Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Вопрос 6. Теории личности в различных школах и направлениях - файл 1.docx


Лекция - Вопрос 6. Теории личности в различных школах и направлениях
скачать (20.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx21kb.22.11.2011 00:45скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопрос 6. теории личности в различных школах и направлениях

  1. исторические основы современных теорий личности

  2. терапия поведения (бихевиоризм)

  3. рационально-эмотивная терапия (РЭТ)

  4. психоаналитическое направление

  5. юнгианское направление

  6. адлерианское направление

  7. гуманистическое направление

  8. экзистенциальное направление

1. исторически психологическое консультирование возникло из психотерапии, в русле воторой развивалось основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в психотерапии на современной этапе, возникли из двух направлений:

  • психоаналитического, где главный упор делается:

  • на эмоциональную сферу как предмет изучения;

  • понимание эмоциональных, глубинных основ поведения человека;

  • поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глубинных причин;

  • бихевиорального, ориентированного:

  • на поведение как предмет исследовании, без затрагивания глубинных слоев психики человека;

  • переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой;

  • поощрение, наказание и информацию как методы формирования правильного адаптивного поведения.

В дальнейшем большинство теорий личности развивались либо как поддерживающие принципы одного из этих направлений, либо как отвергающие. Выделяются следующие психотеапевтичесеие направления, основанные на той или иной теории личности:

  • терапия поведения (бихевиоризм)

  • рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса;

  • психоаналитическое направление;

  • юнгианское направление К.Г.Юнга;

  • адлеровское направление А.Адлера

  • гуманистическое направление К.Роджерса;

  • экзистенциальное направление;

  • гештальт-терапия Ф.Перлла

2. терапия поведения(бихевиоризм) полностью поддерживает принципы бихевиорального подхода к пониманию личности и в консультативной работе ориентируется на коррекцию поведения. Терапия поведения опирается на следующие принципы:

  • предметом теоретического изучения и практической работы является поведение человека;

  • поведение человека формируется в процессе обучения через положительные и отрицательные подкрепления;

  • у личности есть побуждения, обусловлены психологически и складывающиеся в иерархию мотивов в результате социального научения;

  • в результате прошлого опыта положительного подкрепления у человека формируются ожидания;

  • неподкрепленные или отрицательные подкрепление сформированных ожиданий может вызвать различного рода психологические проблемы;

  • неправильное поведение есть результат плохого, неправильного обучения;

  • ^ Человек формируется в среде, в которой находится, но способен ее изменить, изменяя свое поведение.



Терапия поведения использует в качестве метода психологической работы, обучающего поведению, подкрепление, которое определяется как воздействие на клиента, в результате которого формируется условная реакция и повышается или понижается вероятность повторения поведения. Подкрепление может быть:

  • Положительным, когда в результате воздействия стимула поведение повторяется, так как стимул соответствует ожиданиям индивида;

  • Отрицательным, когда то или иной поведение исчезает в результате несоответствия подкрепления ожиданиям индивида или когда индивид не получает никакого подкрепления, сто также не соответствует его ожиданиям.

^ 3. Рациоанльно-эмативная терапия (РЭТ) А.Эллиса состоит на стыке психоаналитического направления, используя принцип анализа, и бихевиорального направления, ориентируясь на поверхностные слои психики. Рационально-эмотивная терапия выдвигает следующие теоретические и практические принципы:

  • Предметом исследования и работы в РЭТ являются установки человека.

  • человек от рождения склонен к принципу рациональности мышления;

  • присутствие у человека также и принцип паралогичности мышления.

  • проблема клиента есть результат его ошибочных иррациональных представлений, то есть не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка;

  • основа нормального адаптивного поведения – это ориентация на рациональное мышление и коррекция решений на основе принципа рациональности, то есть избавление от иррациональных установок.

^ Метод работы консультанта в РЭТ – опознавание иррациональных установок, стремление к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок.

^ 4. психоаналитическое направление в психотерапии является одним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разработанный З.Фрейдом, используется редко. Внутри психоаналитического направления развивается много течений, придерживающихся его главных принципов. В психоаналитическом направлении выделяются следующие теоретические принципы психотерапии:

  • предмет исследования – содержание бессознательного:

  • вытесненные конфликты;

  • эмоции;

  • переживания и т.п.;

  • бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами высших особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента;

  • сущность человека определятся энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства;

  • основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно:

  • на его психосексуальном развитии;

  • специфике разрешения соответствующей каждой стадии комплексов;

  • нормальное развитие обусловлено своевременным прохождением всех стадий психосексуального развития и правильном разрешением комплексов, возникающих на каждой стадии;

  • анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.

В психоаналитическом консультировании для консультанта ставиться следующие задачи:

  • 

  • не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск причин такого защитного поведения;

  • помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсознательных стремлений, которые более приемлемы как с социальной точки зрения, так и с т очки зрения удобства для самого клиента;

  • помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом;

  • ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и переживаниями, становящимися более или менее осознаваемыми клиентом входе консультативной работы.

В психоаналитической психотерапии выделяется следующие методы работы:

  • свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представлений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление;

  • интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознаваемые им аспекты переживаний и действий;

  • анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые с другими людьми клиент несознательно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту;

  • анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл иех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых – бессознательное самого клиента.

^ 5. Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г.Юнгом, зародилась в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником Фрейда, Юнг, впоследствии из-за ряда разногласий со своим учителем отошел от психоаналитического направления, создав свою теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход. Теория личности К.Г.Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы:

  • введение понятия общего коллективного бессознательного, в котором содержался унаследованные от предков «архетипы», определяемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщаемых образов от предков;

  • наличие у человека индивидуального бессознательного, представляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик;

  • источником причиной неврозов, внутриличностных конфликтов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бессознательным;

  • задача сохранения личности ставится перед главным архетипом личности – самостью, которая определяется как цнтр личности, вмещающий в себя все ее составляющие;

  • Психологически здоровая личность – это личность с ценностной структурой «Я», то есть развитым архетипом самости;

  • Подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремление каждого человека к индивидуальности;

  • ^ Задача и главная цель психотерапевта – помочь клиенту в выстраивании его «самости»,



Скачать файл (20.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации