Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Входной контроль на предприятии - файл 1.doc


Входной контроль на предприятии
скачать (211 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc211kb.22.11.2011 22:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

Чувашский Государственный Университет

им. И.Н.Ульянова


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Управление процессами»
На тему: «Входной контроль»


Выполнила:

студентка 5 курса

группы 51-04

Спиридонова И.В.

Проверил: Михайлов В.Н.

Чебоксары 2009

СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………………...3

1. История развития ликеро-водочного завода«Чебоксарский »…………………4

2. Производственные технологии, используемые на Чебоксарском ликероводочном заводе ……………………………………………………………..7


3. Сырьевая база ликероводочного завода «Чебоксарский» ………………..…...8

4. Организация входного контроля и экспертизы сырья и материалов…….……9

4.1 Входной контроль и испытания………………….…………………..………..10

4.1.1. Порядок проведения входного контроля…………………………..…...…10

4.1.2 Входной контроль вспомогательных материалов……………………….…13

4.1.3 Входной контроль спирта этилового-сырца и спирта этилового ректификованного, виноматериалов, коньячных спиртов и соков………..……13

4.1.4 Входной контроль тары……………………………………….……………..14

4.1.5 Входной контроль поступающих на предприятие энергетического и технологического оборудования, ….……………………………………….……..15

4.2 Контроль и испытания в процессе изготовления продукции………….…….15


СОДЕРЖАНИЕ 2

1. История развития ликеро-водочного завода«Чебоксарский »…………………4 2

2. Производственные технологии, используемые на Чебоксарском ликероводочном заводе ……………………………………………………………..7 2

4.1.3 Входной контроль спирта этилового-сырца и спирта этилового ректификованного, виноматериалов, коньячных спиртов и соков………..……13 2

4.1.4 Входной контроль тары……………………………………….……………..14 2

4.1.5 Входной контроль поступающих на предприятие энергетического и технологического оборудования, ….……………………………………….……..15 2

4.2 Контроль и испытания в процессе изготовления продукции………….…….15 2

Введение 5

Входной контроль проводится с целью предотвращения запуска в производство продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации (НТД), договоров на поставку. Входной контроль осуществляется по требованиям и методам НТД на контролируемую продукцию, договорах на ее поставку. Исходя из стабильности качества продукции поставщиков, важности отдельных параметров для функционирования выпускаемой продукции определяется номенклатура продукции, контролируемые параметры, вид контроля и объем выборки, которые устанавливаются в перечне продукции, подлежащей входному контролю. 5

Входной контроль может быть сплошным или выборочным. Входной контроль сырья и технологических материалов осуществляет группа входного контроля, входящая в состав отдела технического контроля (ОТК). Основными задачами входного контроля являются: Проверка наличия сопроводительной документации на продукцию, удостоверяющей ее качество; Контроль соответствия качества продукции требованиям НТД; 5

Накопление статистических данных о фактическом уровне качества получаемого сырья и материалов. Методы и средства, применяемые при входном контроле применяются в соответствии с требованиями НТД на контролируемую продукцию. К входному контролю допускается продукция принятая ОТК предприятия-поставщика и поступившая с документом о качестве. При проведении входного контроля проводится : 5

Проверка сопроводительных документов (сертификат качества, паспорт о качестве и др.) удостоверяющих качество поступившей продукции, с регистрацией в журнале учета поступлений сырья и технологических материалов; 5

Проверка соответствия упаковки, маркировки, внешнего вида, геометрических размеров;При выявлении в процессе входного контроля несоответствия установленным требованиям бракуется, в дальнейшем технологическом процессе не используется, поставщику предъявляется рекламация. 5

^ 1.История развития ликеро-водочного «Чебоксарский» 6

2. Производственные технологии, используемые на 9

предприятии 9

3. Сырьевая база предприятия 10

4. Организация входного контроля и экспертизы сырья и материалов 12

^ 4.1 Входной контроль и испытания 13

4.1.2 Входной контроль вспомогательных материалов 15

4.1.3 Входной контроль спирта этилового-сырца и спирта этилового ректификованного, виноматериалов, коньячных спиртов и соков 16

^ 4.1.4 Входной контроль тары 16

4.2 Контроль и испытания в процессе изготовления продукции 18

4.3 Контроль качества и безопасности готовой продукции 19

^ 4.4. Анализ несоответствий, принятие решений по обращению с несоответствующей продукцией 21

5. Хранение сырья и готовой продукции 22

6. Фирменная торговля предприятия 24

7. Маркетинговая политика 25

на внешних рынках. 25

Заключение …………………………………………………………………….29

Введение

Входной контроль проводится с целью предотвращения запуска в производство продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации (НТД), договоров на поставку. Входной контроль осуществляется по требованиям и методам НТД на контролируемую продукцию, договорах на ее поставку. Исходя из стабильности качества продукции поставщиков, важности отдельных параметров для функционирования выпускаемой продукции определяется номенклатура продукции, контролируемые параметры, вид контроля и объем выборки, которые устанавливаются в перечне продукции, подлежащей входному контролю.

Входной контроль может быть сплошным или выборочным. Входной контроль сырья и технологических материалов осуществляет группа входного контроля, входящая в состав отдела технического контроля (ОТК). Основными задачами входного контроля являются: Проверка наличия сопроводительной документации на продукцию, удостоверяющей ее качество; Контроль соответствия качества продукции требованиям НТД;

Накопление статистических данных о фактическом уровне качества получаемого сырья и материалов. Методы и средства, применяемые при входном контроле применяются в соответствии с требованиями НТД на контролируемую продукцию. К входному контролю допускается продукция принятая ОТК предприятия-поставщика и поступившая с документом о качестве. При проведении входного контроля проводится :

Проверка сопроводительных документов (сертификат качества, паспорт о качестве и др.) удостоверяющих качество поступившей продукции, с регистрацией в журнале учета поступлений сырья и технологических материалов;

Проверка соответствия упаковки, маркировки, внешнего вида, геометрических размеров;При выявлении в процессе входного контроля несоответствия установленным требованиям бракуется, в дальнейшем технологическом процессе не используется, поставщику предъявляется рекламация.

^

  1. История развития ликеро-водочного «Чебоксарский»



Предприятие основано в 1899 году. Основная деятельность - производство, хранение, поставка водки и ликероводочных изделий. Генеральная лицензия на экспорт алкогольной продукции. Собственная фирменная торговая сеть.

За последние 10 лет завод полностью реконструирован. Сегодня все цеха - это светлые, обустроенные помещения с оригинальным дизайном, уголками психологической разгрузки. Мощность предприятия - свыше 2,5 миллиона декалитров алкогольной продукции в год. Работая в одну смену, завод может полностью удовлетворить существующий покупательский спрос по количеству, качеству, упаковке, ассортименту выпускаемой продукции. Основная номенклатура изделий - это водка, наливки, настойки, бальзам, пунш, десертные напитки, приготовленные из зернового спирта и натурального, экологически чистого сырья. Продукция завода продается в основном в Чувашской Республике, а также за ее пределами, в частности в Москве, Московской, Нижегородской и других областях. В 2000 году получена генеральная лицензия на экспорт и начата поставка продукции в зарубежные страны.

В 1901 году на предприятии работало 75 человек, через лавки продавалось 82000 ведер водки, что соответствует 102500 декалитров.

В империалистическую войну завод был законсервирован. Возрождение его состоялось лишь в 1927 году. С каждым годом начал расширяться ассортимент его продукции. Уже в 1932 году завод выпускал хлебное вино всех видов, а так же разливал “питейный” денатурат. С 1939 года завод начал вырабатывать так же и ликеры, наливки, настойки. С этих пор начал именоваться он Чебоксарским ликеро-водочным заводом. В1948 году крепкие напитки представляли примерно двадцать названий.

В 1950 году на предприятии запустили первую автоматическую розливочную линию. Решались и социальные вопросы. На заводе появился крольчатник, свинарник, даже корову завели... Под огороды рабочим было выделено более четырнадцати гектаров природной земли.

Однако переломным в истории завода стало - о чем неустанно повторяем - последнее десятилетие. В эти годы он превратился в крупное современное предприятие, оснащенное импортным оборудованием.

За одну смену завод может дать столько продукции, что может он заполнить рынок Чувашии, отправить ее в другие области России.

Ныне Федеральное государственное унитарное предприятие ликеро-водочный завод “Чебоксарский” выпускает более пятидесяти сортов хмельных изделий гарантированного качества. Производимая ныне продукция по всем параметрам соответствует мировым стандартам. Общий объем ее производства сегодня составляет более миллиона декалитров (однако это менее 35 процентов имеющейся мощности).

...Основные принципы, заложенные сто лет тому назад в вино-водочную промышленность министром финансов России бароном Сергеем Юльевичем Витте, обеспечили - подумать только! - сегодня ликеро-водочному заводу “Чебоксарский” международное признание. Потому что именно на нем подошли к ним творчески!

Многие поколения мастеров завода, сменяя друг друга, сохранили и донесли до нас многовековые традиции российского водочного ремесла, исконно русских водок, наливок и настоек, обладающих кристальной чистотой, тонким неповторимым ароматом, изысканным вкусом. Говоря об этом, можно сказать, что старь (традиции) здесь новизну держит.
Коллектив завода имеет следующие наиболее высокие и престижные награды:

- Отраслевой “Знак Прогресса”- за технологическое перевооружение предприятия в 1997 году;

- Почетный диплом и знак “Символ России” на выставке “Русская водка” в номинации “Русская коллекция”. 1997 год. Учреждена была эта премия концерном “Росалко”;

- “Большой золотой приз за международное качество - 98”. Испания.

- “Факел Бирменгема -98” - за экономическое выживание и развитие в период перехода к рыночной экономике”. Германия.

- “Гран При”- участие в международной программе “Партнерство во имя прогресса”. 1998 год. Израиль;

- золотые, себряные ,бронзовые медали “Всероссийского Выставочного Центра” (ВВЦ). 1997-1998 г. Москва;

- золото, серебро, бронза на “Международной осенней выставке вин и водок “ЛенЭкспо”.1997-1998 год. Санкт-Петербург;

- золото, серебро, бронза на “Сочинской Международной выставке “Вино и водка”. 1997-1998 годы;

- золото, серебро, бронза на Международной выставке “Напитки и технологии “Интердринк”. 1998 год,

- золото, серебро, бронза на “III Всероссийском промышленно-экономическом форуме”. 1998 год. Нижний Новгород;

- золото, серебро, бронза - “Первый Международный дегустационный конкурс ликеро-водочной продукции в рамках Международной ярмарки “Продэкспо-99”.Москва...

Признанием высоких результатов проделанной работы стало также награждение Государственного объединения “Чувашспирт”(январь 1996 год.) Почетным дипломом на Российско-Американском алкогольном конгрессе в США а также награждение почетным дипломом и медалью на первом конгрессе российских производителей алкогольной продукции. (Москва. Апрель 1996 г.).

Двенадцати наименованиям изделий завода в январе 2000 г. присвоен знак “Московское качество”.

Три изделия - это водки “Акатуй”, “Чебоксарская” и “Виват, Россия” вышли в 1999 году в финал конкурса “Сто лучших товаров России” и получили две серебряные и золотые медали.

Замечательно! В июне 1998 года в Санкт-Петербурге на международной ярмарке вин и водок изделия завода произвели настоящий фурор. Все десять представленных на ней наименований завоевали призовые места! Пять золотых медалей присуждены водкам”Виват,Россия!”, “Акатуй”, “Чебоксарская”,”Атал”, “Шупашкар”. Пяти серебряных медалей на дегустационном конкурсе были удостоены ликеро-водочные изделия “Сул Курки”, “Нарспи”, “Сетнер”, “Клюковка”, бальзам “Парне”. Таким образом с каждой завоеванной наградой прибавлялись не только медали на этикетках, но и повышался авторитет предприятия-изготовителя.

Аромат успеха веет над заводом... Очень показательна динамика роста выпускаемой продукции на Чебоксарском ликеро-водочном заводе. К 1940 году его мощность составляет всего 470 тысяч декалитров в году и ассортимент продукции был крайне беден. Благодаря реконструкции, техническому перевооружению, совершенствованию производства (к этой теме мы будем еще обращаться), сегодня мощность составляет около 3,0 млн. декалитров спиртных напитков в год.

В целях концентрации усилий по решению технических, технологических и финансовых вопросов в 1992 году на базе ликеро-водочного завода “Чебоксарский” было создано Государственное объединение “Чувашспирт”, в состав которого вошли также спиртзаводы “Ядринский” и “Марпосадский”. Генеральным директором Объединения был избран директор ЛВЗ “Чебоксарский” Геннадий Иосифович Ватковский.

Завод не только нашел путь адаптации в рыночной экономике, но продолжает интенсивно преумножать достигнутые успехи. На предприятии царит дух новаторства, стремления к постоянным изменениям в лучшую сторону и совершенствованию. Подобный новаторскийэнтузиазм царит и на Ядринском, и на Марпосадском спиртзаводах. Прежде всего надо сказать, что объединение творческих усилий сразу трех предприятий дало многое. Так, реконструкция производства спирта позволила увеличить объемы выработки уже в 1995 году по сравнению с 1992 годом на 38 (!) процентов. Завершение строительства цеха на Ядринском спиртзаводе и интенсивное интенсификация производства позволила увеличить выход спирта из одной тонны зерна на десять процентов, а себестоимость самого спирта снизить на пятнадтцать процентов. Да плюс еще на заводе появилось пятьдесят новых рабочих мест. Это плюс немалый...

Кроме того, надо добавить и то, что на спиртзаводах Объединения начался собственный розлив водок. В результате чего производственная его мощность возросла на 800 тысяч декалитров в гоПредприятие основано в 1899 году. Основная деятельность - производство, хранение, поставка водки и ликероводочных изделий. Генеральная лицензия на экспорт алкогольной продукции. Собственная фирменная торговая сеть.

За последние 10 лет завод полностью реконструирован. Сегодня все цеха - это светлые, обустроенные помещения с оригинальным дизайном, уголками психологической разгрузки. Мощность предприятия - свыше 2,5 миллиона декалитров алкогольной продукции в год. Работая в одну смену, завод может полностью удовлетворить существующий покупательский спрос по количеству, качеству, упаковке, ассортименту выпускаемой продукции. Основная номенклатура изделий - это водка, наливки, настойки, бальзам, пунш, десертные напитки, приготовленные из зернового спирта и натурального, экологически чистого сырья. Продукция завода продается в основном в Чувашской Республике, а также за ее пределами, в частности в Москве, Московской, Нижегородской и других областях. В 2000 году получена генеральная лицензия на экспорт и начата поставка продукции в зарубежные страны.

Высокое качество и современный дизайн изделий завода отмечен более чем 100 наградами международных и российских выставок и конкурсов, два изделия получили Платиновые знаки качества XXI века. Завод - лауреат конкурса IOOO лучших предприятий России.

Ликероводочный завод <Чебоксарский> имеет положительный баланс, работает прибыльно и всегда готов укреплять сложившиеся и расширять новые деловые отношения с надежными партнерами.

С целью повышения общего уровня качества на заводе разработана и внедрена система качества в соответствии с международным стандартом МС ИСО 9001:2000. Сертификат выдан международным органом по сертификации .

^

2. Производственные технологии, используемые на

предприятии



На заводе действует новая ректификационная установка мощностью 3 000 дал в сутки, которая вырабатывает спирт ректификат с наилучшими показателями чистоты и качества, что позволяет производить новые оригинальные виды водок. Расширена станция по обработке воды и водно-спиртовой жидкости белорусским чёрным кремнем, что дало возможность увеличить объёмы производства наиболее популярных водочных изделий высшего качества.

Отличительной особенностью является то, что завод работает на своём высококачественном натуральном экологически чистом сырье. Лекарственные и пряно-ароматические травы выращиваются на подведомственных заводах объединения, а необходимые для приготовления ликёроводочных изделий крепких плодовых напитков экстракты, настойки и концентраты вырабатываются на специальном экспериментальном участке мощностью 25 тыс. дал в год. В настоящее время на заводе имеются два участка по розливу продукции: водочный и винный. На водочном установлено 5 автоматизированных розливных линий, 3 из которых итальянские. На винном - также 5, из них одна – итальянская с укупоркой корковой пробкой и усадочным колпачком. На винном участке разливаются вина, напитки плодовые крепкие и ликероводочные изделия. Средний объём розлива на одной линии для ёмкости 0,5 л составляет 2 300 дал, для ёмкости 0,7 л – 3100 дал в смену.

На всех линиях розлива установлены капельно-струйные принтеры фирмы « Вилетт» для нанесения маркировки на колпачки бутылок для защиты фирменной продукции. На заводе установлен итальянский этикеточный автомат для оформления продукции акцизной маркой, автоматы укладки бутылок полиэтиленовые и картонные ящики, а также автомат оклейки картонных ящиков.

Поставка посуды осуществляется самовывозом в полиэтиленовых пакет-поддонах, имеются два деполизатора по разборке посуды с пакет-поддонов, 40% грузов перевозится собственным транспортом. Компьютеризированный учет готовой продукции.

Для того, чтобы держать марку качества, огромное внимание на заводе уделяется оснащению лаборатории современным передовым оборудованием. Так, для контроля качества выпускаемой продукции действуют хроматограф «Цвет-560» и первый газовый хроматограф НР 6890 производства американской фирмы «Хьюлетт-Паккард», который работает в режиме ЭВМ, обрабатывая данные хроматографических исследований с расчетами площадей, времени удержания хроматографических пиков, количества и состава примесей. Специальное печатное устройство дает наглядное изображение аналитических материалов. В лабораторной деятельности используются также атомно-абсорбционный спектрофотометр С-115М1, минерализатор «АПИОН» и др.

Внедрение передовых производственных технологий способствует активной разработке и выпуску новых улучшенных видов продукции. Только за последнее время специалистами завода разработано около 30 наименований разнообразных изделий, которые в целях охраны промышленной собственности патентуются как по композиции ингредиентов, так и по способам производства.

^

3. Сырьевая база предприятия



Для изготовления водок применяют следующее сырье и материалы:

- спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья по СТБ 1334;

- воду питьевую с жесткостью до 0,2 ммоль/дм3 по СТБ 1188. СанПиН 10-124 РБ;

- уголь активный древесный дробленый марок БАУ-А и ДАК по ГОСТ 6217 и других марок, разрешенных Министерством здравоохранения РФ для изготовления водок и особых водок;

- сахар-песок по ГОСТ 21;

- сахар-рафинад по ГОСТ 22;

- натрий двууглекислый по ГОСТ 2156;

- кислоту уксусную лесохимическую по ГОСТ 6968;

- кислоту винную по ГОСТ 21205;

- кислоту уксусную по ГОСТ 61;

- уксус спиртовый пищевой по нормативному документу;

- уксус яблочный натуральный по нормативному документу;

- кислоту лимонную по ГОСТ 908;

- кислоту молочную по ГОСТ 490;

- кислоту аскорбиновую пищевую по нормативному документу;

- фруктозу по нормативному документу;

- кислоту соляную по ГОСТ 3118;

- кислоту янтарную по ГОСТ 6341;

- сок березовый натуральный по нормативному документу;

- глюкозу кристаллическую гидратную по ГОСТ 975;

- калий йодистый по ГОСТ 4232;

- калий марганцовокислый по ГОСТ 20490;

- калий хлористый по ГОСТ 4568;

- соль поваренную пищевую йодированную по ГОСТ 13830;

- мед натуральный по ГОСТ 19792;

- глицерин дистиллированный по ГОСТ 6824;

- молоко сухое обезжиренное по ГОСТ 10970;

- настои из зернового сырья, пищевые добавки натуральные или идентичные натуральным по нормативному документу;

- картон фильтровальный по ГОСТ 12290;

- ткани хлопчатобумажные и смешанные суровые фильтровальные по ГОСТ 332.

-кремень по нормативному документу и (или) разрешенный к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

-другие виды сырья и материалов, разрешенные к применению в производстве водок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, соответствующим требованиям нормативного документа и предусмотренные рецептурами, утвержденными в установленном порядке, для конкретного наименования водок.

^ Для изготовления ликеро-водочных изделий применяют следующее сырье и материалы:

- этиловый ректификованный спирт из пищевого сырья по СТБ 1334, кроме спирта первого сорта;

- воду питьевую с жесткостью до 0,2 ммоль/дм3 по СТБ 118 СанПиН 10-124 РБ;

- сахар-песок по ГОСТ 21;

- сахар-рафинад по ГОСТ 22;

- кислоту лимонную по ГОСТ 908;

- сок березовый натуральный по нормативному документу;

- мед натуральный по ГОСТ 19792;

- картон фильтровальный по ГОСТ 12290;

- ткани хлопчатобумажные и смешанные суровые фильтровальные по ГОСТ 332.

-водно-спиртовые морсы и соки плодово-ягодные спиртованные, вино виноградное по действующей нормативной документации;

-ароматные спирты и водно-спиртовые настои, получаемые из ароматического растительного сырья и этилового ректификованного спирта не ниже степени «высшей очистки» в соответствии с производственным технологическим регламентом на производство водок и ликеро-водочных изделий;

-эфирные масла, ароматизаторы и пищевые натуральные или идентичные натуральным добавки по нормативным документам;

Сырье и материалы, применяемые для приготовления ликеро-водочных изделий и водок, должны соответствовать требованиям нормативных документов СанПиН 11-63 РБ. Содержание радионуклидов а сырье не должно превышать республиканских допустимых уровней.
^

4. Организация входного контроля и экспертизы сырья и материалов



Лаборатория по контролю производства предприятия аккредитована в системе аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Чувашия. В своей деятельности ЛКП руководствуется Положением и Руководством по качеству лаборатории, документами системы менеджмента качества, системы НАССР.

Положение о лаборатории по контролю производства разработано в соответствии с требованиями системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Чувашия, Национальной системы подтверждения соответствия РФ и устанавливает задачи, функции, права, обязанности, ответственность и взаимодействие ЛКП.

Руководство по качеству лаборатории по контролю производства является основным документом, официально подтверждающим наличие в лаборатории внутренней системы качества при проведении испытаний в области качества выпускаемой продукции.

Руководство по качеству описывает внутреннюю систему качества, созданную для реализации политики лаборатории по контролю производства и достижение ее целей в области проводимых испытаний. Функционирование внутренней системы качества обеспечивает высокое качество, достоверность и объективность испытаний в области качества выпускаемой продукции.

Руководство по качеству является обязательным для всех сотрудников ЛКП, принимающих участие в организации и проведении испытаний. Руководство по качеству соответствует требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025.
^

4.1 Входной контроль и испытания



4.1.1. Порядок проведения входного контроля

Главной целью проведения входного контроля является выявление несоответствующих требований, установленных к закупаемой продукции и предотвращение использования ее в производстве.

Задачами входного контроля являются:

  • проверка наличия сопроводительной документации на поставляемую продукцию, удостоверяющую качество и комплектность;

  • контроль по документации соответствия качества поставляемой продукции требованиям ТНПА;

  • отбор проб (образцов) и контроль качества и безопасности поставляемой продукции в соответствии с перечнем продукции, подлежащим входному контролю, схемой технохимконтроля;

  • накопление статистических данных о фактическом уровне качества и безопасности поставляемой продукции;

  • периодический контроль за соблюдением правил и сроков хранения;

  • информирование руководителей соответствующих подразделений о результатах входного контроля;

  • своевременное оформление актов на забракованную продукцию;

  • выставление претензий, рекламаций поставщикам о несоответствии качества поставленной продукции требованиям ТНПА;

  • применение к поставщикам штрафных санкций.

Виды продукции, подлежащей входному контролю, устанавливаются в разработанном начальником ЛКП перечне, с указанием наименования продукции, контролируемых показателей, срока и условий хранения и утвержденного генеральным директором.

К входному контролю допускается продукция, поступившая с сопроводительной документацией (ТТН, паспорта, сертификаты качества, сертификаты соответствия, удостоверения о государственной гигиенической регистрации, инструкции и другие документы, оговоренные в договоре/ контракте) на поставку.

Продукция, поступившая на предприятие без сопроводительной документации, удостоверяющей ее качество, или с неправильно оформленной документацией предприятия-поставщика, на входной контроль не допускается.

Поступившая продукция разгружается на специальные приемочные площадки или в складские помещения раздельно по поступившим партиям, маркам, наименованиям, размерам и т.д. После чего входной контроль производится необходимыми средствами измерений, контроля, испытаний и оргтехники, а также в соответствии с требованиями ОТ и ТБ.

При проведении входного контроля на комплектность проверяются:

  • сопроводительные документы, удостоверяющие качество и безопасность продукции;

  • внешний вид поступившей продукции;

  • качество упаковки;

  • наличие клейм, пломб предприятия-изготовителя;

  • комплектность;

  • наличие и качество маркировки;

  • отсутствие механических повреждений.

Входной контроль на соответствие продукции критериям качества и безопасности проводится в соответствии с требованиями ТНПА на каждый вид сырья и вспомогательных материалов.

Посетив лабораторию, я ознакомилась с ГОСТ 6805-97 «Кофе натуральный жареный», в соответствии с которым осуществляется приемка кофе натурального жареного для производства коньячных изделий. При приемке кофе из партии отбирают пару образцов (упаковок) и определяют органолептические показатели: запах, вкус, цвет, цельность зерна. А затем делают вывод о его качестве и применимости для использования в производстве. В основном предприятие отдает предпочтение кофе натуральному «Арабика».

После окончания приемки и получения результатов из лаборатории кладовщик производит отметку о соответствии партии продукции требованиям качества в журнале входящей продукции и передает документы в бухгалтерию для учета, в отдел АСУ для внесения данных в базу АСУ и складирует продукцию на хранение в предназначенном для ее месте склада. Сопроводительный талон помечается зеленой полосой и хранится на складе с партией продукции (Приложение Ж).

Продукция, имеющая отклонения от требований документации до принятия решения по ней, берется на ответственное хранение и складируется в местах, исключающих ее смешение с соответствующей продукцией, сопроводительный талон помечается желтой полосой.

Отклоненная от приемки или забракованная продукция изолируется в специально отведенное место, а сопроводительный талон отмечается красной полосой.

Для продукции, забракованной по результатам контроля и испытаний, согласно СТП 8.3-01, поставщик имеет право потребовать повторения контроля качества партии продукции с участием своего представителя. Результат такой двусторонней проверки является окончательным, о чем составляется акт и информируются службы ОСиЗ, главный юрисконсульт, для дальнейших действий в соответствии с СТП 7.2.3-01, по возврату продукции поставщикам.

При необходимости для участия в оценке качества и безопасности поступающего сырья и вспомогательных материалов могут приглашаться эксперты унитарного предприятия по оказанию услуг . В этом случае результаты входного контроля оформляются актом экспертизы.

ЛКП периодически проводит проверки соблюдения условий и сроков хранения, упаковки и маркировки поступившей на предприятие продукции. В случае нарушений и несоответствий результаты оформляются актом.

Периодический контроль за соблюдением условий и сроков хранения предусматривает также проверку:

  • порядка приемки, учета, складирования закупленной продукции в соответствии с требованиями ТНПА;

  • обеспечения выдачи продукции, сырья и вспомогательных материалов с установленными гарантийными сроками хранения и соблюдение принципа однородности продукции (одного поставщика);

  • изоляции продукции, забракованной входным контролем;

  • вывоза забракованной продукции поставщику или ее утилизацию.

Порядок обращения с несоответствующей продукцией изложен в СТП 8.3-01.

Брак продукции внешних поставщиков, обнаруженный в процессе использования, оформляется актом. Акты регистрируются начальником ЛКП в «Журнале учета несоответствий». В случае выявления несоответствия продукции в процессе производства применяется СТП 8.3-01.

При наличии систематических несоответствий, обнаруженных при входном контроле, сотрудники ОСиЗ проводят анализ поставщика и при необходимости выносят проблемы на обсуждение Координационного совета для принятия решения. Персонал, осуществляющий все виды контроля и испытаний продукции, имеет соответствующее образование и подготовку.


^

4.1.2 Входной контроль вспомогательных материалов



Входящая продукция берется на учет заведующим складом и предъявляется ЛКП. Кладовщик на взятую на учет партию продукции заполняет приходный ордер, который является основанием для принятия продукции на материальный склад, регистрирует в книге приходов материального склада и заполняет сопроводительный талон (Приложение Ж), с обязательным указанием срока хранения продукта и даты его изготовления. Вспомогательные материалы (этикетка) предназначенные для изготовления экспортных заказов, помечаются сопроводительным талоном голубого цвета.

Отбор проб вспомогательных материалов производится сотрудником ЛКП в соответствии с требованиями ТНПА на каждый вид продукции с оформлением акта отбора проб. Пробы отбираются из каждой партии. Партией считается любое количество продукции, изготовленное предприятием, одного наименования, одной даты отгрузки, оформленное одним документом о качестве.

Отобранные пробы (образцы) поставленной продукции передаются в ЛКП с прилагаемым к ним актом отбора проб, ТТН, журналом учета сдачи документов в ЛКП. Инженеры-лаборанты ЛКП проводят контроль и испытания по показателям, определенным в перечне продукции, подлежащей входному контролю, по методикам в соответствии с требованиями ТНПА. Результаты испытаний по входному контролю регистрируются в журналах.

Информация о результатах входного контроля инженером-лаборантом передается начальнику ЛКП.

Инженер-лаборант, осуществляющий испытания по входному контролю, делает соответствующую отметку в ТТН (заключение о соответствии продукции качеству, указывается ТНПА, фамилия, подпись и штамп ЛКП), для материального склада – отметку в «Журнале сдачи документов в ЛКП» и при необходимости в сопроводительном талоне и возвращает его на склад. Несоответствие вспомогательных материалов требованиям качества, обнаруженные в процессе использования их в производстве, оформляется актом.

^

4.1.3 Входной контроль спирта этилового-сырца и спирта этилового ректификованного, виноматериалов, коньячных спиртов и соков



Входной контроль спирта-сырца, спирта этиловго ректификованного, виноматериалов, коньячных спиртов и соков осуществляется в соответствии с требованиями ТНПА и других документов, утвержденных в установленном порядке.

Спирт этиловый - сырец, спирт этиловый ректификованный, виноматериалы, коньячные спирты и соки принимают партиями. Партией считается количество сырья одного наименования, одной даты отгрузки, оформленное одним документом о качестве. При транспортировке в цистернах каждую цистерну принимают за партию.

Отбор проб, хранение, использование их для проведения лабораторных исследований производится в соответствии с требованиями ТНПА (СТБ, ГОСТ, ТУ, инструкции и др.) и составляется акт отбора проб. Отобранные пробы помечаются этикеткой.

Результаты испытаний регистрируются в лабораторных журналах по входному контролю спирта этилового - сырца, спирта этилового ректификованного, виноматериалов, коньячных спиртов и соков. При проведении исследований качества спирта газохроматографическим методом, хроматограммы подшиваются в папку. Приемка спирта осуществляется складом по приему, хранению и отпуску спирта с оформлением акта об отгрузке и приемке спирта и регистрацией в журнале учета движения спирта в складом по приему, хранению и отпуску спирта по сортам.
^

4.1.4 Входной контроль тары



Водки и ликеро-водочные изделия разливают в стеклянные бутылки по ГОСТ 10117.1, ГОСТ 10117.2, в бутылки с винтовой резьбой на венчике различных типов и конфигураций по нормативным документам, сувенирные бутылки по СТБ 117 и другим нормативным документам, стеклянные, хрустальные, фарфоро­вые графины и другие виды потребительской тары, изготовленные из материалов, разрешенных Министерством здравоохранения РФ для контакта с продуктом данного вида.

Бутылки, как правило, изготавливают из обесцвеченного или полубелого стекла.

Приемку стеклянной тары, поступившей по железной дороге, осуществляют в следующем порядке. Доверенное лицо по получению груза до вскрытия вагона или получения контейнера, должно проверить их состояние, наличие и исправность пломб отправителя, выявить по сопроводительным документам, не подвергалась ли стеклянная тара перегрузке в пути, и в случае обнаружения нарушений одного из указанных условий, потребовать составления коммерческого акта, в котором по ре­зультатам количественной проверки груза, отразить обнаруженную недостачу (из­лишек), сверхнормативные потери (бой) стеклянной тары.

Бутылки принимают партиями. Партией считают количество бутылок одного типа и вместимости, выработанное из стекла одной марки, одной даты отгрузки и оформленное одним документом о качестве.

Для контроля качества бутылок отбирают выборку от партии в соответствии с требованиями ТНПА на каждый вид тары.

Определение показателей качества бутылок производится сотрудником ЛКП утвержденными методами контроля в соответствии с требованиями действующих ТНПА.

При получении неудовлетворительных результатов контроля хотя бы по одному из показателей по нему проводится повторный контроль удвоенной выборки, взятой от той же партии. Если при повторном контроле обнаружены бутылки, не соответствующие требованиям качества хотя бы по одному из показателей, партия бракуется, о чем комиссия, в составе зав. материальным складом, представителя ЛКП, бухгалтера, начальника тарно-посудного участка и поставщика, составляет акт, который утверждается представителем руководства.

Результаты испытаний по входному контролю регистрируются в лабораторных журналах. Информация о результатах входного контроля передается начальнику ЛКП и заинтересованным подразделениям. Инженер-лаборант, осуществляющий испытания по входному контролю, делает соответствующую отметку в ТТН (заключение о соответствии тары требованиям качества, указывает ТНПА, фамилию, подпись, штамп ЛКП).

Несоответствие тары требованиям качества, обнаруженные в процессе ее использования в производстве, оформляется актом.

При принятии решения и с согласия поставщика бутылка с предварительной оценкой качества несоответствующей продукции в партии разбраковывается во время использования. Окончательный вывод о количестве брака производится по факту, о чем составляется акт, брак утилизируется или возвращается поставщику и применяется действие согласно СТП 8.3-01, СТП 7.2.3-01.

Входной контроль тары (ящиков, коробов и т.д.), применяемой для упаковывания, транспортирования и хранения бутылок, осуществляется аналогично, с учетом требований ТНПА на каждый вид тары.
^ 4.1.5 Входной контроль поступающих на предприятие энергетического и технологического оборудования, СИ, инструмента и оснастки, контрольного и испытательного оборудования осуществляется в таком же порядке, как изложено в п.3.1.1 с обязательным участием ответственного представителя службы, осуществляющей закупку, согласно РИ 7.5-01, РИ 7.5-02, СТП 7.6-01.

^

4.2 Контроль и испытания в процессе изготовления продукции



Лаборатория по контролю производства организует свою работу на основании ежемесячных планов изготовления продукции по ассортименту и в соответствии со схемами контроля.

Согласно схемы технохимконтроля, схемы микробиологического контроля, схемы контроля за содержанием токсичных элементов по технологическим стадиям производства в контрольных точках производится сотрудниками ЛКП или уполномоченным персоналом производственных участков отбор проб полуфабрикатов, купажей для проведения периодического контроля в процессе изготовления продукции и приемо-сдаточных испытаний изготовленной продукции при передаче с одного производственного участка на другой. Поступление в ЛКП проб подтверждается регистрацией в лабораторных журналах.

Исследования проводятся по установленным для каждого вида продукции показателям согласно требованиям ТНПА и по утвержденным методикам.

Результаты испытаний заносятся инженерами-лаборантами в рабочие журналы и своевременно информируются мастера участков, купажисты и другие ответственные лица, с целью подтверждения соответствия качества полуфабрикатов, купажей требованиям ТНПА, либо поступают рекомендации о необходимости корректировок. После проведения корректирующих действий проводится повторный отбор проб и исследования на соответствие показателей качества требованиям ТНПА.

Контроль качества продукции в процессе ее изготовления осуществляется также и исполнителями, мастерами производственных участков, согласно технологических процессов, технологических инструкций, рецептур, программ и методик испытаний. Данные заносятся ответственными исполнителями в соответствующие технологические, рабочие журналы, купажные карты, акты и другие технологические документы. При обнаружении продукции (купажа, полуфабриката) несоответствующей требованиям качества, переданной из одного производственного участка другому, составляется акт о несоответствии, продукция возвращается участку - поставщику на исправление или доработку. После доработки проводится отбор проб и контроль качества и безопасности, после чего передача изделия другому участку производится с разрешения начальника ЛКП.

Готовая к розливу продукция (емкости) помечается Паспортом.

Брак продукции внешних поставщиков, обнаруженный в процессе использования оформляется актом, в соответствии с СТП 7.2.3-01.

В случае выявления несоответствующей продукции в процессе производства применяется процедура СТП 8.3-01.

Периодический контроль за температурным режимом бутылкомоечных машин, концентрацией моющих растворов и качеством мойки посуды проводят сотрудники ЛКП. Температурный режим работы бутылкомоечных машин и концентрация моющих растворов устанавливаются в соответствии с требованиями ТР РБ 100239501.5.001-2004. Санитарные требования к таре, приемке, мойке посуды, розливу продукции и транспортировке изложены в СанПиН № 2.3.4.13-3-2004 «Производство спирта и ликероводочных изделий».

Систематический контроль качества мойки технологических емкостей, оборудования, коммуникаций и посуды для винодельческой продукции осуществляет микробиолог в соответствии с «Санитарными правилами для предприятий винодельческой промышленности».

На всех стадиях производства питьевой воды соблюдаются требования «Санитарных правил для предприятий по обработке и розливу питьевых минеральных вод».

^

4.3 Контроль качества и безопасности готовой продукции



Готовая продукция подвергается окончательному контролю по показателям, предусмотренным ТНПА на конкретный вид продукции.

Готовая продукция сдается и принимается на участки отпуска готовой продукции партиями. Партией считается количество продукции одного наименования, одной даты розлива, оформленное одним документом о качестве. Регистрационный номер качественного удостоверения является номером партии готовой продукции.

Для проверки соответствия полноты налива, внешнего оформления, упаковки, маркировки требованиям ТНПА отбор единиц готовой продукции проводят на участках отпуска или розлива методом случайного отбора в соответствии с требованиями ТНПА на каждый вид продукции. Результаты проверки фиксируются в лабораторных журналах.

Для определения физико-химических и органолептических показателей сотрудники ЛКП методом случайного отбора на участках розлива отбирают 2 бутылки готовой продукции с оформлением накладной и регистрацией проб в лабораторных журналах. Арбитражные пробы сотрудники ЛКП отбирают на участках отпуска готовой продукции в количестве, предусмотренном требованиями

ТНПА на каждый вид продукции с регистрацией в журнале. Горлышко бутылки арбитражных проб обертывается бумагой, с прошнурованной этикеткой; на этикетке указывается дата и подпись лиц, проводивших отбор арбитражных проб готовой продукции (для продукции, предназначенной для экспорта, указывается № распоряжения, экспортер). Отбор проб сувенирной продукции осуществляется один раз от партии готовой продукции, поданной на розлив.

Арбитражные пробы готовой продукции хранятся на участках отпуска готовой продукции №1 и №2 в специальных шкафах под контролем ЛКП в течение срока, установленного в ТНПА на каждый вид изделий и в Перечне продукции, требующей хранения арбитражных проб. По истечении требуемого срока арбитражные пробы готовой продукции изымаются с хранения с отметкой в журнале.

Согласно схемы технохимконтроля сотрудники ЛКП проводят испытания готовой продукции на соответствие требованиям качества по показателям и методикам, установленных в ТНПА на каждый вид изделия. Результаты испытаний регистрируются в лабораторных журналах.

При проведении исследований хроматографическим методом, хроматограммы подшиваются в папку.

При соответствии партии готовой продукции требованиям ТНПА сотрудники ЛКП выдают качественное удостоверение участкам отпуска готовой продукции №1 и №2.

В качественном удостоверении указывается:

  • номер и дата выдачи качественного удостоверения;

  • наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя;

  • наименование продукции;

  • количество продукции в партии;

  • объем продукта в упаковочной единице;

  • дата изготовления продукции;

  • получатель и дата отгрузки;

  • результаты контроля органолептических и физико-химических показателей;

  • подтверждение о соответствии качества продукции требованиям настоящего ТНПА по стандартизации;

  • фамилии, подпись сотрудника и штамп ЛКП.

Выдача качественных удостоверений регистрируется в лабораторном журнале.

При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному из показателей партию бракуют. О несоответствии продукции требованиям качества составляется акт, и применяются действия согласно СТП 8.3-01.

Для сертификационных или инспекционных испытаний пробы продукции отбирают в порядке, установленном Органом по сертификации, с оформлением акта отбора проб. Результаты сертификационных или инспекционных испытаний сертифицированной продукции, проводимые ЛКП по заданию Органа по сертификации продукции, оформляются протоколом испытаний. Протокол подписывается ответственными за проведение испытаний, утверждается начальником ЛКП. Сотрудники ЛКП, выполняя обязанности по проведению испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории, соблюдают конфиденциальность информации о результатах испытаний и дают информацию о них только по разрешению начальника ЛКП.

Сотрудники ЛКП 1 раз в месяц проводят проверку соблюдения сроков хранения, упаковки, маркировки и внешнего вида готовой продукции находящейся на арендуемых складах ответственного хранения.

Органолептическую оценку выпускаемой продукции и новых видов изделий проводит дегустационная комиссия, утвержденная генеральным директором. В ее состав входят высококвалифицированные, опытные специалисты. Дегустационная комиссия рассматривает также вопросы совершенствования технологии производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции, проводит оценку внешнего оформления продукции и упаковки.

^

4.4. Анализ несоответствий, принятие решений по обращению с несоответствующей продукцией



Анализ несоответствующей продукции, с целью определения причин ее возникновения и разработку мероприятий по устранению несоответствий на разных этапах производства продукции проводит комиссия, с состав которой входят: ПРОСМК, зам. генерального директора, начальник ЛКП, главные специалисты (при необходимости) и производственные мастера.

При проведении анализа комиссия принимает решение о дальнейших действиях с поступившей несоответствующей продукцией:

  • отказ поставщикам;

  • разрешение к применению в случае, если испытаниями или другим образом подтверждается, что несоответствие не повлечет за собой ухудшения качества конечного продукта;

  • корректировка, доработка посредством дополнительного смешивания;

  • утилизация несоответствующей продукции.

  • Возврат поставщику несоответствующей продукции

Разработанные комиссией мероприятия и решения по использованию несоответствующей продукции производственный мастер участка берет на контроль, следит за сроками и степенью их выполнения, определяя через определенный промежуток времени их эффективность и своевременно информируя об этом зам. генерального директора.

Зам. генерального директора анализирует результаты проведенных мероприятий и докладывает о них на совещаниях при генеральном директоре, с целью определения соответствующих действий, направленных на предупреждение повторения несоответствий, согласно СТП 8.5.2-01.

Если в результате анализа несоответствующей продукции выявляется невозможность устранения несоответствий, то она утилизируется. При необходимости проверяется предыдущая партия продукции, находящаяся в производстве, на складе, либо в точках фирменной торговли.

^

5. Хранение сырья и готовой продукции



Продукция (сырьё, материалы), прошедшая входной контроль, складируется на хранение в предназначенном для неё месте склада. Хранение сырья и материалов должен осуществляться с соблюдением условия и сроков хранения в соответствии с требованиями ТНПА на каждый вид сырья и вспомогательных материалов. Показатели температуры и влажности складов ежедневно записываются в специальный журнал. Периодически ЛКП проводит проверки соблюдения условий и сроков хранения, упаковки и маркировки поступившей на предприятие продукции. В случае нарушений и несоответствий результаты оформляются актом.

Хранение готовой продукции осуществляется на участках упаковки и отпуска готовой продукции №1, №2 в соответствии с требованиями ТНПА, предъявляемыми к условиям хранения определенного вида продукции: СТБ 978, ГОСТ 4827, СТБ 1386, ТУ РБ 101191824.701, ТУ РБ 37602662.597, СТБ 1422.

Ежедневно ответственным персоналом участков упаковки и отпуска записываются показатели температуры и влажности в специальный журнал.

В случае изготовления экспортного заказа на участках упаковки и отпуска готовой продукции может храниться немаркированная продукция. Объем и ассортимент каждой партии немаркированной продукции регламентируется отдельным приказом генерального директора на изготовление экспортного заказа. Проект приказа готовит специалист сектора фирменной торговли и ВЭД.

Идентификация немаркированной продукции осуществляется путем раздельного учета и хранения готовой продукции и оклеиванием специальной лентой-скотчем, на которой крепят сопроводительный талон синего цвета. При отсутствии цветного талона черно-белый вариант помечается синей полосой.

Хранение продукции осуществляют в ящиках или коробах, размещаемых на деревянных поддонах.

С учетом степени готовности экспортной продукции к отгрузке, производственных возможностей и условий для ее хранения и доработки (наклеивания акцизной марки страны – экспортера), допускается частичное и поэтапное перемещение партии немаркированной продукции между производственными участками предприятия.

В исключительных случаях допускается временное хранение (не более суток) перемещаемой партии (ее части) немаркированной продукции на территории предприятия в автофургонах с обязательной идентификацией данной партии сопроводительным талоном установленного образца, опломбированием транспортного средства и соблюдением режимов хранения. Стоянка транспортного средства должна соответствовать схеме размещения транспорта на территории.

Срок хранения экспортного заказа при условии поставки продукции со 100 %-ной предоплатой не должен превышать 90 дней с даты розлива (для продукции, имеющей срок хранения 3 месяца – не более 60 дней с даты розлива). Контроль за не превышением данного срока осуществляет главный специалист по контракту.

В случае изменения условий контракта, спецификации, заявок, а также исходя из сроков хранения продукции возможна передача продукции без акцизной марки Республики Передачу продукции без акцизной марки Республики для подготовки ее реализации на внутреннем рынке осуществляет мастер участка упаковки и отпуска готовой продукции до истечения ½ срока хранения, указанного в ТНПА, на основании распоряжения руководителя предприятия. Проект распоряжения готовит главный специалист по контракту.

Учет продукции, немаркированной акцизной маркой РБ, и контроль сроков ее хранения осуществляет мастер участка отпуска готовой продукции, а также комиссия по инвентаризации ежемесячно (на 1-ое число) согласно приказу генерального директора. Результаты инвентаризации оформляются актом с указанием количества и даты розлива готовой продукции, немаркированной акцизной маркой Республики Беларусь. Периодический контроль сроков хранения осуществляет лаборатория по контролю производства.

Перечень отгрузочных документов экспортного заказа должен быть определен условиями контракта.

В случае хранения продукции, подготовленной для сертификации, на участках упаковки и отпуска готовой продукции, с целью недопущения ее отгрузки потребителю данная партия продукции помечается сопроводительным талоном определенной формы.

При хранении готовой продукции наблюдается ее естественная убыль в основном за счет боя бутылок. В ведомости движения продукции на складе №2 (для вина) указаны формулы, в соответствии с которыми рассчитываются потери по норме, которые указываются в ведомости движения продукции за месяц или на последний день месяца. В Приложении И указана ведомость движения продукции за декабрь 2005, где указаны остаток продукции на начало периода (указан в соответствии с данными на 30 ноября 2005 г.), ее приход и расход, потери по норме и остаток с учетом потерь по норме.
^

6. Фирменная торговля предприятия



Завод имеет 17 фирменных магазинов.

Порядок проведения анализа работы фирменных магазинов следующий:

1. Директора фирменных магазинов ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным сдают начальнику сектора фирменной торговли и ВЭД отчеты в соответствии с СТП 7.2.3-01.

2. На основании данных по движению продукции в фирменном магазине за отчетный месяц по ассортименту, товарообороту в натуральном выражении по алкогольной продукции фирменного магазина в сравнении с соответствующим периодом базового года, приведенных в приложениях к отчету, начальник сектора фирменной торговли и ВЭД ежемесячно проводит анализ реализации продукции по ассортименту в разрезе каждого магазина , результаты которого оформляет отчетом за месяц (квартал, полугодие) по форме «Реализация винно-водочных изделий фирменными магазинами за месяц (квартал, полугодие)».

3. Развернутый анализ экономических показателей работы фирменных магазинов начальник сектора фирменной торговли и ВЭД и бухгалтер по торговле ежеквартально оформляют отчетом о проделанной работе. Отчеты представляются заинтересованным должностным лицам, генеральному директору для анализа.

4. Отчет по форме «Реализация винно-водочных изделий фирменными магазинами за месяц» начальник сектора фирменной торговли и ВЭД представляет начальнику ПЭО, ОТиЗ для учета при ежегодном и ежемесячном составлении плана производства.

5. Директора фирменных магазинов проводят анкетирование и опрос потребителей в соответствии с СТП 7.2.3-01, заполненные анкеты прикладывают к ежемесячному отчету. В случае наличия в «Книге жалоб и предложений» фирменного магазина данных для осуществления маркетинговой деятельности, директор фирменного магазина предъявляет ее начальнику сектора фирменной торговли и ВЭД. Срок предъявления книги жалоб и предложений в указанном случае определяет директор фирменного магазина в зависимости от существа имеющейся в ней информации.

6. Начальник сектора фирменной торговли и ВЭД проводит анализ жалоб и предложений потребителей, визирует в «Книге жалоб и предложений» положительные отзывы покупателей. По каждому отрицательному отзыву принимаются конкретные решения, согласованные с руководством предприятия.

^

7. Маркетинговая политика

на внешних рынках.



В настоящее время экспортирует продукцию собственного производства в некоторые регионы РФ . Излишне говорить о существенных различиях в потреблении, доходах населения, вкусах и предпочтениях, культурных особенностях данных частей света. Однако разработка отдельной маркетинговой политики для каждого рынка в отдельности требует значительных затрат денег и времени.

Маркетинговая политика включает в себя следующие элементы:

  • маркетинговые исследования;

  • продуктовая стратегия;

  • ценовая стратегия;

  • стратегия распространения;

  • стратегия продвижения.

  1. Маркетинговые исследования

Каждый из вышеуказанных элементов важен для эффективности маркетинговой политики, однако, маркетинговые исследования являются тем элементом, который обеспечивает будущий успех предприятия на рынке. Именно маркетинговые исследования позволяют собрать информацию, необходимую для принятия эффективных решений по каждому элементу маркетинговой политики.

Особую роль в формировании имиджа предприятия и продукции на рынке играет экологическая политика разработанная в соответствии с СТБ ИСО 14001-2000. Руководство предприятия осознает, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду. Предприятие стремится к тому, чтобы «производство было социально значимым и отвечало всем установленным требованиям в области охраны окружающей среды». В качестве требований экологической политики к работе предприятия приводится соответствие природоохранному законодательству, уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду, подготовка сотрудников. Такая тенденция широко распространена в Европе и получила название зеленого маркетинга, так как во всем мире сегодня потребители отдают предпочтение продукции, производство и потребление которой способствует сохранению окружающей среды.

Внедрение системы управления качеством необходимо для соответствия продукции предприятия требованиям мирового рынка. Такая система дает возможность поставлять свою продукцию на внешние рынки, но сама по себе система управления качеством не гарантирует реализацию продукции. Необходимо еще добиться признания продукции потребителем. С этой целью активно принимает участие в различных международных выставках, дегустациях и конкурсах. Ликероводочными изделиями завода завоевано множество наград, что способствует созданию и укреплению имиджа продукции высшего уровня, облегчает продвижение на внешних рынках и увеличивает известность водок за рубежом. Однако одного лишь высокого качества не достаточно для достижения предприятием успеха на мировом рынке.

Таким образом, делая вывод о продуктовой политике в области экспорта, нужно отметить такие особенности, как акцентирование высокого качества, национального колорита, широты ассортимента и экологической направленности продукции предприятия.

^ 2. Продуктовая политика

В отличие от маркетинговых исследований особое внимание уделяется продукции. На внутреннем рынке продукция завода обладает достаточной известностью и популярностью.

Данные торговые марки уже приобрели известность в странах-импортерах. Привлекателен для иностранных покупателей и национальный колорит продукции. Во всем мире водка отождествляется с русскими. Этот стереотип способствует увеличению экспорта продукции завода, так как срабатывает эффект страны происхождения.

Завод предоставляет своим покупателям широкий выбор не только в ассортименте, но и в объеме бутылок. Так заводом выпускаются в зависимости от наименования бутылки емкостью 0,1л., 0,25л., 0,375 л., 0,5 л., 0,75 л., 1 л., 2 л. и 3л. На экспорт в основном поставляется объем 0,5 л., но в некоторых странах предъявляются особые требования к объему бутылки.

Также покупатель может заказать продукцию в эксклюзивном и сувенирном оформлении. Это обеспечивает соответствие внешнего вида и оформления продукции требованиям мирового рынка и повышает экспортный потенциал предприятия. Сувенирная продукция «Кристалла» разливается в посуду, изготовленную из керамики или стекла с нанесением рисунка методом шелкографии.

По желанию клиента может производиться изменение дизайна продукции. В различных странах могут действовать различные требования к маркировке. производит адаптацию маркировки к требованиям законодательства страны-импорта. Однако в большинстве случаев на бутылки наклеивается этикетка с указанием формы, по заказу которой поставляется продукция.

Для продуктовой стратегии характерен акцент на высоком качестве продукции. Именно посредством утверждения высокого качества ликероводочных изделий предприятие добивается продвижения своей продукции на внешние рынки. В качестве доказательства соответствия качества продукции служит разработанная на заводе система управления качества согласно СТБ ИСО 14001-2000.

В центре политики в области качества стоит обязательство завода удовлетворять ожидания и требования потребителей и повышать свой имидж на рынках сбыта путем внедрения нового оборудования, сырья и технологий, расширения ассортимента и улучшения эстетических и органолептических показателей продукции, освоения новых рынков сбыта с применением передовых приемов менеджмента и маркетинга, непрерывного совершенствования системы управления качеством и т.д.

Следует отметить, что имидж качества продукции не создан на пустом месте, а основан на высокой технологичности производства, высокой квалификации работников предприятия, и, самое главное, на высоком качестве сырья. Так отличительной особенностью продукции завода является использование воды, добываемой из расположенной на территории предприятия скважины глубиной около 300 метров, и обработанной кремнием. Кремниевая вода не только улучшает вкусовые особенности изделий, но и обладает лечебными и профилактическими свойствами. Кроме того, настойки готовятся с использованием натуральных трав, выращиваемых подведомственными заводу предприятиями, что способствует более жесткому контролю качества. Рецептура ликероводочных изделий особенно ценится зарубежными партнерами предприятия.

^ 3. Ценовая политика

Ценовая политика предприятия также является важным элементом маркетинговой политики, как на внутреннем рынке, так и при осуществлении экспортных поставок. Правильно разработанная ценовая стратегия может стать эффективным инструментом в достижении целей, которые ставит перед собой предприятие, а именно захват определенной доли рынков стран экспорта. Ценовая стратегия экспорта продукции предприятия способствует достижению этой цели.

Ценовую стратегию можно классифицировать как стандартное ценообразование и как стратегию проникновения на рынок. В целом ценообразование продукции, поставляемой на экспорт, ничем не отличается от ценообразования продукции, предназначенной для реализации на внутреннем рынке. Положительной стороной такого ценообразования является маловероятность обвинения в демпинге.

Но, хотя подход к ценообразованию одинаковый, цены для внешнего рынка ниже цен на продукцию для реализации на внутреннем рынке. Можно выделить две причины, вызывающие такую разницу. Прежде всего, это невысокая рентабельность, закладываемая в цену продукции. Именно поэтому ценовую стратегию и можно классифицировать как стратегию проникновения на рынок. Такой подход позволяет повысить конкурентоспособность продукции предприятия. Мы согласны с позицией предприятия, учитывая высокий уровень монополизации международных рынков, а также высокий уровень импортных пошлин

В формировании своей ценовой политики для внешнего рынка» сделал ставку на сочетание невысокой цены и высокого качества продукции. Результатом такого сочетания является более высокая полезность для покупателя. Именно сочетание цены и качества является решающим фактором в предпочтении той или иной продукции для современного покупателя.
^ 4. Стратегия сбыта

Стратегия сбыта продукции является важным компонентом маркетинговой политики предприятия на внешних рынках. Она также имеет свои особенности, свои слабые и сильные стороны.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на выбор рынков сбыта. Как уже было указано ранее, выбор этот не основывается на глубоких маркетинговых исследованиях, а объясняется заинтересованностью со стороны коммерческих организаций, расположенных в регионах РФ.

В 2005 году поставлял в регионы Российской Федерации. С начала года на рынок поставлено 4,42 тысяч дал водок и ликероводочных изделий на сумму 52,1 тыс. долларов США. Удельный вес экспорта алкогольных напитков на российский рынок от общего объема в натуральном выражении составляет 7 %. Из объема 4,42 тыс. дал рынку города Москвы поставлено 2,03 (46 % от поставки на российский рынок).способствует упрочнению торговых отношений с таким экономически развитым регионом.

Однако кроме выбора стран-импортеров, в стратегию сбыта входит множество других вопросов, таких как каналы сбыта и их характеристики. Если характеризовать структуру каналов сбыта продукции на внешних рынках, то необходимо отметить превалирование нулевого канала. Предприятие предпочитает не использовать посредников в продаже товаров зарубеж.

Одной из главных проблем в развитии экспорта продукции является отсутствие торговых агентов предприятия на внешних рынках, которые могли бы посвятить все свое время продвижению продукции на данные рынки. Наличие таких агентов существенно бы увеличило объемы экспортных поставок.

Основная часть покупателей продукции - владельцы сетей розничных магазинов. Закупив продукцию завода, они сами определяют по какой цене ее продавать, как стимулировать спрос, как формировать имидж продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностями сбытовой политики является расширение количества стран-импортеров, минимальная длина сбытовых каналов, низкая стоимость их содержания, избежание использования посредников, невысокая продолжительность торгового сотрудничества.

^ 5. Стратегия продвижения.

Стратегия продвижения товаров на рынок, применяемая, также имеет свои особенности. В стратегию продвижения входят такие элементы как реклама, мероприятия по стимулированию продаж, РК, спонсирование событий, Интернет-маркетинг, прямой маркетинг и так далее. Однако из всего этого многообразия инструментов предприятие использует лишь несколько.

В частности не размещает рекламу в зарубежной прессе. Размещение такой рекламы стоит очень дорого. Следует также учитывать цели, которые можно достичь с помощью такой рекламы, и аудиторию воздействия. В основном такая реклама направлена на информирование покупателей о продукции «Кристалла», повышение ее популярности и, в конечном счете, на стимулирование желания совершить покупку. География поставок продукции очень широка, поэтому размещать рекламу, направленную на розничных покупателей, проблематично и нерационально. Но, вместе с тем, это создает дополнительные стимулы для дилеров и оптовых покупателей.

В качестве альтернативы рекламы в прессе предприятие предпочитает принимать участие в выставках-ярмарках, конкурсах, дегустациях. Необходимо отметить, что данные мероприятия занимают основное место в стратегии продвижения продукции Руководство предприятия приняло решение сделать упор на доказательство высокого качества продукции и на поиск потенциальных деловых партнеров, которые могут посещать подобные мероприятия. Участие в выставках-ярмарках позволяет достичь множество целей:

  • ознакомиться с новинками;

  • найти партнеров, заключить сделку;

  • выявлять тенденции развития рынка;

  • заложить основы сотрудничества;

  • получить информацию о конкурентах;

  • поддержать и развить контакты с покупателями;

  • усовершенствовать и пополнить картотеку своих клиентов;

  • провести саморекламу, утвердить свой имидж.

Количество завоеванных продукцией» медалей свидетельствует о признании качества этой продукции крупнейшими специалистами отрасли, а также доказывает ее превосходство над продукцией конкурентов.

Полученные награды используются для рекламы продукции. Предприятие распространяет рекламные листовки, на которых указываются завоеванные награды и высказывания знаменитых людей и специалистов. В качестве рекламного материала также используются календари, каталоги, плакаты. Заинтересованным потенциальным партнерам могут высылаться образцы продукции.

Интернет занимает важное место в стратегии продвижения продукции на внешние рынки. С этой целью используется разработанный сайт. Сайт содержит много рекламной информации - фотографии, награды, высказывания. Также на сайте размещена информация развлекательного характера, которая позволяет привлекать большее число посетителей.

В целом стратегию продвижения товаров на внешние рынки, применяемую можно классифицировать как стратегию проталкивания, так как все рекламные мероприятия направлены на потенциальных партнеров. Данная стратегия имеет свои преимущества и недостатки. Например, положительным моментом является возможность более полного охвата территорий стран-импортеров. Отрицательной чертой является необходимость предоставлять дополнительные стимулы оптовым покупателям, а эта сфера работы предприятия с покупателями еще недостаточно разработана.

Таким образом, можно отметить следующие особенности стратегии продвижения продукции»: ориентирование на потенциальных покупателей, активное участие в международных выставках-ярмарках, акцентирование полученных наград, размещение рекламы в Интернете.

Однозначно оценить эффективность и качественный уровень международной маркетинговой политики предприятия довольно сложно, так как каждый элемент, или каждое маркетинговое мероприятие обладает одновременно и положительными и отрицательными характеристиками.

. Маркетинговая политика для внешних рынков отдельно от политики маркетинга на внутреннем рынке не разрабатывается и обладает рядом преимуществ и недостатков. В качестве преимуществ или сильных сторон политики можно назвать экономию от стандартизации маркетинговой политики, низкие цены, высокое качество продукции, присутствие почти во всех частях света, широкое использование Интернета для рекламы и продвижения продукции, и др. Среди наиболее серьезных проблем находится пассивный характер организации экспорта, недостаток специалистов по маркетингу и ВЭД, избежание использования посредников и проведения маркетинговых исследований.


Заключение
Ликероводочный завод <Чебоксарский> имеет положительный баланс, работает прибыльно и всегда готов укреплять сложившиеся и расширять новые деловые отношения с надежными партнерами.
С целью повышения общего уровня качества на заводе разработана и внедрена система качества в соответствии с международным стандартом МС ИСО 9001:2000. Сертификат выдан международным органом по сертификации "Мооди Интернэшнл".








Скачать файл (211 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru