Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Проектирование пользовательского интерфейса - файл курсач1.docx


Курсовая работа - Проектирование пользовательского интерфейса
скачать (3721 kb.)

Доступные файлы (39):

capture10.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture11.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture12.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture13.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture14.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture15.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture16.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture17.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture18.jpg45kb.04.03.2011 00:19скачать
capture19.jpg45kb.04.03.2011 00:19скачать
capture1.jpg54kb.04.03.2011 01:07скачать
capture20.jpg45kb.04.03.2011 00:19скачать
capture21.jpg45kb.04.03.2011 00:19скачать
capture22.jpg45kb.04.03.2011 00:19скачать
capture23.jpg45kb.04.03.2011 00:19скачать
capture25.jpg46kb.04.03.2011 00:19скачать
capture27.jpg32kb.04.03.2011 00:48скачать
capture28.jpg46kb.04.03.2011 00:23скачать
capture29.jpg46kb.04.03.2011 00:23скачать
capture30.jpg47kb.04.03.2011 00:23скачать
capture31.jpg54kb.04.03.2011 00:30скачать
capture33.jpg58kb.04.03.2011 00:32скачать
capture38.jpg46kb.04.03.2011 00:51скачать
capture39.jpg46kb.04.03.2011 00:52скачать
capture40.jpg46kb.04.03.2011 00:53скачать
capture43.jpg22kb.04.03.2011 00:55скачать
capture44.jpg31kb.04.03.2011 00:55скачать
capture45.jpg31kb.04.03.2011 00:56скачать
capture46.jpg31kb.04.03.2011 00:56скачать
capture4.jpg44kb.04.03.2011 00:17скачать
capture5.jpg44kb.04.03.2011 00:18скачать
capture6.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture7.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture8.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
capture9.jpg45kb.04.03.2011 00:18скачать
курсач1.docx316kb.08.03.2011 20:25скачать
Презентация2.ppt429kb.04.03.2011 03:48скачать
Приложение А.doc1297kb.08.03.2011 20:07скачать
Тестовое задание.ppt1956kb.08.03.2011 19:42скачать

Загрузка...

курсач1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


СОДЕРЖАНИЕ

Лист

Введение 4

  1. Анализ предметной области 5

    1. Выделение профилей 6

    2. Определение функциональности приложения 7

    3. Формирование пользовательских сценариев 7

    4. Определение операций пользователя 8

    5. Составление схема навигационной системы 9

    6. Проектирование пользовательских диалогов 10

  2. Построение прототипа интерфейса 13

  3. Количественная оценка интерфейса 15

    1. Разбиение действий пользователя на составляющие 15

    2. Расчет времени 18

  4. Тестирование 19

    1. Скорость выполнения задания 19

    2. Комментарии пользователя 19

    3. Качество восприятия 20

Заключение 20

Приложение А 21

Приложение Б 37

Введение

Курсовая работа посвящена анализу проектирования пользовательского интерфейса, а также освещению методов его построения на примере программы ведения электронной документации автосервиса.

Современные методы разработки проектов программных продуктов рассматривают необходимость разработки пользовательского интерфейса.

Основными этапами проектирования пользовательского интерфейса являются предварительное проектирование, проектирование прототипа, тестирование прототипа, его модификация в соответствии с результатами тестирования. На этапе предварительного проектирования анализируется предметная область. Проектирование прототипа интерфейса является сложным этапом разработки, включающим в себя высокоуровневое проектирование, связанное с разработкой функциональных блоков программы, функциональностью отдельных экранных форм, их взаимосвязью, проектированием навигационной системы продукта, а также включающим в себя низкоуровневое проектирование, заключающихся в количественной оценке интерфейса. Этап тестирования проводится на представителях пользовательской аудитории для подтверждения производительности действия при использовании продукта, когда оценивается длительность выполнения задач, также для того, чтобы сравнить практические навыки с теоретическими. С помощью сформированного простейшего электронного прототипа создается демонстрационный ролик.

  1. Анализ предметной области

Сфера услуг в настоящее время является одной из важных отраслей народного хозяйства призванной удовлетворять индивидуальные запросы и потребности населения страны в различных видах услуг. Сфера услуг как отрасль экономической деятельности представляет собой совокупность организаций, цель которых – оказание разнообразных платных услуг по индивидуальным заказам населения. Таким образом, сфера услуг решает важнейшие социально-экономические задачи, и ее значение в жизни общества неуклонно возрастает. Одним из видов таких услуг являются услуги автосервиса.

Предлагаемая программа реализует информационную систему, предназначенную для организации учета распределения работ, а также ведет учет стоимости произведенных работ. Приложение позволяет производить ввод, редактирование и просмотр содержимого баз данных, а также отвечать на запросы пользователя.

Данная информационная система может применяться в автосервисах. Она легка в обращении, позволяет хранить сведения в одной базе данных, экономит рабочее время за счет автоматизации некоторых процессов таких, как учет стоимости работ. Поэтому предлагаемая программа должна существенно упростить работу автосервисов.


    1. Выделение профилей

При анализе информации формируют профили пользователей. Профилями называют описание главных категорий пользователя. Потенциальными пользователями в этой работе являются консультант-механик и менеджер по направлению товара.
Таблица 1.1.

Пользователь

Консультант-механик

Менеджер по направлению

товара

Социальные

характеристики

Русскоязычные

Низкий уровень владения

компьютером

Знание техники

Русскоязычные

Средний уровень владения

компьютером

Наличие знаний в области техники, торговли, логистики

Мотивационная среда

Производственная необходимость

Низкая мотивация к обучению

Производственная необходимость

Высокая мотивация к обучению

Навыки и умения

Прошли предварительный тренинг с программой

Имеют навыки работы с программой

Требования к ПО

Возможность использования в локальной сети

Обеспечение информацией о наличии автозапчастей и об оказываемых услугах

Возможность просмотра и изменения информации о состоянии автомобилей

Возможность формирования заказов

Возможность использования в сети Интернет

Возможность просмотра и изменения информации о наличии автозапчастей или их необходимости

Задачи пользователя

Просмотр, сортировка, поиск информации по автомобилям и

автозапчастям

Изменение статуса выполнения заказа

Сохранение отчета по выполненному заказу

Просмотр, сортировка, поиск, изменение информации по автозапчастям


Рабочая среда

Стандартизированные ПК, локальная сеть

Стандартизированные ПК, локальная сеть, Интернет



    1. Определение функциональности приложения

Проделав анализ предметной области, можно выделить функциональность приложения, исходя из целей и задач пользователя. Рассмотрим определение функциональности на примере одного из профилей: оператор. Исходя из задач этой категории пользователей, можно сформировать следующий перечень функций необходимых в приложении:

  1. создание заказа;

  2. поиск заказа;

  3. редактирование заказа;

  4. просмотр списка автозапчастей;

  5. поиск услуг и деталей;

  6. поиск автомобиля;

  7. просмотр данных по заказу;

  8. просмотр данных по автозапчасти;

  9. добавление данных по услугам/автозапчастям в заказ;

10) сохранение состояния выполнения заказа;

  1. сохранение заказа.




    1. Формирование пользовательских сценариев

Для выделения профиля пользователей составлены пользовательские сценарии, чтобы рассмотреть варианты действий, выполняемые им.

  1. Механик создает новый заказ. Вводит данные клиента. Затем, используя фильтры, ищет и добавляет в заказ необходимые детали и услуги. Сохраняет заказ.

  2. Механик выполняет поиск заказа по данным клиента и/или автомобиля. Затем редактирует поле состояния выполнения заказа и сохраняет изменения.

  3. Механик выполняет поиск заказа по нужным атрибутам. Затем просматривает заказ и приступает к его выполнению.




    1. Определение операций пользователя

Проанализировав предметную область и выделив профили потенциальных пользователей, можно определить операции пользователей, которые он может выполнять в рамках предложенной им приложением:

  1. создать новый заказ;

  2. отсортировать заказы;

  3. найти заказ по текущим атрибутам поиска;

  4. задать атрибуты поиска услуг;

  5. выбрать заказ из списка;

  6. открыть заказ для редактирования;

  7. удалить заказ;

  8. редактировать данные клиента;

  9. открыть список деталей;

  10. открыть список услуг;

  11. сохранить заказ;

  12. возврат в журнал заказов без сохранения;

  13. отметить выполненные услуги;

  14. отфильтровать услуги;

  15. просмотреть список услуг;

  16. выбрать услугу из списка;

  17. добавить услугу в заказ;

  18. просмотреть список деталей;

  19. отфильтровать детали;

  20. выбрать деталь из списка;

  21. добавить услугу установки;

  22. добавить деталь в заказ;

  23. возврат в окно текущего заказа




    1. Составление схема навигационной системы

Проделав анализ предметной области, сформировав профили и сценарии действий пользователей, определив функциональность приложения можно составить схему навигационной системы.


Рис. 1.1. Схема навигации

В данной схеме три функциональных блока и четыре основные экранные формы:

  • Журнал заказов;

  • Текущий заказ;

  • Список автомобилей и деталей;

  • Список услуг.

Данные функциональные блоки соответствуют работе пользователей с информацией:

  • по заказам;

  • по деталям;

  • по услугам.

Цифрами на рисунке указаны отдельные операции, выполняемые пользователями.


    1. Проектирование пользовательских диалогов

Сценарий 1.

  1. ввод команды на создание нового заказа (1);

  2. ввод данных о клиенте (8);

  3. ввод команды на открытие списка деталей (9);

  4. задание параметров фильтров (19);

  5. просмотр списка (18);

  6. выбор детали из списка (20)

  7. ввод команды на добавление услуги установки (21)

  8. ввод команды на добавление детали в заказ (22);

  9. ввод команды на возврат в окно текущего заказа (23);

  10. ввод команды на открытие списка услуг (10);

  11. задание параметров фильтров (14);

  12. просмотр списка услуг (15);

  13. выбор услуги (16);

  14. ввод команды на добавление услуги (17);

  15. ввод команды на возврат в окно текущего заказа (23);

  16. ввод команды на сохранение заказа (11).


Сценарий 2.

  1. задание атрибутов поиска заказа (3);

  2. выбор заказа из списка (5);

  3. ввод команды на открытие заказа (6);

  4. отметка о выполнении услуги (13);

  5. ввод команды на сохранение заказа (11).


Сценарий 3.

  1. задание атрибутов поиска услуг (4);

  2. выбор заказа из списка (5);

  3. ввод команды на открытие заказа (6);

  4. ввод команды на возврат в журнал заказов (12).


Схемы диалогов представлены на рисунке 1.1.

Вывод

На этапе предварительного и высокоуровневого проектирования пользовательского интерфейса был проведен анализ предметной области, были определены профили потенциальных пользователей, определена функциональность приложения.

Далее был определен основной профиль- механик, для которого составлены сценарии и операции пользователя. По каждому сценарию были составлены схемы действия, при помощи которых определили необходимость каждой функции для работы приложения.


  1. Построение прототипа интерфейса

Пройдя этап предварительного и высокоуровневого проектирования интерфейса пользователя, то есть, проанализировав предметную область, сформировав профили и сценарии действий пользователей, составив схему навигаций и определив операции, можно разработать модели прототипов экранных форм для каждого из функциональных блоков.
Рис. 2.1. Журнал заказов
Рис. 2.2. Текущий заказ
Рис. 2.3. Список услуг
Рис. 2.4. Список деталей


  1. Количественная оценка интерфейса

Разработав электронные прототипы, можно провести количественную оценку элементов интерфейса. Для анализа качества интерфейсов используется множество количественных и эвристических методов. Одним из лучших подходов к количественному анализу моделей интерфейсов является классическая модель GOMS (goals, objects, methods and selection rules). Метод, использующий модель GOMS, основан на разбиении всех действий пользователя на отдельные составляющие. Для каждой из них с помощью тщательных лабораторных исследований получен набор временных интервалов, необходимых для ее выполнения.


    1. Разбиение действий пользователя на составляющие

Создание заказа

  1. Перемещение руки на мышь, В;

  2. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  3. Указание на командную кнопку Создать, П;

  4. Нажатие клавиши мыши, М;

Редактирование информации о клиенте в текущем заказе

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. перемещение курсора в область поля редактирования, П;

  3. нажатие клавиши мыши (установление фокуса ввода), М;

  4. перенос руки с мыши на клавиатуру, В;

  5. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  6. ввод данных, К;

  7. перенос руки обратно на мышь, В;

  8. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  9. нажатие командной кнопки Сохранить, М.

Открытие списка деталей

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. Указание на командную кнопку Детали, П;

  3. Нажатие клавиши мыши, М;

Установка фильтров деталей

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на область выбора части автомобиля, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

  4. перемещение курсора в область списка, П;

  5. нажатие клавиши мыши, М;

Выбор детали

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. перемещение курсора в область списка, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

Выбор услуги установки

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на чекбокс Установка, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

Добавление детали

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на командную кнопку Добавить деталь, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

Возврат в окно текущего заказа

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на командную кнопку Заказ, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

Открытие списка услуг

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. Указание на командную кнопку Услуги, П;

  3. Нажатие клавиши мыши, М;

Фильтры услуг

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на область выбора части автомобиля, П;

  3. Нажатие клавиши мыши, М;

  4. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  5. перемещение курсора в область списка, П;

  6. нажатие клавиши мыши, М;

Выбор услуги

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. перемещение курсора в область списка, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

Добавление услуги

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на командную кнопку Добавить услугу, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

Возврат в окно текущего заказа

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на командную кнопку Заказ, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;

Сохранение заказа

  1. формирование пользователем алгоритма действий, Д;

  2. указание на командную кнопку Сохранить, П;

  3. нажатие клавиши мыши, М;




    1. Расчет времени

Создание заказа:

ВДПМДПМВДКВДМ

0,4+1,2+1,1+0,1+1,2+1,1+0,1+0,4+1,2+0,28*20+0,4+1,2+0,1=14,1с.

Добавление деталей:

ДПМДПМПМДПМДПМДПМДПМ

1,2+0,1+6*(1,2+1,1+0,1)=15,7с.

Добавление услуг:

ДПМДППМДПМДПМДПМ

1,2+1,1+1,1+0,1+4*(1,2+1,1+0,1)=13с.

Сохранение заказа:

ДПМ

1,2+1,1+0,1=2,4с.

Все действия выполняются за время:

t=47,2с.
Вывод:

На этапе низкоуровневого проектирования пользовательского интерфейса была проведена количественная оценка интерфейса, которая показала насколько быстро можно выполнить любую четко сформулированную задачу. С помощью правила GOMS было определено время всей работы.


  1. Тестирование

Тестирование интерфейса является исключительно важной задачей при проектировании интерфейса. Начальный этап тестирования связан с разработкой прототипа интерфейса. На этом этапе используется имеющиеся результаты проектирования: общая схема приложения, планы отдельных экранных форм. Выяснив последовательность действий, описанной в сценарии, рассмотрев общую схему приложения, можно сформировать электронный прототип, который представляет собой демонстрационный ролик, выполненный в среде MS Power Point.

Тестирование проводится на представителях пользовательской аудитории ранее не знакомых с разрабатываемым продуктом.

Тестовое задание: создать новый заказ. Ввести данные клиента: Смирнов В. Г., тел: 2737193, автомобиль: Chevrolet Impala 1974. Затем, используя фильтры, найти и добавить в заказ необходимые детали (свечи зажигания) и услуги (установка свечей, балансировка) и сохранить заказ.


    1. Скорость выполнения задания

Первый тестируемый выполнил задание за 62 секунды.

Второй тестируемый выполнил задание за 49 секунд.

Расчетное время 47,2 секунды.

    1. Комментарии пользователя

Тестируемый пользователь Булат:

«Интерфейс прост и понятен в обращении. Кнопка "выход без сохранения" непонятна, так как есть кнопка сохранить (т.е. если её не нажимать и просто нажать выход, то будет произведено то же самое действие). Нельзя выбрать количество, к примеру, свечей зажигания.»

Тестируемый пользователь Любовь:

«Обычная программа. Из минусов - непонятные пункты списка, такие как «Установка» и «Выполнение».

4.3. Качество восприятия

После выполнения задания, тестируемые пользователи воспроизвели по памяти электронные прототипы, которые представлены в Приложении Б.
Вывод:

Несмотря на то, что тестирование прошло легко, время, потребовавшееся пользователям на выполнение тестовых заданий, превышает расчетное. Это связано с тем, что тестируемые не проходили предварительных тренингов по работе с программой.


Заключение

В ходе данной курсовой работы был спроектирован пользовательский интерфейс программы, предназначенной для работников автосервиса.

Были получены навыки проведения этапа низкоуровнего и высокоуровнего проектирования интерфейса, была проанализирована предметная область, выделены профили потенциальных пользователей, составлены схемы навигации и пользовательские сценарии. Также был получен опыт тестирования интерфейса.


Скачать файл (3721 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru