Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект для сдачи ГОСа по курсу Теория государства и права - файл 1.doc


Конспект для сдачи ГОСа по курсу Теория государства и права
скачать (453.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc454kb.21.11.2011 12:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Теория государства и права

Конспект лекций

Общая характеристика науки «Теория государства и права».

Методология теории государства и права.

Общенауные приемы, частнонаучные приемы и частноправовые способы познания государственно-правовых явлений.

Соотношение теории государства и права с гуманитарными науками, изучающими государство и право.

Категории и понятия теории государства и права, их значение для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества.

Характеристика функции государства.

Характеристика внутренних и внешних функций современного российского государства.

Соотношение типа и функций государства. Границы деятельности государства.

Формы и методы осуществления функций государства: понятия и виды.

Понятие и элементы формы государства.

Соотношение сущности, содержания и формы государства.

Форма правления в России и ее развитие в современных условиях.

^ Соотношение типа и формы государства.

Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды.

Унитарное государство и федерация.

Федеральное устройство России: прошлое и современность.

Политический (государственный) режим: понятие и виды.

Политический (государственный) режим современной России.

Понятие механизма государства и его роль в осуществлении функций и задач государства.

Понятие и признаки государственных органов и их классификация.

Правоохранительные и силовые органы государства.

Органы государства и местного самоуправления.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Совершенствование механизма современного российского государства как условие повышения эффективности его функционирования.

Принцип разделения властей: истоки, роль и назначение.

Проблемы реализации принципа разделения властей в России.

Понятие и сущность бюрократии.

Демократическая и бюрократическая централизация.

Понятие, структура, методологические основы анализа политической системы. Виды политический систем.

Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системы.

Функция и основные тенденции развития политической системы российского общества.

Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.

Политические партии, движения, общественные организации и объединения в современной России.

Политические отношения и политическая практика.

Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе российского государства.

Право и методологические подходы к анализу природы права.

Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.

Основные концепции правопонимания.

Понятие права и взгляды на типологию права.

Правовая система общества: понятие, структура и характеристика основных правовых семей народов мира (романо-германской, англосаксонской, религиозной и традиционной).

Право, правовые надстройки и правовая система.

Национальная правовая система и международное право, их соотношение и взаимосвязь.

Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.

«Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий.

Право и личность. Правовой статус личности.

Основные права и свободы человека и гражданина.

Гарантия прав и свобод личности: понятия и виды.

Соотношение и взаимосвязь права и государства.

Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.

Принципы правового государства.

Проблемы становления правового государства в России.

Соотношение общества и государства.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Идеи формирования гражданского общества в России: концепция и реальность.

Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень.

Социальные и технические нормы, их понятие, особенности и взаимосвязь.

Единство и классификация социальных норм.

Общее и особенное в праве и иных социальных нормах.

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие форм общественного сознания.

Понятие правосознания. Его место и роль в системе форм общественного сознания.

Понятие, основные черты и функции правовой культуры.

Правовая культура и ее роль в становлении юриста.

Понятие нормы права и признаки правовой нормы.

Логическая структура нормы права.

Нормы права и статьи нормативного акта, их соотношение.

Виды правовых норм и основания деления норм права на виды.

Соотношение понятий «форма» и «источник» права и классификация форм права.

Понятие и виды нормативных актов. Система нормативных актов России.

Законы: их понятие, признаки, виды.

Подзаконные нормативные акты: их понятие, виды, признаки.

Особенности соотношения нормативных актов в федеральном государстве.

Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Правообразование и правотворчество: понятие и соотношение.

Правотворчество и законотворчество. Понятие, этапы и основные стадии законотворчества.

Систематизация нормативных актов: понятие, принципы, виды.

Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизация нормативных актов.

Понятие системы права, ее отличие от правовой системы.

Систематизация российского права и международное право.

Характеристика современного состояния российского законодательства и государственного устройства.

Понятие, признаки и виды правовых отношений. Состав правоотношения.

Понятие, виды и объекты правоотношений.

Понятие и классификация юридических фактов как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Понятие реализации права и характерные черты форм и способов реализации права.

Применение правовых норм и стадии процесса применения норм права.

Акты применения права: понятие, особенности, виды и механизм правоприменения.

Юридические коллизии и способы их преодоления.

Понятие и необходимость толкования норм права.

Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды.

Юридическая практика: понятие, структура, виды.

Право и поведение: понятие правомерного поведения и его структура.

Понятие и признаки правонарушения.

Виды и признаки правонарушения, пути и средства их предупреждения и устранения.

Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды и иные меры государственного принуждения.

Правовые средства: понятие, признаки, виды.

Механизм правового регулирования.

Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия: понятие, признаки, виды.

Пути повышения эффективности правового воздействия в современной России.

Понятие и принципы законности. Ее нормативные и социальные основы.

Гарантия законности.

Понятие, ценность и объективная необходимость правопорядка.

Понятие и виды дисциплины, соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

1. Общая характеристика науки «Теория государства и права».

Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Структура ТГП состоит из 2-х основных направлений: государствоведения и правоведения.

В государствоведении выделяют три направления: 1. юридическое государствоведение – понятия, определения, терминология относящиеся к государству. 2. политологическое государствоведение – гос власть, ее место, как власть разделяется на ветви, гос полит режимы. 3. сравнительное государствоведение, целью которого является сопоставить государственные системы различных стран.

Правоведение – выделяют 4 направления: 1. юридическая догматика – понятие связи с правом, 2. философия права, механизм осуществления права, 3. социология права – механизм осуществления права, 4. сравнительное правоведение.
2. Методология теории государства и права.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

^ Система методов:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
3. Общенауные приемы, частнонаучные приемы и частноправовые способы познания государственно-правовых явлений.

См. 2
4. Соотношение теории государства и права с гуманитарными науками, изучающими государство и право.

Особенности ТГП как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).
5. Категории и понятия теории государства и права, их значение для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Существует специальный язык юридической профессии. Это искуственный язык, созданный для нужд юриспруденции и правоприменительной практики. Термины должны быть устойчивы, объяснимы, не отличаться друг от друга, т.е. однозначны в пониманиии отражать современное развитие юриспруденции.

Можно вывести определенные категории терминов: 1. обыденные понятия – не меняет своего значения в обычной речи и у юристов. 2. обыденные термины, которым юристы придают специальное значение. 3. профессиональные понятия и термины, взятые из других сфер жизни. 4. Собственные юридические понятия, т.е. понятия изначально бывшие в юридическом языке. Эволюция терминологии имеет место, понятия и их названия меняются. Это связано с развитием отношений. Есть термины, которые не изменили своего значения (демократия, правосудие). Есть термины, которые меняли свое значение, например, юрисконсульт. Можно выделить группу вновь созданных терминов в современной жизни. Есть устаревшие понятия, которые не используются на практике, но они остались в истории (спекуляция, тунеядство).
6. Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества.

Основой организации первобытного общинного строя была община – род, племя и их объединения. Род - первичная ячейка организации первобытно-общинного строя, объединенная кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством соц. положения, единством интересов, и сплоченностью членов ряда.

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники. Религиозные функции власти осуществляли жрецы.

Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда их союз. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военачальников родов.

В первобытном обществе действовали определенные правила – социальные нормы. Такими нормаим были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали все общественные отношения.

Характерные признаки первобытных обычаев: они исходили от рода и выражали его волю и интересы, они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества (право и обязанность сливались).
7. Характеристика функции государства.

Функции государства – наиболее важные направления его деятельности, в которых проявляется его социальное назначение. Самостоятельные направления в исследовании деятельности.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами: 1) содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов гос деятельности. 2) в отличие от функций многочисленных гос органов функции государства охватывают его деятельность в целом, а не в части. 3) функции государства необходимо также отличать от видов гос деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. 4) функции государства носят комплексный, собирательный характер. 5) нельзя их отождествлять с формами и методами их реализации.
8. Характеристика внутренних и внешних функций современного российского государства.

Функции государства - это определенные направления и стороны деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

Есть внутренние и внешние функции.

Внутренние – экономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие гос-ва в экономической жизни. Социальная – защита личности, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность гос-ва по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция.

Внешние – деятельность гос-ва на международной арене – сотрудничество с другими гос-вами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды. Особая функция государства – функция обороны, которая базируется на обороной доктрине государства, пять направлений – укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрана гос границ, организация гражданской обороны, обучение запаса воор сил. Функция обороны связана с другими функциями – с экономической, охраны правопорядка, социальной и экономической.
9. Соотношение типа и функций государства. Границы деятельности государства.

Ра­бо­вла­дель­че­ское го­су­дар­ст­во. Вой­на ста­но­вит­ся од­ним из средств обо­га­ще­ния и уси­ли­ва­ет во­ен­ную вер­хуш­ку пле­ме­ни. Удер­жи­ва­ние ра­бов и не­сво­бод­ных об­щин­ни­ков ста­но­вит­ся на­стоя­тель­ной не­об­хо­ди­мо­стью.

Внут­рен­ни­е функ­ции:

1) Ох­ра­на ра­бо­вла­дель­че­ской соб­ст­вен­но­сти и ее раз­ви­тие.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния ра­бов и дру­гих не­иму­щих сло­ев на­се­ле­ния.

3) Ор­га­ни­за­ция об­ще­ст­вен­ных ра­бот.

Внешние функции:

1) За­вое­ва­ние на­ро­дов дру­гих стран с це­лью по­ра­бо­ще­ния и ог­раб­ле­ния. В ре­зуль­та­те та­ких войн по­ра­бо­ща­лось на­се­ле­ние це­лых стран: они или ста­но­ви­лись за­ви­си­мы­ми тер­ри­то­рия­ми, или ис­че­за­ли с ли­ца Зем­ли.

2) Обо­ро­на от внеш­ней опас­но­сти.

3) Под­дер­жа­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми.

^ Фео­даль­ное го­су­дар­ст­во.

Фео­даль­ное го­су­дар­ст­во яв­ля­ет­ся вто­рым ис­то­ри­че­ским ти­пом го­су­дар­ст­ва. Ос­но­вой про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний фео­даль­но­го об­ще­ст­ва бы­ла соб­ст­вен­ность фео­да­ла на зем­лю как глав­ное сред­ст­во про­из­вод­ст­ва в эпо­ху фео­да­лиз­ма.

Внутренние функции:

1) Ох­ра­на и раз­ви­тие фео­даль­но­го спо­со­ба про­из­вод­ст­ва и за­щи­та его ос­но­вы - фео­даль­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние тру­да кре­сть­ян, за­ви­си­мых от фео­да­ла.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния уг­не­тае­мых сло­ев об­ще­ст­ва.

3) Про­из­вод­ст­во об­ще­ст­вен­ных ра­бот.

4) Идео­ло­ги­че­ское воз­дей­ст­вие на на­се­ле­ние.

Внеш­ние функ­ции:

1) Осу­ще­ст­в­ле­ние аг­рес­сив­ных войн с це­лью за­хва­та чу­жих тер­ри­то­рий и ог­раб­ле­ния на­ро­да дру­гих стран.

2) Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне.

3) Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми го­су­дар­ст­ва­ми.

^ Бур­жу­аз­ное го­су­дар­ст­во.

Буржуазное государство пред­став­ля­ло со­бой по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию бур­жуа­зии и за­кре­п­ля­ло власть и ин­те­ре­сы соб­ст­вен­ни­ков на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва.

Внут­рен­ние функ­ции:

1) Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния не­иму­щих сло­ев об­ще­ст­ва.

3) Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва.

Современные функции:

1) Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти.

2) Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва.

3) Эко­но­ми­че­ское пла­ни­ро­ва­ние.

4) Эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние.

5) Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

6) Ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды и др.

Внеш­ние функ­ции бур­жу­аз­но­го го­су­дар­ст­ва до­мо­но­по­ли­сти­че­ско­го эта­па:

1) Раз­вя­зы­ва­ние войн с це­лью за­хва­та тер­ри­то­рий и рас­ши­ре­ния по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го влия­ния (прекратила существование).

2) По­дав­ле­ние на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния (прекратила существование).

3) Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне.

4) Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми.

В на­ше вре­мя при­ба­ви­лись сле­дую­щие:

1) Борь­ба с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом.

2) Ли­к­ви­да­ция воо­ру­жен­ных кон­флик­тов ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

3) Ли­к­ви­да­ция эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

4) Ли­к­ви­да­ция по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий и т.д.
10. Формы и методы осуществления функций государства: понятия и виды.

ФОФГ – однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Два вида форм: правовые и организационные. К правовым относят: 1) правотворческая форма (разработка и принятие юр норм, издание НПА), 2) правоисполнительная форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права. К организационным относят: 1) организационно-регламентирующая форма (текущая работа структур по обеспечению функционирования органов государства), 2) организационно-хозяйственная форма – включает в себя оперативно-техническую работу, 3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

Методы – способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказания).

11. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства - организация гос власти или организацию государства в целом.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
12. Соотношение сущности, содержания и формы государства.

Сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, ее принадлежность.

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественного продукта.

Под формой государства понимают организацию государственной власти или организацию государства в целом.

Если соотносить понятие сущности и формы государства, то следует раскрыть вначале форму государства, чтобы определить сущность. Далее См. 11 Исходя из формы государства, можно говорить о его сущности.
13. Форма правления в России и ее развитие в современных условиях.

В России идет процесс формирования новой российской государственности и ее правовой системы (10 лет). Этот процесс начался с окончанием власти ЦККПСС, началом можно считать разные даты – или 12.06.90, когда была принята декларация независимости, которая устанавливала основные принципы – разделения властей, верховенства закона, конституционного контроля и прав человека. Изменилась правящая идеология, экономическая функция меняется дважды – сначала полностью либеральная, а сейчас все более и более строгая со стороны государства. Внешние функции тоже меняются. Они становятся более цивилизованными и позволяют России участвовать на международной арене. Форма правления – республика, но ее вид определить сложно, ближе к суперпрезидентской фактически, а по конституции – смешанная форма, президентско-парламентская. На самом деле у президента больше полномочий на деле – например, 7 федеральных округов с полномочными представителями, Госсовет, который играет большую роль, но не прописан в конституции. По государственному устройству – федерация смешанная (национальная + территориальная), ассиметричное государство. Политический режим – переходной, т.е. у нас есть многопартийность, выборы, ротация власти тип. Политологи называют его либерально-авторитарный.
14. Соотношение типа и формы государства.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Тип государства и права – это совокупность наиболее существенных черт и признаков, характеризующих определенное государство и его правовую систему.

^ Общественно-экономическая формация.

Рабовладельческое государство – монархия; тоталитарный

Феодальное государство – республика; антидемократический

Буржуазное государство – республика, монархия; демократический, авторитарный

Социалистическое государство – республика; тоталитарный

^ Тип цивилизации.

Древневосточное

Древнеафинское

Древнеримское

Средневековое

Современное

Форма государства:

Форма правления (республика, монархия),

Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация),

Форма политического режима (тоталитарный, авторитарный, демократический, антидемократический).

По форме правления: Монархия – древневосточная (Вавилон, Индия, Древний Египет), римская централизованная, средневековая раннефеодальная (древнерусское государство), сословно-представительная (парламент в Англии), абсолютная (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная конституционная (Великобритания, Япония). Республика – афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековая (Венеция, Новгород), современная парламентская (Австрия, Италия), президентская (США).
15. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды.

Форма гос устройства – это национальное и адм-терр строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, центральными и местными органами и гос власти.

Унитарные, федерации, конфедерации.

Национально-территориальные (с учетом национального принципа, национального состава населения – СССР, ЧССР, СФРЮ) и территориальные (на основе территориального принципа без учета национального состава населения – США, нет национализма). Национально-территориальные федерации построены на основе территориального и национального принципа – современная РФ.
16. Унитарное государство и федерация.

Унитарное государство характеризуется: 1) одной системой высших органов зак, исп и суд власти. 2) одной конституцией, одной системой законодательства, единой финансовой и налоговой системой, единой системой воор сил. 3) составные части на местах – местные органы, не обладающие признаками суверенитета (Финляндия, Турция, Монголия).

Дополнительные признаки унитарного государства: 1) составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) гос суверенитетом не обладают, не имеют своих зак органов. Местные органы влияют на то централизованно унитарное государство или нет. В централизованных, во главе местных органов стоят назначенные чиновники. В децентрализованных избираются населением. 2) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности допускают национальную и законодательную автономию. 3) Все внешние межгос сношения осуществляют центральные органы.

Федерация характеризуется: 1) двумя системами зак, исп и суд власти: федеральная и от каждого субъекта федерации. 2) территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). 3) каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны. 4) федерация имеет единую денежную, налоговую, финансовую систему. 5) основную внешнеполит деятельность осуществляют федеральные органы (Индия, США, ФРГ, Бразилия).

Федерации строятся по терр (терр-е) и нац (нац-е) признаку.

Территориальные - гос образования не являются суверенными гос-вами, их деятельность зависит от общефедер гос органов; субъекты лишены права прямого представительства в междунар отношениях; конст зак-во не предусматривает или запрещает односторонний выход из союза).

Национальные – субъекты – нац гос-ва и нац-гос образования; строится на принципе добровольного объединения состоавляющих субъектов; обеспечивает гос суверенитет больших и малых наций; высшие гос органы формируются из представителей субъектов федерации; пр положение субъектов – право наций на самоопределение.

Отличие нац и терр в суверенности их субъектов. Центральная власть в терр федерациях обладает верховенством по отношению к высшим гос органам членов федерации. Нац гос-во ограничивается суверенитетом нац гос образований.

Россия – одновременно и нац и терр федерация – состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Федер устройство России основано на ее целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (453.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru