Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по юридической психологии - файл Юридическая психология - лекции.doc


Лекции по юридической психологии
скачать (22.7 kb.)

Доступные файлы (1):

Юридическая психология - лекции.doc115kb.07.09.2005 00:09скачать

содержание
Загрузка...

Юридическая психология - лекции.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Психология – «наука о душе».
Как наука нашла отражение в средневековье.

В советские времена была мало востребована.

Д. Карнеги – его взгляды не совсем подходят к русскому менталитету.
Общая психология – фундаментальная наука, имеющая несколько десятков прикладных отраслей.

Предмет общей психологии – личность, деятельность и общение человека.
Прикладные отрасли (ПО). Каждая ПО изучает Л., О., Д. в опред-ной сфере (космическая, инженерная, преподав., юрид.)
Юридическая психология – прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.
Задачи ЮП.

Раскрыть психические особенности различных субъектов правоотношений.
Разделы юр. психологии.

1. Научно-организационный.
Отражает связь ЮП с общей психологией.
2. Правовая психология.
Псих. правосознание, правовоспитание, поведение, прав. социализация личности.
3. Психология нравственного регулирования
Аспекты отношений, которые регулируются ГП.
4. Криминальная психология
Десоциализация личности, поведение преступника в группе.
5. Судебная психология
Проблемы судебно-психиатрической экспертизы. Психические аспекты судебного процесса
6. Психология неправовой деятельности

В ЮП применяются все методы общей психологии:

- анкетирование (в осн. социологии)

- тестирование

- наблюдение

- беседы

- биографические методы и т.д.


^ I. Личность человека
Очень много подходов к этой проблеме.

К.К. Платонов (военный психолог): теория личности – динамичная функциональная структура личности
^ Структурные компоненты личности человека


  1. Направленность – совокупность ценностных ориентаций, установок, мотивов поведения, норм жизни личности.

Проблема социализации личности на жизненном пути. Человек - личность, индивид. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Направленность лица формируется в процессе социализации личности (усвоения норм общества). Эти нормы регулируются моралью и правом.



  1. Способности – задатки, которые могут реализоваться:
    а) физические а) потенциальные
    б) умственные б) актуальные



  2. Характер – своеобразный «каркас» личности, совокупность присущих конкретному человеку
    свойств и качеств личности.

Свойства и качества – черты характера, которые тесно связаны с направленностью личности.

Черты характера полярны (н-р, смелость – трусость и т.д.)


  1. Темперамент – динамичный стереотип личности. Может быть смешанным (холер., сангв., флегм.,мел.)

  2. Опыт – совокупность приобретенных человеком знаний, навыков, умений, привычек (это психич. образование)

^ Знание – инфа, которую усваивает человек

Навыки – «знание в действии», автоматизированное, но основанное на сознании, действие, выполняемое человеком уверенно, быстро, легко.
а) двигательные (моторные)
б) сенсорные
в) умственные
г) мнистические (навыки памяти)

^ Умение – навык с элементом творчества
Привычка - закрепленный навык.



  1. Особенности протекании психических процессов. Это психические процессы, свойства личности.



II. Деятельность как категория психологии
Деятельность – целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой.

Структура деятельности:

  1. Цель (потребность)

  2. Мотив – потребность в чем-то, побуждение человкеа делать что-то
    а) позитивные
    б) негативные

  3. Способ – метод, с помощью которого реализуется цель.
    Операционная сторона
    Результативная сторона
    Возникающая потребность вызывает мотивационное поведение.

  4. Результат


Основные сферы человеческой деятельности.


Мотивационное состояние человека является психическим отражением окружающей среды.

В деятельности важнейшим компонентом является интерес . Интерес определяется направленность личности.

Большую роль в деятельности играет установка – стереотипная готовность действовать в определенной ситуации определенным образом.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности направлены на конкретный предмет удрвлетворения.
^ Психология профессиональной деятельности юриста.
Профессиональная деятельность отличается от любой другой деятельности, носит вынужденный характер.

Профессия – специальность – специализация

Профессия – вид деятельности, которая дает человеку средства к существованию.

Специальность – разновидность профессии, в которой человек более преуспел.

Специализация – разновидность специальности человека.


^ Функции профессиональной деятельности юриста

  1. государственно-общественная
    юрист в своей проф. деятельности выражает интерес либо гос-ва, либо определенной социальной общности

  2. правовая
    юрист может работать либо в правозащитной, либо в правоприменительной сфере и эта сфера влияет на психологию



  3. специальная
    иная психология, в зависимости от специальности



  4. организационно-управленческая
    все зависит от статуса юриста, его должностного положения
    осуществление планирования, организации, стимулирования, контроля деятельности
    Проявляется в самостоятельной организации
    Эта функция может носить временный характер (н-р, оперативно-следственные действия)



  5. административно-хозяйственная
    Применяется, когда юрист выполняет организационную, руководческую деятельность



  6. социально-психологическая
    включает в себя умение общаться с людьми



Факторы и условия, влияющие на деятельность юриста
Факторы:

  1. политические

  2. экономические

  3. социальные

  4. социально-психологические


Условия:

  1. образование (организационная проблема)

  2. воспитание (формирование качеств, необходимых воспитателю)

  3. развитие личности (личность неповторима, к каждой личности свои подходы)

  4. психическая готовность (готовность к преодолению барьеров)


^ III. Общение юриста как психологическая категория
Общение – обоюдный процесс и результат установления и поддержания контакта между людьми.
Уровни общения

а) межличностное (л <-> л)

б) межгрупповое:

- смешанное (л <-> л)

- групповое (л <-> л)
Стороны общения:


  1. коммуникативная сторона (передача инфы от человека (средства) к человеку в определенных объемах)

    2 вида коммуникативного процесса:
    - вербальная коммуникация –(слово, смысл, знак, который
    1 передает, а другой воспринимает)
    Добавки вербальной коммуникации:
    + экстралингвистические добавки (паузы, игра
    голосом)
    + паралингвистические добавки (вставка в речь
    эмоциональных добавок – плач, смех)
    Вербальная коммуникация наиболее эффективна.
    - невербальная коммуникация – мимика, жесты, походка

    Лассуэль Г. – модель коммуникативного процесса,
    состоит из 5 компонентов:
    1. «кто» (передает инфу - коммуникатор)
    2. «что» (инфа)
    3. «кому» (аудитория)
    4. «как» (какая) – 5 каналов: обоняние, осязание, слух..
    5. «какой эффект»



  2. интерактивная сторона
    Выработка единой стратегии поведения участников общения

    Области взаимодействия людей

    область позитивных область решения
    эмоций проблем
    снятие напряжения совет
    согласие рекомендации
    дружелюбие пожелания
    радость

    область область постановки
    отрицательных эмоций проблемы
    оскорбление просьба дать совет
    гнев нерешимость
    конфликт


  3. перцептивная сторона

Это прочтение за физическими данными человека каких-либо его свойств. Здесь большую роль играет установка.

Типы межличностного восприятия

А. Эффект «ореола».
Человек воспринимается раньше, чем он появляется в коллективе.
Б. Эффект новизны
Человек впервые появляется в коллективе.
^ В. Эффект «стереотипизации»
Человек, воспринимается по национальности или по профессии.

Формы общения



  1. анонимное общение – люди общаются не зная друг друга



  2. функционально-ролевое общение – каждый выступает в какой-либо социальной роли. Важно оценить свою роль. Это общение носит вынужденный характер. Оно чревато нанесением психотравмы.



  3. неформальное общение – результаом общения не является требование.



  4. интимно-семейное общение – общение первичных групп.



Условия эффективности общения


  1. одинаковое понимание ситуации

  2. устранение коммуникативных барьеров, возникающих, когда не соблюдается правило, при котором выделяешь личность

  3. преодоление некоммуникабельности партнера


Д.Карнеги: «Говорите о том, что будет интересно вашему партнеру. Только тогда общение будет эффективно»
Существуют благостные (опасные) дни для каждого человека (1-2 дня в году)

Система биоритмов:

- физические

- эмоциональные

- интеллектуальные

Эти дни биоритмов могут совпадать, если это происходит вверху (синусоиды), то это благостный день, а если внизу, то опасный, в который человек не способен к контактам.

Убеждение в своей правоте

Убедить человека легко, а переубедить сложно
Специфика профессионального общения юриста

а) основное общение (основная его часть) проходит в форме

функционально-ролевой =>

б) вынужденность общения

в) наличие властных полномочий (может нанести психотравму)

г) ограниченное время на общение

д) повышенная стрессогенность (создание напряженности)

Психологические способы воздействия в процессе общения:

- заражение

- внушение (суггестия - гипноз)

- подражание

- реклама

Это процесс передачи психоэмоциональных состояний (негативные заряды передаются с большей эффективностью, чем негативные)

Заражение может переходить в панику, которую нельзя исследовать с точки зрения психологии.
Психологическое воздействие имеет 3 этапа:

    1. информационный

    2. убеждающий

    3. само воздействие


VI. Психический мир человека
Ряд авторов относят к нему осознанные процессы и состояния
(1) Психические познавательные процессы
1. Внимание – организация психической деятельности,

состоящая в избирательной ее направленности.

^ Свойства внимания:

- активность

- направленность

- сосредоточенность

-переключаемость

- устойчивость.

Концентрация внимания – это степень сосредоточенности сознания на каком-либо конкретном объекте.

Внимание тоже имеет свою полярность – рассеянность.
2. Ощущения – психологические процессы отражающие отдельные свойства действительности, непосредственно воздействующие на органы чувств.

Это чувствительность к физическим или химическим свойствам среды (принцип компенсаторноти). У людей разные пороги чувствительности, бывают искусственные пороги чувствительности (когда их самостоятельно повышают).

Это превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания (при помощи 5 каналов).
Раздражители, которые формируют ощущения

по степени интенсивности

    1. Свет

    2. Запах

    3. Звук

    4. Вкус

    5. Тепло (холод)

    6. Прикосновение

    7. Электричество.


Адаптация – изменение чувствительности организма в результате приспособления к действующим раздражителям.
3. Восприятие – отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков.
Общие закономерности восприятия:

  1. Осмысленность и обобщенность. Это связано с проблемой узнавания

  2. Целостность восприятия

  3. Структурность восприятия

  4. Избирательная направленность

  5. Независимость отражения


Специфические признаки восприятия юриста.

а) восприятие речи

б) необходимое качество наблюдательности


  1. Мышление – это обобщенное отражение существующих взаимосвязей действительности.

Если человек мыслит, значит он существует.

Мышление является идеальным отражением действительности, орудием которого является слово.

3 понятия:

мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы.

мыслительная операция – сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование

мыслительная деятельность – совокупность мыслительных операций.
Формы мышления

  1. Суждение (оценка)

  2. Понятие

  3. Умозаключение

Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом.

Характеристики мышления:

1) проблемность мышления
Проблема – вопрос,, ответ на который не содержится в опыте (необходимость осознания новой информации)
2) взаимодействие анализа и синтеза
3) обобщенность мышления

Версия – мыслительный процесс по уровню проблемности, это вероятностная модель (гипотеза). Следственная интуиция.



  1. Воображение – психический процесс построения нового
    образа на основе имеющегося опыта.

Очень творческий процесс, содействующий с фантазией. (Н-р, способность следователя воссоздать образ происшествия)



  1. Память – отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действит-ю.

Это интегративный психический процесс, включающий в себя:
- ощущения
- восприятия
- мышление
Процессы памяти:
- запечатление
- сокращение
- воспроизведение
- забывание
Виды памяти:
1) образная
2) логическая
3) эмоциональная
Свойства памяти:
Оперативная память – та информация, которую очень легко достать из памяти своевременно (н-р, содержание к-л. статьи)
^ Долговременная память – это память на долгий срок какой-либо важной стратегической инфы. (Н-р, таблица умножения)

Мнемоника – искусственное формирование навыков памяти.
(Н-р, Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Сова)
Искусственные ассоциации

Амнезия – «забывание». 2 вида: - полная болезненное расстройство психической деятельности
- частичная – частичное сужение сознания.

(2) Психические состояния

1. Воля -
это сознательная регуляция поведения, направленная на достижение результата.

Волевые состояния:

- инициативность

- целеустремленность

- решительность
2. Эмоции – реакция организма на воздействие среды
желание – возбуждение

удовольствие – радость

страдание

ярость

страх

раскаяние

(3) Психические образования

опыт

знания

навыки

умения

привычка


^ Методы юридической психологии.
Метод – способ, которым достигается цель.

  1. Социально-психологическое изучение личности.

- Изучение личного дела, характеристик, аттестации

- Анкетные данные
- Изучение мнения окружающих и т.д.


  1. Психологическое исследование личности

  1. Тестирование

  2. Наблюдение

  3. Беседа


Тестирование
Валидность теста – достоверность теста. Прогнозтичность теста. Добровольность и согласие на тестирование.

Все методы юр. психологии д.б. основаны на принципе комплексности (беседа + наблюдение + тестирование)
Беседа – ознакомительная

- диагнозтическая

- психо-коррекционная

- установочно-инструктивная


^ Типология криминального поведения.
В каждой личности преступника можно обнаружить то общее, что характерно для всех преступников определенной категории.

Не существует каких-либо особых преступных черт психики человека, но в то же время каждая черта может носить преступных характер. (н-р, решительность)

Преступники отличаются друг от друга и от других законопослушных людей по тем отрицательным чертам характера, которые сформировались в их жизни (эти черты влияют на характер их поведения), т.е. не существует простой наследственности.

В типологии личности преступника следует различать 3 градации:
1) общий тип преступника
2) личность преступника определенной категории
3) личность преступника определенного вида
(1) Общие типы:
асоциальный (менее злостный) – либо впервые совершает преступление либо не имеющие антисоциальной направленности
антисоциальный - направленный против общества
случайный
(2) Категории личности

1) Корыстная – категория преступников с корыстнй направленностью, посягающая в основном на материальные блага.

Виды преступников:

а) корыстно-хозяйственные (фальсификация, игнорирование налогообложения, несоблюдение экологических норм)
б) корыстно-служебные (хищение путем злоупотребления служебным положением, обман клиентов, взятки)
в) воры расхитители (кража)
г) мошенники (подделка документов, ЦБ, денежных знаков)
д) насильственные вымогатели (предложение, от которого человек не сможет отказаться)
2) Корыстно-насильственная – категория, когда корыстные посягательства соединены с насилием над личностью.

а) грабители

б) участники разбойных нападений

в) насильственные вымогатели (рэкитиры)

г) убийцы с корыстной целью
3) Насильственная – это антигуманная агрессивная направленность, крайнее пренебрежение к жизни и здоровью.

а) хулиганы

б) злостные хулиганы

в) лица, которые причиняют ущерб достоинству личности путем оскорбления и клеветы

г) лица, совершающие преступления против личности
^ Характеристика личности преступника
Личность преступника – совокупность негативных индивидуальных качеств, обусловливающая его преступное поведение.

Социальная опасность – состоит не в особых преступных ценностях, а в непринятии преступником ценностей социальных.
Типичные черты насильственных преступников:

- эгоизм

- отсутствие чувства сострадания

- крайняя жестокость

- эмоциональная тупость
^ Психологические особенности несовершеннолетних преступников
1) реакция оппозиции. Причины: невнимательное отношение взрослых, неполная, неблагополучная семья.
2) реакция имитации – подросток создает себе определенный образ и пытается ему подражать
3) компенсаторная реакция (реакция компенсации)

н-р, компенсация неуспехов в учебе
4) реакция группировки – слепое повиновение лидеру
^ Психология преступных групп

3 типа соучастия членов группы:
1) простое соучастие – группа формируется на разовое действие

2) сложное соучастие – выполнение определенной роли во временно функционирующей преступной группе

3) соучастие в стабильной группе – членство в организованной преступной группировке четкое распределение ролей, дисциплина, четкое подчинение, иерархичность, ответственность за неисполнение.
Причины преступного поведения:

    1. субъективные (семья, школа)

    2. специфические (следование образцу и т.д.)

    3. объективные (противоречие социально-экономических отношений)

Типология личности (Васкэ)

Структура личности
Состоит из 3 сфер:

  1. Познавательная :
    - базовый интеллект (свойства, личности, данные при
    рождении)
    * воображение
    * мышление (логическое, образное,
    художественное)
    * внимание
    * память (оперативная, зрительная)
    - общие знания
    - специальные познания
    - способности



  2. Эмоционально-волевая
    - темперамент
    - характер – ряд свойств, приобретенных личностью в
    процессе жизни



  3. Мотивационная
    - система взглядов и установок
    - потребности
    - школа ценностей
    - иерархия мотивов


Темперамент – это тип высшей нервной деятельности, определяющий скорость протекания психических процессов в коре головного мозга, их силу и уравновешенность.
Холерик – сильный тип высшей нервной деятельности, неуравновешенный, подвижный (высокая скорость протекания психических процессов)
Сангвиник – сильный тип, подвижный, уравновешенный. Эмоционально устойчивый.

Флегматик – сильный тип, уравновешенный, инертный (низкая скорость протекания)
Меланхолик – слабый тип, подвижный, но быстро истощается, неуравновешенный

Темперамент изменить нельзя, но можно скорректировать чертами характера.
Акцентуация характера.

- это усиление, заострение черт характера, который при определенных условиях может претерпевать развитие в положительных или отрицательных направлениях.
Гипертимный. лидер

Особенности: активная, повышенный фон настроения, экстравертированность, открыт для общения, хороший внешний вид, хорошее самочувствие, энергичность, оптимизм, щедрость, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность.

- увлекающиеся, не доводят дело до конца, поверхностность, легкомыслие, фамильярность, готовность на безудержный риск, грубые, но беззлобные, аморальные поступки.

Стресс: однообразная обстановка и монотонный труд, вынужденное одиночество, ограничение двигательной активности, подчинение определенным систематическим требованиям

Правонарушения «-«, алкоголь «+», сексуальные девиации «-»(не верные партнеры), суицид «-»
Эпилептоид лидер

+ исполнительность, бережливость, аккуратность, пунктуальность, внимательность к здоровью

- агрессивность, жестокость, злопамятность, требовательность к окружающим, нечувствительность к чужому горю, не переносят неподчинения себе

Стресс: ломка устоявшихся правил, жесткая конкуренция, невозможно проявить авторитет, критика.

Правонарушения «+», алкоголь «+»(агрессия), суицид «+», секс. девиации «+»
Истероид лидер

демонстративность, потребность к признанию, инициативность, жажда внимания, эгоцентризм, энергичны, самостоятельны, организаторские способности, целеустремленны, лживые, лицемерные, интриги, завышенная самооценка, обидчивы, доводят дело до конца, артистичны.

Не выносят удары по эгоцентризму

Стресс: высмеивание, разоблачение лжи, равнодушие, критика, вынужденное одиночество.

Правонарушения «-»(на публику, не агрессия), секс. девиации «-», суицид «-» (только шантажный)
Шизоид не лидер

Интроверт, замкнутость, необщительность, серьезность, устойчивость интересов, постоянство, не переносят критику.

Стресс: установление эмоциональных контактов, вторжение во внутренний мир, смена стереотипов, коллективная деятельность.

Правонарушения «-»(только половые), алкоголизм «-», суицид «-».
Психоастеноид не лидер

Неуверенность в себе, заниженная самооценка, тревожность, аккуратность, добросовестность, самокритичность, эмоциональная устойчивость, нерешительность, безынициативность, бесконечные рассуждения.

Стресс: принятие самостоятельных решений, сильное беспокойство, перегрузки.

Алкоголизм «-», правонарушения «-», секс. девиации «-»
суицид «-».
Сензитивный не лидер

Повышенная чувствительность, впечатлительность, комплекс неполноценности, самокритичность, доброта, спокойствие, внимательность, дисциплинированность, много работают над собой, боязливость, растерянность в трудных ситуациях, обидчивость.

Не переносят насмешек или подозрений окружающих.

Стресс: публичные обвинения, недоверие, вынужденное одиночество.

правонарушения «-»(только аффект), алкоголизм «-», Секс. девиации «-», суицид «-»(только аффект)
Гипотимный не лидер

Постоянно пониженное настроение, стремление всегда быть дома, ранимость, уныние, быстрая утомляемость, общителен (жалуется на судьбу)

Стресс: когда не с кем поделиться проблемами, критика, недостаток внимания, смена образа жизни.

Правонарушения «-», алкоголь «-», сексуальные девиации «-», суицид «+»(аффектный)
Конформный не лидер

Зависимость от группы, как все, безвольны, неконфликтны, дружелюбие, дисциплинированность.

Не переносят смены стереотипов и перемен.

Стресс: изгнание из группы, освоение новой деятельности без образцов, принятие самостоятельных решений, знакомство с новыми людьми, необходимость проявлять свои качества.

Секс.девиации «-»,алкоголизм и наркомания «+»,суицид «-»
Неустойчивый не лидер

Зависит от любого человека, который на него воздействует

Общительность, открытость, доброжелательность, безволие, быстро переключается с одного дела на другое, болтливость, хвастовство, лицемерие, трусость, безответственность.

Стресс: жесткая дисциплина, ограничение в общении с людьми, которые помогают развлекаться, принятие конкретных решений.
Астеник не лидер

Повышенная утомляемость, раздражительность, капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость, аккуратность, скромность, дружелюбие, незлопамятность.

Стресс: открытые конфликты, общение с большим количеством людей, необходимость проявления силы воли.

Правонарушения «-», алкоголь «-», суицид «-».
Лабильный не лидер

Крайняя переменчивость настроения, общительность, добродушие, чуткость и привязчивость (в период приподнятого настроения)

раздражительность, вспыльчивость, конфликтность (в период плохого настроения)

Стресс: жесткая конкуренция, критика, отсутствие успеха и признания.

Правонарушения «+», алкоголизм «+», суицид «-»
Циклоид

фазы:

  1. гипертим

  2. гипотим





Скачать файл (22.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru