Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Психология и педагогика - файл 1.doc


Лекции - Психология и педагогика
скачать (102 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc102kb.22.11.2011 21:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Психология и педагогика
Преподаватель: Максимова Татьяна Владимировна

1. Зачет:

  • решение конфликта,

  • трудный для меня человек,

  • умею ли я слушать и слышать других,

  • что для меня первично эмоция или разум

  • основной раздражитель

2. Контрольная работа

3. Сообщения по темам, желательно на основании информации выдающихся педагогов и психологов

4. Литература:

  • Учебник «Психология и педагогика» под редакцией А.В. Петровского

  • Психологическая литература по конфликтам, психологии детства, специальности

  • Литература, журналы в 208-к


ТЕМА: «Введение в предмет»

Психология (обозначается ) включает в себя 4 этапа:

1) ^ Психология – как наука о душе. Такое определение было дано более 2000 лет назад. Наличием души в древности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2) ^ Психология – как наука о сознании. В 17 веке предметом психологии является сознание, в связи с развитием естественных наук. Сознанием назвали способность думать, чувствовать, желать. Основным методом изучения считали наблюдение за самим собой, за другими людьми и написанием фактов.
3) ^ Психология – как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задачей психологии стоит наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакция человека. Мотивы, вызывающие эти поступки не учитывались.
4)^ Психология – как наука, изучающая факты, закономерности и механизм психики. Это современное определение психологии. Другими словами психология изучает психику человека, которая и является предметом современной психологии.
Психика – это свойство мозга отражать объективную реальность. Т.е. на основе внешних факторов формируется психический образ, который и способствует регулированию поведения и деятельности субъекта.

SR

стимул внешнийреакция внутренняя
^ Отрасли психологии

Современная психология включает в себя:

  1. возрастную психологию, которая изучает психологические особенности личности людей разного возраста (психология младенчества, пс-я раннего возраста, пс-я подростка и т.д.)

  2. педагогическая психология, изучает обучение и воспитание человека (пс-я учителя, пс-я воспитания)

  3. психология труда, изучает психологические особенности трудовой деятельности человека. Имеет ряд разделов, которые вместе с тем являются отдельными отраслями психологии труда: инженерная психология, космическая психология и т.д.)

  4. медицинская психология, изучает поведение человека (психотерапия, психогигиена и т.д.)

  5. юридическая психология, (криминальная, исправительная и т.д.)

  6. военная психология

  7. психология торговли

  8. психология спорта

  9. психология творчества

  10. психология аномального развития или специальная психология, изучает психологию людей с врожденными или приобретенными дефектами нервной системы

SR

стимул внешнийреакция внутренняя

  1. Психология существования по принципу «здесь и теперь»

  2. ^ Социальная психология. Изучает психические явления, возникающие во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

У каждого человека присутствует определенный стимул или определенная ситуация, который он может назвать раздражителем. Не обязательно он будет понятен другим людям, т.к. им может быть: раздражающий голос, грубое слово, торопливая речь, резкий звук, различный темперамент в поведении, психологическая несовместимость и др.

Психология личности

Человеческая психика – это сочетание биологических, физиологических свойств человека и психических функций.

Головной мозг обеспечивает прием и обработку информации, формирует программу действия.

Проблема личности, ее изучение и управление являются фундаментальным направление психологии.

Само слово «личность» в английском языке происходит от латинского слова «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления древнегреческой драмы. В античности раб не рассматривался как персона, для этого надо было быть свободным человеком.

В русском языке издавна использовалось понятие «лик» для характеристики изображения лица на иконе, которое имеет определенные характеристики, качества, которое воспринимается как ценность, идеал для подражания.

В восточных языках понятие личности связывается не только с лицом человека, но и со всем его телом.

В европейских традициях лицо воспринимается отдельно от тела.

(Ганс Ю Айзенк) Личность – более или менее стабильна, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственную адаптацию к среде.

(К.К. Платонов) Личность – человек, как носитель сознания.

(А.Н. Леонтьев) Личность – есть относительно поздний продукт общественноисторического и генетического развития человека.

(Рубинштейн) Личность выступает, как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное (различное) и общее (схожесть) в основных характеристиках.

Личность – это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств и характеризующих его, как индивидуальность.

Понятия личность и индивид находится в тесном единстве, однако не тождественны.

Важнейшими характеристиками личности являются сознание и самосознание.

Сознание включает в себя знание об окружающем мире, переживания различных жизненных событий, собственных поступков, отношений к другим людям, проявляющихся в виде мотивов, установок, стереотипов поведения.

Самосознание – это особая форма осознания человеком самого себя, своей сущности, которые проявляются в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля.

Самооценка – оценка личности самого себя, своего места среди людей, своих способностей, возможностей. Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной.

Методика определения самооценки (определить положение на шкале)

умный добрый счастливый здоровый красивый






глупый злой несчастный больной некрасивый




Нарисовать рисунок в квадрате
Психология эмоций

Эмоция – это особая психологическая категория, которая объединяет большую группу жизненных явлений.

В зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, психических свойств личности, предшествующего состояния, показывает своеобразие протекания психических процессов, как целостной характеристики психической деятельности за определенный период времени.

Эмоция имеет начало и конец, изменяется, более устойчивый и целостный, чем психический процесс

Виды эмоций:

  1. глубокие или поверхностные (страсть глубже настроения)

  2. продолжительные или краткие

  3. более или менее осознанные (импульсивные, стихийные, спонтанные и т.д.)

  4. положительные или отрицательные

  5. личностные или ситуативные

  6. уверенность или неуверенность

  7. любопытство, удивление, изумление, недоумение

  8. пассивные проявления эмоций: сосредоточенность, рассеянность, скука, сомнение

  9. решительность или нерешительность

В проявлениях эмоций велика роль воспитания.

Теория эмоций

В 17-18 веках существовало 2 точки зрения возникновения эмоций:

1. эмоция имеет самостоятельный характер, связанный с биологическими функциями организма

2. эмоции – вторичное состояние, которое зависит от познавательной деятельности

^ Дарвин полагал, что эмоции имеют животное происхождение, с развитием психики эмоции исчезают.

Теория Джеймса Лангера: возникновение эмоций обусловлено изменением в двигательной сфере, например, смех является причиной возникновения эмоций. Эмоции отрывались от сознания и изолировались от всей психики.

А. Вундт, немецкий психолог: выразительные движения – внешние переживания, внешний критерий. Отрицательные эмоции порождают недостаток информации. Исследователи эмоций показывают, что знание информированность нейтрализуют эмоции, меняют поведение человека.

Существует следующая схема зависимости эмоции от информации:

^ Эмоция = необходимая информация = имеющаяся информация
«Нервная система должна достигнуть определенного уровня функционирования, но наследственный фактор недостаточен, т.к. понятие сохранения не врожденно. Можно наблюдать его постепенное формирование от влияния опыта»

^ Жан Жак Пиаже (выдающийся детский психолог)

Одни психологи считают, что эмоции подчинены знанию, и нарушение этого соотношения является признаком неблагополучия. Другие считают, что эмоции сами руководят познавательными процессами.

Ранние работы Дарвина показали, что эмоция фундаментальна обеспечена врожденными нейронами программы.

Они могут меняться с приобретением опыта.

Эмоциональный ответ можно рассматривать, как форму адаптации к ситуации, является ли эмоция нарушением поведения или напротив это организационная реакция.

Эмоция является полезной и представляет адаптивный процесс.

Лозарус доказал, что большая часть эмоций разрушает дизорганизует поведение, являясь основным источником психосоматического поведения.
Существует три типа людей:

Кинестетик – телесный, эмоциональный тип, требует внимательности к себе, негативно реагирует на спешность, деловитость, предпочитает комфорт, достаточное количество времени для беседы с ним. Кинестетик предпочитает свободную одежду, удобную обувь, как правило, он достаточно аккуратен, неорганизован.

В деловых отношениях нужно уделить внимание комфорту встречи.

Визуалист – образник, использует в своей речи глаголы: видеть, смотреть. При встрече может сделать шаг назад, поворот тела от человека, как бы оценивая человека со стороны. Этот человек организованный, аккуратный, пунктуальный, характеризуется деловитостью. Основным раздражителем является плохая организация рабочего процесса, такие мелочи, как отсутствие необходимых предметов, преобладает визуальной памятью, любит просматривать ТВ, проспекты, продукцию.

Если кинестетик – мужчина, а визуалист женщина – это лучший вариант, чем наоборот.

В деловых отношениях нужно организовать четкое распределение времени,

Аудиолист – в своей речи использует глаголы: слушать, слышать. Любит слушать радио, ведет активный образ жизни, предпочитает воспринимать информацию на слух. Совместим со всеми типами.

Необходимо продумать информационный план.

Все три типа противоположные, но легко сочетаются.

Психические состояния

Это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, выраженные в форме различных чувств. Это настроение, эмоции, аффект, стресс, защитная реакция, т.е. это формы различных чувств.

У животных эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, эмоции бедны, ограничены.

По исследованиям Дарвина выразительные двигательные реакции носят приспособительный характер.

На протекание чувств, как показывают исследования психофизиологов, влияет вторая сигнальная система, т.е. чувства становятся осознанными.

Иногда у людей протекают стойкие переживания, которые влияют на поведение, направляют.

Одна из методик по исследованию эмоций: в квадрате необходимо дорисовать из круга из точек какую-либо картину, придать смысл изображению. Если не все точки задействованы, то у человека развито правое полушарие, этот человек более эмоциональный. Если соединены все точки в круг, то ведущим является левое полушарие, т.е. логика, вербальное полушарие.

Если плохо работает одно полушарие, другое может взять на себя его функции.

Существует таблица категоризации и идентификации с животными по полярности.

Чувства – это внутренние отношения, переживаемые в различной форме, и является одной из форм отражения действительности.
^ ТЕМА: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»

  1. Характер

Характер в переводе с греческого обозначает «чеканка, черта, печать».

Характер – совокупность устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведения и поступки.

Слово «характер» иногда обозначает силу воли, настойчивость, иногда резкость в отношении с людьми. Иногда говорят, что человек бесхарактерный.

Характер не является врожденным, он воспитывается. Врожденными могут быть только задатки, которые зависят от особенностей нервной системы. Характер формируется в процессе жизни человека и его деятельности. Многое в характере зависит от мировоззрения человека, его убеждений, идеалов, социального положения, влияния окружающей среды.

^ Черты характера:

О характере человека мы судим по ведущим, основным чертам. С точки зрения отношения человека к окружающей действительности выделяют типологию характера, которая состоит из следующих 5-ти групп:

  1. выражает общий психический склад личности: гумманость, чуткость, доброта, откровенность, уважение или замкнутость, черствость, презрение, грубость, скрытность.

  2. черты, характеризующие отношение человека к другим людям

  3. черты, характеризующие, как человек относится к самому себе: чувство собственного достоинства, скромность, общительность, эгоизм, гордость, застенчивость, обидчивость и т.д.

  4. черты, характеризующие отношение личности к труду, своему делу: аккуратность, работоспособность, организованность, трудолюбие, любовь к своей профессии, увлеченность и т.д.

  5. черты, характеризующие отношение человека к вещам: бережливость, расточительство, определенные этические нормы, эстетические нормы.

^ Положительные черты характера: основную роль играют моральные черты, отражающие нравственность человека. Это самостоятельность, организованность, настойчивость, мужество, энергичность, последовательность и др.

Существенную роль играет самовоспитание. Человек должен оценить свои недостатки и устранить их.
Большое значение при самовоспитании играет воспитание волевых качеств, для этого необходимо адекватно оценивать ситуацию.

Основной принцип психологии «Не навреди».

Особенно плодотворно самовоспитание в юношеском возрасте, когда происходит становление личности.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. На воспитание характера влияет искусство, литература. Образы литературных героев служат образцом, а также анализ поведения героев.

На воспитание влияет личный пример воспитателя, родителя, педагога. Существенную роль в воспитании играет единство требования.

Необходимо всесторонне и глубоко изучить индивидуальность человека. Существует множество методов, например, составление психологического портрета.

^ Рекомендации по воспитанию характера:

  • научитесь говорить «нет», когда достигаете предела выполняемой работы

  • находите ежедневно время для отключения от работы и отдыха, обратитесь к приятным мыслям или образам

  • старайтесь организовывать свою работу и оценивать свою деятельность (составление плана, определение долго- и краткосрочных целей и т.д.)

  • наладить эффективные, надежные отношения с окружающими. Нельзя занимать обвинительно-агрессивную позицию

  1. Темперамент

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов и поведения.

Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека. Это активность, подвижность, быстрота или замедленность реакции, пассивность, вялость, инертность.

Темперамент является наследуемой, биологической, природной основой.

В V веке до н.э. Гиппократ доказал, что состояние в организме зависит от количественного соотношения соков (жидкости) в организме.

Во II веке до н.э. римский анатом Гален дал классификацию темпераментов, состоящую из 13 типов.

Э. Кант в XVIII веке считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови, т.е. ее состав.

Так же считают, что физиологической основой темперамента является не действие мозга само по себе, а взаимодействие отдельных сигнальных систем.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны, т.к. они базируются на типе нервной системы:

  • Общая психологическая активность

  • Моторика – двигательная система человека

  • Эмоциональность

От темперамента зависят скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, а также темп, ритм деятельности и поведение.

Энергичность или медлительность – проявления темперамента.

Свойства не являются абсолютно неизменными. Они развиваются в определенной последовательности.

Физиолог Павлов полагал, что ^ 3 свойства нервных процессов определяют тип нервной системы:

- сила – способность выдерживать сильные раздражители

- уравновешенность – характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения

- подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения
^ Типы темперамента

Выделяют 4 типа темперамента:

- холерик

- сангвиник

- флегматик

- меланхолик

Холерик отличается повышенной возбудимостью, по мере нервных процессов тип сильный, неуравновешенный. Ему свойственны резкость, стремительность в движении, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Имея общественные интересы, темперамент холерика проявляется в энергичности, инициативности, принципиальности, а при отсутствии духовной жизни, ценностей, идеалов, убеждений холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Эмоциональные переживания неглубокие, мимика богатая, подвижная, выразительная, нуждается в новых впечатлениях, не умеет строго придерживаться системы в работе, распорядка дня. У сангвиника при отсутствии серьезных целей вырабатывается непостоянство, поверхностность. Сангвиник сильный, уравновешенный, подвижный.

Флегматик - тип сильный, инертный. Обладает медлительностью, спокойствием в действиях, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Характеризуется выдержкой, глубиной мысли, основательностью, в меру общителен. Флегматик имеет, как положительные качества, так и отрицательные: лень, безволие, вялость, безучастность к окружающему, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик – тип слабый, застенчивость, робость, нерешительность. Ему трудно на чем-либо сосредоточиться. Сильные внешние воздействия вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию, т.е. «опускаются руки». В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, хороший труженик, может успешно справляться с жизненными задачами. А при неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям.

Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими.

4 типа темперамента выделены условно. «Чистые» типы встречаются довольно редко, в основном преобладают смешанные.

3. Способности

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям, навыкам, имеющимся у человека. У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные.

Врожденные иногда называют природными, биологическими, а приобретенные – социальными.

Существует целый ряд типов способностей.

  1. природные или естественные, т.е. они биологически обусловлены и связаны с врожденными задатками и формируются на их базе

  2. специфические человеческие особенности, имеющие общественное историческое происхождение, которое включает в себя логику, теорию, практику.

Специфические и человеческие способности подразделяются на 3 типа:

^ 1) Общие и специальные.

К общим относятся умственные способности, развитие памяти, речи, точность и тонкость движения рук.

К специальным относятся математические, спортивные, художественные, организаторские литературные, технические способности и др.

^ 2) Теоретические и практические

Теоретические определяют склонность человека к логическому мышлению, а практические лежат в основе конкретных практических действий. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

^ 3) Учебные и творческие способности

Учебные связаны с усвоением человеком знаний, умений, навыков. Творческие связаны с открытием новых идей, открытий, изобретений.

Высшей степенью учебных способностей личности является талант. А высшей степенью творческих проявлений личности является гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общению обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей.

4. Интеллект

Проверка интеллекта – методика Айзенка, начиная с 12 лет.

Интеллект является наследуемым, зачастую от матери.
^ Индивидуальные различия – это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга.

Природная предпосылка – это особенности нервной системы, создаются и развиваются в деятельности общения, под влиянием воспитания и обучения.

Индивидуальные различия изучаются дифференциальной психологией.
^ ТЕМА: «ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

1. Мышление

Высший психический познавательный процесс – мышление, социально обусловленный, неразрывно связан с речью. Высшая форма познавательной деятельности.

Мышление – это психический процесс поисков и открытия существенно нового.

Мыслительные операции:

  1. Анализ – мыслительное разделение предметов и явлений на части, свойства;

  2. Синтез – мыслительное объединение предметов и явлений в единое целое;

  3. Сравнение – сопоставление, нахождение сходства и различий;

  4. Обобщение - объединение по их общим и существенным признака;

  5. Абстрагирование – выделение одних признаков, отличие от других.


Виды мышления по форме:

  1. Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы;

  2. Наглядно-действенное – опирается на восприятие предметов в процессе действий с ними;

  3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Мышление делится на теоретическое и практическое, т.е. по характеру решаемых задач.

Также оно может быть творческим или воспроизводящим, по степени оригинальности, новизны.

2. Память

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта, форма психического отражения.

Успешность памяти зависит от интересов и склонностей, от эмоционального настроя, от волевого усилия, от отношения личности к той или иной деятельности.

Память подразделяется на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую, т.е. по характеру психической активности.

Также память по продолжительности сохранения материала может быть кратковременной, долговременной, оперативной.
3. Методы психологии

«Метод – способ, с помощью которого познается предмет науки»

С.Л. Рубинштейн

Методы:

- Наблюдение

- Самонаблюдение

- Эксперимент

- Тест – стандартизированное психическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс.

В психологии действует принцип единства сознания и деятельности, который учитывается и в методах психологии.

^ Выделяют 4 группы методов:

  1. организационные – сравнение, сопоставление людей по профессиональным, возрастным и др. факторам

  2. эмпирический – тесты, анкеты, опросы, биографические данные, анализ продуктов деятельности

  3. методы обработки данных – например, в баллах

  4. интерпретационный - генетический и структурный

Главным методом психологии является эксперимент.

^ Метод 12-ти квадратов: см. в тетради








































Скачать файл (102 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации