Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Контрольная работа - Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха - файл 1.doc


Контрольная работа - Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха
скачать (395.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc396kb.21.11.2011 12:14скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
План

Задание № 1 Схематические рисунки…………………………………………...3

Задание № 2 Конспект литературы………………………………………………5

Задание № 3 Глоссарий………………………………………………………….21

Задание № 4 Реферат…………………………………………………………….26

Задание № 5 Составить тезисы по содержанию источника на тему «Особенности строения уха у ребенка»………………………………………..34
Задание № 1 Схематические рисунки
1.1 Строение органа слуха (наружное, среднее и внутреннее ухо)


1.2 Проводящий путь слухового анализатора


  1. слуховые рецепторы в составе улитки

  2. слуховые нервы с их полным перекрестом;

  3. слуховая зона в височных долях коры больших.


1.3 Улитковый лабиринт

1.4 Возможные пути распространения инфекции при воспалении среднего уха (6 стенок барабанной полости)


1 - полость черепа; 2- вход в антрум; 3 - слуховая труба; 4 - внутренняя яремная вена; 5 - вырезка двубрюшной мышцы; 6 - поднадкостничное пространство; 7 - барабанная полость


Задание № 2 Конспект литературы
Фишман А.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения.
Трудности в развитии самостоятельной речи у детей с нарушением слуха обусловлены:

  1. отсутствием или ослаблением звуковой стимуляции речевых зон мозга;

  2. более медленным и своеобразным развитием речи.

При снижении слуха в детском возрасте длительная сенсорно – персептивная депривация приводит к нарушению формирования анализирующей системы мозга, межнейронных связей в первичных рецепторных полях. Нарушается развитие внутрикоровых нейронных связей. Прекращение или уменьшение звуковой афферентации влечет за собой вторичные морфофункциональные изменения в проекционных и ассоциативных областях слуховой коры. Сенсорный дефицит приводит к искажению картины окружающего мира, меняет системную организацию мозга. Сенсорная депривация приводит к нарушениям анализирующих систем коры головного мозга, к отклонениям в развитии активирующей и регуляторной систем мозгового ствола, к нарушению их взаимодействия. Это влечет функциональную незрелость систем локальной активации, что приводит к несформированости слухового внимания.

Нарушение речевого развития обуславливают специфические изменения абстрактно-логического мышления. Ранняя глухота так же влечет за собой изменения когнитивных функций.

Тяжесть нарушения речевого развития связана со временем появления нарушения слуха и с его степенью. Измененное формирование структур и связей речевых областей коры отражается:

  • в трудности звукоразличени;

  • трудности в понимание речи;

  • в снижении смыслового различия;

  • в нарушениях фонематического развития;

  • в нарушении слухоречевой памяти;

  • в изменениях развития других познавательных процессов.

Условия речевого развития оказывают существенное влияние на формирование нейрофизиологических процессов, лежащей в основе функциональной специализации полушарий.

Сама по себе потеря слуха не оказывает существенного влияния на функциональную специализацию полушарий в процессе вербальной и зрительно – пространственной деятельности.

При длительном ограничении сенсорного опыта затрагиваются высшие интегративные функции и функции, развивающиеся на более низких уровнях. Сенсорная и социальная депривация приводит к развитию своеобразного психического инфантилизма.

Анализ проведенного обследования показывает, что в большинстве случаев характеристики ЭЭГ существенно не отличались от нормы, при этом в 20% случаев результаты ЭЭГ указывали на наличие патологии стволового генеза, что может быть обусловлено дефектом слухового анализатора.

Обследование детей в возрасте от 3 до 12 лет с нарушением слуха, при формировании устной речи которых обнаружились педагогические трудности, было выявлено:

  1. локальное поражение корковых структур левого полушария;

  2. оценен уровень электрической активности коры и мозгового ствола.

Всего проанализировано 100 ЭЭГ трех групп детей:

  1. слабослышащие дети с нарушением слуха 2 и 2-3 уровня;

  2. слабослышащие дети с нарушением слуха – 3 – 4 уровня;

  3. глухие дети.

Результаты структурного анализа ЭЭГ указывают на значительные нарушения структурно – функциональной организации мозга у глухих и слабослышащих детей, имеющих трудности в обучении речи. У большинства детей характеристики ЭЭГ в первую очередь свидетельствуют о значительной незрелости электрической активности коры и регуляторных структур ствола.

Поражение мозга в пре – постнатальные периоды, в младенческом периоде может обусловить отставание в формировании структурно – функциональных организаций мозга. Результаты обследования детей с нарушением слуха свидетельствуют о сходном характере выявленных нарушений структурно – функциональной организации мозга.

Наряду с локальным поражением мозга отмечается значительная представленность патологических знаков стволового генеза.

Патологические изменения в структурах левого полушария, возникающие преимущественно вследствие поражения мозга в период эмбриогенеза или раннего онтогенеза, часто приводят к возникновению изменения в электрической активности в симметричных структурах полушария. При поражения право полушария возникновения зеркальных очагов в структурах левого полушария не выявлено. Наличие грубых нарушений в речевых зонах левого полушария является ведущей причиной трудностей формирования развития речи у слабослышащих детей.

С помощью структурного анализа ЭЭГ установлено следующее:

  1. Несоответствие возрастной норме уровня развития электрической активности коры и/или регуляторных структур ствола.

  2. Наличие локальных патологий.

  3. значительная представленость патологических или эпителептиформых изменений.



Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Эпидемиология нарушения слуха у детей
Эпидемиологические исследования предусматривают изучение причины заболевания и пути его распространения.

Существует большая разница между учтенным количеством детей с глухотой и тугоухостью и предполагаемым. Это вызвано отсутствием профильных врачей и невниманием педиатров и родителей. Анализ показал, что у подавляющего числа детей всех регионов России диагноз был поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, что существенно затрудняет проведение медицинской и педагогической реабилитации.

Ежегодно проводятся профосмотры детей с целью выявления нарушений слуха. В результате данных проверок обнаруживается большое число детей с тугоухостью, однако дальнейшее обследование в сурдологическом кабинете проходят не все. Своевременно оказанная помощь может способствовать полному выздоровлению или предотвращению прогрессирования заболевания. Плохослышащие дети испытывают трудности при прохождении различных образовательных и функциональных тестов по сравнению со здоровыми.

Часть в специализированные кабинеты не принимаются на учет дети с односторонней тугоухостью, на основании того, что раньше данная форма тугоухости не считалась отклонением от нормы. Но современные исследования говорят о том, что односторонняя тугоухость оказывает негативное влияние на способности ребенка у обучению и общению.

Число детей с односторонней тугоухостью растет и составляет 13 случаев на 1000 человек. Причины односторонней тугоухости:

  • у 42% этимология не ясна

  • 24% причина менингит

  • 23% – корь

  • 11% - эпидемический паротит.

Результаты анализа амбулаторных карт детей подтвердили что в структуре заболевания органа слуха преобладает сенсоневральная форма тугоухости. В последнее время наметился рост числа детей страдающих кондуктивной и смешанной формами тугоухости. Данная тенденция объясняется:

  1. улучшением диагностики заболеваемости среднего уха;

  2. не проведенным своевременно лечением.

Хронический гной средний отит – основная причина кондуктивной формы тугоухости. Это связано с поздней диагностикой и не рациональным лечением заболевания. Так же данное заболевание оказывает влияние на языковое и интеллектуальное развитие ребенка. Дети с хроническим гнойным средним отитом должны стоять на диспансерном учете у оториноларинголога.

Причиной стойкой кондуктивной и смешенной тугоухости является врожденная расщелина твердого и мягкого неба1. В данном случае главную роль играет функциональная недостаточность слуховой трубы. Если данной группе больных присуща сенсоневральная тугоухость, то речь идет о смешанной форме тугоухости. Всем детям сданной патологией необходимо проводить исследования слуха в первые дни жизни, еще до устранения дефектов неба, это позволит провести слухопротезирование и адекватною сурдопедагогическую реабилитацию. Этих детей на протяжении 10 лет необходимо обследовать в специализированном кабинете.

При выяснении этиологии тугоухости необходимо учитывать все факторы, способствующие ее развитию. Самыми частыми причинами являются факторы, влияющие на слуховую функции плода, к которым в первую очередь относятся токсикозы первой и второй половины беременности.


Увеличилось количество детей с внутричерепной травмой плода при родах. Стабильно высокий процент детей у которых снижение слуха связано с применением препаратов с ототоксическим действием как у матери во время беременности, так и у новорожденного. Нужно отметить сочетание нескольких этиологических факторов развития тугоухости: асфиксия в родах, недоношенность, пневмония новорожденных и применение антибиотиков аминогликозного ряда.

К другим причинам относятся детские инфекционные заболевания: грипп, эпидемический менингит, наследственные факторы.

Нарушения слуха поддаются профилактике. Устранение указанных причин может привести к снижению числа детей страдающих тугоухостью.

Выявление нарушений слуха у детей первого года жизни является наиболее значимыми, так как несвоевременной выявление данной проблемы может привести к развитию глухонемоты у ребенка. В связи с этим разработан аудиологический скрининг новорожденных. На основании наличия хотя бы одного из факторов в карте новорожденного пишут «угрожаемый по тугоухости», указывая фактор.

Врач педиатр должен брать данных детей на диспансерный учет, учитывать ответы родителей на анкету-опросник, отражающих реакции младенца на звуки. Так же должны проводиться обследования детей с помощью звукореактотеста. И методом «гороховых проб».

В специализированном кабинете проводиться полное аудиологическое обследование этих детей.

Разработанная схема ранней диагностики нарушений слуха у детей соответствует аналогичной схеме Программы профилактик глухоты ВОЗ.

Таким образом, необходимо внедрять раннее выявление нарушений слуха у детей, проводить систематические массовые осмотры детей.

Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста.
^ ПОЧЕМУ У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ КОХЛЕНАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ ДАЕТ ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Большинство специалистов считает, что кохлеарную имплантацию у детей желательно проводить до 2-3 лет. Причина: функциональная пластичность нервной системы в этом возрасте. Прогрессивные изменения, выявляемые в слуховых путях и центрах в течении первых 10 лет жизни, наиболее значительны в возрасте до 5 лет2. Принципиально необходимой для структурных изменений нервных центров является аффективная импульсация.

Многие изменения в слуховых ядрах центральных отделов слуховой системы, обусловленные слуховой деривацией, по-видимому восстановимы. Это объясняет эффект кохлеарной имплантации в раннем возрасте, которая в этом случаи обеспечивает формирование слуховых центров, необходимых для слухоречевого развития.

^ ОТБОР ДЕТЕЙ НА КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ СЛУХОВОЙ И РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Основные критерии при отборе детей:

  • наличие двухсторонней тугоухости со средними порогами слуха более 95 дБ в зоне речевых частот.

  • Отсутствие или низкая эффективность от использования слухового аппарата.

  • Отсутствие противопоказаний для хирургического вмешательства.

  • Отсутствие когнитивных и психологических проблем.

  • Добровольное согласие родителей.

В последние годы детям сраше 3х лет с пограничными порогами слуха так же проводят операцию кохлеарной имплатанции, если после использования слухового аппарата и регулярных занятий 1-2 года нет прогресса.

В зависимости от ряда факторов результаты послеоперационной реабилитации могут сильно отличаться в зависимости от ряда факторов. При отборе детей специалисты тщательно изучают эти факторы.

^ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ РЕАБИОИТАЦИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ С КИ

Цель, содержание, организация.

Главная цель – научить ребенка воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значения и использовать ля развития речи. Ребенок должен овладеть правилами коммуникации, научиться понимать речь, порождать высказывания во внутренней и внешней речи. Реабилитация продолжается 3 – 5 лет.

Послеоперационная реабилитационная реабилитация включает:

  1. Точную настройку К.И.

  2. Слуховое, речевое и коммуникативное развитие коммуникативных навыков, слухового восприятия, устной речи, звуковых способностей.

  3. Развитие невербального интеллекта и других психических функций, моторных навыков.

  4. Психологическая помощь ребенку и близким.

Необходимые условия и особенности реабилитации детей с К.И.

При реабилитации необходимо учитывать следующее:

  • К.И. должен хорошо работать и ребенок постоянно его носить.

  • К.И. правильно настроен.

  • Созданы хорошие условия для восприятия звуков.

  • Есть возможность слушать разные речевые и неречевые звуки.

  • Созданы условия для развития коммуникативных навыков.

  • У ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться.

  • В процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке.

Особенности:

  1. Процесс настройки К.И. очень сложен – аудиолог не может полагаться на ответ ребенка.

  2. Затруднен контроль работоспособности процессора К.И.

  3. Значительное снижение уровня языкового развития.

  4. Необходимость быстрее использовать восстановленный слух для коммуникативного и языкового развития ребенка.

Точная настройка процессора К.И.

Поскольку маленькие дети не могут сказать о своих ощущениях этот процесс сильно осложнен, даже если дети имели слуховой опыт. Аудиолог определяет минимальные уровни тока, которые вызывают безусловно-рефлекторные поведенческие реакции.

Коррекция настрой производиться:

  • ежедневно в течении первой недели,

  • 2-3 раза в неделю на протяжении первого месяца,

При этом учитывается реакция ребенка.

Настройки существенно облегчаются, если у ребенка уже выработана условно – рефлекторная двигательная реакция на слух. Если данная реакция не сформирована, то ее формируют в период до подключения К.И.

^ КОММУНИКАТИВНОЕ, СЛУХОВОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ С К.И.

Данный процесс предполагает:

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Развитие слухового восприятия.

  • Развитие языковой способности.

  • Развитие устной речи.

Все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано, с самого начала работа проводиться по всем направлениям. Задачи и приемы определяются состоянием речевой функции ребенка. Выделяют 3 группы:

  1. Довербальные дети – отсутствуют или очень ограничены навыки коммуникации.

  2. Дети переходной группы – начинают использовать звуки, как символы для общения.

  3. Дети с функциональной речью – используют устную речь для общения. Эту группу составляют дети, имевшие слуховой опыт.

^ КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Отсутствие коммуникативных навыков обусловлено: наличием сопутствующей патологии нервной системы и отсутствием опыта систематических занятий с педагогом. Работа начинается на предоперационном этапе и продолжается до подключения К.И.

Используются партнерские и параллельные игры, введение «привычной ситуации». В процессе таких занятий развивается совместный с взрослым взгляд (внимание) на предмет. При организации занятий следует учитывать, что многие дети быстро утомляются после включения К.И..

^ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НЕРЕЧЕВЫХ И РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ С ПОМОЩЬЮ К.И.

Так же начинаются на предоперационном этапе. В течении всего периода перед операцией и настройкой ребенок должен продолжать носить слуховой аппарат.

Необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:

- обнаружение звука;

- локализация источника звука в пространстве;

- различение 2 звуков;

- оценка разных качеств слуха;

- опознавание неречевых звуков;

-выделение акустических корреляторов различных речевых сигналов;

- опознание различных речевых сигналов.

Важно с самого начала не создать у детей впечатление, что «слушание» - это то, что происходит только в определенные часы – на занятиях. Необходимо стремиться сформировать неестественное слуховое восприятие с помощью К.И. и при этом избежать давление на ребенка, охотнее использующего зрение, а не слух. Необходимо использовать любую возможность для развития у детей с КИ непроизвольного и произвольного слухового внимания и интереса к звукам.

В процессе слуховой тренировки необходимо всячески стимулировать появление у ребенка любых звуковых имитаций, постепенно формируя соотнесение вокализации и слова.

В процессе необходимо учитывать:

- перед предъявлением сигнала необходимо привлечь слуовое и зрительное внимание ребенка;

- в первое время дети не слышат тихие звуки;

- лучше воспринимаются звуки большей длительности;

- лучше воспринимаются модулированные, прерывистые звуки;

- увеличен латентный период реакции на звуки;

- быстрее вырабатываются реакции на время подачи импульса, чем на звук.

Способность различать неречевые звуки развивается с помощью музыкальных инструментов.

Важную роль играет развитие способности локализировать источник звука.

Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающимися способностями детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом/явлением, трудностью запоминания значения слов, проблемами непроизвольного слухового внимания.

Для оценки динамики слухоречевого развития детей с КИ СПб. НИИ уха, горла, носа и речи разработана русскоязычная версия методики слухового и речевого развития детей с КИ (МОСРР – EARS), которая предназначена для обследования детей от 2 лет. Включает 7 тестов и 2 анкеты для родителей и педагогов. Позволяет оценить эффективность использования КИ и различные навыки слухо – речевого развития.

^ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ

Это длительный процесс, который следует на предоперационном этапе. Цель этих занятий – овладение значения слов и накопление импресивного словаря.

После включения КИ работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора. Овладение звуковой системой начинается с накопления слов, значение которых осваивает ребенок. Эти слова относятся к различным категориям. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям. Им дается примерный словарь детей на различных этапах обучения, рекомендуется вести словарь ребенка.

Быстрорастущие слуховые возможности в целом позволяют ребенку воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов – окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами. Это позволяет ребенку овладеть правилами морфологии и синтаксиса.

^ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Собственная речь у детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо отсутствует полностью, либо предъявлена единичными лепетными словами. Многие виды работ начинаются на предоперационном этапе: развитие дыхания, тренинг артикуляторных органов, артикуляторный массаж.

Работа по формированию устной речи после включения КИ ведется на основе быстроразвивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире и формировании способности к голосовым и артикуляторным имитациям.

Работа по формированию собственной речи включает следующие этапы:

  1. Развитие доречевых форм речи.

  2. Формирование активных форм речи путем вызывания звукоподражания.

Результаты развития речи детей различны. При активной помощи родителей, через 1,5 месяца ребенок начинает активно имитировать интонацию, удается сформировать около 10 слов на основе имитации. Через 1,5 года формируется умение строить фразы из нескольких слов. Эксперсивный словарь ребенка составляет не менее 100 слов. Через 2 года у ребенка формируется связанная речь.

Особенность детей с КИ, по сравнению с тугоухими детьми – быстрое нарастание слуховых возможностей ребенка позволяет эффективно использовать акустическую обратную связь при формировании надсегментных и сегментных характеристик речи. Создаются условия для формирования правильных артикуляторных укладов.

^ РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЕКТА, ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Программа невербального развития детей с КИ основана на данных о нормальном формировании психомоторных навыков в этом возрасте. Она включает развитие:

А) двигательной активности;

Б) восприятия окружающего мира;

В) внимания;

Г) памяти;

Д) воображения;

Е) мышления;

Ж) эмоционально – волевой сферы.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ И ЕГО БЛИЗКИМ

В первую очередь заключается в предоставлении полной информации о КИ, их проблемах и способах разрешения этих проблем. Необходимо подготовить родителей к изменениям в поведении ребенка после включения КИ и его изменению в процессе реабилитации. Важно научить их наблюдать за реакциями и поведением ребенка. Научить обращаться с КИ. Настроить на систематические занятия с ребенком, предоставить информацию о том как развивать слух, речь и общие когнитивные и моторные навыки.

Детям необходимо постоянно находиться в речевой среде, не менее важно обеспечить постоянные занятия, условия для ежедневной слуховой тренировки.

Если у ребенка имеются проблемы с нервной системой необходимо постоянной наблюдение специалистов неврологов.

Большинство детей, прооперированных до 3х лет могут быть подготовлены к посещению массовой школы, при этом их речевое развитие все же будет отставать – в этом случаи нужна дополнительная помощь логопеда.

Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста

Возможность использования восстановленного слуха для понимания речи различна у разных пациентов и зависит не только от слуха. Существует группа людей, у которых возможности использовать восстановленный слух для развития восприятия речи ограничена.

Маленькие дети – вторая по перспективности слухоречевой реабилитации группа, после постлингвальных пациентов. Однако, эта группа очень неоднородна, поскольку эффективность использования имплантата для последующего слухоречевого развития зависит от многих факторов. Лонгитюдное наблюдение за 10 детьми в возрасте от 1г 10м до 4лет 5 мес позволило выделить следующие факторы прогностические благоприятные для слухоречевой реабилитации:

  1. Наличие слухового опыта.

  2. Использование ребенком предречевых вокализаций и устной речи как основного средства коммуникации.

  3. Отсутствие у ребенка сопутствующих нарушений познавательной и коммуникативной сфер, внимания, памяти, зрения, нервно-мышечной системы.

  4. Наличие у родителей ребенка желания и возможности принимать активное участие в слухоречевой реабилитации ребенка особенно в первые 2 года после КИ.

  5. Наличие у ребенка опыта систематических занятий с педагогом и родителями.

  6. Наличие у ребенка языковых навыков.

  7. Отсутствие у ребенка задержки общего когнитивного развития вследствие педагогической запущенности (из – за отсутствия систематических занятий до имплантации).

  8. Наличие условий для психоречевой реабилитации по месту жительства.

  9. Возраст ребенка.

На основании проведенного анализа при определении эффективности психоречевой реабилитации предлагается использовать количественную оценку следующих благоприятных факторо.

  1. Наличие слухового опыта. (0 – 5 баллов)

  2. Постоянное использование слухового аппарата – 0 – 3 б.

  3. Наличие вокализации и речи – 0 – 5б.

  4. Отсутствие психических нарушений – 0 – 5б.

  5. Наличие опыта занятий с сурдопедагогом – 0 – 3 балла.

  6. Наличие у родителей ребенка желания и возможности принимать активное участие в слухоречевой реабилитации ребенка после КИ – 0 – 3 б.

  7. Наличие условий для психоречевой реабилитации по месту жительства – 0 – 3б.

  8. Возраст ребенка (только для детей с врожденной глухотой и с потерей слуха до 1 года) – 0 – 3 б.

Таким образом, максимальный бал для детей с врожденной глухотой – 30 баллов, а для потерявших слух в период овладения речи – 27.

Необходимо провести тщательный сбор анамнеза, неврологическое и психолого – педагогическое обследование ребенка.

Выводы:

  1. Маленькие дети перспективная группа для проведения КИ.

  2. Выделено 9 благоприятных факторов.

  3. Предлагается схема количественной оценки благоприятных факторов.


Задание № 3 Глоссарий

Термин

Определение

Атрезия наружного слухового прохода

Врожденная аномалия наружного слухового прохода, обычно сопутствует деформация ушной раковины и глубокие изменения барабанной полости, а в очень редких случаях имеется и недоразвитие лабиринта.

Барабанная перепонка


(лат. membrana tympani) — тонкая, непроницаемая для воздуха и жидкости, мембрана, разделяющая наружное и среднее ухо. Служит для передачи звуковых колебаний во внутреннее ухо, а также препятствует попаданию в барабанную полость инородных тел.

Барабанная полость


полость среднего уха, затянута извне барабанной перепонкой и сообщающаяся с глоткой Евстахиевой трубой. Она впервые появляется у амфибий и содержит слуховые косточки .

Волосковые клетки


эпителиальные рецепторные клетки спирального органа, пятен маточки и мешочка, ампульных гребешков, воспринимающие раздражение посредством слуховых волосков.

Евстахи(ь)ваяя труба


(синоним слуховая труба; лат. tuba Eustachii, tuba auditiva) — канал, сообщающий полость среднего уха с глоткой.

Звуковосприятие


процесс трансформации звуковой энергии в нервное возбуждение, происходящий в волосковых клетках спирального (кортиева) органа.


Звукопроведение (воздушное, костное)



доставка звуковой энергии к рецепторному аппарату (механич., физич). Эту функцию выполняют ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, мембрана окна улитки, перилимфа, базилярная пластинка, рейсснерова мембрана. Другим путем проведения звуков к спиральному органу является костная (тканевая) проводимость.

Катар среднего уха


негнойное воспаление слуховой трубы, сопровождающееся нарушением ее функций, что приводит к изменению давления и аэрации в барабанной полости.

Костный лабиринт


является овальной полостью, располагающейся в центральной части лабиринта между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом, и имеет общую стенку со средним ухом, на которой находится окно преддверия.

Лабиринтит


группа воспалительных заболеваний внутреннего уха, характеризующихся ограниченным или диффузным поражением периферических отделов слухового и вестибулярного анализаторов.

Наружный слуховой проход


представляет слегка искривленный канал, длиною в среднем в 35–36 мм; его направление — снаружи внутрь, слегка кпереди и книзу. Он начинается на дне слуховой раковины и в глубине слепо оканчивается барабанной перепонкой. В слуховом проходе различают: хрящевую часть — наружную, на которую приходятся две трети его длины, или 21 мм, и внутреннюю — костную,— треть всей длины прохода, или 14–15 мм

Неврит слухового нерва

это заболевание нервов, составляющих нервную систему слуховых органов. Оно проявляется шумом в ушах и нарушением качества слуха.

Основная мембрана


соединительнотканная пластинка, содержащая тонкие коллагеновые волокна и проходящая вдоль улиткового протока внутреннего уха

Острый и хронический гнойный отит


воспаление уха. В зависимости от локализации воспалительного процесса, различают наружный, средний и внутренний отит. И у каждого из них существуют разновидности.

Перепончатый лабиринт


лежит внутри костного лабиринта и отчасти повторяет его форму. Стенки лабиринта состоят из эпителиального и соединительнотканного слоев, между которыми лежит основная оболочка. Поперечник перепончатого лабиринта значительно меньше костного, и вследствие этого между обоими лабиринтами остаются пространства, сообщающиеся между собой.

Перелимфа


вязкая жидкость, заполняющая наряду с эндолимфой полости улитки и участвующая в проведение звуковых колебаний в органах слуха позвоночных.

Преддверие


полость, расположенная у входа в какую-либо полую часть органа. Преддверие уха представляет собой полость костного лабиринта, которая содержит мешочек и маточку - органы равновесия

Пещера (антрум)


Полость, особенно углубление в кости. Сосцевидная пещера (mastoid (или tympanic) antrum) представляет собой полость в сосцевидном отростке височной кости, сообщающуюся сзади с сосцевидными ячейками, а спереди - с полостью внутреннего уха.

Покровная мембрана


эластичная пластинка в спиральном органе, расположенная над слуховыми волосковыми клетками

Полукружные каналы


это составляющая внутреннего уха человека, который образует костный лабиринт, где расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью.

Предверная и барабанная лестница


Барабанная лестница - нижняя часть полости спирального канала улитки, открывающаяся в барабанную полость окном улитки и сообщающаяся с лестницей преддверия купола улитки посредством отверстия улитки (геликотремы); содержит перилимфу.

Слуховые косточки


находятся в полости среднего уха позвоночных животных и морфологически представляют части висцерального скелета,у человека, 3 главных косточки: Молоточек (malleus), который состоит из головки и рукоятки, несущей два отростка, короткий и длинный, и плотно соединенной с барабанной перепонкой.

Сосцевидный отросток


отросток височной кости, напоминающий по своему внешнему виду сосок; находится позади наружного слухового прохода, являясь местом прикрепления грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Улитка


слуховая часть внутреннего наземных позвоночных животных и человека; образуется как выпячивание круглого мешочка преддверия (саккулюса), относящегося к вестибулярной части внутреннего уха



Ушная раковина




внешняя часть уха. Ушные раковины у человека сформированы индивидуально, существует большие и маленькие, прилегающие и оттопыренные ушные раковины.

Эндолимфа

прозрачной жидкостью перепончатого лабиринта


Задание № 4 Реферат Тугоухость, причины, возможная профилактика
План

Введение …………………………………………………………………………27

Основная часть …………………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………… 32

Список литературы……………………………………………………………... 33


Введение
Тугоухость - понижение слуха, при котором восприятие разговорной речи даже на небольшом расстоянии становится затруднительным. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема тугоухости приобретает все большее значение. Не только пожилые люди, но даже дети раннего возраста могут быть слабослышащими. В Росси насчитывается более 13 млн. слабослышащих, среди них на детей приходится более 1 млн. Из 1000 новорожденных 1 ребенок рождается с глубокой тугоухостью или тотальной глухотой. Кроме того, в течение первых 3 лет жизни тугоухость появляется еще у 2-3 детей. У 14% лиц в возрасте от 45 до 64 лет и у 30% лиц старше 65 лет имеется тот или иной вид тугоухости. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году более 30% всей популяции земного шара будут страдать тугоухостью [].

Цель данной работы - изучить понятие тугоухость, ее причины и методы возможной профилактики.

Основная часть
Тугоухость, вызываемая препятствиями на пути усиления звуков, называется кондуктивной. Она возникает:

  • на уровне наружного уха (серная пробка, пороки развития наружного уха);

  • на уровне среднего уха (повреждения барабанной перепонки, повреждение слуховых косточек, отосклероз, нарушающий подвижность слуховых косточек) [, c. 34].

Такая тугоухость обычно исправляется хирургически — с помощью операции по восстановлению целостности барабанной перепонки или подвижности слуховых косточек (тимпанопластика, стапедопластика, и т.д.). В редких случаях необходимо назначение очень простого слухового аппарата.

Тугоухость, связанная с нарушением преобразования механических колебаний в электрические импульсы, называется сенсоневральной. Для данного типа тугоухости характерно не только снижение звуковосприятия, но и его искажения. Снижается болевой порог, звуки интенсивностью чуть громче порога слышимости становятся непереносимыми (для нормально слышащих людей болевой порог составляет около 100 дБ). Затрудняется восприятие речи на фоне шума

Причины сенсоневральной тугоухости могут быть разными: неврит (опоясывающий лишай, эпидемический паротит и т. д.); повышение давления жидкостей внутреннего уха (болезнь Меньера); возрастное снижение слуха (пресбиакузис); патология слухового нерва [, c. 78].

Сенсоневральную тугоухость нельзя излечить хирургическим путем. Электронные схемы назначаемых слуховых аппаратов должны быть более сложными, чтобы скорректировать индивидуальные особенности слуха конкретного пациента, характерные для данного вида тугоухости.
Смешанная тугоухость представляет собой сочетание двух вышеупомянутых типов нарушения слуха, то есть комбинацию кондуктивной тугоухости с поражением внутреннего уха. Причинами этого вида нарушения слуха могут быть инфицирование улитки при хроническом воспалении уха, наслоение возрастных факторов на неоперированный отосклероз.

Таким больным следует назначать те же слуховые аппараты, что и при сенсоневральной тугоухости [, c. 34].

Полная глухота встречается очень редко и является результатом двустороннего разрушения воспринимающих звук клеток улитки, а иногда и слухового нерва. В таких случаях для восстановления слуха необходима электрическая стимуляция слухового нерва или слуховых центров мозга. При этом используются очень сложные устройства — кохлеарные или стволомозговые импланты. Путем операции внутрь костей черепа вставляют тончайший провод — электрод, и подают электрические импульсы непосредственно на слуховой нерв. Данный метод коррекции требует длительной и сложной реабилитации.

Снижение слуха в подавляющем большинстве случаев может быть восстановлено. Необходимо лишь внимательно следить за изменениями своего слуха и при необходимости обращаться к врачу.

Факторами, способствующими развитию тугоухости могут явиться вирусные заболевания (грипп, эпидемический паротит), применение ототосичных лекарственных препаратов (антибиотиков-аминогликозидов (гентамицин)), петлевых диуретиков (фуросемид), нестероидных противовоспалительных средств (индометацин), сосудистая патология, травмы, в том числе черепно-мозговые, опухоли, а также воздействие шума и вибрации.

Факторами риска развития тугоухости у детей младенческого возраста являются: патология беременности матери (угроза прерывания беременности, вирусные заболевания (краснуха, грипп и др.)), внутриутробные инфекции, гипоксия плода, применение матерью во время беременности ототоксичных препаратов, патология родовой деятельности, асфиксия в родах, недоношенность, переношенность, низкая масса тела при рождении, затянувшаяся желтуха новорожденных, а также наследственный фактор.

Среди факторов риска развития тугоухости детей дошкольного возраста большая роль принадлежит патологии носа и носоглотки, и, как следствие — возникновение отитов, как острых, так и хронических. Патология среднего уха в детском возрасте при хронизации процесса, вносит свой вклад и в структуру тугоухости во взрослом возрасте [, c. 57].

Тугоухость может быть острой (если от начала заболевания прошло не более месяца) и хронической.

Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме. Выделяют следующие степени тугоухости:

I — от 26 до 40 дБ

II — от 41 до 55 дБ

III — от 56 до 70 дБ

IV — от 71 до 90 дБ

Глухота — 91 дБ и выше [, c. 13].

Профилактика тугоухости и глухоты должна включать очень широкий круг мероприятий. Особое внимание в этом вопросе нужно уделить шуму. Привычка включать телевизор, музыкальную аппаратуру на полную мощность, длительное прослушивание громкой музыки в наушниках проводит к значительному снижение слуха впоследствии. Этот факт следует учитывать не только с первых дней жизни ребенка, но даже в период внутриутробного развития, так как слуховой аппарат ребенка очень чувствителен к сильным шумовым воздействиям.

Кроме того, для профилактики тугоухости и глухоты необходимо:

  • устранять или уменьшать шумовые и вибрационные вредности на производстве, использовать индивидуальные средства зашиты;

  • своевременно распознавать и лечить инфекционные заболевания;

  • исключать факторы риска - стрессовые ситуации, курение, алкоголизм, переедание и т.д.;

  • проводить своевременное и адекватное лечение заболеваний слухового аппарата и избегать действия ототоксических лекарственных средств и других токсических воздействий;

  • при планировании деторождения необходимы генетические консультации. [, c. 89]

Проблемы сурдологии остаются в настоящее время трудноразрешимыми, несмотря на определенные успехи в этом вопросе. Однако, на примере тифлосурдопедагогики можно убедиться, что неразрешимых проблем не существует.

Заключение
Тугоухость - понижение слуха, при котором восприятие разговорной речи даже на небольшом расстоянии становится затруднительным.

Степень тугоухости может быть различной. Иногда больной слышит только громкий крик у самого уха, в других случаях он слышит разговорную речь на расстоянии 3-4 метров, но совершенно не слышит шепот.

Различают несколько степеней тугоухости:

1 степень. Больной не воспринимает речь только в необычной обстановке (посторонний шум, искажение речи).

2 степень. Неразборчивое восприятие речи в обычной обстановке или восприятие слов только после неоднократных повторений.

3 степень. Трудность речевого общения. При этой степени тугоухости больной слышит только громкую речь у самого уха или прибегает к помощи слухового аппарата.

Тугоухость чаще всего начинает развиваться еще в детском возрасте. По данным американских авторов, число тугоухих (с различной степенью тугоухости) в школах достигает 6% от общего количества учащихся.

Основными причинами тугоухости являются воспалительные заболевания полостей носа, грипп, ОРЗ, гнойные заболевания среднего уха.

Заболевания среднего уха являются основной причиной развития тугоухости. Гнойное отделяемое, скапливающееся в среднем ухе при некоторых заболеваниях, не всегда рассасывается. Это часто ведет к образованию рубцовых изменений на барабанной перепонке и в области слуховых косточек, что влечёт за собой понижение слуха.

Другой важной причиной тугоухости является кохлеарные невриты и отосклероз различного происхождения.

Профилактика тугоухости и глухоты должна включать очень широкий круг мероприятий.
Список литературы


  1. Вартанян, И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Текст] / И.А. Вартанян, Л.М. Шипилицина. – М.: Академия, 2008. – 432с.

  2. Викторов, В.А. Способы диагностики тугоухости [Текст] / В.А. Викторов, Ю.В. Малков // Мед.техника. - 1994. - № 3. -С.26-32.

  3. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448с.

  4. Тарасов, Д.И. Тугоухость у детей [Текст] / Д.И. Тарасов, А.Н Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев. - М: Медицина. 1984 - 240с.

  5. Тёмкин, Я.С. Глухота и тугоухость. [Текст] / Я.С. Темкин — М.: Медгиз, 1957. — 425 с.

  6. Тугоухость [Электронный ресурс] // МедАудио. – эл. дан. М.: [- 166] , режим доступа: tp://www.medaudio.ru/tugouhost.php


Задание № 5 Составить тезисы по содержанию источника на тему «Особенности строения уха у ребенка»
Ушная раковина

  • У новорожденных – мягкая, неэластичная, контуры выражены слабо.

  • На первом году жизни быстро увеличивается.

  • К 5 годам окончательно формируются завиток и мочка.

  • К 15 годам рост ушной раковины заканчивается.

Строение ушной раковины: козелок, завиток, противозавиток, противоказелок, полость раковины.

Наружный слуховой проход новорожденных и грудных детей:

  • слабо развит

  • короткий

  • узкий

  • внутренняя костная часть представлена лишь барабанным кольцом

  • имеет вид щели

  • имеет 4 стенки

  • строение слухового прохода 3-4 летнего ребенка приближается к строению взрослого человека

  • заканчивается барабанной перепонкой.

Среднее ухо состоит из 3 отделов: барабанная полость с перепонкой, слуховой трубы, сосцевидного отростка.

Барабанная перепонка. Особенности:

  • круглая форма

  • расположена горизонтально, плохо обозревается

  • у новорожденных относительно толще, чем у взрослых

  • состоит из нескольких слоев: наружный, внутренний, средний

  • поверхность с возрастом увеличивается.

Барабанная полость

  • делиться на 3 отдела: верхний, средний, нижний.

  • Стенки: у детей 1-го года жизни – тонкие.

  • Наиболее важные образования внутренней стенки: горизонтальный отдел канала лицевого нерва; мыс, окно преддверия, окно улитки.

  • Содержимое барабанной полости: у новорожденных просвет значительно уже. Полости среднего уха выполнены миксоидной тканью (исчезает на первом году жизни)

  • Слуховые косточки при рождении имеют почти такие же размеры как у взрослого.

  • Тонус барабанной перепонки и слуховых косточек поддерживается мышцами: напрягающей БП и стременной.

Слуховая труба

  • Плод 4 -5 мес – устье точечное, валики не развиты

  • Плод До 6 мес глоточное отверстие щелевидное

  • Новорожденный/ грудной – глоточное устье находиться на уровне горизонтальной плоскости твердого неба

  • Такое строение способствует тубарному распространению инфекций.

  • У новорожденных барабанное устье проецируется в вернем сегменте БП, у взрослых – в нижнем.

  • Слуховая труба грудных детей отличает от взрослых:

          • Отсутствием костного отдела

          • Прямая, без кривизны

          • Широкая, направлена горизонтально

          • Перешеек отсутствует

          • Глоточное устье окаймлено хрящевым кольцом.

          • Формирование слуховой трубы заканчивается к 5 – 10 годам

  • Височная кость состоит:

        • Чешуи

        • Барабанной части

        • Каменистой части

        • Между частями имеются щели:

            • Щель Глазера – заростает к 4му году жизни

            • Сосцевидно – чешуйчатая щель – зарастает к концу 2го года

            • Чешуйчато – барабанная щель – в детском возрасте сохраняется постоянно.

  • Сосцевидный отросток.

        • У новорожденных отсутствует

        • Имеется сосцевидная пещера, размеры которой относительно больше чем у взрослого

        • Сосцевидный отросток образуется при слиянии сосцевидных поверхностей каменистой и чешуйчатой части височной кости (с 4-5 мес до 3-5лет)

        • Процесс пневмотизации:

          • Осуществляется одновременно с замещением диплоэтической костной ткани компактной

          • Обуславливается врастанием слизистой оболочки внутри пещеры.

  • Пещера находиться на значительном расстоянии от синуса

        • До года – 5,9мм

        • От 1 до 3 – до 5мм

        • 4 – 7 – до 4,2мм

  • Глубина залегания синуса

        • До года 2,4 мм

        • 1 – 3 – 3,2 мм

        • 4 – 7 – 4,5мм

  • Расстояние между шилососцевидным отверстием и верхушкой сосцевидного отростка в раннем возрасте – до 7мм

  • Лицевой нерв.

        • К моменту рождения заключен в косный канал, имеет диаметр как у взрослого

        • В некоторых случаях у детей нет костной стенки

        • Выходное отверстие канала располагается горизонтально и лежит на поверхности

        • На значительном протяжении проходит через височную кость

        • Канал ЛН начинается в глубине внутреннего слухового прохода

            • Канал ЛН делят на 3 отдела: лабиринтный – окл 3мм; барабанный отдел – 6 – 7мм; сосцевидный отдел – 10 – 11мм.

        • Скуловой отросток – исходное место формирования – нижний отдел чешуй височной кости

          • До 3х лет строение губчатое

          • С 3 до 8 принимает более горизонтальное положение

          • Старше 8 – губчатое и пневматическое строение

        • Строение свободной части всегда губчатое или компактное

        • Соотношение основания скулового отростка и пещеры до 3х лет на одном уровне

  • Внутреннее ухо

        • Состоит из костного и перепончатого лабиринтов

          • Костный – в пирамиде височной кости плотная костная капсула

          • Перепончатый –внутри костного повторяет его строение

          • Пространство между ними выполнено перерлимфой

          • Внутри перепончатого – эндолимфа

          • Слуховые рецепторы находятся в улитке, вестибулярные – в преддверии и полукружных каналах.

        • Улитка.

          • Имеет 2,5 завитка

          • От костного столбика отходит спиральная пластинка, ее продолжение – основная мембрана

          • Предверная мембрана отходит от свободного края под углом 45 градусов

          • Среднее пространство – улитковый проход повторяет форму и направления улиткового лабиринта

          • Вернее пространство – лестница преддверия, нижнее – барабанная

          • Перепончатая улитка имеет 3 стенки: спиральную мембрану, предверную мембрану и наружную костную стенку.

        • Волосковые клетки – рецепторные клетки боковидной или цилиндрической формы

  • Преддверие и полукружные каналы

        • 1-й отдел – полукружные каналы, расположены в 3 –х плоскостях

        • 2-й – отолитовый аппарат, находиться в мешочках преддверия

  • Преддверно-улитковый нерв – входит во внутренний слуховой проод и распадается на 3 ветки.



1 Загорянска М.Е., Румянцева М.Г. Профилактика нарушения слуха у детей с врожденной расщелиной неба // Современные вопросы аудиологии и ринологии. – М.2000. – С. 128 - 129

2 19

Реклама:





Скачать файл (395.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru