Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспекты по международному гуманитарному праву и СМИ - файл 1.doc


Конспекты по международному гуманитарному праву и СМИ
скачать (709 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc709kb.16.11.2011 02:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Международное гуманитарное право и СМИ (МГП и СМИ)


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Определение, специфика, сфера применения гуманитарного права.

2. Законы и обычаи войны до 1863 года: история развития.

3. Развитие МГП: от первых Женевских конвенций до второй мировой войны.

4. Основные источники современного гуманитарного права.

5. Структура МГП. Основные разделы.

6. Основные статьи Женевских конвенций и главные положения МГП.

  1. Соотношение МГП и законов о правах человека.

  2. Что представляет собой МККК, и какую роль играет эта организация в обеспечении соблюдения гуманитарного права?

  3. Основные принципы Красного Креста. Отношения между МККК и другими организациями Красного Креста и Красного Полумесяца.

  4. Эмблемы Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Кто и с какой целью может их применять? Незаконное использование эмблемы.

  5. Ответственность за нарушение норм МГП. Военные преступления, геноцид, преступления против человечности.

  6. МГП и немеждународные вооружённые конфликты.

  7. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.

  8. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

  9. МГП и положение военнопленных

  10. Защита, предоставляемая международным гуманитарным правом беженцам и перемещенным лицам.

  11. Каким образом МГП защищает журналистов, работающих в «горячих точках»? Каковы были первые попытки защиты журналистов со стороны МГП?

  12. Как готовиться журналисту к поездке в «горячую точку», и что брать с собой в дорогу?

  13. Поведение журналиста в зоне боевых действий. Меры предосторожности.

  14. Освещение вооруженного конфликта в СМИ. Воздействие журналистов на ход вооруженных конфликтов.

  15. Использование журналистами современной техники при освещении вооружённых конфликтов. Эффект «Си-эн-эн».

Информационная война.

^ Глоссарий по предмету «МГП и СМИ»


Апатрид – лицо без гражданства. Иными словами, этот термин обозначает лиц, которых ни одно государство не считает своими гражданами на основании своего внутреннего законодательства. Апатриды пользуются защитой МГП в период вооруженных конфликтов.


Беженец. В Конвенции о статусе беженцев 1951 г. дается следующее определение данного понятия: беженец – это лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности… или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».


Вероломство – действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Вероломство запрещено.


Военнопленные - комбатанты одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта.


^ Военные корреспонденты. Термин, употребляемый в третьей Женевской конвенции 1949 г. по отношению к военным журналистам. Военные корреспонденты рассматриваются здесь как люди, определенным образом связанные с военными усилиями, но не входящие в структуру вооруженных сил. В случае их захвата противником они становятся военнопленными.


^ Военные объекты – те объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (ст. 52 Дополнительного Протокола I).


Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Принята первой Гаагской конференцией мира в 1899 г. и подтверждена второй Гаагской конференцией мира 1907 г. Гаагская Конвенция впервые дала юридическое определение воюющего (комбатанта), выдвинула положение о защите гражданского населения, установила правила гуманного обращения с военнопленными и правила ведения военных действий.


^ Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу (в частности, убийство членов этой группы, причинение серьезных телесных повреждений, создание невыносимых условий жизни).


Госпитализация – помещение раненого или больного на лечение в постоянное санитарное учреждение.


^ Госпитальные суда – суда, построенные или оборудованные со специальной и единственной целью – оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, предоставлять им лечение и перевозить их. Такие суда ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению или захвату.


^ Гражданские лица – лица, не принимающие участие в ведении боевых действий, не принадлежащие к вооруженным силам одной из сторон или какой-либо воюющей группировке.


^ Гражданские объекты – любые объекты, не являющиеся военными.


Денонсация – надлежащим образом оформленный отказ государства от заключенного им международного договора. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы 1977 г. имеют такое положение, но с оговоркой, что денонсация не имеет силы в то время, когда денонсирующая Держава участвует в вооруженном конфликте.


^ Демилитаризованная зона – район, участок местности, на который не должны распространяться военные операции.


Депортация – насильственная высылка гражданского населения с постоянного места проживания.


Держава-Покровительница – нейтральное государство, которое с согласия конфликтующих сторон оказывает содействие и осуществляет контроль за соблюдением гуманитарных норм на территории одной из сторон, представляя интересы другой стороны.


^ Дополнительные Протоколы (к Женевским конвенциям 1949 г.). Два протокола, принятые на дипломатической конференции в 1977 г. Протокол I содержит новые нормы, касающиеся международных вооруженных конфликтов, Протокол II – нормы гуманитарного права, относящиеся к немеждународным (внутренним) вооруженным конфликтам.


^ Дюнан Анри. Швейцарский бизнесмен и общественный деятель, ставший основоположником международного гуманитарного права и Международного Красного Креста. В 1862 г. опубликовал книгу «Воспоминания о битве при Сольферино», в которой содержались предложения создать добровольные общества для ухода за ранеными и принять международную конвенцию в их защиту. В 1864 г. При непосредственном участии А. Дюнана была созвана международная конференция, которая приняла Женевскую конвенцию об облегчении участи раненых и больных. А. Дюнан - обладатель первой Нобелевской премии мира (1901).


^ Женевская конвенция об облегчении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны – первая Женевская конвенция, принятая в 1864 г (ее иногда называют «мать конвенций»). Ее выдающееся значение состоит в том, что она впервые представляла собой многосторонний постоянно действующий договор, открытый для присоединения всех государств. С этого небольшого, состоящего из 10 статей документа начинается все договорное право войны, а также все международное гуманитарное право в современном понимании.


^ Женевские конвенции 1949 г. Эти четыре конвенции считают основой всего современного гуманитарного права. Они посвящены соответственно: 1) защите раненых и больных во время сухопутных битв, 2) защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение во время морских сражений, 3) обращению с военнопленными, 4) защите гражданского населения.


Заложник – лицо, произвольно и насильственно захваченное для получения выкупа, обмена на захваченное неприятелем лицо или в каких-то иных целях. Взятие заложников запрещено (см. ст. 3 Женевской Конвенции 1949 г.).


Интернирование – особый режим ограничения свободы, устанавливаемый одной конфликтующей стороной для граждан другой стороны или иностранцев, а также апатридов. Интернирование запрещено за исключением особых случаев (см. часть 4 Женевской Конвенции IV 1949 г.).


Информационная война - «действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных сетей» (цитата из армейского устава США).


^ Информационное оружие - любые средства, сознательно используемые для воздействия на разум противника таким образом, чтобы иметь высокую вероятность заставить противника выполнить желания тех, кто использует данные средства.


«^ Информационный вакуум». Раскрытие журналистом, работающим в зоне вооруженного конфликта, только той минимальной информации о себе, которая действительно необходима в каждый конкретный момент. Специалисты в области безопасности рекомендуют работникам СМИ поддерживать вокруг себя «информационный вакуум». Например, если можно назвать имя, не называя фамилии – не нужно называть фамилию.


Комбатант (сражающийся) – человек, непосредственно участвующий в вооруженном конфликте, в ведении боевых действий. Он должен отвечать определенным условиям, установленным Женевскими Конвенциями 1949 г. и Дополнительными Протоколами. Попав под власть неприятеля, комбатант становится военнопленным.


^ Международное гуманитарное право - (МГП) – это отрасль международного права, которая применяется в период вооруженных конфликтов с целью смягчить их последствия. МГП представляет собой систему юридических норм и принципов, которые, во-первых, ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий, во-вторых, защищают лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.


^ Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирное Движение, тесно связанное с МГП, действующее на основе его норм и принципов. Состоит из трех автономных частей: Международного Комитета Красного Креста, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и самих национальных обществ. Высший орган Движения – международные конференции, в работе которых на равноправной основе принимают участие государства, подписавшие Женевские Конвенции.


^ Международный Комитет Красного Креста (МККК) – независимая международная гуманитарная организация. С самого своего основания (1863 г.) играет важную роль в развитии и реализации гуманитарного права, следит за его соблюдением. Штаб-квартира МККК расположена в Женеве.


^ Международный уголовный суд (МУС). Суд, начавший действовать в июле 2002 г. на основе Статута, принятого в Риме в 1998 г. В Статут включено положение о «дополнительном характере» суда, то есть о том, что МУС будет не подменять собой национальное правосудие, а дополнять работу национальных судебных систем, принимая к рассмотрению дела только в таких ситуациях, где отправление правосудия национальными судами окажется «неэффективным или недостижимым». Суд наделен мандатом судить физических лиц и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества: военные преступления, преступления против человечности и геноцид.


^ Мартенс Федор Федорович – известный российский ученый-юрист и дипломат второй половины XIX – начала XX в. Более 30 лет заведовал кафедрой международного права Санкт-Петербургского университета. Внес большой вклад в развитие международного гуманитарного права.


«^ Меры по защите журналистов». Так называется статья 79 Первого Дополнительного протокола 1977 г. В ней прописаны основные нормы, относящиеся к защите журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов.


«Мини-конвенция». Третья статья, общая для всех Женевских конвенций 1949 г. Ее называют «мини-конвенцией» за ее особое значение. Она впервые обязала государства ограничивать насилие и защищать жертв войны во время вооруженных конфликтов немеждународного характера. Ранее данные вопросы относились исключительно к сфере компетенции самих государств.


^ Международный вооруженный конфликт – вооруженный конфликт, в котором участвуют два или несколько государств (см. ст. 2 Женевских конвенций 1949 г.). Национально-освободительные войны, в ходе которых народы борются против колониального господства, иностранной оккупации или расистских режимов за осуществление своего права на самоопределение, обычно приравниваются к международным вооруженным конфликтам.


Наемник – лицо, нанятое за деньги одной из сторон в конфликте. Он не имеет статуса комбатанта и не может быть признан военнопленным (ст. 47 Дополнительного Протокола I). Наемничество квалифицируется как преступление. Чтобы был признан факт наемничества, необходимо установить, что данный человек является гражданином государства, не являющегося стороной вооруженного конфликта, воевал не из идейных побуждений, а за деньги, причем, его вознаграждение должно существенно превышать тот уровень зарплаты (материального довольствия), который существует в войсках, на стороне которых он воевал.


^ Немеждународный (внутренний) вооруженный конфликт – конфликт немеждународного характера, часто называемый «гражданской войной», протекает на территории одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группами или организованными вооруженными группировками, которые, находясь под ответственным командованием, контролируют часть территории страны, что позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия.


^ Необороняемая местность. Власти одной из воюющих сторон могут объявить необороняемым и открытым для оккупации неприятелем любой населенный пункт. Необороняемая местность не подлежит нападению.


^ Оккупированная территория – занятая неприятельскими силами территория, позволяющая им осуществлять такой контроль, который дает возможность вести непрерывные и согласованные военные действия или создавать собственную администрацию.


^ Основополагающие Принципы Красного Креста. Семь принципов, принятые на международной конференции в Вене в 1965 г.: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, единство, добровольность, универсальность.


Покровительство – термин международного гуманитарного права, означающий, что на покровительствуемых распространяется его действие. Обычно применяется к гражданскому населению, раненым, больным, военнопленным.


^ Покровительствуемое лицо. Находится под защитой (покровительством) Женевских Конвенций, если оно в случае вооруженного конфликта или оккупации оказалось во власти неприятеля.


«^ Правило голого факта». Сообщение журналистом сведений о событиях без их оценки и собственных комментариев.


Право войны (право Гааги). Термин, обозначающий совокупность законов и обычаев ведения войны. В настоящее время употребляется редко. Чаще пишут о праве вооруженных конфликтов (этот термин более соответствует современным нормам международного права, принятым в них формулировкам).


^ Право Женевы. Юридический термин, обозначающий совокупность принципов и норм гуманитарных Женевских конвенций. В настоящее время употребляется редко, будучи вытеснен (более широким по смыслу) термином «международное гуманитарное право».


^ Преступления против человечности, в соответствие со Статутом МУС, включают в себя такие деяния, осуществляемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилования, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам.


^ Пропорциональности (соразмерности) принцип. Один из важнейших принципов права вооруженных конфликтов, суть которого заключается в том, что ожидаемые потери среди гражданского населения и разрушение гражданских объектов не должны быть чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое планируется получить в результате нападения (см. ст. 51 и ст. 57 Дополнительного Протокола I).


Различия принцип. Один из важнейших принципов МГП, суть которого заключается в том, что стороны конфликта всегда должны проводить четкое различие между воюющими и гражданским населением, военными и гражданскими объектами. Нападению могут подвергаться только воюющие и только военные объекты. О проблемах соблюдении данного принципа в современном мире – см. материал «Эпоха невидимого зла».


^ Раненые и больные. Таковыми могут считаться как военнослужащие, так и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий (см. Доп. Протокол I).


Репатриация – возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся во власти одной из конфликтующих сторон и удерживаемых ею. Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (ст. 118 Женевской Конвенции III 1949 г.).


Реквизиция – принудительное изъятие имущества.


Репрессалии – принудительные действия, предпринимаемые одной из воюющих сторон в отношении другой стороны как возмездие. Репрессалии по отношению к военнопленным запрещаются.


Ратификация – утверждение высшим органом государственной власти международного договора, подписанного от имени этого государства.


^ Санитарные зоны и зоны безопасности. Могут создаваться по соглашению конфликтующих сторон для ограждения от военных действий раненых и больных, инвалидов, престарелых и детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста (ст. 14 Женевской конвенции IV).


^ Серьезные нарушения МГП. Женевские конвенции 1949 г. выделяют среди нарушений норм гуманитарного права серьезные нарушения, которые уголовно преследуются. К ним относятся убийство покровительствуемых лиц, пытки, истязания, взятие заложников и др. Перечень серьезных нарушений приводится в ст. 3 Конвенций, ст. 11 и 85 Дополнительного Протокола I, ст. 4 Дополнительного Протокола II.


^ Справочное Бюро по делам военнопленных. Создается каждой конфликтующей стороной, которая получает от своих властей сведения о военнопленных, раненых, больных и иных жертвах конфликта. Эти сведения незамедлительно пересылаются соответствующей державе (ст. 122 Конвенции III, ст. 137 Конвенции IV).


Универсальная юрисдикция. Механизм уголовного права, предусмотренный в 1949 г. четырьмя Женевскими конвенциями для преследования за совершение серьезных нарушений гуманитарного права. Универсальная юрисдикция позволяет привлекать к ответственности лицо, подозреваемое в таком нарушении, в любом суде любой страны (независимо от того, где, когда и против кого было совершено преступление).


^ Установки, содержащие опасные силы. Среди гражданских объектов в особой защите нуждаются установки, содержащие опасные силы – плотины, дамбы, атомные электростанции. Они должны быть обозначены международным специальным знаком (группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета) и не могут быть объектом нападения.


^ Центральное агентство по розыску (ЦАР) – отдел МККК в Женеве, занимающийся розыском пропавших без вести лиц и помогающий восстановить или поддерживать связь между отдельными лицами и их близкими, не имеющими возможности общаться друг с другом из-за вооруженного конфликта, беспорядков или обстановки напряженности внутри страны или стихийных бедствий.


Эвакуация – вывоз раненых, больных, военнопленных, детей и групп гражданского населения из зоны боевых действий (например, в тыл, в нейтральную страну).


«^ Эффект Си-Эн-Эн». Эффект, суть которого заключается в том, что телевизионные репортажи из «горячих точек» воздействуют не только на простых граждан, но и на людей, занимающих высокие посты и принимающих ответственные решения на государственном уровне. Находясь под воздействием эмоций, вызванных телевизионным сюжетом, эти люди могут принять необдуманное решение, способное привести к негативным последствиям. (Тем более что пристальное внимание мировых СМИ к серьезным конфликтам создает временной прессинг, заставляющий принимать решения в кратчайшие сроки).


^ Международное гуманитарное право (МГП)это отрасль международного права, которая применяется в период вооруженных конфликтов с целью смягчить их последствия. МГП представляет собой систему юридических норм и принципов, которые, во-первых, ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий, во-вторых, защищают лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Вместо наиболее распространенного в настоящее время термина «международное гуманитарное право» («МГП») иногда используют такие термины, как «право войны», «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны». В широком смысле, это синонимы. Хотя, например, «законы и обычаи войны» - несколько устаревшее обозначение, термином «право войны» предпочитают пользоваться военные, а в дипломатических и университетских кругах теперь обычно применяется именно термин «международное гуманитарное право».

МГП применяется в период различных вооруженных конфликтов: и международного, и немеждународного характера. Но именно в период вооруженных конфликтов, а не просто при беспорядках и волнениях внутри страны. В ситуациях насилия, не достигших интенсивности вооруженного конфликта, применяются положения права прав человека, а также соответствующие нормы внутреннего законодательства. Существуют специальные критерии, позволяющие констатировать, что ситуация насилия достигла интенсивности вооруженного конфликта: с одной стороны, находящиеся в конфликте субъекты должны обладать минимумом организованности и иметь вооруженные силы; с другой – их конфликтные отношения должны достичь уровня открытых и коллективных военных действий.

Сама необходимость существования права войны на протяжении истории нередко подвергалась (а некоторыми даже сейчас подвергается) сомнению. В самом деле, не лучше ли добиваться прекращения войн, а не создавать некие правила их ведения!? Ведь, казалось бы, война – это по определению попрание всех норм гуманности, всех человеческих и божеских законов! Ведь любая война – это смерть и страдания, это искалеченные судьбы, дети, оставшиеся сиротами… Как сказал в XIX в. один английский политик, «пытаться цивилизовать войну – это все равно, что цивилизовать ад!». Есть своя правда в этом. Недаром после второй мировой войны многие (в том числе дипломаты, представители ООН) считали, что нет смысла в дальнейшем развитии МГП. Ведь войны запрещены! Разрабатывая долгосрочную программу своей деятельности в 1949 г., Комиссия международного права ООН отказалась включить в эту программу право войны…

Между тем, после второй мировой в мире произошло уже более ста войн. Люди, разрабатывающие нормы МГП (в частности, представители Международного Комитета Красного Креста), прагматично исходят из того, что войны все равно ведутся. Меняется их характер, но они ведутся. Следовательно, нужно развивать МГП – для того, чтобы ограничить насилие некими рамками, чтобы защитить гражданских лиц, пленных, раненых, больных… Причем, независимо от того, какой национальности эти люди, к какой воюющей стороне они принадлежат. Поэтому международное гуманитарное право не занимается изучением причин вооруженного конфликта, выяснением того, кто ведет «справедливую», а кто – «захватническую» войну и т.д. Ведь подобные выяснения не помогут, а, наоборот, помешают оказывать помощь раненым, больным и другим жертвам конфликта. Международное гуманитарное право интересуют не причины, а средства и методы ведения войны.

Некоторые считают, что в нормах МГП нет особого смысла потому, что они все равно постоянно нарушаются. Действительно, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда. Например, американцы во время войны в Ираке в 2003 г. убивали представителей Красного Креста, журналистов и других гражданских лиц, уничтожали памятники культуры, использовали запрещенные средства ведения войны. Но можно провести аналогию, например, с уголовным кодексом. Он тоже очень часто нарушается. Однако, что было бы, если бы уголовного кодекса вообще не существовало!?. Так же обстоит дело и с международным гуманитарным правом.

К настоящему времени изобретено столько мощных и изощренных средств уничтожения (химическое, бактериологическое оружие и т.д.), что если бы все они применялись, те жестокие войны, которые ведутся на планете сейчас, показались бы детскими играми. Препятствует их применению именно международное гуманитарное право.

Журналистам необходимо знать нормы этого права потому, что журналист – одно из главных действующих лиц на современной войне. Информационная составляющая играет огромную роль в современных вооруженных конфликтах. Несколько талантливых репортеров могут оказать большее воздействие на развитие конфликта, чем несколько танковых полков. Причем, воздействие это может быть как позитивным, так и негативным, как способствующим эскалации насилия, так и способствующим прекращению войны. Именно под воздействием общественного мнения, направляемого СМИ, американское правительство вынуждено было вывести войска из Вьетнама… И именно СМИ (радио) сыграло решающую роль в развязывании страшного геноцида в Руанде, унесшего жизни восьмисот тысяч человек… Это лишь два показательных примера.

Политики и военачальники прекрасно понимают, какой силой обладают средства массовой информации, поэтому стремятся использовать их в своих целях, поставить под свой контроль в ходе вооруженных конфликтов. В этой ситуации для журналиста важно не стать пешкой в чужой игре. Ведь СМИ призваны отражать интересы общества, а не штаба командования той или иной группировки. Поэтому журналист, освещающий военные события, должен в полной мере осознавать лежащую на нем ответственность, иметь представление об использовании информационных технологий в современных войнах. И, разумеется, для профессионального освещения вооруженных конфликтов журналисту необходимо иметь представление о нормах международного гуманитарного права.


Резюме.

Сама история, практика жизни подтверждает необходимость существования международного гуманитарного права – права, которое ограничивает средства и методы ведения войны, защищает гражданское население и других жертв вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера. Для журналистов важно знать нормы МГП, а также правила «техники безопасности» при работе в «горячих точках» и принципы освещения вооруженных конфликтов в СМИ. Ведь средства массовой информации способны оказать большое влияние на развитие современных вооруженных конфликтов, на поведение воюющих.


^ 2. История зарождения и развития права войны до середины XIX в.


Древность

Вряд ли удастся найти документальные свидетельства того, где и когда появились первые нормы гуманитарного права. Еще до появления государств возникали правила, целью которых было смягчить ужасы войны.

Конечно, на ранней стадии развития человеческого общества преобладало то, что теперь называется «законом джунглей». Триумф самого сильного или самого вероломного обычно сопровождался чудовищной бойней и невообразимыми зверствами. Но даже в тот период, особенно, среди оседлых народов, мы наблюдались попытки смягчить ужасы войны. Археологи обнаружили, что за ранеными в бою в эпоху неолита ухаживали, многие скелеты являют собой доказательства того, что уже практиковались вправления суставов и даже трепанация.

Изучение некоторых диких племен дает представление о жизни первобытного человека. В Папуа, где племена постоянно воюют между собой, противника всегда предупреждают заранее о времени начала военных действий, и война не начинается, пока оба противника не будут готовы. Наконечники стрел не имеют зазубрин, чтобы не наносить противнику излишнего вреда. Война прекращается на 15 дней, когда убивают или тяжело ранят человека, и перемирие это настолько свято соблюдается, что враждующие стороны даже не выставляют часовых.

Каково было положение вещей в великих цивилизациях древности с 3000 до 1500 гг. до нашей эры? Их экономика основывалась главным образом на рабстве, иногда приобретавшем колоссальный размах. Несмотря на то, что рабство отвратительно, оно было шагом вперед, так как означало, что жизнь захваченных в плен врагов будет сохранена.

Конечно, разные народы по-разному относились к законам и обычаям войны.

Например, в цивилизации хеттов, открытой археологами в XIX веке, существовали поразительно гуманные правила ведения войны. Они объявляли войну и подписывали мирные договоры. При капитуляции вражеских городов их население обычно не страдало. С городами, оказавшими сопротивление, обходились более жестоко, но и в этом случае очень редко устраивались массовые казни или захват людей в рабство. Такая снисходительность очень непохожа на жестокость ассирийцев, чьи победы сопровождались ужасными жестокостями.

В первом тысячелетии до нашей эры в Азии процветали новые цивилизации. В то время как индуизм призывал предоставить каждого человека его собственной судьбе, буддизм взял своим лозунгом сострадание. Лао Дзы полагал, что единственная ценность человека заключается в служении людям, а Конфуций проповедовал действенный альтруизм, основанный на солидарности и знаниях.

Практически во всех культурах древности можно обнаружить некие правила – предвестники современного гуманитарного права. Чаще всего их можно найти в важнейших литературных памятниках.

В исторических книгах Ветхого Завета много преданий о войнах. Они совершались по указанию Всевышнего, и именно он запретил идущим в Землю Обетованную любые контакты с их врагами. Но даже в то время законом талиона устанавливались пределы насилия. Некоторые разделы Библии запрещали израильтянам убивать врагов, сдающихся на милость победителя, призывали к милосердию по отношению к раненым, женщинам, детям и старикам.

Не менее важны древнеиндийские письменные источники. Эпос Махабхарата и законы, отраженные в легендах о Ману, первом человеке, явились воинскими кодексами, которые, вероятно, намного обогнали свое время. Воинам запрещалось убивать вышедших из строя врагов и тех, кто сдается. После выздоровления раненых военнопленных их предписывалось отправлять на родину. Запрещено было применять зазубренное или отравленное оружие. Существовали правила реквизиции собственности врага и правила содержания военнопленных, нельзя было объявлять войну без пощады.

Индийский император Асока, призванный «Великодушным», приказывал своим солдатам с уважением относиться к раненым врагам, а также к монахиням, которые ухаживали за ранеными.

По свидетельству Геродота, спартанцы (лакедемоняне) убивали персидских посланников и, когда направляли к персам своих послов, предполагали, что их в отместку убьют. Но персидский царь Ксеркс заявил, что не намерен «уподобляться лакедемонянам»: «Они, убив вестников, нарушили принятый во всем мире обычай, а я не буду делать то, за что осуждаю других…».

Тем не менее, побежденному врагу в то время приходилось уповать на милость победителя. А победители слишком часто оказывались жестокими и беспощадными. Так, после подавления восстания в Пелопоннесе спартанцы перебили всех мужчин, а женщин обратили в рабство. В 185 г. до нашей эры, после подавления восстания рабов в Апулии, 7000 рабов были распяты римлянами.

Рим властвовал с помощью силы, организации и закона. Закон был поднят на небывалую высоту. Но его действие прекращалось на Римской империи. Народы (не только воины, но и мирные жители!) враждебных государств были просто вне закона. Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но вообще всем лицам, находящимся на неприятельской территории. Захваченные в плен солдаты и гражданское население обычно подвергались издевательствам, а после триумфального шествия их казнили. Тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство.

Некоторые философские течения древности внесли свой вклад в пресечение чрезмерных жестокостей во время войны. Особо выделяется в этом плане стоицизм, центральное место в котором занимали гуманистические принципы. На заре Pax Romana доктрина стоиков получила широкое распространение, приобрела таких сильных сторонников, как Сенека и Цицерон, и вступила, можно сказать, в свой золотой век. Ее приверженцы провозглашали равенство всех людей и осуждали рабство. Они утверждали, что война не влечет за собой отмену всех законов. Они заменили лозунг «Человек человеку волк» на «Жизнь человека священна». Существовавшее ранее «Горе побежденному» заменили такими согревающими душу постулатами, как «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо» и «Страдающий враг – не враг».

Однако на практике прогресс был медленным. Необходимо также отметить, что философам-стоикам принадлежит идея справедливой войны, которая затем возродилась в средние века и повлекла за собой ужасные последствия. Лучшими намерениями было продиктовано философское положение о том, что нельзя начинать войну без justa causa. Иными словами, война может быть начата только с целью защиты или для восстановления справедливости. Но захватчики всегда пытались оправдать свои завоевания религиозными и нравственными мотивами, всегда утверждали, что они ведут справедливые войны.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (709 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru