Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты - Бухгалтерский учет - файл 1.doc


Билеты - Бухгалтерский учет
скачать (364.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc365kb.22.11.2011 22:44скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопросы для подготовки к экзамену «Бухгалтерский учет»

  1. Характеристика учета как функции управления

  2. Виды хозяйственного учета и их взаимосвязь

  3. Пользователи учетной информации

  4. Сущность и задачи бухгалтерского учета

  5. Учетные измерители

  6. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

  7. Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к его ведению

  8. Основные сведения о балансе. Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета

  9. Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание

  10. Виды бухгалтерских балансов

  11. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

  12. Значение методов бухгалтерского учета и его основных частей

  13. Качественные характеристики информации

  14. Принципы бухгалтерского учета

  15. Объекты бухгалтерского наблюдения

  16. Права и обязанности главного бухгалтера

  17. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ

  18. Бухгалтерская отчетность

  19. Группировка хозяйственных средств

  20. Понятие о счетах бухгалтерского учета

  21. План счетов

  22. Классификация счетов бухгалтерского учета

  23. Понятие бухгалтерской проводки

  24. Характеристика имущества по составу и размещению и источникам его образования

  25. Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций

  26. Счета и двойная запись

  27. Документирование как метод бухгалтерского учета

  28. Классификация документов в бухгалтерском учете

  29. Оценка имущества и обязательств

  30. Калькуляция

  31. Инвентаризация

  32. Синтетический и аналитический учет

  33. Обобщение данных текущего учета

  34. Регистры бухгалтерского учета

  35. Способы и исправление ошибок в учетных регистрах

  36. Характеристика формы бухгалтерского учета

  37. Формы бухгалтерского учета

  38. Учетная политика организации


1) Характеристика учета как функции управления

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения информации о хозяйственных процессах и составляющих их фактах хозяйственной деятельности с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.

В процессе управления организацией принимаются стратегические, тактические и оперативные решения, исходя из этого в управленческом аппарате выделяют высший, средний и оперативный уровни управления.

Высший уровень включает менеджеров - руководителей, определяющих цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывающих долгосрочные планы и стратегию их реализации. В их компетенцию может входить анализ рынка и конкурентов, поиск альтернативных стратегий развития организация в случае выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.

Средний уровень, включающий различных менеджеров-исполнителей, обеспечивает контроль выполнения планов, отслеживание ресурсов, разработку управляющих директив для вывода организация на уровень, определенный в планах.

Оперативный уровень характеризуется реализацией планов и составлением отчетов о ходе их выполнения. Основной задачей здесь является согласование всех элементов производственного процесса с необходимой степенью детализации. Руководство на данном уровне заключается в управлении структурным подразделением (участком, цехом, отделом).

В зависимости от уровня управления используются различные виды учетной и не учетной информации. Под «неучетной» понимается информация, внешняя по отношению к организации, описывающая мировые тенденции развития экономики в целом и отдельных отраслей, конъюнктуру рынка, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, инфляционные процессы и пр. Учетная информация, формируется внутри организации, в процессе осуществления ею хозяйственных процессов, эта информация так или иначе отражается в учете.

Основная суть функции учета как функции управления заключается в информационном обеспечении процесса управления, то есть реализации функций управления, которым относят планирование, учет, контроль, регулирование, анализ; формировании потока обратной связи в системе управления.
^ 2) Виды хозяйственного учета и их взаимосвязь

Реализация функции учета как функции управления заключается в формировании информационной модели функционирования объекта управления на основе взаимосвязи и взаимозависимости трех видов учета: оперативного, бухгалтерского и статистического. Каждый вид учета играет свою особую роль в информационном обеспечении процесса управления организацией.

Оперативный учет – учет, осуществляемый для повседневного, текущего руководства и управления организацией.

С помощью оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов. Источниками информации являются документы, обобщающие сводные отчеты, данные, полученные в устной форме или техническим каналам.

^ Оперативный учет представляет собой процесс наблюдения и регистрации отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности с целью оперативного повседневного руководства ею. С помощью оперативного учета в организациях обеспечивается оперативный контроль исполнения определенных операций или производственных заданий отдельными участками (подразделениями). Такая информация необходима для выработки и принятия оперативных управленческих решений на уровне оперативного регулирования производственными процессами.

Информация, формируемая оперативным учетом с высокой точностью, объективностью и необходимой подробностью отражает многочисленные качественные и количественные характеристики процессов и фактов хозяйственной деятельности, не существенных с точки зрения других видов учета. Оперативный учет осуществляется непосредственно на рабочих местах в момент совершения определенных хозяйственных операций. Основная его особенность - быстрота обеспечения данными для оперативного руководства. Информация оперативного учета формируется на основе данных документов или на основе данных получаемых устно, по телефону, факсу и пр. При этом для отражения информации используются натуральные, трудовые и денежные учетные измерители, но наиболее часто используются натуральные и трудовые. Однако информация оперативного учета не дает целостной картины функционирования организации, использование этой информации ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения хозяйственного процесса.

^ Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему наблюдения, сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организация и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет имеет свои особенности: является документально обоснованным учетом; непрерывен во времени и сплошной по охвату всех изменений, происходящих в финансово г хозяйственной деятельности организации, информация, формируемая в бухгалтерском учете имеет стоимостную оценку, что обеспечивает возможность обобщения и группировки данных и их сопоставимости. Информация о фактах хозяйственной деятельности, не имеющая стоимостного измерения, отражается в бухгалтерском учете для реализации контроля за осуществлением хозяйственных операций, движением имущества организация и т.д. В отличие от оперативного учета бухгалтерский учет является наиболее достоверным. В бухгалтерском учете используются особые, только ему присущие способы обработки данных.

Бухгалтерский учет создает информационную систему, оперирующую данными об активах организация, капитале и пассивах, отражает факты хозяйственной деятельности, влияющие на изменение в составе активов, капитала и пассивов. В бухгалтерском учете определяют доходы и расходы организации, исчисляют финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерскую информационную систему условно разделяют на подсистему финансового учета и подсистему управленческого учета.

^ В финансовом учете формируется информация об имуществе организации, расходах и доходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования, которая необходима для составления финансовой отчетности.

Информация управленческого учета по сути является моделью производственной деятельности организации, отвечающей потребностям пользователей оперативного уровня управления. В управленческом учете формируется информация о затратах организации, издержках производства (обращения), себестоимости конечного продукта.

Финансовый и управленческий учет различаются по следующим критериям:

- пользователи информации: обобщенная в финансовой отчетности информация финансового учета используется внутренними пользователями (менеджерами высшего и среднего уровня управления), открыта для публикации и предоставляется внешним пользователям. Информация управленческого учета обобщается в отчетах, сводках, подготавливаемых бухгалтером в зависимости от требований и целей внутренних пользователей. Информация управленческого учета составляет коммерческую тайну организации.

- наличие единых принципов формирования показателей: формирование показателей финансового учета основано на единых принципах, которые обеспечивают единообразие, достоверность, полноту и своевременность информации. В управленческом учете нет таких ограничений, в каждом отдельном случае, бухгалтерия готовит отчеты по интересующим руководство проблемам, в соответствии с установленными внутренними формами документов организации, порядком ведения управленческого учета;

- применяемые учетные измерители: информация финансового учета, представляется в денежном измерителе. В управленческом учете используются натуральные, денежные, условные и другие измерители;

- охват: финансовый учет отражает финансово-хозяйственную деятельность всей организации в целом. Управленческий учет может быть организован на отдельном участке или в отношении отдельного объекта учета;

- периодичность: для финансовой отчетности строго установлена периодичность, сроки и адреса представления. Для управленческой отчетности строгая периодичность не установлена, сроки обусловлены целями и интересами руководства;

- нормативность: все организации независимо от формы собственности обязаны вести финансовый учет и представлять финансовую отчетность. Организация управленческого учета г выбор самой организации.

^ Статистический учет наблюдает и обобщает явления и закономерности в деятельности организаций, используя информацию, собранную в оперативном и бухгалтерском учете. Статистический учет имеет свои особые методы обработки данных (статистические выборки, средние, коэффициенты). Статистические данные используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды в разрезе отдельных организаций, отраслей, экономических регионов, страны в целом. Статистика не ограничивается отражением процессов материального производства, она охватывает и другие стороны экономической и общественной жизни.
^ 3) Пользователи учетной информации

В зависимости от целей использования учетной информации пользователей разделяют на:

- внутренних

- внешних.

^ Внутренние пользователи используют учетную информацию с целью управления организацией. К ним относятся лица, несущие ответственность за управление деятельностью организации. В зависимости от уровня управления лицам, принимающим решение необходимы различные виды информации. Так менеджерам высшего уровня управления необходима в основном статистическая, бухгалтерская (финансовая) информация и в меньшем объеме бухгалтерская (управленческая) информация. На среднем уровне менеджерам-исполнителям необходима преимущественно бухгалтерская (управленческая) и частично бухгалтерская (финансовая) информация. На оперативном уровне используется только бухгалтерская (управленческая) и оперативная учетная информация.

^ Вторая группа пользователей, изучая предоставленную (публичную) информацию бухгалтерского (финансового) учета (финансовую отчетность), производит оценку финансового состояния и финансового положения организация в зависимости от финансовых интересов. При этом выделяют:

- пользователей, имеющих прямой финансовый интерес;

- пользователей, имеющих косвенный финансовый интерес;

- пользователей, не имеющих финансового интереса.

К первым относят собственников организация, кредиторов, инвесторов, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также работников данной организации. Эту группу пользователей в основном интересует оценка финансового положения и финансовых результатов организация, перспективы деятельности, возможность и вероятность получение дохода (дивидендов, процентов).

К пользователям с косвенным финансовым интересом относят: государственные налоговые и финансовые органы, фонды социального страхования и обеспечения, цель которых проконтролировать соблюдение законодательства, оценить правильность начисления и своевременность уплаты обязательств перед бюджетом; обслуживающие банки, страховые компании, профсоюзные организации, а также покупатели и поставщики, которые оценивают текущее положение, возможность продолжения деятельности, текущую платежеспособность и ликвидность.

Группу пользователей финансовой отчетности, не имеющих финансового интереса, составляют органы государственной статистики, аудиторы и аудиторские организации, арбитражные и другие судебные органы.
^ 4) Сущность и задачи бухгалтерского учета

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям, для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Перечисленные выше задачи определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11. 1996 г. № 129-ФЗ. В теоретическом аспекте эти задачи можно систематизировать по этапам развития бухгалтерского учета:

- обеспечение сохранности имущества собственников;

- обеспечение функции контроля с целью эффективного управления организацией;

- исчисление финансового результата: выявление экономических и юридических последствий хозяйственных операций;

- обеспечение возможности перераспределения ресурсов в народном хозяйстве на основе информации, формируемой в финансовой отчетности организаций.

Суть первой задачи учета заключается в защите интересов собственников - сохранении их имущества, переданного в управление организации. Если учет имущества, контроль за его движением и сохранностью, а также учет прав и ответственности исполнителей, организован плохо, то администрация и менеджеры, а также прочие работники могут использовать его для удовлетворения личных интересов, а не как средство достижения целей, поставленных перед организацией собственниками. В сохранности имущества заинтересованы не только собственники, но также и внешние пользователи бухгалтерской информации: налоговые органы, поставщики, заимодатели, кредиторы, для которых важным является вопрос наличия экономических ресурсов у организации, что является гарантией погашения задолженности перед ними.

Учет имущества предусматривает документирование всех фактов, причем один работник подтверждает отпуск, другой - поступление имущества. Количество и стоимостная оценка операции фиксируется в учетных регистрах, что позволяет проводить инвентаризацию имущества. Таким образом, бухгалтерский учет и персонификация ответственности материально ответственных лиц обеспечивают адекватность экономического состояния имущества и его юридического статуса.

Вторая задача - контроль как средство обеспечения эффективного управления организацией с одной стороны развивает первую задачу - обеспечение сохранности имущества, с другой стороны направлена на создание информационной базы для принятия управленческих решений. Эта задача не может быть решена только в рамках бухгалтерского учета, но с помощью учета выявляются отклонения, анализ которых позволяет сделать вывод об их влиянии на финансово-хозяйственное положение организация, выработать систему управленческих мероприятий, направленных на устранение негативных последствий.

Третья задача - исчисление финансового результата - в условиях рыночной экономики приобретает первостепенное значение. По мере развития рыночных отношений меняются приоритеты в процессах выявления экономических и юридических последствий хозяйственных операций, то есть исчисления и распределения прибыли. Существуют два основных подхода к проблеме идентичности финансового результата в экономическом и юридическом смысле. Первый - тесная связь между системами бухгалтерского учета и налогообложения, обеспечивается выполнением требований правительства в отношении налогообложения. Второй подход - независимость систем учета и налогообложения, бухгалтерский учет существует параллельно с налоговым учетом.

В России сделаны решающие шаги на пути к отделению бухгалтерского учета прибыли от налогового, который строится на основании бухгалтерского и оперативно-аналитического учета данных, необходимых для расчета налогооблагаемой прибыли.
Четвертая задача рассматривает бухгалтерский учет как средство перераспределения ресурсов в народном хозяйстве. Эта задача эффективно решается в странах с налаженными рыночными отношениями, так как для ее реализации необходимо как минимум два условия: публичность финансовой отчетности экономических субъектов и развитый рынок ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг изучают публикуемую отчетность организаций, делают вывод об инвестиционной привлекательности и вкладывают капитал в те организации, где выше прибыль и соответственно доходность акций и изымают деньги из низко прибыльных или убыточных организаций.
^ 5) Учетные измерители

Для того чтобы объекты наблюдения были отражены в учете, их необходимо измерить. С этой целью применяется система учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

^ Натуральные измерители применяются для количественной характеристики материальных ценностей. Они отражают учитываемые объекты в натуральном выражении по весу, количеству, длине в зависимости от физических свойств объектов (метр, литр, килограмм, тонна, штука). Однако они обладают существенным недостатком - с их помощью нельзя получить обобщенные показатели по разнообразным объектам. Поэтому натуральные измерители применяют лишь для характеристики однородных предметов. Такой вид измерителей применяется в оперативном и бухгалтерском управленческом учете, в статистических отчетах.

^ Трудовые измерители применяют для исчисления количества затраченного времени в днях, часах. Информация о трудовых затратах используется для расчета заработной платы персоналу организация, контроля за выполнением норм выработки сдельщиками, а также для исчисления производительности труда.

^ Денежный измеритель является универсальным и обобщающим, с его помощью учитываемые объекты могут быть отражены в единой оценке. Как правило, показатели в денежном измерителе применяются на основе трудовых и натуральных измерителей, но есть такие виды имущества и источников его образования, которые могут быть выражены только в денежном измерителе - дебиторская и кредиторская задолженности, нематериальные активы, незавершенное производство, капитал и другие. Таким образом, денежный измеритель используется для обобщения имущества, обязательств, хозяйственных операций в едином универсальном измерении - деньгах (рублях).
^ 6) Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Регулирование бухгалтерского учета следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: 1) континентальная модель - регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства;

2) британо-американская модель - доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов).

До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст.3 ФЗ № 129-ФЗ).

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Действие федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на их филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

- положения (стандарты), устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности;

- планы счетов бухгалтерского учета;

- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ» от 19 августа 1994 года № 984 Министерство финансов:

- осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций, учреждений и организаций исходя из их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;

- утверждает планы счетов бухгалтерского учета;

- типовые формы бухгалтерского учета и отчетности;

- инструкции по их применению и порядку составления отчетности;

- осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;

- устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

- устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

Минфин РФ издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства РФ приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также организациями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами;

Минфин РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Таким образом все, что было перечислено выше, образует систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета может быть представлена в виде нескольких уровней, в зависимости от подчиненности нормативных актов. При этом выделяются следующие уровни:

- законодательный (президент РФ, федеральное собрание РФ, правительство РФ) – включает федеральный закон о бухгалтерском учете, указы президента, постановления правительства РФ;

- концептуальный (правительство РФ, министерство финансов РФ) – включает, положения по бухгалтерскому учету, стандарты, устанавливают общие принципы и регулируют правила ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения;

- методический (Министерство Финансов РФ, другие органы исполнительной власти) – включает план счетов бухгалтерского учета, нормативные акты, методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

- уровень организация (исполнительный орган организации) – документы, регулирующие учетную политику организации, положение по учетной политике, устанавливающее способы и приемы ведения учета в организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных документов, порядок проведения инвентаризации и внутреннего контроля.
При этом соблюдается принцип того, что документы нижестоящего уровня не могут противоречить документам, вышестоящего уровня.
^ 7) Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям, для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Требования к введению бухгалтерского учета:

- для ведения бухгалтерского учета в организациях формируется учетная политика

- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведут в валюте РФ

- имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в их пользовании

- организации осуществляют бухгалтерский учет непрерывно с момента их регистрации до момента их реорганизации или ликвидации

- бухгалтерский учет осуществляют путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета

- данные аналитического учета (подробного, детального) должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам аналитического учета

- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий

- в бухгалтерском учете текущие затраты предприятия – затраты, связанные с повседневным функционированием предприятия и не связанные с приобретением имущества, подлежащего долгосрочному использованию – учитываются отдельно от капитальных вложений.
^ 8) Основные сведения о балансе. Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета

Методом бухгалтерского учета является совокупность используемых с целью ведения бухгалтерского учета специфических способов и приемов, к которым относятся: балансовое обобщение; счета и двойная запись; документирование; стоимостная оценка; калькуляция; инвентаризация; отчетность.

^ Метод баланса широко применяется в экономике. Суть метода заключается в выравнивании суммарного значения показателей, содержащихся в правой и левой частях уравнения.

В бухгалтерском учете метод баланса применяется для выявления финансового положения организации, путем двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения в соответствии с балансовым уравнением:
Активы = Собственный капитал + Обязательства (пассивы).
В левой части баланса группируют имущество организации (актив баланса), правой части баланса - источники образования имущества (пассив баланса).

Имущество организации непрерывно участвует в хозяйственных процессах, для того чтобы определить суммарную стоимость имущества, дать ему экономическую оценку за отчетный период, обеспечить группировку показателей финансового учета для управления финансово-хозяйственной деятельностью и предоставить информацию внешним пользователям организации составляют бухгалтерские балансы.

Составление бухгалтерского баланса является заключительным этапом процедуры обработки бухгалтерской информации, обобщающим ее в информационную модель финансового положения организации на определенную дату. Бухгалтерский баланс позволяет рассмотреть состав и структуру имущества, определить мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

Бухгалтерский баланс, во-первых, является методом бухгалтерского учета, а во-вторых, является обязательным документом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На основе вышесказанного дадим определение: бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества по составу и размещению, и источникам его образования, выраженной в денежной оценке и составленной на определенную дату.

По строению бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона - актив, правая сторона - пассив. В активе отражается предметный состав, размещение, использование имущества организации. В пассиве - величина средств, вложенных в финансово-хозяйственную деятельность организации, форму их участия в процессе создания имущества.

Каждый отдельный вид имущества и обязательств в активе и пассиве баланса называется статьей, в которой приводится наименование и номера синтетических (балансовых) счетов.

В балансе обязательно равенство итогов актива и пассива, так как обе части баланса показывают одни и те же объекты учета, сгруппированные по разным признакам: в активе - по составу и функциональной роли, в пассиве - по источникам образования. Итоговая сумма по активу и пассиву баланса называется валютой баланса.
^ 9) Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание

Баланс – основной итоговый документ бухгалтерской отчетности, который определяет финансовое состояние предприятия на определенный момент времени.

Составление бухгалтерского баланса является заключительным этапом процедуры обработки бухгалтерской информации, обобщающим ее в информационную модель финансового положения организации на определенную дату. Бухгалтерский баланс позволяет рассмотреть состав и структуру имущества, определить мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

Бухгалтерский баланс, во-первых, является методом бухгалтерского учета, а во-вторых, является обязательным документом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

^ По строению бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона - актив, правая сторона - пассив. В активе отражаются средства предприятия, составляющие его имущество. В пассиве - величина средств по источникам формирования.

Статья баланса – наименование отдельных объектов имущества или его источников формирования

В балансе обязательно равенство итогов актива и пассива, так как обе части баланса показывают одни и те же объекты учета, сгруппированные по разным признакам: в активе - по составу и функциональной роли, в пассиве - по источникам образования. Итоговая сумма по активу и пассиву баланса называется валютой баланса.

За рубежом пассивы рассматриваются как долговые обязательства организации, в отношении которых кредиторы имеют преимущественное право иска перед инвесторами. Собственный капитал – остаточный интерес инвестора после удовлетворения требований инвестора.

Таким образов, уравнение баланса: Активы = Обязательства + Собственность

В российской системе учета равенство актива и пассива рассматривается как равенство одних и тех же объектов хозяйственных средств, но в разных группировках. В активе по видам и размещению, в пассиве по источникам формирования и целевому назначению.

^ Статьи баланса:

  1. Актив

- внеоборотные активы – объект хозяйственных средств, который косвенно участвует в процессе производства и переносит свою стоимость не целиком за один производственный цикл, а по частям:

1) НМА - неосязаемые активы, то есть активы, не имеющие физической формы, представляющие ценность, основанную на правах и привилегиях собственника, способные приносить доход в течение длительного периода времени.

2) основные средства - часть имущества, используемая как средства труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев.

3) незавершенное строительство

4) долгосрочные финансовые вложения - временно свободные денежные средства, размещенные организацией на длительный период.

5) прочее

- оборотные активы - объект хозяйственных средств, который непосредственно участвует в процессе производства и переносит свою стоимость целиком за один производственный цикл:

1) материально-производственные запасы - часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи. К ним относят сырье и материалы, животные, незавершенное производство, готовая продукция, товары для перепродажи, товары и продукция отгруженные.

2) расходы будущих периодов - часть текущих активов, полезность которых закончится в течение короткого промежутка времени

3) дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев - задолженность покупателей продукции (потребителей услуг), возникающая вследствие исполнения договорных обязательств организацией без предварительной оплаты на условиях погашения долга покупателем в оговоренные сроки.

4) дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев

5) краткосрочные финансовые вложения - часть текущих активов, полезность которых закончится в течение короткого промежутка времени - временно свободные денежные средства, размещенные организацией на короткий период (депозиты, займы, сертификаты, векселя и другие ценные бумаги), которые в скором времени потребуются в хозяйственном обороте

6) денежные средства - наличность в кассе организации и на счетах (расчетных, валютных и других) в банках

7) прочие активы

^ 2) Пассив

- капитал и резервы (УК, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, убыток)

- долгосрочные обязательства (кредиты банков, займы по облигациям, по закладным, налоговые обязательства, прочая долгосрочная кредиторская задолженность)

- краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность перед поставщиками, персоналом, внебюджетными фондами, прочая краткосрочная кредиторская задолженность)
За рубежом структура баланса иная. В активе вначале отображаются наиболее ликвидные объекты, а в конце наименее ликвидные. Структура пассива: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства и капитал.


^ 10) Виды бухгалтерских балансов

Баланс – основной итоговый документ бухгалтерской отчетности, который определяет финансовое состояние предприятия на определенный момент времени.

^ Виды бухгалтерских балансов:

1. По времени составления

- вступительный – составляется на момент возникновения организации, в нем отражается капитал, с которого предприятие начинает свою деятельность

- текущий – составляется в течение всего времени существования организации:

1. начальный – составляется на начало года

2. промежуточный – составляется на каждый квартал на основе текущего учета

3. заключительный – составляется на начало года по результатам инвентаризации

- ликвидационный – формируется при ликвидации организации

1. начальный

2. промежуточный

3. заключительный

- разделительный – составляется в момент деления крупной организации на несколько мелких

- передаточный - составляется в момент передачи организации другому юридическому лицу

- объединительный - составляется в момент слияния нескольких организаций в одну

^ 2. По источникам составления

- инвентарный – составляется по данным описи, в случае, когда организация создается на базе другой или при реорганизации

- книжный – составляется по данным текущего бухгалтерского учета

- генеральный – составляется с учетом инвентаризации и данных текущего учета

^ 3. По объему информации

- индивидуальный – отражает деятельность одной организации

- сводный – получается путем арифметического сложения сумм по соответствующим статьям индивидуальных балансов

- консолидированный – отражает состояние активов крупной организации, состоящей из дочерних компаний, отсутствует внутрикорпоративный оборот в отличие от сводного баланса

^ 4. По характеру деятельности

- основной – составляется по подразделению, которое занимается основной деятельностью

- неосновной – составляется по подразделению, которое занимается неосновной деятельностью

^ 5. По формам собственности

- государственный

- муниципальный

- частный

- смешанный

- совместный

- балансы общественных организаций

^ 6. По объекту отражения

- самостоятельный – баланс самостоятельной организации

- отдельный – баланс филиала организации и т.п.

7. По способу очистки

- брутто – включает регулирующие статьи, которые учитывают при определении фактической себестоимости средств

- нетто – не включает регулирующие статьи, которые учитывают при определении фактической себестоимости средств
^ 11) Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

Множество возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных операций не изменяет равенства актива и пассива баланса, изменяются только суммы в разрезе отдельных статей и разделов баланса. В зависимости от характера изменения статей баланса все хозяйственные операции подразделяют на четыре группы:

1) К первому типу операций относятся те, которые вызывают изменения только в активе баланса. При этом происходит увеличение одних средств и уменьшение на ту же сумму других. Сумма одной статьи актива увеличивается, а другой статьи - уменьшается. При этом итог баланса не изменяется.

Например, с расчетного счета по чеку получены наличные деньги в кассу организации на сумму 20млн. руб. Средства на расчетном счете при этом уменьшаются, а в кассе - увеличивается на одинаковую сумму.

2) Ко второму типу операций относятся те, которые вызывают изменения только в пассиве баланса. При этом происходит уменьшение на одной статье пассива баланса и увеличение по другой на одну и ту же сумму. Итог баланса не изменится.

Например, получены кредиты банка на 100 млн. руб. и направлены на погашение задолженности поставщикам. Произойдет увеличение задолженности по кредитам банка и одновременно уменьшение задолженности поставщикам.

3) К третьему типу операций относятся те, которые вызывают которые вызывают изменения как в активе баланса, так и в пассиве в сторону увеличения.

Поскольку увеличение происходит за счет определенных источников, то хозяйственные операции этого типа вызывают увеличение общей суммы актива и пассива баланса, т.е. сумма по статье актива увеличивается и по статье пассива увеличивается. Итог баланса также увеличивается.

Например, получены материалы от поставщика на 3000 руб. и за эти материалы еще не заплатили. По данной операции происходит увеличение материалов в активе баланса, и увеличение задолженности поставщикам в пассиве баланса.

4) К четвертому типу операций относятся те, которые вызывают изменения как в активе баланса, так и в пассиве в сторону уменьшения.

Например, из кассы выдана заработная плата рабочим и служащим 1млн. руб. Здесь произойдет уменьшение средств в кассе в активе баланса, и уменьшение задолженности персоналу по оплате труда в пассиве баланса.
Первый и второй тип хозяйственных операций не изменяют итога актива и пассива баланса, а третий и четвертый приводят к увеличению или уменьшению итогов актива и пассива баланса на одну и ту же сумму.
^ 12) Значение методов бухгалтерского учета и его основных частей

Метод бухгалтерского учета – совокупность используемых с целью ведения бухгалтерского учета специфических способов и приемов, к которым относятся:

- балансовое обобщение;

- счета и двойная запись;

- документирование;

- стоимостная оценка;

- калькуляция;

- инвентаризация;

- отчетность.
^ Балансовое обобщение – способ обобщения и группировки хозяйственных средств в денежном измерителе на определенный момент времени, содержит информацию об имуществе и финансовом положении предприятия.
^ Счет бухгалтерского учета – способ группировки текущего состояния и изменений, происходящих с хозяйственными средствами, источниками их формирования, с целью получения обобщенной информации, необходимой для управления хозяйственной деятельностью.

^ Система двойной записи основывается на принципе двойственности и предполагает регистрации каждой хозяйственной операции как минимум дважды по дебету одного и кредиту другого счета.
Документирование - подтверждение каждой бухгалтерской операции правильно оформленным первичным документом, имеющим юридическую силу. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичной учетной информацией, на основании которой ведется бухгалтерский учет.
^ Оценка имущества и обязательств – способ денежного выражения имущества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Калькуляция - метод бухгалтерского учета, применяемый для определения себестоимости производимой продукции (работ, услуг).

Калькуляция - порядок последовательного включения затрат на производство продукции и способы определения себестоимости отдельных видов продукции.
Инвентаризация - это проверка фактического наличия имущества и долговых обязательств организации и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и отражения отклонений, расхождений между фактическим и учетным значением.
^ Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

^ Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающих нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовый результат ее деятельности за отчетный период
^ 13) Качественные характеристики информации

В мировой практике выделяют 4 основные характеристики бухгалтерской информации, которые должны быть обеспечены действующей системой бухгалтерского учета:

1. релевантность: информация должна способствовать принятию решения, т.е. иметь предсказательную ценность, свойство обратной связи, своевременность

2. надежность – свойство информации, предполагающее ее достаточную свободу от ошибок и пристрастности:

- репрезентативность – наличие прямой связи между явлением и его оценкой

- нейтральность – на оценку явления не оказывает влияние то, каких целей желает добиться пользователь/эксперт, проводя оценку

- проверяемость – означает, что различные эксперты, проводя сбор и обработку информации придут к одним и тем же результатам.

3. сопоставимость – свойство формы представления информации, которая повышает ее полезность за счет возможности ее сравнения с аналогичными показателями или данными. Предельная форма – единообразие

4. последовательность – постоянство в применении любого учетного принципа и способа учета после его принятия в отношении конкретного объекта
^ 14) Принципы бухгалтерского учета

Принцип - это основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие вытекающие из него утверждения. Принципы учета лежат в основе разработки правил ведения учета, которые должны быть закреплены в стандартах, положениях, регламентирующих бухгалтерский учет, на основе базовых принципов разрабатывается учетная политика организации и формируются показатели финансовой отчетности.

Первая группа объединяет принципы, определяющие качественные характеристики информации, обобщаемой в бухгалтерском учете.

^ 1. Принцип ценности, достоверности и сопоставимости информации.

Ценность информации заключается в ее влиянии на принятие пользователями решений в отношении организации. При этом различают прогностическую ценность (возможность на базе информации сделать прогноз), ценность подтверждения прогноза и своевременность.

Достоверной признается информация, в которой нет существенных ошибок, то есть она соответствует требованиям: нейтральности, правдивого представления, полноты и адекватности (отражения экономического содержания хозяйственных операций в соответствующей оценке).

Сопоставимость показателей, содержащихся в финансовой отчетности, с соответствующими показателями предыдущих периодов или показателями других организаций, обеспечивается постоянством выбранных методов учета.

^ 2. Принцип регистрации устанавливает то, что в бухгалтерском учете регистрируются все факты хозяйственной деятельности, изменяющие состав имущества или источников образования имущества, подтвержденные соответствующими документами. Если факт хозяйственной деятельности не зафиксирован в документе, то его нельзя признать истинным.

^ 3. Принцип денежного измерения устанавливает, что только те данные, которые выражены в денежном измерителе могут обобщаться в бухгалтерском учете. С помощью денежного измерителя получают сравнимые данные о разнообразных объектах учета, что позволяет обобщать и сопоставлять данные в единой информационной системе.

^ 4. Принцип существенности требует особое внимание уделять только той информации, отсутствие или неточность которой могут повлиять на исчисление финансового результата или на принятие решений пользователем.

Вторая группа объединяет принципы, определяющие требования к организации.

^ 1. Принцип обособленности провозглашает юридическую самостоятельность организации по отношению к ее владельцу. Бухгалтерский учет ограничен рамками организация и не распространяется на личные средства его владельцев. Имущество организации и имущество собственников и других организаций учитывается отдельно.

^ 2. Принцип действующей организации гласит, что организация будет работать на протяжении неопределенно-длительного периода времени, имеет постоянный производственный процесс и не намерена сокращать объем производства, то есть обязательства организации погашаются в установленном порядке.

Третья группа принципов, объединяет принципы формирующие процедуру учета.

^ 1. Принцип двойственности основан на балансовом уравнении, увязывающем имущество организации с источниками его образования.

2. Принцип непрерывности устанавливает, что бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента образования организации до ее ликвидации без пропусков и изъянов, бухгалтерское наблюдение носит непрерывный сплошной характер.

^ 3. Принцип последовательности в методах учета гласит, что выбранная методика ведения учета в организации будет использоваться на протяжении длительного периода времени, что обеспечит сопоставимость финансовых результатов деятельности организация по отчетным периодам.

^ 4. Принцип отчетного периода устанавливает, что финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности организации исчисляется не с момента его создания, а за определенные промежутки времени (отчетные периоды). В России отчетным периодом считается календарный год с 01 января по 31 декабря.

^ 5. Принцип учета по себестоимости предполагает принятие к учету объектов бухгалтерского наблюдения в оценке всех затрат, связанных с их приобретением или изготовления.

^ 6. Принцип бухгалтерского консерватизма устанавливает осторожность в оценке, то есть в выборе низшей оценки для доходов и активов, наивысшей для обязательств и пассивов.

^ 7. Принцип реализации заключается в том, что для отражения доходов в учете необходимо, чтобы прибыль была реализована, т.е. чтобы у организации возникло право на получение денежных средств. Такое право возникает в момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

^ 8. Принцип соответствия обеспечивает увязку доходов и расходов, то есть расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря расходам. Процесс соотнесения доходов и расходов происходит с помощью метода начислений.

В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» принципы закреплены в терминах допущений и требований: допущение имущественной обособленности; допущение непрерывности деятельности; допущение последовательности применения учетной политики; допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности; требование полноты; требование своевременности; требование осмотрительности; требование приоритета содержания перед формой; требование непротиворечивости; требование рациональности.
^ 15) Объекты бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации. В общем случае предмет совпадает с объектом управления.

С целью изучения процесса функционирования организации под воздействием управленческих решений, принятых на основе информации бухгалтерского учета, объект управления необходимо разделить на относительно обособленные части, для того чтобы выделить объекты бухгалтерского наблюдения и в дальнейшем подробно их изучить.

Объекты бухгалтерского учета

Имущество организации (активы)

Хозяйственные процессы и составляющие их факты хозяйственной деятельности

Источники образования имущества (собственный капитал и пассивы (обязательства))

Доходы, расходы организации и финансовый результат (сопоставление доходов и расходов)

  1   2   3   4



Скачать файл (364.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru