Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Бизнес-план автостоянки - файл 1.doc


Дипломная работа - Бизнес-план автостоянки
скачать (1202.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1203kb.21.11.2011 23:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение

3

Аналитическая часть

5

1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования

5

1.1. Методы организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия

5

1.2. Планирование как важнейшая функция современной модели управления

11

1.3. Понятие бизнес-плана, сфера его применения и условия разработки

18

2. Специальная часть




2.1 Основные сведение об учредителе

37

2.2 .Резюме проекта

38

2.3 Производственная идея

40

2.4 Миссия и цели предприятия

41

2.5 Анализ внешних и внутренних факторов

42

2.6 Общая характеристика технологии производства

45

3. Проектная часть

49

3.1 Характеристика потребителей

49

3.2 Поставщики

50

3.3 Конкуренты

51

3.4 Кадры

51

3.5 Маркетинговая политика фирмы. Анализ услуги и стратегия ее позиционирования

53

3.6 Ценовая политика фирмы

53

3.7 Стимулирование сбыта и рекламная деятельность

54

3.8 Финансовый план

55

4. Безопасность и экологичность проектных решений

59

4. 1 Организация работ по охране труда в сфере малого предпринимательства

59

4.2 Обеспечение безопасности зданий и сооружений

60

4.3 Обеспечение безопасности эксплуатируемого оборудования

61

4.4 Обеспечение безопасности производственных процессов

62

4.5 Обеспечение пожарной безопасности

63

4.6 Нормализация санитарно-гигиенических условий труда

66

4.7 Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

71

4. 8.Создание и ведение документации по охране труда

72

4. 9. Реализация прав и обязанностей работников малых предприятий

74

Выводы

80

Список литературы

82


Введение

«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения». Справедливость этой фразы в Тамбовской области, с отсутствием нормальных дорог, особенно очевидна. В условиях слабого развития транспортных магистралей и транспортных услуг вообще как в областном центре и на территории, прилегающей к нему, так и на дорогах, соединяющих Тамбов с периферийными населенными пунктами, роль личного автомобильного транспорта возрастает значительно. Особенность расположения региона, между Западом и Азией, обеспечивает реальную возможность приобретения автомобилей различного класса самыми широкими слоями населения Тамбовской области.

В процессе эксплуатации автомобиля часто возникают серьезные проблемы с местом его стационарной стоянки и хранения. Дело в том, что наличие у автовлдельца гаража зачастую не позволяет решить проблему, т.к. из-за сильных снегопадов зимой гаражи становятся труднодоступными, и слишком трудоемко, а в некоторых случаях невозможно бывает ими воспользоваться. С другой стороны, хранить машину возле дома как небезопасно, так и нецелесообразно из соображений коррозионного износа кузова и ухудшения технического состояния ее агрегатов. В этих условиях наиболее оптимальным вариантом решения проблемы является пользование платной автостоянкой или аренда гаража на территории, специально организованной и обслуживаемой, особенно в зимнее время.

Предлагаемый проект рассматривает план создания гаража-автостоянки с комплексом технического обслуживания автомобилей.

Проект предполагает строительство 80 гаражей, строительство и оборудование здания комплекса технического обслуживания автомобилей, а также отведение части выделенной территории (общая площадь 2 га) под платную автостоянку на 150 автомобилей. Возврат инвестируемых средств планируется осуществить за счет продажи части гаражей, а также получения арендной платы за гаражи и места автостоянки и от услуг станции технического обслуживания автомобилей.

Благополучие же фирмы зависит от того, насколько грамотно и корректно составлен бизнес-план проекта, насколько достоверно определена экономическая эффективность инвестиций. Этим определяется актуальность темы дипломного проекта, в которой рассмотрены основные принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта.

Целью дипломного проекта является разработка бизнес-плана организации гаража-автоятоянки.

Дипломная работа состоит из четырёх частей. В первой части раскрываются теоретические и методические аспекты организации управления производственно- хозяйственной деятельностью предприятия, представлены основные принципы составления бизнес-плана как важнейшей формы стратегического планирования на предприятии.

Во второй части предоставлены основные сведения об учредителе, дан анализ внешних и внутренних факторов, общая характеристика технологии производства.

В третьей части предложено технико-экономическое обоснование проекта организации производства автостоянки с оценкой экономической эффективности внедрения данного инвестиционного проекта. В дипломном проекте также раскрыты вопросы безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды на предприятии.

В заключение работы сформированы основные выводы по результатам проведенных исследований.
Аналитическая часть

1 Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования.

1.1 Методы организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Экономическое положение отдельного предприятия и состояния экономики в целом определяют в конечном итоге три основных фактора:

- уровень техники и технологии;

- качество рабочей силы и широкое использование мотивации к труду;

- организация и управление производством (менеджмент).

Третий из перечисленных факторов имеет системообразующий характер. Как показывают специальные исследования, состояние менеджмента влияет и на уровень техники и технологии, и на качество рабочей силы. Современный менеджмент - это особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития. Не случайно выдающийся экономист нашего столетия Альфред Маршалл выделил управление в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными - капиталом, трудом и землей /1/.

Термин менеджмент пошел от американского "management" - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента /2/.

Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. На ранних стадиях капиталистического производства предприниматель- собственник, как правило, сам управлял предприятием, руководствуясь опытом и чутьем. Но развитие производства на рубеже XIX-XX веков по-новому поставило вопрос об управлении. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления.

Технический прогресс, развитие производства, иные социально- экономические и политические условия ставили перед теорией и практикой управления все новые проблемы. Специалисты в области менеджмента в западных странах находили на каждом этапе достойные решения этих проблем. Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных проявлениях. На первый план выдвигались то одни, то другие проблемы. В 50- 60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления. В 60-70-е годы возникает стратегическое планирование. 80-е годы ознаменованы переходом передовых западных фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению. В ходе эволюции в рамках науки управления выделились различные направления, произошло ее слияние с другими, близкими к ней науками. Рубежным в развитии менеджмента стало объединение теории управления и теории маркетинга, породившее рыночную концепцию управления.

Основные исходные посылки новой концепции сводятся к следующим:

- ставка делается на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);

- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как "клан";

- фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель. Новая парадигма основана на системном, ситуационном подходе. Фирма - "открытая система". Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а во вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. То есть главный критерий эффективности системы управления состоит в следующем: сумеет ли предприятие вовремя распознать угрозы для своей деятельности, будет ли оно устойчиво к изменениям рынка, не упустит ли возможности, возникающие во внешней среде, сможет ли извлечь максимальную выгоду для себя из данных возможностей.

Раньше внешняя среда оказывала довольно устойчивое воздействие на отечественные предприятия, а они, в свою очередь, выбирали в качестве приоритетов в управлении внутренние переменные, стратегию внутриорганизационного совершенствования. В настоящее время внешняя среда стала более подвижной, быстро меняющейся. В такой ситуации приоритеты следует отдавать системе управления, основанной на гибких решениях в условиях неопределенности информации.

Однако функционирование предприятия в условиях рынка - это не просто отклик на внешние воздействия, а подвижное внутреннее равновесие, достичь которого можно лишь в результате приспособления к неопределенным внешним воздействиям за счет обмена с внешней средой информацией. Для этого необходимо проводить анализ внешних факторов, а также анализ того, насколько поднимается эффективность производства при совершенствовании его элементов с учетом информации по изменению влияния внешних факторов.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала предприятия планированием его стратегии на основе будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение возможностей и изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.

Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на творческое освоение новых возможностей и т.п.).

Специалисты справедливо считают, что не существует единой, идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели, можно выделить следующие

- размер фирмы;

- характер продукции;

- характер среды, в которой она действует.

С точки зрения последнего фактора, выделяют следующие модели управления:

- модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;

- модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка

- модель управления в условиях динамичного научно-технического прогресса;

- модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

Предприятия находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, ибо меняются сама фирма и ее среда.

Поэтому для того, чтобы организация управления соответствовала потребностям предприятия, она должна развиваться вместе с предприятием и его внешней средой. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет. Общее же направление эволюции - переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в условиях в значительной степени индивидуального производства и обострившейся конкуренции.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности деятельности предприятия. По мнению специалистов, онадолжна иметь следующие основные характеристики:

- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;

- небольшое число уровней управления;

- структура, основанная на группах (командах) специалистов;

- характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.

Необходимость изучения в нашей стране в современных условиях теории и практики менеджмента очевидна. С переходом к рыночной экономике предприятия начинают действовать в качественно других условиях. Что производить, как и для кого - эти вопросы они решают самостоятельно. Иначе должны решаться и проблемы организации и управления производством.

Для эффективного функционирования предприятия необходимы прочные внутренние связи. Объединение различных частей предприятия в единое целое обеспечивается его организацией и управлением. Теория менеджмента рассматривает организацию как множество связанных между собой и определенным образом упорядоченных компонентов, которое обладает целостностью и образует единство с внешней средой. Ключевым моментом организации является ее структура, то есть сравнительно устойчивые связи, которые существуют между элементами организации, конструкция организации, на основе которой управляется фирма. Эта конструкция включает каналы власти и коммуникации между различными административными службами, а также информацию, которая течет по этим каналам. На организационное построение фирмы оказывает влияние ряд факторов: научно-технические, экономические, социально-политические.

Обеспечение эффективности управленческого процесса в значительной степени определяется рациональным распределением полномочий в принятии решений между различными уровнями управления, т.е. соотношением централизации и децентрализации в управлении. Централизация - это концентрация в принятии решений, сосредоточение власти на высшем уровне.

Децентрализация - делегирование (передача) прав и ответственности нижестоящим уровням управления. Эти понятия выражают разную степень распределения власти, ответственности и контроля по "вертикали" управления. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации обеспечивает оперативность и реалистичность управленческих решений. Решения должны приниматься быстро и вблизи источника информации, которую при этом необходимо всесторонне учесть.

Организационные структуры управления должны обеспечивать маневренность производства, необходимость которой может быть обусловлена изменением уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли фирмы на рынке, непредвиденным успехом нового вида продукции.

Организационные принципы построения предприятия определяются его целями и стратегией. Цель - это желаемое состояние предприятия в будущем. Как только определены цели, вырабатываются руководящие направления действий, то есть политика фирмы. Основная задача политики состоит в четком определении стратегических концепций, с помощью которых принимаются решения, соответствующие краткосрочным и долгосрочным целям предприятия.

Достижение целей организации зависит от трех главных факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.

Стратегия - это средства достижения целей, широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимального достижения целей.

Задача предприятия состоит в достижении целей, для решения которых оно было создано. Однако под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, научно-технического прогресса и других факторов характер целей и способы их достижения могут меняться. Поэтому система управления должна быть гибкой. Для этого предприятию необходимо располагать информацией о внутреннем состоянии дел и о конкурентах, четко и быстро решать различные вопросы. Быстрая реакция на изменение внутренних и внешних условий обеспечивается передачей права принятия решений на месте, где совершаются действия. Гибкость необходима и в вопросах стратегии. В случаях устаревания продукции, изменения технологий, изменения социальных и правовых ограничений фирма должна быстро и четко реагировать - совершенствовать номенклатуру, менять рынки и т.д. В этой связи на первый план выходит такая функция управления как планирование (текущее, стратегическое), целью которого выступает устранение отрицательного эффекта неопределенности и изменчивости среды функционирования предприятия, сосредоточение внимания на главных задачах, достижение экономичного функционирования и облегчение контроля.

1..2 Планирование как важнейшая функция современной модели управления

В рыночной экономике любое предприятие в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Предприятие не обладает достаточно полными данными о своем настоящем и будущем, оно не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование и является одним из способов "прояснения" внутренних и внешних условий деятельности.

Планирование в своем развитии прошло несколько этапов. В период формирования крупных корпораций предвидение как функция планирования рассматривалось исходным моментом управления. На крупных фирмах, как правило, в составе финансовых служб появляются структурные подразделения, которые регулярно занимаются текущим планированием производственно-хозяйственной деятельности. Высшее руководство корпораций регулярно обсуждало и намечало перспективы развития бизнеса в общем постановочном плане, исключая при этом формальное планирование. В дальнейшем финансовые планы (внутрифирменные сметы бюджета) начали составляться по наиболее крупным производственно-хозяйственным функциям в отдельности: маркетингу, НИОКР, капитальному строительству и по отдельным структурным подразделениям внутри корпорации. Аналогичные планы и до настоящего времени служат основным инструментом распределения ресурсов и контроля за текущей производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. В рамках текущего финансового планирования появлялись различные модификации, например, такие как "программное бюджетирование". При этом планировании финансовые планы разрабатываются для достижения конечных результатов на программно-целевой основе, или же на основе "разработки бюджета на нулевой основе", когда каждый из видов деятельности, осуществляемых в рамках той или иной функции или же структурного подразделения, в начале годового цикла планирования должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств /3/.

Все эти модификации (годового или среднесрочного) планирования сопряжены с традиционными методологическими принципами, направленными на внутреннюю среду фирм, то есть фирмы рассматриваются как "закрытие системы" и представляют собой инструмент распределения внутрифирменных ресурсов, а также рациональной организации, координации, контроля деятельности предприятий.

Кардинальные изменения в развитии функций планирования произошли в 60- 70-е годах. Этот период назван "бумом стратегического планирования".

Предприятия начали разрабатывать планы, направленные не внутрь предприятия, а во вне его, то есть в экономическое, научно-техническое и социально- политическое пространство. В условиях сравнительно недавнего прошлого с относительно слабым рынком, сравнительно медленными изменениями в научно- техническом прогрессе и довольно слабой международной конкуренцией предприятиям (особенно гигантским) удавалось строить свою деятельность без специальных прогностических разработок и обоснований. По мере усиления динамичности, повышения сложности и неопределенности среды многие предприятия (и не только крупные) понесли финансовые потери, не воспользовались возможностями и оказались на грани прекращения своего экономического существования.

В настоящее время большинством западных фирм принята и используется новая парадигма планирования, основанная на системном и ситуационном подходах к управлению. Данная форма планирования получила название стратегического планирования. Идеи стратегического планирования и управления приняты и большинством предприятий отечественной экономики. Они в большей своей массе уже столкнулись с новыми угрозами и возможностями, а поэтому должны своевременно реагировать на угрозы и не упускать имеющиеся возможности. В стратегическом управлении планируется потенциал предприятия (на ситуационной основе) и его стратегия.

В условиях внешней нестабильности возможен ряд стратегий, обеспечивающих успех деятельности предприятия. Пользуясь методом анализа отклонений от целей, предприятие выбирает ту стратегию, которая лучше всего отвечает его целям.

Успех стратегии фирмы зависит от ее возможностей: функциональных (НИОКР, маркетинг, производство и др.) и общеуправленческих.

Выработка стратегии развития предприятия предполагает знание и использование основных принципов планирования и управления.

Принципы планирования определяют характер и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Еще А.Фойль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие система означает

- существование совокупности элементов;

- взаимосвязь между ними;

- наличие единого развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели (то есть единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом - подразделение - цех - бригада).

Координация плановой деятельности отдельных подразделений выражается в том, что деятельность ни одной организации нельзя планировать эффективно, если планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня. Таким образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член фирмы становится участником плановой деятельности , независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Каковы выгоды реализации принципа участия?

Во-первых, каждый из участников получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее жизни.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников. У каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух. При этом следует помнить, что нельзя заинтересовать в активной работе сотрудников только за счет денежного вознаграждения. Даже если этот метод поощрения дает на первых порах положительные результаты, то в последствии возможности его применения резко снизятся, так как финансовые ресурсы организации, особенно молодой, только пробуждающей себя в частном бизнесе, весьма ограничены. Поэтому, более целесообразным является активное вовлечение своих сотрудников в планирование деятельности предприятия и реализацию этих планов. Пусть каждый работник почувствует, что он вносит серьезный вклад в определение и решение основных задач своей организации, что его мнение уважают, что он несет высокую ответственность за решение деловых вопросов, тогда повышение производительности труда превратится удовлетворение личных потребностей работников, потребностей в интересной, насыщенной и ответственной работе.

Смысл принципа непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла. Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление, и уточнение планов. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникающими непредвиденными обстоятельствами. Для осуществления принципа гибкости планы составляют так, чтобы в них можно было вносить изменения, указывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат "резервы", иначе называемые надбавки безопасности. Однако существуют определенные пределы резервов планирования. Резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными. Слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы. С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень этих затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

Принцип точности предполагает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменения постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должна стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

Внутрифирменное планирование как составная часть управления отличается большим разнообразием организационных форм. В фирмах с централизованным управлением производства планирование обычно также централизовано. Эта схема используется, как правило, в фирмах с небольшим числом предприятий одинакового или близкого производственного профиля.

В крупных децентрализованных корпорациях работа по перспективному планированию сосредоточена в производственных отделениях и производственных группах . Высшая администрация определяет лишь общее направление развития: размещение и структуру капиталовложений, общий объем производства и прибыли. Центральная плановая служба разрабатывает форму планов и доводит до отделений те ограничения, которые накладываются общекорпоративными целями (например, лимиты капиталовложений). Перенос центра тяжести в перспективном планировании на отделения объясняется их большой самостоятельностью и спецификой производства. Координацию и контроль за работой плановых служб отделений осуществляет центральная служба планирования. Таким образом, процесс планирования охватывает все уровни управления и создает предпосылки для обеспечения достижения целей корпорации. Результатом планирования является система планов долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. В последнее время в практике отечественных предприятий широкое распространение получила такая форма современного планирования как бизнес-план. Остановимся более подробно на принципах составления и сферах применения бизнес-плана.

1.3 Понятие бизнес - плана, сфера его применения и условия разработки
С развитием рыночных отношений в нашей стране бизнес-план как документ, в котором по определенной схеме суммированы результаты прединвестиционных исследований, становится одним из ключевых элементов метода проектного финансирования инвестиционной деятельности. Он является одной из основных составных частей прединвестиционной документации, которую должно предоставить предприятие в любое кредитное учреждение или иную организацию, оказывающую техническое и финансовое содействие внедрению инвестиционного проекта.

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово- хозяйственных задач /1/.

Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц). В нем речь идет о сущности проекта (вид деятельности, предлагаемые к производству и реализации товары и услуги), его обосновании (результаты рыночных исследований - состояние спроса и предложения, потребители, конкуренты, НТП и т.д.), обеспечении (производственный, маркетинговый и организационный планы), необходимых для реализации проекта средствах (объем, график и направления использования капитальных вложений, текущие издержки) и конечных финансовых итогах осуществления проекта.

В отличие от крупномасштабных экономических программ в бизнес-плане основное внимание сконцентрировано на финансово-экономических показателях, тогда как научно-технические, производственно-технологические стороны представлены в нем менее выпуклым образом, они как бы уже известны, заданы. Ориентируясь на них, надо так поставить дело, чтобы обеспечить получение прибыли. Лишь в тех случаях, когда непосредственным объектом бизнеса являются научно-технические достижения, инновации, особое качество товара, главным в бизнес-плане становятся технико-технологические показатели.

В зависимости от целей потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Обобщение пока еще небольшого опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями позволяет выделить следующие области их применения

- подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

- обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

- разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;

- выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

- составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятия

- привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

Законодательство Российской Федерации не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Составление бизнес-плана позволяет при краткосрочном планировании рационально организовать оперативную финансовую работу путем взаимосвязи всех источников поступлений с расходами предприятия. Кроме того, бизнес-план может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешне хозяйственной деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может решить проблему финансирования. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования.

Поэтому при заключении договоров с банком, инвестиционным фондом или другим потенциальным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.

Хозяйственные партнеры предприятия, прежде чем установить с ним договорные отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом, можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной продукции предприятия; с фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. С другой стороны, процесс составления бизнес-плана позволит самому предпринимателю еще раз оценить коммерческую эффективность проекта, даст возможность убедиться в правильности выбранной инвестиционной стратегии.

Таким образом, круг пользователей бизнес-плана весьма широк.

Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать, конкретны вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организаций управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д.

Во-вторых, это сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет получить им четкое представление о стратегических направлениях развития, а также о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия

В-третьих, это потенциальные инвесторы. Для реализации проекта необходима перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства, как отмечалось выше. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.

Бизнес-план могут запросить и официальные, государственные органы, без разрешения, согласия которых предприниматель не может осуществлять замысленный проект операции.

В то же время предприниматели, фирмы вовсе не заинтересованы вшироком распространении и разглашении своих планов действий. Ведь конкуренты, выяснив намерения фирмы, расходящиеся с их интересами, способны затруднить проведение бизнес-плана в жизнь. С этих позиций бизнес-план, будучи собственностью предприятия и представляя коммерческую тайну, должен охраняться от посторонних глаз. Так что круг лиц и организаций, которых бизнесмен знакомит с планом своих операций, надлежит ограничивать. Правила ведения бизнеса предусматривают, что знакомиться с бизнес-планом можно только с разрешения предпринимателя.

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие основные задачи, которые решает предприятие при помощи бизнес-плана:

- определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;

- оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;

- соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;

- обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок

- определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях.

Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится крайне актуальным в силу трех причин. Во-первых, в нашу экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили хоть каким-либо коммерческим предприятием, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике. Во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. В третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

При этом личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов - совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?

При составлении бизнес-плана необходимо иметь в виду, что специальная литература, где рассматриваются методические вопросы составления бизнес- планов, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы составления бизнес-плана применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики.

Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения еще далеки от их уровня в развитых странах.

Экономическая и социальная ситуация, в которой работают наши предприятия, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов российскими предприятиями.

Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.

Поэтому разработка методики составления бизнес-плана предприятия, адекватной сложившимся в настоящее время в России экономическим условиям, является довольно актуальной проблемой. В любом случае, в виду многообразия целей, сфер применения не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной формы и структуры бизнес-плана. В то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы их разработки имеют общие корни. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения разработки бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления. Как правило, в бизнес-плане описывается организационная форма предприятия, продукция и услуги, которые планируется предоставить, предполагаемое или фактическое местоположение предприятия, план управления и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски. Бизнес-план включает в себя описание отрасли и тенденций ее развития, данные о потенциале предприятия. В нем рассматриваются целевые рынки, конкуренция, вопросы сбыта продукции, рекламы, ценообразования. Бизнес-план должен включать план приобретения (привлечения) необходимого капитала и описание того, как эти деньги будут использоваться, примерный балансовый отчет для обеспечения соответствующего денежного потока.

Таким образом, состав бизнес-плана и его детализация определяется спецификой и сферой его деятельности, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста предприятия.

Для того, чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:

- бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план.

Документ должен быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;

- бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы) и составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики. Объем бизнес-плана не должен превышать 20-25 машинописных страниц;

- бизнес-план должен обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;

- следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива.

Бизнес-план должен опираться на реальные факты и обоснованные предложения.

Главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. По возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане;

- бизнес-план должен обладать гибкостью, обеспечивающей возможность

внесения корректировок в разработанные программы;

- необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей.

Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.

Ясно, что выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логики построения бизнес-плана.

Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:

- резюме;

- описание состояния отрасли, предприятия и предполагаемой к освоению продукции;

- изучение и анализ рынка;

- план маркетинга;

- возможности производства (производственный план);

- организация реализации проекта;

- финансовый план.

Приведем основные рекомендации по содержанию разделов бизнес-плана, подробнее остановившись на финансовом плане. Схематично, типичная структура бизнес-плана представлена на рис.1.3.

В первом разделе бизнес-плана проводится анализ состояния и перспектив развития отрасли, который призван решить в основном две задачи:

1) изучить состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;

2) получить исходную информацию для прогнозов объема производства продукции и услуг, которые может выпускать данное предприятие, исходя их условий конкуренции.

Для решения первой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел в отрасли, развитие отрасли в предшествующий период (5-10 лет), описать возможные тенденции дальнейшего развития:

- отрасли в целом;

- предприятий отрасли;

- развития соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции;

- за рубежом.

При выполнении анализа необходимо обратить особое внимание, возникали ли какие-либо предприятия в отрасли в последние годы, планируется ли появление новых предприятий в ближайшее время, в среднесрочной перспективе.

Для решения второй задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешних рынках по следующим позициям:

- номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции;

- рынки, на которых они работают;

- конкурентоспособность их продукции

- ценовая политика и политика в области сбыта

- состояние производственной базы.

Анализ этих данных даст возможность определить конкурентные преимущества исследуемого предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с предприятиями-конкурентами. Его результаты будут одним из критериев, на основании, которого потенциальный инвестор может судить о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию с аналогичными предприятиями.

Описание предприятия в бизнес-плане решает достаточно узкую целевую задачу - дать потенциальному инвестору четкое представление о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта. Сведения о предприятии, приводимые с этой целью в бизнес-плане, должны включать в себя следующий набор данных:

- общие сведения о предприятии (форма собственности, учредители, структура уставного капитала, состав лиц, распределяющих прибыль, организационная структура предприятия, состав высшего звена управления);

- характеристика производственного потенциала предприятия (структура активов, состав имеющихся материальных ресурсов, доля импортного оборудования, степень износа оборудования, характеристика незавершенного производства, объем выпускаемой продукции)

- численность, возрастной и образовательный состав, текучесть кадров;

- финансовое состояние предприятия (финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия, рентабельность продаж и производства уровень деловой активности).

При описании продукции (услуг, изделий) преследуется цель - дать инвестору ясное представление прежде всего о потребительских свойствах продукции и услуг, предлагаемых предприятием, с тем чтобы он мог оценить платежеспособный спрос на них. Требуется объяснить, что конкретно представляет собой продукция или из чего конкретно состоят услуги, чем отличается данная продукция от других и почему она будет пользоваться спросом на рынке. Главное внимание при описании (изделий, услуг) необходимо уделять не техническому описанию продукции (достаточно узнать, что она соответствует требованиям ГОСТов ил ТУ), а качеству, надежности, конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг. Рекомендуется использовать следующую схему описания товаров (услуг) в бизнес-плане:

- наименование изделия и его спецификация;

- назначение и области применения;

- основные технические, эстетические и другие характеристики в составлении с имеющимися на рынке аналогами;

- структура выпуска в натуральных и стоимостных показателях (если проект реализуется в несколько этапов, структура выпуска показывается после каждого этапа)

- патентная защищенность.

Раздел "Изучение и анализ рынка" является одним из наиболее значимых и сложных разделов бизнес-плана. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. Изучение многообразных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка, является исходным пунктом для принятия любого инвестиционного решения. От того, насколько тщательно изучены и определены уровень и структура спроса, тенденции его изменения, зависит как успех инвестиционного проекта, так и время, в течение которого предприятие сможет удержать позиции на рынке.

Результаты исследования рынка являются базой для разработки долгосрочной стратегии предприятия и его текущей политики, определяют потребности в людских и материально-технических ресурсах. Ввиду важности и сложности этого раздела, целесообразно готовить его в первую очередь и по возможности проверить данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным, альтернативным источникам. "Стандартное" исследование рынка в бизнес-плане включает в себя три основных блока:

- анализ спроса на товары и услуги на выбранном рынке и тенденций его развития;

- описание структуры рынка, его основных сегментов, анализ форм и методов сбыта

- исследование условий конкуренции на выбранном рынке /7/.

План маркетинга является важнейшим разделом бизнес-плана. Стратегия маркетинга должна строиться так, чтобы обеспечить соответствие между стратегическими целями предприятия, выявленными в результате анализа рынка рыночными возможностями и шансами в сфере маркетинга. При выборе направлений маркетинговой стратегии необходимо сопоставить с одной стороны, цели предприятия, а с другой - его ресурсы и выбрать те направления, которые соответствуют целям и ресурсам фирмы.

В бизнес-плане необходимо представить упорядоченную методику установления исходной цены на свою продукцию. Цена должна быть такой, чтобы привлечь покупателя, покрыть затраты и обеспечить разумную прибыль. Определения исходной цены базируется на результатах анализа спроса, цен и товаров конкурентов и оценке издержек. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование проведены достаточно тщательно, подход к установлению исходной цены достаточно ясен, стратегия ценообразования в своих основных чертах предопределяется решениями относительно позиционирования товара на выбранном сегменте рынка.

Стратегия в области сбыта включает следующие пункты:

- планирование сбыта (общая величина с разбивкой по отдельным товарным группам и регионам, выбор форм и методов организации сбытовой деятельности на основе сравнения их эффективности, затраты на организацию, партнеры);

- планирование товародвижения (политика товарных запасов, организации транспортировки и хранения, расположение складов);

- планирование рекламной компании (основные цели проведения, выбор каналов, сроки проведения, исполнители, бюджет);

- организация других элементов системы ФОСТИС (стимулирование сбыта, развитие фирменного стиля, системы "паблик рилейшнз", расходы на эти цели).
Гарантийное и сервисное обслуживание относятся к весьма эффективным инструментам маркетинга и поэтому должны найти отражение в бизнес-плане. Меры по обеспечению гарантийного обслуживания неизбежны в случае выдачи официальных гарантий покупателю, но без них не обойтись и в иных ситуациях, если предприниматель поддерживает честь марки своего товара. Бизнес-план содержит мероприятия в области гарантийного ремонта, устранения неисправностей, текущего обслуживания, замены товара и его частей, осуществляемые предпринимателем. Кроме того, в плане желательно отразить виды сервиса, сопровождающие продажу, такие, как проверка, упаковка, погрузка товара, доставка его в адрес покупателя. Следует оговорить платность или бесплатность послепродажного обслуживания и описать его конкретные формы.

Основная цель раздела "Производственный план" - представить информацию по обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны. Работа над производственным планом, как правило, ведется параллельно с работой по анализу рынка и состояния отрасли и должна быть завершена одновременно с разработкой плана маркетинга, так как данные этих двух разделов бизнес-плана являются базой для просчета финансовых характеристик проекта. В производственном плане описывается структура производства, планируемого к созданию в рамках инвестиционного проекта, его сырьевая база и технологическая схема производственного процесса, источники его энерго-, тепло-, водоснабжения; представляются данные о кадровом обеспечении производства, программа подготовки и переподготовки кадров;

описывается план вывода предприятия на полную проектную мощность;

представляется информация о состоянии работ по проекту и возможностях производства.

Следующий раздел бизнес-плана - "Организационный план". В этой части плана описывается структура и философия управления, дается краткая характеристика состава команды управления. Любой инвестор, знакомящийся с бизнес-планом, захочет узнать кто и что будет выполнять. Поэтому в бизнес- плане необходимо привести "скелетную" организационную схему, изображающую структурный состав предприятия. При описании организационной структуры предприятия необходимо ответить на следующие вопросы:

- основные подразделения предприятия и их функции;

- распределение обязанностей персонала управления;

- методы взаимодействия подразделений между собой;

- заинтересованность предприятия в конечных результатах;

- новые виды работ, вытекающие из целей предприятия;

- необходимая квалификация персонала.

Эффективность работы предприятия, успех инвестиционного проекта сильно зависит от деловых качеств команды управления, эффективности используемых методов управления трудовыми ресурсами. Поэтому далее приводятся данные о команде управления предприятием.

В кризисных экономических условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния. В этой связи рассмотрение именно финансового аспекта бизнес- плана наиболее актуально. Финансовый план готовится одним из последних среди разделов бизнес-плана, так как при его разработке используются данные предыдущих блоков.

Финансовый план разрабатывается, как правило, на 3-5 лет; проект первого года расписывается помесячно, второго - поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй - на основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий- пятый годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему продаж.

Финансовый раздел бизнес-плана включает разработку следующих типовых документов:

- прогноз финансовых результатов;

- потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;

- модель дисконтированных денежных потоков;

- точка безубыточности (порог рентабельности)

Прогноз финансовых результатов предлагается составлять по форме, утвержденной распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). При этом предлагается при разработке финансового раздела бизнес-плана исходить из того, что определение средств, необходимых для финансового развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные бизнес- планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью. Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана. Выручка от реализации продукции определяется исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен.

Естественно, что из-за большого ассортимента выпускаемой продукции выручк от реализации может быть дана только в общей сумме, а не применительно к одному виду продукции, как это предусмотрено методикой Федерального управления по делам о несостоятельности.

Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции. Такие дополнительные возможности могут появиться у предприятия уже на стадии реализации программы работ по разработке и внедрению бизнес-плана.

Для определения размеров источников инвестирования необходимо рассчитать затраты на внедрение предлагаемого проекта капвложений и затраты на производство и реализацию новой продукции. Затраты на реализацию продукции (товаров, услуг) определяются в соответствии с действующими нормативами, ценовой политикой предприятия и условиями реализации продукции.

Модель дисконтированных денежных потоков формируется на основе прогноза результатов финансово-хозяйственной деятельности. При этом общий финансовый результат рассчитывается как сумма дисконтированных (то есть уменьшенных на доход, нарастающий за определенный срок по формуле сложных процентов) денежных потоков каждого года реализации плана финансового оздоровления и текущей дисконтируемой остаточной стоимости за пределами планируемого периода. Необходимость составления модели дисконтированных денежных потоков и включения ее в бизнес-план определяется тем, что многие из затрат, показываемых в прогнозе финансовых результатов, не отражаются на порядке платежей. Например, материалы могут быть оплачены задолго до того, как эти затраты попадут в прогноз прибылей и убытков. Отдельные платежи производятся поквартально или ежегодно. Поэтому данные для тех месяцев, в которых они производятся, могут быть значительно больше, чем в остальных.

Следовательно, можно сделать вывод, что прибыль не всегда означает избыток денег на расчетном счете и в кассе, а избыток наличности не означает, что предприятие получает прибыль. В условиях неплатежеспособности предприятий это может быть очень серьезной проблемой, так как даже избыток наличности не означает еще прибыльной работы. При наличии крупной просроченной кредиторской задолженности предприятие может иметь значительные финансовые трудности. Основная задача прогноза путем составления модели денежных потоков заключается в том, чтобы проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

Помимо указанных документов в бизнес-плане графическим и аналитическим путем определяется точка безубыточности (порог рентабельности). Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные (условно-постоянные), не зависящие от изменения объема производства продукции, и переменные (условно-переменные, величина которых изменяется с ростом или сокращением объема производства). Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но не получает и прибылей, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат, и прибыль равно нулю.

Определение порога рентабельности аналитическим и графическим путем довольно трудное дело. Точка безубыточности рассчитывается на основе суммирования постоянных и переменных затрат в условиях непредсказуемой инфляции. Методика определения постоянных и переменных затрат на производство тоже достаточна сложна. Непосредственно в балансах предприятий данных об условно-постоянных и переменных затратах не имеется. На практике для признания порога безубыточности предприятия достаточно иметь балансовую прибыль.

При разработке бизнес-плана необходимо иметь в виду, что получить грамотно составленный бизнес-план, реально отражающий возможности и стратегию предприятия в реализации инвестиционного проекта, можно лишь основываясь на достоверной информации о внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому составлению бизнес-плана предшествует глубокий и всесторонний анализ производственного потенциала предприятия, условий функционирования, рынков сбыта и потребностей покупателей. Финансово- экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, его организационной структуры управления проведен во второй главе дипломной работы.

Итак, в результате изучения литературных источников, затрагивающих основные методы организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, в частности такую его функцию, как планирование, можно сформулировать следующие выводы:

- в результате перехода отечественной экономики к рыночным отношениям требуется разработка и применение новых подходов и методов управления, более адекватных современной экономической ситуации в России;

- изменение системы управления сопровождается совершенствованием функции планирования, которая в рыночной экономике является важнейшим способом "прояснения" внутренних и внешних условий деятельности, служит основой выработки долгосрочного курса действий, поиска наиболее эффективных путей достижения стратегических целей предприятия;

- в настоящее время успешно применяется такой вид внутрифирменного планирования, как стратегическое планирование, которое предполагает разработку планов, направленных не внутрь предприятия, а во вне его. То есть стратегия развития предприятия подстраивается под изменяющиеся внешние условия его функционирования (экономические, научно-технические, социально- политические);

- современной формой стратегического планирования выступает бизнес- план, как заранее намеченная система согласованных, увязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленных целей;

- основной задачей бизнес-плана является получение целостной, системной оценки перспектив инвестиционного проекта. От того, насколько достоверно и обоснованно изложены и оценены потребности и результаты инвестиционного проекта, зависит успех и эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

2. Специальная часть

2.1 Основные сведение об учредителе.

Организационно-правовая форма предприятия - акционерный капитал. Учредители - физические лица. Дата начала реализации проекта - 01.02.2010г. после заключения договора на аренду земельного участка 2 гектара. Интервал планирования - 12 месяцев. Валюта проекта – рубли. Необходимый объем финансирования проекта – 16 750 тыс. руб. Из них 80% составляют заемные средства кредитных организаций, а 20% - собственные средства учредителей.

Срок строительства объектов первой очереди – платной автостоянки - 1,5 месяца за счет собственных средств – 500 тыс.руб., срок окупаемости - 4 месяца.

Строительство объектов второй очереди – гаражей, магазина, пункта технического обслуживания и ремонта – 12 месяцев, срок окупаемости проекта - 3 года от начала поступления средств.

Учредители проекта считают, что создание гаража-стоянки с комплексом технического обслуживания автомобилей во многом улучшит ситуацию с обеспечением г. Моршанска местом стоянки, ремонта и сервисного обслуживания автомобилей.

Концепция роста опирается на трех идеях:

1. Прогрессивной коммерческой идее.

2. Перспективно-продуктивной идее.

3. Производственной идее.

Разработчики надеются, что именно обоснование этих идей в предлагаемом проекте обеспечит ООО «Автоком» доверие инвесторов и привлечение необходимого капитала.

^ 2.2 Резюме проекта

Анализ рынка и маркетинговая стратегия

Рынок автоуслуг в г. Моршанске развивался по следующим направлениям:

  • поставка оригинальных запчастей;

  • купля-продажа привозных и подержанных автомашин зарубежного производства, преимущественно фирм Германии, Японии, США: «Мерседес», «БМВ», «Опель», «Пассат», «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Лэнд Крузер» и др.

  • специализация на кузовном ремонте, покраске, как наиболее доходном виде услуг

  • специализация на ремонте двигателей, замене прокладок, ремней сцепления, элементов и подвесок, коробок передач и т.д. Особенно в частном и мелком секторе;

  • специализация на продаже масла и замене фильтров;

  • установка и продажа автомобильной сигнализации, обеспечение безопасности автомобилей;

  • ремонт автостекол;

  • грузо- и пассажиро-перевозки, перегон и эвакуация автомобиле;

  • в сети автошкол обучение и переподготовка водителей различных категорий.

Резкое изменение налоговой политики правительства РФ (увеличение таможенных ставок) привело к тому, что ввоз запасных частей и различных марок автомобилей Германии, США, Японии резко сократился. Исключение составляют корейские автомобили, что объясняются специфическими особенностями развития Кореи.

Проблемой развития производства остается низкий уровень жизни населения и его низкая платежеспособность. Авторемонт, как сфера производства становится либо для потребителей - дорогим, либо для производителей - нерентабельным.

^ Перспективно-продуктивная идея

В этих условиях ООО «Автоком» ориентируется:

  1. На создание комплексного автосервиса по принципу абонементного обслуживания, когда обеспечивается наибольший поток денежных средств;

  2. По принципу ориентации на потребность клиентов обеспечения его качественным и доступным по цене гарантийным ремонтом и другими сопутствующими услугами.

Основная коммерческая идея

За счет абонементных платежей и оказания сопутствующих услуг охватить вместо одной группы потребителей - три группы:

  1. «профи» (от 25 до 50 лет),

  2. «любителей» (до 30 лет)

  3. владельцев новой техники, что неизменно должно увеличить объем продаж услуг.

Первая группа профессионалов - обеспечивает текущий ремонт автомобилей.

Вторая группа благодаря увеличению спектра услуг пользуется максимальным комфортом при низких ценах (в условиях безработицы, низко оплачиваемой работе и максимальном удовлетворении потребностей).

Третья группа — обеспечивает расширение сети потребителей за счет владельцев новой техники отечественных производителей (полученной ими в результате финансового лизинга) или подержанных машин зарубежного производства (в результате оперативного лизинга или продаже по доверенности на срок).

^ 2.3 Производственная идея
1. ООО «Автоком» на базе гаража со стоянкой на 15 машино-мест в состоянии обеспечить текущий и плановый ремонт авто-мото-техники профессионалов в 2-х боксах с 4-мя ямами (или подъемниками) в агрегатном, моторном и других цехах, дополнительными автоуслугами: автомойкой, стоянкой на контрольной основе.

2. Учредители ООО «Автоком» закупят диагностическое и ремонтное оборудование, окупаемость которого обеспечит на 25 % текущие абонементные платежи, на 35 % лизинговые платежи, на 25 % - продажа запчастей из магазина-склада, 15 % - продажа подержанных машин.

3. По мере завоевания рынка и ООО «Автоком» рассчитывает организовать:

-обеспечить эвакуацию и транспортировку автомобилей;

-организовать куплю-продажу с заменой старого автомобиля на новый, более дорогой;

-вытеснить с рынка г. Моршанска или «поглотить» мелких частных предпринимателей.

4. Необходимые средства на оборудование цехов и закупку диагностики будут мобилизованы за счет получения кредита. Уставной капитал составляет 2000 тыс. рублей.

5. Низкая себестоимость услуг будет обеспечиваться не только квалифицированным персоналом и приобретением оборудования, но и сравнительно маленькой его численностью, так как каждый работник будет совмещать и обеспечивать несколько видов работ (например: капро-литчик, токарь и сварщик; диспетчер, кассир и секретарь по ведению деловой документации и др.)

^ 2.4. Миссия и цели предприятия
Миссией предлагаемого к инвестированию предприятия является создание в Тамбовской области высокотехнологического предприятия по сервисному обслуживанию автолюбителей, отличающегося недорогими ценами и отличным качеством предоставляемых услуг, что позволит вывести автомобильный сервис области на новый качественный уровень.

Целью предприятия является строительство, оборудование, организация производственного процесса технического обслуживания автомобилей, как можно более полнофункционального, совмещающего в себе возможности автосервиса с возможностями аренды площадей под стоянку автомобиля. Краткосрочными целями предприятия является завоевание достаточного сегмента рынка и формирование устойчивого имиджа фирмы.

Реализовать предлагаемую миссию предприятия будет достаточно сложно, поэтому стратегическим направлением его развития является направленность на развитие всего комплекса услуг, грамотная маркетинговая политика, быстрое формирование имиджа фирмы, то есть предстоит серьезная конкурентная борьба за потребителя.

Стратегический анализ данного проекта показывает, что предлагаемое к инвестированию предприятие имеет перспективы развития при реализации следующей стратегии своего развития:

  1. как можно более быстрый выход на рынок услуг и его освоение,

  2. использование возможности применения цены на услуги более низкой, чем цены конкурентов,

  3. применение грамотной маркетинговой политики, постоянное отслеживание рыночной ситуации,

  4. применение высокотехнологичного оборудования, внедрение ноу-хау,

  5. применение труда высококвалифицированных работников, эффективная кадровая политика, создание заинтересованности работников в успехе предприятия,

  6. «настройка» производства на интересы потребителей, постоянная обратная связь,

  7. гибкость производства, возможность расширения спектра предлагаемых услуг

Придерживаясь выработанной стратегии, данное предприятие по реализации услуг автосервиса сможет достигнуть успеха, то есть в течение 1 года вернуть заемные средства, а также создать предпосылки для развития производства, создания устойчивого имиджа фирмы и занятия устойчивого сегмента рынка автотранспортных услуг области.
^ 2. 5. Анализ внешних и внутренних факторов
Общая характеристика состояния дел в области автосервиса Моршанска и Тамбовской области.

Сбалансированное и динамичное развитие регионального хозяйства, обеспечение удобных и комфортных условий жизни населения региона невозможно себе представить без создания и нормального функционирования сферы услуг.

К числу наиболее общих принципов развития сферы услуг в регионе можно отнести следующие:

1) Учет специфики рассматриваемой региональной структуры. Это, прежде всего, касается типа региона (республика, область и т.д.).

2) Учет социально-экономической специфики региона, перспектив его экономического и демографического потенциала, так как это в значительной мере определяет темпы роста непроизводственной сферы в регионе.

3) Исследование основных тенденций изменения спроса на рассматриваемый вид услуг и выявление главных факторов, оказывающих на него влияние.

4) Исследование имеющейся материально-производственной базы удовлетворения спроса на услуги и выявление возможностей ее расширения за счет инвестиций.

5) Поиск источников финансовых ресурсов для реализации намеченной стратегии развития; согласование цели и имеющихся наличных средств.

6) Анализ конкретных инвестиционных проектов по созданию, расширению и реконструкции объектов непроизводственной сферы.

Первоочередным моментом развития автосервисной сети региона является анализ его экономического состояния. Решение этих задач может способствовать повышению деловой активности в регионе за счет оживления торгово-транспортных путей, увеличения объемов перевозимых грузов, роста численности действующего автопарка.

Таким образом, развитие автосервиса должно быть органично увязано с общей комплексной программой развития региона в целом. Опыт разработки таких программ для регионов свидетельствует о том, что центральным их направлением обычно является развитие малого предпринимательства и обеспечение трудоустройства населения.

Решение этих проблем в значительной степени может решаться путем создания сети относительно небольших автосервисных предприятий; при этом стратегия формирования автосервисного хозяйства должна быть составной частью подпрограмм развития малого бизнеса и занятости населения. Таким образом, развитие автосервиса может успешно выполнять важные социально-экономические функции, обеспечивая в регионе новые рабочие места и повышение занятости населения.

Перспективы развития автосервисного хозяйства региона основываются на научно-обоснованной оценке перспектив развития региональной транспортной сети, увязанных с общеэкономическими задачами развития всего региона в целом, а также наиболее крупных городов региона и анализ перспектив их развития. Для Тамбовской области, одним из таких городов является г. Моршанск. Одной из основных составляющих потребительского рынка является рынок платных потребительских услуг населению.

В общей структуре платных услуг населению за анализируемый период, и особенно в последний период достаточно интенсивно развиваются бытовые услуги, к числу которых относятся также и услуги автосервиса. В течение последних лет прослеживается тенденция увеличения их объема по сравнению с предшествующими периодами.

Анализируя приведенные выше данные, можно сделать вывод, что в структуре платных услуг населению наибольший удельный вес составляют услуги пассажирского транспорта - 41%, бытовые услуги - 20%, связи - 9%.

По каналам реализации объем платных услуг населению распрееляется следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Динамика реализации платных услуг по каналам реализации за 2005-2008 гг. в сопоставимых ценах, в % к предшествующему году.

Показатели

2005 в %

к объему

2006 в %

к 2005

2007в%

к объему

2008 в %

к 2007

2008 в %

к объему

2008 в %

к 2005

1

2

3

4

5

6

7

Объем платных услуг

всего в т.ч.:

100

99.5

100

98.2

100

75.5

Предприятиями. из них:

71.8

93.0

69.8

98.5

69.6

82.3

Крупными. средними

45.9

80.2

42.6

99.0

42.3

80.5

Малыми

12.1

99.7

11.8

84.1

13.8

83.9

Физическими лицами

28.2

103.3

30.2

97.5

30.4

35.2


Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимают услуги бытового характера.

Таким образом, анализ приведенных выше статистических данных показывает, что в последние годы в области наблюдается значительный рост и развитие бытовых услуг населению, в том числе и услуг по ремонту и обслуживанию автомобильной техники.
^ 2.6. Общая характеристика технологии производства

Проведение ремонта и технического обслуживания автомобилей в условиях современного автомобильного предприятия связано с выполнением широкого комплекса разнообразных работ. При этом наряду с основными работами, такими как разборка, мойка и очистка, дефектация и сортировка, восстановление и замена деталей и узлов, сборка, испытания и окраска, выполняются также и вспомогательные работы (транспортирование, складирование, технический контроль, обеспечение энергией и материалами, охрана и т.д).

Технологический процесс технического обслуживания автомобилей представляет собой совокупность выполняемых в рациональной последовательности технологических операций, набор которых определяется как техническим состоянием автомобиля, так и желанием и возможностями заказчика.

Как правило, первым этапом является мойка автомобиля, чистка его основных агрегатов и узлов и последующее диагностирование. Предполагается применение различных методов диагностирования - от чисто визуальных, применения специальных передвижных приборов и стендов, до компьютерной диагностики (в том числе геометрии подвески, двигателей, схода-развала).

Применение средств автоматизации предполагается также на этапе мойки - сервис-центр оснащен автоматической мойкой для легковых автомобилей марки CWP 6000 производительностью 8-12 автомобилей в час, укомплектованной большим количеством приспособлений, в том числе системой очистки и рециркуляции воды.

К основному подъемно-смотровому оборудованию и сооружениям относятся осмотровые канавы, эстакады и подъемники, а к вспомогательному - домкраты, гаражные опрокидыватели и т.п. На ремонтном участке оборудован специализированный пост для замены смазочного материала в агрегатах автомобилей и дозаправки его охлаждающей жидкостью и воздухом. В процессе замены используются ГСМ фирмы «Мобил», стоимость которых соответствует официальным прейскурантам этой фирмы для дилеров и авторизованных сервисных станций.

При замене агрегатов и сборке автомобилей для облегчения труда и повышения производительности применяют различные средства механизации сборочных работ. Сборка должна производиться на специальных стендах или приспособлениях, обеспечивающих устойчивое положение собираемого изделия или его сборочной единицы.

Для устранения механических повреждений деталей (трещин, отколов, пробоин и т.п.) планируется применение сварочных работ, а для нанесения покрытий на поверхности деталей с целью компенсации их износа - наплавку.

В состав комплекса услуг, оказываемых специалистами сервис-центра, предполагается включить также подготовку под покраску и окраску металлических поверхностей автомобилей с применением специального технологического оборудования для напыления лакокрасочных материалов.

Для организации эффективной системы учета, складирования, комплектования работ материалами и запасными деталями применяется метод составления диагностической карты и карты ремонта автомобиля, чем обеспечивается учет деталей и выполненных работ.

Оплата услуг сервиса применяется для удобства клиентов как наличная, так безналичная, при которой стоимость ремонта несколько ниже. Примерная стоимость нормо-часа на отечественные автомобили составляет 290 руб., на автомобили иностранного производства – 625 руб. Действует гибкая система скидок для частных и корпоративных клиентов.

Таблица 2

Оборудование

Количество, шт.

Пресс гидравлический

1

Рихтовочное оборудование

1

Сварочный аппарат

1

Пускозарядное устройство

1

Автоподъемник

2

Шиномонтажное оборудование

2

Оборудование для замены масла

2

Покрасосушильная камера

1

Шлифовально-полировальное оборудование

2

Стенд тормозной

1

Прибор для проверки гидравлического тормозного привода

2

Прибор для проверки натяжения приводных ремней

2

Прибор для проверки степени светопропускания (степени тонирования)

1

Компрессор гаражный

1

Диагностическое оборудование

2

Стенд для разборки-сборки агрегатов

1

Стенд для проверки ходовой части и подвески

1

Набор инструментов (ключи, головки, шестигранни ки, пассатижи, кусачки, отвертки и т. д.)

4

Система для удаления выхлопных газов

4

Лампы переноски

6

Компьютеры

4

Кассовый аппарат

1

Аппарат высокого давления без подогрева воды

2

Аппарат высокого давления с подогревом воды

2

Пылеводосос

2

Моющий пылесос

2

Аппарат для очистки и рециркуляции воды

1

^ 3. Проектная часть

3.1 Характеристика потребителей
Основными потребителями предлагаемых услуг являются автовладельцы г. Моршанска. Население города составляет приблизительно 50 тыс.чел, то есть приблизительно 23 тыс.семей. Из расчета 40% обеспеченности семей личным автотранспортом имеем более 9 тыс. автомобилей в данном городе. Даже при условии 70% обеспеченности этого парка местами для стоянки, остается еще неудовлетворенная потребность порядка 2400 владельцев автомобилей.

Таким образом, количество потенциальных потребителей услуг платной автостоянки и платных гаражей является достаточным для успешного осуществления данного проекта.

Необходимо также учитывать, что спрос на гаражи постоянно растет в связи с увеличением парка автомашин в городе.

Можно рассчитывать также на то, что основная часть этих потребителей воспользуется услугами техцентра при условии, что цены на услуги не будут превышать цены конкурентов, поскольку расположение центра технической диагностики и ремонта прямо в непосредственной близости от места хранения автомобиля создает безусловные удобства для потребителей. Для привлечения этой части потребителей возможна система скидок на техобслуживание для автовладельцев, являющихся арендаторами гаражей или мест стоянки.

Кроме того, при условии хорошего оснащения центра оборудованием, деталями и высококвалифицированными кадрами, можно рассчитывать на то, что услугами центра технического обслуживания, а также пост-мойки будут пользоваться также и автомобилисты других , близлежащих, городов.

3.2 Поставщики
Для организации работы сервис-центра необходима поставка различных составляющих:

а) технологического оборудования.

б) комплектующих для ремонта.

в) ГСМ, лакокрасочных материалов.

Поставщиком оборудования для нашей фирмы является компания «Hunter Engineering» которая является мировым лидером в области производства оборудования для автосервисов. Она производит выполненные с учетом последних достижений в науке и технике стенды для регулировки углов установки колес, балансировочные стенды, шиномонтажные стенды, подъемники и стенды для проверки тормозной системы. Оборудование фирмы « Hunter » одобрено и используется производителями транспортных средств, шин, и их официальными представителями по всему миру.

Кроме того, возможны контракты на поставку оборудования от московской фирмы «ЕВРОСИВ», в том числе двухстоечных подъемников «ROTARY SPOA35» и «ROTARY SPA30EM» и ножнечный подъемник «NUSSBAUM UNILIFT 3500A», а также покрасочно-сушительной камеры «BLOWTHERM WORLD 7000».

Поставка автозапчастей предполагается от московской фирмы «Шина плюс», которая занимается розничной и оптовой продажей автопокрышек, колесных дисков, аккумуляторов и автозапчастей. Отличительной особенностью поставщика являются большой выбор как отечественной, так и импортной продукции, доступные цены и профессиональное обслуживание. Кроме того, автозапчасти для автомобилей корейского производства предполагается закупать у московской фирмы «CANYON», специализированной на этом виде товара и предлагающей оптимальные цены закупки.

3.3 Конкуренты
Рассматривая конкурентную среду фирмы, необходимо отметить, что в городе существует достаточно большое количество мелких предприятий и два крупных, реализующих сервисные услуги автовладельцам. При условии мобильности предмета услуг расположение этих предприятий не играет определяющей роли в выборе такого предприятия. Поэтому повысить конкурентное положение нашей фирмы может лишь высокое качество услуг, современное оборудование для диагностики и ремонта, доступные цены на услуги сервис-центра и за аренду гаражей и стоянки.

Для оценки конкурентоспособности проекта следует также отметить и то, что выполнение всего заявленного комплекса услуг и совмещение его с гаражами и автостоянкой не было реализовано в г. Морашске пока еще ни одним предприятием. В этом смысле сервис-центр предлагает новую комплексную услугу, что позволяет рассчитывать на успешное занятие этого сегмента рынка при условии грамотной маркетинговой, рекламной, сбытовой, управленческой политики фирмы.
3.4 Кадры
Планируемая численность персонала фирмы - 19 человек. Состав персонала, а также планируемые расходы на оплату труда отражены в таблице 3.

Таблица 3
  1   2   3



Скачать файл (1202.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru