Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты с ответами- Экономика отрасли (по специальности туризм) 43-80 - файл 1.doc


Билеты с ответами- Экономика отрасли (по специальности туризм) 43-80
скачать (135.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc136kb.22.11.2011 22:49скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Назовите и охарактеризуйте специфические особенности отечественной индустрии питания

Также как в индустрии размещения, основными центрами предприятий питания стали Москва и Санкт-Петербург.

В ресторанах предлагаются блюда кухонь 80 стран сира, в том числе французской, тибетской, монгольской, еврейской, немецкой, арабской, испанской, итальянской и др. Однако преобладают русская и европейская кухни.

Изначально фаст фуд в России ориентировался на средний класс, способный тратить на легкий обед от $5 до $10. Кризис 1998 г. заставил предприятия фаст фуд пересмотреть свою целевую группу и ценовую политику. Большинство заведений по-прежнему ориентируется на сумму разовой покупки около $5, но их меню расширено за счет ассортимента, рассчитанного на потребителей с небольшими доходами. Дополнительными привлекающими факторами стали наглядность процесса приготовления (доказано, что все любят наблюдать за действиями повара, а еще лучше участвовать в них), использование одноразовой посуды и приборов, что дает экономию места и наглядное свидетельство высокой гигиены, промоушен-акции (купите два- и тогда третий получите бесплатно) и т.п.

Социальными факторами, способствовавшими развитию фаст фуда, стало появление большого числа мобильных, активно работающих людей.

Наиболее динамично на нашем рынке развиваются сегодня два игрока, первый - иностранный - McDonald's, второй - отечественный - «Ростик`с». Эти сети появились в начале 90-х годов ХХ века, а сегодня лидируют по числу ресторанов и работают в самых лучших местах. Следует отметить, что сегодня ресторанный бизнес занимает четвертое место по вероятности банкротства и второе по рентабельности. Вероятно, поэтому ресторанов, баров, кафе в России достаточно много, и процесс их открытия идет непрерывно. Специалисты считают, что потребность в точках питания пока еще не удовлетворена, и выйти на этот рынок не так сложно. Два похожих кафе, расположенные в 200 м друг от друга, могут спокойно сосуществовать и приносить прибыль. Сроки окупаемости дорогих кафе составляют 2-3 года, недорогих - около года1.

Нет точных данных и по количеству точек фаст-фуд, работающих на российском рынке. Ориентировочно рынок оценивается примерно в 30 тысяч передвижных кафе быстрого питания.

Однако всего этого изобилия оказывается мало для того, чтобы говорить о насыщении рынка: потребитель все еще чувствует дефицит мест, где можно качественно и быстро перекусить, потратив рублей 150. При этом специалисты называют российский рынок «быстрой» еды одним из самых динамичных в мире и говорят о его огромном потенциале. Однако на рынке пока так и не появилось национальной сети фаст-фуда, основанной на русской кухне, которая могла бы составить конкуренцию заморским биг-

макам и жареному цыпленку.

Дефицит площадей - лишь часть проблемы. Слабое развитие российского фаст-фуда специалисты объясняют низкой технологичностью отечественных сетей.
42. Перечислите иностранные предприятия, действующие в индустрии питания вашего региона.

Макдональдс, Сбарро, Пицца Хат, Фрайдис
^ 43. Каковы основные инструменты конкурентной борьбы между отечественными и иностранными предприятиями индустрии питания
44. Каковы основные функции, выполняемые туроператорами и турагентами

^ 45. Почему туроператор- главная фигура на туристском рынке. Назовите ведущих туроператоров России, Европы, США, Юго-Восточной Азии

Турагент- посредник, главной функцией которого является реализация туристского продукта туроператора. Он действует на туристском рынке и представляет собой розничного продавца. За деятельность по осуществлению посреднических операций турагент получает вознаграждение, от 5 до 15% стоимости тура.

Вторая функция турагента состоит в предоставлении информационных услуг. Именно турагенты информируют покупателей о специфики тех или иных туристских районов, действующих ценах, о вариантах размещения, о законах, традициях и нравах той или иной страны. С помощью правильно поданной информации турагент в конечном счете решает задачу привлечения клиента к покупке турпродукта. Еще одной функцией турагента является оказание туристских услуг другим предприятиям индустрии туризма. Турагент может выполнять различные посреднические операции: бронирование мест в отелях, заказ экскурсий, реализация дисконтных карт, страхование и др.

Роль и значение туроператоров и турагентов трактуется по разному. Например Александрова (МГУ) считает что ключевым звеном являются турагенты, т.к. через них производится продажа большинства туров, и что придумать интересный маршрут просто, а найти покупателя сложнее. С этим можно поспорить.

Во-первых, главной функцией туроператора является производство турпродукта. Продажа турпродукта- это лишь составляющая его деятельности. Именно туроператор пакетирует различные услуги в единый туристский продукт. Причем придумать маршрут это лишь начало, необходимо комплектация туров, обеспечение их функционирования, расчет цены тура. Лишь после этого реализация.

Во-вторых, в связи с различными функциями, выполняемыми туроператорами и турагентами, вряд ли можно роль этих предприятий определять исходя лишь из объема продаж.

Именно туроператоры запускают основные социокультурные процессы сферы туристского комплекса: производство и воспроизводство турпродуктов, функционирование и развитие туристского комплекса; захоронение старых методов и инструментов деятельности.

Поэтому справедливо считать туроператора ведущей фирмой.

Ведущие туроператоры России- Натали Турс, Нева, Интурист, Тест Тур, Европы- Tui, Airtours, Thomson.


  1. ^ Каковы основные особенности функционирования отечественных турагентов

  2. Какие новые моменты в деятельности туроператоров и турагентов появились на рубеже 20-21вв.

Отличительной особенностью рынка турагентов является большое число участников посреднических сделок. Это определяет высокую степень конкуренции. Характерной чертой рынка турагентств следует считать его открытость, простоту выхода на него. Для того что выйти на этот рынок, не требуется больших инвестиций. Тем не менее кажущаяся простота и легкость выхода на рынок турагентств порой бывают обманчивыми. Недостаток ресурсов (Финансовых, интеллектуальных и иных), отсутствие знаний и опыта в менеджменте туризма приводят многие турагентства к краху.

В РФ в связи с принятием нового положения о лицензировании изменилось количество турагентов. Подавляющее большинство турагентств расположена в Москве и области, а также в Петербурге и области.

Еще одна особенность. Ранее туристские фирмы действовали в основном в альянсе с непосредственными производителями туристских услуг (перевозчиками, гостиницами, ресторанами). Более того производители туристских услуг сами учреждали туристские фирмы. Однако за последнее время усиливается альянс турфирм с банками, страховыми компаниями, агентствами недвижимости и др. Так страховая компания Спасские ворота создала свою туристскую фирму Спасские ворота Тур. Подобного рода альянсы могут дать принципиально новые турпродукты высокого качества. Примером можно считать альянс Инна-тур с Гута-банком и Инкорстрах. Используя передовые технологии и прямые связи с авиакомпаниями, гостиницами, автотранспортными фирмами Инна-тур в течении получаса готова подобрать клиенту оптимальный вариант. Инна-тур ведущий агент Аэрофлота и поддерживает прямые связи с 30 иностранными авиакомпаниями, поэтому туроператор может предложить своим клиентам широчайший диапазон тарифов. Инкорстрах в свою очередь разработал уникальный Полюс путешественника, который при обычной сумме страхования действует целый год. Помимо медстраховки полюс также страхует от потери багажа и др. Рациональное объединение ресурсов всех участников проекта позволило создать высококачественный продукт. Формирование подобных альянсов- своеобразный ответ на обострившуюся конкурентную борьбу на туристском рынке России, где число фирм превышает спрос на турпродукты.


  1. ^ Какое влияние оказывает рекреация и туризм на народнохозяйственные показатели

Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода.

Основными показателями являются показатели ВНП и ВВП. ВНП- совокупная стоимость продукции и услуг предприятий, расположенных на территории данной страны. ВВП- совокупная стоимость всего объема продукции и услуг, независимо от местонахождения национальных предприятий.

Для расчета ВНП (ВВП) используют три метода: по доходу, по расходу и по добавленной стоимости.

ВНП состоит из потребительских расходов, инвестиций, закупки услуг и товаров гос органами и чистого экспорта.

Объективно все эти показатели включают и показатели, связанные с туризмом. Например потребительские расходы включают в себя расходы, связанные с приобретением туристских продуктов, туристских товаров и услуг. Общая сумма расходов, которую несет турист образует туристские расходы. Развитие въездного и внутреннего туризма обеспечивает рост расходов населения на покупку национальных туристских продуктов, товаров и услуг что способствует росту ВНП. Развитие выездного туризма сокращает ВНП. Валовые инвестиции в национальную экономику, представляют собой сумму затрат фирм на увеличение основного капитала и материальные запасы. Значительная часть сегодня направляется на развитие предприятий туризма и гостеприимства. Инвестиции в строительство отелей и др. Все они представляют собой инвестиции в туризм. Закупка товаров и услуг гос органами также определенным образом связана с туризмом, например деловым и оздоровитльным. Так затраты на закупку национального турпродукта увеличивают ВНП, а иностранного- уменьшают. Величина чистого экспорта также напрямую зависит от рзвития иностранного туризма. Развитие въездного туризма увеличивает чистый экспорт и ведет к росту ВНП.

Изложенное свидетельствует о том, что туризм, связан со всеми составными элементами расчета ВНП. Более того при определенной стратегии развития туризм может увеличивать либо сокращать ВНП, а следовательно оказывать + или – влияние на национальную экономику.


  1. ^ В чем состоят особенности мультипликационного эффекта в рекреации и туризме

Эффект мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции "расходы - доходы" доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.


  1. ^ Какими способами можно определить косвенное влияние туризма на экономику страны

Мультипликатор указывает, когда происходит прирост инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в К раз больше, чем прирост инвестиций. Данный коэффициент показывает, на сколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций. Первоначальные инвестиции породят прирост национального дохода, поскольку лишь частично пойдут на сбережение, часть будет потрачена (потреблена), вследствие чего произойдет новый прирост национального дохода, но вновь меньший из-за откладываемых сбережений и так далее.

При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор продаж: измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства: измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.


  1. ^ Как влияет туризм на национальное богатство

Национальное богатство является, с одной стороны, результатом многолетнего функционирования экономики страны, с другой- выступает базой, материальной основной для экономического развития страны.

Основными элементами национального богатства считаются: производительный капитал, оборотный капитал, резервы и запасы, основной капитал, имущество населения, богатства природы.

Современный туризм прямо или косвенно может быть связан со всеми элементами национального богатства. Так например известно что жилые дома и квартиры в Сочи часто используются как объекты размещения для приезжающих на отдых туристов.

Однако наиболее тесная взаимосвязь туризма с природными ресурсами национального богатства. Одна часть природных ресурсов представляет собой используемый ресурсы, вовлеченные в оборот (шахты), другая часть- разведанные природные ресурсы, потенциальное богатство.

Кроме того, все перечисленные элементы национального богатства имеют вещественное содержание и представляют материальное богатство общества. В информационном обществе в национальное богатство также включается человеческий капитал и информация. Данные обстоятельства способствуют изменению места и роли туризма в национальной экономике, в формировании и использовании национального богатства страны. В настоящее время обеспечить прорыв, победу на рынке невозможно без высокого уровня подготовленности кадров. Действительным богатством государства является интеллектуальный и духовный потенциал населения. Туризм в формировании, укреплении и упрочении запаса данного рода играет весьма существенную роль. Во-первых, современное производство ведет к неоправданно быстрому износу человеческого капитала, это проявляется в сокращении продолжительности жизни. Туризм с его рекреационными ресурсами противодействует данному износу, восстанавливает здоровье нации и формирует его запас. Рекреация является главные условием воспроизводства рабочей силы.


  1. ^ Какие экономические показатели традиционно используются для оценки роли и значения туризма

Формирование и развитие туризма характеризуется системой показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и качественную сторону.

Система показателей развития туризма включает:

  • объем туристского потока;

  • состояние и развитие материально-технической базы;

  • показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;

  • показатели развития международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).


  1. ^ Назовите и охарактеризуйте показатели которыми можно оценить эффект и эффективность функционирования предприятий туристского комплекса

Результативность функционирования субъектов туристского комплекса оценивается показателями прибыли и рентабельности. Вместе с тем общими показателями, по которым можно делать выводы о тенденциях развития субъектов туристского комплекса являются: капитал, объем продаж, прибыль. Рост этих показателей- тенденция положительная. Причем надо иметь ввиду что наиболее оптимальным является соотношение 100%<Тс<Tr<Tp. Данная система неравенств имеют следующее значение. Первое неравенство означает что экономический потенциал предприятия возрастает, т.е. масштабы его деятельности увеличиваются. Второе неравенство показывает что объем реализации возрастает более высокими темпами, чем экономический потенциал. Иначе говоря ресурсы используются более эффективно, растет отдача с каждого вложенного рубля. Третье неравенство указывает на то, что прибыль возрастает опережающими темпами. Это свидетельствует об относительном сокращении издержек производства и обращения. Аналитики считают данную систему неравенств «золотым правилом экономики предприятия».

Для того чтобы сравнить положение предприятия среди конкурентов, можно сравнить темпы роста основных показателей их деятельности. Чем выше темпы роста, тем динамичнее развивается предприятие, тем перспективнее вложение в него капиталов или сотрудничество с ним.


  1. ^ Как измеряется эффективность использования материальных ресурсов

Материальные ресурсы предприятия представляют собой его имущество, состоящее из материально-технической базы и материальные оборотные активы. Очевидно что эти две группы заметно отличаются друг от друга с позиций своей роли в процессе производства турпродуктов. Основные средства составляют основу долгосрочных активов предприятия туристского комплекса. Основным показателем их использования является фондооборот. Рассчитывается как отношение выручке к средней стоимости основных средств. Данный индикатор указывает сколько рублей выручки от продажи товаров, приходится на один рубль вложений в основные средства.

В зависимости от принадлежности предприятия к тому или иному сектору основной удельный вес в их материальных оборотных активах может принадлежать различным элементам этих активов (запасы сырья, незавершенное производство). Однако их эффективность можно определить через универсальную формулу расчета оборачиваемости некоторого вида оборотных активов. Средняя величина оборотных активов за отчетный период вычисляется как отношение совокупных потребленных оборотных активов за отчетный период к средней величине оборотных активов.


  1. ^ Какие показатели применяются для оценки эффективности использования человеческого капитала

Основными показателями эффективности использования трудовых ресурсов являются: производительность труда, число оперативных работников на одного работника аппарата управления, доля затрат на оплату труда в общей сумме затрат, темпы изменения производительности турда и средней оплаты труда, потери в связи с невынужденными простоями, а также др.

Главным показателем эффективности использования трудового потенциала является производительность труда- объем производства, приходящийся на одного работника, измеряемый в стоимостном выражении. Производительность труда рассчитывается как отношение выручки к численности работников. Производительность может быть часовой, сменной, месячной, квартальной, годовой.

Производительность труда в туризме может иметь три показателя: в стоимостной оценке; в натуральном выражении; комплексный показатель динамики эффективности труда. Первый показатель- выработка работников туристской индустрии. Она измеряется отношением выручки от реализации к численности работников. Второй- показывает сколько туристов обслуживает один работник туристской индустрии. Она измеряется отношением численности туристов к численности работников. Приведенные показатели могут иметь разные изменения, не связанные с трудовой активностью человека (изменение цен, тарифов). Поэтому для объективной оценки используется комплексный показатель, который означает уровень эффективности использования трудовых ресурсов в туристском комплексе. Он вычисляется как квадрат из умножения двух индексов: изменения производительности труда в стоимостной оценке и изменение производительности труда в натуральном выражении.

Также на эффективность использования трудового потенциала и повышение производительности труда работников влияют внешние (законодательная база, научно-технический прогресс, повышение квалификации) и внутренние факторы (совершенствование организации производства, применение методов стимулирования труда).


  1. ^ Как измерить эффективность финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы- средства предприятия, находящиеся в виде долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, средства в кассе и на банковских счетах. Хранение денег в кассе жестко регламентирована а их величина обычно не значительная по сравнению с другими активами. Поэтому оценка эффективности хранения денежных средств в кассе значения не представляет. Основную часть финансовых ресурсов предприятия держат на расчетных счетах в банках. Также часто денежные средства вкладывают в активы или операции. Существует индекс рентабельности инвестиции, по которому можно судить стоит ли инвестировать проект или нет. Он вычисляется как сумма исходных инвестиций и отношения поступлений в базисном периоде и ставка дисконтирования. Являясь относительным этот показатель характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений. Чем выше значение этого показателя, тем больше отдача от каждого рубля.


  1. ^ Перечислите и охарактеризуйте обобщающие показатели эффективности предприятий туристского комплекса

К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов можно отнести эффективность использования ресурсного потенциала предприятия, которая определяется отношением (выручки) к (стоимости основных +оборотных средств +затраты на оплату труда). Формула показывает сколько рублей выручки приходится на один рубль вложенных материальных, трудовых, финансовых ресурсов. В реальной практике шире используется показатель эффективности текущих затрат, который рассчитывается как отношение общей суммы доходов и общей суммы расходов. Данный показатель показывает отдачу с каждого рубля списанного на затраты в отчетном периоде.

В наиболее общем виде эффективность функционирования фирм туристского комплекса измеряются абсолютными и относительными показателями. Экономический эффект- это абсолютный показатель, характеризующий результативность деятельности и измеряемый в денежной форме. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности в качестве показателей эффекта используют показатели ВВП, ВНП, нац дохода и др. Показатели ВВП и ВНП могут быть подсчитаны и на уровне туристских фирм. На уровне предприятия показателями эффекта служат показатели валовой продукции, прибыли, важнейшим является показатель чистой прибыли. Однако только по этому показателю невозможно судить об уровне доходности предприятия. Поэтому используется показатель эффективности- относительный показатель, позволяет соизмерить полученный эффект с затратами и ресурсами, использованными для получения этого эффекта. Этот показатель может быть измерен в процентах. В общем виде показатель эффективности выражается как экономический эффект и величина ресурсов и затрат. Частный случай- коэффициент рентабельности, отношение прибыли к затратам.


  1. ^ Почему показатели развития рекреации и туризма можно использовать как показатели социально-экономической эффективности отечественной экономики, ее социализации

В соответствии с конституционными нормами конченым результатом функционирования и развития экономики и других сфер общественной жизнедеятельности выступает сам человек. Исходя из этого эффективность производства необходимо рассматривать не как чисто экономическую, а как социально-экономическую эффективность. Своеобразно выражая степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта, она связана с удовлетворением жизни населения, содержанием и условиями турад, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени, видами и формами отдыха, способами рекреации, видами и формами туризма. В свою очередь показатели развития туристского комплекса, экономические показатели развития туризма, особенно внутреннего и социального, можно рассматривать как показатели социализации экономики страны, как показатели социально-экономической эффективности.


  1. ^ Каковы особенности использования меркантилистической теории в развитии отечественного туризма

Первой из теорий международной торговли появилась меркантилистская теория, которая считала оправданным только экспорт. Главным достоинством меркантилизма является поддержка экспорта, сочетающаяся с активным протекционизмом и поддержкой отечественных производителей. Активный (въездной) туризм называют невидимым экспортом. Его особенностью является то, что туристские продукты не вывозятся из страны. Иностранные туристы, потребители этих продуктов, сами преодолевают значительные расстояния. Многие государства на основе данной теории проводят серьезную протекционистскую политику по развитию именно въездного туризма. Наиболее ярким меркантилистом в России стал Петр 1, всячески поощрявший российскую промышленность и экспорт товаров. Своими указами он устанавливал высокие ввозные пошлины, определял привилегии отечественным монополистам. В современной России сторонниками развития туризма можно считать Департамент туризма, объявившей первоочередной задачей развитие въездного туризма. Ученые требуют придать истинную приоритетность въездным видам туризма, определить этот вид деятельности как экспортный, с освобождением от налогообложения и приданием всех преференций, установленных для экспортных отраслей, а также подготовка высококвалифицированных менеджеров по въездному туризму.

В связи с подготовкой к празднованию 300летия Петербурга и 1000летия Казани губернаторы использовали меркантилистскую теорию как основу.


  1. ^ Можно ли использовать теорию абсолютных преимуществ для определения перспектив развития туризма

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита заключается в том, что стране целесообразно ввозить те товары, издержки производства которых у нее выше, чем у зарубежных государств, и вывозить те товары, по которым у нее издержки ниже, чем у зарубежных государств, т.е. имеются абсолютные преимущества. Теория абсолютных преимуществ имеет важное значение и в развитии международного туризма. Различные страны владеют различными туристскими ресурсами. Во-первых, это исключительные природные объекты. Во-вторых, это памятники истории и архитектуры. В третьих, произведения искусства, собранные в главных музеях мира. Эти факторы являются общечеловеческим достоянием и определяющим монопольное положение того или иного государства в международном туризма и побуждающие приезжать в него иностранных туристов. Географическое положение, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма.


  1. ^ Объясните перспективы развития туризма с точки зрения теории сравнительных преимуществ

  2. Каковы возможности использования в туризме теории жизненного цикла

Согласно теории жизненного цикла продукта, продукт, в том числе туристский, проходит следующие стадии: внедрение, рост, зрелость и упадок. Значимость и престиж этого продукта повышается или падает в зависимости от стадии ЖЦП. Эволюция такого продукта приводит к перемещению его производства из страны в страну.

Туроператоры, основные производители туристских продуктов, приспосабливаясь к эволюции турпродукта вынуждены осуществлять инновации в производство старых продуктов, разнообразить их, искать новые турпродукты. А также переносить производство старых турпродуктов в новые страны, новые туристские местности, перераспределяя туристские потоки. В международном туризме ключевым элементов туристского продукта является туристский центр, которому присуща эволюция, аналогичная ЖЦП. На стадии внедрения новых туристских местностей их жители сами начинают привлекать туристов. Последующий рост числа туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру. На стадии развития, когда число туристов превышает численность местного населения, реальный контроль за развитием туризма переходит к внешним компаниям. Они развивают инфраструктуру туризма быстрыми темпами. Этап зрелости туристского центра связан с замедлением роста прибытий иностранных туристов. Туристский центр становится более известным, в нем появляются отделения гостиничных сетей, франчайзинговые предприятия. После чего развитие этого центра достигает своего пика. Далее в связи с изменениями предпочтений туристов значение и роль данного центра падает. Заключительная стадия жизни центра связана с его малопривлекательностью для подавляющего числа туристов. Такой центр зависит от редких групп туристов.


  1. ^ Что вы можете сказать о перспективах развития туризма с точки зрения других теорий международной торговли

В 1961 г. шведский экономист Стефан Линдер сформулировал теорию подобия стран, которую называют также теорией спроса. Согласно теории спроса международная специализация страны в высокой степени зависит от внутреннего спроса. Выявляя спрос на внутреннем рынке, страна разрабатывает новый продукт и затем обращается к подобным рынкам. Действительно, высокий уровень спроса на внутренний туризм создает атмосферу и благоприятные условия для развития международного туризма. Создаются дополнительные места размещения и транспортная связь, развиваются природные и историко-культурные центры туризма. Поэтому страны, которые могут управлять большим внутренним спросом, готовы удовлетворять и международный спрос. Последним объясняются не только причины международного туризма, но и его интенсивность. Объем международных обменов должен быть большим между странами, которые имеют высокий уровень внутреннего туризма и одинаковую структуру.

Международные туристские обмены зависят от объема спроса и дифференциации туристского продукта. Туристы заинтересованы в том, чтобы пересекать границы, так как они хотят попробовать что-нибудь отличное от того, что имеют в своей стране, тем самым обусловливая взаимные туристские обмены между похожими странами, несмотря на то, что эти страны обладают одинаковыми ресурсами. Этот спрос специалисты называют спросом к разнообразию, который базируется на географических, культурных и других специфических различиях.


  1. ^ Покажите роль и значение туризма в миграциях денежного капитала

Мировые потоки движения капитала тесным образом связаны с состоянием и развитием как национального так и международного туризма. Взаимосвязь миграции капитала и туризма рассматриваются как а) туризм как поле международных инвестиций б) туризм как форма миграции капитала.

Важная особенность современного мира является увеличение доли сферы услуг, составной частью которой и является туризм. Высокая степень доходности туристского бизнеса привела к заметному росту инвестиций в индустрию туризма. Международное движение капитала в туризм осуществляется в виде прямых и портфельных инвестиций, а также ссуд. Иностранные инвестиции идут прежде всего в наиболее прибыльные элементы: сектор транспортных перевозок, в средства размещения и питания, а также в индустрию развлечений. Несмотря на то что экономическая политика РФ не способствует притоку иностранных инвестиций, все же иностранный капитал мигрирует и в российскую индустрию туризма. Россия также имеет пакет акций известного в карловых варах отеля империал.

Что касается туризма как формы вывоза капитала, то здесь основные субъекты туристского рынка ведут себя по- разному. Так, туроператоры, турагенты выступают своеобразными посредниками в организации движения капитала и определении объекта инвестирования капитала. Известно что в большинстве стран существуют ограничения на движение капитала за пределы страны. В России, помимо официальных контрактов с зарубежными партнерами, для переводов денежных средств необходимо разрешение Цб. В этих условиях туроператорские фирмы и некоторые турагентства имея налаженную систему международных переводов в различные страны, предлагают желающим услуги по осуществлению переброски капитала по своим каналам за %. Они также оказывают услгуи по покупки недвижимости за границей. В результате по оценкам экспертов хзарубежные активы РФ оцениваются приблизительно в 700млрд долл, из которых 300 млдр нелегально вывезенные из страны валюта, ценности, ресурсы. Российские вложения в зарубежную недвижимость составляют сотни млрд долл.

  1. Каковы особенности туризма как пространства для миграции капитала

  2. Почему туризм превратился в форму вывоза капитала




  1. Каковы роль и значение туризма в появлении на международном рынке ссудных капиталов новых финансовых центров

Своеобразный налоговый рай оффшорных зон и малоэффективная налоговая система России обусловили интерес ведущих турфирм и предпринимателей, занимающихся туристской деятельностью к оффшорному бизнесу. Интерес этот реализовался в двух основных направлениях. Во-первых, крупные туристские фирмы, туроператоры через различные схемы стали уводить из России свои доходы и прибыли. Во-вторых, туристские фирмы познакомившиеся с оффшорным бизнесом раньше других, стали брать на себя функции строго говоря не свойственные туризму. Они стали выполнять посреднические функции по оказанию услуг различным фирмам, ищущим способы уклонения от уплаты налогов или способы сохранения своего капитала. Изложенное свидетельствует о том, что туризм стал не только важной формой бегства капитала но и формой аккумуляции капитала в оффшорных зонах. В итоге туризм своеобразным образом способствовал возникновению на международном рынке ссудных капиталов новых финансовых центров. Такими финансовыми центрами наряду с традиционными Лондоном, Парижем, стали Гонконг, Кипр, Панама. По оценкам экспертов в оффшорных зонах размещено более 5 трл долл финансовых ресурсов, в том числе более 100 млрд долл российского происхождения.


  1. ^ Дайте характеристику туризму как пространству миграции человеческого капитала

Взаимосвязь туризма и миграции человеческого капитала можно рассматривать в двух аспектах: туризм как поле миграции, туризма как форма осуществления миграции.

Туризму как полю миграции характерны два потока мигрантов обусловленные сезонностью туристского бизнеса. Первый- высококвалифицированные специалисты гостиничного бизнеса и индустрии развлечений. Второй- неквалифицированная рабочая сила. Особенностью труда в сфере туризма является его неквалифицированный характер, 80% занятых в туризме. Дополнительный спрос на рабочую силу предъявляется в летние месяцы, в период наплыва туристов. В миграциях участвуют и россияне. На работу в индустрии туризма выезжает более 5000 человек, неофициально еще больше. В РФ также идет поток из Украины, Молдавии, Таджикистана. Что же касается туризма как формы осуществления миграции то туристские фирмы часто являются вывозом нелегальных мигрантов в Европу, транзитом.


  1. ^ Назовите и охарактеризуйте причины превращения туризма в форму вывоза человеческого капитала

  2. Назовите и охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны туризма как формы миграции человеческого капитала




  1. ^ Назовите и охарактеризуйте крупнейшие ТНК, функционирующие в туризме

Глобализация является одной из основных тенденций в индустрии международного туризма и сопровождается концентрацией доли рынка и влияния в руках крупных компаний. Ведущие международные туристские компании находятся в Великобритании, США, Германии и Японии. Крупнейшим рынком туристских потоков является Германия, где действуют компании Туристик Юнион Интернейшененл (образовалась в результате слияния трех туроператоров) и Никерман Анд Рейзен, производящие более половины всех турпакетов- соответственно 33 и 18% в Европе. Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире Томсон Холидэйз, которая принадлежит канадской группу Томсон корпорэйшен. Сектор туроперейтинга во Франции меньше чем в других европейских странах. Основные туроператоры Клаб Медитерэннс, Сотар, Фрэм, которые обеспечивают 30% национального рынка. В Японии- Джапэн Трэвэл.


  1. ^ Каковы роль и значение ТНК в регулировании туризма

Мировой рынок туристских услуг развивается в условиях конкурентной борьбы между странами. Структура и направление туристских услуг отдельных стран оказываются под влиянием изменения конкурентоспособности их турпродуктов на мировом рынке. В результате на мировом туристском рынке усиливаются позиции транснациональных корпораций. Туристская корпорация- предприятие, объединяющее на условиях долевого участия большое количество туристских фирм различного направления.

Туристские корпорации в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристский бизнес, транспортные, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентства в разных странах. Эти мощные комплексы оказывают существенное влияние на функционирование мирового туристского комплекса и активно участвуют в регулировании международного туризма.

Все транснациональные компании имеют гибкую организационную структуру и правильно пользуются научно – техническим прогрессом, что позволяет этим компаниям развиваться и получать большие доходы. Новая техника делает возможным объединение в одну корпорацию предприятий специализирующихся на  выпуске различных видов продукции.  Высокий уровень информационного обеспечения позволяет управлять из одного центра предприятиями, находящимися в разных странах.

Инициатива интернационализации производства в туризме исходит в значительной степени от стран-поставщиков туристов, которым она приносит наибольшие выгоды.


  1. ^ Перечислите основные международные организации, действующие в качестве корпоративных лиц на туристском рынке. Назовите их функции.

Наряду с экономическими институтами в туризме существуют и организации, которые являются корпоративными действующими лицами. Глобальное развитие туризма, широкое распространение связей и маршрутов, превращение туризма в международную туристскую индустрию потребовали международного управления туристской деятельностью и ее регулирования.

В этих целях были созданы международные туристские организации. Они определяют основные направления развития индустрии туризма в мире, разрабатывают принципы туристской деятельности, устанавливают норму и стандарты, способствуют сотрудничеству стран в сфере туризма. В настоящее время существует более 200 международных туристских организаций различного уровня и профиля.

К мировым туристским организациям общего характера относятся : Всемирная туристская организация, Всемирный совет по путешествиям и туризма, Международная ассоциация мирового туризма. В области туристского бизнеса действуют такие международные организации, как Всемирная федерация туристских агентств, Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств.

К мировым туристским организация отраслевого характера относятся: Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международная ассоциация гостиниц, ресторанов и кафе. (Хо-Ре-Ка).

Целями и задачами мировых международных туристских организаций общего характера являются: определение направлений развития мирового туризма, решение проблем, содействие страна- членам своих организаций в развитии национального туризма.

ВТО- в ее составе 138 государств. Основная цель в продвижении и развитии туризма как важнейшего средства содействию миру и взаимопониманию народов, экономическому развитию и процветанию, международной торговле, уважению и соблюдению прав и свобод человека. Качество туристского развития, окружающая среда.

Перед отраслевыми мировыми туристскими организациями стоят цели и задачи связанные с определением тенденций и путей развития своей отрасли в сфере туризма, разработкой единых норм и стандартов качеств, решением проблем развития своей отрасли.

ИАТА- членами являются 230 авиакомпаний. Основная цель является сотрудничество авиакомпаний мира для обеспечения безопасности, надежности и экономичности международных воздушных перевозок. Единые международные стандарты и тарифы, общие правила перевозок.

  1. ^ Дайте характеристику отечественным туристским организациям и ассоциациям.

Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации. В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агенств, перевозчиков. Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально разбираются в деталях и тонкостях. В России для создания ассоциаций туристских агентств ощущался дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного обеспечения продвижения национального турпродукта.

Российский союз предприятий туристской индустрии (РАТА). Создан в Москве в 1993 году. С 1997 член ВТО. В него входит 242 компании из 58 российских городов. При РАТА действует Комитет по внутреннему туризму, комиссии по детскому и молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме. Цели союза: защита интересов членов Союза, противодействие монополизму в туристской деятельности, защита интересов национальных производителей, представление интересов членов союза в международных организациях.

Ассоциация туристских организаций Евро Азия. В 1992г крупнейшие туристские организации и гостиничные предприятия России и СНГ объединились в ЕвроАзию. Сейчас более 106 членов из 11 стран СНГ. Основной задачей стало восстановление общего туристского пространства СНГ. Оптимальное использование имеющегося потенциала и восстановление внутреннего туризма на основе повышения качества услуг.

  1. ^ Объясните основные причины возникновения и развития Всероссийского народного туристского общества, его цели и перспективы функционирования

ВНТО- добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан и юл, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Одна из задач- восстановление и развитие туристского пространства России. Корпоративный путь в развитии туризма изначально ставит Россию в подчиненное положение к корпорациям, занимающим ведущее положение. Российские туроператоры не могут составить им конкуренцию. ВНТО не выступает против мирового туристского рынка, оно отказывается использовать корпоративные механизмы как ведущие в своей деятельности. Цели: расширение народно-патриотических инициатив средствами туризма; содействие воспитанию граждан страны средствами туризма и и приобщению их к истории России, её культуре; реализация программы развития туризма в России, расширение сферы социального туризма (доступный отдых) и др.


  1. ^ Поясните роль и значение государства в развитии рекреации и туризма

Государство в сфере экономики туризма осуществляет три основные функции: обеспечивает экономику туризма как и всю экономику в целом определенным количеством денежных средств; берет на себя регулирование внешних эффектов туристского рынка; обеспечивает удовлетворение потребностей субъектов туристского рынка в коллективных благах или общественных товарах.

Также существуют глобальные функции государства: эффективность, справедливость, стабильность. Эффективность связана с тем, что государство используя набор различных экономических инструментов должно создать такой экономический фон (общие экономические условия), который обеспечит эффективное функционирование экономики туризма, ее субъектов. Справедливость. Туристский рынок как и рынок вообще признает один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке туристских продуктов, туристских товаров, капиталов и рабочей силы. Отсюда справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел, так и низкие, тех кто оказался менее удачливым. Однако рыночное распределение не гарантирует прожиточного минимума занятым в туризме, поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги. Регулирование рабочей силы в туризме, материальное обеспечение безработных- тоже функция государства в экономике туризма. Что касается туризма, то доля путевок пенсионерам 1%, рабочим 2-3%. Государство должно расширять социально доступный туристский продукт.

Стабильность. Реализацию данной функции государство осуществляет с помощью целого ряда рычагов и индикаторов, сглаживающих цикличность развития экономики в целом и экономики туризма. Одним из важных инструментов этого рода является антиинфляционная политика государства.

Государственное регулирование туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, турагентов и туроператоров. Основными целями являются: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан; сохранение объектов туристского показа, туристских ресурсов. Основными приоритетными направлениями гос регулирования признаются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма, а также социального и самодеятельного туризма.
^ 80. Какие меры, способы или инструменты можно предложить для повышения эффективности государственного регулирования туристского комплекса.

Для эффективного использования прямых регуляторов необходимо выделение отдельной строкой в бюджете страны средств на развитие туризма, а также создание системы контроля за эффективным использованием этих средств. Для эффективного использования косвенных экономических регуляторов необходимы существенное изменения бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной и таможенной политики, направленных на развитие туризма. Первым этапом может стать разрешение о безвизовом режиме въезда иностранцев в Москву, Санкт-Петербург и Калининград.


1




Скачать файл (135.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru