителями. Должен анализировать и оценивать рез-ты вос-ия с помощью набл-ия, опросников и др м-дов. В своей работе кл.рук исп-ет общие м-ды и формы в-ия: беседы, дискуссии. Эф-ть его работы оценивается по ур-шо воспитан-ти уч-ся.т.е с-ма работы кл.рук-ля —воспит-ый процесс в ходе учеб деят-ти и в ходе внеклассной деят-ти. Внеклассн.-кл.рук-ль. Учеб процесс-другие преподаватели предметники.

^ Система воспитания – совокупность взаиморсвязанных воспит дел, вытекающих из целей и задач воспитателя.

Пед мастерство – проф умение оптимизировать все виды учебной деятельности , направыленных на всесторон развит и совершенствование личности, школьника. На формирование его мировоззрения, способностей, потребностей. Пед мастерство включ: - гуманистич направленность, - проффес знания, - пед способности, - пед техника.


^ Учет задач урока. Его содержания при определении структур урока.

Структура урока – совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе.

Учителю необходимо учитывать главную задачу урока. Если, например, главной задачей урока будет формирование теоретических знаний, то могут быть использованы методы: словесные, проблемно-поисковые, дедуктивные и т.д.
^ Билет 3

Факторы и условия развития личности.

На формирование человеческой личности оказывает влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы.

^ Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро-среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле. Среда и воспитание — это социальные факторы, наследственность — биологический фактор.

Одни учёные утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.). Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов. К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются: анатомо-физиологическая структура, физические данные, физиологические особенности и др.

Способностииндивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Передаются не способности, а только задатки.

Общениеэто одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).

Развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека на развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность.

^ Основные понятия курса «Основы рыночной экономики » методика формирования одного из понятий.

Методика формирования одного из понятий.

  • экономическая наука, экономика

  • потребности, факторы производства, понимать существо ограниченности ресурсов, уметь объяснить ее

последствия для экон.жизни об-ва

  • типы экон. систем и разл. между ними.

Понятия – это основы экон. знаний.

Особ. – 1.только путем заучивания определений.

  1. научн.понятия представл.собой сист., где они связаны с другими и логич., и по содерж.

Все это проходит под рук-вом учителя и носит целенаправл.хар-р.

  1. с помощью программы и учебника учитель отбир.понятия.

  2. определ.последоват.их усвоения, способы закрепл.и примен.их на практ.

  3. Намечает этапы работы.

А) определ. понятия

Б) выдел.и усвоение призн. понятия

В) закрепление признаков и связей дедуктивным и индуктивным методами.

^ Билет 5

Система гражданского воспитания. Показатели воспитанности.

Воспитание – это процесс целенаправленного формировнаия личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействия воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

^ Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Руссо Ж.Ж. и др. В Российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах Радищева, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена и др.

Компанентами гражданского воспитания явл. патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государств.власти.

^ Цель гражданского воспитания – формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, стремление к миру.

Показатели воспитанности:

  1. внешний вид ребенка;

  2. мимический и пластический образ;

  3. речь;

  4. поведение, складывающееся из отдельных поступков;

  5. избирательная деятельность;

  6. реакции на социальные явления;

  7. система его взаимоотношений с окружающими;

  8. качественность его предметной деятельности;

  9. идеалы.



Подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку. Анализ урока.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим или образовательным требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока. Воспитательные: 1. постановка воспитательных задач урока. 2. Формирование у учащихся мировоззрения, моральных качеств. 3. формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебно-позновательной деятельности. 4. всесторонне изучение и учет уровня развития и психологических особенностей. 5. соблюдение учителем педагогического такта. Организационные: план проведения урока, подготовка и рациональное использование различных средств обучения. Выделяются типы уроков: уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится
^ Билет 6

Функции процесса обучения. Дать примеры их реализации.

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

^ Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знаниеэто понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

Умение — это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила; — это владение способами применения знаний на практике.

Навыкэто автоматизированный компонент сознательной деятельности; - это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.

^ Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие.

Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового. Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах

^ Внеклассная и внеурочная формы организации обучения.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

^ Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

^ Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Недостаток – неполнота работы; интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим; формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

^ Билет 7

Методология и методы научного исследования.

Методология — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

^ Методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

В структуре методологического знания выделяют 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

^ Методы педагогического исследованияэто способ получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и теорий. Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

^ Теоретические методы:

  1. Анализмысленное разделение целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления

  2. Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

  3. Абстрагирование мыслённое отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других ёго признаков, свойств, связей.

  4. Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций

  5. Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); меры контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, физические, табличные); методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику.


^ Методические приемы в обучении (организационные, технические, логические).

Прием обучения – это состовная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

^ Методы и приемы средства и технологии обучения и воспитания – это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы и обучения. Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь остальной спектр: суммирующие и развивающие технологии. Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные знания являются средством формирования системы знаний. В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Приемы, которые используются: 1. убеждение, 2.положительный пример, 3.упражнение (приучение), 4.одобрение-осуждение, 5.требование, контроль.

Средства воспитания — это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности уч-ся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Новые средства обучения — с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET…

Билет 8

Урок – основная организационная форма обучения в современной школе. Типология урока. Подготовка учителя к уроку. Привести пример композиции одного из уроков (по выбору).

Урок - систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и вития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Типология уроков:

1. Урок изучения нового материала. Цель – овладение учащимися нового материала. Виды уроков: урок-семинар, урок – лекция, урок теоретических и практических самостоятельных практич-х работ, урок-смешанный.

2. Урок совершенствование ЗУН

а. Систематизация и обобщение новых знаний

б. Повторение и закрепление ранее усвоенных

в. применение знаний на практике и расширение ранее усвоенных

г. формирование умений и навыков

д. Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование ЗУН

Типы уроков: урок закрепления изученного материала, урок повторения¸урок комплексного применения ЗУН. Виды уроков: самостоят работа учащ-ся, лаборат раб, практический урок, экскурсия, семинар.

3. Урок обобщения и систематизации (целью является установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы и проверки.

4. Комбинированный урок

а. Организация учащихся к занятиям

б. Повторение и проверка знаний учащихся

в. введение нового материала

г. первичное закрепление нового материала

д. Задавание д/з и инструктаж по его выполнению

е. подведение итогов урока и выставление оценок.

^ 5. Уроки контроля и коррекции ЗУН

Подготовка учителя к уроку складывается из двух этапов:

1. планирование системы уроков по теме

2. конкретизация этого планирования применителино к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков.

Подготовка учителя к уроку (этапы):

1. Психологическая подгот-ка (учителю в конце учебного года определяется нагрузка следующего)

2. Перспективная подготовка (т.е. учитель выходит на работу он должен: ознакомиться с программой, с поправками в ней, просмотр учебников , проветка дидактического материала, разработка календарного плана).

3. Непосредственная подготовка к уроку(осмысление темы, установление целей, определение методов работы, содержание материала, план урока).


^ Ролевые игры как средство организации групповой работы в процессе обучения школьников

Ролевые игры – активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

^ Ролевая игра – такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый учения и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует свое поведение на выигрыш. Структурными элементами игры являются

1)моделируемый объект учебной деятельности,

2)совместная деятельность учеников в игре

3) правила игры

4) принятие решения в изменяющихся условиях

5) эффективность применяемого решения.
^ Билет 9

Планирование воспитательной работы в учебном заведении.

Планирование - это подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест управления в системе школой. Планы составляются директором и утверждаются на педсовете.

^ Различают перспективное, годовое и текущее планирование.

Перспективный план составляется обычно на пятилетие с целью определения важнейших направлений развития школы. Структура плана: анализ итогов работы школы за предыдущие пять лет, определение важнейших задач на следующее пятилетие, изменение контингентов учащихся и классов с их направленностью, организационно педагогические проблемы развития школы, основные направления совершенствования воспитательной работы, работа с педагогическими кадрами.

^ Годовой план является более конкретным, охватывает все стороны жизни школы. Структура и содержание его не унифицированы, так как они зависят от конкретных условий и специфики работы каждой школы. Анализ за предыдущий год, задачи школы но новый учебный год, учебно-воспитательная работа, внеклассная и внешкольная работа с учащимися, совместная работа школы и семьи, методическая работа, повышение квалификации и аттестация (Цель аттестации: создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работникам образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда., контроль и руководство.) В этих разделах указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач, сроки их проведения, лица, отвечающие за подготовку и проведение. Чтобы повысить эффективность и оперативность плана работы школы, к его составлению привлекают педагогический коллектив.

^ Текущее планирование намечает программу деятельности отдельных подразделений и исполнителей на определенные периоды в течении учебного года и вносят коррективы в годовой план. Составление планов учителей, классных руководителей, директоров, его заместителей, кружков.
^ Содержание экономических знаний. Методические пути их формирования.

Содержание знания:

1. Теоретические (понятия, связи, законы, законом-ти, теории, концепции)

2.Эмпирические (представл., факты, названия).

3.Методолог-ие (знания о методах науки, о способах изучения экономических знаний)
Умения: общеучебные, интеллектуальные, специальные.Способы усвоения знаний: восприятие, осознание, запоминание. Содержание эконом знаний т.е. чему учить?

Пути формирования: 1 уровень: Экономическая подготовка всех школьников, передача им базовых знаний о экономике. 2 уровень: Углубленная подготовка в школах уч-ся проявляющих интерес к данной сфере деят-ти и предлаг-ие дальнейшее обучение в вузах эконом. профиля. 3 уровень: Предусм-ет начальную прф подготовку старшеклассников в области эк-ки и бизнеса.
Содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения; нахождение своего места в экономическом пространстве.

Так, ученики 5 класса в основном имеют дело с личной экономикой и экономикой семьи; 6 класс познают экономику школы, а сфера деятельности 7классников еще шире - экономика местного хозяйства, предприятия,  родного края. 9кл. "Основы эк-ки и бизнеса", 10-11кл. "Основы рын-ой эк-ки" т.е необходимо дать общее представление о эконом. взаимосвязях в окр мире. развить практ умения эконом грамотного поведения. Стандарт эконом образования- это документ устан-ий минимальный необх уровень эконом. подготовки школьников.
Билет 10

Пути предупреждения и преодоления асоциального поведения школьников. Перевоспитание педагогически запущенных детей. Психология общения учителя и учащихся. Охарактеризовать сотрудничество учителя и учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

Асоциальное поведение   нарушение норм и правил, принятых в обществе. правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Педагогическая запущенность   это часть общей социальной запущенности. При коррекции асоциального поведения имеются в виду трудности самих детей и то, как эти трудности преодолеть. Прежде всего, необходима помощь таким детям в учебе, поскольку именно от того, как ребенок относится к учебе, берут начало все остальные его беды   сложные отношения с учителем и одноклассниками, его постоянно плохое самочувствие, низкое самоуважение. При коррекции асоциального поведения детей необходимо: 1. Применять принципы, стратегию и тактику личностно ориентированного воспитания. 2. Подключать к воспитанию весь класс. 3. Знать и учитывать побудительные причины (мотивы) поступков.

Главным в работе с педагогически запущенными школьниками это, во-первых, теплое, сердечное, доброжелательное отношение взрослых. Во-вторых, умение педагога выявить то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого запущенного, и опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. В-третьих, открытое и постоянное выражение доверия в нравственные силы трудных детей. А.С. Макаренко в самых трудных случаях говорил своим воспитанникам: "Я в тебе уверен. Ты не такой". Дети ценят, когда им доверяют, несмотря на их плохую репутацию. Они надеются, что взрослые их правильно поймут.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный; демократический; попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский).

При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности    Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу.                                              

Попустительский (анархический, либеральный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.                                          

Демократическй  При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили общения.


^ Методика формирования статистических умений. Критерии их сформированности.

Умения - это применение теоритических знаний на практике (Умение обрабатывать статистические данные)

Этапы формирования:

1.показать значения умения и установить цеи овладения им (научить читать табл,)

2. Ознакомить с составом умения

3.Показать учителя образца выполнения действий

4. тренир-ые упр-ия

5. самостаятельное применение умений.

Основными критериями, позволяющими судить об уровне сформированности знаний, умений и

навыков, являются успеваемость и качество знаний. Знание состава умения является одним из условий его формирования. Умение реализации СУ мы связываем с деятельностью студентов и рассматриваем как сложное, обобщенное умение, в состав которого входят умения: анализировать учебные программы; выявлять  структурные элементы знаний, формировать учебные умения в ходе реализации СУ; планировать по вертикали и горизонтали виды СУ.

В качестве основных критериев сформированности умения реализации СУ мы рассматривали следующие: знание состава деятельности по реализации СУ; качество выполнения действий; усвоение структуры деятельности по реализации СУ; качество усвоения структуры деятельности. Уровни сформированности умения реализации СУ у студентов определены нами в зависимости от того, в какой степени овладение умением удовлетворяет заданным выше критериям.. Знание критериев позволило определить, в какой мере умение реализации СУ, сформированное у студентов на том или ином этапе обучения, удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к уровню их сформированности  на данном этапе.


Билет 11

Пути организации и сплочения детского коллектива. Показатели сформированности детского коллектива класса.

Коллектив – это группа людей, которая является коллективом если у нее есть общая социально-значимая цель. Любой коллектив постоянно меняется, т к меняются люди входящие в коллектив. Процесс развития коллектива это управляемый процесс. В руководстве коллективом необходимо соблюдать следующие правила: 1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением детей к самостоятельности. 2. Т к коллектив постоянно меняется должно и меняться руководство. 3. Необходимо координировать другие воспитательные влияния. 4. Необходимо одыкватное выполнение детьми тех ролей, которые они осуществляют в коллективе.

Таким образом выделяют следующие пути сплочения коллектива:

1. Совместная деятельность детей: - наиболее значима учебная деятельность для школьников, - учат одни и те же учителя, - происходит синхронное накопление социального опыта.

2. Традиции, устойчивые обычаи которые складываются в коллективе.

3. Формирование общественного мнения, т е мнения большинства.

4. Зависит от содержательности и динамики деятельности коллектива.

5. Осведомленность учащихся о происходящем в классе, школе.

6. Организация самоуправления – это процесс регулирования жизни деятельности коллектива посредством полномочных лиц.

7. Соревнования. 8. Тон. 9. Стиль эстетика.

Механизмы воспитательного влияния кол-ва на личность: 1. Личность познает себя в сравнении с другими. 2. Личность проявляет себя в коллективе, утверждая свои качества. 3. Личность обогащается опытом которым располагают его товарищи. 4. Личность делится своим опытом в кол-ве. 5. В кол-ве личность вырабатывает навыки совместного выполнения деятельности.

А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения Признаки коллектива: наличие социально обоснованной цели. Наличие органов управления. Взаимоответственность и взаимозависимость.


^ Функции и формы проверки знаний. Критерии качества знаний. Критерии сформированности знаний и умений.

Функции: образоват. и развив.

Виды контроля: текущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль.

^ Формы: фронтальная форма (устная и письм.), групповая форма, индивидуальная, комбинированная форма и самоконтроль.

Критерии качества знаний – результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка означ.учтановл.степени выполн.школьн.задач, поставл.перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка тесно связана с контролем и является его следствием. Оценка должна: учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика (с учетом требований программ) характеризовать полноту и качество усвоенных знаний наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков оценка должна быть гласной, мотивированной и убеждающей


Билет 12

Общие методы и средства воспитания. Их взаимосвязь.

Методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, примера.

Убеждение — это один из способов на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Приемы убеждения: рассказ, беседа, диспут

Упражнение — многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

^ Виды наказания: моральное порицание, лишение, или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

^ Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания.

Средства воспитания – педагогически независимый источник социального опыта.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.
  1   2



Скачать файл (339.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru