Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по частной психодиагностике - файл SPD1 1.doc


Лекции по частной психодиагностике
скачать (2202.3 kb.)

Доступные файлы (15):

SPD1 1.doc47kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD1.DOC46kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD2 1.doc234kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD2.DOC363kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD3 1.doc162kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD3.DOC201kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD4 1.doc172kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD4.DOC236kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD5 1.doc104kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD5.DOC134kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD7 1.doc83kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD7.DOC167kb.24.04.2005 21:32скачать
SPD-PR~1.DOC139kb.24.12.2007 20:52скачать
Методичка по ЧПД.doc1826kb.19.02.2007 19:36скачать
ЧПД 2005 мой.doc220kb.24.12.2007 19:41скачать

содержание
Загрузка...

SPD1 1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


  1. Научные основы психодиагностики психологической готовности (ПГ) к школьному обучению.

  2. Процедурные вопросы определения ПГ к школьному обучению.

  3. Методическое обеспечение психодиагностики готовности к школе.




  1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ (ПГ) К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

При диагностике ПГ к школьному обучению необходимо учитывать, что исследуемый в этом случае возраст является переходным, кризисным.

Д.Б.Эльконин считал, что при изучении психического развития ребенка в переходные периоды психодиагностика должна выявлять как новообразования закончившегося возрастного периода, так и появление, и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности – ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны – потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля.

Диагностическая программа, целью которой является определение ПГ к школьному обучению, должна отвечать следующим требованиям:

  1. обследование не может быть слишком длительным, т.к. оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель-май);

  2. методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе;

  3. программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является выявление уровня его психического развития и индивидуально-психологических особенностей.


  1. ^ ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПГ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Процедура определения ПГ ребенка к обучению в школе может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать психологу. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае. Объясняется это тем, что к этому моменту будущим первоклассникам-шестилеткам уже исполнится 5 лет 6 месяцев – возраст, раньше которого не рекомендуется проводить психодиагностическое изучение ПГ к школе.

Предпочтительность обследования будущего первоклассника в детском саду обусловлена тем, что при этом он находится в привычной обстановке, а само обследование похоже для него на индивидуальное занятие. Тем самым сводится до минимума стрессовое влияние т.н. «ситуации экзамена» при поступлении в школу, во что, к сожалению, выливаются многие собеседования с детьми в школах во время их приема в 1-й класс.

В детском саду обследование может проводиться в один прием или, если ребенок работает очень медленно и быстро устает, за два раза. Разбить обследование на две части желательно и в школе, чтобы дети меньше уставали.

Независимо от того, где проводится обследование – в детском саду или школе – психолог заранее вывешивает объявление для родителей о предстоящем собеседовании с будущими первоклассниками, в котором кратко сообщает о целях обследования и типах заданий (например, работа по правилу, воспроизведение образца, звуковой анализ слов), которые будут предъявляться детям, а также о том, что нужно иметь с собой ребенку на собеседовании (лист бумаги, карандаш, ручку), времени и месте (а возможно и очередности детей) обследования.

Психолог может проводить как массовые изучения ПГ (т.е. со всеми детьми, подавшими заявление в школу), используя набор психодиагностических экспресс-методик, так и индивидуальные, нацеленные на трудные случаи, когда педагоги затрудняются в принятии решения о записи соответствующего ребенка в 1-й класс. В последнем случае используется более специализированный набор психологических методик.

По вопросу о присутствии при обследовании детей их родителей специалисты высказывают разные позиции. Одни считают, что родителям не стоит находиться в помещении, где проводится обследование, т.к. они могут отвлекать детей, случайными или сознательными репликами влиять на их ответы. Другие полагают, что присутствие родителей не только допустимо, но и желательно, особенно в тех случаях, когда речь идет не просто о диагностике ПГ к школе, а об отборе в гимназию (лицей и т.п.) или специализированную школу. Когда родители лично видят, что их ребенку не задают никаких особо сложных заданий, а предлагают ответить на довольно простые вопросы или выполнить игровые задания, вполне доступные данному возрасту, то в случае, если ребенок не справляется с заданием, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги.

Решая вопрос о присутствии родителей при проведении обследования, психологу стоит принять во внимание то обстоятельство, что присутствие третьих лиц может способствовать снижению валидности психодиагностических методик.

Если ребенок категорически отказывается оставаться в кабинете без родителей, надо позволить им присутствовать при обследовании, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно. Но при этом договориться с ними, чтобы они никак не вмешивались в процедуру обследования. Лучше предложить им расположиться в сторонке, чтобы не отвлекать ребенка.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный, непринужденный контакт. Желательно, чтобы ребенок воспринимал задания как игровые. Такая атмосфера помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны психолога необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить ребенка и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми заданиями и играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата). Без такой обратной связи тревожный испытуемый может просто молчать. Следует заметить, что подобного рода тактика рекомендуется в общении со всеми детьми, поскольку им очень важны одобрительные замечания взрослого на их ответы.

Результаты определения ПГ к школьному обучению заносятся психологом в карту психического развития ребенка, кратко называемую психологическая карта. Подробное описание карты дано в книге И.В.Дубровиной «Школьная психологическая служба» (М., 1991, С. 198-200).

По окончании обследования всех детей, после обработки и анализа их результатов психолог проводит индивидуальные консультации для родителей, в ходе которых знакомит их с итогами диагностики детей, а также в случае необходимости дает рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить ребенка к школе.

В принципе по результатам диагностики психолог может предложить следующее:

  1. записать ребенка в 1-й класс;

  2. отсрочить начало обучения на один год;

  3. перевести ребенка в специальную группу детского сада или школьный класс компенсирующего обучения;

  4. направить на медико-педагогическую комиссию;

  5. осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом тех или иных выявленных особенностей его подготовки.

Кроме того, психолог консультирует учителей, которым предстоит работать с первоклассниками, знакомя их с индивидуальными особенностями детей, в отношении которых администрация школы приняла решение о записи их в 1-й класс.


^ 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.

Поскольку ПГ к школьному обучению – сложное, многокомпонентное образование, то нет и не может быть одной-единственной методики, измеряющей ПГ к школе. Как правило, в распоряжении школьного психолога имеется некоторая система психодиагностических методик, каждая из которых направлена на изучение определенной стороны ПГ к обучению.

Поскольку психологическое обследование ребенка 6-7 лет ограничено по времени и не должно занимать более 30 минут и к тому же, как правило, школьный психолог встречается с ребенком всего один раз, то перед психологом встает проблема, какие именно стороны ПГ к школе следует изучить в первую очередь и соответственно, какие методики подобрать в батарею. Чаще всего в силу этого психологи сосредоточивают свое внимание на диагностике интеллектуальной готовности (умственное развитие, произвольность внимания и действий, речевое развитие), функциональной готовности (психомоторная зрелость), отчасти мотивационной. Другие стороны и компоненты ПГ если и изучаются, то опосредованно и нецеленаправленно (в ходе случайных бесед с родителями или наблюдения за ребенком во время обследования, в результате его спонтанных высказываний).

Если стоит вопрос о записи детей в школу или целесообразности отсрочки приема в школу какого-либо ребенка, то определяют исходный уровень функциональной готовности, или школьной зрелости. Для этого используют известный ориентационный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека. Он удобен тем, что имеет нормативы и требует для своего проведения немного времени. Выявляет общий интеллектуальный уровень детей 6-7 лет, а также умение работать по образцу, что предполагает определенный

уровень развития произвольности. Кроме того, поскольку этот тест графический, он диагностирует развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций. Если тестирование проходит в малой группе (одновременно с несколькими детьми), дополнительно проверяют, способны ли дети выполнять работу в условиях коллектива, как этого требует школа.

Поскольку тест имеет нормативы, то им можно пользоваться для выявления детей, уровень развития которых вызывает тревогу и требует дополнительной проверки. Я.Йирасек считает, что для ребят, набравших в сумме по всем заданиям теста 12-15 баллов, необходимо дополнительное психологическое и медицинское обследование, т.к. именно среди этой категории испытуемых могут встретиться задержки психического развития и патологии различного генеза. Но вместе с тем следует учитывать, что эту группу детей без дальнейшего исследования нельзя считать слаборазвитой, характеризующейся школьной незрелостью. По мнению Я.Йирасека, удовлетворительный результат ориентационного теста является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости. Но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой школьной успеваемости. Без дополнительного обследования трудно решить, что является причиной плохого выполнения теста – низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности или неразвитость сенсомоторных связей и тонкой моторики руки. Иными словами, плохой результат по тесту А.Керна-Я.Йирасека не имеет однозначной интерпретации и требует дополнительного уточнения.

Итак, ограничиваться только тестом А.Керна-Я.Йирасека при диагностике ПГ не стоит. Тесты школьной зрелости целесообразно использовать в качестве ориентировочных, т.е. как дающие информацию о психическом развитии ребенка, а затем в необходимых случаях нужно проводить подробное психологическое обследование детей, уровень развития которых вызвал у психолога тревогу.

Когда целью определения готовности является раннее выявление тех детей, которые для организации их деятельности на уроке нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагога, помимо функциональной готовности, диагностируются также такие компоненты ПГ, как развитие произвольности (прежде всего умения слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец). Эффективными в этом плане являются методики «Узор» Л.И.Цеханской, «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л.Венгера. Для исследования уровня развития произвольной памяти у

детей, поступающих в школу, можно использовать задания на запоминание картинок и слов, а также методику «Запоминание 10-ти слов» С.Я.Рубинштейн. Последняя выявляет также детей с астенией, быстрой истощаемостью внимания и памяти. Все названные методики отвечают методологическому принципу диагностики переходных периодов, выдвинутому Д.Б.Элькониным.

Если целью диагностики является разработка индивидуальной программы развития для учащегося, целесообразно определять ПГ во всем объеме, т.е. диагностировать различные ее стороны: интеллектуальную готовность (развитые дошкольные формы мышления – наглядно-образное, наглядно-схематическое и др.; творческое воображение, наличие основных представлений о природных и социальных явлениях), мотивационную готовность (желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять новую социальную позицию – позицию школьника), а также сформированность у ребенка отношения к учителю как ко взрослому, обладающему особыми социальными функциями, развитие необходимых форм общения со сверстниками (умение устанавливать равноправные отношения и пр.). Большое значение для понимания того, готов ли ребенок к школе, имеет развитость игровой деятельности.


Скачать файл (2202.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru