Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Рисование как вид продуктивной деятельности детей с общим недоразвитием речи - файл 1.docx


Контрольная работа - Рисование как вид продуктивной деятельности детей с общим недоразвитием речи
скачать (73.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx74kb.21.11.2011 23:04скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Введение

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Цель данной работы:

рассмотреть рисование как вид продуктивной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Задачи теоретической части :

  1. Рассмотреть психофизиологические особенности детей с ОНР

  2. Влияние занятий по рисованию на интеллектуальное развитие детей.

  3. Обозначить методы и приемы коррекционной работы с детьми с ОНР

Задачи практической части:

1). Разработать конспект занятия по рисованию

2). Провести данное занятие с подгруппой детей (3человек)

3). Проанализировать полученные работы




I Теоретическая часть

1.1 Психофизиологические особенности детей с общим недоразвитием речи.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Качественные характеристики речи за

висят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормаль

ного функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Речь формируется в процессе общего психофизического разви

тия ребенка. В период от 1 года до 5 лет у здорового ре

бенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. К 1 го

ду ребенок понимает значения многих слов и начинает произно

сить первые слова. К 3 годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конст

рукции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладе

нию развернутой фразовой речью. К 5 годам развиваются меха

низмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К 5-6 годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу - овладению письмом и письменной речью. К условиям формирования нор

мальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого обще

ния взрослых с ребенком.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают био

логические и социальные факторы риска. Биологические причи

ны развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриут

робного развития и родов (гипоксия плода, 

родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нару

шений играют такие факторы, как семейная отягощенность рече

выми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психиче

ской депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. От

рицательное воздействие на речевое развитие также могут оказы

вать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стиму

ляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматрива

ются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выде

ляются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Психолого-педагогический подход к анализу речевых наруше

ний является приоритетным направлением отечественной логопе

дии. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фоне

тической, фонематической и лексико-грамматической. У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетвори

тельное понимание доступной для определенного возраста обра

щенной речи. У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной 

степени. Звукопроизношение может быть ненарушенным, но «смазанным» либо страдать в отношении двух-пяти звуков. Фонематическое вос

приятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ от

стают в развитии от нормы. В устных высказываниях такие дети допускают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой ха

рактер. Эти дети также нуждаются в систематической логопедической помощи.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ

ные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, ко

ординации движений, недифференцированность движений паль

цев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздра

жительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в ру

ках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, на

строение быстро меняется. Нередко возникают расстройства на

строения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление на

капливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигатель

ной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, ра

ботоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внима

ния и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания сло

весных инструкций, недостаточность регулирующей функции ре

чи, низкий уровень контроля за 

собственной деятельностью, на

рушение познавательной деятельности, низкая умственная рабо

тоспособность.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимо

стью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, не

решительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, стра

дающих речевыми расстройствами.

Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное на

рушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.


^ 1.2 Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей.

Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными 

речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Большей частью дети создают рисунки по представлению или памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Основное направление в решении задач предметного ри

сования в старших группах детей с ОНР - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, свое

образие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки.

Содержанием сюжетно-тематического рисования является ка

кой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, рас

положенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Одна из причин «слабостей» детского сюжетного ри

сунка - в малом жизненном опыте детей, несовершенстве их зна

ний об окружающем мире, слабости восприятия, 

неумении рас

пределить внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и отношениях детали рас

стилающегося перед ними пейзажа. У детей с ОНР сказывается и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображае

мый предмет расчлененно и одновременно целостно.

У детей нет еще собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать их внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строится так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок.

Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребен

ком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности. Однако следует при этом помнить о его возмож

ностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразия оттенков цветов. При организации восприятия 

предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов.

Обучение рисованию невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, дети учатся выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует сопоставление и установление различий. При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту. Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.).

Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок.

На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Рисование позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все качества, которые слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий.



Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, мелками), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

^ 1.3 Методы и приемы коррекционной работы на занятиях по рисованию с детьми с общим недоразвитием речи.

Обучение детей доступным навыкам и приемам изображения предметов окружающей действительности на занятиях рисования осуществляет воспитатель. Содержание этих задач соответствует в основном содержанию их в массовом детском саду, но имеются некоторые отличия в их реализации. Решение их осуществляется с учетом реальных знаний, умений и навыков детей каждой конкретной группы.

Поскольку дети с ОНР значительно отстают в своем общем развитии от детей массовых дошкольных учреждений, имеют к тому же нарушения мелкой моторики, им доступно освоение приемов рисования, которыми нормально говорящие дети овладевают в более младшем возрасте.

Воспитатель использует занятия рисования для решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации.

Для развития речи детей на занятиях рисования применяются различные методы и приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, 

показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца.

Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятиях нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски на бумаге).

Речь взрослого – образец для подражания.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.

В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях. Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения детей рисованию, и коррекционно-воспитательные задачи. Очерчивающие движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает словарь детей.

Обследование предметов

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. Он способствует формированию навыков правильного восприятия и отображения реально 

существующих предметов. В предметном рисовании в качестве основных направлений обследования предметов выделяются следующие:

1.Восприятие детьми целостного облика предмета.

2.Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей)

3.Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.)

4.Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям

5. Повторное целостное восприятие предмета

Комментирование действий

В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.

Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослых. Целенаправленность предусматривает две равнозначные задачи: развитие речи и развитие изобразительных навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-то уточнить и т.д. От содержания комментирующей речи при обследовании предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их расположения, формы, величины, пропорции ит.д.

Воспроизведение движений в воздухе

В обучении детей с ОНР является специфичным использование таких приемов, которые в массовых группах применяются на более ранних возрастных ступенях. Например, прежде чем рисовать, предварительно следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, взрослый показывает, как надо 

выполнять движение в воздухе, затем предлагает делать детям и сам продолжает его вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки (карандаши) и будем рисовать вот так! Поднимите кисточки и покажите, как будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху вниз. Сверху вниз».

Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются без краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к выбору цвета и т.д.

Сравнение как прием обучения

Занятия рисованием развивают у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже рисует сливу». Сравнением можно обратить внимание на разные признаки предмета: «Лена рисует синий кружок, а Ваня-красный». Взрослый также отмечает, что дети выполняют разные действия.

Вопросы детям

В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем - и предложениями.

Воспитателю важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую 

выполняют дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в механические языковые тренировки.

Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают зеленые, поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.

Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка заданий. Для детей с ОНР характерны нарушения внимания и понимания речи; поэтому занятие следует делить на части: ознакомление детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов изображения; выполнение работы с детьми; анализ работы.

Ознакомление детей с предметом можно проводить путем обследования самого предмета либо рассматривания готового образца (рисунка).

Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой кистью обводятся линии в нужном направлении) или создавая образец на глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа.

В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения работы детьми.

Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей с ОНР – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью.

Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-то звенья в работе. Поэтому задание объяснятся не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны понимать из объяснения, что можно выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только 

понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно начинать и заканчивать и т.д.

Объяснение задания на несколько приемов обеспечивает правильное выполнение работы и способствует одновременному решению коррекционных, коррекционно-воспитательных задач (воспитание выдержки, регуляция включения в деятельность и ее темпа).

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивает результаты деятельности детей, анализирует их работы. Сначала воспитатель говорит о том, что сегодня делали дети (или чему учились): «Сегодня дети учились рисовать шарики. Все нарисовали много шариков. Шарики получились разные: синие, желтые, красные и зеленые». Затем воспитатель дает оценку. На первый план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то не смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за правильный подбор цвета, за яркость линий, за правильно отображенную величину предмета и т.д. В оценку обязательно учитывается правильность выполнения работы в соответствии с заданием.

Таким образом, рассмотренные методы и приемы можно успешно использовать в коррекционных или в коррекционно-воспитательных целях на занятиях рисования с детьми с ОНР. Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.


II Практическая часть

^ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

2.1 Конспект занятия

Тема: «Полярный медведь»

Программное содержание

А) Коррекционно-образовательные задачи

1. Учить работать по схеме, следуя последовательности рисования.

2. Формировать умение изображать животных, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.

3. Закреплять умения детей правильно создавать композицию рисунка.

4. Поощрять желание передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунке, дополняя изображение элементами пейзажа (снежинки, северное сияние)

5.Учить передавать структуру шерсти животного с помощью клеевой кисти приемом «тычка».

6. Конкретизировать имеющиеся представления о Севере и животных Севера

Б). Коррекционно-развивающие задачи

1. Развивать зрительное восприятие, внимание, при работе с образцом, соблюдая алгоритм рисования.

2. Развивать мыслительные операции в процессе актуализации знаний о природе и животных Севера.

3.Развивать связную речь, ответную форму общения в процессе описания животного.

4.Обогащать и активизировать словарь детей по теме (Север, Северный полюс, льды, северное сияние, холод, полярный, айсберг)

5. Развивать творческие способности детей.



В). Коррекционно-воспитательные задачи

1. Воспитывать самостоятельность в подборе цветовой гаммы (в процессе дополнения изображения)

2. Учить чувствовать и передавать в изображении красоту северной природы.

3. Развивать любовь к природе.

4. Продолжать работать над аккуратностью изображения, правильным обращением с кистями для рисования.

Материал для занятия и форма организации

Занятие проводится в изостудии детского сада. Для учебной деятельности созданы оптимальные условия. Перед детьми расположен наглядный материал: иллюстрации с природой Севера, изображения белого медведя (игрушки, фотографии, рисунки).

Материал: гуашь белого и синего цвета; палитра; тонированные синие листы; кисть клеевая и акварельная; ватные палочки.

Методы и приемы

Показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, воспроизведение движений в воздухе; словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца.

Предварительная работа

Накануне занятия проводится беседа о Севере как собирательном понятии, его характерных приметах. Рассматривание иллюстраций «Дети Севера», «Северное сияние», «С Севера на юг» Н.Чарушина; рассматривание макета «На Северном полюсе». Чтение художественной литературы: юкагирские сказки «Отчего у белого медведя нос черный», «Кто живет в холодном море?», «Мальчик Омкай и его Умки» (И.Аброскин)



Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о природе и животных Севера, читали книги, рассматривали иллюстрации. Давайте сейчас закроем глазки и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Какая погода на Северном полюсе? Правильно холодная, дует холодный ветер (ш-ш-ш), воет вьюга (у-у-у), вся земля покрыта снегом. Ребята, а какие животные обитают на Севере? (Ответы детей). Ребята, отгадайте загадку.

Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
От морозов согревает.




Как вы думаете, про какого животного эта загадка? (ответы детей) Правильно, загадка про белого полярного медведя. Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. Сегодня мы с вами будем рисовать полярного медведя, а затем устроим выставку наших полярных медведей.

Чтобы хорошо нарисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим. Что это (туловище) у мишки? (^ Ответы детей). Какой формы туловище? (Ответы детей). Правильно овальной. Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (Ответы детей). Правильно круглой. С помощью чего мишка передвигается? (Ответы детей) На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненной формы)? (Ответы детей).

Посмотрите, что у медведя больше, туловище или голова? (^ Ответы детей). Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель 

отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). Где находятся лапы у медведя (внизу туловища)? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы)? (Ответы детей)

Посмотрите, что есть на голове у мишки (уши)? (^ Ответы детей). Какой они формы (полукруглой)? (Ответы детей). А уши у мишки большие или маленькие? (Ответы детей). Где они расположены? (Ответы детей). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос)? (Ответы детей). Посмотрите, что у мишки есть на туловище (хвост)? (Ответы детей). Какой он формы? (Ответы детей). Посмотрите на лапы у мишки, что на них есть (когти)? (Ответы детей)

Ребята, а мишка какого цвета? (^ Ответы детей). Белый цвет делает мишку незаметным на снегу. А глазки, носик и когти какого цвета? (Ответы детей)

Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку. Ой, ребята, а мишка хочет с вами поиграть. Давайте встанем в кружок и поиграем с ним.

^ Вот как пляшут пальчики у девочек и мальчиков

(руки вперед, движения пальцами)

Подошел к ним мишка, мишка косолапый

(качаются из стороны в сторону)

Пальчики потрогать хочет у ребяток




^ А мы пальчики спрятали, спрятали, спрятали

(прячем руки за спину)

Не заденешь лапою, лапою, лапою

(грозим пальчиком)


Какие молодцы! Мишке понравилось играть с вами. А сейчас сядем на свои места и пушистого, белого мишку с черными глазками, носиком и коготками, нарисуем.

Сейчас, я акварельной кистью белой краской нарисую овал посередине листа, а вы нарисуйте овал сухой кисточкой на листе. Посмотрите, у меня получилось овальное туловище. Теперь, вы аккуратно обмакните кисточку в краску и нарисуйте овал на листе (дети рисуют).



Сейчас, мы нарисуем мишке голову, посмотрите, как я буду ее рисовать (комментирование: голова круглая и меньше туловища, расположена выше туловища). Теперь, вы нарисуйте мишке голову (дети рисуют). Молодцы все справились.

Посмотрите ребята, как я буду рисовать мишке лапы. Посмотрите, наш мишка шагает: сначала я нарисую 2 передние лапы, а затем 2 задние лапы. Теперь и вы постарайтесь аккуратно нарисовать лапы мишке (комментирование: лапы овальные, но удлиненной формы) (дети рисуют).

Сейчас на голове у мишки я нарисую ушки (комментирование: ушки небольшие, полукруглые) (дети рисуют). Теперь на туловище мишки я нарисую хвостик (комментирование: хвостик небольшой овальной формы) (дети рисуют)

Посмотрите, сейчас я возьму клеевую кисточку и буду мишке надевать белую шубку. Я обмакиваю кончик кисточки в белую краску и вот такими «тычками» закрашиваю всего мишку (аккуратно, не выхожу за контур). Теперь и вы нарисуйте мишке шубку (дети рисуют).

А сейчас ребята, я возьму ватную палочку, обмакну ее в черную краску и нарисую мишке на голове глаз (комментирование: мишка стоит боком и поэтому второй глаз нам не видно), а на кончике мордочки я рисую черный носик. Теперь и вы возьмите ватную палочку, обмакните в черную краску и аккуратно, (не сильно нажимая), нарисуйте мишке сначала глаз, потом носик.

Теперь я буду рисовать коготки на лапках у мишки. Для этого я возьму акварельную кисточку, обмакну ее в черную краску и аккуратно нарисую коготки на лапках. Теперь и вы возьмите акварельную кисточку и нарисуйте мишке коготки на лапках (дети рисуют).

Чтобы мишки очутились на Севере, вы можете дополнить свой рисунок – например, нарисовать льдины, снежинки или северное сияние (дети самостоятельно рисуют).

Давайте сейчас рассмотрим рисунки (работы раскладываются и рассматриваются вместе с детьми; свободные высказывания детей по 

наводящим вопросам воспитателя). Вот наши полярные медведи вышли на прогулку. Давайте полюбуемся нашими мишками. Какие они все получились красивые, пушистые (дифференцированная оценка рисунков). Мы ребята сделаем выставку ваших рисунков. А как мы назовем нашу выставку? (ответы детей). Понравилось вам рисовать? Теперь вы и сами можете нарисовать полярных медведей дома или в группе. Наше занятие закончено.




^ 2.2 Анализ детских работ

Имя ребенка

Передача формы

Пропорции предмета

Композиция

Передача движений

Цвет

Проявление творчества

Проявление самостоятельности

Саша (5,3)

Передана точно (овальное туловище, круглая голова, овальные лапы)

Пропорции переданы с некоторыми искажениями (большая голова)

В левой части листа изображен значимый объект (медведь), рисунок крупный, размещен относительно нижнего края листа (земли), элементы перспективы отсутствуют


Статичное

Передана реальная окраска животного но не закрашен хвост

Самостоятельно дополняет работу элементами (снежинки, льдины)


Рисунок выполнен при небольшой помощи взрослого. (затруднения возникли при рисовании когтей медведя)

Андрей (5,5)

Передана точно

Пропорции переданы с небольшим искажением (большие уши у мишки)

Слабо обозначена земля. Изображение связано по симметрии.

Динамичное, движение передается как изменения в положении конечностей

Окраска животного передана верно

Дополняет рисунок северным сиянием и снежинкам

Формы рисует самостоятельно, но закрашивает при помощи взрослого.

Лика (5,4)

Переданы правильно

Пропорции искажены (длинное туловище и хвост медведя)

Изображение по всему листу, земля обозначена.

Динамичное, движение передается как изменения в положении конечностей

Цвет животного передан правильно, но закрашен не полностью (пробелы). Шерсть закрашена приемом «тычка» и линиями

Дополняет рисунок снежинками северным сиянием

(самостоятельно, не требуя помощи взрослого)

Рисует формы и закрашивает самостоятельно





Заключение

Рассмотрев рисование как вид продуктивной деятельности детей с ОНР, можно сделать следующие выводы:

Общее недоразвитие речи поддается психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.

Изобразительная деятельность, как метод коррекционной работы с детьми с речевыми отклонениями, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисование с детьми с ОНР помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. Н.М.Назаровой.-М: Издательский центр «Академия», 2000.-400с

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. М: Просвещение, 1979.-272с.

3. С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. М: Просвещение, 1991.-208с

4. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. - М., Просвещение, 1972. - 86 с.

5.Г.Григорьева Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью/ Дошкольное воспитание 1991.-№3. С15-23

6. Сенсорное воспитание в детском саду/ под ред. Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддъякова. - М: Просвещение, 1969.-215с.

7. Е.Трифонова О детском рисунке как форме игры / Дошкольное воспитание 1996.-№2. С24-28.


Скачать файл (73.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации