Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Краткий словарь по философии (1/2) - файл 1.doc


Краткий словарь по философии (1/2)
скачать (118.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc119kb.22.11.2011 21:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФИЛОСОФИЯ - (любовь к мудрости), форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития мира, природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека (тем самым, формируя мировоззрение); она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как теоретическая основа мировоззрения, философия связана с социально-классовыми интересами, с различными формами человеческой жизнедеятельности. Философия оказывает влияние на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов, нравственных и культурных ценностей.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленное этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности. В мировоззрении находит выражение система категорий культурно-обобщенной модели человеческого мира. Философия - форма теоретического развития мировоззрения. В качестве субъекта мировоззрения реально выступает общество в целом, класс, социальная группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Существует 3 типа мировоззрения: 1). Житейское - порождено непосредственными условиями физики и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот тип мировоззрения отражает представления здравого смысла, традиции, взгляды о мире и человеке. 2). Религиозное - связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме. 3). Философское - в нем теоретически обобщен опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе, философы создавали новые категориальные модели мира. На основе рационального осмысления культуры, философия вырабатывает мировоззрение, ориентации, осуществляя свою просносмическую функцию.

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и становится важнейшим социальным институтом. Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результатов этой деятельности - сумма полученных к данному моменту научных знаний, образующихся в совокупности в научную картину мира. Термин "наука" употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

МЕТОДОЛОГИЯ - философское учение о методах познания и преобразования действительности. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношения людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социальных атрибутов, правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала систематизации содержащей в самой деятельности принципов, приемов и операций. Зачатки методологических знаний обнаруживающихся уже на ранних этапах развития культуры. Так в Древнем Египте геометрия выступает в форме нормативных предметов, которые определяются последовательностью действий при разделе земельных участков.

КОНЦЕПЦИЯ - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин "концепция" употребляется также для обозначения ведущего замысла конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психологическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное сознание, дух, идею, мышление и т.п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существовала вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностях. Мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.

ИДЕАЛИЗМ - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального. При всем единстве идеалистического мировоззрения в решении основного вопроса философии внутри него следует различать две главные формы: идеализм объективный и идеализм субъективный. Для объективного идеализма характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для субъективного идеализма неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

СЕНСУАЛИЗМ - ("восприятие", "чувство", "ощущение"), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистический и идеалистический сенсуализм. Материалистический усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Видные представители материалистического сенсуализма - Гассенди, Гоббс, Локк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Кондильян, Фейербах, идеалистического - Беркли, Юм.

РАЦИОНАЛИЗМ - ("разум"), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм 17-18 вв. (Декарт, Спиноза, Мальбрани, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц). Рационализм 17-18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Кант, пытавшийся примирить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, что "всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме…". Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истинности. В западной философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и другие).

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего. Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь ряда категорий.

ГНОСЕОЛОГИЯ - (теория познания), раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности. Как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат, как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

АКСИОЛОГИЯ - (теория ценностей), философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре целостного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиология, как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к "фактам" реальности.

АГНОСТИЦИЗМ - ("недоступный познанию"), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин "агностицизм" введен английским естествоиспытателем Т. Гексли в 1869 году для обозначения философской позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками "позитивного" знания. Наиболее последовательно в истории философии агностицизма проведен в скептицизме Юма, который полагал, что познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, и потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

ДИАЛЕКТИКА - ("веду беседу", "спор"), учение о наиболее общих закономерных связях и становлении развития бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика - есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Т.о. диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Сократ: диалектика - искусство вести беседу с целью выяснения понятий. Платон: диалектика - высшая наука, метод познания идей. Гегель: диалектика - использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность.

МЕТАФИЗИКА - ("после физики"), наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В марксизме - противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - философское учение, признающее, что реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог.

ПРАГМАТИЗМ - ("род", "падеж", "дело", "действие"), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х годах 19 века в США и получило наибольшее распространение в 20 веке в период до II Мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс , затем эту доктрину разрабатывал У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Прагматизм выдвинул программу "реконструкции в философии": философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ("проблематичных") ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, прагматизм отождествляет всю окружающую человека реальность с "опытом", несводимым, однако, к чувственным восприятиям, а понимаемым как "все, что переживается в опыте" (Дьюи), т.е. как любое содержание сознания, как "поток сознания" (Джемс). Согласно прагматизму, опыт никогда не дан нам изначально как нечто опредщеленное, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ч. Дарвина, прагматизм рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия.

СТРУКТУРАЛИЗМ - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеалистические интерпретации. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Структурализм в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания. В более узком смысле под структурализмом имеют в виду комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции (французский структурализм). Его основные представители - Леви-Строс, Фуко, Деррида, Лакан, Р. Барт, У. Эко. Особое течение в структурализме т.н. генетический структурализм Л. Гольдмана.

ПОЗИТИВИЗМ - ("положительный"), философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Позитивизм оформился в 30-х гг. 19 века. Создатель позитивизма, ввел этот термин - это французский мыслитель Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Поскольку позитивизм не имеет дела с "метафизическими" проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Наука не объясняет, а лишь описывает явление и отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как". Представителями первой, "классической" формы позитивизма 19 в. кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, И. Тэн, Ж. Э. Ренан.

НЕОТОМИЗМ - ядро неосхоластики уже со времени возникновения католического движения, направлено против реформации. Неотомисты занимаются главным образом проблемами метафизики - учение о действии и потенции: пассивная потенция выражает реальное ограничение действия; наличное бытие является действием определенного бытия, становление есть переход от потенции к действию; проблемами натурфилософии - гилеморфизм: материя относится к форме так же, как потенция к действию; проблемами духа, его двумя важнейшими функциями являются познание и волнение. Вопросами познания - основные различия между чувственным и рациональным познанием. Учением о Бого-бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли; проблемами этики.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - ("существование"), философия существования, иррационалистическое направление в современной философии. Шестов, Бердяев (Россия); Хайдеггер, Ясперс, Бубер (Германия); Сартр, Марсель (Франция); К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм.(Мунье, Недонсель, Лакруа) и немецкая диалектическая теология (Барт, Тиллих,Бультман). Экзистенциализм как философское направление носит неоднородный характер. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерио-Понти, Хайдеггер). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля. Экзистенциализм пытается возродить онтологию, в противоположность методологизму и гносеологизму, распространенным в философии начала 20 в.

СТОИЦИЗМ - 1). Школа древнегреческой философии. 2). Система Стоицизма реконструируется на основе фрагментов. Этика занимает в ней (системе) ведущее место, опираясь на физику (натурфилософию) и логику. 3). Мир (космос) представляется в стоицизме находящимся в бесконечной пустоте одушевленным сферическим теплом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела (бестелесными считались значения слов и предложений, пустота, время и место) в мире, едином, самом по себе различались два начала пассивное и активное: "бескачественное вещество", или "субстанция", и всепроникающий логос, или бог. Саморазвитие мира происходит циклически: каждый цикл кончается превращением всего в огонь, "воспламенением"; в начале каждого нового цикла "творческий огонь", он же бог - логос или бог порождает из себя 4 первосилы: огонь, воду, воздух, землю, а из них все тела в мире. Судьбу отдельного тела определяет его природа, целесообразно включенная во всеобщую природу. Каждое тело бесконечно делимо, равно как и время, определяемое как мера движения мира. Познание возникает на основе ощущений и представлений. При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали оправданным самоубийство. Конечная цель человека - счастье, определяется как жизнь согласно логосу, природе - такая жизнь добродетельна. Добродетель - благоразумие, мудрость, знание о добре и зле - единственное благо, а порок - единственное зло.

СКЕПТИЦИЗМ - древнегреческое философское направление, отправляющееся от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств; скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Скептики отвергали существование причины явлений, повторяя аргументы элейской школы, отвергали движение и возникновение; отрицали объективное ("по природе") существование добра и зла. Объявив истинность видимым критерием истинности, скептики рассматривали всех философов других направлений как догматиков и считали их глупцами.

ДЕТЕРМИНИЗМ - ("определяю"), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения,, производство одного другим.

СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. Один из основных гносеологических источников идеализма. Сущность субъективизма состоит в абсолютизации активной роли субъекта в различных областях деятельности, и, прежде всего, в процессе познания. Субъективизм как позиция, не сообразующаяся с природой объектов, ведет, в конечном счете, к отрыву от действительности, к "субъективной слепоте", агностицизму и релятивизму. Порождая монополию на истину, субъективизм служит источником различных искаженных форм теоретического сознания и практики.

ОБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит ориентация познания на социально-политическую "нейтральность", на воздержание от социально-критических оценок, суждений о ценностях и целях, от мировоззренческих и нравственных проблем. Объективизм есть нигилизм по отношению к действительности культурно-исторического субъекта, к миру человека, не подмененному отношением вещей. Хотя объективизм ратует за объективность знания, на деле он не только ограничивает и сужает его, но и маскирует социальный и классовый субъективизм. В современной западной философии объективизм выражается в тенденции к сведению активных действий исторических субъектов к следствиям вещественно-технических факторов, а социальных противоречий - к недостаткам технической рационализации.

ЭКЛЕКТИКА - с греческого "способный выбирать", "выбирающий". Соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Термин "эклектика" ввел Потамон из Александрии (2 в.), назвавший свою школу электической. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими. В метафизике абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания. Пустоту и бесплодность электических построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля.

СХОЛАСТИКА - (с греческого "школьный", "ученый"), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в середине века. Утверждая догматическую сумму представлений, схоластика не способствовала развитию естественных наук, однако ее структура оказалась благоприятной для таких, например, областей знания, как логика; достижение схоластов в этой сфере предвосхищают современную постановку многих вопросов в частности математической логики.

РЕАЛИЗМ - ("вещественный", "действительный"), философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие идеальных объектов (Платон), либо как объект познания, независимый от субъекта познания, процесса и опыта. Реализм в средневековой философии - один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях (общих понятиях), выясняющего антологический статус понятий, т.е. вопрос об их реальном существовании. Реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Существует 2 вида реализма: крайний реализм, считающий универсалии существующими независимо от вещей; умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Реализм в крайнем своем выражении из-за пантеистической тенденции вошел в конфликт с церковью, поэтому в средние века господствовал умеренный реализм. Реализм в западной философии 20 века - совокупность философских учений и школ, общая черта которых - признание реальности предмета познания, т.е. его независимости от сознания и познавательных актов. Представители реализма противопоставляют свои взгляды абсолютному идеализму неогегельянства и субъективному идеализму. Научный реализм - направление в современной философии западной науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий.

НОМИНАЛИЗМ - философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. В средние века номинализм был одним из течений схоластики, возникшим в ходе спора с реализмом об универсалиях. Основной тезис номинализма: идеи не имеют реального существования и находятся только в уме. Современный номинализм в логике рассматривает абстракции как "символические фикции" - термины, смысл, которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приемом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов много (). Идея исключения абстракций стала одной из центральных в современном математическом номинализме - концепция математики (20 в.)

ЭМПИРИЗМ - ("опыт"), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму. В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкутся как ничего не прибавляющая к содержанию знания. В качестве целостной гносеологической концепции эмпиризм сформировался в 17-18 вв. Он выступал как материалистический эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоположность ему субъективно-идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм).

ГЕРМЕНЕВТИКА - ("разъясняю"), искусство и теория истолкования текстов. В древне-греческой философии и филологии - искусство понимания, толкования (иносказаний, многозначных символов и т.д.); у неоплатоников - интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего Гомера. У христианских писателей - искусство толкования Библии. Особое значение у протестантских теологов(как искусство "истинной" интерпретации священных текстов), в их полемике с католическими богословами, считавшими невозможным правильное истолкование Священного писания в отрыве от традиций, церковного писания. С началом формирования в эпоху Возрождения классической филологии, независимой от теологии, герменевтика выступает как искусство перевода памятников прошлой античной культуры на язык живой, современной культуры. Общефилософская проблема герменевтики была поставлена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем и разработана Шлейермахером, который был протестантским теологом и филологом - классиком одновременно.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - ("учение о феноменах"), вначале одна из философских дисциплин, позднее - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственной области философского анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Если в классической философии феноменология - введение в систему логики и метафизики, то в современной буржуазной философии феноменология выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Содержание и цель феноменологии различным образом истолковывались в истории философии феноменология трактовалась как наука о предметах опыта (И. Г. Ламберт; Кант). Возникновение к началу 20 века феноменологии как определенного идеалистического направления западной философии связано с именем Гуссерля. Гуссерль рассматривает феноменологию как метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. Задача феноменологии - раскрытие смысла предмета, затемненного разноречивыми мнениями, словами и оценками. Предмет феноменологии - царство чистых истин, априорных смыслов, как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Феноменологическая установка достигается с помощью метода редукции.

БЫТИЕ - единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное, специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств.

МАТЕРИЯ - ("вещество"), "… философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин). Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Включает: 1). наблюдаемые объекты и тела природы; 2). объекты и тела, которые могут быть познаны в будущем (на основе эксперимента). Окружающий мир - это движущаяся материя в различных формах и проявлениях. В материалистической философии материя - это субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире. Материальные объекты всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Живая и социально-организованная материя известны только на Земле (закономерное саморазвитие материи).

ДВИЖЕНИЕ - способ существования материи, ее всеобщий атрибут "изменение вообще" (Энгельс), всякое взаимодействие материальных объектов. Гегель формулирует основные законы движения: переход количественных изменений в качественные; борьба и единство противоположностей; отрицание отрицания. Движение в качестве способа бытия материи (диалектический материализм - Маркс, Энгельс) "материя немыслима без движения, как и движение без материи".

^ ПОКОЙ - существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме.

ПРОСТРАНСТВО - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Мера бытия, покоя, устойчивости в движении. В пространстве существуют различные формы бытия. Пространство связано со временем, и их единство проявляется в движении и развитии материи.

ВРЕМЯ - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. Время связано с пространством, и их единство проявляется в движении и развитии материи.

РАЗВИТИЕ - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Свойства процессов развития: 1). обратимость изменений - характеризует процессы функционирования; 2). отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; 3). при отсутствии направленности, изменения не могут накапливаться. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Характеризует развитие время: 1). всякое развитие осуществляется в реальном времени; 2). время выявляет направленность развития. Целостную научную концепцию развития построил марксизм: развитие понимается как универсальное свойство материи, как принцип - основа объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика. Развитие включает в себя как прогресс, так и регресс.

ИЗМЕНЕНИЕ - превращение в другое, переход из одного качественно определенного бытия в качественно другое определенное бытие. Изменение определяется объемом, длительностью и скоростью. Гераклит считал, что все находится в постоянном изменении, для элеатов же изменение - только чистая видимость, ибо бытие неподвижно.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Понятие взаимодействия находится в глубокой связи с понятием структуры. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредствам которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. Оно носит объективный и универсальный характер, поэтому осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

СУЩЕСТВОВАНИЕ - это все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Категорию существования необходимо рассматривать в связи с категорией сущности. Существование может быть понято как результат эмпирического обобщения, эта категория дана субъекту через его опыт.

РЕАЛЬНОСТЬ - бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими формами бытия, в истории философии реальность отличали от действительности.

СУБСТАНЦИЯ - ("сущность", "нечто, лежащее в основе"), объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определяют философские концепции, вычленяются одна субстанция (монизм), две субстанции (дуализм), множество субстанций (плюрализм).

ОБЪЕКТ - ("предмет", "бросаю вперед", "противопоставляю"), то, что противопостоит субъекту в его

предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождественен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, причем само выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности. Объект дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он выступает еще как бы в скрытой, непроанализированной форме. Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание объекта - результат применения субъектом определенных способов познавательной деятельности. Созерцательный материализм, позитивизм, феноменология - считают, что познаваемый объект непосредственно дан субъекту и что деятельность последнего всегда есть отход от объекта. Кантианство, прагматизм - считают, что объект есть объективация внутреннего содержания субъекта. Этим философским направлениям противостоит теоретико-познавательная концепция диалектического материализма.

СУБЪЕКТ - ("лежащий внизу", "находящийся в основе"), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Декарт: противопоставление объекта и субъекта; субъект - это активное начало в познавательном процессе. Диалектический материализм радикально расширяет понимание субъекта, связывает его с категорией практики. Марксизм: подлинный субъект истории - народные массы (сила творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие).

ЗАКОН - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования, выражающие существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями (пример: закон всемирного тяготения). Наряду и в единстве с законом функционирования существуют законы развития (пример: общество развивается закономерно от одной общественно-экономической формации к другой). Объективный идеализм: закон - это выражение мирового разума, воплощенного в природе и обществе. Субъективный идеализм: закон - привносится познающим субъектом в реальный мир: разум дает законы природе. Неопозитивизм: закон - это условные правила связывания высказываний, описывающих данные чувственного опыта. Диалектический материализм: законы носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей. Законы: 1). действующие в ограниченной области (менее общие) - закон естественного отбора; 2). более общие - закон сохранения энергии; 3). всеобщие - законы диалектики; 4). статические и динамические закономерности.

КАТЕГОРИИ - в философии это общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля "Категории". В категориальной конденсируется опыт не только познания, но и практической деятельности людей, их культуры. Категории выражают фундаментальные уровни понимания человеком природы, общества, самого себя, являются важнейшими элементами мировоззрения людей.

ТОЖДЕСТВО - понятие, выражающее предельный случай равенства объектов, когда не только все родовидовые, но и все индивидуальные их свойства совпадают. Совпадение родовидовых свойств, вообще говоря, не ограничивает числа приравниваемых реально различных объектов - вид может быть и бесконечной совокупностью. Но совпадение наряду с родовидовыми и всех индивидуальных свойств (индивидуация) необходимо приводит к одному объекту или к совокупности, в которой объекты различны лишь условно-нумерически. Имея в виду объективность тождества и опасность подмены тождества сходством, если анализ признаков не доведен до конца, философская мысль с давних пор связывала совпадение свойств тождественных либо с актуальной бесконечностью этих свойств, либо с положением объектов в пространстве и во времени. Эти 2 теории опровергаются квантовой физикой и СТО. Тождество основывается на понятии о наблюдаемых состояниях объектов, т.е. по существу - на абстракции отождествления или на абстракции неразличимости. Основные свойства тождества: рефлексивность, симметричность, транзитивность.

РАЗЛИЧИЕ - это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, т.к. постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - один из двух "борющихся" моментов конкретного единства, которые являются сторонами противоречия. Различают внешнюю и внутреннюю противоположность: если внешние противоположности выступают как полюсы противоречия, взаимно предполагающие и одновременно исключающие друг друга, но существующие как относительно самостоятельные (пример: пролетариат и буржуазия), то внутренние противоположности, отрицая друг друга, находятся в отношении взаимного проникновения (пример: общественный характер производства и частнокапиталистический способ присвоения)

ПРОТИВОРЕЧИЕ - диалектическое: взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций; предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, категория противоречия занимает центральное место в материалистической диалектике. Обладая всеобщим характером, противоречие по-разному проявляются в различных сферах бытия и познания. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные противоречия. Внутренние противоречия - это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам. Для антагонистического противоречия характерна крайне острая, непримиримая противоположность коренных интересов, целей и позиций различных классов и социальных групп. Заостряясь в ходе ожесточенной борьбы, они разрешаются в социальной революции.

КАЧЕСТВО - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

КОЛИЧЕСТВО - категория материальной диалектики, отображающая общее и однородное в качествах вещей и явлений, благодаря чему они оказываются сравнимыми. Поскольку качество находит свое выражение в свойствах, постольку сравнивать количественно можно лишь одинаковые свойства. Количественное исследование становится возможным лишь после качественного познания предметов и явлений, обнаружения в них однородных качеств, а это неизбежно связано с абстрагированием от других их характеристик. Эволюция понятия количества в значительной мере была связана с развитием математики как науки о количественных отношениях и пространственных формах действительности. Количество находится в единстве с качественной определенностью явлений, вещей, процессов; это единство составляет их меру. Изменение количественной определенности вещей в границах меры не затрагивает их качества.

МЕРА - философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определенным количеством. В рамках данной меры количественные характеристики могут меняться за счет изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т.п. Мера указывает предел, за которым изменение количества ведет за собой изменение качества объекта и наоборот.

СКАЧОК - процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающимся по достижении изменяющимся объектом границы меры. Содержанием скачка является сложное переплетение двух процессов - исчезновение (уничтожение) старого качества и возникновение нового, а также установление существенно нового единства качественных и количественных характеристик изменяющегося объекта. Сущность скачка состоит в том, что силы и тенденция, направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качественной определенности, получают преобладание над силами, способствующими сохранению этой устойчивости. Возникновение и усиление этого преобладания обусловлены как логикой изменения самого объекта - различием меры у элементов, подсистем и объекта в целом, приводящими в определенной точке к утрате устойчивости, так и внешними воздействиями. Скачок осуществляется в бесконечно многообразных конкретных формах, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее существенно различие скачка по способу существования - на скачки резко выраженные, "взрывного" характера и постепенные скачки.

ОТРИЦАНИЕ - необходимый момент процесса развития, условие качественного изменения объекта. Диалектическое отрицание - это не голое, не "зряшное" отрицание, а творческое отрицание, когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но "снимается", положительные его стороны сохраняются в новом качестве. Отрицание в логике - логическая операция, свойства которой зависят от формулировки конкретной логической системы и взаимоотношение этой логической операции с другими операциями.

СНЯТИЕ - преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются , отрицаются, но вместе с тем удерживают свое значение как подчиненные моменты новой целостности. Снятие - одно из важнейших понятий философии Гегеля, связанное с его диалектической концепцией развития. Указывая на двоякий смысл снятия, Гегель подчеркивал, что снятое есть всегда нечто опосредованное процессом развития. Это низведение некоторого реального основания (предмета, системы, структуры) до момента более развитого целого. Т.о. снятие характеризует возникновение нового единства, боле высокую ступень развития. Указанное толкование Гегель относил к сфере духа и познания.

ПОЗНАНИЕ - высшая форма отражения объективной действительности. В познании разные уровни: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое познание. Наряду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (пример: в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Различают также обыденное, художественное и научное, познание, а внутри науки - естественно-научное, общественно-научное.

ГИПОТЕЗА - ("основа", "предположение"), научное допущение или предположение, истинностное выражение которого неопределенно. Различают гипотезы как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений и как структурный элемент научной теории. Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения какой-либо конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. Научная теория обладает свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения).

ТЕОРИЯ - ("рассматриваю", "исследую"), в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическую зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий - исходного базиса теории - по отдельным логико-методологическим правилам и принципам.

ПРАКТИКА - ("деятельный", "активный"), материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Практика многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под практикой понимают все виды чувственно-предметной деятельности человека (как производственную, так и другие виды деятельности - например: педагогическую, художественную, административную и т.д.). Основные формы практической деятельности людей - производство материальных благ (труд), а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Под практикой, прежде всего, разумеется совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по своему содержанию, так и по способу осуществления практической деятельности носит общественный характер. Структура практики включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде ее отдельных актов, предмет на который направлена эта деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.

ИСТИНА - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Относительная истина - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Его истинность обусловлена уровнем развития материальной практики, духовной культуры, совершенством специализированных средств наблюдения, эксперимента и т.п. Признание относительной истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания. Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. "…Человеческое мышление, - писал В. И. Ленин, - по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания".

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности; понятие действительности используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Начиная с Аристотеля, действительность трактуется как реализация некоторых возможностей. В философии 16-18 веков действительность истолковывается как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени и наглядно данных в восприятии. В современной западной философии категория действительности включает в себя такие сферы как идеальные объекты научно-теоретического знания, ценности культуры, духовно-душевные акты.

МЫШЛЕНИЕ - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственного и мыслительного образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и другие знаковые системы), приобретая форму идеального. Сознание включает отношение субъекта как к этим ценностям (научные и другие), так и к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания, которое также имеет социальную природу.


Скачать файл (118.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru