Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Адаптивная физ.культ - файл Эпидемиология, классификация,этиология.doc


Загрузка...
Лекции - Адаптивная физ.культ
скачать (31.4 kb.)

Доступные файлы (5):

Адаптивная физическая культура при ДЦП.doc154kb.14.02.2009 20:29скачать
Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП.doc24kb.14.02.2009 20:29скачать
Двигательная реабилитация при ДЦП.doc48kb.14.02.2009 20:29скачать
Двигательные нарушения при ДЦП.doc51kb.14.02.2009 20:29скачать
Эпидемиология, классификация,этиология.doc44kb.14.02.2009 20:29скачать

Эпидемиология, классификация,этиология.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология


ДЦП – органическое поражение мозга, возникающее в период внутриутробного развития, в родах и в период новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.

Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые – у 75%, психические – у 50% детей.

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут походить по типу:

- спастичности,

- ригидности,

- гипотонии,

- дистонии.

Нарушение регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематичсекими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения слуха, зрения, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр.

Все нарушения могут быть различной степени выраженности – от минимальных до максимальных.

Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения и речь.

По данным К.А.Семеновой (1999), ДЦП на территории России в 1962 году составлял 0,4 случая на 1000 детского населения, а в 1992 – 9 случаев на 1000 детского населения.

В Украине как и во всем мире также растет численность детей, страдающих ДЦП.

ДЦП описан еще в трудах Гиппократа и К.Галена. однако оновоположником изучения проблемы ДЦП является английский хирург-ортопед Литтль (1862). В дальнейшем подробно описанную им спастическую диплегию стали называть болезнью Литтля.

В нашей стране пользуются классификацией К.А.Семеновой (1978).

Выделяют следующие формы ДЦП:

- спастическая диплегия,

- двойная диплегия,

- гиперкинетическая форма,

- гемипаретическая форма,

- атонически-астатичекая форма.

^ Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки.

Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% — с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.

^ Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП с тоталь­ным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тя­желыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрями­тельные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная мото­рика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы.

Прогноз двигательного, речевого и психического развития небла­гоприятный.

^ Гиперкинетическая форма — связана с поражением подкор­ковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефало­патия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, уси­ливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения разма­шистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. В 20—25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от ха­рактера и интенсивности гиперкинезов.

^ Гемипаретическая форма — поражаются руки и ноги с од­ной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при пра­востороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем — правого).

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благо­приятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и> речевых нарушений.

^ Атонически-астатическая форма возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самооб­служивание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

Этиология ДЦП

Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздей­ствие на центральную нервную систему, но особенно опасно это вли­яние до 3—4 месяца беременности. Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывая кислород­ное голодание плода — хроническую гипоксию. Развитие централь­ной нервной системы в условиях хронической гипоксии нарушено.

Таково влияние внутриутробных факторов. В родах причиной повреждения ЦНС является асфиксия и нарушение мозгового кровооб­ращения. После родов причиной повреждения ЦНС является чаще всего нейроинфекция (менингит, энцефалит) и травмы головы. Таким образом, ДЦП является полиэтиологическим заболеванием инфекционного, интоксикационного, воспалительного, токсического, ра­диационного, экологического, травматического и другого происхож­дения.

^ Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения

1. Контрактуры и деформации — если у ребенка с ДЦП не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шейный и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный ки­фоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому раз­витию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нару­шается развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что приводит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквиноварусной и эквиновальгусной деформации стоп.

2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП чрезмерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание большого родничка, повышение мышечного тонуса.

3. Судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП и в ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпилептиформные пароксизмы.

4. Нарушение вегетативной нервной системы — в виде снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного потоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др.

5. Нарушения слуха — чаще возникают при гиперкинетических формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слуха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке речевого развития.

6 Нарушения зрения — при ДЦП снижается острота зрения, нарушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, косоглазие, парез взора, изменение глазного дна.

7. Нарушения речи — при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельности правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстройства формирования речи.

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и преж­де всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрос­лыми. Речедвигательные затруднения вторично приводят к наруше­нию анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.

Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответ­ствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, вос­приятие формы и объема тела.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования, У детей с церебральными параличами преоб­ладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нару­шена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Ды­хательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и пара­личами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребен­ка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

8. Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигатель­ной активности, социальных контактов, а также условиями воспита­ния. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную сис­тему может оказать психологическая обстановка в семье, невозмож­ность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность.

^ Психические нарушения при ДЦП:

1. Нарушение познавательной деятельности:

- отсутствие интереса к занятиям,

- медлительнотсь,

- низкая концентрация внимания, памяти, работоспособности,

- нарушение пространственных представлений.

2. Нарушение эмоционально-волевой сферы:

- повышенная эмоциональная возбудимость,

- повышенная истощаемость нервной системы,

- двигательная расторможенность,

- появление немотивированных страхов.

3. Особенности личности:

- инфантилизм,

- эгоцентризм,

- инертность,

- раннее проявление сексуальности,

- неустойчивость настроения,

- сложности с социальной адаптацией.






Скачать файл (31.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru