Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция - Общение и воздействие на личность - файл 1.doc


Лекция - Общение и воздействие на личность
скачать (107 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc107kb.22.11.2011 00:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОБЩЕНИЕ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ
В структуре общения имеются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Ком-
муникация - это обмен информацией, перцепция - восприятие и
оценка партнеров друг другом, интеракция - взаимное влияние в
процессе общения.

Общение реализуется с помощью вербальных и невербаль-
ных средств.
Вербальные средства - это речевая коммуникация.
Невербальные средства общения - выразительные движения,
т. е. жестикуляция, мимика и пантомимика, а также вегетатив-
ные реакции индивида (покраснение, побледнение, потоотделе-
ние, тремор и т. п.).

^ Деловое общение - целевое взаимодействие с партнером в рамках
определенной темы или круга вопросов. Проводится, как прави-
ло, в официальной или служебной обстановке.
^ Межличностные отношения - открытое многоплановое
взаимодействие людей, основанное на их взаимном интересе
друг к другу. Оно может быть позитивно и негативно окрашен-
ным.

Межличностные отношения формируются на базе систем установок (ценностных ориентации, ожиданий, стереотипов), через которые люди воспринима-
ют и оценивают друг друга; отличаются достаточно большой
теснотой связей между субъектами; предполагают сложившийся
уровень контактов, совместный прошлый опыт, знание друг
друга. Если деловое общение возможно и между незнакомыми
людьми для удовлетворения ситуативно обусловленных потреб-
ностей, то межличностные отношения складываются в ходе
взаимодействия, являются некоторым его результатом.

^ Под психологическим контактом понимаются такие отношения между людьми, которые характеризуются возникновением положительных эмо-
ций, взаимного тяготения друг к другу (порой неосознаваемого),
пониманием друг друга. Базой возникновения психологического
контакта является общность интересов и потребностей, а также
согласованность во взглядах, убеждениях, мировоззрении, сход-
ство характера, привычек, особенностей эмоционального реаги-
рования и др. Он имеет место тогда, когда во взаимоотношениях между людь-
ми появляются взаимопонимание и доверие. Но вместе с этим
психологический контакт - условие и средство общения, благодаря которому дос-
тигается проникновение в душевный мир человека, сферу его
переживаний, нравственного сознания, эмоционального реаги-
рования на происходящие события.
В процессе ОД приходится устанавливать и развивать многочисленные контакты
с различными людьми. Их можно классифицировать по способу установления, целевому назначению, характеру и стилю общения.

^ По целевому назначению существуют контакты с нейтральными, оперативными и доверительными связями, ОВР, А, ДК и др.

По характеру можно выделить ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение.

Ритуальное общение определяется конкретной ситуацией, социальными ролями партнеров, сложившимися у них представлениями о том, как нужно вести себя в ней согласно общепринятым правилам (ритуалам).

Манипулятивное общение имеет место тогда, когда к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Оно допуска-
ет обман, блеф, базируется на корыстных интересах сторон.

Гуманистическое общение ориентировано на партнера, определя-
ется его интересами, служит цели удовлетворения его потребно-
стей в понимании, сочувствии и сопереживании.

^ Стили делового и межличностного общения осознанно или
неосознанно избираются в зависимости от самооценки, а также
от восприятия и оценки партнера. Существует общение с позиции «на равных», с позиции превосходства (« сверху»), с позиции вынужденного или умышленного подчинения ( «снизу»)
^ ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ

( Динамика развития межличностных отношений)


а) Предварительная оценка ситуации и личности объекта. На этой стадии осуществляется процесс сбора доступной информации об объекте, оценки его возможных интересов, увлечений и проблем, его информированности ( РВ), а также выбор места., времени, предлога для вступления в контакт и «средства» для возникновения у объекта интереса к продолжению контакта.

б) ^ Формирование первого впечатления при знакомстве

Об окружающих нас людях мы судим обычно по первому впечатлению. Ус-

тановлено, что 90% информации о ком-либо складывается в первые 90 секунд

общения (известное правило 90/90). Самопрезентация – это умение себя преподнести, т. е. сконцентрировать внимание партнера на своих несомненных достоинствах и <закамуфлировать> свои недостатки. Известно, что хорошее первое впечатление производят люди, буквально <генерирующие> положительные эмоции: улыбчивые, доброжелательные, обаятельные.

На формирование первого впечатления оказывают влияние следующие факторы:

характеристика внешнего облика человека;

экспрессия, переживаемое эмоциональное состояние;

выполняемые действия (поведение);

предполагаемые качества личности, выявляемые на этой основе, и др.

Зачастую первые впечатления управляют процессом дальнейшего общения.

После формирования первого впечатления о человеке обычно замечают лишь

то, что ему соответствует. Направив все свои усилия на доказательство правдивости первого впечатления, люди неосознанно <блокируют>то, что

му не соответствует.

Не следует забывать о первых 10 секундах общения, которые являются решающими.

Во-первых, первоначальное появление перед собеседником. Желательно,

чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки

и крепкого дружеского рукопожатия. Именно они сообщают партнёру о вашем

расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотноше-

ниях.

Третьим слагаемым первого впечатления является интонация голоса, ко-

торая должна быть приветливой и выразительной.

Одежда же и внешний вид в значительной степени определяют, как

встретит вас деловой партнёр: с симпатией, вниманием и уважением или с

антипатией, пренебрежением и разочарованием.

^ Особая роль в начале общения уделяется первому взгляд. Первое мгно-

вение, когда партнёры встречаются и приветствуют друг друга, сопровожда-

ется первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого

человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного кон-

такта. Если ритуальный взгляд не соблюдён, собеседник обычно чувствует

себя проигнорированным или оскорблённым.

Взгляд человека и связанные с этим сигналы глазами имеют непосредс-

твенное отношение к правдивости той информации, которая произносится

вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или

лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени

разговора, если же более 2/3 - разговор в данном случае более правдив,

интересен и искренен.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется

в районе лба собеседника, что предполагает создание серьёзной атмосферы

делового партнёрства; светский, когда взгляд опускается ниже уровня глаз

собеседника (до уровня губ), - это способствует, как отмечают исследова-

тели, созданию атмосферы светского, непринуждённого общения; интимный,

когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица - на

тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о

несколько большей заинтересованности в общении; и, наконец, взгляд иско-

са, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отно-

шении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распоз-

навания отношения человека к своему собеседнику или же к ситуации, кото-

рая в данном случае обсуждается.

^ Научитесь управлять мимикой.

Мимика-это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное

состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что пере-

живает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследо-

ватели, более 70% информации. Вот почему лицо человека является главным

источником психической информации, а его глаза и взгляд способны сказать

больше, чем произносимые слова. И не случайно человек, желающий скрыть

свои истинные намерения, стремится вложить необходимый для него смысл

только в произносимые слова, так как словами можно солгать, но всегда в

этой ситуации он старается спрятать от партнёра своё лицо, поскольку оно

способно выдать его, какими бы артистическими способностями он ни обла-

дал.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции

человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, контролирующее

эмоциональную жизнь человека, <отвечает> за левую сторону лица. Положи-

тельные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах

лица, отрицательный - ярче выражены на левой.

^ Умело управляйте языком своего тела.

Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнёра, а с другой стороны, препятствуют, мешают говорить. К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка; кивок головы; наклон корпуса вперёд при сидении на стуле; активное молчание; свободная расслабленная поза; прикосновение (при полученном согласии на это); зрительный контакт; обращённость к говорящему (ориентация на него корпуса); открытые ладони и др.

К негативным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или <бегающий> взгляд, руки на затылке; вздохи; прищур глаз; нахмуренные брови; скрещённые на груди руки; остановившийся (обращённый в себя) взгляд; покачивание ногой в позе <нога на ногу> и др.
^ Руководствуйтесь морально-нравственным принципом: «к другим следует относится так, как бы Вы хотели относились к Ва».

До какой степени мы позволяем людям быть такими, каковы они есть, существенно влияет на то, какими они позволяют быть нам. Коли мы критичны и привыкли осуждать, то вполне обоснованно можем предположить, что и другие будут также относиться. И наоборот, если мы слушаем других доброжелательно, искренне восхищаемся и относимся к ним с уважением, они будут относиться к нам адекватно. Критическими суждениями мы невольно роем для себя яму: последствия дадут знать, если не сразу, то в ближайшее время. Следовательно, попытки осуждать других, демонстрировать своё непримирение и пренебрежение равносильны самоуничтожению. Таким образом, мы сами создаём вокруг себя мир, который может быть критичным и враждебным или дружественным и дающим поддержку.
^ Используйте приёмы психологического маневрировани.

Под психологическим маневрированием понимается такое <преподнесение

себя>, которое делает декларируемые личностные качества не только прием-

лемыми для партнёра, но и желаемыми. У партнёра при этом возникает ощу-

щение: <Вот именно такой мне и нужен>, <Только ему можно довериться>. На

формирование такого восприятия влияют особого рода психологические приё-

мы. Основными из них являются:

открытая и доброжелательная улыбка, выражающая особую симпатию к

собеседнику; демонстрация жестов, символизирующих открытость и доверие;

поворот к собеседнику не только своей головы, но и всего тела

(включая корпус и ноги);

ведение разговора о проблемах, чаяниях, интересах партнёра (чело-

века интересуют прежде всего не чужие нужды и проблемы, а свои собствен-

ные);

сопровождение своей немногословной речи тактичностью и доброжела-

тельностью;

приоритет молчания, чем говорения, с невербальной демонстрацией

неподдельного интереса к сказанному собеседником (одобрительное кивание

головой, поднимание бровей с выражением <живого> удивления и <радости от

общения> и др.;

частое использование недвусмысленных намёков типа мы, мол, с вами

понимаем друг друга и все тонкости ситуации, а вот остальным невдомек...>;

^ Овладейте психотехнологией «я-утверждение>.

Данная технология помогает уменьшить сопротивление со стороны собе-

седника и создать особые доверительные отношения, поскольку <я-утвержде-

ние> делается не в критической, не в обвинительной манере.

В отличие от <я-утверждения> высказывание типа <вы-утверждение>

действует на собеседника вызывающе и порождает с его стороны защитную

реакцию. Сравните примеры в приведённой ниже таблице.
Вы-утверждение Я-утверждение
Вы нарушили своё слово: не По правде говоря, Я расстроен

пришли на встречу вовремя. оттого, что вы опоздали.

Вы меня подвели, потому что Я разочарован, что вам не уда-

не выполнили задание в ука- лось своевременно выполнить

занный срок. это задание.
Вы постоянно выводите меня Я чувствую себя обманутым, терпения своими опозданиями. когда вы опаздываете на встречу.
^ Старайтесь не аргументировать, а убеждать.

Эффективно это можно сделать с помощью так называемых <да-вопросов>.

Таким способом удаётся подсознательно подвести оппонента к согласию. Вот

несколько примеров таких вопросов:

Вы ведь одобрите выгодное для себя предложение?

Вы ведь предпочитаете прежде, всего гарантии?

Это ведь единственный пункт, который вас удерживает?

Вы ведь откровенны в своих ответах?

Овладевая искусством комплимента, постарайтесь при этом сосредото

чить своё внимание на внутренних, душевных качествах собеседника. Постарайтесь использовать комплиментарные, а не лестные высказывания. Лесть может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.

Комплиментарные утверждения должны быть не общими, а максима-льно конкретными и искренними.
^ Общий комплимент Конкретный комплимент

Это было замечательно! Это было великолепно, потому что у вас был

полный контакт с аудиторией, а ваши доводы

произвели на нее сильное впечатление
Отличная работа, Майкл Спасибо, ты выполнил это задание безупречно. Э Это поможет нам в решении очень важной для

всех нас задачи.
Крайне важно сосредоточить внимание не столько на очевидных свойствах и качествах собеседника, сколько на его скрытых достоинствах. Чем больше скрытых достоинств удастся подчеркнуть в партнёре, тем более искренними ему покажутся дальнейшие слова.

Особая доверительная атмосфера будет создана, если удастся меньше

говорить и больше слушать, всякий раз побуждая партнёра к высказыванию.

Будучи говорящим, важно делать паузы, следить за реакцией партнёра и ко-

нечно же не допускать самому потока слов, ибо в нём, как известно, тонет

истина.

Пословица гласит: <Вы сказали раз - я поверил, вы повторили -

я усомнился, вы начали твердить в третий раз - и я понял, что вы лжёте>.

Немногословность, простота и ясность приводимых доводов являются основ-

ными слагаемыми важнейшего качества в общении - убедительности.

Не стоит забывать, что действительные интересы собеседника можно оп-

ределить умелой постановкой вопросов и последующим ещё более умелым выс-

лушиванием. Действительно, выслушиванием часто достигают большего, чем с

помощью речи, ибо слушающий приобретает симпатию, говорящий же чаще вы-

зывает отпор. Только говорящий способен раскрыть свои истинные интересы.

С помощью целенаправленных вопросов, как известно, можно:

выявить интересы собеседника;

направить его внимание на важные детали разговора;

узнать возражения партнёра по общению;

вернуть утраченную инициативу в разговоре;

сообщить свою мысль оппоненту и умело разрушить его ложную уверен-

ность в чём-либо;

построить с собеседником отношения подлинного партнёрства.

Действительно, можно согласиться с утверждением: кто спрашивает,

тот и управляет разговором.
Рассмотрим некоторые группы вопросов, эффективных в деловом общении.
^ Открытые вопроса:

Какие ожидания вы связываете с этим предложением?

Что вы об этом думаете?

Какой из вопросов для вас является важнейшим?
^ Закрытие вопроса:

Устроит ли вас, если...?

Желаете ли вы, чтобы...?

Ожидаете ли вы, что...?
Вопросы, выражающие сомнение:

Могли бы вы себе представить, что...?

Что бы вы сказали, если...?

Вы уже обдумали, что-..?
^ Вопросы для внушения:

Ваш опыт руководителя не доказывает ли, что...?

Вы также не придерживаетесь мнения, что.-.?

Вы ведь, наверное, также считаете, что...?
^ Контрольно-подтверждающие вопросы:

Могу ли я считать, что это развеяло ваше сомнение в том. что...?

Не могли бы мы теперь оставить эту тему и обратиться к такому воп-

росу, как...?
^ Изолирующие вопросы.

Если мы рассмотрим это предложение, БЫ согласитесь с тем, что...?

Могу ли я исходить из того, что ваше решение зависит только от вы-

яснения вопроса о...?

Если предположить, что этот пункт мы выяснили, что вы будете..-?
^ Возвратные вопросы:

Это чрезвычайно важные вопросы, мы ведь вернёмся к ним в ходе раз-

говора?

Проблема меня очень интересует. Могли бы вы ещё раз подробно оста-

новиться на этом?

Я согласен с вами по поводу.. Вы не будете против, если мы вернём-

ся к этому вопросу?
^ Вопросы- бумеранги:

Вы действительно считаете, что...?

Как вы пришли к этому?

Что же вас побудило принять такое решение?
Вопросы для уточнения или уловка-«посадить дядю на конька»:

Мне очень жаль, но я не совсем понял ваш основной тезис.

Не затруднит ли вас повторить это положение ещё раз?

Не могли бы уточнить этот пункт вашей программы?
^ Избегайте слов, вызывающих психологическое сопротивление партнера.

Источником создания атмосферы недопонимания и недоверия чаще всего

выступают такие слова, как: ошибочный, бессмысленный, глупый, примитивный

К другим выражениям, вызывающим у слушателя сопротивление, могут

быть отнесены следующие: <Вы не поняли, что я имел в виду>, <Вы абсолютно неправильно интерпретировали мои намерения>, <Вы пренебрегли...>, <Если бы

вы действовали так, как я вам говорил>,

К словам, обладающим повышенным негативным эмоциональным воздействием, относятся: <Вы должны, обязаны...>, <Вам следует...>, <Я требую...>,

<Всякий раз, когда вы...>, <Вам не хватает...>, <Вы никогда...>, <Вам

всегда...>, <Вы не понимаете...>.
^ Овладейте искусством преодолевать возражения собеседника.

Когда собеседник говорит <нет>, только тогда фактически и начинается

обсуждение и дискуссия.

Нет ничего окончательного; не окончательно и <нет> собеседника. Прежде всего важна его интонация. И чаще всего <нет> партнёра означает: <У меня

есть ещё вопросы, я ещё не убеждён>.

<Нет> собеседника может быть и результатом предубеждённости. Партнёр

не сразу осознаёт свои внутренние возражения и не может их сформулиро-

вать чётко. Поэтому ощущая свою беспомощность, он и говорит <нет>.

Но опытный собеседник любые возражения со стороны партнёра не опро-

вергает - он отвечает на них! Если партнёр к тому же обосновывает своё

<нет> определёнными аргументами, это значительно облегчает задачу убеж-

дающего: он может целенаправленно использовать собственную аргументацию,

привлекать в качестве убедительных доводов проверенные факты, примеры и

достоверные сведения. В этой ситуации побеждает, как правило, тот, кто

больше действует и меньше реагирует.
^ Для непрерывности открытого диалога и расширения его рамо

необходимо использовать в общении зеркальные вопросы.

Этот тип вопроса позволяет выходить за пределы смысловою поля, очер-

ченного словами собеседника, по направлению к первооснове какой-либо

мысли, переживания, а иногда к причине, забытой или рационализированной

собеседником. Использование зеркального вопроса требует от партнёра не-

кой осторожности и тактичности, поскольку он проникает из области <ска-

занного> в область <несказанного>. Технически зеркальный вопрос состоит

в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что

произнесённого собеседником, чтобы заставить его увидеть своё утвержде-

ние как бы со стороны, заметить его диспропорцию и объяснить увиденную

асимметрию.

Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опро-

вергая его утверждений, создавать в общении новые элементы, придающие

диалогу подлинно культурный смысл. Это даёт неизмеримо лучшие результа-

ты, чем круговорот вопросов <почему?>, которые обычно вызывают у тех, с

кем общаются, некие защитные реакции, отговорки, поиски мнимой причин-

ности и в результате приводят к недопониманию.

Во внутреннем диалоге зеркальный вопрос может успешно выполнять по-

лезную функцию цензуры: прежде чем высказать какую-либо идею, неплохо

произнести её про себя. Если она выдержит испытание <зеркалом>, то её

можно выпускать в общение с людьми; если же есть некое сомнение, то, ви-

димо, не следует спешно наводить косметику, а необходимо вернуться к её

осмыслению вновь.
^ Учитывайте темперамент собеседника.

Исследования психологов и практика подтверждают, что индуктивное из-

ложение материала предпочитает флегматик, так как он имеет замедленный

темп мышления, что и побуждает его воспринимать сначала отдельные факты,

а уж затем обобщения. Для холерика же предпочтительнее дедуктивный вид

изложения, т. е. он больше склонен к обобщениям, так как ему присущ

быстрый темп психической деятельности.

При индуктивном воздействии на слушающего наиболее целесообразно вначале поставить вопрос, ответом на который и станет всё последующее изложение. Опыт подтверждает, что когда повествование предваряется вопросом, основное сообщение воспринимается более активно.

При дедуктивном изложении вопрос целесообразнее ставить после сообщения главной мысли. Если же вопрос будет поставлен перед изложением основной мысли, то последующая аргументация в защиту главною тезиса может оказаться излишней.

Темперамент собеседника необходимо учитывать и при построении фраз.

К примеру, активные фразы (<мы осуществим> и т. п.) предпочитают сангви-

ники и холерики, пассивные (<можно осуществить> и т. п.) более предпоч-

тительны для меланхоликов и флегматиков.

Таким образом, прежде чем выработать стратегию и тактику общения с

собеседником, необходимо определить его темперамент.
^ Не всегда говорите всё, что знаете.

<Если вы умеете считать до десяти - считайте в присутствии оппонента

до девяти> - так можно сформулировать один из способов техники аргумен-

тации. Главное в нём - не всегда говорить всё, что знаешь, но всегда

знать, что говоришь. Умение быть осторожно-сдержанным в общении, особен-

но деловом партнёрстве, говорит о высоком профессионализме делового че-

ловека, о его способности не раскрываться до конца, не выкладывать всё,

что знаешь. Без этого умения, как показывает практика, крайне трудно до-

биться желаемых результатов и успеха в жизни. Приведённое выше правило

подтверждает, что язык человеку дан ещё и для того, чтобы скрывать свои

мысли.

^ Научитесь определять реакции собеседника.

Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше узнать о своих партнёрах. Эта реакция является ценным индикатором, который даёт нам знать, как идёт процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения

^ Овладейте искусством конструктивной критики.

Чтобы овладеть основами конструктивной критики, необходимо как мини-

мум узнать о причинах неудачной критики, т. е. такого порицания, в ре-

зультате которого у критикуемого возникает крайне негативное отношение к

воздействию, оказываемому на него- К основным причинам неудачной критики

относятся:

- фатальность критики, т. е. такое психолого-эмоциональное воздейс-

твие, которое формирует у критикуемого лишь ощущение безвозвратной поте-

ри, невозможности что-либо изменить. В этой ситуации критикующий заявля-

ет примерно следующее: <Вам надо было поступить исключительно так-то>. И

поскольку, как говорится, поезд уже ушёл, то критикуемый попадает в ту-

пиковую ситуацию, и ему ничего не остаётся, кроме как сопротивляться и

<спасать своё лицо>. Ясно, что проку от такой фатальной критики мало;

- назидательность критики, которая проявляется в тоне, нравоучитель-

ных фразах типа <Чаще надо прислушиваться к моим советам>, <Вы поняли

наконец, как надо делать?> и т. д. В подобных ситуациях критикуемый счи-

тает, что <он ко мне придирается>. И чтобы изменить это на <он хочет мне

помочь>, критикующий должен перейти от упрёков к предложению о сотрудни-

честве. Например: <Свои пожелания я высказываю лишь в надежде сохранить

наши добрые отношения>;

- эмоциональность критики, когда критикующий не может вовремя оста-

новить поток упрёков, <заводится> и тем самым подавляет слабых духом

собеседников, а сильных подталкивает к активному противоборству. В обоих

случаях польза оказывается ничтожной.

В принципе каждый из нас может продолжить это перечисление неудач.

Достаточно вспомнить случаи, когда критика в ваш адрес больно резанула

по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего и

т. д. Вот почему, прибегая к критике, постарайтесь постоянно задаваться

вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замеча-

ния, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на

эти вопросы и стройте разговор. Это верный путь к достижению действен-

ности критики.

Следует помнить, что критика принесёт позитивны и результат, если

она способна гасить сопротивление собеседника к восприятию критических

замечаний; вовлекать партнёра в процесс критики путём осознания важности

и нужности выполняемой им работы и того, что эта работа оценивается по

достоинству; изменить ситуацию и деятельность критикуемого к лучшему
^ Используйте при необходимости различные варианты критических оценок.

Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие крити-

ческие оценки:

Критика-похвала

Работа сделана хорошо, но не для этого случая.

Неплохо, но вы способны на большее.

Всё было хорошо, но только не совсем вовремя.

Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недостаточно.

Ну вот так уже совсем неплохо, осталось дело за малым.

Уже Лучше, но ещё надо поработать-

В основном всё правильно, но несколько ошибок придётся устранить.

^ Безразличная критика

В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обя-

занностями. Но не будем их называть поимённо.

Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопро-

са.

Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. На-

деюсь, они об этом знают.

Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.

Пусть стыдно будет тому. кто не осмелился признаться.

Критика-озабоченность

Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у...

Я озабочен вашим недобросовестным отношение к работе-

Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад.

Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.

Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.

Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится

что-то неладное.

Критика-сопереживание

Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы

войдите в моё. Ведь дело-то не сделано.

Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.

Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение.

Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых:

Каково им сейчас?
Критика-сожаление

Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачест-

венно.

Очень жаль, но вы не справились с заданием-

Я сожалею, но вы совершили ошибку

К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.

Сожалею, но это вы могли сделать лучше-

К сожалению, мы не ожидали от вас такого решения.

Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.

К сожалению, это не совсем то, что надо.

Мне так жаль, что вы не успели выполнить работу.

^ Критика -удивление

Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал...

Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок.

Я не ожидал от вас такого результата.

Признаться, я удивлён, что отчет ещё не готов.

Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.

Вот уж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок-

Как, ты не видишь здесь недостатков?

Как, разве тебе это нравится?

Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в

числе нарушителей?

Неужели вы так и не поняли свою ошибку?

Критики-смягчение

Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы,

Наверно, вам неправильно объяснили это задание.

Не вините только себя в произошедшем.

Это просто очередная рабочая ошибка.

Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.

В вашем жизненном опыте еще не встречалось такого случая, поэтому

вы не виноваты.

Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.

Критика-предупреждение

Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на се-

бя.

Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой разговор.

Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.

При повторной ошибке вы будете наказаны.

Это было моё последнее предупреждение.

Критика-требование

Сожалею, но работу вам придётся переделать.

Эта работа требует немедленного выполнения.

Я требую, чтобы...

^ Подбадривающая критика

Ничего, в следующий раз сделаете лучше- а сейчас не получилось. >

Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится

лучше.

С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь от личного резуль-

тата.

Не переживайте, если захотите, вы непременно БЫПО;! ните это зада-

ние.

Всё получится, если попробовать ещё разок.

Критика-упрёк

Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!

Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчет.

Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.

Как же так, я думал у вас всё получится!

Ну что же вы? Вы нас так подводите.

Критика-надежда

Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.

Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обя-

зательно справитесь.

Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.

Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных

просчетов.

Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.

Хочется верить, что в будущем вы станете более внимательны.

Критика-аналогия

Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую

же ошибку.

Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.

У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй

ещё.

Раньше я тоже не мог выполнить это действие.

Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.

Обратите внимание: ваш коллега считал точно так же- и что из этого

получилось?

Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверенным.

Критика-требование

Я считаю, что работу нужно переделать.

Это мнение ошибочное, его необходимо изменить.

Сожалею, но здесь вам придётся уступить.

Этот вопрос требует немедленной доработки.

Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ

Критика-замечание

Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнима-

тельней

Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться!

Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь - советуйтесь!

Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным!

Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать!

Вы не так выполнили это задание. В следующий раз найдите возмож-

ность посоветоваться.

^ Конструктивная критика

Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?

Как вы планируете исправить допущенные ошибки?

Что вы предпримите, чтобы исправить положение?

Вы неправильно оценили ситуацию, что предлагаете делать?

Опять просчёт. Как предлагаете выйти из положения?

Критика-опасение

Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же нека-

чественно.

Боюсь, это войдёт у вас в практику

Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки.

Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь ответс-

твенное задание

Опасаюсь, что завтра будет тот же результат.
Если разговор с объектом не выходит за рамки обсуждения ма-
лозначимой темы или за рамки поверхностного интереса, то
вряд ли можно рассчитывать на продолжение контакта. Если
начинающееся общение в какой-то мере выводит объекта на
представление об удовлетворении в перспективе жизненно
важных потребностей и интересов, то можно рассчитывать
на развитие отношений.


Скачать файл (107 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru