Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Влияние дополнительного образования на развитие личности школьника - файл 1.rtf


Влияние дополнительного образования на развитие личности школьника
скачать (168.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf169kb.22.11.2011 23:59скачать

содержание
Загрузка...

1.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г. Р. ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА
ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Выполнила

студентка 1 курса

заочного отделения

факультета

"Религиоведение"

Саютина Олеся

Тамбов 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.

2. Формирование системы дополнительного образования в России.

3. Особенности и функции дополнительного образования.

4. Сущность дополнительного образования.

5. Требования к педагогу дополнительного образования.

6. Влияние дополнительного образования на воспитание личности.

7. Взаимодействие основного и дополнительного образования.

8. Заключение.

Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.

Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющая обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыразиться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.

Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству.

Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.

Дополнительное образование воспитывает, развивает и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления.

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы ( внешкольного воспитания ). Внешкольное воспитание возникло в России в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д .

Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество " Сетлемент " ( англ. settlement - поселение, комплекс ), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество "Детский труд и отдых" , в 1911г. в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний " Бодрая жизнь". К этому периоду относится и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном коммисариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы. В июне 1919 года был проведен Первый Всеросийский съезд по внешкольному образованию.

В 30-е годы термин " внешкольное образование" был заменен на "внешкольное воспитание".

Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, профсоюзов, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация и единственная молодежная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры.Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей.

Тем не менее в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт выращивания талантов. Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники, известные в России и за ее пределами, были воспитанниками системы внешкольного воспитания.

После 1991 года эта система не только не распалась, но в отличии от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ " Об образовании " с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.

Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, куда входят более 16 тысяч учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет. Около 270 тысяч педагогических работников заняты в этой сфере деятельности как в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства.

Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств ( в том числе из ситуаций неопределенности ), предоставляющее личности множество возможностей выбора своей судьбы и стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Своеобразие дополнительного образования проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей, в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы, в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога и в творческом характере образовательного процесса.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его основные функции :

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний ;

2) воспитательная - определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре ;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности ;

4) компенсационная - предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности ;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка ;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию ;

7) интеграционная - создание определенного психологического климата, позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения ;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни ;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги основного и дополнительного образования должны работать в тесном сотрудничестве между собой.

Современная педагогика характеризует термином " дополнительное образование" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие :

  • художественно-эстетическое ;

  • научно-техническое ;

  • спортивно-техническое ;

  • эколого-биологическое ;

  • физкультурно-оздоровительное ;

  • туристско-краеведческое ;

  • военно-патриотическое ;

  • социально-педагогическое ;

  • культурологическое ;

  • экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

В современных условиях часть дополнительных образовательных услуг является платными. Это обусловлено низким уровнем финансирования системы образования в целом и дополнительного - в частности, нехваткой высококвалифицированных кадров, недостаточным материально - техническим оснащением этой сферы образования. Возможность предоставления платных услуг заставляет работников дополнительного образования критически осмыслить и оценить свой потенциал, понять свою роль в удовлетворении культурно-образовательных запросов социума, проанализировать свои внутренние резервы. Введение в систему дополнительного образования платных услуг способствует здоровой конкуренции в образовательной сфере, укрепляет и поддерживает материальное состояние образовательного учреждения, повышает его ответственность за результаты образования, содействует развитию многообразия форм и методов обучения, вносит новое в содержание образования.

Для того, чтобы дети в условиях внешкольного воспитания могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых. Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ученика стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

Необходимо глубокое знание детской психологии, обеспечивающее внимание к душевному состоянию ребенка. Это становится гарантией преодоления психологического дискомфорта.

Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

Одним из основных условий развития творческих особенностей ребенка является методическая культура педагогов ( широкий арсенал приемов, методов, технологий ). Не менее важен стиль педагогического руководства, так как он оказываетвлияние на активизацию творчества детей. Наиболее успешным является демократический стиль управления в группе, где взаимоотношения между детьми и руководителем строятся на основе сотрудничества и паритетности.

Умение проектировать и моделировать эстетические идеи , включение эмоционально-личностной сферы учителя в профессиональную деятельность являются залогом успеха. Любить детей мало - им надо нравиться. Здесь очень важно соблюсти пропорцию - " быть рядом, но чуть-чуть впереди " , то есть общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе, но не опускаться до его уровня, а, наоборот, поднимать до своего уровня.

Досуг - дело деликатное, стало быть, и методика должна быть демократичной и гуманной. Работа со школьниками должна проводиться на основе широкого развития инициативы и самодеятельности ребят, с учетом их возрастных особенностей, знаний и интересов.

Социальная ситуация в обществе изменяется столь стремительно, что проблема личности и ее формирования выдвигается на первое место.

На фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу тоносятся : разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних,, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.

Чтобы снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность, необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезными делами. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных " контркультур", дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга ( отдых, развлечения, праздники, творчество ) с различными формами образовательной деятельности и , как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Работа творческих объединений, секций, клубов по интересам направлена на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути является социализацией личности. Разнообразная внеучебная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам искусства, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Дети учатся сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Воспитание в условиях дополнительного образования обеспечивается влиянием ряда социальных факторов : составом группы, взаимовлиянием, связью каждого и его значимостью в работе творческого объединения. Вступая во взаимодействие с внутренними процессами саморазвития человека, эти факторы вызывают определенные сдвиги в сознании и поведении личности. Происходит опосредованное формирование нравственных, духовных и культурных ориентиров подрастающего поколения.

Многолетний опыт воспитания школьников показывает, что требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Действительно, школа дает важное и значимое общее образование, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование

Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что базовое ( основное ) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного, а не только интеллектуального развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже ХХ и ХХI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными ( предметными ) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Воспитательная система может быть представлена в виде взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения, деятельность которых будет направлена на реализацию поставленных педагогических и социальных задач.

По большому счету основное и допонительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие школьника во всем богатстве его запросов и интересов.


Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования. Нельзя недооценивать его роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и значимость его результатов для общества.

Школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом. Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы.

Дополнительное образование решает также проблему свободного времяпровождения детей вне школы. Будучи доступным каждому желающему, оно открывает ребятам двери к постижению азов искусства, спорта, прикладного и технического творчества, дает возможность проявить свои лидерские и организаторские способности.

У детей, которые прошли через учреждения дополнительного образования, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Дополнительное образование дает ребенку возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Поэтому необходимо продолжать работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

.


^ Список литературы :

Н. А. Белибихина, Л. А. Королева " Организация дополнительного образования в школе" . - Волгоград : Учитель, 2009.

Материалы сайтов :

http:// ru.wikipedia.org/

http:// www.prescool.km.ru/

http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page5/addedu.shtml/


Скачать файл (168.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru