Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Организация психологической службы в ДОУ - файл 1.doc


Лекции - Организация психологической службы в ДОУ
скачать (196 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc196kb.22.11.2011 21:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЛЕКЦИЯ 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ

План

  1. Требования к устройству психологического кабинета;

  2. Психологический инструментарий

Требования к устройству психологического кабинета

Наряду с содержательным и технологическим компонентами в ра­боте практического психолога выделяются организационные пара­метры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду). Дан­ные правила в равной степени приняты как при первичном форми­ровании психологической службы, так и в текущем ее функциони­ровании. Они связаны с понятием «профессиональная компетент­ность» и во многом определяют успешность и результативность не­посредственной работы психолога.

Существует четыре группы организационно-методических тре­бований, предъявляемых к профессиональной деятельности прак­тического психолога.

Рассмотрим последовательно группы требований применитель­но к конкретным условиям детского дошкольного учреждения.

В качестве психологического кабинета может быть использова­на небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного осве­щения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагности­ческих процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной близости, доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема и знакомстве с детьми и родителями, установления контакта, этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения или фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в сто­роне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям.

Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной
профессиональной деятельности психолога и могут значительно
снизить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.

Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким быть?

Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым, либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к поме­щению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.

Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендует­ся. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, – животные могут быть использованы психологом ситуативно.

Основной принцип оформления помещения – ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на ре­зультатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий ка­бинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения.

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным «рабочим» мес­том психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «ра­бочие» зоны специалиста.

Первая профессиональная зона – пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактичес­кой, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-иг­ровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Мебель и оборудование

Детский столик, 2—3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван либо кресло (малогаба­ритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1–2 подушки непра­вильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией за­писи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными му­зыкальными произведениями, вводными вербальными уста­новками для релаксационной и игровой деятельности

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методи­кам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата

Вспомогательный материал

Набор обьемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парик­махерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» – «Волк», «Баба-Яга» – «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2—3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций(механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы


Вторая профессиональная зона психологического кабинета – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной дел­ьности.

Мебель и оборудование

Мягкий диван или кресло (малогабаритные)

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностике, коррекционным методикам и тестам

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал

Вспомогательный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по воп­росам семейных и супружеских взаимоотношений. Литерату­ра по проблемам познавательного, личностно-эмоционально-го развития дошкольников, вопросам детской компетентно­сти, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поли клиники)




Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятелъностей психолога.

Мебель и оборудование

Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)

Технический мате­риал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспече­ния компьютера

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная Документация. Ор­ганизационно-методическая документация. Литература и пе­риодические печатные издания по повышению научно-теоре­тического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретацион­ный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в ре­зультате коррекционно-диагностической деятельности


Безусловно, трудности финансового и материально-техническо­го обеспечения большинства дошкольных учреждений государст­венного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологи­ческой службы достаточно реальна.

^ Психологический инструментарий

При использовании термина «психологический инструмента­рий» в широком смысле понимается система методов и техноло­гий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле – совокупность средств и материалов, необходи­мых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое вза­имодействие с практическим психологом и его результативного осу­ществления.

Остановимся на классификации психологического инструмента­рия, опираясь на второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровож­дать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляет­ся в соответствии с видовой принадлежностью.

Классификация психологического инструментария


Стимульный материал:

  • набор по типу «коробочка форм»,

  • объемные геометрические фигуры

  • складывающиеся пирамидки

  • разъемная матрешка

  • 3-4 набора последовательностей сюжетных картинок

  • наборы карточек, объединенных заданным признаком («Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера»)

  • печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями

  • набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера

Интерпретационные средства:

  • шкалы, таблицы, графики, профили, сетка перевода количественных данных в качественные характеристики

  • компьютерные программы по соотнесению, сравнению, интерпретации данных

Технический материал:

  • цветные карандаши, краски и т.д.

Вспомогательные средства

  • дискеты и CD-диски с музыкальным и вербальным сопровождением коррекционно-диагностической деятельности;

  • атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями

  • некоторые виды наборов для конструирования и моделирования

  • мячи и игрушки по половой дифференциации

Набор методик определяется комплексом прикладных средств, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его про­фессиональной компетенции.

Так, практический психолог, рабо­тающий только в русле деятельностного подхода, оперирует мето­диками, концептуальной основой которых является развитие веду­щих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означа­ет, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное реше­ние поставленных задач в процессе:

  • изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.)

  • деятельности кон­струирования («Рыбка»)

  • предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.)

  • вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.)

  • игровой деятельности («Игровая комната»).

Психолог-практик, теоретической основой деятельнос­ти которого является психодинамический подход, оснащен инстру­ментарием, обеспечивающим механизм проекции личностноэмо-циональных особенностей:

  • фотографиями с растушеванным изо­бражением – CAT (Child Apperception Test – Детский апперцептивный тест)

  • размытыми цветными пятнами – методика Роршаха

  • установками изображения – «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного»

Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцепту­альном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической про­блемы.

Таким образом, востребованность различных технологий в ра­боте практического психолога обязывает его к подготовке соответ­ствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.

В чем заключаются требования, предъявляемые психологичес­кому инструментарию:

  • требование соответствия (соответствие оригиналу, стандартам, заложенным в оригинальном (ав­торском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимулыюму и интерпретационному мате­риалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометричес­кие фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (крас­ный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения

  • требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных

  • монофункциональность. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов того психодиагностического средства как модификацию другого. психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

^ Документация детского практического психолога

Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформле­ние разного рода документации. Документация сопровождает каж­дое направление работы практического психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности .

Комплект (пакет) документации практического психолога дет­ского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

Нормативная документация – это тип документации, представ­ляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

  • Закон Российской Федерации об образовании

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Положение о психологической службе в системе образования

  • Положение о практическом психологе

  • Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста)

  • Положение об аттестации психолога образования с соответству­ющим приложением.

Данная документация является нормативной базой профессио­нальной деятельности психолога и подлежит своевременной заме­не при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

При оформлении специалиста на основе договора или контрак­та психолог и администрация детского учреждения оговаривают во­просы функционала, временного графика и заработной платы от­дельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.

Специальная документация – это особый вид документации практи­ческого психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят:

  • психологические заключения

  • коррекционные карты

  • протоколы диагностических обследований, коррек-ционных занятий, бесед, интервью и т.д.

  • карты (истории) психи­ческого развития

  • психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закры­тыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида – свободные (открытые) для доступа лиц, заин­тересованных в информации. Мало того, их основная цель – озна­комление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляет­ся по запросу как частных лиц (родителей, госпиталей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (дет:ких садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).

Образец заполнения (форма):

^ ВЫПИСКА

из психологического заключения диагностического обследования
от« » 200... г.


Фамилия, имя, отчество ребенка.

Число, месяц, год рождения

Дата
Подпись психолога, проводившего

психологическое обследование

Подпись административного лица
Печать образовательного учреждения

Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование, и административного лица образовательного учреждения (заведующего детским садом, директора центра и т.д.).

При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге – подтверждение либо опровержение по факту запроса.

В случае выписок из карт развития требования к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предостав­ляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психо­логии и юридически ответственным за данные документы (психологи школ, специализированных учреждений, районные и окружные пси­хологические кабинеты, специалисты смежных квалификаций).

^ Психологическая характеристика отражает иной аспект пси­хического развития и позволяет при ознакомлении составить пси­хологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административ­ных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ре­бенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникатив­ных предпочтениях, наличии общих или специальных способнос­тей и о многом другом.

^ Психологическое заключение является основной рабочей до­кументацией психолога. В настоящее время при высокой вариативности научно-теорети­ческих позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заклю­чений как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов, во-вто­рых, с различением психодиагностических технологий, находящих­ся в компетенции психологов. Именно эти условия способствуют разработке содержания основной документации психолога.

Встречается несколько вариантов психологического заключения.

Вариант I. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации мото­рики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид «психологического заключения может использоваться при частич­ных психологических обследованиях, как-то «Готовность к школе».

Вариант II. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроихведнныix стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях использует для при оценке возрастного развития детей.

Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.

Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к дошкольном) возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новобразования), количественную и качественную динамику развития.

Следовательно, в контексте дошкольной психологической службы психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу:

Психологическое заключение формы А – фиксирует данные диагностического обследования детей 3-4 лет (младший дошкольный возраст).

Психологическое заключение формы В – фиксирует данные диагностического обследования детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст).

Психологическое заключение формы С – фиксирует данные диагностического обследования детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст).

Опираясь па поликонцептуальпый принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ. В структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:

^ Общие характеристики возрастного развития на основе особенностейi психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.

^ Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевых функций.

Личностио-эмоционалъное развитие на основе характеристик само­сознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценност­ной сфер.

^ Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и по­зиций общения, конфликтности.

Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской дея­тельности.

^ Готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.

Далее – блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

^ Особенности развития

Проблемы развития

Прогноз развития

Рекомендации (см. Приложение 1).

Коррекционная карта представляет собой развернутую «карти­ну» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отра­жаются:

  • исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);

  • исходная проблематика (особенности отклонений и наруше­ний психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);

  • тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);

  • средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д);

  • сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);

  • рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий;

  • динамика психологических изменений в ходе коррекционных
    воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию
    цикла;

  • выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

Теперь остановимся на протоколах диагностических обследо­ваний, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол вданном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком – взрослым.

Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мими­ческие и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.

Особенность оформления данного вида документации заключа­ется в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего за­полняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.

Иногда психологи используют диктофон при протоколирова­нии процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.) (см. Приложение 2).

Заключительным в перечне специальной документации психолога является карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений – все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.

Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом дошкольного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации о пренатальном и постнатальном развитии, т.е. особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнений в период новорожденности. Кроме того, используется анамнез хронических и острых забо­леваний в период младенчества и раннего детства, сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалис­тов. Данная информация не является психологической, но способству­ет определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.

Далее фиксируются особенности нервно-психического развития по оценкам возрастных норм (когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; развитие пассивной и активной речи; пер­вые двигательные и эмоциональные реакции).

Кроме того, в карту развития включаются особенности адапта­ции и жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении и ха­рактеристики его взаимодействий со сверстниками.

Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен в виде таблицы либо свободного описания по выше­перечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития ребенка на разных возрастных этапах.

^ Организационно-методическая документация

Целью организационно-методической документации является орга­низация, планирование и методическое обеспечение профессио­нальной деятельности практического психолога. По причине пере­сечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психоло­гических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогичес­кое пространство.

В организационно-методическую документацию входят: хроно­метраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении; график работы практического психолога в дошколь­ном учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцирован­ный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологичес­ких запросов; отчет практического психолога о проделанной рабо­те (по итогам за год).

Хронометраж – совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени выполнения каждого из видов психологической деятельности, представленный ниже хронометраж рассчитан по стандартам рабочего времени «практического психолога образования», где средняя норма времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических техноло­ги, участие в региональных мероприятиях, например, конференциях семинарах, коллегиальное консультирование, работа со специалистами смежной квалификации, оформление документации и т.д.).

^ Хрономертаж рабочего времени

Вид профессиональной деятельности

Среднее время

в мес.

в нед.

Психодиагностика:

  • индивидуальная

  • групповая

36

9

Психопрофилактика и психокоррекция:

  • индивидуальная

  • групповая

28

7

Обработка результатов диагностических обследований, коррекционных, практических и развивающих занятий

24

6

Оформление документации

12

3

Индивидуальное консультирование:

  • родителей

  • воспитателей и педагогов


12

12


3

3

Изучение специальной литературы и освоение новых технологий

4

1

Посещение районных, республиканский, окружных, городских мероприятий (конференции, семинары)

4

1

Коллегиальное консультирование смежных специалистов и работа в специализированных комиссиях

4

1

Всего

144

36











При пересмотре норм по временной регламентации профессио­нальной деятельности практических психологов количественные показатели хронометража изменяются.

График – распределение видов профессиональной деятельнос­ти практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу. Вариант рабочего графика в соот­ветствии с 36-часовой рабочей неделей представлен ниже.

^ График работы практического психолога в дошкольном учреждении

^ День недели

Время

Содержание работы

Направление

Понедельник

9.00-12.00 (Зчаса)

Психодиагностика (индивидуальная)

По плану




13.00-17.00 (4 часа)

Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные)

По плану

Вторник

10.00-12.00 (2 часа)

Методическое время (оформление документов)

По плану




13.00-15.00 (2 часа)

Методическое время (обработка результатов)

По плану




15.00-19.00 (4 часа)

Консультирование родителей (индивидуальное и групповое)

По плану,

по запросу

Среда

9.00-12.00 (3 часа)

Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные / групповые)

По плану,

по запросу




13.00-14.00 (1час)

Консультирование воспитателей и педагогов (групповое)

По плану,

по запросу




14.00-17.00 (3 часа)

Психодиагностика (индивидуальная / групповая)

По плану,

по запросу

Четверг

9.00-12.00 (Зчаса)

Консультирование воспитателей и педагогов (индивидуальное)

По запросу




13.00-14.00 (1 час)

Методическое время (оформление документации)

По плану




14.00-17.00 (Зчаса)

Психодиагностика

(индивидуальная)

По запросу

Пятница

9.00-12.00 (Зчаса)

Методическое время

По плану,

по запросу




13.00-17.00 (4 часа)

Методическое время (обработка результатов)

По плану


Распределение видов профессиональной деятельности по дням дели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучения родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.

^ Годовой план — документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического воспитательно-образовательного) процесса, то данная стратегия стимулируется в соответствии с «программой образования и развитии детей», принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, создание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает ей психологической цели — обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществля­ло следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года.

^ Дифференцироранный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц (м. Приложение 5).

^ Журнал психологических запросов – документ, фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вме­шательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических меро­приятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от админи­страции дошкольного учреждения.

В случае необходимости сохранения конфиденциальности за­проса дополнительно к журналу предоставляются бланки психоло­гического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуж­дающееся в психологической помощи, может закодировать инфор­мацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желаю­щих (см. Приложение 3).

^ Итоговый отчет – совокупность результатов профессиональ­ной деятельности практического психолога в соответствии с целя­ми и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документаль­но подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиаг­ностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также ра­бота по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога: изучение специальной литературы, ос­воение новых технологий, проведение экспериментальных (науч­но-практических) исследований, участие в региональных научно-ме­тодических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итого­вый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиден­циального характера в отчет не включается.




Скачать файл (196 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru