Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции по природопользованию - файл Doc1.doc


Лекции по природопользованию
скачать (370.8 kb.)

Доступные файлы (21):

Doc1.doc46kb.24.11.1998 18:05скачать
Doc2.doc66kb.06.12.1998 22:17скачать
Doc3.doc77kb.06.12.1998 22:17скачать
OS.xls250kb.04.12.1998 13:11скачать
Вопросы.doc27kb.06.12.1998 20:17скачать
ккр.doc50kb.22.11.1998 17:28скачать
Копия DOC2.DOC66kb.06.12.1998 22:17скачать
Лекция 6.doc52kb.06.12.1998 20:27скачать
мет1.doc99kb.06.12.1998 20:27скачать
НАЧАЛО.doc84kb.10.12.1998 13:02скачать
прп1.doc48kb.06.12.1998 18:05скачать
прп2.2.doc34kb.06.12.1998 20:27скачать
прп2.doc69kb.06.12.1998 18:05скачать
прп3.doc48kb.06.12.1998 20:27скачать
прп4.4.doc32kb.06.12.1998 19:03скачать
прп4.doc171kb.06.12.1998 18:41скачать
прп5.doc37kb.28.11.1998 18:49скачать
прп6.rtf108kb.10.12.1998 12:47скачать
прп7.doc107kb.28.11.1998 17:16скачать
прп7.rtf77kb.10.12.1998 13:09скачать
РАБПРОГР.doc110kb.06.12.1998 18:05скачать

содержание

Doc1.doc

Реклама MarketGid:

Аннотация ”Модель региона” .

ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ)

ВВЕДЕНИЕ


“Модель региона” - развивающая компьютерная деловая игра, предназначенная для применения в подготовке и переподготовке специалистов и руководителей в области экономики, экологии, экономической географии и некоторых других.

Игра позволяет иллюстрировать явления, происходящие в биосфере, не доступные прямому наблюдению. Расширяет границы субъективного опыта. Является пробой собственных сил и возможностей в мысленном отражении разно порядковых, сложно взаимосвязанных явлений. В игре приобретаются знания о закономерностях и взаимосвязях, происходящих в биосфере процессов. Это средство пропаганды экологических знаний и воспитания экологического сознания. При специальной организации обучения и тренинга может стать основой повышения рефлективности мышления. Всё это - легко и незаметно в процессе увлекательной и порой даже азартной игры с компьютером.

В основе игры лежит имитационная модель, реализованная как программа REGION.EXE на ПЭВМ IBM PC/XT и работает в среде операционной системы MS DOS.
1. Описание имитационной модели

1.1. Общие сведения
Процессы, происходящие в биосфере, характеризуются многообразием типов обратных связей между различными её элементами и явлениями. Некоторые из таких важнейших связей легли в основу компьютерной имитационной модели.

В качестве составляющих имитационную модель блоков взяты элементы из реальной жизни. Это население, качество жизни, состояние окружающей среды, промышленность - традиционные понятия, которые обычно не связывают в кибернетическую систему.

В модели имитируются сложные, взаимоперекрёстные связи между этими элементами, которые действительно встречаются в реальности. Помимо простого указания различных типов связей в игре человек получает ощущение цельности такого сложного взаимодействия, опыт того, как определённые внешние воздействия сказываются на системе с перекрёстными элементами.

Поскольку модель содержит лишь часть из действительно существующих элементов и взаимосвязей, то она не подходит для немедленного решения проблем окружающей среды, а является средством иллюстрации и анализа возможных подходов к решению таких проблем.
1.2. Описание блоков моделируемой системы
Система состоит из следующих блоков, имеющих аналоги в реальности:

1. Качество жизни, отражающее здоровье населения, качество питания, уровень культуры, образование и т.п.

2. Окружающая среда, состояние которой определяется степенью загрязнённости (промышленными отходами, транспортом и т.д.) и мероприятиями по её восстановлению (утилизация отходов, внедрение безотходных технологий и пр.)

3. Население, характеризующееся общей численностью и плотностью заселения на единицу территории.

4. Народное хозяйство, включающее в себя промышленность, сельское хозяйство, услуги и т.д.

5. Прибыль, обозначающая сумму денежных средств, энергии, товаров и пр.

В игре моделируются внешние факторы, оказывающие воздействие на систему. К ним относятся политические события, достижения науки, стихийные природные катастрофы и социальные процессы. Они учитываются в модели как случайные события и оказывают влияние на те или иные блоки системы и на величину прибыли.
1.3. Описание зависимостей между блоками системы
На общей схеме (см.рис.) показаны все взаимоперекрёстные связи между блоками системы.

^

С Х Е М А


Между блоками системы установлены следующие зависимости.

1. Качество жизни зависит от:

  • количества вложенных в него средств (чем больше вложено средств, тем выше качество жизни);

  • состояния окружающей среды (чем лучше состояние среды, тем выше качество жизни);

  • плотности населения (чем выше плотность, тем ниже качество жизни);

  • естественной саморегуляции, устремляющей качество жизни от крайне плохих и крайне хороших значений к средним.

2. Состояния окружающей среды определяется:

  • количеством вложенных в его восстановление средств (чем больше средств вложено, тем лучше состояние среды);

  • степенью развития народного хозяйства (чем более развито народное хозяйство, тем хуже состояние среды);

  • восстановительными процессами в природных экосистемах.

3. Интенсивность роста населения зависти от:

  • качества жизни (инвертированная V-образная зависимость);

  • управления рождаемостью (чем больше вложено средств, тем меньше рождаемость);

  • численности населения (с ростом численности населения интенсивность его роста снижается).

4. Прибыль зависит от:

  • развития народного хозяйства (прямая зависимость);

  • численности населения (прямая зависимость).


1.4. Игровое управление моделью

Игра состоит из последовательности туров, где каждый тур - управляющее воздействие на систему и получение результата. Под управляющим воздействием понимается распределение прибыли между основными блоками системы. В начале каждого тура игрок имеет определённое количество средств, которые могут быть вложены в развитие различных элементов системы.

Управлять развитием системы можно, вкладывая прибыль:

  • в повышение качества жизни;

  • на восстановление среды;

  • в развитие народного хозяйства;

  • в управление рождаемостью.

Ход развития параметров модели зависит от принимаемых решений. Достигнет ли система равновесия за малое или большое количество туров игры, кончится ли игра с высоким или низким уровнем качества жизни или даже катастрофой полностью зависит от предусмотрительности игрока.

Прибыль может быть распределена между всеми блоками системы, вложена в один блок или вовсе не распределена. Ограничение существует только в управлении рождаемостью - в этот блок нельзя вкладывать БОЛЕЕ 1ед. прибыли за один раз.

Цель игры добиться такой последовательности воздействий, которая привела бы к высокому уровню качества жизни, а система в целом достигла бы равновесия (т.е. состояния, когда качество жизни и население не меняются в течении 3-5 туров) за меньшее число туров игры.

В конце игры выдаётся сообщение о результатах деятельности и её оценка.
2. Порядок работы с программой
2.1. условия применения игры и порядок загрузки программы
Для эксплуатации программы необходима следующая минимальная конфигурация технических средств:

  • ПЭВМ совместимая с IBM PC/XT АТ с графическим адаптером CGA и цветным дисплеем;

  • один накопитель на гибких магнитных дисках;

  • оперативная память не менее К.

Программа состоит из файлов: REGION.EXE .....................

и может функционировать в среде операционной системы MS DOS версии 3.0 и выше.
Для освоения работы за терминалом в диалоговом режиме от обучаемых не требуется специальной подготовки. Знакомство с условиями работы за терминалом производит сама программа.
Для работы с программой необходимо:

  • в ответ на сообщение системы С:> вставить в дисковод “А” магнитный диск с программой “Модель региона” и закрыть его;

  • набрать команду А: и нажать клавишу ENTER

  • в ответ на запрос системы А:> набрать имя программы REGION1 и нажать клавишу ENTER.

Через некоторое время появится заставка программы.
Если у вашей ПЭВМ имеется жёсткий диск, то для удобства пользования программой вы можете скопировать её на этот диск.

Для копирования необходимо:

  • в ответ на запрос системы С:> (или А:>) вставить в дисковод “А” гибкий диск с программой и закрыть его;

  • набрать команду: COPY A:\*.* C:\[path] и нажать клавишу ENTER.

После копирования Вы можете запускать программу с Вашего жёсткого диска. Для этого необходимо ввести следующую строку:

C:\[path]\REGION1.EXE и нажать клавишу ENTER.

Через некоторое время появится заставка программы.
^ 3. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Описывая игру как учебную мы исходим из двух важных допущений. Во-первых, использование игры в обучении совершается в содержательном контексте того или иного предметного курса, в котором игра предназначается для достижения определённых учебных целей. Во-вторых, использование игры не ограничивается собственно игрой с компьютером: необходима организация процедуры её использования, включающей индивидуальные и групповые формы деятельности, дискуссии и письменные работы. Игра предоставляет богатые возможности для построения таких процедур, однако сама по себе не обеспечивает учебного эффекта. Поэтому прежде чем запускать игру в учебный процесс необходимо проанализировать содержание предметного курса, возможности игры и определить те цели обучения, для достижения которых игра необходима.


^ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ

0

год

предыдущее

значение

исходное

значение

Качество жизни (в баллах)

9,00

9,00

9,00

Плотность населения (чел./км2)

4,12

4,12

4,12

Интенсивность роста населения (%)

7,43

7,43

7,43

Качество окружающей среды (в баллах)

- 2,43

- 2,43

- 2,43

Средства на поддержание среды

13,00

13,00

13,00

В развитие н/х вложено средств

28,00

28,00

28,00

Прибыль (денежная единица)

6,87

6,87

6,87


Нажмите ПРОБЕЛ для продолжения, I клавиша - графики зависимостей

S клавиша - общая схема, G клавиша - состояние системы в граф. Виде
^ Правила игры “ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНА”
Данная имитационная игра - обучающая игра, предназначенная для приобретения навыков по управлению сложными системами.
Здесь под сложной системой понимается модель региона, которая состоит из следующих её взаимосвязанных параметров:

1. Народное хозяйство (н/х) - промышленность, полезные ископаемые, услуги и т.п. - всё это в нашей модели объединено в одном блоке;

2. Окружающая среда;

3. НАСЕЛЕНИЕ;

4. БЛАСОСТОЯНИЕ НАРОДА (здоровье, питание, культура, образование и др.);

5. ПРИБЫЛЬ - денежные средства, энергия, товаров (в данной модели образуют один блок).
Игра состоит из последовательности 25 туров, где каждый тур - управляющее воздействие на систему и получение результатов этого воздействия в течении года.

Под управляющим воздействием понимается распределение прибыли с целью изменения значений параметров модели.
Нажмите любую клавишу.

Цель игры заключается в выборе такой последовательности управляющих воздействий, которая бы обеспечила стабильный рост благосостояния народа (качества жизни), стремящегося к наивысшему значению.

На каждом туре игры Вам будет предложено распределить денежные средства (ПРИБЫЛЬ):

  1. ^ НА РАЗВИТИЕ Н/Х;

  2. НА ПОДДЕРЖАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ среды;

  3. НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ (повышение благосостояния народа);

  4. НА УПРАВЛЕНИЕ РОЖДАЕМОСТЬЮ.


ПОМНИТЕ:

  1. ответ должен быть числовым;

  2. дробное число набирать через точку ( например 2.5);

  3. вы можете вложить все средства в какой-либо один блок;

  4. вы можете вложить средства в разные блоки

  5. в управление рождаемостью за один тур можно вложить не более 1 единицы средств;

  6. чтобы уменьшить прирост населения отвечайте числом со знаком “— ”;

  7. чтобы увеличить прирост населения отвечайте числом без знака.


Нажмите любую клавишу.
Реклама:





Скачать файл (370.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru