Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл 1.doc


Лекции - Банковское дело
скачать (277.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc278kb.22.11.2011 00:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...


  1. Управление активами коммерческих банков РФ


Управление активными операциями банка состоит в целесообразном размещении собственных и привлеченных средств банка с целью получения наивысшей доходности. Именно от качественного управления активными операциями зависит ликвидность, прибыльность, финансовая надежность и устойчивость банка в целом.

К основным принципам управления активами относятся:

1.соблюдение целесообразности структуры активов;

2.диверсификация активных операций;

3.отслеживание рисков и создание резервов;

4.поддержание доходности активов.

Наиболее удобной формой агрегации активов, является трехуровневая агрегация.

Первый уровень агрегации – консолидация балансовых счетов по типу операций, вторая – по принципу платности, третья - по степени ликвидности.

В соответствии с этими принципами банковский актив можно сгруппировать следующим образом:

1.Активы мнгновеной ликвидности , всего:

    1. Кассовые активы как таковые

    2. Обязательные резервы

    3. Корреспондентский счет в ЦБ

    4. Средства на корреспондентских счетах в других банках

(эту часть можно рассматривать как условно бесплатное размещение средств. Однако их основная функция – первичные резервы)

2.Вложения в ценные бумаги

2.1. Государственные ценные бумаги

2.2.Ценные бумаги для перепродажи

2.3. Учтенные банком векселя

3.Ссуды

3.1.Краткосрочные

3.2.Банковские

3.3.Долгосрочные

3.4.Просроченные

4.Прочие активы

4.1.Инвестиции (вложения в УК дочерних организаций)

4.2.Капитализированные и нематериальные активы

4.3.Прочие активы (расчеты)

4.4.Отвлеченные средства, расходы и убытки

Степень той, или иной группировки обуславливается поставленной задачей.

Настало время, познакомиться с таким показателем как банковская ликвидность, принципы управления которой будут рассмотрены ниже.

Пока что остановимся на определении ликвидных активов.

Согласно методике ЦБ РФ к ликвидным активам относится кассовая наличность, остатки денежных средств на корреспондентских счетах (в Центральном и коммерческих банках), кредиты и прочие платежи в пользу банка, сроки исполнения которых наступают в течении ближайших 30 дней. До некоторого времени, в нашей стране, к высоколиквидным вложениям относились пакеты гос. долговых обязательств и займов.

Сдесь необходимо остановиться на таком термине как «неликвиды».

В принципе, под неликвидами можно понимать любое размещение банка, кроме первичных резервов, востребование которых либо не возможно, либо находится под сомнением.

Под целесообразной структурой и качеством активов можно понимаеть степень их ликвидности. Ликвидные активы банка в короткий срок с минимальными потерями могут быть обращены на погашение обязательств банка.

Охарактеризуем нашу группировку активов с позиции из ликвидности.

Денежные средства абсолютно ликвидные. Кассовые активы не приносят прямого дохода и характеризуются отсутствием риска их утраты. Поэтому достаточность обеспечения обязательств банка кассовой наличностью служит залогом соблюдения показателей ликвидности.

Величина остатков на корреспондентском счете является показательной с точки зрения запаса ликвидных средств. Однако, остаток, взятый на отдельную дату не показателен. В данном случае значение имеет оценка динамики изменения величины средств.

Согласно методики ЦБ к ликвидным активам следует относить так же кредиты, выданные на срок менее 30 дней. Однако, на практике степень ликвидности кредитного портфеля необходимо рассчитывать отдельно, учитывая качество ссудной задолженности.

В соответствии с установленной ЦБ методикой (Инструкция №62-а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» от 30.06.97 г.), вся ссудная задолженность подразделяется на 4 качественные группы в зависимости от обеспечения, количества пролонгации и задолженности по процентам (1 группа самая лучшая).

Из вышесказанного вытекает, что степень ликвидности активов предопределяет степень риска банковских активов. Существует общеустановленная методика определения риска, применительно к общей величине активов, банковские активы подразделяются на 5 групп в зависимости от степени риска (наибольший риск 100%).

Существуют коэффициентные методы оценки качества активов. К наиболее важным (с практической точки зрения), используемым на практике относятся:

Определение показателя

Расчет

Оптимальное значение

Экономическое значение

1.Доходные активы / активы банка

(Средства на корреспондентских счетах + ценные бумаги, приобретенные для перепродажи + ссуды, за исключением просроченных и «системных»* + инвестиционные вложения банка, по которому закреплен реальный доход + прочие доходные вложения) /активы

0,75

Удельный вес доходообразующих активов

2.Доходные активы к платным пассивам

(Доходные активы /привлеченные платные пассивы)

>=1

Отношение доходных активов к платным ресурсам.

3.Просроченные ссуды /ссуды

Просроченные ссуды + «системные»/кредитный портфель

<=0.04

Удельный вес просроченных ссуд в ссудном портфеле

Резерв на ссуды /ссуды




Устанавливается ЦБ РФ не менее 75% от расчетного

Степень покрытия убытков за счет собственных источников

*- «системные» ссуды – ссуды на финансирование дочерних структур банка и собственные нужды банка. Как правило, без реального срока погашения, обеспечения и процентов. Эти ссуды могут представлять скрытое финансирование, иногда при отсутствии собственных источников.

Контрольные положения по теме:

  1. От качества управления во многом зависит риск кредитной организации.

  2. Важно корректное выделение ликвидных активов и своевременная борьба с неликвидами.

  3. В процессе управления активами перед финансовым менеджером встает дилемма доходность и риск –ликвидность.

  4. Низкое качество активов должно компенсироваться созданием под них резервов.




  1. ^ Ликвидность коммерческих банков РФ. Показатели ликвидности

Ликвидность банка является одной из важнейших обобщенных качественных характеристик деятельности банка. Под ликвидностью понимается способность банка удовлетворять потребность клиентов банка и его кредиторов в финансовых ресурсах в течение операционного дня с приемлемым уровнем издержек. В то же время ликвидность банка представляет собой динамическое состояние, которое складывается постепенно и характеризуется влиянием разнообразных факторов и тенденций.

Группа показателей оценки ликвидности включает показатели

ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей

ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков.

6.2. Показатели ликвидности активов состоят из показателя

соотношения высоколиквидных активов и привлеченных средств, показателя

мгновенной ликвидности и показателя текущей ликвидности.

6.2.1. Показатель соотношения высоколиквидных активов и

привлеченных средств (ПЛ1) определяется как процентное отношение

высоколиквидных активов к привлеченным средствам и рассчитывается по

следующей формуле:
Лам

ПЛ1 = ----- х 100%, где

ПС
Лам - высоколиквидные активы банка, определенные в соответствии с

нормативным актом Банка России, устанавливающим порядок расчета

обязательных нормативов банков;

ПС - привлеченные средства. Представляют собой разницу

показателей "Всего обязательств" и "Резервы на возможные потери по

срочным сделкам, внебалансовым обязательствам, расчетам с дебиторами

по операциям с резидентами офшорных зон", которые определяются в

соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим

порядок формирования показателей публикуемой формы "Бухгалтерский

6.3. Показатели ликвидности и структуры обязательств состоят из

показателя структуры привлеченных средств, показателя зависимости от

межбанковского рынка, показателя риска собственных вексельных

обязательств и показателя небанковских ссуд.

6.4. Показатели общей ликвидности банка состоят из показателя

общей ликвидности и показателя обязательных резервов.

6.6. Обобщающий результат по группе показателей оценки

ликвидности (РГЛ) представляет собой среднее взвешенное значение

коэффициентов, определенных в соответствии с пунктами 6.2 - 6.5

6.7. Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки

ликвидности признается удовлетворительной в случае, если значение РГЛ

меньше либо равно 2,3 балла.


  1. Расчетные операции коммерческих банков

Методы платежа делятся на наличные и безналичные.В крупном обороте доминируют безналичные платежи и расчеты а в сфере розничного товарообме-на основная масса сделок опосредуется наличными деньгами, несмотря на то, что в последние десятилетия активно внедряются формы безналичного расчета.Существует большое разнообразие ви-дов безналичных расчетов:

- Переводной вексель - это безусловный письменный приказ, адресованный одним лицом (векселедателем) другому лицу (пла-тельщику) и подписанный лицом, выдавшим вексель, о выплате по требованию или на определенную дату суммы денег третьему участнику (бенефициару), его приказу или предъявителю.Главное применение векселя сегодня - внешняя торговля, где вексель имеет ряд важных достоинств, выступая элемнетом кредитования и как средство урегулирования долгов.Покупатель, выдав вексель, получает отсрочку платежа и может мобилизовать необходимую сумму, реализовав купленный товар.С другой стороны, продавец, получив вексель в оплату за отгруженный товар, имеет возмож-ность либо хранить его до истечения срока, либо уплатить этим векселем своим контрагентам за поставку товара, либо продать вексель банку и получить по нему сумму досрочно за вычетом оп-ределенного процента.

- банковская тратта - это переводной вексель, где вексе-ледателем и плательщикам выступает один и тот же банк.Это очень надежный документ расчетов, который по степени ликвид-ности равнозначен наличным наличным деньгам.Часто такие тратты по просьбе клиента выписывает отделение банка в провинции на его главную контору.

- простой вексель - безусловное письменное обязательство одного лица перед другим выплатить обусловленную суммы денег по требованию или на фиксированную дату его предъявителю.

- чек - это безусловный приказ клиента банку, ведущему его текущий счет, уплатить определенную сумму предъявителю че-ка, его приказу или другому указанному в чеке лицу.Владелец счета получает чековую книжку и выписывает чеки в пределах остатка средств на счете (или сверх этого остатка, если име-ется договор об овердрафте).Чековое обращение порождает взаим-ные претензии банков друг к другу.Поэтому создаются клиринго-вые, или расчетные, палаты, которые производят взаимные расче-ты требований банков друг к другу.Возможно несколько способов клиринга:

* внутри одного банка;

* через местные расчетные палаты;

* через сеть банков-корреспондентов;

* через расчетную сеть центрального банка.

При использовании местного клиринга банки обмениваются чеками через расчетную палату и делают один окончательный пла-теж по итогам баланса расчетов за день, чтобы покрыть разницу между суммой чеков, предъявленными к оплате другим банкам, и суммой чеков, полученнюх от других банков и подлежащих оплате клиентами данного банка.Окончательный платеж производится так-же безналичным путем - через центральный банк.

Компьютерная революция оказала глубокое воздействие на характер и технологию денежных расчетов.Развитие получили две системы автоматизированных расчетов: "розничные" системы элек-тронных расчетов и межбанковские системы перевода средств.В США в настоящее время имеется четыре системы розничных плате-жей:

- автоматические расчетные палаты.АРП выполняют функции расчетных палат, но бумажные носители заменены магнитными, на которых они имеют формат, удобный для скоростной обработки наЭВМ.АРП особенно эффективны при осуществлении массовых, регу-лярно повторяющихся платежей.

- банковские автоматы.Банковские автоматы устанавливаютсяв помещениях гостиниц, супермаркетов, университетских зда-ний, вокзалов и т.д.Автоматы нынешнего поколения позволяют вы-полять следующие операции:

* снятие денег с текущего или сберегательного счета в банке;

* получение ссуды в пределах открытого лимита;

* депонирование денег на счете с одновременным получением депозитной квитанции;

* получение в любой момент о состоянии счета клиента в банке;

* перевод средств с одного счета на другой;

* обмен иностранных банкнот на местную валюту;

Банковские автоматы представляют большое удобство для клиентов банка, так как снижают необходимость поездок в банк для совер-шения повседневных операций.

- терминалы в торрговых точках.Пока не получили развития и находятся в эксперементальной стадии.Идея состоит в том, чтобы осуществлять оплату повседневных покупок в магазинах, кафе и ресторанах, бензоколонках и т.д.

- банковское обслуживание на дому - еще один перспективный элемент расчетов.Это комплекс услуг по предоставлению клиентам банка финансовой информации, а также осуществлению по их инициативе банковских сделок с передачей информации по телефонным линиям.Эта форма предполагает наличие у клиента персонального компьютера.


  1. ^ Ипотечные операции коммерческих банков

В Российской Федерации в настоящее время ипотечных банков очень мало, как правило, ипотечные кредиты выдают универсальные банки. В этой связи представляется целесообразным определить место ипотечного кредита в системе операций коммерческого банка.

Несомненно, что ипотечный кредит является активной операцией коммерческого банка и пассивной операцией получателя кредита. Для выявления места ипотечного кредитования в системе активных операций коммерческого банка рассмотрим структуру операций банка (рис. 6). На основании приведенной схемы, по нашему мнению, можно сделать вывод, что ипотечное кредитование относится к среднесрочным и долгосрочным ссудам, выдаваемым коммерческим банком юридическим и физическим лицам.


Рис. 6. Место ипотечного кредитования в совокупности операций коммерческого банка

В соответствии с рис. 6 можно выявить основные особенности, которые присущи данному типу активных операций. Одной из основных особенностей ипотечного кредита, возникающего в результате заключения кредитного договора, является то, что процент за пользование кредитом имеет плавающее значение, величина которого колеблется в зависимости от многих факторов.

Основными факторами в данном случае, по нашему мнению, являются:

  • изменение условий эксплуатации объекта недвижимого имущества, могущее повлечь за собой изменение его оценочной стоимости;

  • изменение макроэкономических условий, влияющее на доходность кредитных операций коммерческих банков;

  • изменение норм обязательного резервирования в центральном банке, влекущее изменение риска по данному виду кредита и др.

Другой не менее важной особенностью для банка является необходимость построения политики формирования пассивов с учетом структуры кредитного портфеля. На наш взгляд, усиливается ответственность банка перед своими кредиторами в случае увеличения доли ипотечных кредитов в кредитном портфеле. Вместе с тем политика формирования пассивов банка зависит также от схемы ипотечного кредитования, по которой действует банк.

^ Ипотечный кредит как разновидность операций коммерческого банка

Ипотека, то есть обеспечение исполнения различных финансовых, экономических, гражданско-правовых обязательств с использованием залога недвижимого имущества, традиционно служит в странах с развитой рыночной экономикой одним из важнейших инструментов обеспечения нормального функционирования финансово-экономического механизма, поддержания на должном уровне платежной дисциплины, надежной гарантией прав и законных интересов кредиторов, одним из наиболее эффективных способов перехода ресурсов в руки рентабельно действующих собственников.

Актуальность ипотеки существенно возрастает в трансформационных и переходных экономиках. Существующая в России проблема неплатежей, сложившаяся атмосфера всеобщего взаимного недоверия хозяйствующих субъектов, большое количество банкротств предпринимательских структур, повальная задолженность юридических и физических лиц бюджетам различных уровней, а также задолженность самих бюджетов по оплате труда и другим выплатам, зависимость платежеспособности коммерческих организаций от перемен политического климата – все это обусловливает необходимость существенного ужесточения контроля при совершении крупных коммерческих сделок. Такая ситуация приводит к тому, что происходит разрыв сложившихся связей, возникают трудности с формированием каналов сбыта, проблемы финансирования крупных сделок.

В этой связи расширение применения ипотеки как способа обеспечения возвратности ипотечных кредитов должно позволить в значительной степени повысить интеграционные тенденции, а также разблокировать препятствия на пути развития хозяйственных связей, повысить надежность капиталовложений, а также дать мощный импульс жилищному строительству и ряду других отраслей национальной экономики.

Поэтому следует отметить, что, несмотря на обилие программ развития жилищного строительства, кредитования малого и среднего бизнеса, экономические реалии таковы, что без принятия комплекса дополнительных мер по стимулированию инвестиций в эти сферы решить данные проблемы будет невозможно. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить размеры платежеспособного спроса основной массы населения, действующие цены на жилье, условия получения кредитов на приобретение квартиры или строительство собственного дома, суммарную стоимость активов, находящихся под контролем малых и средних предприятий.

Системы ипотечного инвестирования предусматривают механизм накоплений и долгосрочного кредитования под невысокий процент. Ипотечные ссуды используются для финансирования, приобретения, постройки и перепланировки как жилых, так и производственных помещений. Требование, в соответствии с которым для получения запрашиваемой ссуды заемщик должен быть совладельцем некоего строения, означает, что в подавляющем большинстве случаев залоговое имущество является надежным обеспечением выданной ссуды.

В настоящее время складывается несколько видов систем ипотечного кредита. Одна из них опирается на коммерческого застройщика, для которого недвижимость – не предмет потребления, а товар и источник прибыли. Эта система включает элементы ипотеки и оформления кредитов под залог объекта нового строительства, а также порционность предоставления кредита.

Другая система основана на оформлении закладной на имеющуюся недвижимость и получении под нее кредита на новое строительство.

Существуют системы ипотечного кредита, которые предусматривают наряду с банковским кредитом под закладную использование ряда дополнительных источников финансирования, в частности, приватизационных сертификатов, дотаций муниципалитетов, финансовых средств предприятий и граждан, дополнительных кредитов банка под дополнительные закладные на земельный участок, дачу, гараж и другую недвижимость.

Наконец, возможно заключение контракта через посредническую фирму или аукцион на куплю-продажу имеющейся недвижимости с отсрочкой передачи прав собственности на нее на срок нового строительства, что позволяет финансировать новое строительство за счет выручки от фьючерсной продажи недвижимости. При этой системе снижаются коммерческие риски, связанные с нестабильностью цен на строительство.

Ипотека может быть установлена на любое недвижимое имущество, которое залогодатель вправе продавать или отчуждать иным образом: земельные участки (в том числе участки из состава земель сельскохозяйственного назначения); предприятия, здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности; жилые дома и квартиры; дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения; иное недвижимое имущество.

Предмет ипотеки должен принадлежать залогодателю на правах собственности или полного хозяйственного ведения. Участник общей совместной собственности (без определения доли каждого из собственников) может оформить ипотеку только при наличии письменного согласия всех собственников, а участник общей долевой собственности вправе заложить свою долю без их согласия


  1. ^ Сберегательные банки и их операции.

Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и предприятий, и их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности, в интересах вкладчиков банка и в интересах развития народного хозяйства.

Сбербанк России выполняет активные и пассивные операции. Пассивные операции отражают привлечение средств предприятий и населения, а активные -использование этих средств на кредитной основе. К пассивным операциям банка относятся операции: по приему и хранению вкладов населения и предприятий, выполнению расчетов граждан и предприятий по их финансовым обязательствам различного рода (платежи в бюджет, в пользу торговых, коммунальных, транспортных, общественных и иных организаций и учреждений ) ; продажа и покупка государственных и иных ценных бумаг.

Активные операции Сберегательного банка связаны с предоставлением кредитов банкам, организациям и населению в пределах имеющегося в его распоряжении ресурсов. Также к активным операциям относятся все виды операций с ценными бумагами.

Наряду с перечисленными операциями Сберегательный банк РФ выполняет следующие услуги: представляет интересы предприятий, организаций, финансовых и хозяйственных органов; осуществляет расчеты по поручениям клиентов и банков -корреспондентов их кассовое обслуживание, а также услуги по инкассации; ведет счета клиентов и банков корреспондентов; проводит операции по обмену валюты, валютные аукционы и другие валютные операции по лицензии Центрального банка России, оказывает брокерские, консультативные и другие виды услуг.


  1. ^ Валютные операции коммерческих банков

Основными операциями, осуществляемыми банком в иностранной валюте, являются следующие:

- ведение текущих счетов валютных средств резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц);

- выполнение неторговых операций (валютно-обменные операции);

- открытие корреспондентских счетов в инвалюте у нерезидентов с целью обслуживания экспортно-импортных операций клиентов банка и осуществление других международных расчетов;

- операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг по поручению клиентов банка;

- осуществление операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке (для себя, за свой счёт - это дилерские операции банка; по поручению клиента, за его счёт и за вознаграждение - это брокерские операции банка);

- привлечение средств в инвалюте во вклады и депозиты на внутреннем валютном рынке;

- размещение привлечённых средств в инвалюте в кредиты на внутреннем валютном рынке;

- выдача гарантий и поручительств по валютным операциям.


  1. ^ Сущность, цели и задачи банковского учета


Коммерческий банк - высокоорганизованная кредитная организация, создаваемая для привлечения и размещения денежных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности и платности; для проведения расчетно-кассового обслуживания клиентов, кредитования и оказания им других услуг.

Коммерческий банк приобретает статус юридического лица с момента регистрации его Устава в Центральном Банке России (ЦБР).

Деятельность коммерческих банков так же, как и других коммерческих организаций, направлена на получение максимальной прибыли, обеспечение стабильного функционирования государства и повышение уровня жизни общества. Поэтому Правительство РФ и ЦБР строго регламентируют порядок образования и основные правила функционирования банков. Банк должен получить лицензию от ЦБР, после чего он регистрируется в общегосударственном реестре банков. В региональном управлении ЦБР по месту нахождения коммерческого банка в расчётно-кассовом центре (РКЦ) ему открывают счёт, через который банк пропускает платежи своих клиентов, поэтому он и называется корреспондентским счетом (корсчётом).

Управление деятельностью банков и выполнение возложенных на них функций невозможно без организации эффективной системы учёта, выступающего как средство наблюдения, регистрации, оптимизации движения денежных и материальных средств.

Система учёта в банках включает в себя ведение оперативного, статистического и бухгалтерского учёта. Их совокупность позволяет получить необходимую информацию для управления и контроля за экономическими процессами.

Бухгалтерский учёт в банке - это система сбора, регистрации, обобщения информации в денежном выражении путём сплошного документирования всех операций банка.

Предмет (объекты) бухучёта в банках - это имущество, обязательства и все операции, проводимые банком.

Бухгалтерский учёт в коммерческих банках ведётся на основании Закона «О банках и банковской деятельности», Закона «О Центральном Банке Российской Федерации». Банки, являясь юридическими лицами, в области бухучёта руководствуются требованиям ЦБ РФ (инструкции, положения, методические разработки, нормативы). Центробанком разработан План счетов бухучёта в кредитных организациях и Правила ведения бухучёта в банках. Правила и План счетов введены в действие с 1.01.98 г.


  1. Порядок расчетов платежными поручениями

Платежное поручение клиента банку о перечислении с его счёта получателю действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки. Они бывают обычными (почтовыми) и срочными (телеграфными). При использовании системы электронных расчетов передаётся электронная копия платёжного поручения. Клиенты представляют его в 4-х экз., а при расчётах между клиентами одного банка - в 3-х экз. В платёжных поручениях при расчётах за товары и услуги клиенты должны отдельной строкой выделить НДС и номер счета – фактуры.

1-й экз. - остается в банке;

2-й и 3-й экз. - передаются банку получателя (для банка и его клиента);

4-й экз. - отдается плательщику с отметкой банка «Принято к исполнению», проставляется дата, штамп банка, подпись ответственного исполнителя.
Платежное поручение – документ, который является письменно оформленным поручением клиента банку, который его обслуживает, на перечисление определенной суммы средств со своего счета на счет плательщика.
Платежное поручение используется в расчетах по платежам товарного и нетоварного характера.
^ Расчеты поручениями могут осуществляться:

1) за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги;

2) в порядке предварительной оплаты;

3) для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности;

^ 4) для перечисления предприятиями денежных средств физическим лицам на их счета, открытые в банках;

5) для расчетов с бюджетом;

6) в других случаях по согласованности сторон.
Банки принимают к исполнению поручения от плательщика только в пределах наличия средств на их счетах.



  1. ^ Порядок расчетов аккредитивами

Аккредитив - это условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его поставщика. По договору банк, открывший аккредитив (банк - эмитент) может произвести поставщику платёж при условии представления им документов на отгрузку. Контролирует отгрузку и осуществляет платежи с аккредитива банк поставщика (банк - исполнитель).

Поставщик, произведя отгрузку ТМЦ, представляет в свой банк реестр к аккредитиву с отгрузочными документами, по которому банк зачисляет средства со счёта аккредитива на расчётный счёт поставщика в этот же день со счёта 40901, на котором были депонированы средства аккредитива.

Аккредитив – обязательство оплатить определенную сумму денег бенефициару.

При данной форме расчетов плательщик депонирует на отдельном специальном счете определенную сумму денег, эта сумма денег не может быть использована на другие цели.

После получения банком коммерческих документов (товароотгрузочные накладные, акты о выполненных работах, оказанных услугах и др.) банк переводит средства на счет бенефициара.
При этом аккредитив бывает:

1) Покрытый аккредитив – сумма его при открытии списывается с текущего счета плательщика и бронируется на отдельном счете («Расчеты аккредитивами»). Он выгоден для бенефициара, т.к. гарантирует получение денежных средств, в то же время невыгоден для плательщика, т.к. из его оборота изымаются денежные средства.

^ 2) Непокрытый или гарантированный аккредитив.

При этом средства плательщика предварительно не бронируются. Платежи осуществляются с его текущего счета под гарантию банка, что в случае отсутствия средств банк предоставит ссуду для осуществления платежей по аккредитиву. Он удобен и выгоден для плательщика.

^ 3) Безотзывной – не может быть изменен без согласования с бенефициаром.

4) Отзывной – может быть изменен или аннулирован без согласования с бенефициаром. Этот аккредитив не выгоден для бенефициара, т.к. не исключает риск неплатежа.
Применяется аккредитивная форма преимущественно в международных расчетах.


  1. ^ Порядок расчетов с использованием пластиковых карт

Расчёты с использованием пластиковых карт (банковских карт). Банк - эмитент, выпустивший пластиковую карточку, после проверки финансового положения и кредитоспособности своего клиента, принимает решение о выдаче ему карты. Учёт операций в банке, проводимых с помощью пластиковых карт, осуществляется на специальном карточном счёте (спецкартсчёте), которому в Плане счетов предназначено место в разделе IV “Операции с клиентами» в подразделе “Депозиты” на счетах 410-426, но с добавлением двух цифр-«08» для образования счёта второго порядка, например - 42108 - счёт негосударственного коммерческого предприятия для расчётов с использованием банковских карт.

Известны две основные схемы расчётов: с ипользованием дебетовой и кредитной карт. Дебетовая карта обеспечивает расчёты в рамках кредитового остатка на спецкартсчёте (специальном счёте клиента по его пластиковой карточке). Кредитная карта позволяет образование дебетового остатка на спецкартсчёте, т.е. предоставление клиенту своеобразного кредита.

Процедура расчётов: магазин, отпуская владельцу карты товар, проверяет возможность совершения платежа с использованием карты и оформляет слип с распиской клиента на сумму платежа. Слип представляется банку-эквайеру, который перечисляет сумму на расчётный счёт магазина и через процессинговый центр в электронной форме оформляет расчеты с банком-эмитентом. Банк-эмитент списывает средства со счёта клиента 42108 по спецкартсчёту.

  1. ^ Порядок выведения финансового результата банка

Расходы банка учитываются на активном счёте 702, записываются в Дебет счетов:

70201 - проценты, уплаченные за привлечённые кредиты;

70202 - проценты, уплаченные юридическим лицам за привлечённые ресурсы;

70203 - проценты, уплаченные физическим лицам по вкладам;

70204 - расходы по операциям с ценными бумагами;

70205 - расходы по операциям с инвалютой;

70206 - расходы на содержание аппарата банка;

70207 - расходы по организации банков;

70208 - штрафы, пени, неустойки – уплаченные;

70209 - другие расходы.

Доходы банка учитываются на пассивном счёте 701, записываются в Кредит счетов:

70101 - проценты, полученные за предоставленные кредиты;

70102 - доходы по операциям с ценными бумагами;

70103 - доходы по операциям с инвалютой;

70104 - дивиденды полученные;

70105 - доходы по организации банков;

70106 - штрафы, пени полученные;

70107 - другие доходы.

Приказом ЦБР № 02-263 от 18.06.97г. утверждён подробный перечень статей доходов и расходов с обозначением каждой статьи 5-значным символом - для отчётности. В аналитическом учёте по каждому счёту 2-го порядка доходов и расходов банка открываются лицевые счета по отдельным статьям (по символам), что обеспечивает отчётность.

^ Определение финансового результата деятельности банка

Для учёта конечного финансового результата банка - прибыли или убытка - по результатам года используются счета 703 (П) «Прибыль» и 704 (А) «Убытки».

Разница между данными за год счетов 701, 702 и составляет финансовый результат банка (условно в тыс.руб.):

  1. доход 100 (счёт 701) минус расходы 80 (счёт 702) = 20 - остаток дохода, т.е. это прибыль. В конце года будет дана проводка:

Дебет 701 - Кредит 702 = 80

и Дебет 701 - Кредит 70301 = 20 «Прибыль текущего года»;

  1. или - расходы 100 (счёт 702) минус доходы 90 (счёт 701) = 10 это остаток расходов, т.е. убыток. В конце года будет проводка:

Дебет 701 - Кредит 702 = 90

и Дебет 70401 - Кредит 702 = 10, где 70401- это убыток текущего года.

Эти проводки даются в январе заключительными оборотами за прошедший год в целях обнуления счетов 701 и 702.


  1. ^ Информационная база для проведения анализа деятельности коммерческого банка

Банковская отчётность должна быть источником достоверной, полной и оперативной информации о деятельности банка. Методологическим центром по ведению бухучёта в банках, по порядку составления, содержанию, срокам предоставления текущей бухгалтерской отчётности банков является ЦБР.

Отчётность банка Центробанку делится на виды: оперативная, ежемесячная, квартальная, годовая.

1. Оперативная: по форме 746 - пятидневная, «О движении средств федерального бюджета; по форме 747 - пятидневная «О движении наличных денег через кассу банка».

2. Ежемесячная:

1) баланс на каждое 1-е число с расшифровкой отдельных счетов;

2) данные экономических нормативов;

3) отчёт об открытой валютной позиции;

4) отчёт о ввозе и вывозе валюты и платёжных документов в инвалюте;

5) отчёты по формам 746 и 747 - за месяц.

3. Квартальная (бухгалтерская) отчётность (в ЦБР и в ГНИ):

1) баланс по укрупненным статьям с расшифровками;

2) отчёты: о валютном контроле, о валютно - обменных пунктах, о других операциях с инвалютой;

3) общая финансовая отчётность (по формам - 2,3);

4) отчёт о ссудной задолженности, списанной с баланса и учитываемой на внебалансовых счетах;

5) отчёт об операциях банка со средствами физических лиц.

15.2. Состав годовой бухгалтерской отчётности (в ЦБР, в ГНИ)

1. Годовой баланс (форма - 1) - составляется на 1 января:

- по фактическим остаткам на 1 января;

- по заключительным оборотам после реформации баланса, проведённой в январе.

2. Отчёт о прибылях и убытках (форма - 2). Здесь расшифровываются нарастающим итогом все расходы, доходы и выводится финансовый результат (прибыль или убыток).

3. Отчёт об использовании прибыли (форма - 3). В первой части отчёта указываются платежи и отчисления в бюджет от прибыли.

Во второй части отражаются отчисления в централизованные страховые фонды банка.

4. Справка о составе фондов банка, разных средств и фондов спецназначения (форма - 5) составлена в виде оборотной ведомости, т.е. остаток на начало года, движение за год (приход, расход), остаток на конец года, а также по уставному капиталу банка, по фондам, резервам банка - и всё это в увязке с балансом.

5. Отчёт о хищениях и просчётах (форма - 113) - построение отчёта также в форме оборотной ведомости - задолженность по хищениям, растратам, злоупотреблениям, просчётам.

6. Отчёт о затратах на капитальные вложения (форма - 3а):

1) в гр. 1 отчёта - данные о средствах на капвложения: фонд накопления, амортизационные отчисления (износ);

2) в гр. 2 - фактические затраты на капвложения (приобретение и строительство объектов основных средств).

По данной форме определяется обеспеченность капвложений собственными источниками финансирования. Если они не обеспечены, значит капвложения осуществлены с нарушением финансовой дисциплины, т.е. за счёт привлечённых средств клиентов и вкладчиков. Такая ситуация называется иммобилизацией средств.

7. Отчет о наличии и движении основных средств (форма - 5).

8. Бухгалтерская пояснительная записка по годовому отчёту, в которой содержится:

1) расшифровка состава дебиторов и кредиторов;

2) оценка результатов инвентаризации ТМЦ;

3) расшифровка по неустановленному оборудованию с датой его приобретения;

4) перечисление причин отклонений от нормального состояния отдельных статей баланса.


  1. ^ Сущность внутрибанковских расчетов

Согласно схеме построения учётно-операционного аппарата в банке выделяется операционная группа (по расчётно-кассовому обслуживанию клиентов) и бухгалтерия (по учёту хозяйственных операций банка). Обе группы работают под руководством главного бухгалтера. Хозяйственные операции в банке называют внутрибанковскими. Это:

1) учёт уставного капитала;

2) оформление и контроль документов по учёту ТМЦ: основных средств, нематериальных активов, МБП, хозматериалов, стройматериалов;

3) учёт операций по капитальным вложениям;

4) начисление зарплаты;

5) учёт расчетов с подотчетными лицами;

6) учёт расчетов с поставщиками, подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами;

7) расчёты с акционерами по дивидендам;

8) расчёты с клиентами по лизинговым операциям;

9) налогообложение;

10) расчёты с внебюджетными фондами;

11) составление бухгалтерской отчётности.



  1. ^ Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия

Практическое использование различных теорий привело к разработке 3х основных подходов к формированию дивидендной политики:

  1. консервативный,

  2. умеренный (компромиссный),

  3. агрессивный.

Они позволили сформировать 5 типов дивидендной политики.

Избранный тип характеризуется показателем – коэффициент дивидендных выплат: Кдв = div/ EPS, где

Div – дивиденды, выплаченные на 1 акцию,

EPS – ЧП в расчете на 1 акцию
Основные типы дивидендной политики

Подход к формированию дивидендной политики

Типы дивидендной политики

1. консервативный

    1. 1.1 остаточная политика выплаты дивидендов,

    2. 1.2 политика стабильного размера дивидендных выплат

2. компромиссный

2. политика минимального стабильного размера дивидендных выплат с надбавкой в определенные периоды – политика «экстрадивидендов»

3. агрессивный

3.1 политика стабильного уровня дивидендных выплат по отношению к прибыли

3.2 политика постоянного возрастания размера дивидендных выплат

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм:

  1. выплаты дивидендов наличными деньгами,

  2. выплаты акциями. Она интересна для акционеров, ориентированных на рост капитала в предстоящем периоде,

  3. автоматическое реинвестирование, т.е. право выбора получить наличные деньги или реинвестировать в дополнительные акции,

  4. выкуп акции компании, т.е. на сумму дивидендного фонда фирма выкупает на рынке свободно обращающиеся акции.



  1. ^ Особенности вексельныхрасчетов

Расчёты с помощью векселей все больше применяются в России. Вексель - это ценная бумага, является средством платежа за ТМЦ, услуги, используется для привлечения временно свободных средств.

Расчёт векселем осуществляется по договору о поставках, сопровождается актом передачей векселя (в 2-х экз.) и передаточной надписью на обороте векселя. Вексель выдается поставщику вместо денег на срок, указанный в нём. По истечении этого срока поставщик возвращает вексель покупателю, а тот обязан оплатить по векселю уже деньгами и с процентами. Происходит погашение векселя. (Продолжение в теме 12 «Учёт ценных бумаг»).

Вексель – это ценная бумага, которая представляет собой обязательство оплатить определенную сумму средств определенному лицу в определенный срок.

Различают простой (соло-вексель) и переводной (тратта) вексель.

Векселедатель – покупатель выписывает вексель за предоставленный товар, оказанные услуги, выполненные работы.
Векселедержатель – продавец, который предъявляет вексель к оплате при наступлении срока погашения (кредитует).

Обычно векселем оформляется коммерческий кредит.
  1   2   3



Скачать файл (277.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru