Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте - файл Тема 2.doc


Лекции - Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте
скачать (276.4 kb.)

Доступные файлы (5):

Тема 2.doc80kb.15.11.2008 17:25скачать
Тема 3.doc120kb.05.09.2007 12:01скачать
Тема 3 с доп.doc118kb.14.09.2007 15:11скачать
Тема 4.doc124kb.06.09.2007 12:22скачать
Тема 5.doc55kb.07.09.2007 04:19скачать

содержание
Загрузка...

Тема 2.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 2. Организация информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой.
План:

  1. Информационные технологии финансового менеджмента предприятия.

  2. Информационный рынок и технологии.


Информационные технологии финансового менеджмента предприятий имеют свою специфику построения.

ИТ, обслуживающие финансовый менеджмент предприятия, базируются на ряде важнейших принципов, которые касаются как любых технологий, так и конкретных особенностей самого предприятии, специфики финансового менеджмента. Из этих общесистемных принципов следует выделить:

- комплексный и интеграционный характер всех видов управления предприятием;

- полноту и глубину информационного отражения предметной области;

- создание единого информационного пространства для реализации функций управления предприятием;

- обеспечение коммуникационного взаимодействия отдельных подсистем и технологий по всем внутренним и внешним направлениям предпринимательской деятельности.

Из конкретных особенностей предприятия следует выделить характеристики его структуры, объемов и масштабов производства товаров и услуг, специфику внутреннего управления и условия внешнего взаимодействия со средой хозяйствования. Влияние конкретных условий функционирования особенностей предприятия отражается на организации технологий, в моделях бизнес-процессов, на схемах управления ими и их развитии. Кроме того, это влияние обуславливает состав, содержание и структурные особенности баз данных, определяет содержание предметной области финансового менеджмента рассматриваемого предприятия.

Финансовый менеджмент предприятия (фирмы, корпорации) представляет собой сложный процесс управления денежными потоками, отношениями, ресурсами и т.д. Ключевая роль финансов в экономике предприятий выделяет функции управления ими в самостоятельную сферу деятельности. Эффективность финансового менеджмента достигается комплексной взаимосвязью всех функций и стадий процесса управления предприятием, которые не могут быть реализованы без ИТ. Организация технологий финансового менеджмента должна учитывать системность, а также ситуационную специфику финансового менеджмента. При системном подходе исходят из того, что финансовый менеджмент – это совокупность взаимодействующих элементов (методология управления, персонал, техника, технология, информация и другое), которые являются составляющими элементами общего комплексного управления предприятием. Ситуационный подход предполагает выбор и оценку пригодности различных методов и инструментов управления для достижения наибольшей эффективности управления в конкретных ситуациях.

При ситуационном подходе выявляются и рассматриваются только те внутренние и внешние факторы в реальной ситуации, которые оказывают влияние на функционирование предприятия в каждом конкретном случае.

Существование предприятия на рынке невозможно без хорошо налаженного финансового менеджмента, а специалист должен владеть ключевой информацией о стратегии и тактике предприятия. Поэтому финансовый менеджмент требует принципиально новых современных форм и методов работы, воздействия на эффективность хозяйствования. Определяются эти формы, прежде всего качественным уровнем информационного обслуживания и возможностями компьютерных систем. Информационные технологии поддерживают и во многом определяют производительность и результативность работы финансового менеджера.

Постоянные изменения, обновления в системе управления предприятием, а также во внешних его связях, зависимостях и влияниях нуждаются в адекватной реакции финансовых менеджеров.

Для этого требуется соответствующее информационное обеспечение, аналитический инструментарий, развитые программно-технические возможности технологий.

Автоматизация финансового менеджмента должна поддерживать устойчивое функционирование и развитие предприятия.

Разработка концептуальной основы в создании информационных технологий должна обеспечивать полное информационное отражение предметной области. Это является первым и самым важным условием поддержки финансового менеджмента предприятия. Главным в информационном отражении предметной области финансового менеджмента является полнота и глубина проявления его специфики в словаре информационной модели, в составе ее базовых понятий. Закладываемая в организацию технологий, информационная модель должна отражать разнообразие понятий, объектов (например, клиенты, финансовые инструменты, операции, документы, счета и т.д.), их назначение и сущность, давать описание свойств, понятий, их взаимосвязи, т.е. весь набор профессиональных терминов.

Наиболее полный словарь профессиональных терминов, отражающих данную область деятельности, выведенный для общения с финансовым менеджером, характерен для технологий высокого уровня. Он дает эффективную поддержку специалистам для принятия стратегических и тактических решений.

Информационно-технологическая поддержка, во многом определяя эффективность финансового менеджмента, действует во внутрифирменном управлении по всем направлениям работы предприятия. По внешней деятельности предприятия эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий финансовых рынков, финансово-кредитной сферы, финансового состояния других предприятий. Поэтому технологическое обеспечение должно базироваться на реализации как стандартных приемов, методов и форм финансового управления, так и на возможностях быстро и правильно оценивать любую финансовую ситуацию, оперативно находить выход из сложившихся конкретных условий. Поэтому от компьютерных технологий требуется обеспечение предложений ряда альтернативных решений, многовариантность их расчетов. Это означает возможность для финансового менеджера выбора из нескольких альтернативных вариантов наиболее пригодного и эффективного решения. Такое требование приобретает большое значение в условиях рискового предпринимательства, высокой конкуренции, при оценке новых проектов и инвестиционных вложений, инновационных вариантов развития.

Одним из требований к качеству технологий является развитие направления, связанного с формализацией профессиональных знаний финансового менеджмента в его различных аспектах. Оно способствует разработке, внедрению и предложению на рынке многочисленной программной продукции в этой области управления предприятием.

Наиболее существенными процедурами работы финансового менеджмента являются автоматизированный поиск необходимой деловой информации и разработка всевозможных вариантов развития производства, использования разнообразных источников финансирования с последующим выбором оптимальных значений рассматриваемых характеристик и параметров (например, вложений финансов). Без сложных, многовариантных альтернативных просчетов не может быть современного цивилизованного предпринимательства. Эти расчеты позволяют минимизировать риски.

Изменения во внешней среде хозяйствования, экстренный характер принимаемых решений, непредсказуемость последствий от того и другого требуют опережающего управления. Его задача заключается в выявлении пределов расширения производства, прогнозировании инновационных вариантов развития, поиске альтернативных решений, выборе новых направлений финансирования. Опережающее управление отдает предпочтение будущим прибылям и финансированию нововведений. Без этого невозможно устойчивое положение на рынке. Для развития и поддержки опережающего управления технологические возможности должны обеспечивать многоаспектный анализ, оценку финансового состояния предприятия, хорошо поставленный прогноз.

Финансовый менеджмент в значительной степени подвержен государственному регулированию, представляющему законодательно оформленную систему внешнего воздействия на предприятие. Среди основных направлений государственного регулирования налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, обращение ценных бумаг, бюджетное финансирование, лицензирование и другое. Все направления государственного регулирования тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Сточки зрения организации информационных технологий необходимо учитывать взаимодействие предприятия с направлением государственного регулирования. В совокупности они во многом определяют внешние условия хозяйствования.

Основная трудоемкость разработки автоматизированного взаимодействия для многофилиальных структур заключается в необходимости создания единых форматов и протоколов обмена данными, согласования различных аппаратных и программных комплексов, структур баз данных, совместного функционирования с эксплуатируемыми программными пакетами.

Можно определить следующие системно-технические требования к технологиям финансового менеджмента предприятия:

- необходимость целостности системы (интегрированной, комплексной), в которой механизм взаимодействия функциональных подсистем, модулей был бы максимально эффективен;

- наличие обширного инструментария для комплексной аналитики, принятия стратегических решений;

- достаточный запас мощностей и легко дополняемые программно-технические комплексы для поддержания все возрастающих объемов информации (новые услуги, новые рынки и т.д.);

- поддержка филиальной сети, эта проблема, наложенная на задачу интеграции информации различных территориальных подразделений, делает оперативное управление ресурсами предприятия трудно выполнимой задачей. Для эффективной работы предприятие должно осуществлять всесторонний систематический анализ своей деятельности.

Являясь основным элементом управления, такой анализ позволяет корректировать стратегию, обеспечивать сохранение или увеличение прибыли и повышение надежности функционирования предприятия, расширение и постоянное обновление выпускаемой продукции, спектра услуг.

Усложнение правил игры на финансовом рынке требуют систематизации информации и ее углубленного анализа с целью оптимизации оперативной деятельности, определения тактических действий и разработки стратегии развития. Поэтому системы поддержки принятия решений в финансовой сфере в настоящее время являются одним из важнейших направлений развития информационных технологий, которое вызывает особый интерес у финансовых менеджеров.

Информационные системы, технологии и накапливаемые в хранилищах данные являются основой для принятия и поддержки управленческих решений. В оперативном анализе менеджеру создаются максимальные удобства для извлечения из хранилищ полезной информации. Использование технологий хранилищ данных – одно из новых актуальных направлений развития информационных систем, пока еще мало распространенных. Хранилище данных – это предметно-ориентированный, интегрированный, неизменяемый, поддерживающий хронологию набор данных, организованный для анализа и поддержки принятия решений. Источниками данных для хранилища служат разрозненные информационные системы, которые обслуживают повседневную бизнес-деятельность на уровне операций, расчетных функций, отражения по факту движения капитала, ресурсов, средств и т.д. В хранилище могут накапливаться самые разнообразные данные о клиентах, о штатном персонале, о конкурентах, о рынке сбыта, и финансовых инструментах, о показателях экономики и др.

Источниками необходимой информации могут служить российские и зарубежные информационные агентства, фондовые биржи, газеты телевидение, Интернет и любые другие структуры.

На основе информации из хранилища, которая содержит результаты предыдущего опыта предприятия, в процессе анализа показателей собственной коммерческой деятельности и деятельности конкурентов в их взаимосвязи с внешними и внутренними факторами аналитик может выдвигать и предлагать к рассмотрению ряд альтернативных решений.

Наиболее важными составляющими компьютерных технологий являются прежде всего, информационное обеспечение и программно-техническое оснащение финансовых менеджеров. Дальнейшая детализация в рассмотрении касается этих направлений. Их следует изучить более углубленно.

Реализация функций финансового менеджмента предприятий связана с технологией формирования комплексов задач и осуществляется по следующим направлениям:

-информационное обеспечение финансового менеджера по всем функциям финансового управления предприятием;

- процесс выработки целей управления финансами предприятия, определения стратегии как главного направления достижения цели, применения определенных методов в конкретных условиях;

- поиск перспективных сфер бизнеса, конкурентных преимуществ, путей накопления капитала, источников финансирования, управления капиталом;

- определение объемов и масштабов предпринимательской деятельности, планирование ресурсов, доходов, получение прибыли, учет рисков;

- учет влияний внешней среды (финансовых рынков, рычагов государственного управления, финансово-кредитной сферы).

Комплексы задач финансового менеджмента разбиваются на отдельные задачи. При создании технологий финансового менеджмента осуществляются их постановки, в которых приводится формализованное описание входной, выходной информации и алгоритма решения задач. Такое описание задач их дальнейшее решение дает возможность финансовому менеджеру от обобщенных методов работы перейти к конкретным формам работы с финансовыми показателями.

Для успешного управления финансами предприятия фирмы большое значение имеет анализ показателей финансовой отчетности как результата выполнения намеченных планов и стратегий. При этом выявляются влияния, взаимосвязи между различными составляющими структурами финансов. Кроме финансовой отчетности оценивается динамика основных показателей деятельности предприятия, развитие его хозяйственной деятельности во времени. Сравнительный анализ по предприятиям позволяет менеджеру, увидеть какое место занимает предприятие во внешней среде хозяйствования.

Изучение финансовых коэффициентов и показателей, их аналитическая ценность создают менеджеру возможность спрогнозировать влияние принятия того или иного решения в конкретной экономической ситуации. Финансовый менеджер, используя соответствующее программно-техническое оснащение, оперативно работает с показателями ликвидности, рентабельности, платежеспособности, деловой и рыночной активности и т.д..

В России пока немногие предприятия могут действовать на уровне электронного бизнеса Системы управления ресурсами типа ERP(Enterprise Resource Planting) – это набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все аспекты управленческой деятельности предприятий. Среди требований к ERP – системам централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления предприятии любой отрасли, поддержка территориально распределенных структур предприятия работа на широком спектре аппаратно-программных платформ и систем управления базами данных.

В России полнофункциональные ERP – решения, построенные на Интернете, пока внедряются мало. Рынок таких услуг начинает формироваться в расчете на потенциальный спрос на подобные решения со стороны крупных промышленных предприятий. В подавляющем большинстве Российских предприятий автоматизация воплощается финансово-бухгалтерским модулем управления предприятием. При определенных условиях (внутренняя эффективность, соответствующая степень автоматизации информационных технологий, достаточная информационная открытость). Интернет позволяет вывести предприятие на новую ступень развития хозяйственной деятельности. Производителю Интернет дает возможность охватить максимальное число потребителей своих товаров и услуг.

Наибольший прогресс в деле автоматизации предприятия на основе Интернет технологий, может быть, достигнут при внедрении решений по управлению отношениями с клиентами.

Учитывая, что у российских компаний практически нет эффективных систем ведения клиентских отношений, внедрение подобных систем может дать конкурентное преимущество там, где клиенты готовы к восприятию новых технологий.

В конечном счете, задачи финансового менеджмента реализуются через совокупность финансовых показателей, которые используются в анализе, планировании, отчетности и т.д. Являясь инструментом в деятельности финансового менеджмента, показатели отражают состояние хозяйственной деятельности, ее результативность, финансовое положение предприятия, структуру его финансовых ресурсов.

^ 2. Информационный рынок и технологии

В связи с глобализацией хозяйственной деятельности спектр информационных потребностей финансовых менеджеров значительно расширяется. Будущему специалисту необходимо ориентироваться не только в инфраструктуре информационного рынка, но и в разнообразии видов информационных услуг и продуктов, в эффективности технологий их реализующих, в экономической целесообразности выбора того или иного варианта ресурсов и продуктов.

Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляемому объекту могут быть разделены на внутренние и внешние.

К внутренним информационным ресурсам относится информация, которая накапливается в процессе функционирования предприятия и формируется специалистами его различных подразделений – бухгалтерии, маркетинга, материально-технического снабжение, сбыта, финансового отдела и т.д.

С точки зрения использования в финансовом менеджменте практический интерес представляет любая внутренняя информация о хозяйственном объекте. Это, прежде всего данные управленческого учета, различные сметы и бюджеты, плановые и оперативные данные о производстве и реализации товаров и услуг, закупках и расходовании сырья и комплектующих, исполнении кассового бюджета, общих и производственных издержках, сведения о незапланированных поступлениях и выбытии средств, о движении трудовых ресурсов, финансовая отчетность и т.п.

Поскольку подобная информация производится, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации.

Особую роль при этом играет финансовая отчетность предприятия, характеризующая результаты его хозяйственной деятельности за определенный период времени. Показатели, которые содержатся или могут быть определены из отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля финансового состояния предприятия, а так же для решения других задач.

Содержащаяся в финансовой отчетности предприятия информация представляет значительный интерес и для внешних пользователей налоговых и контролирующих органов, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, акционеров и т.п.

Объемы, формы, степень детализации и периодичность представления информации об имущественном и финансовом состоянии хозяйственного объекта для внешних пользователей в условиях рынка могут определяться соответствующим законодательством, а так же внутренними положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом, успешность и эффективность его функционирования

В условиях рынка во многом определяется способностью адаптации к внешней среде. В этой связи основная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию.

Внешние информационные ресурсы – информация о других производителях, возможных потребителях продукции, поставщиках сырья и комплектующих, современных технологиях, положении на товарных рынках и рынках капитала, правовых условиях хозяйственной деятельности; общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и во всем мире. Подобная информация формируется и может быть получена на информационном рынке.

Под влиянием современных информационных технологий происходят коренные структурные преобразования процессов ведения бизнеса. В значительной степени эти изменения касаются и финансовой сферы. Наиболее существенным является рассмотрение всемирной сети Интернет и использование ее в качестве источника информационных ресурсов, единой информационно-телекоммуникационной среды. Интернет, являясь глобальной информационной сетью, не имеет сложившейся международной юридической основы и практики. Он не разделен на некие обособленные участки, или зоны регулирования.

Информационный рынок деловой направленности в Рунете – комплексное понятие, включающее в себя рынок, собственно деловой информации, виртуальные бизнес площадки различного типа, сервисы для поддержки функционирования деловой среды.

Российский рынок деловой информации в технологическом плане приближается к мировому по многим позициям, но имеет и ряд существенных особенностей из-за недостаточной цивилизованности самих рыночных отношений. Кроме того, имеет место низкая платежеспособность подавляющего большинства корпоративных и индивидуальных потребителей, их недостаточная программно-техническая оснащенность и низкая информационная культура.

В настоящее время малые и средние предприятия представляют собой категорию потребителей с ограниченными информационными потребностями. Как показывают экспрессопросы, деловой аудитории, предпринимателей, в большей степени их интересуют адресно-контактные сведения и ценовая информация, в том числе и в Интернет.

Областью создания сервисов для поддержки виртуальной бизнес-среды в Интернете находится на стыке с отраслью связи. Это сети передачи данных, аренда приложений, электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений, электронные бюллетени и рассылки, сети и системы удаленного диалогового доступа к базам данных и т.д.

В сфере обеспечения функционирования виртуального бизнеса информационный рынок выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры в виде различного рода электронных бизнес-сделок (систем продажи, обмена товаров и услуг, банковских, страховых операций и т.п.). В Интернете идет активный процесс становления электронного рынка, развития технологий ведения электронного бизнеса и электронной коммерции, фактически осуществляется перенос самой рыночной деятельности в эту среду.

Современный рынок деловой информации в Рунете включает:

-универсальные и специализированные каталоги, машины для поиска бизнес-информации в Интернете.

- информационные деловые сети, системы базы данных, аналитику и другое.

- биржевую, финансовую и коммерческую информацию, новости по экономике и бизнесу.

Основными и наиболее профессиональными сетевыми источниками деловой информации являются поисковые системы yandex.ru; aport.ru; rambler.ru. В каталогах этих систем информация по различным вопросам бизнеса структурирована по тематическим группам, разделам, подразделам с различной степенью подробности рубрик.

Информацию о различных видах ресурсов содержит сетевая энциклопедия “Навигатор информационных ресурсов”, специализированный вэб-сайт “Каталог деловой информации”, “каталог бизнес-ресурсов”, “карта деловой информации”, а так же “Новости информационного бизнеса”, “Каталог баз данных России”.

Становится возможным все больше бизнес операций переносить в сеть появилось понятие виртуальной компании, офис которой круглосуточно присутствует в Интернете. Появились технологии, позволяющие создавать Интернет-решения сайты(страницы). Интернет-магазины, аукционы, биржи. В основе этих технологий лежит разработка популярных приложений, востребованных рынком, для их последующей массовой сдачи в аренду.

Информационные продукты в виде баз данных, справочных изданий различного назначения для бизнеса создаются в различных секторах экономики, как в государственном секторе, так и в структурах частного бизнеса. Информационные ресурсы госсектора пока еще слабо представлены в Рунете. Только 14% от зарегистрированных сайтов составляют сайты госструктур. Примерами таких ресурсов, имеющих большое значение для бизнеса являются:

-справочно-информационный сервер таможенного комитета;

-информация по стандартизации, метрологии и сертификации;

- ресурсы по вопросам управления качеством;

-базы данных российских патентов и товарных знаков;

-электронно-адресные справочники, и базы данных по российским предприятиям;

-информация финансового рынка, бирж, промышленности и т.п.

Среди технологий, которые используются для реализации аналитики, наибольшее признание получила технология OLAP(оперативный анализ данных). Аналитические модули появились в составе всех основных западных и российских финансово-производственных приложений.

При изучении информационного рынка основное внимание при работе с информационными продуктами и услугами следует уделить биржевой и финансовой информации, являющейся главной составляющей в работе финансового менеджера.

Биржевая информация является по своему содержанию текущей, изменяется ежеминутно, отражая события, происходящие на рынке, и включает сведения о видах и котировках ценных бумаг (товаров), реализуемых через биржи и на внебиржевом рынке; процентных и учетных ставках, курсах валют, объемах торгов; сводных индексах и т.д.

Биржевая информация в большинстве случаев требуется потребителю в реальном масштабе времени, то есть по возможности одновременно с совершением сделки на рынке или немедленной ее регистрации. Это единственный сектор биржевой информации (высокая цена ошибок, повышенные требования к ее своевременности и качеству) обусловили необходимость и надежность существенных вложений в этот вид услуг.

Будучи обработанной специальными аналитическими программами, информация представляется также в графической форме, что значительно облегчает ее восприятие.

Достаточно перспективным является представление биржевой информации в форматах популярных пакетов прикладных программ.

Примерами из отечественной практики могут служить Московская Международная Валютная Биржа (ММВБ) и Российская Торговая Система (РТС), на которых информация о ходе торгов, доступна пользователям в формате другого офисного пакета – Microsoft Access.

В отличии от биржевой, финансовая информация гораздо шире, как по содержанию, так и по форме представления. Будучи гораздо менее критичной, к фактору времени, она является, аналитической, а не текущей. Формы представления финансовой информации достаточно разнообразны – от привычных таблиц, до трехмерных графиков, снабженных динамическими пояснениями, аудио и видео фрагментами и т.п.

Формирование рынка финансовой информации осуществляется:

-службами обмена информацией между финансовыми институтами;

-специализированными агентствами и службами ориентированными на профессиональных инвесторов;

-агентствами и службами ориентированными на потребительский рынок.

Предоставляемые ими информационные продукты и услуги доступны в реальном масштабе времени в следующих формах:

-баз данных на магнитных носителях или с доступом on-line (оперативной связи);

-специализированных обзоров в электронном или печатном виде;

-материалов периодических деловых изданий и т.д.

Деловая информация в реальном масштабе времени по российским и международным рынкам доступна только профессиональным участникам и предоставляется, в основном, зарубежными поставщиками. В настоящее время по уровню сервиса и оперативности к ним приблизились ряд известных отечественных компаний (Московский Финансовый Дом, “Прайм”, “Интерфакс”), а также служб институтов финансового рынка (ММВБ, РТС, Московская Фондовая Биржа)


Скачать файл (276.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru