Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - файл 1.doc


Контрольная работа
скачать (117.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc118kb.21.11.2011 23:31скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение. 1

  1. Особенности осуществления НЭПа в условиях Белоруссии. 3

  2. Осуществление индустриализации в Белоруссии. 7

  3. Проведение сплошной коллективизации. Социальные результаты колхозного строительства. 11

Заключение. 17

Список использованной литературы. 18


Введение.

Выбранная мною тема не случайна. Этот исторический период во многом предопределил дальнейшую судьбу Беларуси, как с экономической, так и с общественно – политической точки зрения.

Беларусь находившиеся в составе Российской империи, так же пережила все тяготы и невзгоды, обрушившиеся на некогда Великую империю. Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические потери имели глубокие социально - культурные последствия, долгое время сказывавшиеся в истории советской страны.

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Проявляя определенную гибкость в хозяйственной политике, большевики не колеблясь укрепляли контроль правящей партии над политической стороной жизни общества. Здесь важнейшим инструментом в руках большевиков были органы ВЧК, переименованной с 1922 г. в Государственное политическое управление (ГПУ).Через разветвленную систему секретных сотрудников ВЧК-ГПУ был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Сотрудники ГПУ выявляли, отправляли в тюрьмы и концлагеря всех активных противников Советской власти. Особенно бдительно следили за кулаками и городскими частными предпринимателями (нэпманами), которые стремились обеспечить политические гарантии своим хозяйственным интересам.

Обилие общественных противоречий нэповской эпохи, нерешенность многих важнейших проблем российской жизни обусловили в 20-е гг. острые споры в большевистской партии, монополизировавшей право на политическую деятельность. Широко практикуя диктаторские методы во взаимоотношениях с различными слоями общества,

1

большевики очень скоро обнаружили, что подобным же образом партийное начальство стало относиться к массам рядовых коммунистов, Советам, организациям рабочего класса. Х съезд РКП(б) запретил любую возможность коллективного выражения мнений на определенной политической платформе.

Таким образом, в партии шли процессы усиления централизма, укрепления жесткой дисциплины, очищения от инакомыслящих, укрепления власти партаппарата. Политическая ситуация и процессы, которые шли в обществе и компартии, свидетельствовали о становлении тоталитарного режима, который окончательно сформировался позднее.
^ 2

Особенности осуществления НЭПа в условиях Беларуси.


Первая мировая и гражданская войны привели к огромным разрушениям, экономика была доведена до крайней степени нищеты. Не было в Российской империи такой области, которая бы так сильно пострадала, как Беларусь. Причиной тяжелейшего экономического кризиса на рубеже 1920—21 гг. были разногласия политического и экономического характера, сохранение прежних «военно-коммунистических» методов руководства при изменении экономической и политической ситуации, а т.ж. крахом надежд на мировую революцию и необходимостью учета интересов большинства населения страны — сельских жителей, была осуществлена в жизнь на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Новая экономическая политика (НЭП). Поэтому ее проведение началось с мероприятий в области сельского хозяйства — замены продразверстки продналогом.

Цель НЭПа — укрепление союза рабочего класса и крестьянства, привлечение крестьян строительству социализма с использованием привычных для них средств.

К середине 1920-х гг. сложилась хозяйственная система НЭПа, которая оказала влияние и на культуру, и на общественно-политическую жизнь в республике. В сфере промышленности НЭП выявилась в следующем:
1 . Упразднялась чрезмерная централизация. Управление было приближено к производству, что дало возможность в большей мере учитывать местные ресурсы. Были созданы групповые управления, которые подчинялись непосредственно Совнархозу республики. В уездах экономические отделы занимались вопросами восстановления промышленности местного значения (кустарное производство, местное строительство). Традиционное преобладание мелких и средних предприятий в Беларуси не способствовало созданию трестов (они были созданы только в 1925 г,).
2. Все промышленные предприятия были разделены на 4 группы. В первую входили наиболее крупные государственные предприятия, которые должны были работать на основе хозяйственного расчета (за счет прибыли покрывать убытки). Другие подлежали временной консервации. Третьи отдавались в аренду кооперативам и частным лицам. В четвертой группе находились предприятия, которые подлежали закрытию, а их рабочие и служащие передавались на работающие предприятия. Вместе с тем, значительная часть рабочих (преимущественно низкой квалификации) не могла найти работу и

3

попала в число безработных. Существование рынка рабочей силы являлось характерной чертой общества периода НЭПа.
З. Ликвидировалась уравниловка в оплате труда рабочих. Формы оплаты учитывали квалификацию рабочего, производительность его труда. В первые годы НЭПа, вместе с денежной, сохранилась и натуральная оплата за счет местных продовольственных ресурсов.
В области сельского хозяйства — замену продразверстки продналогом, который был меньше, чем продразверстка, объявлялся заранее, накануне посевной. Сначала налог был установлен в размере около 20 % от чистого продукта крестьянского труда, затем был снижен до 10 % от урожая, а с 1 января 1924 г. собирался только червонцами в размере до 5 % дохода с одного двора. Крестьяне, таким образом, не только получили возможность сеять более выгодные культуры (в БССР например, резко возросли посевы картофеля), но и продавать свою продукцию на рынке, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Последнее было возможно только в условиях стабильной денежной системы, которую обеспечило проведение денежной реформы в СССР (1924 г.). Хотя в среднем продналог был в два раза меньше, чем продразверстка, отмечены факты, когда на территории Беларуси иногда наблюдалось обратное. Налог имел прогрессивный характер, середняки и бедняки получали льготы. Тем, кто расширял посевные площади и увеличивал урожайность, предоставлялись налоговые скидки, что стимулировало личную заинтересованность крестьян в расширении производства. В след за заменой продразверстки продналогом (1921г.) с 1922 был разрешен свободный выбор форм землепользования, результатом чего был стремительный рост хуторов (особенно Витебской губ.)

В соответствии с новым Земельным кодексом БССР 1925 г. (разработан под руководством наркома земледелия БССР Д.Ф. Прищепова), крестьяне получили возможность арендовать землю или недостающий инвентарь или же продавать свою рабочую силу, если члены семьи также работают. Сроки аренды ограничивались. Это позволяло экономическими методами уменьшить вероятность столкновений между различными по уровню социально-экономического развития хозяйствами.
Сглаживанию социальных конфликтов способствовала и кооперация, существенное внимание на которую обращается с 1923г. В области торговли НЭП предусматривал продажу излишков, оставшихся у крестьянина после выплаты налога по своему усмотрению. Возврат к частной торговле был естественным итогом перехода к продналогу.

Сначала предполагалось, что излишки будут использоваться для обмена на продукты фабрично-заводской и ремесленной

4

промышленности в рамках местного хозяйственного оборота, как через кооперативные организации, так и на рынках и ярмарках. Однако попытка ограничить частный обмен местными рынками или натуральным обменом была обречена на неудачу, и с мая 1921г. гражданам и кооперативам было предоставлено право «обменивать, закупать и продавать» сельскохозяйственные продукты, которые остались после выплаты натурального налога.

При НЭПе существовали три вида торговли: частная, кооперативная и государственная. Все они открыто конкурировали между собой. Частный торговец был наиболее активен в розничной торговле, государственные органы - в оптовой, кооперативы объединяли функции оптовых и розничных продавцов.
Заинтересованность крестьянина в кредитах, в средствах производства для развития собственного хозяйства, найти которые каждому в отдельности было очень сложно, вынуждала его искать рынки сбыта для своей продукции. Это предопределило быстрый рост кредитных кооперативов, а также таких видов сельскохозяйственной кооперации, как молочно-животноводческая, садово-огородная, семеноводческая, мелиоративная и др. Процент охвата различными формами кооперации крестьянских хозяйств увёличился с 7,4% в 1924 г. до 27% в 1926г. Однако уже в 1920-е гг. государство выработало различные формы контроля над коопераций (самоуправление и т.д.), которые подрывали ее суть.
В годы НЭП были восстановлены и построены десятки фабрик и заводов, в их числе кожевенный завод «Большевик» и обойная фабрика в Минске, обувная и кондитерская фабрики в Гомеле и др. Всего за годы восстановления было построено 106 новых предприятий. К концу 1925 г. валовой продукт промышленности превзошел уровень 1913 г. на 28,5%. В целом, промышленность Беларуси имела полукустарный характер и базировалась на местном сырье. В 1926 г. в мелкой промышленности было занято 73% рабочих, на ее долю приходилось 58% валового производства. Наблюдался устойчивый рост промышленности в традиционных отраслях: лесной, льнопрядильной, деревообрабатывающей. Более быстро восстанавливалось сельское хозяйство.

Восстановление народного хозяйства явилось не только результатом эффективности НЭП, но и героических усилий рабочего класса, крестьянства, а также помощи советских республик.

Расширение экономической свободы способствовало развитию демократических принципов политической жизни, объективно противоречило централизации. Неслучайно в 1926г. правительство БССР (председатель СНК И. Адамович) не согласилось с проектом СНК СССР <О началах землепользования и землеустройства Союза

5

ССР» и высказалось за то, чтобы вся земля, недра и воды, которые находятся на территории республики, являлись собственностью этой республики (а не Союза, как по проекту). В 1927г. на УIII Всебелорусском съезде, который одобрил проект Конституции БССР, нарком земледелия Д. Прищепов высказался за то, чтобы союзное правительство разрабатывало только общие принципы сельхозналога, а конкретизация их проводилась бы на месте.
Снизился удельный вес зерновых, наоборот, значительно выросли площади под картофелем и сеяными травами, что вызывалось быстрым развитием животноводства. Потребительский рынок был наполнен, наращивала оборот торговля. Однако Беларусь все еще оставалась слабо развитой в индустриальном плане, удельный вес ее в промышленности СССР составлял менее 1%, Необходима была модернизация экономического комплекса, и политическое руководство должно было определить направление и методы такой модернизации.
Между тем к середине 1920-х гг. определилось основное противоречие НЭПа: между многообразием экономических отношений и монополией одной партии. Эта двойственность НЭП, которая балансировала на противоречиях между обобщенным и частнокапиталистическим хозяйством, обусловила узкие рамки для свободного рынка, частной инициативы, нарастающую тенденцию к свертыванию этой политики.

В 1926 г. был взят курс на увеличение налогов, вытеснение с рынка мелкого производства и торговли, сокращение денежного и товарного кредита частникам. Это привело к свертыванию деятельности частных промышленных и торговых предприятий. Только за один 1927/28 год количество частных торговых предприятий сократилось более чем на 5 тыс. Чтобы преодолеть кризис хлебных заготовок, Сталин потребовал применять чрезвычайные меры – привлекать к судебной ответственности тех, кто отказывался сдавать хлеб государству.

Резкое увеличение производства зерна, повышение эффективности сельского хозяйства в целом партия видела в обобществлении крестьянских хозяйств, создании колхозов. Новая экономическая политика, вызвавшая оживление в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, в других сферах жизнедеятельности, закончилась.

6


^ Осуществление индустриализации в Белоруссии.


Крах надежд на всемирную социалистическую революцию привел к тому, что в середине 1920-х гг., с одной стороны, завершается оформление системы рыночных отношений, хозяйственной системы новой экономической политики в деревне, с другой — провозглашается курс на построение социализма в одной отдельно взятой стране. Последнее предполагало противостояние СССР всему капиталистическому миру. Индустриализация в Беларуси была частью единого процесса индустриализации СССР.

Состоявшийся в декабре 1925 г. ХIУ съезд ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию. Первоначально была определена и обоснована стратегия, предполагавшая использование методов НЭПа и имевшая целью не только решение производственных задач, но и улучшение жизненного уровня и культуры народа. В соответствии с решениями XV съезда ВКП (б) был разработан пятилетний план развития народного хозяйства БССР - 1928/29 - 1932/33 гг. Его контрольные цифры в феврале 1929 г. принял XII съезд КП (б)Б, а в мае 1929 г. утвердил IX Всебелорусский съезд Советов. Оптимальный вариант первого пятилетнего плана рассматривался как единственно возможный, а исходный назывался оппортунистическим. Основные фонды государственной промышленности республики планировалось увеличить в 4,4 раза, в то время как в целом по СССР - в 2,9 раза. В пятилетнем плане приоритет был отдан легкой промышленности. План был хотя и напряженным, но сбалансированным.

Между тем, для таких «большевистских» темпов не хватало сред. Стремясь увеличить валютные поступления для закупки за рубежом оборудования, государство отказывается от методов НЭПа и начинает принудительную конфискацию зерна у крестьян, была ’’заморожена’’ заработная плата. Индустриализация начинает проводиться за счет ухудшения жизни большинства населения.

В развитии процессов индустриализации в Беларуси имелись и свои особенности, и свои трудности, иными были здесь сроки и темпы. Начиная с 1929г. и до конца первой пятилетки (1932 г.) в республике основное внимание уделялось развитию легкой и пищевой промышленности, что было обусловлено обилием местного сырья, сложившимися кадрами, существующими традициями.

Первый пятилетний (на 1928—1 932 гг.) план развития народного

7

хозяйства и культуры БССР, который был утвержден ІХ съездом Советов республики в мае 1929г., предусматривал сбалансированное развитие всех отраслей с акцентом на расширение промышленного производства основывающегося, главным образом, на местном сельскохозяйственном и минеральном сырье. Это первая особенность индустриализации в республике. Вторая особенность заключалась в использовании возможностей кустарно- ремесленного производства. Первые два года пятилетки дали ощутимые результаты. Значительно выросла промышленность, изменилась психология и политические взгляды рабочего класса. Многие показатели были перевыполнены. Во второй половине 1929 г. Сталин стал осуществлять «большой скачок» в развитии государства. Оптимальный план был отброшен как устаревший, и были навязаны повышенные задания. На завершающий 1932 г. планировался прирост промышленной продукции БССР на 22,3% больше, чем было предусмотрено заданием. Вскоре было объявлено, что целый ряд отраслей промышленности может выполнить пятилетку за 3 года. Такие высокие темпы не соответствовали финансовым возможностям страны. Тем не менее, руководство страны вместо снижения темпов промышленного строительства пошло на уничтожение рынка. Дополнительными источниками финансирования становится эмиссия денег, повышение виноводочного производства, искусственное повышение цен на промышленную продукцию и снижение на сельскохозяйственную, увеличение налогов населения. Возросла доля государственных внутренних займов. Они стали ежегодными, распространялись организованно по подписке среди населения. В 1828 г. золотой рубль перестал быть конвертируемым. Реальная заработная плата к концу пятилетки снизилась почти на 20%.

В БССР многие отрасли не выполнили пятилетний план (промышленность строительных материалов, химическая, топливная, энергетическая). Тем не менее, итоги пятилетки были значительными. Было введено в строй 538 предприятий, из них 78 крупных. В том числе: Гомсельмаш, Могилевская фабрика искусственного волокна, Бобруйский и Гомельский деревообрабатывающие комбинаты и др. В Беларуси были созданы топливная, машиностроительная, химическая отрасли промышленности, налажено производство искусственного волокна, трикотажа.

Вторая пятилетка (1933—1937 гг.) осуществлялась уже в несколько иных условиях. Были репрессированы многие из руководителей БССР, отстаивавшие необходимость сбалансированного развития, хозрасчетный механизм в экономике сменила командно-приказная система, чрезмерно форсированная коллективизация обернулась
8

падением сельскохозяйственного производства, нанесла серьезный удар по сырьевой базе индустриализации.

В годы второй пятилетки было достигнуто увеличение валовой продукции в 1,9 раза. Этот показатель был 2 раза ниже запланированного (в 3,8 раза). Низкая квалификация рабочих, малограмотность приводили к поломкам и простоям техники. Но всю вину за это и недовыполнение планов возлагали на <<вредителей>>, которых «выявили» и в БССР.

В строй действующих, вступили Гомельский стекольный и Кричевский цементный заводы, Оршанский льнокомбинат и др.

За годы предвоенных пятилеток в БССР была создана новая материально-техническая база, построено свыше 1000 предприятий, в том числе 400 крупных. В крупные индустриальные центры превратились Минск, Витебск, Могилев, Гомель, Бобруйск, Борисов, Орша. В конце 30-х гг. структура промышленного производства отвечала роли, которая была отведена ей в общесоюзном разделении труда. Составляя около 3% от всего населения СССР, БССР выпускала от общесоюзного производства 34,7% фанеры, 28,6% спичек, 25% дрожжей, 10% металлорежущих станков и т.д. Количество рабочих увеличилось в 3,3 раза и составило более 700 тыс, человек.

Важную роль в решении задач индустриализации сыграл массовый трудовой энтузиазм рабочего класса. Широко использовалось моральное стимулирование труда. Большое значение имело массовое социалистическое соревнование в таких его формах, как ударничество, движение хозяйственно -расчетных бригад, встречное планирование. С осени 1935 г. развернулось стахановское движение. Результаты в развитии промышленности были достигнуты не только трудом рабочего класса республики, они явились также результатом экономического сотрудничества и взаимопомощи народов СССР.

Вслед за ростом производительности труда отдельных рабочих администрацией повышались нормы выработки, снижались расценки, что вызывало недовольство рабочих. В начале 30-х гг. на ряде предприятий республики имели место забастовки, вызванные низкой оплатой труда, тяжелыми условиями жизни и быта. Чтобы прекратить недовольство, руководство страны в качестве громоотвода использовало «раскрытие» так называемых «вредительских» организаций типа «Промпартии», отдельных буржуазных специалистов.

Высокие темпы развития были достигнуты также за счет внеэкономического принуждения. В народном хозяйстве использовался труд десятков миллионов заключенных. Ими строились Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, БАМ
9

(строительство началось в 1933 г.). Заключенные строили Дальстрой, Магнитку, Норильск, добывали золото и др.

Перед войной была принята целая серия чрезвычайных мер, среди которых решение 1938 г. об укреплении трудовой дисциплины, в 1940 г. - о закреплении рабочих и служащих за предприятиями и о криминальной ответственности за выпуск некачественной продукции. Однако эти меры не решили всех проблем низкого качества и эффективности. В правительстве были вынуждены опять заговорить о хозяйственном расчете, экономических стимулах, материальной заинтересованности.

^ 10

Проведение сплошной коллективизации. Социальные результаты колхозного

строительства.
Для Беларуси решение крестьянского вопроса было одной из главных задач успешного экономического развития: даже к началу 1928 г. 84,5% ее населения все еще оставалось сельским. Осуществление новой земельной политики в Беларуси началось после освобождения ее территории от немецкой оккупации 1918г. Земельный фонд распределялся между народными хозяйствами- коммунами, трудовыми артелями, товариществами по общественной обработке земли, единоличниками.

По своему типу сельское хозяйство республики не являлось чисто зерновым и характеризовалось наличием сравнительно развитого животноводства (с молочным и свиноводческим уклонами) и значительным распространением посевов технических культур.

Важные изменения происходили в 20е годы и в социальной структуре крестьянства Беларуси. Ведущую роль в сельском хозяйстве к началу массовой коллективизации занял инициативный зажиточный крестьянин. Он стал основным производителем сельскохозяйственной продукции, уже в 1925 г. на его долю приходилось 70% всей пахотной земли. В развитии сельского хозяйства руководство республики считало необходимым опираться на инициативу крестьянина, его желание иметь землю в личном пользовании. Земельные законы обеспечивали крестьянин свободный выбор форм землепользования, предусматривали помощь бедняцко - середняцким хозяйствам.
В земельном кодексе БССР 1923г. право на пользование землей предоставлялось всем гражданам БССР, которые ее обрабатывали, не используя наемный труд.

Результаты ведения хозяйства по-новому стали заметны уже в середине 20-х годов. Валовая продукция сельскохозяйственного сектора Беларуси в 1925— 1926 гг. превысила довоенный уровень на 12,2%. Параллельно укреплению единоличного крестьянского хозяйства ставилась задача развития разных форм сельхоз. кооперации. В середине 20-х годов в Беларуси складывается настороженное отношение к организации коллективных хозяйств. С одной стороны, они давали быстрое освоение земли, привлекали

11

молодые, не окрепшие хозяйства, образованные после революции, способствовали аграрной перенаселенности. С другой стороны, в условиях Беларуси при малом количестве агрономов, низком уровне механизации, отсутствии массивов пахотной земли, пригодной для обработки трактором, создание коллективных хозяйств было не рентабельным.

Согласно Земельному кодексу, строительство коллективных
хозяйств в республике, как и по всей стране, до 1927г. развивалось в трех основных формах коммуны, сельскохозяйственные артели и товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). Организаторами и членами первых колхозов были пролетарские и полупролетарские, батрацко-бедняцкие слои населения, т.е. люди, не имевшие или почти не имевшие собственных средств производства. Так по социальному составу члены 434 колхозов, созданных к весне 1927г.: рабочие-9.5%, батраки-30.5%, бедняки-52.5%, служащие и кустари-4.5%, другие-3%.
При достаточной земельной обеспеченности колхозы испытывали недостаток в средствах, сельхоз - машинах, рабочем и продуктивном скоте. Без сильной материальной поддержки они не могли существовать. С целью привлечения крестьян к объединению государство оказывало помощь коллективным хозяйствам предоставляя различные льготы. В 1925-192б гг. постановлением Экономического совещания отмена арендная плата колхозов за земельные угодья и постройки. В 1927/28 г. была отменена арендная плата за инвентарь, рабочий и продуктивный скот, мелиоративные сооружения. Колхозы получили в бесплатное пользование средств производства на сумму 1 770 тыс. руб. Значительными были льготы колхозам по налоговым платежам. Слабые колхозы приравнивались к беднейшим хозяйствам и освобождались от налога.

Несмотря на то, что сельское хозяйство страны к 1926 г было в целом восстановлено, а к 1927 г. превзошло довоенный уровень, его дальнейшее развитие вступало во все большее противоречие с административно-командной системой государственного управления. Особенно ярко эти противоречия проявились при государственных хлебозаготовках: крестьяне отказывались продавать государству хлеб по установленным государством заниженным ценам.

Разрешением возникших противоречий осуществлялось силовыми методами воздействия на крестьян. Отказ продавать хлеб по твердым ценам стал рассматриваться как саботаж, попытка ввергнуть страну в
12

хозяйственный кризис. Крестьяне, имевшие запасы хлеба причислялись к кулакам, хлеб у них начали изымать насильно,

вернувшись практически к методам продразверстки. Крестьянам запрещался вывоз хлеба на рынок.

План хлебозаготовок 1927/28 г. удалось полностью выполнить, хлеба оказалось заготовлено в 3 раза больше, чем в предыдущем году. Изъятие хлеба вызвало голод в ряде районов Беларуси.

Чтобы сделать колхозы рентабельными, в них предполагалось строить предприятия по первичной переработке продукции, перейти на систему контрактации с торговлей, в первую очередь обеспечить колхозы дефицитными товарами, повысить бытовой и культурный уровень населения.

Таким образом, несмотря на противоречивый процесс развития сельского хозяйства в условиях государственной монополии на ценообразование, централизованного
планирования прироста сельхозпродукции, в республике постепенно складывались условия для общего производственного подъема деревни, кооперирования крестьян
хозяйств.
Однако бескризисного перехода с одной ступени хозяйственного развития на другую не получилось. В конце 1929 г экономические методы стимулирования развития сельского хозяйства окончательно уступают место методам принуждения — нэп был отвергнут и в Беларуси.

Курс па резкое форсирование темпов коллективизации был взят после ноябрьского (1929г.) Пленума ЦК ВКП (б), который сопровождался усилением критики называемых правых и примиренцев, выступавших против насильственной массовой коллективизации, и методов ее проведения. В политической борьбе сторонники новой экономической политики потерпели пораженце. К их числу относились Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский и другие, поддерживавшие продолжение нэпа, выступавшие за приоритет экономических методов управления над административными.

Массовая коллективизация имела и экономическое обоснование руководство КП (б) считало, что этот путь даст возможность решить зерновую проблему в стране и реализовать идеи перекачки средств из аграрного сектора в промышленный.

Значительная часть изъятого у крестьян зерна шла на экспорт, который с каждым годом резко возрастал. Экспорт хлеба наряду с экспортом леса и нефти был одним из важнейших источников валюты, которая шла на закупку машин и оборудования, на форсирование темпов индустриализации.

С осени 1929 г. в республике начали проводиться дни урожая и

13

коллективизации, при необходимости - двухнедельники коллективизации. Их целью было провести в жизнь установку партии на ускорение темпов коллективизации, организовать как можно больше колхозов. Непосредственными исполнителями намеченного плана являлись специально создаваемые агитационные бригады из рабочих, комсомольцев, которые, выезжая на места, созывали собрания (сходы) крестьян, где добивались их согласия на вступление в колхозы. Только в день коллективизации 28 августа 1929 г. в БССР было создано 143 колхоза . Решения об организации и проведении этих мероприятий принимались на самом высоком уровне.

Вместе с тем как отмечалось в постановлении СНК БССР принятом по докладу Наркомзема БССР об итогах сельхоз компании 1929г. Не везде коллективизация проходила без сопротивления. Убийства активистов, поджог колхозного имущества выражали крайние формы протеста крестьян.

Массовую коллективизацию не очень поддерживали рядовые коммунисты, которые не спешили вступать в колхозы. Так по Минскому округу из общего числа принятых в партию крестьян колхозники составили только 8,2%, по Гомельскому 7,7%.

5 января 19З0г. ЦК .ВКП(б) принял постановление о темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству. К осени 1930 г. коллективизацию прёдполагалось закончить в важнейших зерновых районах страны, к осени 1931 — весне 1932 г. в основных районах и в целом по Союзу в течение пятилетки.

В феврале 1930г. ЦК КП(б) Б обратился в ЦК ВКП с докладной запиской, в которой содержалась просьба признать БССР республику сплошной коллективизации. Что означало признание Беларуси “зоной сплошной коллективизации “? В районах сплошной коллективизации отменялся закон о разрешении аренды земли и применении наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах.

Начался административный нажим на руководство на местах. Сельсоветы становились главным органом в осуществлении классовой линии в деревне уничтожения кулака.

Несмотря на то что должной материальной в психологической основы для успешного проведения коллективизации крестьянских хозяйств в Беларуси не было, тем не менее уровень коллективизации стремительно повышался. Если в январе 1930 г. коллективизацией было охвачено 20,9% крестьянских дворов, то к марту этого же года уже 58% крестьянских хозяйств, при этом посевная площадь колхозов составила 66%.

Погоня за высокими темпами коллективизации сопровождалась принудительными мерами административным нажимом на крестьян. В

14

Гресском районе, например, местные власти объявили экономический бойкот жителям некоторых деревень, не пожелавшим вступить в колхозы. Они распорядились полностью прекратить завоз в район товаров первой необходимости — соли, керосина, угрожали арестами и выселением.

Такие методы коллективизации не могли не вызвать недовольства, стихийного протеста крестьян. С особой силой они проявлялись после издания циркулярного письма Колхозцентр СССР, направленного на места 10 декабря 1929г. В этом документе колхозцентр СССР требовал до начала весенней посевной кампании 1930 г.
провести обобществление скота, принадлежавшего колхозникам. Причем нормы обобществления в районах сплошной коллективизации были установлены следующие: рабочий скот и коровы – 100%, свиньи – 80%, овцы и козы – 60%.
Скот и инвентарь обобществлялись без денежной компенсации, кроме того, внесены в колхоз пай не учитывался при распределении произведенной продукции. Поэтому многие крестьяне, прежде чем вступить в колхоз, убивали часть скота. В результате значительно сократилось его поголовье.

Чтобы исправить положение, 3 ноября 1930 г. ЦИК и СНК приняли, дополнительное постановление “О мерах против хищнического убоя скота”. До 31 декабря 1931г. запрещался, убой племенных животных, молодняка, крупного рогатого скота, баранов и хряков. Нарушителям грозил штраф в размере десятикратной стоимости убитого животного. Для кулаков и скупщиков наказание было еще более суровым — конфискация скота с привлечением к уголовной ответственности.

Главной опорой сельсоветов как государственных органов при осуществлении политики проведения сплошной коллективизации должна стать беднота. В конце 20-х годов в республике широкое распространение получили собрания бедноты, которые являлись наиболее массовой формой агитационно – пропагандистской работы в деревне направленной на проведение аграрной политики партии. Уже в 1928г. Из конфискованных хлебных излишков 25% должно было передаваться бедноте на условиях долгосрочного кредита для удовлетворения семейных и потребительских нужд. Безвозмездное и разрешенное государством присвоение чужого имущества развращало определенную часть крестьян, стимулируя поиск врагов в своей среде.

Развал колхозов пытались остановить и экономическими способами. 2 апреля 1930 г. Президиум ЦИК утвердил постановление ЦИК и СНК СССР «О новых льготах для колхозов их членов». На два года от единого, сельскохозяйственного налога освобождался весь обобществленный рабочий скот в колхозах. Налог с огородов был

15

снижен вдвое. Колхозам выделялся кредит в 500 млн. руб. крестьян, вступивших в колхозы, снимались задолженности землеустройству, им

отменяли штрафы за нарушение законов о налогах и других обязанностей, лежавших на единоличном хозяйстве, прекращали уголовные дела. Выбывших из колхоза крестьян ожидали большие трудности. Налогообложение крестьян единоличников резко возрастало.

В годы второй пятилетки коллективизация в Беларуси фактически была завершена. В колхозы было объединено 87,5% крестьянских хозяйств и обобществлено 96% посевных площадей. На колхозных полях работало 8 тыс. тракторов, 600 комбайнов. Однако производственные показатели в конце 30-х гг. оставались на уровне до колхозной деревни.

Низкий уровень организационно – хозяйственной деятельности реально существовавших колхозов, слабая материальная база, уравниловка в распределении результатов труда не создавали условий для заинтересованности колхозников в ведении общественного хозяйства. С начала сплошной коллективизации колхоз формировался не как высшая форма кооперативного хозяйства, а как звено командно - административной системы, лишавшее крестьян хозяйственной инициативы и заинтересованности в результатах своего труда. Это неизбежно вело к отчуждению крестьян от земли, результатов своего труда, лишало стимулов к производительному труду, способствовало оскудению деревни, распаду сельского хозяйства.

16
Заключение.
Социально-экономические результаты хозяйственного строительства в конце 20-30 гг. были противоречивы. С одной стороны, хозяйственное строительство создало в СССР хозяйственный комплекс, который выводил страну на рубеж мирового прогресса. На заложенной в 30-е гг. технической базе стала возможна победа в войне и восстановление разрушенного хозяйства. С другой стороны, социалистическое строительство сопровождалось огромными материальными и людскими потерями, были ликвидированы разные формы собственности, государство стало монополистом в сфере производства и распределения, сформировался затратный механизм хозяйствования, утвердилась командно-административная система руководства всеми сферами общественной жизни.

Политическим результатом хозяйственного строительства 20 - 30-х гг. явилось установление тоталитарного режима не только в экономике, но и во всех сферах общественной жизни. Характерными чертами его являлась концентрация власти в руках одной партии, слияние государственных и партийной структур и право властей не отвечать за свою политику, замена выборов назначением и формализация законов, отсутствие свободы информации и изоляция общества, утверждение государственной идеологии. Для утверждения своих позиций тоталитарная система использовала административно-карательный и пропагандистско-идеологический механизмы. Дело в том, что уровень цивилизации нашего общества был недостаточным для того, чтобы противостоять личному режиму Сталина, создать эффективный демократический противовес. Не хватало культуры и образования не только рабочим и крестьянам, но и тому слою коммунистов, которые руководили страной. Более 70% секретарей горкомов и райкомов партии в конце 30 - начале 40-х гг. имели только начальное образование.

17
^ Список использованной литературы.
1. Врублевский А. П., Протько Т. С.
Из истории репрессий против белорусского крестьянства, 1929-1934 гг.
Навука і тэхніка, 1992г. Мн. – 144с.

2. Гiсгорыя Беларусi: у 2 ч. Ч. 2. Люты 1917 г.—1997 г.: Вучэб. Далам.

Пад рэд. Я.К.Новiка, Г.С.Марцуля. Мн.: Унiверсiтэцкае 1998. — 464 с.

3. История Беларуси. Учебно-информационное пособие. Мн.: 000 "ФУАинф0", при участии УПБелорит>. 2001. - 446 с.

4. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (хх – начало ххi в.) Разработано доктором исторических наук, профессором Зелинским П.И. и кандидатом исторических наук Пинчуком В.Н Мн.2004


Скачать файл (117.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru