Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Учет затрат,калькулирование и бюджетирование - файл 1.doc


Лекции - Учет затрат,калькулирование и бюджетирование
скачать (200 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc200kb.21.11.2011 23:54скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ


Глава 1. Организация и основные принципы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 3

1.1 Основные принципы и задачи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 3

1.2 Классификация затрат и её влияние на формирование себестоимости продукции (работ, услуг) 4

1.3 Общая схема учета затрат и калькулирования себестоимости продук­ции (работ, услуг) 6

Глава 2. Система бюджетирования и внутрихозяйственной отчетности 7

2.1 Децентрализация управления, и её роль в организации производственного учета 7

2.2 Организация производственного учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности 7

2.3 Бюджетирование и контроль затрат и доходов 11

^ Глава 3. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) 13

3.1 Учёт материальных затрат 13

3.2 Учет затрат на оплату труда и его социальную защиту 14

3.3 Учет расходов по обслуживанию производства и управления 16

3.4 Учет производственных потерь 19

3.5 Учет и оценка незавершённого производства 22

3.6 Учет полуфабрикатов собственного производства 22

3.7 Учет затрат вспомогательных производств 23

3.8 Сводный учет затрат на производство 24

3.9 Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) 25

Глава 4. Методы и системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 26



^

Глава 1. Организация и основные принципы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

1.1 Основные принципы и задачи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)



Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организации.

Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестои­мости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.

Основные задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции - учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за исполь­зованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов; выявление результатов деятельности структурных подразделений и других центров за- трат по снижению себестоимости продукции; выявление резервов снижения себестоимости продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью про­дукции специалистам и администрации организации, и ее подразделений.

В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирова­ние себестоимости продукции, как правило, являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

Калькулирование - это совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продуктов производства (работ, ус­луг). В основе калькулирования лежит калькуляционная процедура.

Калькуляция - это способ расчета себестоимости единицы продукта (работ, услуг).

При помощи калькуляции определяется себестоимость различных объ­ектов учета: основных средств, нематериальных активов. Приобретенных материальных ресурсов, произведенной и реализованной продукции, вы­полненных работ, оказанных услуг. Она является основой денежной оцен­ки соответствующих объектов бухгалтерского учета.

Данные калькуляций используются для управления себестоимостью продукции, контроля, за её уровнем, выявления резервов снижения матери­альных, трудовых и финансовых ресурсов и установления цен на изделия.

Основные задачи калькулирования на предприятиях:

  • Достоверное исчисление фактической себестоимости единицы от­
    дельных видов продукции, работ, услуг;

  • Контроль за уровнем себестоимости и соблюдением действующих
    норм и нормативов затрат;

  • Определение рентабельности продукции и факторов, влияющих на её
    уровень;

  • Оценка Эффективности работы предприятия;

  • Выявление и использование резервов снижения себестоимости
    продукции.



1.2 Классификация затрат и её влияние на формирование себестоимости продукции (работ, услуг)



Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы данного предприятия. Вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно. В настоящее время состав затрат производственных предприятий регламентируется На­логовым кодексом РФ, а также ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В ПБУ 10/99 дан подробный перечень конкретных видов затрат на производство, составляющих себестоимость продукции:

  1. Затраты на подготовку и освоение производства; к ним относятся два вида затрат; первый - затраты по подготовительным работам в добываю­щих отраслях, например, очистке территории, устройству временных подъ­ездных путей и дорог; второй - затраты на освоение новых предприятий, цехов, агрегатов.

  2. Затраты непосредственно связанные с производством продукции. В). Затраты некапитального характера по совершенствованию технологии и организации производства, улучшению качества продукции осуществляе­мых в ходе производственного процесса.

  3. Затраты связанные с изобретательством.

  4. Затраты по обслуживанию производственного процесса, в том числе по обеспечению производства материалами, топливом, энергией, по поддер­жанию основных фондов в рабочем состоянии.

  5. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопас­ности.

  6. Текущие затраты по содержанию и эксплуатации фондов производст­венного назначения.

  7. Затраты связанные с управлением производством, с содержанием аппарата управления, транспортным обслуживанием деятельности работников управления.

  8. Затраты связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

  9. Выплаты, предусмотренные законодательством о труде за не прорабо­танное время на производстве, как оплата очередных отпусков, дополни­тельных отпусков.

  10. Отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, платежи по обяза­тельному страхованию имущества предприятий, учитываемого в составе производственных фондов.

  11. Платежи за кредиты банков в пределах ставки установленной законо­дательством, и оплата процентов по кредитам поставщиков за приобретен­ные материальные ценности.

  12. Затраты по сбыту продукции: упаковке, хранению, транспортировке до станции отправления, погрузке, расходы по рекламе.

  13. Амортизационные отчисления, амортизация нематериальных активов, включая плату за государственную регистрацию предприятия. П). Затраты связанные с использованием природного сырья в части затрат на рекультивацию земель, плату за воду.

  14. Затраты связанные с содержанием помещений, передаваемых бесплат­но предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые кол­лективы.

  15. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, произво­димые в соответствии с законодательством.

  16. В фактическую себестоимость включаются также компенсационные расходы, пособия, выплачиваемые работникам, в связи с потерей трудо­способности из-за производственных травм и присужденные судом; выпла­ты работникам, высвобожденным с предприятий в связи с их реорганизаци­ей, сокращением численности и штатов.

В фактическую себестоимость относятся также не производственные расходы; потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам.
^

1.3 Общая схема учета затрат и калькулирования себестоимости продук­ции (работ, услуг)



На производственных предприятиях затраты на производство отражаются на следующих счетах: 20 «Основное производство», 23 «Вспомога­тельное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Обще­хозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 96 «Резервы предстоя­щих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и др. Затраты группиру­ются по этим счетам, экономическим элементам, статьям калькуляции, мес­там возникновения расходов и видам продукции.

Фактическая себестоимость по видам вырабатываемой продукции, а внутри их по статьям калькуляции, отражается на счете 20 «Основное про­изводство». По дебету этого счета в течение месяца собираются прямые затраты, обусловленные технологическим процессом изготовления изделий.

Расходы на управление производством и его обслуживание не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретного изделия, поскольку яв­ляются косвенными. В аналитическом учете они распределяются между структурными подразделениями, незавершенным производством и готовой продукцией, отдельными видами продукции. Расходы относятся только на те производства, которые выпускают товарную продукцию.

По окончании отчетного периода оценивается стоимость незавершенно­го производства на конец месяца и разграничиваются затраты между себе­стоимостью готовой продукции и незавершённым производством.

Сданную на склад готовую продукцию по фактической производствен­ной себестоимости отражают по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».

Дебетовое сальдо счета 20 «Основное производство» показывает затра­ты, относящиеся к незавершённому производству.


^

Глава 2. Система бюджетирования и внутрихозяйственной отчетности

2.1 Децентрализация управления, и её роль в организации производственного учета



Децентрализация управления предполагает не только расширение само­стоятельности и увеличение прав менеджеров при принятии ими управлен­ческих решений, но и повышение персональной ответственности за послед­ствия таких решений. Применение принципов внутрифирменного расчета позволяет повысить эффективность деятельности, как всей организации, так' и её отдельных структурных подразделений.


^

2.2 Организация производственного учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности



Центр ответственности - это часть организации, выделяемая в учете для контроля, за ее деятельностью.

В каждом центре ответственности осуществляются расходы и произво­дится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственно­сти обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или ис­полнителем.

По принципу возможности и целесообразности исчисления прибыли и ее использования центры ответственности разделяются на три вида:

  • центр затрат;

  • центр прибыли;

  • центр инвестиций.

В центрах затрат контролируются только их расходы. Их основной це­лью является минимизация затрат.

В центрах прибыли менеджер контролирует не только затраты, но и до­ходы. Основная цель центра прибыли - получение максимально высокой прибыли.

Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и при­быль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации и другие, достаточно самостоятельные части головной организации. Учет по центрам затрат

Центр затрат - это любая единица деятельности организации, выде­ляемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы.

Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании первич­ных документов, в которых проставляют шифры затрат. Некоторые орга­низации относят на затраты центра только те накладные расходы, которые возникают в данном центре.

При определении центров затрат, порядка учета затрат по ним, целесо­образно использовать отраслевые инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. А также отраслевые методи­ческие указания по анализу хозяйственной деятельности организаций.

Трансфертная называется цена, по которой центр ответственности передает свою продукцию другим центрам ответственности внутри органи­зации или продает продукцию на сторону. Трансфертные цены применя­ются в центрах прибыли и центрах инвестиций, а иногда - и центрах затрат. Включение в себестоимость продукции, работ, услуг расходов вспомогательных производств

Особенность вспомогательных производств предприятий состоит в том, что свою продукцию и услуги они передают цехам основного произ­водства. Продукция, услуги вспомогательных производств потребляется цехами основного производства, она включается в затраты основных цехов в оценке по фактической себестоимости. Чтобы правильно распределить затраты вспомогательных цехов по потребителям их услуг, необходимо за­траты каждого вспомогательного цеха учитывать отдельно.

Состав затрат вспомогательных цехов аналогичен затратам основных цехов. Согласно, первичных документов, затраты вспомогательных цехов учитываются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Счет 23 активный, калькуляционный. Аналитический учет расходов вспо­могательных производств ведется в ведомости № 12 «Затраты по цеху». Для каждого цеха ведется отдельная ведомость. Прямые расходы учиты­ваются по дебету счета 23 по видам продукции и статьям расходов. Об­щепроизводственные расходы разрешается учитывать также по дебету сче­та 23.

После завершения отчетного месяца по дебету счета 23 определяются все затраты вспомогательного цеха и фактическая себестоимость вырабо­танной им продукции. Производится списание фактических затрат с кре­дита счета 23 в дебет счетов потребителей услуг, 20, 25, 26 и 91 при реали­зации на сторону продукции и услуг вспомогательного производства.

При списании на счета потребителей, продукция и услуги вспомога­тельных цехов оцениваются по фактической цеховой себестоимости, а от­пущенные другим предприятиям, своему капитальному строительству, не­промышленным производствам и хозяйствам по фактической производст­венной себестоимости, включая долю общехозяйственных расходов.

Поскольку вспомогательные цеха вырабатывают, как правило, один
вид продукции, все их затраты являются прямыми, а себестоимость едини­цы продукции определяется путем деления общей суммы затрат соответст­вующего цеха на количество продукции отпущенной потребителям.
Затем количество продукции отпущенной потребителям, умножается на
фактическую себестоимость единицы продукции. При журнально-ордерной форме учет затрат вспомогательных производств ведется в ведо­мостях № 12 и № 15, в журнале-ордере № 10 /1. Сводный учет затрат на производство

Затраты на производство учитываются в ведомости № 12 по каждому цеху отдельно. По окончании месяца в ведомостях № 12 подсчитываются итоги, которые записывают на оборотной стороне одной из ведомостей

№ 12 в таблице «Всего по корреспондирующим счетам» и подсчитывают общие затраты на производство по предприятию в целом.

Суммы итогов по вертикали (списано с кредита счетов) должны соот­ветствовать итогам по горизонтали (отнесено в дебет счетов). Выверен­ные данные записываются по счетам бухгалтерского учета в журнале-ордере № 10. Журнал-ордер № 10 имеет три раздела:

  • Издержки производства;

  • Расчет затрат на производство по экономическим элементам;

  • Расчет себестоимости товарной продукции.

Издержки производства по предприятию суммируются в разделе 1 журнала. Первый раздел журнала построен по принципу шахматной ве­домости и по форме повторяет ведомость № 12, итоги которых и записы­вают в этот раздел журнала. По данным ведомости № 12 в первом разде­ле журнала-ордера № 10 подсчитывают итог затрат по дебету счетов 20, 23, 25 и 28. Затем сюда же записывают итоги из ведомости № 15 «Об­щехозяйственные расходы» по дебету счетов 26 и 97.

После этого в разделе 1 журнала-ордера № 10 подсчитывают итог^ по вертикали и горизонтали. После подсчета итогов проверяется правиль­ность списания внутренних оборотов с собирательно-распределительных и калькуляционных счетов.

Во втором разделе журнала-ордера № 10 рассчитываются затраты на производство по экономическим элементам.

В третьем разделе журнала-ордера № 10 составляется расчет себе­стоимости товарной продукции по статьям затрат: сырье и материалы, ос­новная заработная плата производственных рабочих, прочие производст­венные расходы. Общепроизводственные расходы, потери от брака, обще­хозяйственные расходы.

Для исчисления себестоимости конкретных видов продукции ведется аналитический учет расходов по видам изделий, заказов, видам услуг. Аналитический учет затрат по счетам 20, 23 организуется в ведомости формы № 12. Затраты по цеху (при выпуске двух-трех видов изделий), в спе­циальных ведомостях, журналах и на карточках. Методы сводного учета затрат на производство

Для исчисления себестоимости продукции, выпущенной предприяти­ем, необходимо суммировать затраты всех цехов, которые участвовали в ее изготовлении. Суммирование всех затрат за месяц с учетом остатков не­завершенного производства представляет собой сводный учет затрат по объектам производственного учета. Сводный учет затрат на производ­стве может осуществляться полуфабрикатным и не полуфабрикатным и бесполуфабрикатным способом (вариантом).

При полуфабрикатном способе суммируются все затраты каждого цеха и исчисляется себестоимость изготовленных им полуфабрикатов. Пере­дача полуфабрикатов в другие цеха по ходу обработки отражается на счетах бухгалтерского учета. При наличии на предприятии склада хранения полуфабрикатов, передача их из цеха-изготовителя на склад записывается по кредиту счета 20 и.дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного про­изводства», а при передаче их в последующую обработку кредитуется счет 21 и дебетуется счет 20 (цех-получатель). Полуфабрикаты, полученные от других цехов, отражаются в затратах цеха-получателя отдельной статьей калькуляции.

В итоге себестоимость готовой продукции выпускающего цеха опре­деляется нарастающим итогом, как сумма затрат всех цехов. При бесполуфабрикатном способе в каждом цехе учитываются только собственные затраты. Передача полуфабрикатов из цеха в цех проводками на бухгал­терских счетах не отражается. Их движение из цеха в цех отражается только в оперативном учете. Себестоимость готовой продукции при бесполуфабрикатном способе учета затрат определяется путем списания на выпуск готовых изделий соответствующей доли затрат каждого цеха, уча­ствующего в их изготовлении.


^

2.3 Бюджетирование и контроль затрат и доходов



Бюджет - это количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подраз­делениям; суммирования всех коллективных предложений, разработки про­ектов бюджетов; просчета вариантов плана; внесения коррективов; оконча­тельного утверждения планов.

Полные бюджетные системы включают не только проектные, но и от­четные данные. Они используются в планировании, контроле, оценке ре­зультатов деятельности и совершенствовании процесса производства, каль­кулировании и оценке запасов. Бюджетирование, как и классификация затрат отвечает различным целям управления.

Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном крат­косрочном и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведения конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса про­дукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и фор­мируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

Бюджетные данные более достоверны для сравнения при оценке ре­зультатов деятельности, чем данные прошлых периодов. В результатах прошлого периода скрыты недостатки, отрицательные отклонения и тому подобные негативные факторы. Кроме того, за сравниваемый период мог­ли произойти изменения в технологии, составе рабочей силы, а также смена продукции и общей экономической ситуации.

Со стороны менеджеров и администрации при изменении условий хо­зяйствования предусматривается использование гибких бюджетов.

Наибольшее внимание при разработке бюджетов (планов и смет) уде­ляется прогнозированию выручки от реализации и прибыли. Прогноз превращается в план после анализа таких факторов, как объем продаж предшествующего периода; экономические и производственные условия; зависимость продаж от валового национального продукта, уровня доходов населения, занятости, цен; прибыльность продукции, уровень её рента­бельности; исследования рынка; политика цен; реклама; качество продук­ции; конкуренция; производственные мощности. От программы сбыта переходят к программе производства и расчету нормативного уравнения запа­сов готовой продукции.

Следующий этап бюджетирования предназначен для разработки смет. Смета затрат на материал - производятся расчеты по каждому наименова­нию материалов. Необходимых для производственной программы, с уче­том изменения остатков на центральных складах.

Смета затрат на заработную плату основных производственных рабо­чих - руководители цехов рассчитывают затраты рабочего времени, кото­рые необходимы для выполнения производственной программы. Сметные часовые ставки рассчитывает отдел труда и заработной платы. Умножени­ем количества единиц запланированной продукции на время, необходимое для изготовления единицы продукции, и плановые тарифные почасовые ставки рассчитывают сметную величину затрат на заработную плату ос­новных производственных рабочих.

Смета накладных производственных расходов составляется по отдель­ным статьям в отношении к прогнозируемому объему производства. При этом основанием является классификация затрат на регулируемые и нерегу­лируемые.

По статьям переменных накладных расходов выполняют расчеты, ум­ножая сметные ставки накладных расходов на сметные часы затрат труда основных производственных рабочих.

Смета цеховых затрат необходима для контроля и управления затрата­ми подразделения. В сметы цехов входят; смета по труду основных про­изводственных рабочих, смета использования материалов и смета наклад­ных расходов.

Смета коммерческих расходов составляется по статьям затрат, сегмен­там рынка, группам покупателей и заказчиков.

Смета административно - управленческих расходов предназначена для контроля за данной группой затрат. Подавляющая часть этих затрат - по­стоянные издержки и поэтому для прогнозирования прибыли важно их вы­делить в качестве самостоятельной сметы, за исполнение которой несет от­ветственность администрация.

Кассовая консолидированная смета имеет целью обеспечение доста­точной кассовой наличности на любой момент, соответствующий уровню производственных операций в системе бюджетирования. Кассовые кон­солидированные сметы составляют понедельно, помесячно, поквартально. Смета содержит следующие показатели: начальное сальдо на счетах в банке и в кассе; поступления от покупателей и заказчиков; платежи за приобре­тение материалов; платежи по заработной плате; платежи в бюджет; дру­гие расходы; конечное сальдо.

Заключительный этап разработки основного бюджета, кроме консоли­дированной кассой сметы, включает составление проекта отчета о прибы­лях и убытках, или обобщенной сметы. Она содержит показатели: вы­ручки от продажи продукции; запасы материалов на начало периода; закуп­ки материалов; запасы материалов на конец периода; стоимость потреб­ленных материалов; заработная плата основных производственных рабо­чих; себестоимость реализованной продукции; планируемая прибыль от производства.

Обобщенная смета характеризует планируемую рентабельность произ­водства на определенный период. Процесс бюджетирования этим не за­канчивается, так как он является постоянным, динамичным процессом и реализуется посредством составления гибких смет.

^

Глава 3. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

3.1 Учёт материальных затрат



По данным первичных документов определяется расход материалов на производство. При этом расходом материалов на производство считает­ся количество материалов, отпущенных со склада, за вычетом возврата ма­териалов, не начатых обработкой на конец месяца в цехах.

На основании первичных документов о расходе материалов составля­ется ведомость распределения материалов по направлениям расхода. При журнально-ордерной форме учета составляется разработочная таблица форма № 1. В ведомости распределения материалов, материалы оцениваются по учетным ценам. При списании материалов, израсходованных на производ­ственные цели, они подлежат распределению по объектам калькуляции.

Использованные основные материалы составляют прямые расходы и учитываются по видам продукции на основании первичных документов об отпуске их в производство. Однако в ряде случаев из одного и тог же ма­териала вырабатывают несколько видов продукции. В этих случаях возни­кает необходимость распределения основных материалов по видам продук­ции.

Для этого применяются следующие методы: распределение фактического расхода материалов пропорционально нормативному их расхода; пропорционально коэффициентам расхода материалов, когда расход по одному виду изделий принимается за единицу, а по остальным видам изделий устанавливаются постоянные переводные коэффициенты, которые определяются как отношение расхода материалов по данному изделию к расходу по изделию принятому за единицу. Коэффициентный метод распределения стоимости израсходованных материалов применяется предприятиями мясной, молочной и других отраслей промышленности.
Расход вспомогательных материалов включается в себестоимость продук­ции как прямым, так и косвенным путем. В производствах вырабатываю­щих один вид продукции, вспомогательные материалы включаются в себе­стоимость изделий прямым путем на основании первичных документов. В калькуляциях расход основных и вспомогательных материалов на техноло­гические цели отражается одной статьей. Стоимость возвратных отходов уменьшает материальные затраты предприятия.


^

3.2 Учет затрат на оплату труда и его социальную защиту



Оплата труда включается в себестоимость продукции одновременно с ее начислением (дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 70).

Для распределения оплаты труда по направлениям затрат составляется ведомость распределения заработной платы при журнально-ордерной форме учета разработочная таблица формы - 1. В себестоимости продук­ции затраты труда отражаются обычно двумя статьями: «Основная зара­ботная плата производственных рабочих» и «Дополнительная заработная плата производственных рабочих».

Порядок распределения основной и дополнительной заработной пла­ты по видам вырабатываемой продукции не одинаков. Основная заработ­ная плата производственных рабочих, начисленная по сдельным расценкам, включается в себестоимость конкретных изделий на основании первичных документов (рапортов о выработке, нарядов, маршрутных листов, ведомо­стей).

Основная заработная плата производственных рабочих - повремен­щиков, рабочих занятых на вспомогательных операциях и подсобных ра­бочих, премии и другие выплаты не связанные с изготовлением конкретно­го вида продукции, распределяются между изделиями пропорционально прямой оплате труда рабочих - сдельщиков. В том случае, когда прямое распределение невозможно, основная заработная плата производственных рабочих распределяется по изделиям пропорционально нормативным став­кам этой заработной платы на единицу продукции.

Для этого рассчитывается сумма нормативной заработной платы на фактический выпуск продукции. Находится коэффициент фактической суммы основной заработной платы производственных рабочих к сумме её на фактический выпуск по нормам. После этого сумма нормативной зара­ботной платы по каждому виду изделий корректируется на полученный ко­эффициент.

Дополнительная заработная плата производственных рабочих распре­деляется между изделиями и заказами пропорционально сумме основной заработной палаты производственных рабочих, отнесенной на соответст­вующие изделия. Основная и дополнительная заработная плата рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом основных средств, рабочих вспомога­тельных цехов, ИТР, служащих, относится на счета затрат по местам их ис­пользования (23, 25, 26) и распределяется в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

С распределением оплаты труда производственных рабочих тесно свя­зано включение в себестоимость продукции отчислений на социальные ну­жды. Отчисления на социальные нужды включаются в себестоимость кон­кретных видов продукции в процентах, установленных законодательством от суммы основной и дополнительной заработной платы включенной в се­бестоимость соответствующих видов продукции. Сумма отчислений с за­работной платы подлежащая включению в себестоимость каждого вида продукции отражается отдельными позициями в ведомостях распределения заработной платы или составляется отдельная ведомость аналогичной фор­мы.


^

3.3 Учет расходов по обслуживанию производства и управления



К расходам по обслуживанию производства и управлению относят рас-

ходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроиз­водственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 25 «Общепроизводствен­ные расходы»; общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 «0бщехозяйственные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции. Для указанных расходов установлена единая методика контроля затрат: по каждому их виду составляют плановую смету с подразделением но статьям; аналитический учет затрат осуществляют по статьям в соответствии с установленной номенклатурой; фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.

Включение в себестоимость продукции общепроизводственных расходов.

Общепроизводственные (общецеховые) расходы связаны с обслуживанием и управлением производством цехов. Состав и уровень общепроизводственных расходов определяется сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов цеха.

Общепроизводственные расходы планируются отдельно по каждому цеху предприятия. Бухгалтерия предприятия должна постоянно контролировать соблюдение смет общепроизводственных расходов. Для этого в учетных

регистрах предусмотрены графы для отражения фактических и сметных сумм по статьям сметы расходов на обслуживание производства и управления.

Общепроизводственные расходы планируются и учитываются по типовой номенклатуре статей:

  • Амортизация производственного оборудования и транспортных средств;

  • Отчисления в ремонтный фонд или затраты по ремонту
    производственного оборудования и транспортных средств;

  • Эксплуатация оборудования;

  • Эксплуатация транспортных средств;

  • Текущий ремонт ценных инструментов;

  • Ремонт и восстановление ценных инструментов;

  • Прочие расходы;

  • Содержание аппарата управления цеха;

  • Содержание прочего цехового персонала;

  • Амортизация зданий, сооружений, инвентаря;

  • Отчисления в ремонтный фонд зданий, сооружений;

  • Содержание зданий, сооружений, инвентаря;

  • Проведение испытаний, опытов;

  • Охрана труда работников цеха;

  • Прочие общецеховые расходы: потере от простоев прочие не­
    производственные расходы.

Документальное оформление расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и общецеховых расходов производится в общеустановленном порядке: расход материалов - требованиями, оплата труда - нарядами, та­белями учета рабочего времени, ведомостями и документами на доплаты, амортизация - ведомостями начисления амортизации.

Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Счет активный, собирательный, распределительный. При журнально-ордерной форме учета общепроиз­водственные расходы учитываются в ведомости № 12 «Затраты по цеху».

По окончании месяца сумма, общепроизводственных расходов, учтен­ная по дебету счета 25 списывается по кредиту этого счета в дебет счета 20, в дебет счета 28 и распределяется по видам продукции. При распределе­нии общепроизводственных расходов применяют следующие принципы:

  • Они распределяются по каждому цеху отдельно и включаются в себе­стоимость той продукции и услуг, которые вырабатываются данным
    цехом;

  • Их включают в себестоимость основной продукции, товаров народно­го потребления, внутризаводских услуг, брака в производстве, потерь
    от простоев, услуг капитальному строительству и не промышленным
    хозяйствам;

  • Из фактической суммы общепроизводственных расходов исключают­ся все перечисленные списания. Оставшаяся сумма распределяется
    между видами основной продукции цеха.

Для распределения общепроизводственных расходов по видам продук­ции в разных отраслях применяют разные способы; пропорционально коли­честву часов работы оборудования, пропорционально затратам на обработ­ку изделий, пропорционально массе или объему выработанной продукции, пропорционально заработной плате производственных рабочих.

Наиболее простым методом распределения общепроизводственных рас­ходов является распределение пропорционально заработной плате произ­водственных рабочих. Сумма общепроизводственных расходов, отнесен­ная на определенный вид продукции, подлежит распределению между вы­пущенной готовой продукцией и остатком незавершенного производства.

При учете затрат по заказам общепроизводственные расходы распреде­ляются между заказами и учитываются в их себестоимости до окончания заказа. Включение в себестоимость продукции общехозяйственных расходов

Общехозяйственные расходы связаны с управлением, организацией и обслуживанием предприятия в целом. Их состав и уровень также опреде­ляется сметой.

Планирование и учет общехозяйственных расходов ведутся по сле­дующей номенклатуре статей:

  • Содержание аппарата управления предприятия;

  • Служебные командировки аппарата управления предприятия;

  • Содержание пожарной и сторожевой охраны;

  • Представительские расходы, связанные с деятельностью предприятия;

  • Прочие расходы по управлению предприятием;

  • Содержание прочего хозяйственного персонала;

  • Амортизация основных средств общехозяйственного значения:

  • Отчисления в ремонтный фонд;

  • Содержание и текущий ремонт зданий общехозяйственного назначения;

  • Охрана труда работников предприятия;

  • Подготовка и переподготовка кадров;

  • Прочие общехозяйственные расходы;

  • Обязательные отчисления и расходы;

  • Непроизводственные расходы.

Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Счет активный, собирательный, распре­делительный. При журнально-ордерной форме учета расходы учитывают­ся в ведомости № 15 по перечисленным статьям расходов.

По окончании отчетного месяца общехозяйственные расходы списы­ваются с кредита счета 26 в дебет счета 20, а затем распределяются по ви­дам продукции, вырабатываемой предприятием.

Общехозяйственные расходы предприятия включаются в себестои­мость основной продукции и других видов товарной продукции, услуг вспомогательных производств, реализованных на сторону, услуг своему ка­питальному строительству, своим не промышленным производствам и хо­зяйствам, потерь от простоев по внешним причинам.

Распределение общехозяйственных расходов по видам продукции между готовой продукцией и незавершенным производством производится

аналогично общепроизводственным расходам; наиболее часто пропорцио­нально заработной плате производственных рабочих. Выбор метода рас­пределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов являет- ся элементом учетной политики предприятия. Учет непроизводительных затрат и потерь.

К непроизводительным затратам и потерям относят потери от брака, простоев, недостач и потерь от порчи материальных ценностей. Потери о: брака ввиду их существенности отражаются в себестоимости продукции отдельной статьей калькуляции. Остальные потери отражаются в себе­стоимости продукции в составе общепроизводственных или общехозяйст­венных расходов.


^

3.4 Учет производственных потерь



Учет потерь от брака.

Статья «Потери от брака» имеется, как правило, только в отчетных калькуляциях. Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнару­женных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый.

Исправимым браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по­сле исправления могут быть использованы по прямому назначению и ис­правление которых технически возможно и экономически целесообразно.

Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия и полу­фабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно и экономически нецелесообразно. Такие изделия реализуют по ценам возможного использования или используют в качестве вторичного сырья для переработки на другие виды продукции.

В зависимости от места обнаружения различают брак внутренний и внешний. Внутренним считают брак, обнаруженный в организации до от правки покупателю. Внешним – брак, обнаруженный после отпуска поку­пателю.

Потери от исправимого брака исчисляют вычитанием из его себестои­мости стоимости забракованных изделий по ценам возможного использова­ния и сумм, удерживаемых с виновников брака. В организациях с боль­шой номенклатурой изделий брак обычно оценивают исходя из плановой или нормативной себестоимости.

Себестоимость внутреннего исправимого брак: определяют исходя из стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, израсходованных на ис­правление брака, заработной платы производственных рабочих, занятых исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли общепроизводственных расходов. Потери от внутреннего исправи­мого брака определяют вычитанием из его себестоимости сумм, удержан­ных с виновников брака.

Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости забракованной продукции, расходов по приобретению этой продукции по­купателями, а также транспортных расходов при замене забракованной продукции или расходов потребителя на исправление забракованной про­дукции. Штрафы, уплаченные покупателям за поставку бракованной про­дукции, относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы» и в стоимость по­терь от брака не включают.

Синтетический учет потерь от брака ведут на активном счете 28 «Брак в производстве». По дебету этого счета отражают затраты по исправлению частичного брака, а также себестоимость окончательного брака.

Потери от брака списывают с кредита счета 28 в дебет различных счетов в зависимости от причин брака и порядка возмещения потерь. Учет потерь от простоев

Простои могут быть вызваны внутренними причинами (т.е. происходить по вине самого предприятия), внешними причинами и стихийными бедствиями.

В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда производственных рабочих за время простоя, доплату рабочим, используемым на других работах, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье «Общепроизводственные расходы».

В состав потерь от постоев по внешним причинам помимо указанных ранее затрат включают соответствующую долю общепроизводственных
расходов. Потери от простоев по внешним причинам относят на виновные предприятия и организации или включают в состав общехозяйственных расходов, если эти потери не подлежат возмещению. ,

Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли организации.

^ Учет недостач и потерь от порчи материальных ценностей.

Суммы выявленных недостач и потерь от порчи материальных ценностей по сырью и материалам и незавершенному производству предварительно учитывают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов 10 «Материалы», 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство».

Недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли списывают с кредита счета 94 в дебет счетов:

25 «Общепроизводственные расходы» (при хранении сырья и
материалов в цехах и при недостаче незавершенного производства);

26 «Общехозяйственные расходы» (при хранении сырья и материалов на заводских складах).

Недостачи ценностей сверх норм и потери от порчи ценностей при от­сутствии конкретных виновников списывают со счета 94 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостающие или полностью испорченные материальные ценности оценивают по их фактической себестоимости, а частично испорченные ценности - по сумме определившихся потерь.

Недостачи и потери от порчи ценностей по вине работников списывают в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». При этом недостающие и испорченные материальные ценности оценивают по рыночным ценам.

Аналитический учет потерь от брака ведут в каждом цехе, по видам за­бракованной продукции и статьям расходов. По статье «Прочие производственные расходы» учитывают расходы, не входящие ни в одну из указанных ранее статей затрат: затраты на гаран­тийное обслуживание и ремонт продукции, проданной с гарантией, затраты на стандартизацию и др.

Прочие производственные расходы относят на себестоимость соответ­ствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности распреде­ляют между ними пропорционально их производственной себестоимости
(без прочих производственных расходов).

Выявленные недостачи, потери, хищения готовой продукции и товаров списывают по учетным ценам с кредита счетов 43 и 41 в дебет счета 94.

^ Учет и инвентаризация незавершенного производства.

В предприятиях многих отраслей на конец месяца в цехах остается продукция, не законченная обработкой - это незавершенное производство.

При определении фактической себестоимости выпущенной продукции к затратам на производство за месяц прибавляется стоимость незавершенного

производства на начало месяца и вычитается стоимость незавершенного производства на конец месяца.

Незавершенным производством является продукция не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологией производства, установленных испытаний, технической приемки, не укомплектованные изделия, не законченные или не принятые заказчиком работы и услуги товарного характера.

Окончательно забракованная продукция, полуфабрикаты и материалы,
находящиеся в цехах, но не начатые обработкой к незавершенному производству не относятся.

Остатки незавершенного производства оцениваются по фактической
себестоимости по всем статьям калькуляции, кроме статей «Потери от брака», расходов на подготовку и освоение производства, внепроизводственных (коммерческих) расходов.

Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.

В массовом и серийном производстве разрешается производить оценку незавершенного производства по нормативным или плановым расходам, а в цехах с кратким производственным циклом — только по стоимости находящегося в переработке сырья, материалов и полуфабрикатов.


^

3.5 Учет и оценка незавершённого производства



Незавершённым производством считается продукция, не прошедшая всех стадий и процессов изготовления и не принятая техническим контролем.

Способы оценки незавершённого производства зависят от специфики, конкретного производства и указываются в отраслевых инструкциях. Остатки незавершенного производства отражаются в виде дебетового сальдо на счете 20 «Основное производство» либо на счетах 10 «Материалы» и 43 «Готовая продукция».


^

3.6 Учет полуфабрикатов собственного производства



Полуфабрикаты собственного производства - это материалы, подверг- шиеся определенной обработке на законченном технологическом переделе, которые могут быть использованы либо для дальнейшей обработки на этом же предприятии, либо реализованы на сторону.

Выпущенные из производства полуфабрикаты в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» с кредита счета 20 «Основное производство» по фактической производственной себестоимости.

Списание стоимости полуфабрикатов собственного производства в бухгалтерском учёте отражается с кредита счета 21 «Полуфабрикаты собствен­ного производства» в дебет счетов:

20 «Основное производство» - при использовании полуфабрикатов в собственном производстве;

90 «Продажи» - при реализации на сторону.


^

3.7 Учет затрат вспомогательных производств



Особенность вспомогательных производств предприятий состоит в том, что свою продукцию и услуги они передают цехам основного производства. Продукция, услуги вспомогательных производств потребляется цехами основного производства, она включается в затраты основных цехов в оценке по фактической себестоимости. Чтобы правильно распределить затраты вспомогательных цехов по потребителям их услуг, необходимо затраты каждого вспомогательного цеха учитывать отдельно.

Состав затрат вспомогательных цехов аналогичен затратам основных цехов. Согласно, первичных документов, затраты вспомогательных це­хов учитываются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство».

Счет 23 активны и, калькуляционный. Аналитический учет расходов вспо­могательных производств ведется в ведомости № 12 «Затраты по цеху». Для каждого цеха ведется отдельная ведомость. Прямые расходы учиты­ваются по дебету счета 23 по видам продукции и статьям расходов. Об­щепроизводственные расходы разрешается учитывать также по дебету сче­та 23.

После завершения отчетного месяца по дебету счета 23 определяются все затраты вспомогательного цеха и фактическая себестоимость вырабо­танной им продукции. Производится списание фактических затрат с кре­дита счета 23 в дебет счетов потребителей услуг, 20, 25, 26 и 91 при реали­зации на сторону продукции и услуг вспомогательного производства.

При списании на счета потребителей, продукция и услуги вспомога­тельных цехов оцениваются по фактической цеховой себестоимости, а от­пущенные другим предприятиям, своему капитальному строительству, не­промышленным производствам и хозяйствам по фактической производст­венной себестоимости, включая долю общехозяйственных расходов.

Поскольку вспомогательные цеха вырабатывают, как правило, один
вид продукции, все их затраты являются прямыми, а себестоимость едини­цы продукции определяется путем деления общей суммы затрат соответст­вующего цеха на количество продукции отпущенной потребителям.
Затем количество продукции отпущенной потребителям, умножается на
фактическую себестоимость единицы продукции. При журнально-ордерной форме учет затрат вспомогательных производств ведется в ведо­мостях № 12 и № 15, в журнале-ордере № 10/1.


^

3.8 Сводный учет затрат на производство



Затраты на производство учитываются в ведомости № 12 по каждому цеху отдельно. По окончании месяца в ведомостях № 12 подсчитываются итоги, которые записывают на оборотной стороне одной из ведомостей № 12 в таблице «Всего по корреспондирующим счетам» и подсчитывают общие затраты на производство по предприятию в целом.

Суммы итогов по вертикали (списано с кредита счетов) должны соот­ветствовать итогам по горизонтали (отнесено в дебет счетов). Выверен­ные данные записываются по счетам бухгалтерского учета в журнале-ордере №10. Журнал-ордер № 10 имеет три раздела:

  • Издержки производства;

  • Расчет затрат на произвола во по экономическим элементам;

  • Расчет себестоимости товарной продукции.

Издержки производства по предприятию суммируются ь разделе 1 журнала. Первый раздел журнала построен по принципу шахматной ве­домости и по форме повторяет ведомость № 12, итоги которых и записы­вают в этот раздел журнала. По данным ведомости № 12 в первом разде­ле журнала-ордера № 10 подсчитывают итог затрат по дебету счетов 20, 23, 25 и 28. Затем сюда же записывают итоги из ведомости № 15 «Об­щехозяйственные расходы» по дебету счетов 26.

После этого в разделе 1 журнала-ордера № 15 подсчитывают итоги по вертикали и горизонтали. После подсчета итогов проверяется правиль­ность списания внутренних оборотов с собирательно-распределительных и калькуляционных счетов.

Во втором разделе журнала-ордера № 10 рассчитываются затраты на производство по экономическим элементам.

В третьем разделе журнала-ордера № 10 составляется расчет себе­стоимости товарной продукции по статьям затрат: сырье и материалы, ос­новная заработная плата производственных рабочих, прочие производст­венные расходы. Общепроизводственные расходы, потери от брака, обще­хозяйственные расходы.

Для исчисления себестоимости конкретных видов продукции ведется аналитический учет расходов по видам изделий, заказов, видам услуг. Аналитический учет затрат по счетам 20, 23 организуется в ведомости формы № 12. Затраты по цеху (при выпуске двух-трех видов изделий), в специальных ведомостях, журналах и на карточках.

Для исчисления себестоимости продукции, выпущенной предприятием, необходимо суммировать затраты всех цехов, которые участвовали в ее изготовлении. Суммирование всех затрат за месяц с учетом остатков не­завершенного производства представляет собой сводный учет затрат по объектам производственного учета. Сводный учет затрат на производ­стве может осуществляться полуфабрикатным и не полуфабрикатным и бесполуфабрикатным способом (вариантом).

При полуфабрикатном способе суммируются все затраты каждого цеха и исчисляется себестоимость изготовленных им полуфабрикатов. Пере­дача полуфабрикатов в другие цеха по ходу обработки отражается на счетах бухгалтерского учета. При наличии на предприятии склада хранения полуфабрикатов, передача их из цеха-изготовителя на склад записывается по кредиту счета 20 и дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства», а при передаче их в последующую обработку кредитуется счет 21 и дебетуется счет 20 (цех-получатель). Полуфабрикаты, полученные от других цехов, отражаются в затратах цеха-получателя отдельной статьей калькуляции.

В итоге себестоимость готовой продукции выпускающего цеха определяется нарастающим итогом, как сумма затрат всех цехов. При бесполуфабрикатном способе в каждом цехе учитываются только собственные затраты. Передача полуфабрикатов из цеха в цех проводками на бухгалтерских счетах не отражается. Их движение из цеха в цех отражается только в оперативном учете. Себестоимость готовой продукции при бесполуфабрикатном способе учета затрат определяется путем списания на выпуск готовых изделий соответствующей доли затрат каждого цеха, уча­ствующего в их изготовлении.


^

3.9 Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)



Калькулирование состоит из ряда последовательных расчетов, пресле­дующих своей целью локализацию затрат, учтенных по статьям калькуля­ции. Которые относятся к продукции предприятия, его структурных под­разделений, и исчисления себестоимости единицы продукции.

Объектами калькулирования служат выпускаемые предприятием виды продукции, работы и услуги.

Калькуляционная единица - это измеритель объекта калькулирования.

В управлении затратами предприятия важная роль отводится способам калькулирования себестоимости продукции. Их существует несколько:

  • Нормативный способ калькулирования;

  • Способ прямого расчета;

  • Комбинированный способ калькулирования.

Нормативный способ калькулирования является составной частью нор­мативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продук­ции.

Способ прямого расчета заключается в том, что себестоимость продук­ции определяется на основе прямого учета затрат.

Комбинированный способ калькулирования представляет собой сочета­ние нескольких способов.

^

Глава 4. Методы и системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)


В зависимости от способа оценки затрат выделяют методы учета затрат по фактической, нормативной и плановой (прогнозной) себестоимости.

Конечной целью учета затрат на производство является определение фактической себестоимости выпускаемой продукции. Себестоимость выпущенной продукции определяется при помощи специальных расчетов. Расчет себестоимости продукции принято называть калькулирование, а отчет о себестоимости - калькуляцией. Калькулирование - это исчисление

себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. В зависимости от целей, которые ставятся перед калькулировани­ем, калькуляции составляются исходя из различных принципов. По вре­мени составления различают предварительные, провизорные и отчетные калькуляции.

Предварительные калькуляции составляют до начала изготовления продукции. Они бывают сметные, плановые и нормативные. Сметная калькуляция это расчет предполагаемой себестоимости единицы нового ви­да продукции. Она составляется на основе нормативов затрат длительно­го действия либо по нормативам, разрабатываемым лабораторным путем.

Плановая, представляет собой расчет себестоимости единицы продук­ции, исходя из установленных плановых норм с учетом задании по сниже­нию себестоимости на предстоящий период. Она составляется на основе норм расхода по отдельным видам затрат, которые должны был. достигну­ты в предстоящем (планируемом) периоде.

Нормативная калькуляция - это расчет себестоимости единицы про­дукции, исходя из действующих технологических норм затрат на опреде­ленную дату.

Провизорная калькуляция представляет собой расчет ожидаемой себе­стоимости единицы продукции. При составлении ее частично использу­ются отчетные данные, например за 1-3 кварталы и плановые данные за 4 квартал.

Наконец, отчетная калькуляция определяет «фактические затраты на единицу продукции. Отчетные калькуляции могут быть фактическими и хозрасчетными. Фактические калькуляции составляются на основе дан­ных о реальных расходах на единицу продукции, отраженных на счетах бухгалтерского учета.

В хозрасчетных калькуляциях затраты отражаются по нормам и ценам зависящим только от данного производственного подразделения Влияние факторов, не зависящих от этого подразделения, в хозрасчетных калькуля- циях устраняются. Хозрасчетная калькуляция применяется для определения результатов работы подразделений выделенных на внутрихозяйственный расчет.

В зависимости от объема затрат, включаемых в калькуляцию различают калькуляции цеховой, производственной и плановой себестоимости.

Калькуляция цеховой себестоимости включает только затраты цеха.

В них входят затраты материалов, заработной платы производственных рабочих цеха, начисления на эту зарплату, общепроизводственные расходы,
потери от брака. Эти калькуляции используются для определения себе-
стоимости полуфабрикатов, доли цехов в затратах на изделие для определения себестоимости окончательного внутреннего брака, как основа для составления хозрасчетных калькуляций цеха. Калькуляция производствен­
ной себестоимости включает все затраты предприятия на производство
продукции. Она составляется по всем статьям затрат на изготовление конкретного изделия.

На основе ее выявляется общий производственный результат работы
предприятия (экономия или перерасход) по сравнению с принятыми нор­мами расходов. Калькуляция полной себестоимости охватывает все за-
траты на производство и реализацию продукции. Кроме производственны затрат в нес включаются внепроизводственные (коммерческие) расхо­ды, связанные с реализацией продукции, она используется для выявления
финансового результата от продажи продукции (прибыли или убытка).

По охватываемому периоду калькуляции делятся на месячные, квар­тальные, годовые. Наиболее применяемыми являются квартальные и годовые калькуляции. Месячные калькуляции могут включать случайные
моменты изменения затрат и поэтому наименее точны. Наиболее реальны
годовые калькуляции, в которых многие случайные изменения расходов
устраняются.

Калькуляции различают степенью детализации данных. Они могут составляться по укрупненным показателям, только по установленной номенклатуре статей в денежном измерении. Данные калькуляций могут быть и детализированными, когда наряду с денежными измерителями при­меняются и натуральные. Степень детализации калькуляций устанавли­вается в рекомендациях по калькулированию с учетом отраслевых особен­ностей производства.

Объектом калькулирования является вид продукции. Объект каль­кулирования требует измерения. Единица измерения объекта калькули­рования называется калькуляционной единицей. Себестоимость продук­ции определяется в расчете на одну калькуляционную единицу. Кальку­ляционными единицами обычно являются натуральные единицы измерения калькуляционного объекта. Например: 1шт. 1 т.

Исходя из перечня объектов калькулирования, определяется пере­чень объектов учета, т.е. состав тех производственных подразделений предприятия, видов продукции, затраты по которым необходимо учитывать отдельно.

На основе рассмотренных принципов учета затрат и калькулирова­ния на предприятиях применяются простой, попередельный, позаказный и нормативный методы учета затрат на производство и калькулирования се­бестоимости продукции.

^ Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Простой метод учета производственных затрат и калькулирования се­бестоимости продукции применяется в производствах, которые вырабаты­вают один или не большое количество однородных видов продукции в од­ном технологическом процессе или имеют стабильный размер незавершен­ного производства. Все затраты на производство в этих предприятиях можно учитывать в целом. Объекты учета и калькулирования у них сов­падают. Все затраты можно включать в себестоимость продукции пря­мым путем на основании первичных документов. Для определения себестоимости единицы продукции затраты на производство по каждой статье калькуляции делятся на количество выработанной продукции.

На предприятиях, применяющих простой метод учета и калькулирова­ния, калькуляция обычно составляется по статьям затрат. Простой метод полностью соответствует особенностям предприятий добывающей и энер­гетической отраслей, не сложен для применения и обеспечивает достовер­ные данные калькуляции.

^ Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования применяется в
массовых производствах обрабатывающей промышленности, где техноло­гический процесс состоит из нескольких переделов (стадий),
перерабатывающих исходный материал от начала его обработки до
получения из него готового изделия. В этих производствах полуфабрикаты, изготовленные в одном переделе последовательно передаются по установленному технологическому процессу на следующий передел до превращения их в готовые изделия. Например; кирпичное производство - переделы добычи глины, формовки и сушки кирпича - сырца, обжига кирпича. В каждом случае полуфабрикаты первого передела передаются на второй, со второго - на третий, который выпускает

методе затраты учитываются по каждому переде­лу отдельно. Внутри передела учет затрат ведется по отдельным агрега­там и по видам вырабатываемой продукции. При этом основные затраты распределяются по переделам, агрегатам и видам продукции в прямом по­рядке на основании первичных документов. Общепроизводственные рас­ходы учитываются отдельно по каждому переделу и распределяются по ви­дам продукции в конце месяца косвенным путем, пропорционально уста­новленной базе. Общехозяйственные расходы учитываются отдельно и списываются в затраты последнего передела или на каждый передел и рас­пределяются по видам продукции косвенным путем.

^ Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Позаказный метод применяется в отраслях, производство которых об­рабатывает одновременно и параллельно множество различных заготовок, деталей и узлов, а готовая продукция создается путем механической сборки отдельных частей изделия. Применяется этот метод преимущественно в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, в инди­видуальных и мелкосерийных производствах, ремонтных цехах.

Объектом учета производственных затрат и калькулирования в этом случае является заказ, т.е. единичное изделие, серия изделий или отдельные работы. Бухгалтерия открывает на каждый заказ отдельный регистр. Затраты по каждому заказу учитываются отдельно.

Прямые затраты относятся на заказ на основании первичных докумен­тов, косвенные расходы в течение месяца учитываются по дебету счетов 25, 26, а по окончании месяца распределяются по заказам пропорционально ус­тановленной базе, т.е. сумме основной заработной платы производственных рабочих, отнесенной на соответствующие заказы. Себестоимость каждо­го заказа определяется путем суммирования всех затрат, учтенных по дан­ному заказу. Если в выполнении заказа участвовали несколько цехов, суммируются затраты всех цехов по соответствующему заказу.

^ Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции.

Нормативный метод учета производственных затрат и калькулирова­ния себестоимости пригоден в любом производстве. Применение норма­тивного метода в полном виде включает:

  • составление нормативных калькуляций по каждому изделию до начала производства продукции;

  • учет фактических затрат с подразделением на расходы в пределах норм и отклонения от норм;

  • учет изменений действующих норм затрат на каждое изделие;

  • определение фактической себестоимости выпущенной продукции, как алгебраической суммы затрат по нормам + - отклонений от норм + - изме­нений норм затрат по каждой статье калькуляции.

Нормативные калькуляции определяют затраты на производство изде­лия по технологическим нормам па определенную дату. Для составления нормативных калькуляций можно использовать два способа:

  1. Составление нормативных калькуляций на отдельные детали и

, сборочные соединения и затем на изделие в целом;

  1. Составление нормативных калькуляций разу на изделие в целом, без разработки калькуляций на детали и узлы.

Учет фактических затрат на производство при нормативном методе ве­дется следующим образом: на основании нормативных калькуляций до начала производства продукции выписываются расходные документы на от­пуск материалов в производство, на оплату труда технологической обра­ботке заготовок деталей, узлов, изделий на то количество продукции, кото­рое предназначено к выпуску в предстоящем месяце. После осуществле­ния этих расходов бухгалтерия учитывает их как расходы в пределах норм.

Все отклонения в затратах от нормативных расходов оформляются спе­циальными сигнальными документами. Такие документы выписываются на все прямые дополнительные расходы. Бухгалтерия учитывает все рас­ходы по сигнальным документам как отклонения от норм. Отклонения группируются в текущем учете по цехам, калькуляционным объектам, статьям затрат, причинам, виновникам, инициаторам.

К отклонениям от норм относятся также не планируемые потери от брака, они рассматриваются как перерасход. Bсe отклонения от норм от­носятся на себестоимость выпущенной готовой продукции. В себестои­мость незавершенного производства они включаются лишь в отдельных Отраслях. Величина затрат на производство по сравнению с нормами зави­сит не только от повышения или снижения фактических расходов.

Отклонения от норм определяются также изменением величины самих норм. При изменении норм затрат производится переоценка незавершен­ного производства по новым нормам на начало месяца. Переоценка" про­изводится по каждой статье калькуляции. Аналитический учет затрат на производство к счету 20 ведется в карточках учета производства по видам изделий.

^ Особенности учета хозрасчетных затрат цехов.

Предприятия могут использовать не только общие принципы хозяйст­венного расчета, но и внутрихозяйственный расчет. На внутрихозяйствен­ный расчет выделяются производственные подразделения. Хозрасчетная самостоятельность определяется системой показателей внутрихозяйствен­ного расчета, которая устанавливается каждым предприятием самостоя­тельно.

Система показателей внутрихозяйственного расчета обычно включает показатели выпуска продукции, себестоимости, эффективности использо­вания различных ресурсов.

Отчетность о затратах на производство и себестоимости продукции приводится в составе формы № 5 «Приложение к балансу» о затратах на производство по экономическим элементам.

Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. Учебник. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 484 с.


Скачать файл (200 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации