Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Экономика и управление инновациями - файл IVCH_96.DOC


Загрузка...
Лекции - Экономика и управление инновациями
скачать (77.8 kb.)

Доступные файлы (2):

IV96_TIT.DOC14kb.05.03.1996 12:39скачать
IVCH_96.DOC468kb.06.08.2006 20:16скачать

IVCH_96.DOC

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............................................................................................................ 4

Тема 1. Цели, задачи и содержание дисциплины “Экономика

и управление инновациями” (1,4,11,14,17)............................................................... 5

Тема 2. Научно-технический прогресс - основа экономического развития

( 4, 5, 7, 12, 15, 18, 22) ................................................................................................ 7

Тема 3. Управление инновациями - новое направление в менеджменте

( 1, 2,10,14,18,21) ........................................................................................................ 9

Тема 4. Научно-технический инновационный процесс как объект

управления (1, 3,17) ................................................................................................. 13

Тема 5. Система управления и формы организации

нововведений (1,3,10,14,21) ..................................................................................... 16

Тема 6. Методы оценки эффективности нововведений (4,5,15,24,29) ............ 19

Тема 7. Особенности работы научных и инновационных организаций

в условиях рыночных отношений (1,4,12,14,15) ..................................................... 26

Тема 8. Договор на разработку нововведений. Калькулирование

затрат и цена инновационной продукции (4,31,32) ................................................ 29

Тема 9. Планирование деятельности научной и инновационной

организации (4,9,10,32) .......................................................................................... 32

Тема 10. Нормирование труда в научной и инновационной

организации (4) ....................................................................................................... 37

Тема 11. Стратегическое прогнозирование и управление

нововведениями (1,9,10,13,21,28) ............................................................................ 40

Тема 12. Технико-экономическое обоснование инновационных

мероприятий (2,4,5,6,15,24) ..................................................................................... 43

Тема 13. Принципы измерения и оценки качества инновационной

продукции (1,4,17,18,21) .......................................................................................... 47

Тема 14. Организация научно-технического прогресса в отраслях народного

хозяйства России (4,6,7,14,19,22,26,30) ................................................................... 48

Тема 15. Организация инновационной деятельности в промышленных

фирмах западных стран (2,13,16,20,25) ................................................................... 50

Рекомендуемая литература ............................................................................. 53

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных сфер развития российского общества является научно-техническая деятельность и практическое освоение ее результатов в интересах экономического роста страны в условиях становления рыночных отношений. Во всем мире наука все более становится структурообразующим фактором в деле быстрого прогресса новых отраслей промышленности и хозяйства, приводит к качественным изменениям в жизнедеятельности населения.

Поиск ускорения научно-технического прогресса и быстрое внедрение его результатов в хозяйственную деятельность в развитых странах мира привел к пониманию необходимости радикального совершенствования в первую очередь управления этим процессом. С начала 80-х годов появилась новая теория и понятие “нововведения” (инновации), которое к началу 90 х годов приобрело широкое практическое признание и в западной научной литературе почти вытеснило понятие “научно-технический прогресс”.

Целью изучаемого курса является овладение студентами специальности “Менеджмент” основами экономики и управления инновационными процессами в качестве современного подхода к управлению научно-техническим прогрессом во всех сферах промышленной, хозяйственной и административной деятельности России. В содержании изучаемого курса предпринята попытка увязать западный инновационный менеджмент с российскими особенностями и традициями управления российской научно-технической и инновационной деятельностью.
Тема 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

^ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ”
Вопросы по теме:

1. Цели и задачи изучаемого курса.

2. Сущность научно-технического прогресса. Основные понятия.

3. Главные направления НТП.

4. Сущность инновационной деятельности.
Необходимость и актуальность данной дисциплины определяется тем, что в современном мире при любой общественной формации развитие хозяйства и экономический рост государства, всегда базируется на ускоренном внедрении во все сферы общественной деятельности новой техники, технологии и организации.

Несмотря на огромные трудности переходного периода от централизованной к рыночной экономике, который переживает наша страна в настоящее время, роль научно-технического прогресса остается неизменной.

Экономика и управление НТП имеют большую специфику, которая отличает их от экономики производства промышленных предприятий и фирм, и поэтому выделена в отдельную дисциплину.

Где бы мы ни работали в будущем - на крупных предприятиях или в небольших коммерческих структурах, - мы везде будем встречаться с различными формами экономики разработки и внедрения различных научно-технических новаций. И хотя сейчас во время кризисного периода в этой сфере также наблюдается спад, мировой опыт свидетельствует, что после экономических депрессий начинается бурный подъем экономического развития. При этом он опирается на кардинальное ускорение НТП в самом широком понимании данного термина. Это исключительно интересная, сложная и многогранная сфера человеческой деятельности.

В ее эффективном решении на первое место выступает умение органически соединять науку и производство. Нахождение наилучших организационных форм объединения усилий научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций (именуемых в дальнейшем общим понятием - “научные организации”) с промышленным производством во многом будет определяться экономикой и управлением научно-технической деятельностью. При этом в данной сфере деятельности ведущее место занимает интенсификация производства.

Рассмотрим, что представляет собой наш курс дисциплины, его цели, задачи и основные термины. Целью изучаемого курса является овладение основами управления инновационными процессами в качестве современного подхода к управлению научно-технического прогресса во всех сферах промышленной, хозяйственной и административной деятельности.

Предметом изучения являются объективные основы экономики взаимодействия науки с производственной и непроизводственной сферами деятельности в условиях перехода России к рыночным отношениям.

^ Основными задачами курса экономики и управления инновациями являются:

1. Формирование у студентов четкого представления о научно-техниче­ском прогрессе и основных его направлениях в России.

2. Формирование знаний об особенностях инновационной и научной деятельности, ее экономическом механизме и управлении.

3. Получение практических навыков использования усвоенных знаний в области управления инновационной и научной деятельностью.

Следует отметить, что современное содержание деятельности любого менеджера за рубежом и у нас носит творческий характер. Данная дисциплина призвана развить у специалиста эти черты характера и вооружить его соответствующим инструментом управления.

Прежде всего необходимо четко оговорить, что понимается под “научно-техническим прогрессом” и “научно-техническим обслуживанием” производственной деятельности.

^ В общем виде понятие НТП охватывает сложный и динамичный процесс расширения границ познанного, приобретения новых данных о закономерностях объективного мира и создания на этой основе новой техники и технологии, совершенствования существующих средств и предметов труда, форм его организации и управления.

^ Под организацией научно-технического обслуживания промышленной и непромышленной деятельности понимается организация работы научных учреждений в тесной экономической увязке с интересами развития различных сфер человеческой деятельности.

Научно-техническое обслуживание имеет две главные цели:

1. Обеспечение ускорения научно-технического прогресса во всех сферах производственной и непроизводственной деятельности.

2. Обеспечение поддержания научно-технического потенциала производства и непоизводственной сферы на определенном уровне.

Главными направлениями НТП во всероссийском масштабе являются:

1. Поиск и освоение новых видов энергии.

2. Создание и внедрение в производство новых, более совершенных конструктивных материалов.

3. Переход на безотходные, ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие полное и комплексное использование сырья, экономии трудовых, энергетических и материально-технических ресурсов.

4. Комплексная механизация, автоматизация, компьютеризация и электронизация производства, включая создание систем машин, роботов и управления производственными процессами.

5. Быстрое развитие биотехнологий.

6. Реализация принципов научного управления на всех уровнях общественного производства.

Научно-технический прогресс предполагает единство в системе взаимодействия “наука - техника - производство”. Наука выступает исходной позицией интенсификации расширенного общественного производства. Поэтому поиск организационных путей соединения науки с производством и непоизводственной сферой является стратегическим долгосрочным направлением экономической политики в стране.

В начале нашего века в США появился термин “инновация”. Этот термин и целое направление деятельности, стоящее за ним, в конце 70-х-начале 80-х годов получил новое толкование.

Инновация в общем виде понимается как создание каких-то новшеств, ценностей внутри организаций и предприятий. Инновация подразумевает создание новых технических и технологических идей, подходов, методов в любой сфере деятельности и должна быть ориентирована на рынок, а не на продукт.

В настоящее время разработана целая система управления научно-техни­ческой и инновационной деятельностью. Суть этой системы состоит в том, что инновационная организация представляет группу людей, организованных для постоянной и продуктивной работы по созданию каких-то нововведений.

Инновационные организации имеют общие принципы и характеристики:

1. Задачи, цели, планы и измерение инновационной деятельности отличаются от аналогичных понятий в стационарном научно-техническом бизнесе.

2. Инновации имеют свою динамику.

3. Инновации обладают своей стратегией.

4. Инновационная организация структурируется иначе, чем другие организационные формы промышленных и непромышленных предприятий.

Таким образом, в развитых странах мира за последние 12-15 лет управление инновациями - как отдельная дисциплина - выделилось в отдельную область знаний. Во всех учебных планах по самым различным специальностям экономистов - от экономики сельского хозяйства до экономики авиастроения - она сейчас тщательно изучается.
Тема 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Вопросы по теме:

1. Сущность интенсификации экономического развития. Два направления.

2. Этапы научной подготовки интенсификации производства.
Главным в развитии экономики страны на дальнейшую перспективу является ее перевод на путь интенсивного развития, неуклонное повышение эффективности общественного производства.

Безусловно, в 1996-97 гг. должны быть сначала созданы предпосылки для стабилизации экономики России. Они включают следующие приоритетные цели:

1. Развитие топливно-энергетического комплекса.

2. Решение задач продовольственной проблемы.

3. Конверсия и селективная поддержка науки.

4. Жилищное строительство и социальная защита населения (эти цели были провозглашены премьером В. Черномырдиным в 1993 г.)

Прежде всего надо рассмотреть, что такое интенсификация? Каковы ее направления и этапы развития?

^ С общих позиций под интенсификацией экономического развития следует понимать получение наибольшего полезного результата с единицы производственных ресурсов. При этом просматривается два направления интенсификации экономики:

- интенсификация текущей производственной деятельности;

- интенсификация воспроизводства.

Первое направление характеризуется тем, что основной упор делается на использовании существующего потенциала и получении максимальной отдачи от уже созданных элементов производства: от имеющихся средств и предметов труда, существующей рабочей силы.

Второе направление интенсификации состоит в том, что в ходе каждого воспроизводственного цикла должна происходить замена устаревших элементов производительных сил на более эффективные. В этом случае интенсификация производства обусловливается и совпадает с научно-техниче­ским прогрессом. Фактически оба эти направления существуют одновременно и тесно переплетаются между собой. Но все же надо подчеркнуть, что главным в интенсификации экономического развития, как бы его скелетом, несущей конструкцией является НТП.

В настоящее время важным, все более возрастающим по своему значению фактором становится условие эффективной организации взаимодействия науки и производства в интересах всемерной интенсификации последнего. Это определяется тем, что наука становится исходной позицией интенсификации.

В общем виде процесс внедрения нового научного знания в производство состоит из следующих пяти стадий:

1. Научная подготовка интенсификации производства.

2. Создание специальных или диверсификация существующих предприятий для изготовления новых средств и предметов труда.

3. Внедрение новой техники и технологии на основе перевооружения предприятий и строительства новых.

4. Организация выпуска новой продукции этими предприятиями.

5. Широкое использование (потребление) производимой продукции.

Теперь рассмотрим, из каких этапов должна состоять исходная стадия - “научная подготовка интенсификации”.

Анализ свидетельствует, что она состоит из следующих этапов, которым мы дадим обозначения:

- ФИ - фундаментальные исследования;

- ПИ - прикладные исследования;

- Р - инженерные разработки (конструкторские, технологические, экспериментальные);

- О - освоение производства новой техники;

- ШР - широкое распространение в народном хозяйстве.

Современной проблемой номер один в общей организации взаимодействия науки и производства является необходимость всемерного сокращения во времени цикла “исследование - производство”, который в СНГ, по некоторым данным, составлял в 1991 г. 12 лет. Однако это вопрос далеко не простой. Во-первых, далеко не каждая теоретическая идея доходит до практической реализации, так как не всегда в этом есть необходимость и возможность.

Так, соотношение затрат на теоретический поиск, прикладные разработки и на практическое внедрение выражается пропорцией: 1: 10: 100.

Поэтому, учитывая огромное возрастание затрат на стадии внедрения, важнейшим элементом политики научно-технического прогресса является необходимость проведения предварительной строгой экономической оценки каждой идеи, предлагаемой наукой. Требуется тщательный отбор самых эффективных из них. Мировой опыт свидетельствует, что для отыскания наиболее эффективного научно-технического варианта приходится перебрать и проанализировать от 100 до 500 научных идей. Такой анализ и отсеивание вариантов осуществляется на каждом этапе научной подготовки интенсификации того или иного научно-технического инновационного мероприятия.

Инструментом, позволяющим проводить такое отсеивание вариантов, является технико-экономический анализ и технико-экономические обоснования, где одно из ведущих мест занимают вопросы определения экономической эффективности научно-технических решений.

Таким образом, мы кратко рассмотрели теоретическую, глубинную сущность интенсификации производства и роль научно-технического обслуживания в ее реализации. Это важно для лучшего понимания организации и экономического механизма научно-технического обслуживания производства различных отраслей хозяйства России.

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

^ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Вопросы по теме:

1. Понятия и сущность инновационной деятельности.

2. Обобщенная модель инновационного процесса.

3. Стадии инновационного процесса.
Со второй половины ХХ века в развитых странах Запада наука и внедрение ее результатов в хозяйственную практику стали определяющими условиями экономического роста и качества жизни населения. Общественность этих стран четко осознала решающую роль науки в развитии экономики. Это стало мощным побудительным мотивом для правительств и руководства промышленно-финансовых кругов в активном поиске пути установления тесных связей между наукой и практикой. В этом направлении развитые страны Запада значительно дальше ушли от бывшего СССР и его преемника - России. Поэтому мы должны опираться на изучение их опыта.

Прежде всего надо отметить, что в 60-х-70-х годах в стратегии развития западных корпораций преобладала установка на достижение близких, краткосрочных финансовых результатов. В основе этой стратегии лежали маркетинг, конъюнктурная борьба, “рыночные игры”. Несколько меньше внимания и усилий уделялось развитию крупного научного потенциала, созданию научно-технического задела и установлению гибких и эффективных взаимосвязей между научными и производственными структурами. В 80-х годах под воздействием значительного усиления конъюнктурной борьбы между США, странами Западной Европы и Японии положение стало меняться. От предприятий потребовались новые качества и способности, среди которых на первое место вышла способность быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям конкурентной борьбы и оперативно осуществлять инновационную деятельность.

Как уже ранее говорилось, понятие “нововведение” (инновация) значительно шире понятия “мероприятие научно-технического прогресса”.

В западной и отечественной литературе встречается много толкований этого понятия. Например: нововведение есть первое применение нового процесса или продукта или: термин “нововведение” используется для обозначения действительно новых и уникальных продуктов, процессов или услуг. Главное отличие и особенность нововведения от традиционного понятия “мероприятие НТП” состоит в его расширенной трактовке, в его воздействии на качество и образ жизни людей.

Что же в общем понимается под инновационным процессом?

Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизываю­щая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

На первый план для обеспечения этого процесса выступили организационно-управленческие вопросы. Это коснулось и науки управления в целом.

В середине 80-х годов сначала в американском, а потом в западноевропейском и японском менеджменте выделилось новое направление (дисци­плина) - “управление нововведениями” (инновационный менеджмент), которое оформилось в управленческую “теорию среднего ранга”. Это направление обеспечивает управление инновационным процессом. Причем главной стороной и особенностью данного процесса является инновационная способность.

Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг. Надо заметить, что инновационная способность отличается от обычного понимания НТП как получения определенного количества новейших технологий и продуктов.

Это иллюстрируется следующим примером: Индия обладает достаточно высоким уровнем развития науки, но имеет низкую инновационную способность. В тоже время ряд стран, ставших в некоторых отраслях лидерами технологических процессов (Япония, Тайвань, Южная Корея), не располагая соответствующей научной базой, опираются на научно-технический потенциал других стран, обладая высокой инновационной способностью.

Использование в фирмах и корпорациях того или иного варианта организации инновационного процесса и управление им зависит от трех факторов: состояния сферы хозяйственной системы, осуществляющей нововведения (тип рынка, общественная психология и пр.); состояния внутренней среды данной хозяйственной системы (финансовые и материальные ресурсы, применяемые технологии, сложившаяся структура и пр.); специфики самого научно-технического и инновационного процесса как объекта управления. Исследования показали, что имеются качественные отличия инновационного и стабильного (рутинного) процессов, что определяет и различные системы управления этими процессами.




Наука и современная технология



Подталкивание

технологией



Новая идея



Финансовые, Маркетинг

интеллектуальные Исследования и производство

и др. возможности и разработки новой

продукции

Неудовлетворенные

потребности


Подталкивание Внедрение на

рынком рынок


Общественные потребности Диффузия нововведения


Рис. 1. Обобщенная инновационная модель
В целом обобщенная логическая модель инновационного процесса на основе американских подходов может быть представлена на рис 1. В ней прежде всего просматриваются две стратегические линии: развитие общественных потребностей и развитие науки и техники. Оба эти несколько обособленные друг от друга направления тесно взаимодействуют между собой через три укрупненных блока:

1. Разработка концептуального решения (с учетом неудовлетворенных потребностей рынка, новых идей и финансовых и других возможностей, обеспечивающих реализацию).

2. Разработка технического решения (на основе проведения исследований, технических разработок и экспериментов).

3. Внедрение новой продукции на рынке (на основе проведения маркетинговых исследований рынка и организации производства новой продукции в необходимых масштабах).

Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.

В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде: исследования - разработки - производство - маркетинг - продажи. Более подробно она представляется в следующем виде, более пригодном для практической работы: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - изучение рынка - конструирование - рыночное планирование - опытное производство - рыночные испытания - коммерческое производство - сбыт новой продукции. Структуризация инновационного процесса по стадиям представлена на рис. 2:



Генерирование новой идеи







Разработка и экспериментальная

реализация идеи







Освоение в производстве

Массовый выпуск



Сбыт (потребление)

Рис. 2. Структуризация инновационного процесса
Основная задача управления инновационным процессом - обеспечить разработку и эффективный сбыт новой продукции или услуг в условиях неопределенности и конкуренции на рынке.

Тема 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

^ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы по теме:

1. Классификация нововведений. Различия инновационного и стабильного процессов.

2. Факторы, способствующие инновационной деятельности.

3. Основные функции управления научно-технической и инновационной деятельностью.
Нововведения имеют общие черты и в то же время различия. В западной науке и практике, особенно американской, делаются попытки классифицировать нововведения по различным признакам. Это имеет важное значение для разработки методов управления и их особенностей для тех или иных нововведений. В табл. 1 приводится наиболее распространенная в США и Западной Европе классификация нововведений.
Таблица 1

Классификация нововведений в США и Западной Европе



п/п

Признак классификации

Виды нововведений

1.

Степень радикальности (новизна, оригинальность и пр.)

1. Радикальные (пионерные, базовые и пр.)

2. Ординарные (новые технические решения, изобретения)

3. Усовершенствующие (модернизация)

2.

Характер применения

1. Продукт

2. Процесс

3.

Стимул появления (источнику)

1. Вызванные развитием науки и техники

2. Вызванные потребностями производства

3. Вызванные потребностями рынка

4.

Роль в воспроизводственном процессе

1. Потребительские

2. Инвестиционные

5.

Назначение нововведения

1. Для производителя и потребителя

2. Для общества в целом

3. Для локального рынка


Следует отметить, что традиционные теории менеджмента ориентированы в основном на управление в условиях стабильной производственной базы, массового производства, устоявшейся номенклатуры продукции и пр.

Современные экономические условия конкурентной борьбы на мировом рынке потребовали повышения уровня усилий для обеспечения эффективной организации и интенсификации инновационной деятельности. При этом надо по возможности учитывать то, что любой производственный процесс по своему содержанию может быть стабильным (рутинным) или инновационным. Это всегда надо учитывать при разработке системы инновационного управления тем или иным процессом.

Чем характеризуются эти виды процессов?

^ Стабильный (рутинный) процесс характеризуются: стабильностью во времени, удовлетворением сложившихся общественных потребностей преимущественно выбором оптимального варианта, непрерывностью самого процесса, относительно низким риском.

^ Инновационный процесс характеризуется: стремлением удовлетворить новые общественные потребности; неопределенностью путей достижения цели; высоким риском, дискретностью процесса и пр.

В табл. 2 приводятся основные различия инновационного и стабильного процессов производственной и непроизводственной деятельности.

Таблица 2

Основные различия инновационного и стабильного процессов

Показатели процесса

Инновационный

процесс

Стабильный процесс

Главная конечная цель

Обеспечение новой общественной потребности

Обеспечение сложившейся общественной потребности

Риск при реализации поставленной цели

Высокий

Низкий

Тип процесса

Дискретный

Непрерывный

Управляемость процесса как единого целого

Низкая

Высокая

Возможности развития системы

Переход на новый, более прогрессивный уровень развития

Сохранение сложившегося уровня развития

Взаимодействие со сложившейся системой интересов участников процесса

Вступает в противоречие

Основывается на них

Характерные формы организации процесса

Гибкие, имеющие слабую структуризацию системы

Жесткие, основанные на нормативном регламенте



Следует иметь в виду, что инновационный процесс производства новой продукции и новых технологий со временем, по мере стабилизации производства, постепенно трансформируется в рутинный (стабильный) процесс.

Следующим этапом при организации любого инновационного процесса является анализ факторов, препятствующих или способствующих инновационной деятельности (см. табл. 3).
Таблица 3

Факторы развития инноваций

Группы факторов

Факторы,

препятствующие

деятельности

Факторы,

способствующие деятельности

Технико-экономические

Недостаток средств для финансирования; слабая материальная и научно-техническая база, преобладание интересов текущего производства

Наличие достаточных финансовых и материально-технических ресурсов; наличие необходимого научно-технического потенциала; экономическое стимулирование инновационной деятельности

Юридические

Ограничения патентно-ли­цензион­ного, налогового и антимонопольного законодательства

Законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность: льготы на прибыль, снятие НДС и пр.

Социально-психологические

Сопротивления, которые могут возникать в качестве последствий: перестройки устоявшихся форм и способов организации; изменения статуса работников; боязнью неопределенности ситуаций; необходимостью переучиваться

Общественное признание, моральное и материальное поощрение, возможность продвижения по службе; развитие творческой деятельности


Изучая указанные факторы, американские исследователи пришли к выводу, что пока еще невозможно построить некую унифицированную единую систему управления инновациями. Видимо, на основании знаний и здравого смысла в каждом отдельном случае должна строиться своя система, соответствующая конкретной ситуации и процессу.

При разработке проектов систем инновационного управления важно определиться с их функциями. В общеметодологическом плане эти функции, с одной стороны, имеют общий характер (независимо от планов производств и систем управления); с другой стороны, в зависимости от конкретных типов систем.

В первом случае в общем плане любая система управления инновационным процессом может подразделяться на функции:

- прогнозирование;

- планирование;

- учет;

- контроль;

- регулирование;

- анализ;

- организация.

В другом случае набор конкретных функций будет зависеть от того, какую систему управления мы выбираем - механистическую или органическую (американская терминология).

  1   2   3   4   5



Скачать файл (77.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru