Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по муниципальному праву - файл 1.doc


Лекции по муниципальному праву
скачать (234 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc234kb.21.11.2011 22:36скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового регулирования МП.

МП как комплексная наука – это право МСУ, т.е. городского или сельского самоуправления, избираемого населением для решения вопросов местного значения. Комплексная отрасль права, вторичное, производное образование.

Предмет МП – это общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

а) территориальных, финансово-экономических, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления;

б) организационно-правовых форм существования МСУ;

в) полномочий органов МСУ по решению местных вопросов;

г) отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ

Метод МП – совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений:

а) установление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (в ходе выборов, деятельность органов МСУ);

б) метод властеотношений, выражающийся в наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями, в соответствии с законом, и возложение на другую сторону обязанности подчиняться их велениям;

в) классические способы воздействия на участников ОО – дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в ОО.

Определение – Муниципальное право – это комплексная наука российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закреплены территориальные, финансово-экономические, правовые основы МСУ, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов МСУ в решении вопросов местного значения, а также отдельных государственные полномочия, которыми они могут наделяться.
Муниципально-правовые нормы, их особенности.

МПН – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права. Зачастую это нормы других основных отраслей права, прежде всего КП (основные формы МСУ, правовые основы взаимоотношений) и АП (правовое положение и функции аппарата органов МСУ).

Всякая норма права установлена государством и имеет рычаги принуждения.

Особенности норм МП:

1) МПН одновременно являются (могут являться) нормами другого права.

2) Не все НМП являются государственно-правовыми, так как издается органами МСУ, не входящих в систему ОГВ.

3) Не все общественные отношения на местном уровне могут быть урегулированы НМП. Такие отношения как проведение сходов населения, организация органов территориального СУ, не может быть охвачен правовым регулированием, по причине самостоятельности деятельности населения, как правило, в силу исторических и местных традиций.

Классификация МПН:

1) по объектам правового регулирования: закрепляющие и регулирующие территориальные, ФЭ, П основы МСУ и государственные гарантии его осуществления; устанавливающие ОПФ осуществления МСУ (формы волеизъявления, органы МСУ, органы ТСУ); закрепляющие полномочия органов МСУ по решению местных вопросов; регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы МСУ.

2) по характеру содержащихся предписаний: управомачивающие (дают права); обязывающие (указание на обязательное исполнение); запрещающие.

3) по степени определенности содержащихся предписаний: императивный (не допускающие толкования); диспозитивные ( в общем виде определяющие правило поведения).

4) по юридической силе: конституционные и неконституционные (иные НПА).

5) по территории действия: федеральные; субъектов федерации; местные.

6) Материально-правовые (закрепляют конкретное правило поведения) и процессуальные (процедуру реализации нормы).
Правоотношения, возникающие в процессе осуществления местного самоуправления, их субъекты.

МПО – это общественные отношения, урегулированные нормами МП. МПО определяются субъектам:

а) муниципальные образования (городские и сельские поселения, районы (уезды), сельские округа, часть поселения);

б) население муниципального образования; выборные и другие органы МСУ;

в) выборные и другие органы МСУ;

г) органы территориального общественного самоуправления ( советы микрорайонов, комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты);

д) органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, добровольные объединения и ассоциации (при взаимодействии с органами МСУ при осуществлении своих функций и задач);

е) ассоциации и союзы муниципальных образований, имеющие своей целью координацию и совершенствование деятельности муниципальных образований.

МПО возникают, изменяются или прекращаются с связи с определенными обстоятельствами – юридическими фактами. Событие – это явление, не зависящее от воли человека (рождение или естественная смерть человека). Действие – это юридические факты происходящие по воле людей (инициатива населения по принятию акта по конкретному вопросу местного значения).
Источники МП как отрасли.

1) Общепризнанные нормы МНП по вопросам организации МСУ (Европейская хартия МСУ, принятая Советом Европы 15.10.85 г. (СЗ № 36 1998 г., Бюл. МНД № 11 1998 г.) ратифицированная ФЗ от 11.04.98 г.).

2) Конституция РФ (глава 8).

3) Законы РФ по вопросам МСУ:

а) ГК РФ от 20.02.94 г. (СЗ № 32 1994 г.);

б) БК РФ от 31.06.98 г. (СЗ № 31 1998 г., действует с 01.01.2000 г.);

в) НК РФ от 31.07.98 г. (СЗ № 31 1998 г., часть 1, ст.15);

г) ФЗ от 06.07.91 г. № 1550-1 «О МСУ в РФ» (действует частично, в соответствии с более поздними НПА);

д) ФЗ от 28.08.95 г. № 154 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (СЗ № 35 1995 г.);

е) ФЗ от 25.09.97 г. № 126 «О финансовых основах МСУ в РФ» (СЗ № 39 1997 г.);

ж) ФЗ от 08.01.98 г. № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ № 32 1998 г.);

з) ФЗ от 26.11.96 г. № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы МСУ» (СЗ № 49 1996 г.);

4) Указы Президента РФ и Постановления Правительства и КС РФ по вопросам организации МСУ:

а) Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»;

б) Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами МСУ»;

в) Постановление КС РФ от 30.05.1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности п.1 ст.58 и п.2 ст.59 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»».

5) Законы субъектов РФ по вопросам организации МСУ (обеспечение прав населения на МСУ, обеспечение гарантий осуществления этих прав, установление минимальных социальных стандартов, передача объектов собственности в МС, регулирование отношений между бюджетами). Законодательство РК:

а) «^ #P 3 0 1 1 919000359 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О реформе МСУ в РК» Постановление ВС РК от 12.11.93 № XII-20/572

б) «^ #E #P 3 0 1 1 919000936 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Устав МСУ г. Петрозаводска» от 10.10.95 № б/н

в) «#E #P 3 0 1 1 919001003 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О совершенствовании механизма по государственной поддержке МСУ и развитию самоуправляющихся территорий» Постановление Председателя Правительства РК от 22.07.97 № 429

г) «^ #E #P 3 0 1 1 919001170 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об Уставе ИСУ города Питкяранты и Питкярантского района» Постановление Палаты Республики ЗС РК от 30.10.97 № 300 ПР (аналогичные по другим районам)

д) «^ #E #P 3 0 1 1 919001380 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592

е) «^ #E #P 3 0 1 1 919100015 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О МСУ в РК» Закон РК от 20.01.94 № XII-23/623

ж) «#E #P 3 0 1 1 919100032 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592

з) «^ #E #P 3 0 1 1 919100698 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об органах МСУ в переходный период» Постановление ВС РК от 23.12.93 № XII-22/591

и) «^ #E #P 3 0 1 1 919101494 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах в органы МСУ РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592

6) Нормативные акты органов и должностных лиц МСУ: уставы муниципальных образований, решения представительного органа, Постановления, приказы (руководители структурных подразделений).
Наука МП: понятие, предмет, источники, методы научных исследований.

Наука МП – это система научных идей и знаний об общественных отношениях, связанных с организацией МСУ, формами и методами деятельности его органов по решению вопросов МСУ, реализации отдельных государственных полномочий. Таким образом, предметом этой науки является МСУ и общественные отношения с ним связанные.

Источники: а) труды ученых и видных деятелей «земства» в дореволюционной России В.Н. Лешков, А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, Б.Б. Веселовский, А.Д. Градовский, М.И. Свешников и другие; б) научные работы авторов (Писарев А.Н., Казанчев Ю.Д.); в) работы отечественных авторов обобщающие опыт зарубежных стран; г) научные работы по проблемам МСУ в советском периоде.

Методы научных исследований:

а) метод системного анализа – позволяет рассматривать МСУ как целостную систему организации власти народа в муниципальных образованиях и других территориях и ее взаимодействие с другими элементами политической системы общества (государство, партии, ОО и т.д.);

б) исторический метод исследований МСУ – позволяет рассматривать его развитие исходя из опыта дореволюционного МСУ и МСУ периода советской власти;

в) метод сравнительно-правового анализа – изучение, обобщение и использование опыта МСУ в зарубежных странах;

г) статистический метод;

д) конкретно-социологический и другие методы.

Задача науки МП состоит в разработке проблем повышения эффективности деятельности МСУ и его органов по решению вопросов местного значения.
История развития местного самоуправления в дореволюционной России.

Термин «земство», «земский» употреблялись в двух значениях: 1) МУ (МСУ); 2) земская форма государственного управления (от земли Русской, общероссийская, общенародная).

Земская реформа Ивана IV предоставила широкие полномочия земским и губным старостам, избираемым населением, а также предполагала создание земских изб как органов МСУ. При созыве Земских Соборов в 16-17 веках понималось, что это сословно-представительный орган власти носит общегосударственный характер.

Начала земской системы МСУ существовали и при Петре 1: в городах были учреждены выборные магистраты, независимые от губернаторов и воевод. По административной реформе Екатерины II (1775) создаются земские суды, земская полиция, учреждается должность земского исправника в уезде. Одна из главных задач земской полиции – организация сбора местных и государственных налогов. При Александре II было принято Положение о земских учреждениях (1864), главной задачей которого являлось определение новых принципов управления на местах, наделение органов МСУ обширными полномочиями в области управления местным хозяйством. В соответствии с этим Положением в 1865 г. земские учреждения были введены в 19 губерниях, в 1866 – еще в 9, 1867 – 2 (Вятская и Олонецкая), 1869 – 1 (Бессарабская), 1870 – 2 (Вологодская, Пермская), 1875 –1 (Уфимская). В 1911 г. Столыпину П.А. удалось провести закон о земствах в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской, Подольской губерниях (6). В 1913 еще 3 (Астраханская, Оренбургская, Ставропольская).

Попытку провести реформу МСУ предприняло после февральской революции 1917 г. Временное правительство. Были приняты: Постановление о волостном земском управлении и временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных (21.05.1917); Постановление об изменении действующего положения о губернских и уездных земских учреждениях (09.06.1917); Правила о волостном земском обложении, волостных сметах и раскладках и о волостном сборщике (17.06.1917). Кроме этого, Временным правительством в 1917 г. было разрешено введение земств на территории еще 27 губерний наряду с имеющимися в 43. После ВОР проведение этой реформы остановилось.

В дореволюционной России одной из форм управления местными делами являлись сельские сходы, которые состояли из всех домохозяев. Для правомочности требовалось не менее 50 % домохозяев или лиц их замещающих, а также присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода. СС принимал новых членов, осуществлял передел земли, решал вопросы общих земель и дорог, исключение из общества, вопросы опеки, устройство и поддержание церкви, борьба с болезнями и пожарами и другие. Староста мог налагать штраф до 5 рублей, подвергать аресту до 7 суток.
Местное самоуправление и местное управление в ЗС.

В ЗС применительно к власти народа на местах существует 2 понятия: местное управление и местное самоуправление. МУ – это деятельность государства, осуществляемая в муниципальных образованиях через своих представителей. МСУ – это деятельность населения осуществляемая в муниципальных образованиях по решению вопросов местного значения, через не государственные органы – органы МСУ. В зависимости от сочетания этих двух понятий существует 2 классические системы организации власти народа на местах: европейская (сочетание МУ и МСУ – Польша, Италия); американская (наличие на местах только органов МСУ). РФ – уникальна, в стране американская система, а в Москве и С-Петербург – американская.

Классические способы формирования органов МСУ:

а) парламентская модель – глава муниципального образования избирается депутатами местного представительного органа власти из своего состава;

б) президентская модель – избиратели выбирают всех должностных лиц МСУ в ходе муниципальных выборов (США: мэр, шериф, прокурор, казначей, мировой судья). РФ – смешанная система (избирается мэр и депутаты, должностные лица утверждаются представительным органом).
Система МП как учебной дисциплины.

МП как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов учебного курса.

Задачи МП, как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ.

Система учебной дисциплины МП имеет следующие составные части:

1) МП, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина – изучает предмет МП; методы правового регулирования; особенности, источники и систему МП; субъектов ОО; основные методы научных исследований; задачи науки МП и учебной дисциплины МП.

2) Основы местного самоуправления – понятие и содержание территориальных, ФЭ, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления.

3) Система МСУ – понятие системы МСУ; формы волеизъявления граждан при осуществлении МСУ; структура, принцип организации и деятельности органов МСУ; особенности представительного органа и главы МСУ; принципиальные черты депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ; отличительные признаки ТОСУ.

4) Основные полномочия органов МСУ – понятие полномочия органов МСУ; содержание основных полномочий органов МСУ в различных сферах ОО (социальная, культурная, хозяйственное строительство, ООП, отдельные государственные полномочия).
Территории, на которых может осуществляться местное самоуправление.

Ст.12 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление МСУ на отдельных территориях ФЗ. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление МСУ.

На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга МСУ осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов РФ. Население городских поселений, входящих в состав городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление МСУ.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом МСУ города самостоятельно в соответствии с уставом города.

1) Городские (сельские) поселения - города, поселки, станицы;

2) Районы (уезды) – волости, сельские советы. Сельский округ – несколько поселений, объединенных общей территорией;

3) Часть поселения (микрорайоны, кварталы, улица, многоквартирные дома) – территориальное общественное самоуправление. Районные собрания, исполнительный орган – администрация, глава назначается на районном собрании. Может и на меньшей территории (м/район, квартал, улица, дом);

4) Особые или отдельные территории (приграничные, закрытые административно-территориальные образования). Территориальные образования в пределах, которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим проживания и сохранения государственной тайны. Права населения на осуществление СУ могут ограничиваться – а) решение о создание, упразднение и изменение границ ЗАТО принимаются высшими ОГВ РФ по согласованию с ОГВ субъекта РФ; б) запрет на свободный въезд и постоянное проживание в ЗАТО; ограничение прав органов МСУ в вопросах землепользования.
Роль населения муниципального образования в решении вопросов его территориального устройства.

а) вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских муниципальных образований, установления или изменения их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом МСУ города самостоятельно, в соответствии с Уставом города;

б) изменения границ МО по инициативе органов МСУ, а также ОГВ субъектов РФ не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий;

в) ОГВ субъектов РФ обязаны учитывать мнение населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется МСУ;

В законах субъектов РФ эти нормы могут детализироваться и конкретизироваться.
Виды земель, на территории муниципального образования.

а) земли городских, сельских поселений, которые в соответствии с действующим законодательством можно определить как земли, находящиеся в пределах черты населенных пунктов. Основное целевое значение земель населенных пунктов в том, что они служат территориальной основой для размещения жилых, производственных, социально-культурных зданий, сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения МО;

б) земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах используются в качестве путей сообщения(площади, улица, дороги, переулки, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи), в качестве полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий;

в) рекреационные зоны – зоны отдыха и туризма. Находятся на землях различных категорий – городских (сады, парки), пригородных (зеленые зоны вокруг городов), национальных природных парков, ландшафтных заповедников, лесного фонда и т.д. К землям рекреационного назначения относят земельные участки, занятые домами отдыха, санаториями, пансионатами, турбазами;

г) земли необходимые для развития поселения, находящиеся за их пределами и служащие для размещения и строительства объектов, предназначенных для нормального функционирования населенного пункта, производственных и рекреационных зон, организации отдыха населения МО. Указанные зоны составляют с поселением единую социальную, природную и хозяйственную территорию;

д) другие земли в границах МО независимо от форм собственности и целевого назначения. К данной категории относятся земли промышленных объектов, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики и иного назначения, которые предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для решения возложенных на них задач. Размещение, а также проведения работ на этих землях осуществляется по согласованию с органами МСУ.
Муниципальная собственность: понятие, объекты, источники.

КРФ (ст.8): МС признается и подлежит равной правовой защите наряду с другими формами собственности. Согласно ст.28 ФЗ он является элементом экономической основы МСУ. Ст.215 ГК РФ: МС – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО. Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями, а средства МБ и имущество не закрепленное составляют муниципальную казну соответствующего МО.

Ст.29 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов МСУ, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы МСУ управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы МСУ, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы МСУ в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы МСУ в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах МО.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами МСУ самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Местные налоги, сборы и штрафы.

Местных налогов не должно быть в соответствии с НК РФ (ст.15). Но данная статья не действует и используется старое законодательство.

Ст.36 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В доходы МБ зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными ФЗ и З субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе.

Ст.21 ФЗ «Об ОНС в РФ» (ФЗ от 31.07.1998 № 150-ФЗ установлено, что с введением в действие налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ не взимаются налоги, предусмотренные подпунктами "г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц"). К местным относятся следующие налоги: а) налог на имущество физических лиц; б) земельный налог; в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся ПД; г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор за право торговли; ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; з) налог на рекламу; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; к) сбор с владельцев собак; л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; н) сбор за выдачу ордера на квартиру; о) сбор за парковку автотранспорта; п) сбор за право использования местной символики; р) сбор за участие в бегах на ипподромах; с) сбор за выигрыш на бегах; т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; у) сбор со сделок, совершаемых на биржах; ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок; х) сбор за уборку территорий населенных пунктов; ц) сбор за открытие игорного бизнеса; ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Бюджет муниципального образования: порядок подготовки, обсуждения, принятия и исполнения.

Бюджет муниципального образования составляет финансовую основу МСУ.

Ст.35 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: К МБ относятся бюджеты МО. Формирование, утверждение и исполнение МБ, контроль за их исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно. В МБ могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся МО.

Ст.5 ФЗ «О ФО МСУ в РФ»: Каждое МО имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из ФБ и средств из бюджета субъекта РФ в соответствии с действующими законами РФ. Формирование и исполнение МБ осуществляются органами МСУ самостоятельно в соответствии с уставом МО. ОГВ гарантируют: право представительных органов ИСУ самостоятельно определять направления использования средств МБ; право представительных органов МСУ самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств МБ, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов; компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов МБ, возникших вследствие принятия законов РФ, а также иных решений ОГВ.

Формирование МБ осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Глава МО, иные должностные лица МСУ несут ответственность за исполнение МБ в соответствии с ФЗ, З субъектов РФ, уставами МО. Органы МСУ представляют отчетность об исполнении МБ в установленном порядке.

Ст.11 ФЗ «О ФО МСУ в РФ»: Представительные органы МСУ самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном МО в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными ФЗ и З субъекта РФ. Составление проектов МБ, утверждение и исполнение МБ осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией РФ и бюджетной классификацией субъекта РФ. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган МСУ в порядке, установленном уставом МО. В случае, если МБ не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств МО до утверждения МБ производится по соответствующим статьям МБ истекшего года ежемесячно в размере 1/12. Контроль за исполнением МБ осуществляется представительными органами МСУ (возможно привлечение аудитора). Органы МСУ публикуют сведения об исполнении МБ и представляют в установленном порядке сведения об исполнении МБ в Госкомстат РФ.
Внебюджетные фонды: порядок образования, формирования, использования средств.

Ст.41 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Представительные органы МСУ вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Целевые внебюджетные фонды#G0 - новое звено финансовой системы РФ. Они являются разновидностью целевых государственных и местных фондов #M12291 820000986денежных средств#S и создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целевому назначению они могут быть подразделены на социальные и экономические фонды. К числу социальных внебюджетных фондов #M12291 820000986денежных средств#S относятся ПФ РФ, ГФЗН РФ, Ф и ТФОМС, ФСС РФ.

Согласно #M12291 9004976Указу Президента РФ "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" от 24.12.1993 #Sг. на уровне субъектов Федерации и административно-территориальных образований могут быть созданы внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Фонды создаются по решениям представительных органов власти субъектов Федерации и #M12291 820002417органов МСУ#S. Примерный порядок формирования этих фондов определен Правительством РФ в Постановлении от 15.06.1994 г. Фонды образуются для создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, для аккумуляции #M12291 820001074добровольных#S взносов предприятий и организаций в жилищное строительство, для поддержки участия #M12291 820000853граждан#S в финансировании строительства или приобретении жилья и т.д.

Указ Президента РФ от 11.01.95 № 31 «О президентской программе «Российский народный телефон»». В РК с 1996 по 2000 год. Основными источниками формирования фондов являются: #M12291 820001074добровольные#S взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, #M12291 820001028дивиденды#S от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов, и другие.

По общему правилу образование внебюджетных фондов на региональных уровнях - право, а не обязанность соответствующих представительных органов. Однако в ряде случаев #M12291 820001262законодательство#S обязывает к созданию таких фондов. Так, в соответствии со #M12293 0 9004377 1265885411 24569 1188506169 1230395627 77 4291814449 1303333711 1459210331ст. 21 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 #Sг. для решения неотложных природоохранительных задач создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды#S. Экологические фонды расходуются: на оздоровление окружающей природной среды, населения; проведение мер и программ по охране окружающей природной среды; воспроизводство природных ресурсов; научные исследования; внедрение экологически чистых технологий; строительство очистных сооружений; выплату компенсационных сумм #M12291 820000853гражданам#S, на #M12291 820000655возмещение вреда#S, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, и др. Управление экологическими внебюджетными фондами осуществляется #M12291 820001487исполнительным#S органом власти, #M12291 820001971местного самоуправления#S либо органом управления внебюджетным фондом.
Конституция РФ об основах местного самоуправления в РФ.

КРФ: Глава 8 «МСУ».

Ст.130: МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.

Ст.131: МСУ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Ст.132: Органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют МБ, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы МСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Ст.133: МСУ в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав МСУ, установленных КРФ и ФЗ.
Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области местного самоуправления.

Законы РФ по вопросам МСУ:

а) ГК РФ от 20.02.94 г. (СЗ № 32 1994 г.);

б) БК РФ от 31.06.98 г. (СЗ № 31 1998 г., действует с 01.01.2000 г.);

в) НК РФ от 31.07.98 г. (СЗ № 31 1998 г., часть 1, ст.15);

г) ФЗ от 06.07.91 г. № 1550-1 «О МСУ в РФ» (действует частично, в соответствии с более поздними НПА);

д) ФЗ от 28.08.95 г. № 154 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (СЗ № 35 1995 г.);

е) ФЗ от 25.09.97 г. № 126 «О финансовых основах МСУ в РФ» (СЗ № 39 1997 г.);

ж) ФЗ от 08.01.98 г. № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ № 32 1998 г.);

з) ФЗ от 26.11.96 г. № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы МСУ» (СЗ № 49 1996 г.).

Регулированию только ФЗ подлежат вопросы определения общих принципов организации МСУ; передачи объектов федеральной собственности в МС; наделение органов МСУ отдельными полномочиями РФ и передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий. ФЗ устанавливают минимальные государственные социальные стандарты; регулируют вопросы, связанные с обеспечением прав населения на осуществление МСУ (компенсирование расходов, государственная защита прав граждан, установление федеральных гарантий ИП граждан, обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности МСУ, определение порядка судебной защиты). К исключительному ведению РФ в области МСУ относятся: регулирование отношений между бюджетами; принятие федеральных программ развития МСУ, определение правовых основ организации муниципальной службы, организация МСУ в приграничных районах (с определением особенностей деятельности).
Государственные минимальные социальные стандарты в области местного самоуправления.

ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ» обязывает высшие ОГВ РФ устанавливать и гарантировать государственные минимальные социальные стандарты в области МСУ. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах, где социальные услуги обеспечены гарантиями КРФ. Это прежде всего: воспитание, образование, здравоохранение, обеспечение жильем малоимущих граждан, социальное обеспечение по старости и нетрудоспособности, получение гражданами квалифицированной юридической помощи, предоставление коммунальных услуг, культурно-просветительских и иных услуг в области духовной культуры, обеспечение экологической чистоты среды обитания.

Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и МБ»: В целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов постановляю:

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ и органам МСУ до утверждения государственных минимальных социальных стандартов при разработке соответствующих проектов бюджетов применять уточненные Правительством РФ социальные нормативы и нормы.

Правительству Российской Федерации: оказать органам исполнительной власти субъектов РФ и органам МСУ содействие в применении уточненных социальных нормативов и норм; до 1 сентября 1996 г. обеспечить подготовку научно обоснованной концепции формирования системы государственных минимальных социальных стандартов и утвердить ее в установленном порядке; до 1 ноября 1996 г. разработать на основе концепции и внести в ГД ФС РФ проект ФЗ о государственных минимальных социальных стандартах.
Вопросы, подлежащие правовому регулированию конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

МСУ осуществляется в соответствии с К и У субъектов РФ, законами субъектов РФ. Вопросы, которые регулируются НПА субъектов РФ (ст.5 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»):

а) установление организационных основ деятельности населения по осуществлению МСУ: принятие и изменение законов об МСУ; наделение органов МСУ отдельными полномочиями субъектов РФ с передачей им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий; принятие региональных программ развития МСУ; установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования и упразднения МО; установление и изменение их границ и наименований; регулирование особенностей организации МСУ с учетом местных и исторических особенностей; принятие законов о муниципальной службе и законов об административных нарушениях, связанным с осуществлением МСУ; установление порядка регистрации уставов МО.

В социально-экономической сфере ведению субъектов РФ подлежат вопросы: передачи объектов собственности в МС; регулирование отношений между бюджетами; обеспечение сбалансированности минимальных МБ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Субъекты РФ также решают вопросы связанные с обеспечением прав населения на осуществление МСУ, среди которых: защита прав граждан на МСУ; обеспечение гарантий самостоятельности МСУ; обеспечение минимальных государственных социальных стандартов; компенсация МСУ дополнительных расходов, в связи с изменением законодательства.

Законодательство РК:

а) «^ #P 3 0 1 1 919000359 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О реформе МСУ в РК» Постановление ВС РК от 12.11.93 № XII-20/572

б) «^ #E #P 3 0 1 1 919000936 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Устав МСУ г. Петрозаводска» от 10.10.95 № б/н

в) «#E #P 3 0 1 1 919001003 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О совершенствовании механизма по государственной поддержке МСУ и развитию самоуправляющихся территорий» Постановление Председателя Правительства РК от 22.07.97 № 429

г) «^ #E #P 3 0 1 1 919001170 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об Уставе ИСУ города Питкяранты и Питкярантского района» Постановление Палаты Республики ЗС РК от 30.10.97 № 300 ПР (аналогичные по другим районам)

д) «^ #E #P 3 0 1 1 919001380 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592

е) «^ #E #P 3 0 1 1 919100015 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О МСУ в РК» Закон РК от 20.01.94 № XII-23/623

ж) «#E #P 3 0 1 1 919100032 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592

з) «^ #E #P 3 0 1 1 919100698 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об органах МСУ в переходный период» Постановление ВС РК от 23.12.93 № XII-22/591

и) «^ #E #P 3 0 1 1 919101494 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах в органы МСУ РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592
Нормы МП содержащиеся в правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления.

Нормативные акты органов и должностных лиц МСУ: уставы муниципальных образований, решения представительного органа, Постановления, приказы (руководители структурных подразделений).

Ст.19 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Органы и ДЛ МСУ по вопросам своего ведения принимают (издают) ПА. Наименование и виды правовых актов органов МСУ, выборных и других ДЛ МСУ, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом МО в соответствии с законами субъектов РФ. НПА органов и ДЛ МСУ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Ст.44 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и ДЛ МСУ, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами МСУ и гражданами. Решения органов и ДЛ МСУ могут быть отменены органами и ДЛ, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и ДЛ МСУ влечет ответственность в соответствии с законами.

Нормы МП – это НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения МО, органами МСУ и ДЛ МСУ.

Виды НПА МП:

а) Устав МО – разрабатывается МО самостоятельно и принимается представительным органом МСУ или населением непосредственно. Обязательно принимать и регистрировать. Должен соответствовать КРФ, ФЗ, законам субъекта РФ. Вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

б) Решения – ПА представительных органов МСУ. Порядок принятия и вступления в силу устанавливается в Уставе МО. Традиционно устанавливается кворум для преодоления «вето» главы МО.

в) Постановления и распоряжения – ПА изданные в пределах своих полномочий руководителем исполнительного органа МСУ (главой администрации), а также главой МО (если такая должность предусмотрена в МО).

д) Приказы – ПА иных органов или ДЛ МСУ изданные руководителями этих органов в пределах их полномочий и по вопросам их ведения, в соответствии с положениями об этих органах (структурных подразделениях) МСУ.
Устав муниципального образования: порядок разработки, принятия, государственной регистрации, вопросы подлежащие регулированию.

Ст.8 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: МО имеет устав, в котором указываются: 1) границы и состав территории МО; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению МО; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов МСУ; 5) наименование и полномочия выборных, других органов МСУ и должностных лиц МСУ; 6) срок полномочий депутатов представительных органов МСУ, членов других выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ; 7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов МСУ; 8) основания и виды ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ; 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ; 10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, основания и порядок прекращения их полномочий; 11) гарантии прав должностных лиц МСУ; 12) условия и порядок организации муниципальной службы; 13) экономическая и финансовая основа осуществления МСУ, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; 14) вопросы организации МСУ, обусловленные компактным проживанием на территории МО национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций; 15) другие положения об организации МСУ, о компетенции и порядке деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ в соответствии с законами РФ и субъектов РФ.

Устав МО разрабатывается МО самостоятельно. УМО принимается представительным органом МСУ или населением непосредственно. УМО подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Основанием для отказа в государственной регистрации УМО может быть только противоречие его КРФ, законам РФ и субъекта РФ. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами МСУ в судебном порядке. УМО вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Государственные гарантии осуществления местного самоуправления (правовые и организационные).

Государственные гарантии осуществления МСУ:

Правовые гарантии – это система правовых мер направленных, как на защиту нарушения прав МСУ, так и на предупреждение подобных нарушений. Важнейшая правовая гарантия – право на судебную защиту (Закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Организационные гарантии осуществления МСУ – это:

а) обязательность решений принимаемых органами МСУ;

б) право органов и должностных лиц МСУ на обращение в органы государственной власти;

в) право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации;

г) самостоятельность населения в формировании органов и должностных лиц МСУ;

д) право муниципальных образований иметь собственную символику.
Местный референдум: порядок и принципы проведения.

Ст.22 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом МСУ по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с УМО. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории МО, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами МСУ. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган МСУ, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Это высшее непосредственное выражение воли народа, направленное на решение вопросов местного значения. Иногда называют плебисцитом (референдум по наиболее важным, судьбоносным вопросам). Проводится в двух формах постановки вопроса: а) вопрос и два ответа: да или нет; б) (народный выбор) предложение 2 или более вариантов из которых нужно выбрать один или все отвергнуть.

РК: «#P 3 0 1 1 919001134 010002000000021002000000C1D3C636615AC836000002001010000000000B000000F0E5F4E5F0E5EDE4F3EC0001000000000001000100#G0О референдуме в Республике Карелия» Закон РК от 29.12.97 г. № 233-ЗРК
Муниципальные выборы: понятие, принципы и порядок проведения, органы и должностные лица МСУ, формируемые в ходе выборов, избирательные объединения, имеющие право на выдвижение кандидатов, мажоритарная система подведения итогов голосования.

Ст.23 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Выборы депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов РФ. Федеральные ОГВ и ОГВ субъектов РФ гарантируют проведение муниципальных выборов.

ФЗ от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ».

«#P 3 0 1 1 919001380 010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000007000000C2DBC1CED0DB0001000000000001000100#G0О выборах депутатов представительных органов и глав МСУ в Республике Карелия» (с изменениями на 09.11.99 г.) Закон РК от 23.12.93 г. № XII-22/592

Так же, как и местный референдум является высшим непосредственным выражением воли народа (населения МО). Принципы: всеобщее ИП, равное ИП, прямые выборы, тайное голосование. Местные советы, мэры, главы администраций органов МСУ.

Стадии:

а) Установление сроков и порядка проведения выборов;

б) Образование избирательных округов;

в) Формирование избирательных комиссий (ОИК – выборы депутатов в каждом одномандатном округе (св.10 000), ТИК – выборы должностных лиц в одномандатных округах (св.100 000) и УИК – на каждом ИУ);

г) Образование избирательных участков (не более 3 000);

д) составление списков избирателей;

е) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты ПО МСУ и кандидатов на должность выборного лица МСУ (начинается за 60 дней и заканчивается за 30 дней; подписи 1% численности ИО или МО);

ж) проведение предвыборной агитации;

з) голосование и определение результатов выборов (большинство, недействительные – если нарушения либо признаны недействительными по 10 % ИО, недействительные – явка менее 25 %).
Собрания (сходы) граждан: история развития, роль в системе управления местными делами в настоящее время, порядок созыва и проведения.

Ст.24 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом МО в соответствии с законами субъектов РФ. В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, предусмотренных п.6 ст.15 настоящего ФЗ, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей МО, обладающих избирательным правом.

П.6 ст.15 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В отдельных поселениях УМО в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов МСУ собраниями (сходами) граждан.

Полномочия сходов в дореволюционной России были очень большие (см. вопрос 6). В годы советской власти собрания (сходы) закреплялись в законодательстве в качестве одной из форм осуществления МСУ по месту жительства. При этом определялся конкретный перечень вопросов, которые находились в ведении собраний. Решения принимались открытым голосованием и были обязательны для исполнения всеми жителями населенного пункта. Обязанность реализации решения собрания возлагалась на исполкомы местных советов.

В настоящее время роль собраний (сходов) граждан в системе управления местными делами существенно меняется. Порядок созыва и проведения определятся УМО:

#G0Ст.77 Устава г. Петрозаводска: Собрания граждан по месту жительства являются формой непосредственного участия жителей города в решении вопросов местного значения. Собрания граждан созываются по микрорайонам, жилым массивам, кварталам, улицам, жилым домам. В случаях, когда созыв собрания затруднен, могут проводиться конференции (собрания представителей) жителей соответствующих территориальных частей города.

Предложения о созыве общих собраний (сходов), конференций граждан, вопросах, подлежащих рассмотрению на них, могут вноситься органами МСУ, органами ТОСУ, местными отделениями общественных организаций и движений, руководителями муниципальных предприятий, учреждений, организаций, группами граждан (не менее 5 процентов от числа граждан, проживающих на данной территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе), конференции).

Общее собрание (сход) граждан считается правомочным, если на нем присутствует не менее 1/З от числа граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе). Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины избранных представителей.

В работе собраний имеют право участвовать граждане, достигшие 18 лет, проживающие на данной территории, обладающие избирательным правом.

Общие собрания (сходы), конференции граждан: избирают органы ТОСУ; в случаях, предусмотренных УМО, избирают управляющих поселковыми, сельскими администрациями; рассматривают вопросы, связанные с образованием, наименованием и переименованием волостей, населенных пунктов; рассматривают вопросы благоустройства территории, торгового, медицинского, бытового обслуживания населения, водоснабжения и иные вопросы жизнеобеспечения населения; заслушивают отчеты органов ТОСУ, управляющих поселковыми, сельскими администрациями, иных должностных лиц органов МСУ; заслушивают информации депутатов ЗС РК, представительного органа местного самоуправления района (города, волости) о своей деятельности; ходатайствуют перед компетентными органами о привлечении нарушителей к административной или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Решения собрания принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании. Они доводятся до сведения органов МСУ г. Петрозаводска и населения соответствующей территории. Решения собраний, принятые в пределах их собственных компетенций, обязательны для исполнения всеми жителями соответствующих территориальных частей города. Принятые решения по вопросам местного значения доводятся до сведения Петрозаводского городского Совета, Главы МСУ, других заинтересованных органов и должностных лиц и учитываются ими в своей деятельности.
Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы МСУ – формы прямого волеизъявления, призванные выявить общественное мнение населения муниципального образования: понятие и гарантии.

Законодательство РФ закрепляет так же такие формы прямого волеизъявления граждан, которые призваны выявить общественное мнение, в том числе по вопросам правового регулирования ОО, и обязывает органы и должностных лиц органов МСУ принимать решения с учетом мнения и в интересах населения МО. К числу таких форм прямого волеизъявления Закон относит народную правотворческую инициативу и обращения граждан в органы МСУ.

Ст.25 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Население в соответствии с УМО имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы МСУ, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

В отличии от референдума, волеизъявление на принятия НПА не является обязательным для органа МСУ.

#G0Ст.73 Устава г. Петрозаводск: Жители г. Петрозаводска, обладающие избирательным правом, осуществляют народную правотворческую инициативу путем внесения в Петрозаводский городской Совет петиции с предложениями о принятии нормативно-правовых актов города, отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов г. Петрозаводска за подписью не менее 5 000 жителей г. Петрозаводска.

Инициативная группа в составе не менее 10 человек регистрирует народную правотворческую инициативу в Петрозаводском городском Совете и получает официальный образец подписного листа. Инициативная группа осуществляет деятельность под свою ответственность.

Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний Петрозаводского городского Совета без голосования, а также направляются Петрозаводским городским Советом Главе МСУ.

Петрозаводский городской Совет и Глава МСУ г. Петрозаводска принимают по предложениям, содержащимся в петиции, решения в пределах своих полномочий в срок не более 45 дней со дня официального внесения петиции. Днем официального внесения петиции о народной правотворческой инициативе считается день регистрации текста петиции и надлежащим образом оформленных подписных листов в Петрозаводском городском Совете.

Ст.26 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам органов МСУ. Органы и должностные лица органов МСУ обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. ФЗ или З субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам органов МСУ.

#G0Ст.76 Устава г. Петрозаводска: Жители г. Петрозаводска имеют право на индивидуальные и коллективные обращения, как в устной, так и в письменной форме к Главе МСУ г. Петрозаводска, в Петрозаводский городской Совет, к должностным лицам Администрации города.

Петрозаводский городской Совет, Глава МСУ и должностные лица Администрации города уведомляют жителей города о времени и месте приема граждан. Заявления и жалобы рассматриваются в месячный срок со дня их регистрации. За нарушение сроков и порядка ответа на обращения жителей в органы МСУ устанавливается ответственность в соответствии с законодательством.
Особенности правового положения органов МСУ.

Особенность правового положения органов МСУ состоит в том, что:

1) органы МСУ не входят в систему органов государственной власти;

2) органы МСУ в случае их наделения отдельными государственными полномочиями (п.2 ст.132 КРФ) могут участвовать в осуществлении государственных функций и их деятельность по исполнению такого рода полномочий должна находится под контролем государства.

В соответствии с п.2 ст.49 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ» «Органы МСУ и должностные лица МСУ несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими ОГВ материальными и финансовыми средствами».
Принципы организации и деятельности органов МСУ.

Структура органов МСУ определяется в каждом МО самостоятельно. Законодательство РФ закрепляет только общие принципы организации и деятельности органов МСУ. Эти принципы являются основополагающими – в соответствии с ними происходит формирование органов МСУ и осуществляется их деятельность по решению вопросов местного значения. К их числу относят:

а) Принцип демократического характера организации и деятельности органов МСУ. Проявляется в процессе формирования органов МСУ – всеобщих и демократичных выборов. Граждане наделяются правами позволяющими им активно участвовать в формировании органов МСУ и в процессе их деятельности по решению местных вопросов: равные права (независимо от пола, расы, языка, религии, убеждений, должностного положения); право избирать и быть избранным; право равного доступа к муниципальной службе; право обращения в органы МСУ и к ДЛ МСУ; право обращения в суд. Возлагает обязанности на органы МСУ и ДЛ МСУ: предоставление каждому ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих его права и свободы; официального опубликования в СМИ издаваемых НПА; проведение отчетов перед избирателями.

б) Принцип разделения властей. Исполнительная и представительная (законодательная). Чем ниже уровень власти, тем менее контрастно разделение властей. На местном уровне чаще всего обеспечивается не равновесие властей в системе МСУ, а приоритет одной власти при ограничениях и сдержках со стороны другой.

в) Принцип территориальной организации органов МСУ. Этот принцип вытекает из положений КРФ о том, что МСУ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях, с учетом исторических и иных местных традиций (ст.131 КРФ). Понятие другие территории должно быть конкретизировано в законах субъекта РФ.

г) Принцип самостоятельности органов МСУ. МСУ являясь отдельной формой осуществления власти народа, предполагает известную самостоятельность и обособленность органов МСУ. В ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ» установлены правовые гарантии обеспечения самостоятельности органов МСУ в решении вопросов местного значения. Закон запрещает осуществление МСУ органами государственной власти и государственными должностными лицами и наделяет органы МСУ собственной компетенцией в решении местных вопросов.

д) Принцип властеотношений. Решения, принятые по вопросам местного значения органами МСУ, являются обязательными для исполнения на территории МО всеми предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами, ОО.
Ответственность органов и должностных лиц МСУ: перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.

Исходя из демократического характера организации и деятельности органов МСУ ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ» закрепляет положение об ответственности органов и ДЛ органов МСУ.

Ст.48: Ответственность органов МСУ и ДЛ МСУ перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов МСУ и ДЛ МСУ в результате утраты доверия населения определяются уставами МО.

Ст49: Ответственность органов МСУ и ДЛ МСУ перед государством наступает в случае нарушения ими КРФ, К (У) субъекта РФ, ФЗ, законов субъекта РФ, устава МО. Органы МСУ и ДЛ МСУ несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими ОГВ материальными и финансовыми средствами. В случае установленных судом нарушений органами МСУ и выборными ДЛ МСУ КРФ, К (У) субъекта РФ, ФЗ, законов субъекта РФ, устава МО законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ может обратиться в соответствующий суд (ВС республики, краевой, областной или городской (ГФЗ) суд, суд автономной области, суд автономного округа) за заключением о признании несоответствия деятельности органа МСУ, выборного ДЛ МСУ КРФ, К (У) субъекта РФ, ФЗ, законам субъекта РФ, уставу МО.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа МСУ, выборного ДЛ МСУ КРФ, К (У) субъекта РФ, ФЗ, законам субъекта РФ, уставу МО является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа МСУ, выборного ДЛ МСУ. Прекращение полномочий органа МСУ, выборного ДЛ МСУ и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом субъекта РФ.

Ст.50: Ответственность органов МСУ и ДЛ МСУ перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном ФЗ, законами субъектов РФ, уставами МО.
Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными лицами МСУ.

Ст.51 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением ФЗ, законов субъектов РФ и уставов МО органами МСУ и ДЛ МСУ.

ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1, раздел III «Прокурорский надзор» глава 1 «Надзор за исполнением законов»:

Ст.21: Предметом надзора являются:

а) соблюдение КРФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

б) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего ФЗ: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Ст.23: Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Ст.24: Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

  1   2



Скачать файл (234 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru