Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Клавирные сюиты и партиты И.С.Баха - файл 1.doc


Лекция - Клавирные сюиты и партиты И.С.Баха
скачать (36 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc36kb.22.11.2011 00:34скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Клавирные сюиты и партиты: соотношение традиционного и новаторского в их трактовке

Черты клавирного стиля:

- по преимуществу энергичный и величавый, сдержанный и уравновешенный эмоциональный строй

- богатство и разнообразие фактуры, менее элегантной отделанной, чем у мастеров франц школы, менее виртоузно-блестящей, чем у Доменико Скарлатти, зато более интонационно насыщенной.

- контур клавирной мелодии выразительно певуч

- насыщенность изложения гармоническими фигурациями ( особенно в прелюдиях, фантазиях-токкатах, вариациях и doubles. Вероятно, посредством этого приема композитор стремился «поднять на поверхность звучания» глубинные пласты грандиозных гармоний.

- фразировка очень гибка, детальна, подчинена не только общему контуру мелодии, но и отдельным извивам его рисунка ( фазы движения) и планировке местных кульминационных вершин.

^ Сюиты и партиты

В нотных тетрадях Анны Магдалины Баз были записаны 5 Франц сюит и 2 партиты. Впоследствии, во 2й половине 20х и в нач 30х гг, Бах опубликовал свои партиты как 1ую часть «Klavierubung». Очевидно, и сюитам он придавал отчасти инструктивно-педагогическое значение.

Всего клавирных сюит – 23. 19 из них объединены в 3 сборника.

Новаторство. Известно, что не Бах создатель немецкой клавирной сюиты. Но заслуга Баха в том, что он воссоздал этот жанр в новой интерпретации. Его сюиты уже очень далеки от прежней элементарной, танцевально-прикладной основы. Его величаво-фигуративыне аллеманды, энергичные куранты, глубокомысленные сарабанды, блестящие и остроумные жиги побуждают не к танцу, но к поэтическому чувству и размышлению. Это высокая поэтизация бытовой музыки и размышлению.

Сохранилось «соединение различного» как прицип, он-то и объединяет цикл. В центре сюиты элегическая, порой трагедийная сарабанда, оттененная вереницею особенно легких и изящных танцев (менуэт, гавот, буре, полонез), выступают как контрастный образ глубоко лирического высказывания.

По значительности содержания и силе экспрессии – это предвестник медленных частей поздних сонат и квартетов Бетховена.

Усложнения образа требует более многосторонних и богатых выразительных средств. Бах полифонически обогащает гомофонную сюиту:

- в аллемандах, курантах, ариях фактура насыщена мелодическими горизонталями

-в 2хголосных менуэтах, полонезах, буре линии расщепляются и образуют кантабильно-выразительные скрытые голоса

Вся эта полифонически тенденция сосредоточена и обобщена в жиге. За энергичной моторикой здесь таится рациональнейшая конструкция, строго логическая работа анализирующей мысли.

^ В Английских сюитах (их тоже шесть) цикл значительно укреплен. Он открывается импозантной прелюдией – самой широкомасштабной пьесой сюиты.

Собственно прелюдийные черты – некоторая «растворенность» тематизма, моноритмия – сочетаются в ней с качествами баховского концертного стиля: оживленным движением средних голосов или широкой мотивной разработкой. По размаху, блеску изложения и основательности модуляционного или контрапунктического развития прелюдия составляет один из самых весомых и глубоких образов цикла.

Название «Английские сюиты» возможно связанное с заказчиком произведения, неимеет отношения к стилю и авторскому замыслу.

^ Партиты. Новаторство. 7 партит, вошедшие в 1 и 2ую части «Klavierubung», свидетельствуют о далнейшей эволюции жанра. Сохраняя схему прежней сюиты лишь в самых общих чертах, Бах дает ей гораздо более свободную интерпретацию и индивидуальное решение для каждого цикла. Вначале – вступительная пьеса, но почти всякий раз иная: то легкая, подвижная прелюдия, то торжественная увертюра или симфония, то мелодическая фигурированная фантазия-дуэт или токката органно-импровизационного стиля. Большинство этих пьес написаны с рахмахом, блеском, контрастными сменами движений и фактуры; это придает характер концертности, а в увертюрах привносит даже «театральный нюанс».

Круг «дивертисментных» номеров расширился, в нем появились совершенно новые пьесы демонстративно-нетанцевального плана: рондо, каприччо, бурлеска, скерцо, «Эхо». Порядок, в котором танцы следовали друг за другом, в некоторых партитах нарушился. Полифоническая жига потеряла свое амплуа «облигательного финала».

Седьмой цикл Бах назвал не партитой или сюитой, но Увертюрой во франц стиле. В нем отсутсвует традиционная аллеманда, а заключает его не жига, а маленькое поэтически-игривое «Эхо». Это партита без финала. Бах окончательно отходит от традиций 17 в.


Скачать файл (36 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации