Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по теории инноваций - файл 1.doc


Лекции по теории инноваций
скачать (339.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc340kb.21.11.2011 08:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Глава 1. Инновации, как один из важнейших факторов экономического развития. Сущность и классификация инноваций.



Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый под­ход к социальным услугам.

Цель инновационной деятельности на предприятии состоит в создании долговременных конкурентных преимуществ, то есть инновационная деятельность должна рассматриваться не как отдельные продуктовые и технологические инновации, а способность организации и ее персонала к постоянному и непрерывному режиму инновационной деятельности – к постоянному развитию системы знаний предприятия. В процессе инновационной деятельности система знаний должна быть рационально построена и эффективно управляться.

Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции (услуг), что является одним из важных результатов инновационной деятельности.

Конкуренция заставляет улучшать качество продукции, расширять ее ассортимент, снижать издержки производства.
Конкуренция является главным фактором восприимчивости организаций промышлен­ности к нововведениям, так как способствует превращению рыночных отношений в систему экономического принуждения к высокоэффективному труду.

В то же время конкуренция в области инновационной деятельности – это конкурс неординарных решений научно-технических, социально-экономических и других не менее важных проблем.

Это связано с тем, что когда предприниматель выходит на рынок с новым товаром, он, чаще всего является монополистом. Однако в отличие от традиционной монополии его господство на рынке носит временный характер: если инновация оказалась успешной, рано или поздно у предприятия появляются конкуренты. Но пока на рынке сохраняется инновационная монополия, предприниматель может диктовать свои цены, легально получая дополнительную прибыль. Это и есть главный стимул инновационной деятельности.

Важными моментами определения инновационной деятельности являются следую­щие:

  • инновационная деятельность основывается на новом научном знании;

  • результатом инновации является либо внедрение на рынок новых продуктов или услуг, либо освоение новых производственных про­цессов.

Результатом инновационной деятельности является инновация или нововведение - продукт либо процесс, отличающийся от ранее исполь­зуемых существенными параметрами.

Инновация должна:

  • обладать научно-технической новизной;

  • быть востребованной при данном уровне социально-экономического развития

  • быть коммерчески реализуемой

Применительно к предприятию это означает, что инновация должна давать финансовый результат.

Нововведение принятое рынком и подтвердившее свою необходи­мость начинает распространяться. Этот процесс называется диффузией нововедения. В результате диффузии нововведение превращается в новшество. Затем происходит процесс рутинизации нововведения. При­вычный продукт или процесс используется более или менее продолжи­тельный период времени, что зависит от его жизненного цикла, и сменя­ется очередным нововведением.

Как следует из вышесказанного, постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений в настоящее время - главный фактор повышения конкурентоспособности, и, следовательно, экономического развития отрасли. Для этого в отрасли непрерывно улучшается и преобразовывается продукция, услуги, совершенствуются производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики отрасли; способствует повышению производительности труда, созданию новой сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности отрасли на мировом рынке и т.д.

Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в данном случае делятся на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности отрасли, внешние мотивы инновационной активности, которые обусловлены политикой государства.

Понимание инноваций как меры новизны и прогрессивности принимаемых экономических решений знаменует появление в экономике новых веяний по-новому понятой «экономичности» экономики и предлагает перешагнуть узкий круг принятых и привычных дефиниций, чтобы демонстрировать расширение границ приемлемости, рождения новых ориентиров и мотивов в действиях потребителя, производителя, ученого, менеджера.

Интерес экономической науки к инновациям впервые был привле­чен в связи с анализом природы "длинных волн конъюнктуры Кондрать­ева". Под длинными волнами конъюнктуры, впервые выявленными со­ветским экономистом Н.Д. Кондратьевым понимаются циклические изменения в темпах экономического развития на протяжении длительно­го (50- 60 лет) периода. Для понижательной волны цикла характерна вя­лая конъюнктура, длительные и глубокие спады среднесрочного цикла, продолжительные депрессии, вялые и короткие подъемы экономической активности. На повышательной волне цикла темпы экономического рос­та велики, кризисы выражены слабо, депрессии непродолжительны. Природу длинных волн сам Н.Д. Кондратьев объяснял прежде всего из­менением структуры и динамикой основного капитала и, отмечая рост значительных изобретений в начале повышательной волны, не отводил инновациям приоритетного значения.


^ Рис. 1. «Длинные волны коньютруты Кондратьева»

Особая роль инноваций в динамике общественного производства была обоснована И. Шумпетером . Предложенная им концепция опреде­ляющего воздействия инновационной деятельности на долгосрочные циклы послужила толчком для формирования особого направления эко­номической науки, исследующего инновационный процесс.

Генератором инноваций по Шумпетеру становится предпринима­тель - человек, производственное назначение которого заключается в поиске и внедрении новых комбинаций факторов производства, разви­тии рыночного спроса. Создание новых продуктов и освоение ранее не применявшихся технологий осуществляется с целью получения прибы­ли, которая является стимулом инновационной деятельности. Массовые изобретения и связанные с их внедрением структурные изменения в эко­номике дают мощный толчок для развития рынка. Результатом создания качественно новых продуктов, услуг, производственных систем стано­вится рост потребительских расходов и инвестиций, расширение рынка и формирование новой отраслевой структуры экономики. Расширяю­щийся конечный потребительский спрос и инвестиции в развитие новых отраслей создают условия для быстрого экономического роста. Этот пе­риод и образует повышательную волну долгосрочного цикла. По мере исчерпания рыночного потенциала осуществленных инноваций, насы­щения спроса снижаются темпы роста валового продукта, падает при­быльность вложенного капитала - экономика переходит к понижатель­ной волне кондратьевского цикла. Массовое внедрение инноваций и од­новременное обновление производственного аппарата вызывает столь же синхронное исчерпание потенциала роста и снижение темпов.

Работы Й.Шумпетера положили начало макроэкономическому ана­лизу причин и следствий инновационной деятельности. В связи с анали-

зируемой в данной работе проблеме особый интерес вызывают появив­шиеся в 70-80- годах работы Г.Менша и А.Кляйнкнехта.

Г.Менш связывает цикличность в темпах экономического роста с появлением и эволюцией базисных нововведений. Выделяемые им ба­зисные нововведения приводят к появлению неизвестных ранее спосо­бов удовлетворения потребностей и вызывают структурную перестройку экономики. Появление базисных нововведений приводит к строительст­ву новых предприятий, появлению ранее не существовавших отраслей, переориентации или отмиранию ряда существующих производств. При этом производство отстает от растущего спроса, норма прибыли высока, экономика быстро развивается.

Начиная с некоторого момента насыщение спроса влечет за собой улучшающие нововведения, производство ищет сбыт избыточной про­дукции на внешних рынках, объемы инвестиций начинают сокращаться. С этого момента начинается понижательная тенденция долгосрочного цикла. Капитал уходит на финансовые рынки, и готовность к инвестици­ям в реальный сектор появится только тогда, когда прибыльность фи­нансовых вложений опустится ниже инвестиций в реальный сектор. По­пытка стимулировать спрос проявляется в псевдоинновациях - внешних изменениях, не приводящих к существенным изменениям свойств.

Такую застойную конъюнктуру рынка Менш называет "технологи­ческим патом". Именно в этот период, с его точки зрения, складываются условия для осуществления базисных инноваций.

А.Кляйнкнехт, рассматривая влияние инноваций на длительные циклы, дополняет рассмотренную выше классификацию, выделяя кла­стеры нововведений-продуктов и нововведений-процессов. Нововведе­ния-продукты связаны с конечным потреблением и, прежде всего они на фазе депрессии создают условия будущего улучшения конъюнктуры. Нововведения-процессы связаны как с конечным потреблением , так и с производством. Последние появляются на повышательной фазе долго­срочного цикла.

Впервые определение инновации было дано в 1911 году Шумпетером в работе "Теория экономического анализа". В ней шла речь о "новых комбинациях" изменений в развитии. Всего, было выделено пять типичных изменений:

  • использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

  • внедрение продукции с новыми свойствами;

  • использование нового сырья;

• изменения в организации производства и его материально-
технического изменения;

• появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 30-е годы, он конкретизировал понятие инновации, трактуя его, как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

К концу 80-х годов существовало более ста определений такого явле­ния как инновация, данных как отечественными, так и зарубежными иссле­дователями. Основные их них приведены в табл. 1.

Анализ различных подходов к определению сущности инновации, показал, что в зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:

  • как результат творческого процесса в виде создания новой техники, технологии, организационной структуры и т.п. (Бляхман Л.С., Варшавский А.Е., Завлин П.Н., Ильдеменов СВ., Канторович Л.В., Кругликов А.Г., Кутейников А.А., Макаров С.Л., Молчанов Н.И., Павлюченко В.И., и т.д.);

  • как процесс качественного изменения, внедрения новых идей, техники, технологии, формирования новых отношений по их поводу (Барютин Л.С., Гвишиани Д.М., Горфинкель В.Я., Громека В.И., Пригожий А.И., Санто Б., Твисс Б. и др.);

  • как систему, целостную внутренне противоречивую и динамичную (Лапин Н.И., Шумпетер И. и т.д.);

  • как изменения в производстве, которые могут относиться как к технике и технологии, так и к форме организации производства и управления (Валента Ф., Яковец Ю.В., Водачек Л., Водачкова О. и др.)

• как результата и как процесса (Бешелов С.Д., Гурвич Ф.Г., Хиггель
и т.д.);

Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При
этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и
разрешение противоречий. Психологи рассматривают возникающие при этом
конфликты, способы их разрешения и эффекты, которые достигают команды
инноваторов. В технических науках особое внимание уделено

технологической стороне изменений, принципиально новых технологий. С точки зрения экономической науки рассматривается не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование инвестиций.

Необходимо отметить, что такое множество определений сущности инновации вызвано комплексным, системным характером инновационных процессов, пронизывающих как все без исключения стороны деятельности людей, так и большим разнообразием целей и задач исследований. Однако во многих приведенных определениях термин инновация трактуется применительно к конкретной формальной ситуации, в связи с этим не всегда раскрывается экономическая сущность инновации.

Таблица 1

Определение термина "инновация" отечественными и зарубежными

исследователями

Автор

Определение термина "инновация"

Кингстон

Инновация - преобразование идей в конкретный предмет. 1

Мендел Эннис

Инновация - новые уникальные продукты. Процессы или услуги.

Никсон Ф.

Инновация - совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых или улучшенных промышленных процессов и оборудования

Павлюченко В.И.

Инновация - результат, итог предварительно проведенной научной, практической, организационной работы.

Пригожий А.И.

Инновация - "клеточка" управляемого развития целенаправленных изменений.

Риге

Инновация - коммерческое освоение новой идеи.

Руденко И.А.

Инновация - вновь созданный материал, продукция, технология, впервые внедряемый в производство. В это же понятие укладывается и организация или создание рынка для нового, впервые произведенного продукта.

Санто Б.

Инновация - такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Соколов Д.В. Титов А.Б. Шабанова М.М.

Инновация - итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).

Твисс Б.

Инновация - процесс, в котором изобретение или идея принимает экономическое содержание

Уткин Э.А. Морозова Г.И. Морозова Н.И.

Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Хиггель

Инновация - применение нового продукта или процесса на практике.

Шумпетер И.

Инновация - изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Яковец Ю.В.

Инновация - качественные изменения в производстве, которые могут относиться как к технике и технологии, так и к форме организации производства и управления

Барнет

Инновация - вещественный результат, являющийся новым по своим качественным отличиям от существующих форм.

Барютин Л.С.

Инновация - управляемый процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся во внедрении различных изменений в существующие системы и структуры с целью создания, распространения и использования принципиально нового или модифицированного практического средства (новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего экономический, технический или социальный эффект.

Бешелов С.Д. Гурвич Ф.Г.

Инновация - это, как сам реализованный в общественном производстве научный или технический результат, так и процесс его получения.

Водачек Л. Водачкова О.

Инновация - целевое изменение в функционировании предприятия как системы. Это может быть количественное или качественное изменение, которое касается той или иной сферы деятельности предприятия.

Гвишиани Д.М.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности: одновременно это и есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.

Горфинкель В.Я.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

ГромекаВ.И.

Инновация - процесс, в ходе которого научная идея или технология изготовления доводятся до стадии практического использования и начинают давать экономический эффект.

Дракер

Инновация - результат влияния новшества на образ жизни людей. J

Завлин П.Н.

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок.

Ильдеменов СВ.

Инновация - объект - внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Ионов М.

Инновация - новый продукт, услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Кабаков B.C.

Инновация - процесс формирования качественно нового состояния системы, а также связей между ее элементами, направленный на повышение эффективности ее функционирования.

Лапин Н.И.

Конструирование новых способов и продуктов... В более широком философском смысле - это функция развития культуры как совокупности жизнедеятельности человека. Инновация - есть целостная, внутренне противоречивая и динамичная система.

Валента Ф.

Изменение в первоначальной структуре производственного механизма, то есть переход его внутренней структуры к новому состоянию: касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организаций; изменения, как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями.


В настоящее время Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати ("Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок"). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

В соответствии с международными стандартами (применительно к технологическим инновациям) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальной услуге .

Специфика инновации, как нового продукта и как товара, реализуемого на рынке, определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении конечного научно-технического результата или услуги; особым характером финансирования, связанным с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенным характером спроса, в силу чего предложение инноваций должно играть активную и упреждающую роль.

Для установления значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени их влияния на повышение благосостояния населения, а также для сравнительной количественной и качественной оценки инноваций важное значение имеет классификация по ряду основополагающих факторов.

^ Существует более тридцати классификаций инноваций по различным признакам.

Остановимся кратко на некоторых из них.

1. Для экономической деятельности общеупотребительной стала следующая типология инноваций:

  • радикальные (базовые), т.е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления;

  • комбинированные, предполагающие использование различных сочетаний факторов производства;

  • модифицирующие (улучшающие), связанные с улучшением, дополнением базовых конструкций продукта, принципов и форм хозяйственной деятельности.

2. По причинам возникновения инновации могут быть разделены на
следующие:

  • реактивные, которые выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами; они направлены на обеспечение выживания, сохранения и дальнейшего развития и процветания фирмы, предприятия или организации;

  • стратегические, направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

3. По степени новизны инновации могут быть разделены на совокупности
инноваций по однородности уровня новизны с целью оценки их значимости.
В этом смысле понятие новизны может относиться к инновационному
продукту или технологическому процессу в целом - в случае их абсолютной
новизны, либо частично - в случае, когда понятие новизны относится только
к некоторым элементам продукции или технологического процесса,
изменяющим функции и характеристики существующего продукта или
процесса. С этих позиций следует определить радикальные инновации,
которые относятся к принципиально новым продуктам или процессам;
инкрементальные, касающиеся значительного усовершенствования
существующих продуктов и процессов, а также инновации, связанные с
внедрением новых
или в значительной степени усовершенствованных
методов производства.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется также по технологическим параметрам и с рыночных позиций. По технологическим параметрам инновации делятся на продуктовые, когда применяются новые материалы, полуфабрикаты, комплектующие, и получаются продукты и товары с принципиально новыми функциями (продуктовые инновации - это преимущественно новые продукты); процессные, когда применяются новые технологии производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства. По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяют инновации, новые для данного предприятия, группы предприятий, отрасли, страны, мира.

4. С точки зрения скорости и полноты осуществления инноваций, имеют значение следующие различия:

  • замещающие инновации, предполагающие полное ввггеснение устаревших способов хозяйствования и технологий;

  • меняющие, связанные с исключением выполнения каких-либо операций, выпуска изделия и не заменяющие их новыми;

Таблица 2

Классификация инноваций

^ Признак классификации

Виды инноваций

1 .Типология, характерная для экономической деятельности

1.1. Радикальные (базовые)

1.2. Комбинированные

1.3. Модифицирующие (улучшающие)

2.По причинам возникновения

2.1.Реактивные 2.2.Стратегические

З.По степени

новизны

-по отношению к инно-

вационному продукту или технологическому процессу в целом либо

частично

3.1.Радикальные

3.2.Инкерментальные 3.3.Инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени

усовершенствованных методов произ­водства

-по технологическим параметрам

З.4. Продуктовые

3.5. Процессные

-новизны для рынка

3.6.Инновации, новые для предпри-

ятия

3.7.Инновации, новые для отрасли

3.8.Инновации, новые для страны

3.9.Инновации, новые для мира

4.Скорость и полнота осуществле­ния инновации

4.1. Замещающие 4.2.Меняющие

4.3. Возвратные

4.4. Открывающие

4.5 .Ретронововведения

5.По направленности результатов и по сфере приложений

5.1 .Продуктовые

5.2.Рыночные

5.3.Инновации-процессы

5.4.Инновации, которые будут

использоваться как научный

инструментарий

6.По функциональному назначению и области применения

6.1. Технические

6.2.Технологические

6.3 .Организационно-управленческие

6.4.Информационные

6.5. Социальные

7.По характеру удовлетворяемых потребностей

7.1. Ориентированные на существующие потребности 7.2.Ориентированные на формирование новых потребностей

8.Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации

8.1 .Научно-технический

8.2. Социальный

8.3. Экологический
8.4.Экономический

8.5 .Интегральный

  • возвратные, связанные с возвращением к предшествующему порядку после дискредитации новшества, либо выяснения неподготовленности производственных и хозяйственных условий к его эффективной реализации;

  • открывающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников и основанные на фундаментальных изобретениях;

  • ретронововведения, воспроизводящие на новом уровне ранее применявшиеся изделия, способы и средства их производства.

5. По направленности результатов и по сфере приложений инновации можно разделить на следующие:

  • инновации, которые будут использоваться как научный инструментарий; они предназначены для получения новых знаний, обоснования научных идей и новых технологий;

  • продуктовые (новые продукты и товары, новые услуги и т.п.), предназначенные для удовлетворения потребностей в новых товарах, услугах или потребностей новых потребителей);

рыночные, открывающие новые сферы применения продукции, товара, позволяющие реализовать инновационные продукции и услуги на новых рынках;

инновации - процессы (технологии, организация производства,
управленческие процессы), предназначенные для удовлетворения
потребностей в новых функционально-ориентированных физико-
химических и информационных процессах, процессах социальной и
производственной организации предприятий, отраслей и регионов, а
также в новых формах управления этими процессами.

6. По функциональному назначению и области применения различают следующие инновации:

  • технические, которые предназначены для производства новой продукции, продукции с новыми или улучшенными свойствами; появляются они, как правило, в производственной сфере;

  • технологические, которые предназначены для совершенствования способов изготовления продукции на новейших технологий, достижений в области физико-химических наук, автоматизации и компьютеризации; возникают они, как правило, в производственной сфере при изыскании более улучшенных, совершенных способов изготовления продукции;

  • организационно-управленческие, которые связаны с процессами управления и оптимальной организации производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения;

  • информационные, которые решают задачи организации рациональных информационных потоков, оптимального управления этими потоками в различных областях научно-технической, инновационной, производственной деятельности, повышения оперативности получения

оперативности получения информации, ее полной надежности и достоверности;

7. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть
разделены на следующие:

  • ориентированные на существующие потребности;

  • ориентированные на формирование новых потребностей.

  • социальные, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, науки, культуры и других социальных проблем населения.

8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации:

  • научно-технический;

  • социальный;

экологический;

  • экономический;

  • интегральный.

Данная классификация также представлена в табл. 2.

Классификация инноваций по рассмотренным выше признакам позволяет:

  • осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного поведения их реализации и практической инновационной деятельности, разрабатывать эффективную рыночную стратегию, направленную на реализацию нововведений;

  • создавать экономические механизмы и организационный формы управления инновациями и инновационной деятельностью в зависимости от типа инноваций (организационно- экономического механизма инновационной стратегии);

  • определять методы, способы и формы реализации и продвижения инновационного продукта и инновационных технологий в зависимости от различных типов инноваций;

  • оптимизировать организационные формы инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, экономические отношения в инновационной сфере и управление активизацией в инновационной сфере.

Ориентация отраслей, генерирующих базисные инновации, на спрос конечных потребителей в лице граждан и традиционных отраслей позволяет через рынок устанавливать соответствие инноваций динамике общественных потребностей. Такая система в отличие от директивного перераспределения ресурсов предохраняет от существенных потерь в масштабах народного хозяйства.

Особенностью Российской Федерации является то, что наряду с технологическими изменениями в стране происходят базисные социаль­ные и экономические инновации. Переход к рыночной организации хо­зяйства, отказ от любых форм директивного планирования, изменения взаимоотношений государственных предприятий с бюджетом радикаль­но изменили среду, в которой функционирует железнодорожный транс­порт. Отказ от директивного планирования привел к рыночной неопре­деленности с объемами перевозок грузов, их характером и направления­ми, вызвал необходимость прогнозирования предполагаемых грузопото­ков. Изменилась структура клиентов - наряду с крупными государствен­ными и бывшими государственными предприятиями возникла масса не­больших частных предприятий, не имеющих традиционных навыков ра­боты с дорогой, предъявляющих иные требования к перевозке. Помимо парка ОАО «РЖД» возник парк подвижного состава, принадлежащий клиентам. Железнодорожный транспорт поставлен в жесткие финансовые условия -при фиксированных тарифах и сохраняющейся необходимости дотиро­вать пригородные и дальние пассажирские перевозки, ОАО «РЖД» практически лишено бюджетного финансирования не только текущей деятельности, но и инвестиционного процесса.

Исходя из предложенного варианта классификации инноваций и изменившейся внешней среды функционирования дорог, появляется возможность сформулировать требования к инновационной политике дороги и связанным с этим инвестиционным процессом.

В качестве базисной инновации применительно к железнодорож­ному транспорту можно рассматривать только формирование высоко­скоростных магистралей. При современном состоянии высокоскоростно­го железнодорожного движения и требований производства оно может быть направлено исключительно на пассажирское движение. Решение о его развитии должно приниматься государством и финансирование мо­жет осуществляться только из государственного бюджета.

Основным типом инноваций, применяемым на железнодорожном транспорте являются улучшающие инновации. Можно выделить три ос­новные направления, в которых они применяются:

  1. Технические и технологические нововведения, направленные на снижение удельных затрат. В основе этих инноваций лежат базисные инновации, генерируемые новыми отраслями. Важнейшим направлением здесь является информатизация дорог, использование современных те­лекоммуникационных систем в управлении движением, автоматизации процессов управления и т.д. Вторым направлением является применение новых конструкционных материалов, более производительной техники, совершенствование и удешевление подвижного состава. Такого рода ин­новации не требуют существенных изменений перевозочного процесса, финансирование инвестиций осуществляется за счет амортизации в про­цессе реконструкции и замены списываемой техники.

  2. Инновации, определяемые требованиями к перевозочному про­цессу со стороны клиентов в условиях изменившейся системы производ­ства. В силу специфики географического размещения производитель­ных сил в Российской Федерации железнодорожный транспорт состав­ляет основу транспортной системы страны. Он остается самым дешевым универсальным наземным видом транспорта, не имеющих конкурентов при перевозке дешевых массовых грузов. При переходе экономики стра­ны к рыночной организации хозяйства произошли изменения в требова­ниях клиентов к перевозочному процессу, и железнодорожный транс­порт столкнулся с острой конкуренцией со стороны автомобилистов при осуществлении дальних перевозок дорогостоящих грузов, продукции машиностроения и т.д.

Грузовладелец согласен платить повышенную провозную плату за скорость доставки, поскольку сокращение времени транспортировки оз­начает для него ускорение оборота капитала. Предельный размер допла­ты за скорость будет равен для него дневному банковскому проценту от стоимости груза за каждый день ускорения доставки. В таком случае, чем выше стоимость груза, тем больше величина тарифа, которую он готов уплатить за срочность перевозки. Отсутствие централизованного планирования и неопределенность рыночной ситуации заставляет произ­водителя менять объемы производства и направления перевозок в зави­симости от заключенных договоров, между тем отправки груза по же­лезной дороге он должен, в соответствии с транспортным уставом, пред­ставлять заявку не менее чем за 10 дней до начала перевозки. При пере­возках грузов смешанным сообщением сроки доставки существенно воз­растают за счет перевалки груза, а, кроме того, возрастают потери. Та­ким образом, железнодорожный транспорт существенно утрачивает свои позиции как универсальный вид транспорта общего пользования. На протяжении последнего десятилетия доля грузов массовой перевозки в грузообороте дорог неуклонно возрастала, а прочих - падала.

Исходя из мировых тенденций в развитии производства, возраста­нии доли наукоемкой продукции, продукции с высокой степенью пере­работки для сохранения своей лидирующей роли в транспортной систе­ме железные дороги должны увеличивать мобильность в реакции на ры­нок, выступать в роли организатора логистического процесса или, как минимум, включаться в логистические цепочки. Логистические принци­пы работы предполагают, создание управляемой системы, учитывающий поведение внешней среды, рынка, всевозможные ситуации и выдающий стратегическое (перспективное) решение. Некоторые шаги в этом на­правлении делаются в настоящее время, например, участие в коридоре информирование клиентов о прохождении грузов, организация кон­тейнерных поездов и т.д.

Повышение гибкости реакции дорог на потребности клиента тре­буют инноваций в организации взаимодействии дороги и клиента, пере­возочного процесса, взаимодействия с сопряженными видами транспор­та. Необходима разработка новых технологий в организации экспортно-импортных перевозок, создание систем взаимодействия грузоотправителя, экспедитора, дороги и таможенных органов позволяющих ускорить доставку грузов и обеспечить ее бесперебойность. Должны развиваться новые формы взаимодействия в рамках транспортных узлов, создание грузовых терминалов с высокими пропускными способностями, осна­щенных грузовой и информационной техникой высокого уровня. При всей осторожности к прямому перенесению международного опыта в ус­ловия Российской Федерации, транспортный комплекс которой обладает существенной спецификой, определяемой географическими, историче­скими, экономическими факторами, необходимо отметить, что именно по этому пути развивается в настоящих условиях железнодорожный транспорт развитых стран.
3. Управленческие инновации, направленные на повышение мо­бильности дорог в реакции на рынок, повышение экономической эффек­тивности работы дорог. Изменения в схеме управления и организацион­ном строении дорог непрерывно осуществлялись на протяжении послед­него десятилетия, далеко не все они оказались удачными. В настоящее время идет процесс последовательного усиления централизации управ­ления и финансовых ресурсов. Такого рода тенденции не согласовыва­ются с потребностью в гибкой реакции на рынок, но обусловлены слож­ным финансовым положением в котором находится железнодорожный транспорт.

Процессы обновления, обусловленные инновациями, связаны с рыночными отношениями, ибо основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике как средство решения производственных, коммерческих задач, а также как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, необходимо исходить из положения, что инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или конкретные потребности. Особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим при создании организационно-экономического механизма управления инновациями и инновационной структурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы. Поэтому следует конкретизировать содержания понятия «инновационный процесс».
  1   2   3   4   5



Скачать файл (339.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru