Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Принципы психолого-педагогической диагностики. Задачи ПМПК - файл 1.doc


Принципы психолого-педагогической диагностики. Задачи ПМПК
скачать (73.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc74kb.22.11.2011 22:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Реферат на тему:

“Принципы психолого-педагогической диагностики. Задачи ПМПК”



2009 год

План:


Реферат на тему: 1

“Принципы психолого-педагогической диагностики. Задачи ПМПК” 1

2009 год 1

План: 2

Принципы психолого-педагогической диагностики 3

Психолого-медико-педагогическая консультация 5

Принципы работы ПМПК 5

Задачи ПМПК 6

Специалисты ПМПК 8

Список использованных материалов 9
^

Принципы психолого-педагогической диагностики



От качества психолого-педагогической диагностики зависят выбор средств и определение путей коррекционно-развивающей работы. Разработка принципов диагностики была и остается основой для теории и практики специальной психологии.

^ Принцип комплексного подхода к изучению человека, т.е. систематического и целостного исследования индивидуально-психологического его становления и развития. Этот принцип реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики — личности, интеллекта, поведения и других более частных ее свойств. Психологическое обследование сопровождается оценкой состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, нервной системы. Оно входит важной составной частью в общую диагностическую систему. Психологическую диагностику необходимо рассматривать только как помощь в организации комплекса клинико–психолого-педагогических воздействий, эффективность которой зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.

^ Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами. В самой процедуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, следует выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам.

^ Принцип целостного изучения всех психических характеристик. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек проявляет себя с наибольшей полнотой в процессе деятельности — предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого — его личности, интеллекта и поведения.

^ Принцип личностного подхода. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции необходимо рассматривать не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление, а личность в целом. Психолог должен принимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми придается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

^ Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — в учебной. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка или подростка.

^ Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении.

^ Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение обследуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов обследования В этом случае особенно ценно взглянуть на одни и те же факты под разным углом зрения, выявить пробелы в полученной информации с тем, чтобы, восполнив их, составить адекватную картину психического статуса ребенка.

^ Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям. но был проведен анализ процесса выполнения заданий — способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза.
^

Психолого-медико-педагогическая консультация



ПМПК – особый орган организационно-диагностического характера, имеющий функции специализированной диагностики ребенка, постановки диагноза развития и право направления ребенка для обучения в специализированное образовательное учреждение.
Структура ПМПК:

Имеет различные уровни организации.

  • областная

  • городская

  • районная.



^

Принципы работы ПМПК



Обычно два раза в год (осенью, весной) сотрудники проводят плановую диагностику особенностей развития детей, нуждающихся в специальном обследовании. Направляться на ПМПК могут различные категории детей: либо по запросу самих родителей, либо по направлению сотрудников детского сада (психолога, дефектолога, логопеда, воспитателя). В школе на ПМПК направляют: психолог, социальный педагог, учитель, логопед. Направление этими специалистами делается согласованно и коллегиально.
Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

^

Задачи ПМПК


  • создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка, всестороннего раскрытия его способностей;

  • формирование у обучающихся и воспитанников адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе;

  • формирование у обучающихся стойких умений самообразования, потребности к продолжению образования в течение жизни;

  • предоставление жителям региона любого возраста возможности получения образования выбранного им уровня: базового, отвечающего государственным образовательным стандартам; коррекционно-адаптивного, в соответствии с особенностями здоровья и развития; углубленного, с учетом уровня подготовки и индивидуальных интересов учащихся; профессионального;

  • оказание социально-психологической и педагогической помощи обучающимся, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;

  • выявление обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования в рамках реализуемых образовательных программ;

  • предоставление по желанию обучающихся возможности освоения образовательных программ в форме экстерната и семейного обучения;

  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказание ими помощи в обучении и воспитании детей;

  • раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;

  • определение индивидуальных условий для получения образования несовершеннолетними;

  • подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

  • разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

  • формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

  • использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения.
^

Специалисты ПМПК





  1. Председатель – работник Департамента образования;

  2. Психоневролог (невролог или психиатр) – главный специалист комиссии, который имеет решающий голос при постановке диагноза. Проверяет психический статус ребенка, определяет возможные отклонения от психических норм, выявляет анамнез психического развития, делает определение диагноза развития;

  3. Логопед – районный логопед. Устанавливает характер речевого отклонения, ставит речевой диагноз;

  4. Психолог – определяет характер развития психических функций ребенка, возможный уровень отставания. Делает заключение о характере соответствия познавательных функций его возрастным особенностям;

  5. Педагог – приглашается из какой-либо школы, с высшей категорией. У младших школьников этот специалист проверяет уровень сформированности учебных знаний, умений, навыков (навык счета, чтения, письма). Устанавливает степень отставания от нормы;

  6. Педиатр;

  7. Социальный педагог (редко).
^

Список использованных материалов





  1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006.

  2. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  3. http://psy.1september.ru/2002/26/1.htm

  4. http://revolution.allbest.ru/psychology/00015871_0.html



Скачать файл (73.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru