Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - История экономических учений - файл 1.doc


Лекции - История экономических учений
скачать (302.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc303kb.21.11.2011 22:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема первая: Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

У истоков западной экономической мысли стояли великие мыслители Древней Греции. Тогда, более двух тысячелетий назад, еще не произошло четкой дифференциации научного знания, и в сочинениях античных ученых наряду с анализом таких вечных для человека философских проблем, как суть бытия, бессмертия, счастья, могли содержаться высказывания, относящиеся к сугубо практической сфере жизни общества – его экономике. Впрочем, были и специальные трактаты по вопросам ведения хозяйства.

Одна из первых экономических работ – «Экономикос» - принадлежала перу Ксненофонта (430-355 гг. до н.э.), греческого историка, долгое время находившегося на военной службе у Кира – могущественного властителя Персидской державы. Выходец из Афин, Ксенофонт тем не менее был горячим поклонником общинно натурального слоя Древней Спарты; демократические же порядки родного города вызывали у него скорее усмешку, чем уважение. Рассматривая проблемы хозяйственной жизни через призму морали, Ксенофонт, настаивал на том, что занятия крупной купеческой торговлей и ростовщичеством неприемлемы для свободных граждан: стыдно использовать деньги только для того, чтобы их было еще больше. Ремесленные профессии тоже недостойны греков – это удел иностранцев и рабов. Только земледелие не вызывало у него никаких нареканий; оно и составило предмет экономии – науки о том, как сделать свое хозяйство богаче. Несмотря на явные симпатии к натуральному хозяйству, Ксенофонт с большим интересом относился к проблеме денег. Он одним из первых письменно зафиксировал мысль о том, что сколько бы человек не имел денег, он всегда хочет иметь их еще больше. Его совет: копить деньги на «черный день», а также для того, чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак, деньги – это сокровище, концентрированное богатство, которое можно всегда пустить в ход. Другая функция денег – служить средством обращения – столь же закономерна и необходима.

Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта.

Сходных взглядов о значении земледелия, ремесла, торговли и функции денег придерживался Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейшая фигура в духовной истории человечества, основатель Академии – знаменитой школы вблизи Афин, просуществовавшей почти 1000 лет. Из работ Платона для историка экономической мысли наиболее интересны «Республика» и «Законы», в которых описывается модель идеального государства. Во главе его стоят философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь от личных пристрастий, - вот почему им запрещено обладать частной собственностью. В таком же положении к собственности находится и другое сословие – воины, чья обязанность – защита народа. Только земледельцы, ремесленники, занятые физическим трудом, имеют право владеть частным имуществом. Четкое разделение общественных и хозяйственных функций является основой для экономического процветания государства. Искусство вести хозяйство – экономия – входит в политику – искусство управления государством. Между экономией и политикой существует тесная связь; так, именно государству следует регулировать цены, не допуская получения купцами слишком высоких прибылей.

Другой величайший философ древности – Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик, а впоследствии учитель в Платоновской Академии, воспитатель Александра Македонского, высказал несколько глубоких суждений по поводу природы ряда экономических явлений. Убежденный сторонник частной собственности, он считал ее естественной и неизбежной, ибо она коренится в природе человека, в его любви к самому себе. Аналогичными были его взгляды на рабство. Люди от природы неравны; тот, кто не в состоянии отвечать за свои поступки и неспособен стать господином самого себя, есть раб по своей природе и может лишь осуществлять волю другого. Таким образом, рабство как общественно- экономическое явление имеет основание в самой природе вещей, а не в приходящих факторах, таких как, в частности, война.

Аристотель был убежден, что во всем следует соблюдать чувство меры, что любые крайности вредны: следовательно, в обществе не должно быть очень бедных и слишком богатых. У власти в государстве должен стоять «средний класс» - только такой общественный порядок может быть справедливым. Справедливость же есть высшая ценность человеческого общежития.

В русле общей древнегреческой традиции он считал, что земледелие – наиболее уважаемое занятие их всех материальных сфер жизни, а торговля оправдана лишь тогда, когда позволяет покупать то, что не было произведено внутри хозяйства. Аристотель сформулировал суть различий между натуральным и товарным типами хозяйства. Внимание его также привлекала проблема обмена товаров; им впервые было высказано мнение о том, что все товары, участвующие в обмене, имеют нечто общее – это есть их способность быть приравненными к деньгам. «Деньги делают вещи соизмеримыми».

Традиции Древней Греции – прежде всего круг проблем и подходы к их решению – были продолжены и развиты в экономической мысли Древнего Рима. Но в отличии от произведений греков работы римлян гораздо более практичны, прагматичны и даже узкоцеленаправленны по своему характеру. Особенно показательны в этом отношении сочинения римских аграрников – Катона, Варрона, Колумеллы. В центре их внимания были вопросы организации управления частным рабовладельческим хозяйством, вопросы частной собственности и рабства.

Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) – римский государственный деятель и агроном – в трактате «О земледелии» давал своим современникам конкретные советы о том, каким образом можно извлечь максимальную прибыль из своего имения. Путь к процветанию лежит через правильную организацию труда. В хозяйстве все должно быть рациональным; от того, что перестает приносить прибыль (это могут быть износившиеся инструменты, больной скот, старые рабы), следует безжалостно избавляться. Тот же рационализм и прагматичность диктовали, что рабам не должно быть плохо: их нельзя держать в холоде и голоде. Однако они не должны и простаивать без дела: «раб должен или работать, или спать».

Катон ставил проблему товарности имения, исключительно важную для обеспечения благосостояния его владельца. Общая установка Катона такова: больше продавать своей продукции и меньше покупать чужой. Для достижения успеха важно учитывать все: и плодородие почвы, и месторасположение хозяйства – его близость к городу, желательно к крупному, как потенциальному рынку сбыта товаров, наличие и качество дорог.

На сходной позиции к Катону стоял Варрон (116-27 гг. до н.э.) – энциклопедически образованный человек, создавший, помимо трактатов по аграным вопросам, сочинения по математике, истории, музыки.

Их последователь – Колумелла (1 в. н.э.) в 12 книгах о развитии сельского хозяйства обобщил и систематизировал весь опыт греческих и римских агрономов. В его работах – масса дельных советов о том, как с выгодой вести хозяйство. По вопросу об эффективности рабского труда взгляды Колумеллы существенной отличались от взглядов его предшественников. Видя, что труд рабов становится все менее производительным, он рекомендовал переходить к широкому использованию труда колонов – рабов, «посаженных на землю».

Сильнейшее влияние на развитие римской экономической мысли оказал Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – выдающийся римский оратор и государственный деятель, основоположник идеи о правовом государстве, автор знаменитой формулы: «Под действие закона должны подпадать все». Вся его экономико-правовая мысль была пронизана аппеляцией к разуму, законности и справедливости. Цицерон, вслед за Платоном и Аристотелем, разработал концепцию «естественного права». Естественное право есть разумный порядок вещей, соответствующий природе вообще и человеческой природе, в частности. В основе его лежит справедливость – вечное и неотъемлемое свойство природы. Важнейшим также является понятие свободы – фундаментальные ценности для человека. Законы, в том числе экономические, регулирующие отношения в обществе, должны соответствовать естественному праву, т.е. быть справедливыми. В области экономики справедливость требует, чтобы никто не вредил, не посягал на чужую собственность. Частная собственность должна быть неприкосновенна, и любое посягательство на нее есть нарушение справедливости и законности. Каждый человек должен пользоваться частной собственностью как своей, а общественной собственностью – как общей. Цицерон отвергал идею насильственного имущественного равенства: подобное усреднение в доходах есть нарушение права личности. И даже к бесправным рабам надо подходить с позиций законности, справедливо: относясь к ним как к наемникам, следует требовать от них необходимую работу, предоставляя им то, что полагается. Признавая частую несправедливость ростовщических операций, он вместе с тем доказывал их принципиальную необходимость: государство более, чем бы то ни было, держится на кредите, который не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обязательна.

Концепция «естественного права» - величайшая заслуга и достижение античной мысли – оказала исключительное воздействие на дальнейшее развитие потитико-экономических теорий Западной Европы.

Средневековая западноевропейская мысль испытывала сильное влияние античности.

Одной из наиболее важных и распространенных идей тогда было учение о «справедливой цене»; под ней подразумевалась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет к его упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем эти явления распространялись все шире. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – выдающийся христианский теолог и монах доминиканского ордена. Его искушенный в схоластических спорах ум предположил такое решение проблемы: человек имеет право продать вещь дороже, чем она стоит. Тем самым он лишь компенсирует ущерб, который наносит себе, расставаясь со своей собственностью. Он также объявил допустимыми определенные отклонения номинальной стоимости денег от их внутренней стоимости. Отсюда был всего один шаг до обоснования порчи денег, хотя в целом Аквинский порицал такую политику.

Ф. Аквинский признал правомерной торговую прибыль – ведь это есть плата за труд торговца и его готовность к риску. Правомерна также и земельная рента: ее можно рассматривать как вознаграждение за труд по управлению имением. Что же касается ростовщичества, то это, конечно, зло, но- вынужденное; иногда ростовщические операции являются оправданными.

Крупным шагом вперед в развитии западноевропейской экономической мысли явилось творчество французского ученого Никола Орема (1323-1382 гг.) – автор трактата «О происхождении, природе, юридическом основании в изменении денег», а также многочисленных работ по математике, механике, астрономии. Н. Орем видел в деньгах инструмент, придуманный людьми для того, чтобы сделать более удобным обмен товаров. Постепенно в роли денег стали выступать благородные металлы. Это стало возможным в силу их естественных свойств: однородности, делимости, сохраняемости и пр. таким образом, Н. Оремом была сделана попытка обоснования металлической теории денег. Он выступал против порчи монеты, считая, что это отрицательно влияет на хозяйственное развитие страны: приводит к обесценению денежных накоплений, дезорганизует кредит.

Рассмотренные положения получили развитие в следующий период западноевропейской истории.

^ Тема вторая: Появление первой школы политической экономии: меркантилизм и физиократы
Развитие экономической мысли происходило одновременно с развитием хозяйственной деятельности человека. Уже в Древнем мире экономические воззрения носили достаточно системный характер и касались, большей частью, проблем государственного управления и сбора налогов. В эпоху античности экономические знания вырабатывались и накапливались в рамках единой науки – философии. Только в эпоху позднего средневековья экономическая мысль стала оформляться в самостоятельную науку. Первой ее школой стал меркантилизм.

Можно выделить два блока предпосылок возникновения меркантилизма:

1. Социально-экономические предпосылки. Они определяют необходимость создания самостоятельной экономической науки.

^ 2. Политико-идеологические предпосылки. Они предопределили возможность появления экономической науки. Здесь можно выделить следующие позиции:

- критика поздне-феодального стяжательства со стороны бюргеров. К 16-17 веку стало очевидно, что ремесло, торговля и ростовщичество – занятия более выгодные, чем земледелие. Тем более, что с течением времени продуктивность земли снижалась, доходы с нее уменьшались. Это побудило господствующий класс (феодалов), с одной стороны, к увеличению поборов и налогов, с другой - к занятию торговой и ростовщической деятельностью. Именно такое поведение знати дало этому периоду истории название торгашеского феодализма. В результате, права и интересы бюргеров были ущемлены как увеличением налогового бремени, так и конкуренцией со стороны феодалов. Католическая церковь не осталась в стороне от всеобщей погони за желтым дьяволом - доходы от монастырских владений и проведения обрядов пополнялись посредством торговли индульгенциями. Появились первые критики торгашеского феодализма и католической церкви, которые усмотрели в этом позднефеодальном стяжательстве дискредитацию "честного" делания денег ранекапиталистическими предпринимателями, а также отступление церкви от норм первоначального христианства

- экономические идеи периода Реформации. Требование реформы церкви в соответствии с раннехристианскими канонами одновременно наносило удар по всей феодальной системе, так как церковь была крупнейшим землевладельцем.

Теоретики Реформации ^ Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564) стали основоположниками лютеранской и кальвинистской церквей. Их экономические воззрения близки к библейским заветам. М Лютер, к примеру, считал, что главная цель светской власти и церкви в это время - борьба с ростовщичеством. Различия между людьми он видел только по их делам, а не по званию. Ж Кальвин выдвинул учение о "божественном предопределении", которое явилось религиозным выражением неопределенности успеха в мире товарно-денежных отношений и конкуренции. Коммерческая удача, считал Кальвин, зависит не от воли отдельного человека, а от милосердия неведомых экономических сил. Пропагандируя аскетизм, бережливость, расчетливость, скопидомство и накопительство, Кальвин создал образ нравственного и скромного предпринимателя, добившегося богатства личными ограничениями и трудом. Этот образ так полюбился экономистам, что они не расстаются с ним и по сию пору.

Реформация встряхнула всю Западную Европу. Была пробита огромная брешь в догматических запретах церкви и в отношениях личной зависимости крестьян от феодалов.

^ Социальные утопии. Авторы утопий неизменно критиковали существующую действительность, а затем создавали на книжных страницах остров благоденствия, социального мира и всеобщего счастья. Во времена тотальной безграмотности населения слухи о существовании таких сказочных государств не на шутку волновали многих жителей Европы. Некоторые даже отправлялись на поиски столь чудесного места и часто в конце пути их ждала Америка.

В основе социальных утопий лежала легенда о золотом веке человечества, когда существовал общинный строй и социальное равенство.

Наиболее известны социальные утопии ^ Томаса Мора (1478-1535) и Томазо Кампанеллы (1568-1639).

Томас Мор - английский писатель, гуманист, государственный деятель, казненный Генрихом VII за непризнание того главой англиканской церкви.

В 1516 году появилась его знаменитая "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве острова Утопии". Первая часть этого произведения посвящалась анализу существующего строя - критиковались репрессии короля; его разорительная политика делающая народ нищим и вороватым, захватнические войны, порождающие склонность к разбою, наглости и нарушения законов; политика огораживания общинных земель и развитие частной собственности. Во второй части книги Мор отдыхал душой от кошмаров абсолютизма и засилья товарно-денежных отношений. Его остров - республика без частной собственности со всеобщим равенством в социальной жизни. Продукция производилась на мелких предприятиях, откуда поступала на общественные склады и выдавалась гражданам республики по их потребностям. Денежное обращение отсутствовало. Труд не более шести часов в день, был обязателен для всех. Семья существовала и была главной хозяйственной ячейкой острова Утопии. Обучение юных граждан велось исходя из потребностей производства, что предполагало отсутствие таких непрозводительных профессий как поэты, философы, музыканты, художники и т д.

Мор понимал, что потребности человека могут быть слишком велики для складских запасов, поэтому как элемент государственного устройства он вводил на острове аскетизм. Кроме того, наблюдение за физическим трудом граждан, которые, как резонно подозревал Мор, не особо рвались получить это удовольствие, осуществляли особые должностные лица, наблюдавшие за усердием утопистов. Верховную власть представлял князь - управитель, выбираемый из самых достойных людей.

Сам Мор не очень верил в осуществление своих идей, но к сожалению не смог предостеречь от этого некоторых своих читателей.

Прославленный город Солнца Томазо Кампанеллы по структуре похож на Утопию Мора. В нем так же критиковались феодальные отношения, политический деспотизм, господство частной собственности, а в качестве утешения угнетенных показывалось идеальное общество на далеком острове Тапробане. Жители этого острова занимаются в основном сельским хозяйством в небольших общинах, где ремесло и торговля - занятия побочные и неуважаемые. Островитяне не знают частной собственности, индивидуальной семьи, недостатка в продуктах. Все трудятся и сообща потребляют произведенное.

Утопии Т Мора и Т Кампанеллы чрезвычайно долго волновали умы поборников социальной справедливости, равенства и братства. Для своего же времени эти творения в первую очередь являлись критическими произведениями, направленными против феодального общества.

Таким образом, к 16-18 векам общественная и экономическая мысль Западной Европы подготовила почву для возникновения первой школы политической экономии - меркантилизма: Реформация уменьшила власть церкви, что привело к развитию наук и светской литературы, в социальных утопиях развенчивались остатки феодального строя и произвол абсолютизма, идеологи бюргерства прославили честный труд предпринимателей и торговцев.
Дальнейшее развитие частной собственности, товарно-денежных отношений, внешней и внутренней торговли создало дополнительные условия для возникновения и развития первого последовательного учения эпохи товарного производства - меркантилизма.
Обеспечение богатства государства и ускорение процесса накопления капитала были основными задачами меркантилизма, поэтому реализовывал он себя не теоретическими трактатами, а посредством выработки экономической политики в той или иной стране.

^ Меркантилизм прошел в своем развитии два этапа. Для первого этапа характерна монетарная политика, которая была направлена на накопление золота в национальном масштабе путем регулирования денежного обращения. Для этого использовались следующие меры: запрет вывоза драгоценных металлов за пределы государства, ограничивался импорт, стимулировалась добыча золота и серебра, снижался ссудный процент.

Эти меры использовала Испания в 16 веке, но безрезультатно, деньги в казне не удерживались. Провал экономической политики был закономерен - замкнутость национальной экономики, торможение движения капитала в условиях развития товаро-денежных отношений приводит только к экономическим потерям.

^ Возникновение теории торгового баланса положило начало второму этапу в развитии меркантилизма, - интерес экономистов был перенесен из сферы денежного обращения в сферу товарного обмена. Наиболее полное развитие этот этап получил в Англии. Сторонники новой теории предлагали отказаться от запрета на вывоз денег, советовали форсировать экспорт, активно завоевывать рынки. Все это должно было обеспечить превышение экспорта над импортом и возвращение в страну значительно возросшей денежной массы. Наличность рекомендовалось держать в обороте - накопительство прибыли не приносит. После того как купцы и владельцы экспортных отраслей получат свои баснословные прибыли, на сцене экономической жизни должны появиться государство и с помощью высоких налогов произвести перераспределение богатств в свою пользу. Насильные методы вмешательства государства меркантилистами осуждались. По отношению к торговым делам меркантилисты не были столь щепетильны: спекуляция, обман, торговля некачественным товаром, - все это считалось естественным способом обогащения. Была предложена классификация профессий и отраслей производства по их прибыльности: внешняя торговля и экспортные отрасли занимали самое почетное место. Труд в этих сферах считался наиболее производительным.

В целом, направленность позднего меркантилизма на развитие торговли, судостроения, экспортных отраслей промышленности, международного разделения труда способствовала развитию производительных сил в обществе.

Меркантилизм так или иначе затронул все страны Европы, он был первой ступенькой либерализации средневековой торговли. Он порвал с традиционной экономической мыслью, осуждавшей ростовщичество, выступавшей за мелочную регламентацию хозяйственной жизни, ориентировавшейся на натуральное хозяйство и тесно связанной с богословием и нравоучительными догмами.

Отсутствие дедуктивных построений и обобщений, общей теории товарного производства не помещали меркантилизму открыть новый мир для экономических исследований, мир частной инициативы, свободной от цеховой, муниципальной и королевской регламентации. Эмпирический метод меркантилизма победил церковную схоластику, позволил создать фактологическую базу для дальнейшего изучения закономерностей товарного рынка и денежного обращения.

Меркантилизм был важным рубежом в развитии экономической мысли, - сформулированная им программа торговой экспансии еще не раз применялась в экономической политике разных государств.
^ В России из-за господства натурального хозяйства, ограниченной и локальной торговли идеи меркантилизма распространились только в 17-18 веках. Исторические условия не позволяли занять внешней торговле столь привычное ей место в центре учения меркантилизма, что и определило многообразие этого течения экономической мысли в России.

Одним из первых высказал идеи меркантилизма выдающийся дипломат ^ Афанасий Ордын-Нащекин (1605-1680). Он считал, что “торговым промыслом государства богатеют”. Будучи воеводой Пскова, он предложил ввести в городе купеческое самоуправление, освободить торговый лад от “городских служб” и обязанностей по финансовому ведомству. Торговать с иностранцами разрешалось только два раза в год на ярмарках под контролем официальных лиц. Иноземные купцы могли иметь дело только с русскими оптовиками-купцами, а за купленный товар с них взымалась пошлина серебром в размере 1/3 от цены покупки. По Новоторговому уставу иностранцам запрещалось розничная торговля и торговля между собой, определялись места их оптовой торговли, за пределы которых без специального разрешения властей они выезжать не могли. Такими мерами предполагалось усилить приток серебра в Россию, укрепить позиции русского купечества. Выступая за расширение торговли и кредитных отношений, Ордын -Нащекин не забывал и о развитии отечественной промышленности, связывая этот факт с удовлетворением потребностей населения собственной страны, с уменьшением импорта товара из-за границы.

Видное место в истории русского меркантилизма занимал Петр I. Он не писал экономических трактатов, но решительно проводил политику меркантилистского толка. Наряду с поощрением торговли и промышленности Петр I предпринимал действенные меры по развитию сельского хозяйства, особенно сырьевых его отраслей. Особое значение придавалось фискальной политике, - вводились новые и новые налоги, появлялись гербовые бумаги, использовалась монополия государства на продажу важнейших товаров, - вина, соли, табака. Запрещалось вывозить деньги из страны, развивалась сеть товарных бирж, ярмарок и торгов. Важнейшей задачей считал Петр I повышение роли внешней торговли, достижение в ней активного баланса, для чего и строился русский флот, порты, создавались консульства в других странах.

Особого внимания заслуживает анализ экономических взглядов ^ Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726). Основное его произведение “Книга о скудности и богатстве” /1724/ предназначалась для Петра I. В этой книге Посошков осуждает обилие внутренних пошлин, самоуправство дворян, рост оброков и барщины и предлагает крепостных крестьян наделить землей. Неизвестно, дошел ли труд Посошкова до царя, но кто-то все же его прочитал, ибо через полгода после смерти Петра I автора арестовали и отправили в Петропавловскую крепость, где он и умер.

Посошков считал, что курс денег определяется всего лишь царским штампом. Это показывает убежденность автора в самодовлеющей роли государства в экономической жизни. Торговлю Посошков безмерно прославлял, предлагая упорядочить ее посредством установки твердых и единых цен на товары, запрещая конкуренцию. Для развития промышленности в России предусматривались широкая разведка руд, субсидирование мануфактуристов, строительство за казенный счет заводов и фабрик с их последующей передачей в руки купцов - самых деловых людей в стране.

Источник национального богатства Посошков видел в труде, причем более производительным считал наемный труд. Прибыль рассматривалась им как разница между ценой и издержками производства, тем самым показывалась зависимость между прибылью и уровнем заработной платы и отрицалась идея неэквивалентного обмена как источника прибыли.

Идеи меркантилизма нашли отражение в сочинениях многих русских государственных деятелей и ученых. Хозяйственные рецепты русские меркантилисты давали разные, но особенности этого течения экономической мысли проявлялись почти у всех одинаково - усиленное внимание развитию внутренней торговли, национальной промышленности и сельского хозяйства, малая значимость денег в образовании государственного богатства, более широкая трактовка роли государства в экономической жизни. Успешной практической реализацией меркантилизма помешали дворянские интересы, дворцовые перевороты и военные компании.

Классическая политическая экономия - экономическая система, сложившаяся к концу 18 века и ставшая на долгое время господствующим течением в экономической мысли.

Классическая политэкономия, несмотря на разнообразие и многочисленность составляющих ее течений, имела несколько общих признаков:

1. Предметом исследования была сфера материального производства, выявлялись закономерности ее развития.

2. Стоимость товара определялась через затраты труда на его производство (трудовая теория стоимости).

3. Государственное вмешательство в экономику признавалось излишним, - рынок мог сам себя регулировать.

Основоположником классической политэкономии стал ^ Уильям Петти (1623-1687), который по образу жизни поначалу как нельзя более соответствовал идеологии меркантилизма. Обширный жизненный опыт и острый ум способствовали формированию у Петти аналитического, индуктивного метода исследования.

При описании экономических процессов Петти старался выяснить их сущность, причинность, дать количественную их характеристику. Именно поэтому он основу хозяйства видел в производстве, где и создается богатство, а не в сфере обращения, где оно только распределяется.

Источником богатства, стоимости у Петти выступает труд, причем стоимость он понимал как "естественную цену" товара, а измерялась она рабочим временем, затраченным на его производство. Существовала у Петти и другая трактовка стоимости, при которой стоимость отождествлялась с количеством денег, получаемых за товар. Таким образом, стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производство денежного материала - золота и серебра.

Созданную теорию Петти применил при анализе источника прибыли и формирования различных видов дохода. Он считал, что при вычете из стоимости продукта издержек его производства остается прибавочная стоимость, овеществленная в прибавочном продукте. Именно за счет него и происходит рост богатства.

Всеобщей формой прибавочной стоимости Петти считал земельную ренту, причем ее величина зависела от плодородия участка, его близости к рынку и количества вложенного труда. Соответственно, цена земли им определялась как сумма определенного числа годичных рент (Петти выбрал таким числом 21 год - обычная продолжительность совместной жизни трех поколений, при которой достигается максимальное использование земли).

^ Заработную плату Петти определял как цену труда. Величина этой цены определялась объективными факторами,- необходимыми средствами для поддержания работоспособности, физическим минимумом. На это уходила лишь часть стоимости, созданная рабочим, остальное присваивалось собственником средств производства.

^ Ссудный процент у Петти также находится в тесной связи с земельной рентой и является доходом, производимым от нее. Петти называет процент "денежной рентой" и отвергает его законодательное регулирование.
Своеобразным путем пошло развитие этого направления во Франции, где сельское хозяйство стало центром экономических противоречий, поэтому решение аграрного вопроса стало для французских экономистов условием благополучного развития страны. Так возникла школа физиократов - учение, признающее сельское хозяйство единственной отраслью производства создающей богатство нации. Расцвет этого направления относится к 60-70-м годам 18 века.

Основоположником и главой физиократизма стал личный врач мадам Помпадур, лейб-медик Людовика-XV Франсуа Кенэ (1694-1774), который лишь к 60-ти годам сформировался как экономист. Метод исследования Кенэ носил отпечаток основной его профессии,- общество рассматривалось им как некий организм, условия нормальной жизнедеятельности которого и являются предметом изучения экономистов. Такой подход позволил Кенэ применить системное исследование экономических явлений.

Экономическая программа физиократизма была изложена Кенэ в работе "Общие принципы экономической политики землевладельческого государства и примечания к этим принципам" /1758/.

^ Сельское хозяйство объявлялось единственной сферой, где создается новое богатство, а объяснялось это плодотворным участием самой природы. Избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства объявлялось даром природы и именовалось чистым продуктом. Величина этого продукта зависела и от вложенного капитала. Единственной формой чистого продукта являлась земельная рента, а главным критерием производительного труда - создание чистого продукта.

^ Торговая прибыль считалась внеэкономической категорией, результатом обмана и обсчета. Кенэ утверждал, что товары в обращении вступают с заранее заданной ценой, а деньги при этом выступают в качестве посредника в обмене. Богатство нажитое торговлей, Кенэ считал ненадежным и аморальным.

Стоимость определялась им как масса вещества, данная природой, а рыночная ценность благ - их редкостью и конкуренцией.

В книге "Естественное право" /1765/ Кенэ заложил учение о "естественном порядке", которое гласило, что в обществе есть законы естественного порядка, выгодные для человека, установленные богом для производства и распределения материальных благ, обеспечивающая объективность и закономерность общественного развития. Естественно, при такой системе порядка вмешательство государства считалось излишним.

Исследуя издержки производства, Кенэ обратил внимание, что капитал по-разному входит в стоимость готового продукта. Часть капитала ежегодно авансируется и полностью потребляется в процессе сельскохозяйственных работ, а другая часть - функционирует несколько лет, в издержки входят частично и обычно тратится на покупку скота, машин и оборудования. Так Кенэ создал учение о составе капитала - оборотном и основном. Это помогло ему при анализе воспроизводства и обращения всего общественного капитала.

Описание процесса воспроизводства Кенэ дал во всемирно знаменитой "Экономической таблице" /1758/ В этой работе давался математический расчет обращения сельскохозяйственного продукта в натуральной и денежной формах. Действие происходит с тремя основными классами, между которыми происходит распределение данного продукта. Первый класс - производительный, он занят земледелием. Второй - собственники, получающие прибыль, созданную в сельском хозяйстве. Третий - "бесплодный класс", занятый в промышленности и торговле, он все созданное сам и потребляет. Задача состоит в том, чтобы распределить годовой продукт между классами для обеспечения условия дальнейшего воспроизводства, при этом от процесса накопления, изменения цен и влияния внешней торговли Кенэ абстрагируется.

Исходным продуктом процесса воспроизводства в "Таблице" является годовой урожай - 5 млрд.ливров, из которых продовольствия - на 3 млрд., а сырья - на 2 млрд. Кроме этого, у фермеров за реализацию прошлогоднего урожая осталось 2 млрд., которые выплачиваются землевладельцам в качестве ренты. И, наконец, "бесплодный" класс имеет промышленной продукции на 2 млрд.

Между этими тремя классами осуществляются следующие сделки:

  1. Землевладельцы покупают у фермеров продовольствия на 1 млрд. ливров.

  2. Земледельцы покупают у "бесплодного" класса на 1 млрд. промышленных товаров и, обеспечив себя всем необходимым удаляются со сцены.

  3. Промышленники покупают у фермеров продовольствия на 1 млрд.

  4. Фермеры покупают у промышленников средства производства на ту же сумму.

  5. "Бесплодный" класс покупает на полученный миллиард сырьё у фермеров и, обеспеченные продуктами и сырьем для дальнейшего производства, оставляют фермеров подсчитывать барыши. Они же, реализовав на 3 млрд. продукции, оставили себе продовольствия на 1 млрд. и семян на 1 млрд. для дальнейшей работы, приобрели на 1 млрд. средства производства и получили назад 2 млрд., которые на следующий год опять послужат рентой для землевладельцев. Но Кенэ не заметил, что промышленники у него остались без средств производства, что в последующем нарушит весь воспроизводственный цикл.

Так или иначе, "Таблица" возвела Кенэ в ранг экономического гения, в ней он впервые исследовал народно-хозяйственные пропорции, позволяющие протекать процессу воспроизводства бесперебойно; она стала первым опытом макроэкономического анализа распределительных отношений в обществе; с ней связано рождение табличного метода в изучении экономических явлений.

Таким образом к концу 18 века были созданы методологические и теоретические предпосылки для усиленного развития исследований по товарному производству учений о капиталистических отношениях и для создания адекватной хозяйственной жизни теоретической системы.

  1   2   3



Скачать файл (302.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru