Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Спрос на продукцию и услуги общественного питания - файл 1.doc


Лекции - Спрос на продукцию и услуги общественного питания
скачать (265 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc265kb.15.11.2011 20:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Текст лекций



на тему: «Спрос на продукцию и услуги общественного питания»

по дисциплине «Экономика предприятия общественного питания» для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания», 061100 «Менеджмент»

всех форм обучения


Красноярск 2004

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


Текст лекций



на тему: «Спрос на продукцию и услуги общественного питания»

по дисциплине «Экономика предприятия общественного питания»

для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания», 061100 «Менеджмент»

всех форм обучения


Красноярск 2004


ББК


Составители:

кандидат экономических наук, доцент Батраева Элина Александровна

кандидат технических наук Батраев Марсель Димехаметович


Ценообразование: Текст лекций / Сост. Э. А. Батраева, М. Д. Батраев; КГТЭИ.  Красноярск, 2003.  48 с.


Предназначена для студентов специальности 061100 «Менеджмент», 271200 «Технология продуктов общественного питания».


 Красноярский государственный

торгово-экономический институт, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ







Понятие, сущность и особенности формирования спроса в общественном питании. Факторы, влияющие на его объем и структуру

5












Классификация видов спроса в общественном питании и их характеристика

21












Информационное обеспечение изучения спроса на продукцию и услуги предприятий общественного питания

35












Список литературы

47

  1. ^ Понятие, сущность и особенности формирования спроса в общественном питании.

Факторы, влияющие на его объем и структуру


Одной из основных категорий рынка является спрос, который представляет собой экономическую категорию, присущую товарному производству, проявляющуюся в сфере обмена, торговли и выражающую совокупную платежеспособную потребность в товарах, услугах, складывающуюся из множества конкретных требований потребителей. Составляющими понятия «спрос» являются:

  • наличие потенциальных потребителей с определенными потребностями, т.е. желанием купить;

  • обеспеченность потребности денежными доходами;

  • возможность удовлетворить потребность  наличие товарного
    предложения по объему, структуре и уровню цен, соответствующее потребностям и покупательской способности.

Выделяют два уровня спроса: совокупный (на макроуровне) и индивидуальный (на микроуровне). Анализ, оценка и прогнозирование совокупного спроса необходимы для выявления тенденций его развития и определения возможных объемов в будущем. Изучение индивидуального спроса (спроса единичного потребителя) прежде всего необходимо для целенаправленной эффективной деятельности предприятий производителей и продавцов.

В общественном питании спрос выступает как форма проявления потребностей населения на кулинарную продукцию и услуги по организации ее потребления и является частью спроса на потребительские товары и услуги в целом. Процесс формирования спроса в этой сфере услуг сложен, что обусловлено ее спецификой. С одной стороны, предприятия общественного питания удовлетворяют жизненно необходимую потребность людей в продуктах питания. С другой стороны, данная потребность может удовлетворяться и в домашних условиях, а потому пользоваться услугами предприятий питания население будет только в том случае, если предложение на данном рынке будет соответствовать их спросу. Кроме того, посещение предприятий питания, особенно общедоступной сети, связано не только с потреблением пищи, но и с другими причинами (экономией времени, желанием отдохнуть, развлечься и др.).

Поэтому спрос является важнейшей составляющей рынка общественного питания и влияет на характер, тенденции и возможности его развития. Значение спроса для этой отрасли более существенно, чем, например, для системы розничной торговли: приобретать продовольственные товары население будет в любом случае, а пользоваться услугами общественного питания  при определенных условиях. Об этом свидетельствует резкое падение спроса в общественном питании в 1993  1995 гг., когда часть населения отказалась от услуг общественного питания, хотя продолжала приобретать продовольственные товары в системе розничной торговли. Недостаточный спрос населения на продукцию и услуги общественного питания приводит к снижению товарооборота, росту уровня затрат и, соответственно, неэффективному функционированию предприятий, особенно общедоступной сети, что в условиях рынка означает их банкротство.

Специфика спроса на продукцию и услуги общественного питания обусловлена, как характером самой продукции, так и условиями ее реализации и потребления. Особенности спроса вытекают из характера деятельности предприятий питания, проявляющегося в выполнении трех взаимосвязанных функций  производства, реализации и организации потребления, которые объединены во времени и пространстве.

Особенность спроса в общественном питании, прежде всего, проявляется в объекте спроса. В розничной торговле спрос предъявляется на конкретный товар, поэтому по величине спроса населения на отдельные товары можно судить о его объеме и структуре. Объектом спроса в общественном питании выступает комплекс услуг, состоящий из непосредственно продукции, услуги по ее реализации и организации потребления. Взаимосвязь функций предприятий общественного питания с комплексом предоставляемых услуг представлена на рис.1.




^

Рис. 1. Взаимосвязь функций и услуги общественного питания


Схематично спрос в общественном питании представлен на рис. 2.




^

Рис. 2. Составляющие объекта спроса в общественном питании


Каждый элемент объекта спроса состоит из различных показателей.

Продукция общественного питания – совокупность производимых и реализуемых блюд, кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов и готовых к потреблению продуктов предприятий пищевой промышленности и сельскохозяйственных производителей, т.е. в составе продукции выделяют продукцию собственного производства и покупные товары.

Состав продукции общественного питания неоднороден (рис. 3).


^

Рис. 3. Состав продукции общественного питания


В
свою очередь, ассортимент блюд и изделий в каждом предприятии различается по типу, назначению, сырьевому составу, технологии изготовления, а внутри каждой группы блюд выделяются десятки, сотни ассортиментных разновидностей. Укрупненная группировка представлена на рис. 4.

Рис. 2 Классификация блюд общественного питания

Услуга по организации потребления также состоит из комплекса показателей, характеризующих уровень и структуру обслуживания, степень комфорта в зале предприятия, что является объектом анализа при исследовании спроса, так как влияет на предпочтения потребителей. Для оценки спроса необходимо использовать в практике изучения систему показателей, с одной стороны, позволяющей оценить различные стороны деятельности предприятия, а с другой стороны – учитывающей тип предприятия, его специализацию и то, что они оказывают услуги по организации потребления. Основные стороны услуги можно анализировать по приведенным в табл. 1 показателям.


Таблица 1

^ Система показателей, характеризующих основную услугу общественного питания

Показатели

Характеристика показателей

  1. Продукция

  1. Ассортимент

  • широта;

  • полнота.

  1. Качество:

  • вкус;

  • внешний вид (оформление).

3. Уровень цен

  1. Уровень обслуживания

  1. Вежливость, внимательность персонала

  2. Быстрота обслуживания

  3. Сервировка стола

  4. Внешний вид и качество столовой посуды, приборов

  5. Соблюдение правил приема и выдачи блюд, рас чета

  6. Внешний вид персонала

  1. Состояние торгового зала

  1. Уровень комфорта

  2. Санитарное состояние

  3. Эстетическое оформление зала (интерьер)

  4. Удобство мебели

  1. Организация отдыха

  1. Музыкальное сопровождение и его качество

  2. Развлекательные программы

  3. Другие виды услуг

  1. Месторасположение предприятий и организация его работы

  1. Степень доступности

  2. Режим работы


Помимо основных, предприятия общественного питания могут оказывать целый ряд дополнительных услуг и организовывать развлекательные мероприятия, что также влияет на спрос потребителей. Перечень услуг, которые предприятия могут оказывать, приведен в прил. 1.

Для понимания сущности спроса в общественном питании необходимо рассмотреть его особенности, которые отражаются на характере работы предприятия и зависят от разнообразия потребностей людей.

Продукция общественного питания относится к предметам первой необходимости. Это предполагает определенную частоту потребления и его различную интенсивность в течение дня. Для предприятий питания объективно характерны неравномерная загруженность и колеблемость спроса в зависимости от времени суток. При этом спрос имеет пределы, обусловленные индивидуальными физиологическими потребностями организма, различиями в характере и интенсивности труда.

Особенностью спроса в общественном питании является взаимозаменяемость предлагаемой продукции, как внутригрупповая (например, антрекот, бифштекс и т.д.), так и межгрупповая (рыбные, мясные, овощные блюда). В сущности, само формирование ассортимента предлагаемой продукции в предприятии общественного питания построено на принципе взаимозаменяемости: потребитель, не найдя в меню одного блюда, заменяет его другим.

Ассортимент продукции подвержен изменчивости в течение дней недели, что вызвано как разнообразием потребностей, вкусов, желаний потребителей, так и наличием сырья и товаров. Поэтому продукция общественного питания изготавливается небольшими партиями, не подлежит длительному хранению и реализуется ежедневно, постоянно. Это предопределяет и особенности формирования товарных запасов: в предприятии создаются запасы небольшие по размерам и очень широкого ассортимента (до 500  600 наименований), а оборачиваемость запасов составляет в среднем 3  12 дней.

Важное значение имеет и взаимодополняемость отдельных изделий: в общественном питании рост потребления одного товара приводит к росту спроса на другой, например, при увеличении спроса на выпечные и кондитерские изделия возрастает спрос на горячие напитки.

Спрос на продукцию и услуги носит ярко выраженный сезонный характер, что обусловлено как сезонным производством многих продуктов питания (овощей, фруктов), так и различными потребностями в питании: зимой растет спрос на высококалорийные блюда, горячие напитки; летом  на овощи, фрукты, прохладительные напитки, мороженое и т.д. Сезонность проявляется и в потребности  в летнее время сеть предприятий существенно расширяется за счет открытия летних площадок. В последние годы практически все предприятия организуют обслуживание на открытом воздухе за счет дополнительно установленных столов.

Колеблемость спроса проявляется не только во времени года и суток, но и в его разной интенсивности в зависимости от дней недели. Для предприятий общедоступной сети характерен повышенный спрос в выходные и праздничные

ДНИ.

Спрос на продукцию и услуги дифференцируется в зависимости от типов предприятий и их специализации, он различен в кафе, ресторанах, барах, закусочных, столовых и зависит от целей их создания и функционирования и мотивов посещения. Соответственно, потребители предъявляют разные требования, посещая тот или иной тип предприятия. Нужно отметить, что в экономической литературе необходимость дифференцированного подхода к изучению спроса практически не рассматривается. Исследователи говорят о спросе на продукцию и услуги общественного питания вообще, в целом, не подразделяя его. С нашей точки зрения, это принципиально важный момент, который должен учитываться при разработке методики изучения спроса. Зависимость спроса от типа предприятий предопределяется еще и тем, что удовлетворение спроса на продукцию происходит в конкретном месте, в силу этого потребителю небезразлично, в каких условиях будет происходить процесс потребления, а само потребление, как уже отмечалось, в большинстве случаев предусматривает организацию досуга. Данная специфика также обычно почти не учитывается при характеристике спроса общественного питания, хотя для общедоступных предприятий это весьма значимо. Спрос напрямую зависит от условий, созданных в предприятии для комфортного времяпровождения (уровень и быстрота обслуживания, уютная обстановка, санитарное состояние, наличие музыкального сопровождения и т.д.). До обмена на деньги он существует лишь в представлении потребителя, в виде идеи воспользоваться услугами предприятий питания, подкрепленной подсчетом обеспеченности своей потребности денежными средствами. Этот сложный экономико-психологический процесс завершается на рынке, когда потребитель приобретает и потребляет продукцию.

В общественном питании, в отличие от торговли, процесс проявления спроса по времени практически почти всегда совпадает с процессом его удовлетворения, т.е. потребления, так как реализация продукции завершается непосредственным обслуживанием посетителей в торговом зале (за исключением магазиновкулинарий, которые выполняют только функцию реализации, но составляют незначительную долю предприятий).

Следовательно, спрос на продукцию и услуги общественного питания определенного вида проявляется в предприятии и вне его не может быть удовлетворен. Поэтому объем и структура спроса зависят от количества предприятий, их производственной мощности, числа мест в них, специализации, оборачиваемости мест и т.д., определяющих объем предложения на рынке.

Процесс потребления в общественном питании индивидуализирован, каждый потребитель имеет свои вкусы, привычки, потребности, предпочтения, мотивы посещения. В силу этого спрос носит весьма дифференцированный характер и в существенной степени зависит от психофизиологических особенностей людей, их привычек, национальных традиций. Поэтому при исследовании спроса особую актуальность приобретает изучение поведения потребителя.

На спрос влияет и место расположения предприятий питания. Практически спрос на услуги любых типов предприятий, расположенных в центральной части городов, в местах отдыха и интенсивных людских потоков, в районах сосредоточения торговых предприятий, на оживленных магистралях, в несколько раз выше, чем в жилых районах.

Особенность спроса общественного питания состоит и в том, что фактически основной количественный показатель, характеризующий его объем,  товарооборот общественного питания (сумма средств, полученная от продажи продукции отрасли). Но сам объем продаж в значительной степени зависит от условий организаций потребления, т.е. уровня и качества обслуживания, хотя в количественном выражении эти показатели напрямую не учитываются.

Большое влияние на спрос оказывает конкурентное окружение предприятия, но в общественном питании конкурентом выступает предприятие аналогичного типа с примерно одинаковым ассортиментом продукции и сопоставимым уровнем цен на нее, расположенное в радиусе пешеходной доступности. Ресторан и закусочная, размещенные рядом друг с другом, не являются основными конкурентами, так как каждое ориентировано на своего потребителя: с определенным уровнем дохода, с разной целью посещения, располагаемым временем, возможностью и согласием заплатить разную сумму денег на удовлетворение своей потребности, хотя в некоторой степени такое соседство предприятий питания и влияет на объем спроса.

Таким образом, спросу в общественном питании свойственны большая подвижность, изменчивость, диверсификация, быстрота реакции на изменение цен, меняющиеся требования потребителей.

Формирование спроса представляет собой сложный процесс,

протекающий под влиянием множества разнообразных факторов (детерминант), определяющих развитие спроса на потребительские товары и

услуги в целом, но степень их влияния, направление воздействия, значимость для общественного питания отличаются от детерминант спроса на продовольственные товары и вытекают из его особенностей и альтернативного характера.

Совокупность факторов образует целостную систему, внутри которой спрос складывается в результате их интегрированного воздействия, а сами факторы находятся в сложной диалектической связи. Детерминанты спроса имеют разную природу возникновения и качественное содержание, поэтому в основе исследования спроса должны лежать, с нашей точки зрения, тщательное изучение механизма и характера их воздействия, что предполагает, в первую очередь, их группировку и выявление специфики влияния на спрос в общественном питании.

Основные факторы, влияющие на спрос на продукцию и услуги общественного питания, представлены в табл. 2.

Обобщая имеющие взгляды и мнения по этому вопросу отечественных и зарубежных исследователей потребительского рынка, в т.ч. и общественного питания, можно предположить следующую классификацию, позволяющую, с нашей точки зрения, осуществить всестороннюю комплексную оценку формирования спроса (табл.2).

Основным признаком классификации является градация факторов на группы в зависимости от природы возникновения, т.е. сущностного характера, согласно которому всю их совокупность с определенной степенью условности можно подразделить на 7 групп: экономические, социально-демографические, психологические, историко-национальные, природно-климатические и сезонные, организационно-технологические, физиологические.

В современных условиях наибольшее воздействие на спрос оказывают экономические факторы, к которым традиционно относят уровень и динамику цен, размер заработной платы и среднедушевых доходов, а также соотношение между этими показателями, предопределяющее покупательную способность населения.

Зависимость спроса на продукцию и услуги общественного питания подчиняются закону спроса, в соответствии с которым рост материального благосостояния ведет к его увеличению.

Спрос зависит не столько от среднего уровня доходов, сколько от их распределения между экономическими группами населения, в связи с тем, что рост численности людей со средними или высокими доходами приводит и к росту объема спроса, и к изменению его структуры  возрастает потребность в услугах ресторанов, кафе, магазинов-кулинарий, а также в дорогостоящей кулинарной продукции.
Таблица 2

^ Факторы спроса на продукцию и услуги общественного питания

Классификационный признак
^

Виды факторов


Характеристика факторов
Примеры

А

Б


В

Г

1. По природе возникновения

Экономичес-кие

Определяемые уровнем развития экономики

Заработная плата и денежные доходы; уровень цен; соотношение между этими показателями, влияющее на покупательную способность; распределение населения на группы с различным уровнем денежных среднедушевых доходов

Социально- демографиче-ские

Связанные с численностью и составом населения

Численность населения; уровень урбанизации; распределение по возрастным группам и половому составу, социальному положению, роду занятий; состав семьи и число работающих, пенсионеров, учащихся, детей

Психологиче-ские

Обусловленные особенностями психологии поведения потребителей и индивидуального потребления

Вкусы, привычки, предпочтения, стиль жизни, мода, потребность проводить досуг (праздничные и выходные дни)

Историко-национальные

Вытекающие из исторических и национальных привычек питания

Традиции в организации питания и в предпочитаемых блюдах, определяющие типизацию и специализацию сети (чайные, блинные, пельменные, шашлычные), а также частоту пользования услугами

Природно-климатичес-кие

Обусловленные географическим месторасположением региона или города и временем года

Северные территории; юг, лето, зима и т.д.

Организа-ционно-технологичес-кие

Связанные с уровнем развития общественного питания и характером деятельности предприятий

Количество предприятий, их типологическая структура, число мест, производственная мощность и пропускная способность предприятий, размещение на территории города, формы и методы обслуживания, уровень сервиса (качество и ассортимент блюд, культура обслуживания, комфортность торговых залов и т.д.), конкурентное окружение, реклама

Физиологиче-ские

Обусловленные потребностями в питании и его особенностями

Потребность в завтраке, обеде, ужине и возможность ее удовлетворения (работа, учеба, командировки, отпуск и т.д.), интенсивность труда, состояние здоровья, возраст


Продолжение табл. 2.2

А

Б


В

Г

2. По масштабам

Общие

Действуют на уровне страны

Индекс инфляции, политика государства в области налогообложения, заработной платы, инвестирования

Региональные

Действуют на уровне региона

Состояние экономики региона, влияющее на индикаторы жизни; численность и уровень урбанизации населения; традиции в питании

Местные

Действуют на уровне города, района

Социально-экономический и исторический статус города, уровень развития производства и жизни населения, степень развития общественного питания (сети), численность и состав населения

3. По объекту влияния

Количествен-ные

Влияющие на объем спроса

Численность населения, его возрастной состав, распределение по социальному и экономическому положению, размер заработной платы и среднедушевых доходов, уровень и динамика цен, число предприятий и число мест в них

Качественные

Влияющие на структуру спроса (по типам предприятий, видам блюд, комплексу услуг)

Привычки, вкусы, мода, традиции, время года

4. По возможности измерения

Измеримые

Поддающиеся выявлению количественного влияния на объем спроса и его структуру

Численность населения, его возрастной состав, заработная плата и денежные доходы, уровень цен

Неизмеримые

Определить количественное влияние на объем спроса затруднительно или невозможно

Потребительские предпочтения, привычки, традиции, вкусы

5. По направлению воздействия

Стимулиру-ющие

Обусловливающие рост объемов спроса

Рост доходов и заработной платы, численности населения, числа предприятий; изменения в стиле жизни семьи

Сдерживаю-щие

Приводящие к замедлению или снижению объемов спроса

Рост цен, снижение реальных доходов, низкое качество услуг предприятий, снижение численности населения


Продолжение табл. 2.2

А

Б


В

Г

6. По степени зависимости от деятельности предприятия

Демоскопиче-

ские (внешние, объективные)

Независимые от предприятия

Уровень развития общественного питания в городе, районе, численность и состав населения, психологические особенности отдельных людей, конкурентное окружение, инфляционные процессы

Эндоскопиче-

ские (внутренние, субъективные)

Зависящие от уровня организации произодственно-торгового процесса в конкретном предприятии

Уровень цен на продукцию и услуги, их качество, ассортимент, рекламная деятельность, формы, методы, быстрота обслуживания, комфортность зала, режим работы, вежливость персонала, организация развлекательных мероприятий

7. По характеру влияния

Прямые

Непосредственно влияющие на объем спроса

Уровень цен, покупательная способность, численность населения, плотность сети

Косвенные

Влияние на объем спроса; осуществляется опосредованно

Рекламная деятельность, исторический и экономический статус города

8. По степени влияния

Интенсивные

Оказывающие сильное влияние

Уровень цен на продукцию общественного питания, размеры среднедушевых доходов, предпочтения, вкусы, привычки

Умеренные

Оказывающие умеренное влияние

Структура занятых по отраслям экономики, состав семьи, возраст

Слабые

Оказывающие незначительное влияние

Структура населения по полу
  1   2   3



Скачать файл (265 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru