Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект в старшей группе - Понятие о предложении. Понятие о слове - файл 1.doc


Конспект в старшей группе - Понятие о предложении. Понятие о слове
скачать (41 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc41kb.23.11.2011 00:10скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.

Цель: формировать звуковую культуру речи.

Задачи: 1) коррекционно-образовательные: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме; упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении;

2) коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание;

3) коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию, к заданиям;

Оборудование: сюжетные картинки, картинки-схемы, цветные карандаши, тетради, ручки, кукла «Юпик, лист белой бумаги на мольберте.

^ Речевой материал: логоритмическое упражнение:

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

стихотворение А. Шибаева:

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

четверостишие:

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

План занятия: 1. Организационный момент.

2.Знакомство с понятием «предложение».

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с понятием «слово».

5. Знакомство с составом предложения.

6. Упражнение в согласовании слов в предложении.

7. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы – в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы постарайтесь назвать похожих людей, предметы, явления в детском саду. Ну, например, учитель – воспитатель. Директор - … (заведующая), класс - … (группа), парты - … (столы), урок - … (занятие).

2. Знакомство с понятием «предложение».

- Сегодня к нам в гости пришёл житель другой планеты, которого зовут Юпик. Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Раз! Два! Три! Летающая тарелка на картинку лети. (Логопед показывает картинки. Дети рассматривают картинки.)

- Внимательно посмотрите и скажите, что изображено на картинках? (^ Дети завтракают. Мальчики строят башню из кубиков.)

- Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. У нас идёт занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала? (Вы сказали предложение.)

- Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: «Катя поливает цветы из …» Это предложение? (Ответ детей.) Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Ребята, помогите Юпику составить предложение.

(Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм. Логопед делает вывод: предложения должны быть закончены.)

- В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы. (Логопед показывает картинки. Дети рассматривают картинки.) Внимательно посмотрите и составьте несколько предложений. (Дети составляют предложения.) А теперь подойдите все ко мне и скажите, кружком какого цвета обведена каждая картинка. (Логопед держит цветные карандаши в руках.)

- Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок? (Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки. Логопед вызывает несколько человек.)

3. Физкультминутка.

- Молодцы, а теперь немножко поиграем. Повторяйте за мной.

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

- Теперь будем играть с пальчиками.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счёт 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

4. Знакомство с понятием «слово».

- Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите её и вы. Что изображено на картине? Но ответить попробуйте одним словом. (Небо, тучи, деревья и т.д.)

- Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Логопед делает вывод: небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный – это слова.

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

5. Знакомство с составом предложения.

- Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело». (Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.

- Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

. Осень.

. Небо потемнело.

- Прочитайте схему предложения.

- Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Упражнение в согласовании слов в предложении.

- Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша кукла укладывать». Правильно он сказал? Скажите предложение правильно. (Маша укладывает куклу.) (Логопед делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке. Аналогичная работа проводится по второй картинке.)

7. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперёд и скажите: «Слово». Если предложение – руки разверните в стороны и скажите: «Предложение». (Логопед называет любые слова и предложения.)

- Молодцы, ребята!

^ Используемая литература: Пятница Т.В. Обучение грамоте
Реклама:





Скачать файл (41 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru