Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по управлению качеством - файл Практическое занятие 2.doc


Загрузка...
Лекции по управлению качеством
скачать (816.9 kb.)

Доступные файлы (9):

9000-2001.doc347kb.14.11.2003 05:52скачать
9001-2001.doc251kb.30.08.2002 06:40скачать
9004-2001.doc468kb.30.08.2002 07:14скачать
gost_RB_ 15_002_2003.doc376kb.10.12.2000 13:06скачать
Вопросы к зачету по дисциплине.doc36kb.25.09.2008 03:29скачать
Конспект лекций УК.doc1273kb.03.06.2008 04:56скачать
Контрольная работа.doc35kb.24.09.2008 11:27скачать
Практическое занятие 1.doc75kb.10.12.2000 12:41скачать
Практическое занятие 2.doc202kb.11.09.2008 05:50скачать

Практическое занятие 2.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственная полярная академия
Кафедра « Менеджмента организации»

Е.П.Силла

Управление качеством

Руководство к практическим занятиям

для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.9.2008г.

Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.9.2008г.

Санкт-Петербург

2008 г.
Введение
Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).

^ Целью курса

Курс «Управление качеством» имеет цели:

  • обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;

  • ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;

  • дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;

  • приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;

  • эффективного управления качеством продукции и услуг.

Обучение приемам и методам работы по качеству не является какой-то изолированной дисциплиной, предназначенной исключительно для специалистов в области качества и стандартизации. Данная проблема носит междисциплинарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;

  • организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;

  • современные методы социально-экономической диагностики.

Уметь

  • разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;

  • разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;

  • использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.

Иметь навыки:

  • внедрения принципов обеспечения и управления качеством;

  • работы по обеспечению качества продукции и услуг;

  • методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;

  • применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;

  • создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

^ Воспитательная задача дисциплины.

В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.
^ Элементы, отражающие специфику вуза

При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.

^ Формы проведения занятий

Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.

^ Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.
^ Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента
Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.

Текущий контроль осуществляется посредством:

  • учета посещаемости студентами лекций и семинаров;

  • активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;

  • выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.

Итоговая форма контроля - зачет.

Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.

Результирующая оценка выставляется в баллах по следующим видам учебной деятельности студентов:

  • Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов

  • Участие в работе семинара – 10 баллов

  • Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов

  • Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.

Для студентов, не набравших необходимое количество баллов, предусмотрены дополнительные задания.

Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».

^

2. Задания на лабораторные работы и Методические указания по их выполнению

2.1. Лабораторная работа №1


Тема № 2: «Сущность качества и управления им. (2 часа)

Цель: Приобрести практические навыки в разработке системы менеджмента качества предприятия.
Отрабатываемые вопросы:
1. Выбор фирмы, для которой создаётся СМК.

2. Формулирование цели функционирования фирмы.

3.Формулирование перечня задач, которые должны быть выполнены в процессе создания СМК.

4. Разработка структуры управления фирмой и её структурными подразделениями.

5. Определение необходимых ресурсов, для выполнения задачи.

6.Разработка перечня документов СМК.
Организационно – методические указания

  1. Выберите вариант фирмы из приведенной ниже таблицы:




^ Номер варианта

Тема проекта

Примечание



Информационное (рекламное) агентство






Туристическая фирма






Торговое предприятие






Агентство недвижимости






Автосервисное предприятие






Швейная мастерская






Инициативная тема

Согласовывается с преподавателем


Выбор темы проекта должен быть ориентирован на Вашу специальность или специфику Вашей работы. Не допустимо использования примера из данного методического пособия.

^ Дается общая характеристика предприятия, правовая форма, виды деятельности, состояния целевого рынка. Представляются организационная структура предприятия, сведения о масштабах деятельности предприятия, его основных экономических результатах и управленческих параметрах. Определяются географические границы и структура целевого рынка, описывается механизм его функционирования и взаимосвязь с другими рынками товаров и услуг. Выделяются наиболее значимые сегменты. В качестве источников информации используются: теоретическая литература, конъюнктурные обзоры, статьи, справочные издания, в т.ч. в Интернет.

2.Формулирование цели проекта
В основе формулирования проекта лежат три элемента:

  1. Цель проекта - чего достигнет проект в своей конечной точке

  2. Задачи проекта - весь спектр работ по проекту.

  3. Стратегия - каким путем руководители проекта приведут его к цели.

Цель проекта - его результат, на достижение которого направлены усилия исполнителей. Для того, чтобы поставить цель проекта, руководитель, как это ни парадоксально, должен начать с конца - определить тот конечный результат, который должен быть получен

Цели каждой части проекта должны быть подчинена общей цели проекта. Иными словами, каждый проект может быть разделен на ряд подпроектов, цели которых составляют иерархию целей.

Цель проекта. Конечный результат, выход, продукция, определяемая в терминах затрат, качества и времени реализации.
3.На основе декомпозиции цели определите объем проекта
Объем проекта - это все работы по проекту, которые должны быть выполнены. Объем проекта включает задачи, которые должны быть выполнены в процессе реализации проекта.

Задачи оформляются в спецификацию проекта, в которой в письменном и графическом виде приводится информация, используемая для определения результатов и сопутствующих условий.
4.Определите длительность каждой работы.
Для каждого вида перечисленных работ необходимо указать предполагаемую продолжительность.

На этапе подготовки к созданию проекта используйте текстовый редактор Word. Описание видов работ и их предполагаемой длительности может выглядеть следующим образом. Рассмотрим пример создания проекта, цель которого - выпуск рекламного буклета для выставки.


5.Определение необходимых ресурсов
Далее следует определить, какие ресурсы и в каком количестве будут использоваться при выполнении различных работ, а также их стоимость.

Перечень ресурсов будет выглядеть примерно так.
6.Разработка перечня документов СМК.
Перечень руководящих документов СМК должен включать:

  1. Международные стандарты серии ИСО 9000.

  2. Отраслевые стандарты по роду деятельности предприятия.

  3. Стандарты предприятия (СТП).


Литература
Базовый учебник

Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством:Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 212 с.


  1. Ю.И. Ребрин Управление качеством Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

  2. . Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. Уч. пос. М.:Дело и сервис, 2002.

  3. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2000, 912 с.

  4. Отраслевая система управления качеством продукции. Состав, содержание и организация работ по совершенствованию. М.: Изд-во стандартов, 1985.

  5. Шадрин А. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация// Стандарты и качество. 2002. № 6. С. 68-73.

Концепция системы стандартизации Российской Федерации. М.: Изд-во стандартов

^

2.1. Лабораторная работа №2


Тема № 2: «Сертификация СМК предприятия (6 часов)»

Цель: Приобрести практические навыки в разработке «Руководства по качеству предприятия».

Отрабатываемые вопросы:


  1. Подготовка и внедрение руководства по качеству.

  2. Подбор документов необходимых для разработки руководства по качеству.

  3. Разработки руководства по качеству.


Организационно – методические указания


  1. Подготовка и внедрение руководства по качеству


Руководство по качеству представляет из себя итоговый документ, содержащий указание на область применения системы менеджмента качества, содержит все документированные процедуры, описывает взаимодействие между процессами.

Рассмотрим пошаговую модель, состоящую из шести основных этапов. Разумеется, что для написания руководства вам придется предпринять намного больше шагов, однако, ваша задача упрощается ввиду того, что вы получаете шаблон Руководства.

1. Выберите общую структуру и формат для каждого раздела руководства по качеству

2. Выделите отдельный раздел руководства для каждого требуемого элемента и начинайте каждый раздел на новой странице. Все страницы должны быть пронумерованы

3. Постарайтесь ограничить руководство до 70 страниц. Избегайте деталей и ненужных подробностей.

4. Для того, чтобы сократить объем руководства – не включайте в него сами документы – просто делайте ссылки на них.

5. Присвойте руководству номер.

6. Утвердите руководство и обеспечьте его распространение среди сотрудников компании.
2.Подбор документов необходимых для разработки руководства по качеству.
Писать руководство можно самостоятельно, а можно пригласить консультанта - об эффективности вовлечения консультантов в процесс работы при построении системы мы уже говорили.

Можно назначить представителей отделов организации для написания отдельных частей руководства, а руководителю компании или иному ответственному лицу возглавить процесс контроля над созданием.

Целью при создании руководства по качеству не должно быть написание красивого цветного документа, который произведет яркое впечатление на сотрудников вашей компании и внешних аудиторов. Истинная ценность руководства и причина, по которой его значимость определяется стандартом ISO 9001, состоит в том, что оно является эффективным средством, которым могут пользоваться все сотрудники в вопросах, касающихся управления системой качества.
3.Разработки руководства по качеству.
СОДЕРЖАНИЕ




1 Введение

2 Область применения

3 Нормативные ссылки

4 Ответственность руководства

4.1 Общие положения

4.2 Ожидания и требования потребителей

4.3 Политика в области качества

4.4 Планирование качества

4.5 Система управления качеством

4.6 Анализ управления

5 Управление ресурсами

5.1 Общие положения

5.2 Персонал

5.3 Инфраструктура

5.4 Рабочая среда

6 Изготовление продукции

6.1 Планирование процессов

6.2 Процессы, связанные с потребителем

6.3. Разработка новой продукции

6.4 Закупки

6.5 Производственные операции

6.6 Управление средствами измерения и контроля

7 Измерение, анализ и улучшение

7.1 Планирование

7.2 Измерение и контроль

7.3 Управление несоответствием

7.4 Анализ данных для улучшения

7.5 Процессы улучшения

Информационные данные

Приложение А. Политика в области качества

Приложение Б. Организационная структура

Приложение В. Блок-схема процессов системы менеджмента качества




Приложение Г. Перечень документации системы менеджмента качества


1 ВВЕДЕНИЕ

Название компании, описание области деятельности.

2 Область применения

Данное руководство по качеству содержит описание системы менеджмента качества __(название компании)__ , ее структуры и процедур с целью демонстрации возможностей предоставлять соответствующую продукцию, достижения удовлетворенности потребителей выполнением их требований посредством применения системы, ее непрерывного улучшения и предотвращения несоответствий.

Система управления качеством разработана применительно __(указать товарные группы, виды оказываемых услуг)___ в соответствии с требованиями ISO 9001:2000.

Руководство по качеству применяется:

 для внутреннего использования в компании при решении задач управления качеством;

 в качестве справочника по системе менеджмента качества (далее - система качества);

 при сертификации системы качества.

Требования и положения, установленные настоящим Руководством по качеству и другими согласующимися с ним документами системы качества, направлены на обеспечение соответствия деятельности предприятия требованиям потребителей, политике предприятия в области качества, договорным обязательствам, а также предупреждение любого несоответствия.

Руководство по качеству распространяется на подразделения компании, входящие в систему качества согласно Приложению Б и хранится у руководителей структурных подразделений.

Процедуры разработки, изменения и распространения руководства по качеству изложены в Документированной процедуре «Управление документацией».

3 НормативнЫЕ ссылкИ

Наименование

ISO 9000:2000. Системы управления качеством – Основные положения и словарь

ISO 9001:2000. Системы управления качеством - Требования

4 Ответственность руководства

4.1 Общие положения

Высшее руководство обеспечивает подтверждение своих обязательств по разработке и улучшению системы управления качеством через:

а) доведение до организации требований потребителей, а также законодательных и юридических требований и норм;

б) установление политики (миссии) в области качества и целей по качеству;

в) проведение анализов управления;

г) гарантии выделения требуемых ресурсов.

^ 4.2 ОЖИДАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Высшее руководство определяет ожидания и требования потребителей и устанавливает их в форме определенных требований для предприятия с целью достижения доверия потребителей к предоставляемой продукции.

С этой целью предприятие определяет:

- своих клиентов, включая потенциальных клиентов,

- ключевые характеристики продукта для клиентов и конечных пользователей,

- конкуренцию на рынке,

- возможности, недостатки и будущие конкурентоспособные преимущества продукта.

Высшее руководство обеспечивает знание и применение в практической деятельности предприятия нормативных и законодательных требований, относящихся к собственным продуктам, процессам и видам деятельности.

ССЫЛКА: ПСМК-00-__ «Мониторинг удовлетворенности»

4.3 ПОЛИТИКА в области качества (Приложение А)

Высшее руководство обеспечивает соответствие Политики (Миссии) целям предприятия, сообщение, понимание и внедрение ее по всему предприятию.

Политика (миссия) регулярно анализируется с точки зрения актуальности и результативности.

Политика в области качества управляется.

ССЫЛКА: «Управление документацией»

^ 4.4 ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

4.4.1 Цели в области качества

Цели в области качества устанавливаются для каждого уровня и функции предприятия в процессе планирования. Они соответствуют Политике (миссии) в области качества и измеримы.

Устанавливая эти цели, руководство рассматривает существующие и будущие потребности предприятия и рынка с учетом выходных данных анализа управления, продукта, реализации процессов и оценки удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Персонал переводит цели по качеству в индивидуальные планы.

Цели периодически оцениваются на актуальность и достижение.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Анализ данных и планирование»

4.4.2 Планирование качества

Высшее руководство определяет и планирует ресурсы, необходимые для реализации Политики (миссии), целей по качеству, требований потребителей и других заинтересованных сторон.

Планирование качества включает:

а) процессы системы управления качеством;

б) необходимые ресурсы;

в) непрерывное улучшение системы управления качеством.

Результаты планирования качества оцениваются. При необходимости планы по качеству пересматриваются.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Анализ данных и планирование»

4.5 система управления качеством

4.5.1 Общие положения

Предприятие внедряет и обеспечивает эффективное функционирование системы управления качеством для удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон. Система управления качеством соответствует размеру организации, структуре и выпускаемой продукции.

4.5.2 Ответственность и полномочия

Высшее руководство определяет и распределяет ответственность и полномочия всего персонала в соответствии со структурой управления для того, чтобы помочь ему в достижении целей по качеству. Определение ответственности и полномочий определено положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями персоналу (Приложение Б) и обеспечивает вовлечение всех уровней персонала в деятельность по эффективному внедрению и поддержанию системы управления качеством.

ССЫЛКИ:

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

ПСМК-00 «Обучение персонала»

4.5.3 Представитель руководства

Представителем руководства на предприятии назначен ___ФИО____, которому высшим руководством даны полномочия, чтобы управлять, проверять, оценивать и координировать процессы с целью обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством.

Представитель предоставляет высшему руководству отчеты и представляет интересы предприятия во взаимоотношениях с другими внешними сторонами по вопросам, имеющим отношение к системе управления качеством.

ССЫЛКА: Должностные инструкции, Рабочие инструкции

ПСМК-00 «Анализ данных и планирование»

4.5.4 Внутренние коммуникации

Предприятие определяет и осуществляет процессы коммуникации между своими различными уровнями и функциями относительно требований к качеству, целей по качеству и процессов совершенствования. Обеспечение этой информации является ресурсом для улучшения деятельности и участия персонала в достижении целей по качеству.

Инструментальные средства коммуникации включают:

а) проведение совещаний и других собраний,

б) визуальные контакты,

в) доски объявлений,

г) телефонная и электронная связь,

д) служебные записки.

ССЫЛКИ:

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

4.5.5 Документация и записи

Процедура управления документацией предусматривает:

а) утверждение документов для адекватности до применения;

б) оценку, корректировку при необходимости и утверждение документов;

в) определение текущего статуса исправленного издания документов;

г) доступность действующих версий применяемых документов в точках использования;

д) идентификацию, разборчивость и сохранность документов;

е) идентификацию, распределение и управление документами внешнего происхождения;

ж) предохранение неумышленного использования устаревших документов и их идентификацию, если они хранятся для другой цели.

Эта документация включает:

- руководство по качеству и политику в области качества,

- документированные процедуры (стандарты предприятия, рабочие инструкции, паспорта процессов).

Процедура управления записями, необходимыми для системы управления качеством, предусматривает их поддержание (идентификацию, хранение, поиск, защиту, временную принадлежность и расположение), чтобы обеспечить подтверждение соответствия продукции и процессов установленным требованиям и эффективного функционирования системы качества.

ССЫЛКИ: «Управление документацией»

«Управление записями»

4.6 АНАЛИЗ управления

Высшее руководство анализирует систему управления качеством в запланированных интервалах, чтобы гарантировать ее соответствие и эффективность. Анализ оценивает потребность в изменениях в системе управления качеством предприятия, включая Политику в области качества и цели по качеству.

Входные данные анализа управления включают:

а) результаты проверок;

б) информацию обратной связи с клиентами;

в) результаты производства и соответствия продукта;

г) статус предупреждающих и корректирующих действий;

д) действия по более ранним анализам управления;

е) изменения, которые могли бы повлиять на систему управления качеством.

Выходные данные анализа управления содержат действия, связанные с:

а) улучшением системы управления качеством и процессов;

б) улучшением продукта, направленным на удовлетворение требований клиента;

в) обеспечением необходимыми ресурсами.

Результаты анализов управления документируются.

ССЫЛКИ: ПСМК-00 «Анализ данных и планирование»

^ 5 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ

5.1 Общие ПОЛОЖЕНИЯ

Ресурсы, существенные для реализации и достижении стратегий предприятия и целей системы управления качеством, определены и доступны для:

а) осуществления и улучшения процессов системы управления качеством;

б) реализации удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Они включают персонал, поставщиков, информацию, инфраструктуру, рабочую среду и финансовые ресурсы.

5.2 ПЕРСОНАЛ

Для достижения целей и стимулирования новшеств, предприятие:

- устанавливает потребность в компетенции каждого вида деятельности,

- выбирает персонал на основе критериев компетентности,

- определяет обязанности и полномочия,

- устанавливает цели для личности и группы, управляя исполнением и оценивая результаты,

- оценивает вклад персонала и вознаграждает достижение,

- использует оценку удовлетворенности персонала для улучшения,

- исследует причины текучести кадров.

Процедура управления персоналом включает:

а) определение компетенции и потребности в персонале, выполняющем деятельность, влияющую на качество;

б) предоставление подготовки, удовлетворяющей этим потребностям;

в) оценку эффективности предоставленной подготовки;

г) осведомленность персонала о признании деятельности персонала и его вклада в достижение целей по качеству;

д) поддержание соответствующих записей об образовании, опыте, подготовке и квалификации.

ССЫЛКИ: ПСМК-00 «Обучение и аттестация персонала»

5.3 ИНФРАСТРУКТУРА

Предприятие определяет, обеспечивает и поддерживает инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия продукта.

5.4 Рабочая среда

Предприятие определяет и управляет рабочей средой, необходимой для достижения соответствия продукта через:

а) человеческие факторы, влияющие на рабочую среду:

- творческие рабочие методы и возможности для большего участия, чтобы реализовать потенциал всего персонала,

б) физические факторы, влияющие на рабочую среду:

- температура;

- гигиена;

- вибрация;

- шум;

- влажность;

- загрязнение;

- освещенность;

- чистота;

- вентиляция.

^ 6 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОДУКЦИИ

6.1 Планирование процессов ВыПУСКА

В планировании процессов изготовления продукта предприятие определяет:

а) цели качества для продукта, проекта или контракта;

б) необходимость установления процессов и документации, обеспечения ресурсами и средствами;

в) деятельность по приемочным испытаниям;

г) необходимость в записях, которые должны обеспечить подтверждение соответствия процессов и продукта.

Планы процесса определяются и записываются для того, чтобы обеспечить основу для формулировки требований, использоваться для выполнения приемочного испытания.

Предприятие определяет значимые или критические характеристики продуктов и процессов для того, чтобы разработать планы управления и проверки деятельности в пределах процесса.

Выполняемый процесс проверяется на соответствие входным требованиям и критериям для того, чтобы удовлетворить клиента и требований других заинтересованных сторон. Эта оценка определяет необходимость в корректирующих действиях, профилактических действиях или потенциальные улучшения эффективности процесса.

Предприятие проводит периодический анализ реализации процесса, чтобы гарантировать соответствие процесса установленным требованиям.

^ 6.2 ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ

6.2.1 Определение требований к продукту, направленные на потребителя

Предприятие определяет требования клиента, включая:

а) требования потребителей к доступности, поставке и поддержанию свойств продукции;

б) требования к продукту, не определяемые клиентом, но необходимые для предполагаемого или определенного использования;

в) обязательства, связанные с продуктом, включая нормативные и законодательные требования;

г) требования, .установленные самой организацией.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Мониторинг удовлетворенности»

6.2.2 Анализ требований потребителя

Предприятие рассматривает определенные требования клиента вместе с дополнительными требованиями, определяемыми предприятием.

Этот анализ проводится до принятия обязательства поставить продукт клиенту (например, до проведения тендера, заключения контракта или принятия заказа) и гарантирует, что:

а) требования к продукту определены;

б) требования клиента согласованы до их принятия;

в) контракт или требования заказа, отличающиеся от ранее выраженных (например, в предложении), решены;

г) предприятие способно удовлетворять определенные требования.

Результаты анализа и последующих контрольных действий документируются.

В случае изменения требований к продукту, предприятие гарантирует, что действующая документация исправлена и соответствующий персонал осведомлен об изменении требований.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Мониторинг удовлетворенности»

Договора

6.2.3 Коммуникации с потребителем

Для максимально эффективного удовлетворения нужд и требований предприятие устанавливает постоянные коммуникации с потребителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам, касающимся:

а) информации о продукте;

б) реализации контрактов или заказов, включая поправки;

в) жалоб и претензий клиентов.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Мониторинг удовлетворенности»

^ 6.3 РАЗРАБОТКА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ

6.4 ЗАКУПКИ

6.4.1 Управление закупками

Предприятие управляет процессами закупок, чтобы гарантировать соответствие приобретенного продукта установленным требованиям.

Процесс закупки включает:

- определение потребностей,

- цену и условия поставки приобретаемого продукта,

- порядок закупки,

- проверку закупаемых продуктов,

- выбор поставщиков,

- документацию по закупкам,

- управление несоответствиями приобретенных продуктов,

- управление поставками.

Предприятие оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукт в соответствии с требованиями предприятия на основе группы критериев. Результаты оценки и последующих действий документируются.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Закупка»

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

6.4.2 Информация по закупкам

Информация, описывающая закупаемую продукцию, включает:

а) требования для подтверждения соответствия

- продукта,

- процессов,

- оборудования,

- персонала;

б) требования системы управления качеством.

Предприятие устанавливает адекватность определенных требований, содержащихся в документах по закупке, до их выпуска.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Закупка»

Договора

6.4.3 Проверка приобретенного продукта

Предприятие определяет и осуществляет деятельность по проверке приобретенного продукта на соответствие установленным требованиям и действиям с несоответствующей продукцией. Степень контроля и испытаний приобретенных продуктов определяется видом продукта и практикой работы с поставщиком.

Результаты проверки документируются.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Закупка сырья»

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

^ 6.5 ПРОИЗВОДСТВО И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ

6.5.1 Управление производством и предоставлением услуг

Предприятие определяет требования к производственным процессам, для того, чтобы гарантировать соответствие требованиям и удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Процедура управления производственными операциями основывается на:

а) доступности информации, которая определяет характеристику продукта;

б) доступности рабочих инструкций на местах проведения работ;

в) эксплуатации пригодного оборудования для производственных процессов;

г) доступности и использовании оборудования для измерения и проверки;

д) реализации деятельности по проверке;

е) реализации определенных процессов для выпуска и поставки.

ССЫЛКА: Паспорта производственных процессов

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

6.5.2 Утверждение процессов производства и предоставления услуг

6.5.3 Идентификация и прослеживаемость

Предприятие идентифицирует продукцию и статус продукта по результатам контроля и испытаний.

Результаты идентификации документируются.

ССЫЛКА: Должностные инструкции, Рабочие инструкции

6.5.4 Собственность потребителя

Организация идентифицирует и сохраняет собственность потребителя. В случае утраты или порчи собственности потребителя об этом незамедлительно информируется потребитель и оставляются записи.

6.5.5 Сохранение продукции

Предприятие применяет процедуры обработки, идентификации, упаковки, хранения и поставки, чтобы предотвратить ухудшение или неправильное употребление в течение внутренней обработки и конечной поставки продукта.

ССЫЛКА: Паспорта по доставке

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

6.6 Управление средствами измерения и контроля

Предприятие осуществляет управление, поверку, калибровку, поддержание и хранение применяемого измерительного и контрольного оборудования для того, чтобы гарантировать соответствие продукта установленным требованиям.

Процедура управления средствами измерения и контроля включает:

а) периодическую калибровку и корректировку на соответствие международным или национальным стандартам до использования;

б) защиту от несанкционированного вмешательства, которое аннулируют калибровку;

в) защиту от повреждения и ухудшения в течение подготовки, эксплуатации и хранения;

г) документирование результатов калибровки.

ССЫЛКА: Должностные инструкции, Рабочие инструкции

^ 7 ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ

7.1 ПЛАНИРОВАНИЕ

Предприятие определяет, планирует и осуществляет необходимые измерения и проверяет деятельность, чтобы гарантировать соответствие и достигать улучшения. Процедура планирования включает документирование, сбор, анализ, обработку и взаимосвязь действительных данных, необходимых для проверки и улучшения деятельности предприятия.

Предприятие планирует реализацию действий по улучшению и обеспечивает требуемые ресурсы.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Анализ данных и планирование»

7.2 ИЗМЕРЕНИЕ и контроль

7.2.1 Измерение и контроль функционирования системы

Предприятие определяет процедуру получения, проверки и использования информации об удовлетворенности потребителей как одного из измерений функционирования системы управления качеством.

Процесс организации обратной связи для запроса, измерения и контроля удовлетворения клиента обеспечивает получение информации, касающейся соответствия продукта установленным требованиям, удовлетворения потребностей и ожиданий клиентов, цены и поставки продукта, на непрерывной основе.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Мониторинг удовлетворенности»

7.2.2 Внутренние аудиты

Предприятие проводит периодические внутренние аудиты, чтобы независимо оценить соответствие системы управления качеством требованиям международных стандартов и эффективность ее функционирования.

Внутренние аудиты проводятся на основании планов с учетом статуса и значения деятельности и области, которые должны проверяться, а также результатов предшествующих проверок. Проверки проводятся персоналом, не выполняющим проверяемую деятельность.

Документированная процедура включает обязанности и требования к проведению аудитов, гарантии их независимости, документирование результатов и извещение руководства.

Руководство принимает своевременные корректирующие действия по недостаткам, обнаруженным в ходе аудита.

Контролирующие действия включают проверку реализации корректирующего действия и отчет о результатах проверки.

ССЫЛКА: Документированная процедура «Внутренний аудит»

7.2.3 Измерение и контроль процессов

Предприятие определяет процедуру измерения и контроля для оценки реализации процесса.

При измерении реализации процесса контролируются:

- эффективность работы персонала,

- использование технологий и оборудования,

- состояние рабочей среды,

Процедура подтверждает способность каждого процесса удовлетворять свою предполагаемую цель.

ССЫЛКА: Паспорта процессов

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

7.2.4 Измерение и контроль продукта

Измерение продукта планируется и осуществляется согласно процедуре, чтобы проверить соответствие установленным требованиям.

Предприятие измеряет и контролирует характеристики продукта на соответствующих этапах процесса изготовления.

Соответствие продукта установленным критериям подтверждается. Результаты контроля и испытаний продукта документируются.

Выпуск продукта не производиться, пока вся установленная деятельность по контролю и испытаниям удовлетворительно не завершена.

ССЫЛКА: Должностные инструкции, Рабочие инструкции

7.3 Управление несоответствием

Предприятие гарантирует, что продукт, который не соответствует установленным требованиям, определяется и управляется, чтобы предотвратить неумышленное использование или поставку. Эта деятельность определена документированной процедурой.

Несоответствующий продукт корректируется и подлежит перепроверке после коррекции, чтобы продемонстрировать соответствие, или утилизируется.

Процедура предусматривает проведение анализа всех несоответствий. Анализ несоответствий проводиться определенными лицами, чтобы выявить любые причины или места возникновения несоответствия. Эти причины учитываются для улучшения.

Персонал, выполняющий анализ, имеет соответствующую компетентность.

ССЫЛКА: Документированная процедура «Управление несоответствующей продукцией»

Должностные инструкции, рабочие инструкции

7.4 Анализ данных для улучшения

Предусмотрена процедура сбора и анализа соответствующих данных, чтобы определить соответствие и эффективность системы управления качеством и улучшения, которые могут быть сделаны.

Предприятие анализирует эти данные, чтобы обеспечить информацию о:

а) удовлетворенности и/или неудовлетворении клиента;

б) соответствии продукта требованиям клиента;

в) характеристиках процессов и продуктов;

г) поставщиках.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Анализ данных и планирование»

7.5 ПРОЦЕССЫ УлучшениЯ

7.5.1 Планирование непрерывного улучшения

Предприятие обеспечивает непрерывное улучшение системы управления качеством с помощью Политики в области качества, целей по качеству, результатов аудитов, анализа данных, корректирующего и предупреждающего действий, анализа управления.

ССЫЛКА: ПСМК-00 «Анализ данных и планирование»

Документированная процедура «Корректирующие действия»

Документированная процедура «Предупреждающие действия»

7.5.2 Корректирующее действие

Предприятие реализует корректирующие действия, чтобы устранить причину несоответствий с целью их предотвращения в дальнейшей деятельности.

Документированная процедура управления корректирующим действием включает:

а) определение несоответствия;

б) определение причин несоответствия;

в) оценку потребности в действиях, чтобы гарантировать, что несоответствие не повторится;

г) определение и осуществление необходимого корректирующего действия;

д) записи результатов реализованного действия;

е) анализ реализованного корректирующего действия.

ССЫЛКА: Документированная процедура «Корректирующие действия»

Должностные инструкции, Рабочие инструкции

7.5.3 Предупреждающее действие

Предприятие определяет предупреждающие действия, чтобы устранить причины потенциальных несоответствий и предупредить возникновение проблем.

Документированная процедура управления предупреждающим действием включает:

а) установление потенциальных несоответствий и их причин;

б) определение и обеспечение реализации необходимого предупреждающего действия;

в) записи результатов реализованных действий;

г) анализ реализованного предупреждающего действия.

ССЫЛКА: Должностные инструкции, Рабочие инструкции

Документированная процедура «Предупреждающие действия»

^ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1) ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОМ от ________________200__г. №____________

2) РАЗРАБОТАН:

3) ИСПОЛНИТЕЛИ:

4) Согласован:

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

ПЕРЕЧЕНЬ

документации системы управления качеством

№ п.п.

Наименование

№ пункта, подпункта РК




Стандарты предприятия
























Положения

















Инструкции

























^ ПАСПОРТА ПРОЦЕССОВ















Скачать файл (816.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru