Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа - Дорога к миру - файл 1.doc


Программа - Дорога к миру
скачать (235.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc236kb.20.11.2011 22:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...







МОУ «Гимназия № 5»

Адаптированная программа











Адресована учащимся начальной школы (1-4 классы)

Срок реализации 4 года.
Авторы-разработчики:

Быкова Л.Г.,

Кашицына Т.Г.

Использованы материалы программы

А.А.Погодиной
^

г. КАМЕНЬ-НА-ОБИ


2008год









^ Пояснительная записка

Постановка проблемы и актуальность программы

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.

В нашем мире так много зла и насилия… Порой бывает страшно от мысли, что в нем предстоит жить нашим малышам. А откуда берутся насилие, зло, несправедливость, взаимное непонимание и, как следствие этого, конфликты разной величины? Не прорастают ли они корнями в нашем детстве? Задавая себе такие вопросы, автор пришел к мысли, что воспитывая детей в школе, необходимо закладывать в их неокрепшее нравственное сознание не просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя и окружающих, какими бы они ни были: своим цветом кожи, своими взглядами, своими привычками, к какой бы ни принадлежали национальности, культуре. Другими словами, необходимо формировать такие базовые компетентности, которые бы помогли будущему гражданину нашей необъятной, многонациональной родины быть толерантным во всех отношениях и на этой базе стать настоящими интеллигентными людьми. Тем более, что даже у школьников старшего возраста часто наблюдается несформированность толерантности. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая на экранах телевизоров… Это далеко ещё не все причины. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить их, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны. Именно поэтому автор пришел к мысли: разработать воспитательную программу, охватывающую возрастной период младшего школьного возраста (1-4 класс), в системе создающую условия для формирования основных базовых компетентностей социального, нравственного и коммуникативного характера.
Воспитательная программа «Дорога к миру» является адаптированной программой, основывающейся на разработках Альбины Александровны Погодиной. Содержание программы определяется главной целью воспитания толерантности в подрастающем поколении (потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, мировоззрения, стилей мышления и поведения).

Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. Отметим, что в понимании автора толерантность – нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. То есть, являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции, а целью её формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.


^ Цель данной программы:
Формирование базовых компетентностей: социальных, коммуникативных, ценностно-смысловых и общекультурных через воспитание в детях миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создание условий для

-формирования негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

- формирования признания себя и других людей, их культуры; уважения к себе и окружающим;

- развития способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

- формирования умения определять границы толерантности;

- обогащения эмоционального мира детей.

Прогнозируемые результаты программы:

  1. Толерантное поведение детей в их практической деятельности;

  2. Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей;

  3. Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;

  4. Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;

  • тестирование;

  • микроисследования.



При составлении программы автор исходил из следующих положений:

- Возраст участников 7-10 лет. Данный возрастной этап характеризуется осознанием себя, началом вхождения в общество, поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а также осмысления себя в «культурном ландшафте».

- Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.

- Дети младшего школьного возраста увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению, хотя часто им не хватает социального опыта. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

- Ребенок, особенно маленький, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы привлекаются школьный психолог, социальный педагог, преподаватели области искусств и просто интересные люди.

- Иногда у детей возникают сложные взаимоотношения в семье. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и проведении многих предлагаемых программой форм воспитательной работы.

Процесс формирования толерантности, как любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой «обитает» ребёнок и в которой происходит воспитание тех или иных компетенций.

Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в её реализации семей младших школьников, педагогов и других сотрудников образовательного учреждения.
^ Программа имеет следующую логику построения:

- предлагается ведение воспитательной работы по двум блокам в каждом классе: 1 блок – исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность, 2 блок – создание воспитательной среды, формирующей толерантную личность ребёнка, и вооружения его способами толерантного взаимодействия.

Для реализации задач второго блока деятельность классного руководителя и коллектива учащихся организуется по следующим направлениям:

  1. познание и принятие себя (толерантность к себе) как субъекта семейной культуры, обучение основам толерантного общения в семье; формирование социальных компетенций;

  2. познание и принятие культуры малой Родины, формирование толерантности к своему народу; формирование ценностно-смысловых компетенций;

  3. Познание и принятие других людей, их культуры, взглядов, вероисповедания; формирование коммуникативных и общекультурных компетенций.

Деятельность по данным направлениям может быть организована последовательно от направления к направлению. Жизненные компетентности постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.
^ Основное содержание программы «Дорога к миру»

1. Условия и средства формирования толерантности у детей:



Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;

  • индивидуальный подход

Деятельностный:

  • опора на активность, сознательность и самостоятельность;

  • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

  • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

  • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей



Принципы воспитания толерантности:

^ Группа принципов

Название принципа

Сущность принципа

Правила

О

б

щ

е

п

е

д

а

г

о

г

и

ч

е

с

к

и

й

 

 

 

 

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

  • развитие интереса к проблеме толерантности;

  • развитие мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя толерантности;

  • четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

  • постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

  • ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками),  степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл «Тайны психики ребенка», СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В младшем школьном возрасте: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений, продолжать развивать моральное мировоззрение, трансформировать толерантность в один из нравственных законов внутри личности.

  • тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

  • организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

  • определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

  • минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание  общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;

  • включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальной жизни

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи,  мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

  • опираться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром;

  • учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);

  • отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

  • использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

  • подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

  • демонстрация последствий толерантности и интолерантности;

  • поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

  • возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

  • организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

  • выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

  • создание ситуации успеха.

Ч

а

с

т

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности.

  • изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;

  • опираться на возможности и уровень социальной среды;

  • интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

  • использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;

  • недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

  • соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;

  • перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:

 

  • опора на позитивный опыт толерантного  взаимодействия;

  • создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;

  • использование демократического стиля педагогического руководства;

  • организация диалога и сотрудничества в коллективе;

  • организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива. 



Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципов воспитания  толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

  • актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;

  • организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанника произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

  • побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.


2. Программа предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как:


Формы

  • Классные часы

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Игровые тренинги

  • Коммуникативные тренинги

  • Праздники

  • КТД

  • Игровые и конкурсные программы

  • Игры имитационные, деловые, драматизации

  • Викторины, познавательные игры


Методы

  • Беседа (в т.ч. эвристическая)

  • Дискуссия

  • Пример

  • Поощрение

  • Убеждение (самоубеждение)

  • Внушение (самовнушение)

  • Игровые методы

  • Метод самореализации

  • Требование

  • Метод воспитывающих ситуаций

  • Метод соревнования



  • Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач

  • Создание и анализ проблемных ситуаций

  • Элементы социально-психологического тренинга


3. Характеристика педагогических технологий, реализуемых в программе.

  • «Педагогика сотрудничества»

Классификационные характеристики технологии

  • По уровню применения: общепедагогическая.

  • По философской основе: гуманистическая.

  • По основному фактору развития: комплексная: био -, социо- и психогенная.

  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

  • По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

  • По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманис­тическая, общеобразовательная, проникающая.

  • По типу управления: система малых групп.

  • По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

  • По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудни­чество).

  • По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогичес­кая, игровая.

  • По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

  • Гуманно-личностный подход к ребенку.

  • Единство обучения и воспитания.

  • Воспитательные игровые технологии

Классификационные параметры игровых технологий

  • По уровню применения: все уровни.

  • По философской основе: приспосабливающаяся.

  • По основному фактору развития: психогенные.

  • По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт +суггестия.

  • По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +

  • Ш.

  • По характеру содержания: все виды + проникающие.

  • По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

  • По организационным формам: все формы.

  • По подходу к ребенку: свободное воспитание.

  • По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

  • По направлению модернизации: активизация.

  • По категории обучаемых: массовая, все категории.


целевые ориентации:

  • воспитание самостоятельности, воли;

  • формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

  • Культуровоспитывающая технология дифференцированного воспитания и обучения по интересам детей (И.Н.Закатова)

Классификационные параметры

  • По уровню применения: общепедагогическая.

  • По философской основе: гуманистическая.

  • По основному фактору развития: социогенная.

  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

  • По ориентации на личностные структуры: 1) СЭН + 2) ЗУН.

  • По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобра­зовательная, гуманистическая.

  • По типу управления: современная традиционная + дифференциация.

  • По организационным формам: дифференцированная.

  • По подходу к ребенку: гуманно-личностная + социоцентрическая.

  • По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + творческая.

  • По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности детей.

  • По категории обучающихся: все категории.

Целевые ориентации

  • Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН).

  • Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.

  • Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.

  • Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в Центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН).



^ Программа включает в себя четыре шага.

Первый шаг – 1 класс

^ Результат реализации воспитательной программы в 1 классе:

1.Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика
^

Основная идея


Классный час

Какой я? Какая я?

Дать представление о качествах, выражающих отношение к себе; побудить к самоанализу, самооцениванию и самоотношению.


Беседа

Моя семья.

Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи; привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях; побудить и организовать процессы саморегуляции, анализа поведения с близкими.


Игра

Мои желания.


^

Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе.


Игра-путешествие

Все мы разные.

^

Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также к позитивной оценке подростка сверстниками.


Тренинг

Я и моё имя.

^

Углубить знания об именах и о своем имени; формирование положительного отношения к себе и своему имени.


Тренинг

Что такое воля?

^

Продолжать формировать представление о волевых качествах; побудить к самоанализу своих поступков, развитию волевых качеств.


Беседа

Мои привычки.

Дать представление о полезных и вредных привычках; побудить к самоанализу, самооценке своего поведения, привычек; вырабатывать положительное отношение и стремление к изменению своих привычек.


Классный час

Мои любимые герои
^

Способствовать выработке идеалов и жизненных ценностей, позитивных жизненных сценариев; формирование умений слушать другого, договориться.


Тренинг

Я в семье.

Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи; привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях; побудить и организовать процессы саморегуляции, анализа поведения с близкими.


Беседа

Добро и зло.

^

Формировать умение анализировать текст (психологический и этический аспекты анализа); получить представление о добре и зле


Второй шаг – 2 класс

^ Результат реализации воспитательной программы во 2 классе:

1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Проявление внутренней позиции.

3. Формирование навыков внутренней позиции.

4. Формирование нравственных понятий

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика
^

Основная идея


Игра-путешествие

Главное правило жизни.

Формирование умения вступать в конфликт; формирование представления о внешних проявлениях добра и зла; усвоение «главного правила нравственности»; формирование представления о сочувствии, сопереживании.


Тренинг

Учимся строить добрые отношения в семье.


Приобретение опыта принятия как положительных, так и отрицательных переживаний

Классный час

Я в мире людей.

^

Дать детям представление о своем месте в мире, месте жительства на Земле; побудить к развитию у детей гражданских чувств.


Беседа

Я друг.

^

Дать представление о дружбе, товариществе; побудить к рефлексии отношений с одноклассниками, своих качеств как друга (подруги); показать ценность дружбы.


Дискуссия

Любовь – главное чувство человека.

Дать представление о любви как одной из величайших жизненных ценностей; побудить к самоанализу, размышлению о своих чувствах к близким, их проявлениям; побудить к стремлению совершенствовать себя.


Беседа

Мысль и слово.

Дать представление о связи мысли, речи и поведения; побудить к речевому самоконтролю, вежливому и внимательному общению к сверстникам и взрослым; формирование элементов речевой культуры.


Классный час

От самопознания к самовоспитанию.

Развитие умения видеть, пронимать, анализировать, оценивать нравственно-психологический аспект событий, поступков; побудить учащихся к самооцениванию качеств; помочь ориентироваться в системе нравственных ценностей и сделать свой выбор.


Игра

Кто я? Какой я?

^

Формирование адекватной самооценки учащихся


Игра

Мой характер.

Развивать у учащихся адекватно реагировать на собственные неуспехи и успехи других; развивать уважение и вежливое отношение к людям.


Беседа

«Я и моя семья или я – не один»

^

Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи


Третий шаг – 3 класс

^ Результат реализации воспитательной программы в 3 классе:

1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика
^

Основная идея


Классный час

Я – человек в мире людей.

Дать детям представление о своем месте в мире, месте жительства на Земле; побудить к развитию у детей гражданских чувств.


Тренинг

Учимся оказывать и принимать знаки внимания.

Развивать внимательное отношение к окружающим людям; формировать умение оказывать и принимать знаки внимания; развивать взаимоуважение и вежливое отношение к людям; учиться быть внимательным к самому себе и окружающим


Тренинг

Учимся реагировать на критику окружающих людей.


Развивать умение адекватно реагировать на критику окружающих людей; учиться находить позитивный выход из сложной ситуации; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого человека.

Игра-путешествие

«Умение общаться»

Развивать умение участвовать в свободной беседе; развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого; развивать умение понимать чувства и настроение другого.


Игра

Моё будущее.

^

Осмысление своей мечты


Тестовое занятие

Взаимоотношения и дружба в классе.

Развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого; развивать умение понимать чувства и настроение другого.


Игра-демонстрация

«Мое хобби»

^

Определение самобытности каждого ребенка через раскрытие его увлечений.


Классный час

«Всегда ли я хороший»

^

Стимулирование самоанализа детьми своего отношения к окружающим.


Праздник

«День творчества»



Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе проведения совместного праздничного досуга.

Классный час

«Я сам»
^

Формирование ценностного отношения ребенка к своей личности.


Четвертый шаг – 4 класс

^ Результат реализации воспитательной программы в 4 классе:

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика
^

Основная идея


Игровой тренинг

«В зазеркалье: занятие 1 «Это я!»

Помощь каждому ребенку в процессе самоидентификации.


Игровой тренинг

«В зазеркалье: занятие 2 «Мой мир!»

Стимулировать подростков в осмыслении своего внутреннего мира.

Тренинг

«Школа общения. Занятие 1 «Моё эхо»


Стимулирование самопознания и формирования умения терпимо воспринимать информацию о себе от других.

Праздник

КТД «Творческие мастерские»


Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе проведения совместного праздничного досуга.

Конкурсная игровая программа

«Самый, самый, самый»


Идентификация себя в коллективе.

Классный час

«И на солнце есть пятна»


Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.

Классный час

«Учись властвовать собой»

Формирование толерантности к себе.

Игровой тренинг

«В зазеркалье: занятие 3«Гармония с самим собой!»


Развитие навыков самоанализа и укрепление процесса позитивного самопринятия личности.

Игровой тренинг

«Перекресток души»


Поддержать процесс формирования у детей позитивной самооценки.

Коммуникативный тренинг

Школа общения. Занятие 2 «Диалог с самим собой»


Развитие умений самоанализа и самопринятия, а так же преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Тренинг

Школа общения. Занятие 3 «Комплимент»

^

Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также укрепление позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений


КТД

«Это здорово!»

Осознание и самопринятие каждым ребенком своих способностей, личностных черт через совместную творческую деятельность.


Работа с родителями

  • Изучение воспитательного потенциала семьи

  • Психолого-педагогический всеобуч родителей

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • Индивидуальная работа с родителями

Основные формы работы с родителями

Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.

Тематика родительских собраний для первого класса.

  1. «Взаимоотношения в семье».

  2. «Как помочь ребенку стать внимательным».

Тематика родительских собраний для второго класса.

  1. «Воспитание ненасилием в семье».

  2. «О детской дружбе».

Тематика родительских собраний для третьего класса

  1. «Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка».

  2. «Общение родителей с детьми».

 Тематика родительских собраний для четвертого класса.

  1. «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

  2. «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника».

  3. «Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка».



Социальные связи

  1. Центральная детская библиотека (проведение читательских конференций, бесед, театрализованных праздников).

  2. Городской музей (экскурсии с проведением бесед, посещение выставок).

  3. Пожарная часть.

  4. Учреждения дополнительного образования (тематические праздники, беседы, конкурсы, выставки, кружки).

  5. ПДН (встречи с инспектором).

  6. Детская поликлиника (встречи с медицинскими работниками).

  7. Речное пароходство (экскурсии).


Список использованных источников

  1. А.А.Погодина. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива». http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/3.htm.

  2. Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.

  3. Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001

  4. Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.

  5. Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004

  6. М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,

  7. “Классный руководитель” № 1, 2003.

  8. Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.

  9. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.

  10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.

  11. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, – С–П.: Речь, 2001 – 346 с.

  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – С–П.6 Речь, 2001 – 189 с.

  13. Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999 – 183 с.

  14. Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.

  15. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997 – 197 с.

  16. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 – 47 с.

  17. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, – М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.

  18. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе (Под ред. В.А. Сластенина, М: Академия, 2000 – 212 с.

  19. Сказки озера Байкал,

  20. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.

  21. Титова Е.В. Если знать, как действовать.

  22. Токмакова И. Приключения  Тутитамии // Мурзилка 1995 №5; с. 4–7.

  23. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – С–П: Речь, 2001 – 215 с.

  24. Хрестоматия по этике (Для учителя этики), – Ярославль 1995 – 245 с.

  25. Философский энциклопедический словарь, М., 97 с.

  26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.



Скачать файл (235.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru