Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Коррекция родительско-детских отношений - файл 1.doc


Коррекция родительско-детских отношений
скачать (299.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc300kb.23.11.2011 01:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Особенности родительско-детских отношений

в подростковом возрасте

1.1 Характеристика семейных взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.2 Стили родительских отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

1.3 Становление личности ребенка в семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Глава 2. Исследование родительско-детских отношений

2.1 Порядок организации исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

2.2 Исследование межличностных отношений в семье

глазами ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

2.3 Изучение родительского отношения к детям. . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

2.4 Изучение поведения родителей и отношения подростков к ним. . .25

2.5 Сравнительный анализ полученных данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

2.6 Программа по коррекции родительско-детских отношений . . . . . .32

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

Введение

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, в которых воспитание и детско-родительские отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.

А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Целью является исследование взаимоотношений между родителями и детьми.

Объект исследования: дети и их родители.

Предмет исследования: особенности родительско-детских взаимоотношений.

В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что стили и особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения с родителями.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей.

2. Исследовать отношения между детьми и родителями в семье.

3. Выявить взаимосвязь между родительским отношением и отношением ребенка к родителям.

4. Разработать практические рекомендации для родителей.

Исследование проводилось на выборке из 10 семей, имеющих детей в возрасте 13 лет. Дети являются учащимися средней общеобразовательной школы № 7 города Кимовска.

В процессе исследования использовались следующие методики:

1. Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» ( метод Бернса).

2. Тест «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.


^ Глава 1. Особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте

1.1 Характеристика семейных взаимоотношений

Семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это своеобразная экономическая ниша, которая характеризуется сложной системой взаимосвязанных процессов. Нарушение одного процесса ведет за собой к дисфункции других сфер в системе целом.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

В современной педагогической психологии широко известно имя C.В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль.

Как вы уже знаете, все их многообразие психологи делят на три основных демократический, авторитарный и попустительский.

При первом из них – демократическом ­взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения.

При втором - авторитарном­, общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его "под настроение", а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой "дистанции".

При последнем же стиле­ попустительском - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип "делай, что хочешь".

С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них (особенно в юношестве) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений, неизбежно включенный в них (и в них и происходящий), воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции.

Следует отметить, что стиль взаимоотношений весьма существенно определяет эмоциональный их тон. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении - в первом случае и строгости и наказании - во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семейного контроля и дисциплины, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативность, на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту.

Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями. Происходит это, главным образом потому, что именно в общении с взрослыми юность более всего и усваивает (точнее, закрепляет) все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми. Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторой линейки, на одном полюсе которой безоговорочно царила бы авторитарность, на другом - демократия, а в центре находился бы некоторый нейтральный стиль взаимоотношений.

Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, - та, которую можно как смысловую направленность взаимоотношений.

Направленность эта может быть трех типов.

Первая - на деятельность (преимущественно трудовую).

Вторая - на взаимоотношения с другими людьми.

Третья - на себя и самоудовлетворение.

Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях - чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих во внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих) - родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа "мой дом - моя крепость", а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.


^ 1.2 Стили родительских отношений

Существуют такие стили родительских отношений, как, например, излишнее любопытство, снисходительное отношение к ребенку, чрезмерное его оберегание. Последняя позиция складывается из ряда более частных, например обращение с ребенком в таком тоне, словно он совсем маленький, то есть ему меньше лет, нежели есть на самом деле. К этой же позиции можно отнести ограничение свободы ребенка, чрезмерное беспокойство о его здоровье, излишнее любопытство и т.п. Некоторые частные позиции могут входить в состав двух сложных различных позиций. Так, например, чрезмерная требовательность к ребенку или его социальная изоляция могут выглядеть как его оберегание. Эти родительские отношения являются выражением слишком большой эмоциональной концентрации внимания родителей на ребенке, которая дает чаще всего отрицательные результаты. Постоянное критиканство в адрес ребенка, суровое обращение с ним также могут быть характерны для позиций чрезмерной требовательности. Общей чертой отношения родителей к детям в каждом из этих случаев является тенденция к полной власти над ребенком.

В качестве основных типов можно выбрать: 1) чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и слишком большую концентрацию внимания на ребенке. А между ними, в центре, эмоционально уравновешенное отношение к ребенку; 2) доминирование и уступчивость по отношению к детям, в середине - позиция внутренней независимости матери и отца, позволяющей свободно руководить ребенком.

Для уступчивости характерны такие черты поведения родителей, как мягкость, неумение или неспособность руководить детьми. Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы, а их распоряжения и приказания дети редко выполняют.

В противоположность этой позиции доминирование, господство характеризуется непреклонностью родителей, тенденцией к ограничениям и суровости. Дисциплина и режим диктуются, к ним ребенок приучается под угрозой наказания, которое может быть суровым и даже жестоким, внешне возможно мягким, но фактически обидным и неприятным для ребенка, но в любом случае болезненно им воспринимаемым.

При чрезмерной эмоциональной дистанции стремление родителей к контактам с ребенком не отличается достаточной интенсивностью. Слово "дистанция" употреблено для определения психической отдаленности родителей от ребенка. Родители с "дистанцией" обращены не к ребенку, а против или вне его. Их контакты в основном поверхностны, родители или равнодушны, или сдержаны в проявлении своих чувств, или открыто выражают неприязнь к своему ребенку. Контакт с ним для родителей, скорее всего, неприятен, во всяком случае, не доставляет радости и удовлетворения.

Чрезмерную концентрацию внимания родителей на ребенке характеризует их стремление постоянно быть около своего дитя, существовать исключительно для него, делать все возможное, чтобы весь дом "вертелся" вокруг ребенка. В таких случаях у отца и матери появляется потребность посвятить свою жизнь ребенку. Они требуют от него полного и частого общения, лишающего ребенка необходимой свободы. Причем родители откладывают все свои дела, как только ребенок появляется в поле их зрения.

Постоянное навязывание контактов очень часто мешает развитию активности ребенка. Родители, чрезмерно сконцентрированы на своем ребенке, склонны навязывать ему многочисленные предложения, поэтому ребенок находится под постоянным "обстрелом" их помыслов и действий. Одновременно родители бдительно следят за его поведением.

Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью.

Что способствует формированию контакта с ребенком? Прежде всего, это подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах. При чрезмерной дистанции возникает агрессивность, заключающаяся в том, чтобы "найти на него управу", не вникая в потребности ребенка или мотивы его поведения.

При чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям появляется упорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать социальные контакты.

Уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью зависит от требований и потребностей их дитяти. Такие родители почти перестают жить собственной жизнью. Уступчивые родители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевную отдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируют его эмоциональные потребности.

Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.

При чрезмерной эмоциональной дистанции и доминировании родителей мы имеем дело с отвергающей позицией. Ребенок воспринимается родителями как "тяжкий груз". Они не любят ребенка и не желают иметь его, испытывают чувство разочарования и крушения их планов. Заботу о нем они считают неприятным делом.

Позиция, отвергающая ребенка, характерна также при проявлении и таких негативных чувств, как порицание, постоянная критика ребенка, диктаторское, не допускающее возражений обращение с ним, нежелание вникать в мотивы его поведения или потребностей, руководство путем приказов, многочисленные требования и суровые наказания. При этом у некоторых родителей отсутствует признание каких-либо положительных качеств ребенка. Они не допускают даже некоторой доли снисходительности или терпимости в отношении его недостатков.

Противоположным является отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке личность, достойную похвалы и одобрения. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость.

Уклонения возникает при чрезмерной эмоциональной дистанции родителей по отношению к своему ребенку или при их уступчивости и пассивности. Этот вид отношения к детям характеризует людей с убогими чувствами, эмоционально равнодушных. Общение с ребенком не доставляет им удовольствия, не знают, что им делать. Контакты таких родителей носят случайный и редкий характер, хотя внешне создается впечатление о хороших отношениях, так как ребенку предоставляется чрезмерная свобода, а в семье царит показной либерализм. При этом характерны: пассивность в установлении контакта с ребенком, уклонение от попыток ребенка общаться с родителями, игнорирование материальных потребностей ребенка. Крайняя степень позиции этого типа - бегство от ребенка.

При чрезмерно требовательной, принуждающей позиции родители обычно приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу, не считаясь с его развитием, индивидуальными особенностям и возможностям. Они требуют от него высоких достижений. Такие родители стремятся ускорить естественный процесс развития ребенка, не признают права ребенка на самостоятельность, ограничение свободы. Родители ориентируются на его чрезмерные успехи в будущем, поэтому навязывают ему многочисленные предложения.

Противоположностью вышеупомянутой позиции является позиция признания прав ребенка. Родители относятся к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок в такой семье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Иной тип сложной родительской позиции характеризуется тем, что родители чрезмерно сконцентрированы на ребенке, но обладают уступчивостью. В этом случае возникает чрезмерное оберегание. Отношение родителей к ребенку в основном бывает некритичным. Зачастую они считают свое дитя образцом совершенства. Родители обращаются с ребенком как с младенцем; преувеличенная опека и излишняя снисходительность; разрешение за него трудностей, препятствий к его самостоятельности; излишнее любопытство к жизни ребенка; социальная изоляция ребенка; чрезмерная забота о его здоровье; поощрение одностороннего развития способностей. При указанной родительской позиции мать постоянно уступает ребенку, терпит его капризы и неправильные поступки, удовлетворяет каждую прихоть, однако не предоставляется свобода ребенку.

Следует еще обратить внимание на возможность непоследовательного поведения родителей. При неправильных воспитательных позициях поведение отца и матери характеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так, например, мать, мало интересующаяся ребенком, не проявляющая заботы о нем, время от времени вдруг принимается "делать из него человека", кричит, требует дисциплинированности, запугивает, грозит выгнать из дому. Поведение такой матери свидетельствует скорее о ее уклоняющейся позиции, которая периодически приближается к отвергающей.

Можно встретить родителей, которые чрезмерно оберегают ребенка, и слишком много от него требуют. Эти родители всегда сконцентрированы на ребенке, с той лишь разницей, что в одних случаях они уступают ему или оберегают его, а в других - сурово и непреклонно ставят требования, и навязывают свои суждения.

Встречаются родители с тенденцией к доминированию над ребенком, которые стараются, чтобы ребенок был образцовым во всех отношениях. Но время от времени они как бы теряют терпение и начинают применять суровые наказания, бросают упреки и угрозы. В этом случае наблюдается переход от чрезмерно требовательной позиции к отвергающей.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.
^ 1.3 Становление личности ребенка в семье

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе "рождение" личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что бы его считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к "внешней зрелости", которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.

Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.

Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

У детей много потребностей. Основные из них:

1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.

2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.

3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это - взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.
Глава 2. Исследование родительско-детских отношений

^ 2.1 Порядок организации исследования

В исследовании принимали участие 10 семей, имеющих детей в возрасте 13 лет, из них 6 девочек (60%) и 4 мальчика (40%). Дети являются учащимися средней общеобразовательной школы города Кимовска.

Целью работы является исследование взаимоотношений между родителями и детьми.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей.

2. Исследовать отношения между детьми и родителями в семье.

3. Выявить взаимосвязь между родительским отношением и отношением ребенка к родителям.

4. Разработать практические рекомендации для родителей.

В процессе исследования использовались следующие методики:

1. Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» ( метод Бернса). Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

2. Тест «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин). Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
^ 2.2 Исследование межличностных отношений в семье

глазами ребенка

Для исследования межличностных отношений в семье глазами ребенка использовался рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (метод Бернса).

В результате исследования были получены результаты, которые отражены на гистограмме (рисунок 1).



Условные обозначения:

ВУ – высокий уровень родительско-детских отношений;

СУ – средний уровень родительско-детских отношений;

НУ – низкий уровень родительско-детских отношений.

Анализ рисуночного теста показал, что к высокому уровню родительско-детских отношений можно отнести только 3 семьи (30%) из 10 обследуемых.

В качестве примера разберём несколько рисунков. Наташа С.(13 лет) помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Алина К.(13 лет) изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно (Приложение 1).

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 5 семей (50 %). В качестве примера рисунок Артёма С.(13 лет): ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье (Приложение 2).

2 семьи (20%) можно отнести к низкому уровню родительско-детских отношений. В качестве примера рисунок Игоря Р.(13 лет): мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

После того, как дети нарисовали семью, им были предложены ряд вопросов, ответы на которые позволили выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений. Основные причины тревожности следующие:

-физическое наказание;

-отсутствие общения с родителями;

-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

-общение с ребёнком на повышенных тонах.

По результатам этого теста можно судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 2 детей, неудовлетворенных своим положением в семье, 5 детей, часто испытывающих дискомфорт, хотя и удовлетворенных своим положением.

^ 2.3 Изучение родительского отношения к детям

Здесь использовался тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В Столин).

Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению ребенку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению ребенку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Результаты данного теста отражены на рисунке 2.


Условные обозначения:

К – кооперация;

АГ – авторитарная гиперсоциализация;

С; МН – симбиоз, маленький неудачник.

Как видно из гистограммы, 40% (4 семьи) оценили свое отношение к детям, как кооперация, т.е они используют оптимальный уровень отношения к детям; 20% исследуемых (2 семьи) – как авторитарная гиперсоциализация; и 40% (4 семьи) оценили уровень своего отношения как нейтральный (симбиоз, маленький неудачник).

По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к возрастанию тревожности у детей.
^ 2.4 Изучение поведения родителей и отношения подростков к ним

Для данного исследования использовался опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.

Мы перед началом эксперимента подростки вводятся в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего им предъявляется следующая инструкция: «Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру «0».

Затем подросткам были выданы регистрационные бланки для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору, и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростками уже в применении к отцу.

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем, по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ – позитивный интерес, DIR – директивность, HOS – враждебность, AUT – автономность и NED - непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.

Результаты оценки матери сыном представлены на рисунке 3.


Условные обозначения:

POZ – позитивный интерес;

DIR – директивность;

HOS – враждебность;

AUT – автономность;

NED – непоследовательность.

Результаты оценки матери дочерью представлены на рисунке 4.



Результаты оценки отца подростками представлены в таблице 1.

^ Таблица 1. Оценка отца подростками

№ п/п

шкалы

оценка сыном

оценка дочерью

1.

позитивный интерес

13,46%

15,91%

2.

директивность

15,38%

22,72%

3.

враждебность

13,46%

15,91%

4.

автономность

29,93%

25%

5.

непоследовательность

30,77%

20,46%


Результаты проведенного исследования показали, что позитивный интерес к матерям в наибольшей степени испытывают дочери, т.е. положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.

Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор, или каких либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности – с другой. Сыновья же считают у матерей хорошо развита директивность, т.е. директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает, и будет делать ребенок.

И дочери и сыновья считают, что у матерей слаба, выражена непоследовательность, т.е. под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строго - к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия к эмоциональному ее отвержению.

Шкала враждебность выражена умеренно, как по мнению дочери, так и по мнению сына. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Различным является и отношение ребенка к отцу. Дочери считают, что отец обладает, прежде всего, директивностью, т.е. представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали. А сыновья считают, что отец обладает позитивным интересом, но не в достаточной степени, т.е. позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано, прежде всего, на доверии.

И дочери и сыновья считают, что у отцов хорошо выражена автономность.

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать». Девочки-подростки описывают автономность отцов, как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

В результате предшествующей диагностики можно предположить, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.
^ 2.5 Сравнительный анализ полученных данных

Результаты проведенного исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особый интерес, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности, раздражительности, гнева и т.д.

Причинами, повлекшими за собой возрастание такого поведения у детей, является то, что:

- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

- в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Чтобы поднять уровень родительско-детских отношений цель необходима коррекционная программа для формирования психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, гнева у детей подросткового возраста в системе детско-родительских отношений.

Таким образом, данные сравнительно-сопоставительного анализа свидетельствуют о том, что использование организации коррекционной работы способствует улучшению детско-родительских отношений, установление взаимопонимания между детьми и родителями.

Коррекция должна быть ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих уменьшению негативных переживаний, снижению эмоционального напряжения как у детей так и у их родителей.

^ 2.6 Программа по коррекции родительско-детских отношений

Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, гнева у детей подросткового возраста в системе детско-родительских отношений.

Цель коррекционной программы:

  • создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, гнева у детей через коррекцию детско-родительских отношений;

  • апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

1.Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях детей подросткового возраста.

2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

  1. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

  • пропедевтический;

  • вводный;

  • развивающий;

  • контрольно-оценочный.

Программа коррекционной работы представлена в таблице 2.

^ Таблица 2. Программа коррекции

родительско-детских отношений



Этапы

Формы и содержание работы

Родители

Дети

1. Пропедевтический этап.

Цель:

-снятие тревожности и напряженности между родителями и детьми;

-повышение уверенности в собственных силах;

-устранение отрицательных эмоций. (одно занятие)

Совместные детско-родительские занятия

1. Знакомство с родителями и детьми за круглым столом:

Все участники садятся за стол и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нем другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.)

2. Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию. («Комплименты», «Интервью»)

2. Вводный этап.

Цель:

-повысить психолого-педагогическую грамотность родителей;

-развить умения на общение детей с родителями.

(три занятия)

1. Изучение психолого-педагогической литературы: Как по настоящему любить своего подростка (Кэмпбелл Р.).

2. Просмотр видеофильма: «Подросток, каков ты?»

3. Родительское собрание на тему: «Мы и наши родители».

1. Проведение этических бесед на темы: «Семейные праздники», «Как быть вежливым».

2. Рисунки детей, отражающие семью и каждого родителя в отдельности.

3. Составление рассказов об идеальной семье.

3. Развивающий этап.

Цель: сформировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению тревожности, гнева у детей через совместную деятельность с родителями.

(4 занятия)

1. Дискуссии:

«Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?», «Как наши страхи становятся страхами наших детей».

2. Создание и разрешение педагогических ситуаций.

3. Составление характеристик на своего ребенка.

1. Упражнение «Расскажи свои страхи»

2. Рисование на тему «Я боюсь…»




Совместные детско-родительские занятия. Психологические игры: «Слепой и проводник», «В самолете».

4. Контрольно-оценочный этап.

Цель: Анализ взаимоотношений, эмоционального контакта между детьми и их родителями.

(2 занятия)








В применении любой техники имеет значение временной аспект, процедура применения, мастерство и квалификация психолога, который использует данный материал.

По длительности проведения различают: кратковременную семейную психокоррекцию; долговременную семейную психокоррекцию.

При составлении коррекционной программы работы с семьей важно учитывать ряд параметров:

1. Временной: определить общую протяженность во времени всего коррекционного процесса, регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.

2. Пространственный: определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в консультации и т.д.

3. Стилевой: определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).

4. Содержательный: определить, с решения каких проблем (частных или важнейших) будет начинаться коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей: одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно и т.д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные этапы, разработать подробный план действий (оставляя возможность для маневра, действий "по обстановке").

Способ организации и проведения коррекционной работы с семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптимальной является ситуация, когда выбор того или иного способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений и личностных особенностей психолога.

Многие психологи используют в своем арсенале различные коррекционные техники для работы с семьей. Любая техника представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Молоток может быть использован в качестве оружия и для строительства дома, пианино - может издавать множество раздражающих звуков или, наоборот, изумительную музыку. Ценность любого инструмента определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя.
Заключение

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Известно немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма.

Существуют следующие типы воспитания: воспитание по типу любви и принятия, воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости, отстраненное воспитание, воспитание по типу снисходительного отстранения, отвержение, презрение, преследование, отказ.

На характер взаимоотношений детей и взрослых влияют следующие факторы:

- супружеские отношения;

- позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;

- возраст самих детей;

- личностные качества детей.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, желание быть признанным и оцененным другими, показная независимость, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и т.д.

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя, единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Подросток видит, что родители относятся к нему с отчуждением, возникает эмоциональная дистанция. Ребенок тогда уходит в свой внутренний мир, становится замкнутым, грубым, необщительным. Проведя исследование и проанализировав результаты, мы пришли к следующему выводу: ухудшение взаимоотношений родителей к детям ведет к ухудшению отношений детей к родителям. Значит гипотеза, которая была нами выдвинута в начале исследования, что стили воспитания в семье влияют на взаимоотношения подростков с родителями, полностью доказана как теоретически, так и эмпирически.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.


Список литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология . СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

3. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. – 1997.- № 1. – с.174 – 182.

4. Волкова Е. М. Трудные дети и трудные родители. – М.: Профиздат, 1992.

5. Грецов А. Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

6. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – с 17 – 32.

7.Дружини В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

8.Дружинин В. Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996. – 160 с.

9. Елизаров А. Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае дивиантного поведения подростка. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. – С. 88 – 89.

10. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.

11. Ковалев С. В. Психология современной семьи . – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

12. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: 1983.

14. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина., 1987. – 304 с.

15. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.

16. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 376 с.

17. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: «Речь», 2005. -624 с.

18. Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: 1988. – 206 с.

19. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: «Академия», 2001. – 265 с.


Скачать файл (299.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru